Александр Карлов: То есть можно утверждать, что Вы пошли от протеста против системы? Прот. Алексий Уминский: В каком-то смысле да, в каком-то смысле. От какого-то протеста, даже не от протеста, а от отхождения от этих привычных норм. Они мне показались совершенно иначе, после того, как я увидел, что можно жить по-другому, можно думать по-другому, можно читать другие книги, вообще — можно много читать того, чего читать нельзя, и эти книги попались мне в руки. Эти книги давались только на одну ночь. Эти книги нельзя было доставать в метро, потому что это была ксероксная литература. Это был самиздат. И вдруг эти книги сильнейшим образом перевернули мой взгляд на мир, на людей, и тогда я почувствовал себя совершенно свободным человеком, в 1976 году, предположим. Дмитрий Дибров: Флоренский ? Прот. Алексий Уминский: Флоренский в том числе. Была его работа «Иконостас», который меня тогда поразил, вот этот взгляд на икону. Это было даже немного потом, а тогда — это Евангелие, которое мне попалось в руки и которое я вначале взял в руки с тем, чтобы как и всю остальную литературу использовать. Где-то ввернуть словечко в таком интересном обществе, как-то произвести впечатление о том, что я знаю что-то такое, чего не знает кто-то другой. Я стал читать эту книгу и в первое время я ничего не понял, а потом вдруг понял очень важную для себя вещь — что эту книгу никак не мог написать человек. Потому что в этой книге все написано против человека. Там нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Нет никакой лазейки, чтобы найти какое-то удобное место, ничего. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? И тогда для меня это было откровение, открытие, что вот эта книга — нечеловеческая. И тогда началось какое-то такое движение, и желание как-то понять и услышать. Я тогда стал молиться. Стал молиться своими словами и постепенно как-то вошел в Церковь.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Великий пост Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас! Истощается свет, лившийся в окна. Темнеет весь мир. Церковные своды напряглись кверху, словно черные паруса корабля плывущего по ночному морю, смешанному с небом. И где вы, райские врата? Условия для совершенной молитвы. Беседа митрополита Лимасольского Афанасия Невозможно молиться, когда мы нарушаем заповедь Божию, а в особенности, когда оставляем заповедь о любви. Между тем другие грехи – более грубые, материальные и, наверное, более тяжкие – могут оказаться гораздо меньшим препятствием для нашей молитвы. Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+Видео) В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? Епископ Выксунский Варнава: Великий Пост Мы стараемся в это время не осуждать никого. Все мы очень много осуждаем. Это тоже одна из главных наших страстей наряду с гордостью. С ней особенно призываю бороться во время поста. Собрать себя воедино Человек должен соблюдать заповеди Божии и церковные установления, в том числе пост, всю жизнь. И тогда он действительно будет изменяться, тогда его работа над своим сердцем будет приносить плоды. И главным из этих плодов будет общение, жизнь человека с Богом, а она изменяет и его отношения с окружающими его людьми. Прот. Алексий Уминский: Великий пост — это не время, когда чего-то нельзя (+Видео) Если мы всегда говорим «можно — нельзя» в рамках христианства, тогда вообще Христос уже не нужен. А если нет этих «можно — нельзя», то тогда открывается пространство для общения с Богом, для твоего понимания, что такое добро и что такое зло. Русская Православная Церковь отмечает начало Великого Поста Великий пост готовит христиан к встрече праздника Воскресения Христова и начинается за семь недель до него. Из четырех многодневных постов Великий пост является самым продолжительным и строгим.

http://pravmir.ru/tag/velikij-post/page/...

Это дочка нашей прихожанки! Так ее юная неокрепшая душа реагирует на то, что происходит в медиа-пространстве. Она еще ничего не знает, но уже против. В детстве мама водила ее к причастию, а сейчас она и крест не носит, и вся ушла в протест. Я посоветовал ей почитать толкование на Евангелие от Марка протоиерея Алексия Уминского – он просто пишет и доступно. Дал ей его книжку, она взяла, но не знаю, прочитает ли. Откуда у нее, причащавшейся в детстве, такое категоричное отрицание Церкви? Ясно, что все идет от телевидения и интернета. Беседовал Леонид Виноградов Читайте также: Протоиерей Всеволод Чаплин в ток-шоу писателя Сергея Минаева Поединок с Владимиром Соловьевым: Максим Шевченко vs Николай Сванидзе — Закон об охране чувств верующих (ВИДЕО) Ток-шоу — кризис формата или духа? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 ноября, 2023 24 февраля, 2022 5 января, 2022 28 октября, 2021 31 июля, 2021 11 марта, 2021 3 февраля, 2021 18 ноября, 2020 29 мая, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/sozdat-sensaciyu-mozhn...

В конечном итоге мама крестилась. Я потом сам венчал своих собственных родителей, когда стал священником. А папа ходит в церковь регулярно, причащается. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский отвечает на вопросы ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Отец Алексий, Вы-то сами как к Богу пришли? У Вас сугубо светское образование, насколько я понимаю. Прот. Алексий Уминский: Не только светское, но и духовное. Александр Карлов: Изначально было. Прот. Алексий Уминский: Изначально светское. Александр Карлов: Семья, по-моему, у Вас тоже светская, в которой Вы воспитывались? Прот. Алексий Уминский: Да. Александр Карлов: Расскажите. Прот. Алексий Уминский: Более того, я воспитывался в семье вполне атеистической, вполне такой традиционной семье. Мама — учитель, папа — инженер. Александр Карлов: В партии состояли? Прот. Алексий Уминский: Да, папа состоял в партии, а мама — нет. Мой первый опыт встречи с Богом был уже когда я учился в педагогическом институте. Просто я встретил людей, которые думали по-другому, которые позволяли себе думать не так, как думают все, потому что я был еще уверенным таким комсомольцем, каким-то активистом комсомольским был. И в этом себя чувствовал вполне комфортно. В институте я встретил людей, которые стали моими хорошими близкими друзьями, которые думают по-другому, и вот это первое удивление, что можно думать по-другому, для меня было каким-то открытием, откровением в тот период. Александр Карлов: То есть можно утверждать, что Вы пошли от протеста против системы? Прот. Алексий Уминский: В каком-то смысле да, в каком-то смысле. От какого-то протеста, даже не от протеста, а от отхождения от этих привычных норм. Они мне показались совершенно иначе, после того, как я увидел, что можно жить по-другому, можно думать по-другому, можно читать другие книги, вообще — можно много читать того, чего читать нельзя, и эти книги попались мне в руки. Эти книги давались только на одну ночь. Эти книги нельзя было доставать в метро, потому что это была ксероксная литература. Это был самиздат. И вдруг эти книги сильнейшим образом перевернули мой взгляд на мир, на людей, и тогда я почувствовал себя совершенно свободным человеком, в 1976 году, предположим.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Прот. Алексий Уминский: Вы знаете, это всегда выбор человека. Сегодня этот выбор в большей степени обозначен. Сегодня человеку гораздо более доступны и книги, и источники, и те священные писания той или иной религии, в которых он может сам для себя находить какие-то истины. Я не вижу здесь большой проблемы. Я думаю о том, что человек ищущий, по-настоящему ищущий — это очень хороший человек, сразу хочу сказать. Человек, который стремится искать Бога — это человек, который идет по пути своего… Он делает себя человеком по-настоящему. Человек имеет свою ценность только тогда, когда он связан с Богом. И мы видим, что когда человека от Бога отрывают, такой человек вообще ничего не стоит. Вообще — пылью, грязью под ногами становится, если человек не связан с Богом. Человек без Бога — такой, что с ним можно делать все, что угодно. Он становится такой массой. Когда человек ищет Бога, он может ошибаться и часто ошибается. Но если он ищет Бога, пускай он его ищет. Александр Карлов: А если найдет там, спасется ли? Прот. Алексий Уминский: А это я не знаю. Это я не знаю. Александр Карлов: Качество связи не зависит от оператора? Прот. Алексий Уминский: Вопрос спасения — это вопрос Суда Божия. Я знаю доподлинно, что во Христе и в Православии мы достигаем спасения, что Господь наш — Спаситель, он так и зовется — Спаситель. Он нас спасает своей крестной жертвой. Поэтому наш спасительный путь — это христианство, это Православие. Мы знаем, что с точки зрения нашей истины иные веры или иные конфессии не являются истинными. Мы понимаем, что они ошибочны. Но как человек ищет Бога, и как каждый человек его находит — это тайна. Для меня — это тайна. Александр Карлов: Важнейший вопрос, который сейчас стоит перед Русской Православной Церковью, какой обсуждается сейчас в верхах? Самый главный, самый важный. Прот. Алексий Уминский: Таких вопросов сегодня немало. В моем представлении сегодня наиболее острый и серьезнейший вопрос — это наша миссия, это наша открытость, это наше слово, обращенное за оградой Церкви к обществу, которое смотрит на Церковь сегодня с настороженностью, с огромным интересом, может быть — с большой надеждой и ожиданиями. Которое хочет видеть Церковь открытой, Церковь — понятной, Церковь — милующей, Церковь — ходатайствующей за людей, которые находятся в бедственном положении. Мне кажется, сегодня это вопрос языка и отношений, которые могли раскрыть все богатство, всю красоту нашей Церкви перед теми, кто этого еще не видел и не знает.

http://pravmir.ru/pochemu-lyudi-vybirayu...

Почему люди выбирают разные религии? Отвечает протоиерей Алексий Уминский (+Видео) Я знаю доподлинно, что во Христе и в Православии мы достигаем спасения, что Господь наш — Спаситель, он так и зовется — Спаситель. Он нас спасает своей крестной жертвой. Поэтому наш спасительный путь — это христианство, это Православие. 23 апреля, 2013 Я знаю доподлинно, что во Христе и в Православии мы достигаем спасения, что Господь наш — Спаситель, он так и зовется — Спаситель. Он нас спасает своей крестной жертвой. Поэтому наш спасительный путь — это христианство, это Православие. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский  отвечает на вопросы  ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Недавняя история. Этот жуткий шум вокруг строительства мечети в Москве. Прот. Алексий Уминский: Что-то я его, видимо, не услышал. Александр Карлов: Средства массовой информации усиленно работали над этим, люди протестовали. Как относится Русская Православная Церковь, во-первых, к факту, что люди иной веры хотят иметь места, где они могут возносить молитвы своему богу на территории, где они живут. И пусть это будет соседство православной церкви и мечети. Прот. Алексий Уминский: Мне кажется, совершенно нормально. Для истории России это было всегда нормально, и для Москвы это было всегда нормально. В Москве, слава Тебе, Господи, существуют несколько сохранившихся исторических мечетей. Тут неподалеку, в Татарском переулке, есть одна из них. По-моему, для большого города, для такого мегаполиса, как Москва, это совершенно естественное явление — иметь в Москве синагоги, иметь в Москве мечети, иметь в Москве католические храмы, иметь в Москве возможность буддистам помолиться в своем храме, по-моему, это нормально. Александр Карлов: Хорошо. Тогда каково ваше отношение к тому факту, что люди, которые могли бы прийти в христианство, уходят в другие религии? Это что — пропаганда у тех сильнее, или они могут что-то дать нам то, что не может дать православная Церковь?

http://pravmir.ru/pochemu-lyudi-vybirayu...

Протоиерей Алексий Уминский: Священник — служение серьезное и во многом неблагополучное (+Видео) 29 марта, 2013. Протоиерей Алексий Уминский Люди, приходящие в церковь — это люди. Люди, становящиеся священниками — это люди. И каждый из нас перед Богом отвечает за свое место — место священника, место епископа, место прихожанина. Оно равно на том самом месте перед Судом Божиим, как и всякое другое место. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский  отвечает на вопросы  ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Чему же учат в семинарии? Прот. Алексий Уминский: В семинарии учат богословию. В семинарии учат экзегетике, то есть толкованию Слова Божьего. Там такие богословские предметы. К сожалению, я надеюсь, что сейчас ситуация меняется, потому что те времена, когда я получал образование, были немного другими. Сегодня священников учат педагогике, слава Тебе Господи, и психологии, и в свое время нас, священников Москвы, Свято-Тихоновский институт приглашал на семинары по психиатрии, например, которые для меня в какой-то момент были очень важными. И сегодня я, может быть, поверхностными знаниями, но пользуюсь, которые во многом мне помогают сегодня. Священник — это служение сильное, серьезное и, в общем, не очень благополучное, во многом неблагополучное. Потому что священники, где-то начиная с моего возраста, это очень нездоровые люди. Потому что к этому моменту, когда священник служит 20–30 лет, организм священника очень сильно истлевает, можно так сказать. Священники в своем служении — это полная открытость для человека. Да, так должно быть. Священник, это тот, кто открыт, потому что священник должен являть открытость Церкви, как дверь для Бога, дверь, через которую Бог для тебя открывается. Поэтому священник должен быть открыт для всего, но чаще всего он должен быть открыт для горя, потому что с радостью мало кто приходит. В основном, люди приходят со своим проблемами, со своим горем.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Я вообще люблю слушать отца Алексея, мне нравится, как он мыслит вслух. И разговора, который начался в этой книге, мне не хватило. Я бы хотел, чтобы она расширялась и от простого, от того, что происходит в Церкви, от какого-то видимого ряда, мы проникали в самую суть того, что происходит. В этой книге это есть, но мне хотелось бы, чтобы она была объемнее. Эта книга — достоверная, хорошая, интересная, и, с моей точки зрения, очень важная. Она доступна, но не проста.   Двадцать лет назад…   Ксения Лученко: Отец Алексий, наследником какой традиции в Церкви вы себя видите именно как автор? С кем из церковных авторов вы бы себя сравнили?  Протоиерей Алексий Уминский: Я никогда об этом не думал, честно говоря. Но не могу сказать, что мои взгляды внутри Церкви не менялись с тех пор, как я стал священником, а это произошло более двадцати лет назад. На многое я стал смотреть иначе. Тогда, в девяностые, в наших головах молодых священников, таких, как я, была большая сумятица. Мы все время искали ответы на вопросы духовной жизни в выходивших в то время изданиях. В основном они были ориентированы на XIX век. Но жизнь нам не позволит найти ответы на все вопросы. Стало понятно, что все стереотипы разламываются при первом же соприкосновении с реальностью. А ты не желаешь в это верить, ты хочешь все сохранять те традиции, которые на самом деле – пройденный этап. Ты хочешь их хранить, а они все равно не хранятся и куда-то уходят. Тогда ты вынужден искать ответы самостоятельно. Нельзя не вспомнить митрополита Антония Сурожского, который повлиял на Церковь XXI века особым образом. Он повлиял на все священство, служащее сегодня. Интонации митрополита Антония, его живой голос, живая вера – это не могло не тронуть всех, кто сегодня живет в Церкви. Нельзя не назвать имя отца Александра Шмемана. Но все равно очень многие вещи сегодня в Церкви рождаются заново. И все мы сегодня в Церкви во многом новорожденные. Это очень страшно, неуютно, но очень хорошо. Такое новое рождение является сегодня, мне кажется, знаковым явлением.

http://pravmir.ru/kniga-bez-otvetov-vide...

И отец дает ему это. Отделяет ему часть состояния, которая полагалась бы его сыну в случае его смерти. И младший сын, которого потом Церковь назовет «блудным сыном», идет и расточает свое имение, живя распутно, с блудницами, с пропойцами, пока не тратит всего до конца. И тогда он начинает бедствовать и нуждаться, пока не находит себе самого жалкого места для житья и пропитания. Он пасет свиней у какого-то злого господина на чужой стороне. И рад бывает напитаться тем свиным пойлом, которым этих свиней кормят. Прийдя в себя, этот младший сын говорит: «Господи, ведь, у отца моего даже рабы, даже наемники – и те едят досыта. Пойду-ка я к отцу своему и скажу ему: «Отче, согрешил я на небо и пред тобою, и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих наемников». И с этим вот чувством покаяния, глубокого раскаяния, он идет к своему отцу, постоянно повторяя про себя эту фразу: «Отче, я недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих наемников». Далее Евангелие повествует, как отец издалека видит своего сына, и выбегает к нему навстречу. Бросается к нему в объятия. И когда сын начинает заученно говорить: «Отче, согрешил я на небо и пред тобою, и уже недостоин называться твоим сыном», отец не дает ему даже договорить, чтобы тот принял его в число наемников, а говорит такие странные и удивительные слова: «Принесите лучшую одежду. Дайте обувь ему на ноги. Заколите упитанного тельца – будем пить и веселиться». И вот что главное: «Дайте ему перстень с моей руки». Перстень в древнем мире – это очень важный символ и не просто символ, это очень важная вещь. Перстень – это печать, перстень – это подпись, перстень – это имя, в том числе. Перстень – это всё достояние человека. Перстнем запечатывали документы, векселя, долговые расписки. И вот этот сын, который только что промотал всё, вдруг получает полный доступ ко всем богатствам своего отца. Раньше-то у него было немного, и то он промотал, а с этим перстнем отец отдает ему всё свое состояние. Удивительная история.

http://pravmir.ru/chto-ya-hochu-ot-tserk...

Одним из особенных богослужений Великого поста является служение Литургии Василия Великого. Эта Литургия служится десять раз в году. В сочельник Рождества, потом в следующий день — день памяти самого Василия Великого, на святках, и следующий день, следующая Литургия — это сочельник Крещения. После этого семь Литургий Василия Великого служатся только Великим постом по воскресеньям, кроме, скажем, Входа Господня в Иерусалим, это — Литургия Иоанна Златоустого. И также это Литургия Великого Четверга и Литургия Великой Субботы. Для современных прихожан не видно различия между литургией Василия Великого и Иоанна Златоустого, потому что само различие заключается в анафоре, которую читает священник у алтаря, то есть в самой молитве возношения, в самом Евхаристическом каноне. У нас так традиционно сложилось, что практически во всех храмах священник читает эти молитвы тайно, секретно. То есть они не звучат для всех прихожан. Поэтому смысл служить Литургию Василия Великого Великим постом неочевиден. Хотя различие ясно, и анафора Василия Великого действительно очень соответствует духу Великого поста. В некоторых храмах Москвы, слава Богу, всё-таки священники читают евхаристические молитвы вслух, в том числе и в нашем храме. Но она всё равно доступна не всем. Но, кто интересуется — может найти тексты молитвы. Можно ходить на Литургию Василия Великого и держать перед собой текст анафоры и прочитывать его глазами. Я хотел бы обратить внимание на эпиклезу. Эпиклеза — это та часть анафоры, во время которой священник, призывая благодать Святого Духа на хлеб и вино, благословляет их. И хлеб и вино, лежащие на престоле, прелагаются молитвой всей Церкви в Тело и Кровь Христовы. Что слышат прихожане: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» . Священник произносит: «Подобие и чашу от плода лозного прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы, и за многия изливаемая во оставление грехов».

http://pravmir.ru/prot-aleksij-uminskij-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010