«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Что я хочу от Церкви В своей книге священник Алексей Уминский рассуждает о том, почему Церковь не является «корпорацией» и как можно в этом убедиться; о том, чего мы ищем, приходя в храм, и что обретаем на самом деле; о правилах благочестия и их смысле, о церковной общине и о личном пути к Богу. Автор не обходит и самые острые вопросы, нередко звучащие от людей, еще не переступивших вполне порог Церкви, но имеющих желание его преодолеть. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru ЧТО Я ХОЧУ ОТ ЦЕРКВИ Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 13-314-2148 ISBN 978-5-91761-264-5 © Издательство «Никея», 2014 ЧТО Я ХОЧУ ОТ ЦЕРКВИ О ХРИСТИАНСТВЕ И ДУХОВНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ Священник Алексей Унинский М осква «Н икея » 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ Перед вами новая книга протоиерея Алексея Уминского. Тема ее — Церковь и наши представления о ее месте в нашей жизни. По-настоящему верующий человек знает, как широк горизонт церковного мира, как много аспектов, оттенков, радостных открытий, но и вопросов, проблем включает в себя церковная жизнь, и потому — насколько неполными и фрагментарными могут оказаться самые добросовестные попытки с ходу и однозначно ответить на, казалось бы, такой несложный вопрос: что такое Церковь? Зачастую вместо серьезного и глубокого разговора на эту тему нам предлагают всякого рода инструкции: соблюдай некоторые правила — и станешь человеком «церковным». Или наоборот: не делай того-то, отрекись от другого, третьего, десятого — и сможешь «по праву» именоваться христианином. В результате человеку, ставящему вопрос о природе Церкви, бывает непросто найти ответ, который был бы одновременно и доступен ему, и в то же время не страдал бы однобокостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Тяжесть правила или разговор с Отцом? 06.01.2024 #книги #молитва #отрывки new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × В канун Рождества стало известно об отстранении от настоятельства и запрете в служении отца Алексея Уминского. Публикуем отрывок из его книги. С одной стороны, личный опыт молитвы не должен сильно расходиться с опытом Церкви. Но с другой стороны, личный молитвенный опыт у каждого свой, и он никогда не станет калькой опыта, который мы пытаемся получить из чтения книг о молитве или из советов старцев, — считает протоиерей Алексей Уминский. О том, как может, хочет и должен молиться христианин, он рассуждает в своей «Книге о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом?», вышедшей в издательстве «Никея». Личный опыт или прелесть? Опыт молитвенников, оставивших нам поучения, как и любой зафиксированный опыт молитвы, был личным и не повторял чужой со стопроцентной точностью. Молитва преподобного Симеона Нового Богослова и молитва святителя Игнатия (Брянчанинова) — совершенно различны, но мы должны признать, что и тот, и другой образ и способ находятся в сокровищнице Церкви. Разнообразных молитвенных опытов в Церкви не два и не три, а очень много. Поэтому можно по интонации различить молитвы, которые приписываются Василию Великому и Иоанну Златоусту , Симеону Метафрасту , Иоанну Дамаскину и Амвросию Медиоланскому . Мы видим, что это разные, в том числе эмоционально разные, способы обращения к Богу; общее же у них прежде всего то, что они исходят из опыта личной встречи с Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) Конечно, можно, что называется, не рисковать — оставаться в рамках. Такие рамки в XIX веке очень жестким образом определила русская традиция, благодаря святителю Игнатию (Брянчанинову), который суммировал накопленный Церковью опыт, наложив его на свой собственный, и очень просто, понятно, доступно изложил как дидактическую систему. Этот совокупный молитвенный опыт стал восприниматься как правильный, гарантирующий от впадения в то, что святитель Игнатий называет словом «прелесть». Он постоянно напоминает: «Смотри, не смей произносить молитв, якобы тобой сочиненных! А то как бы далеко тебе не уйти от предмета!» Предупреждение основательное, так как человек, действительно, существо падшее, искаженное; эмоциональность у людей разная, некоторые слишком экзальтированны, некоторые психически неуравновешенны. И конечно, гораздо проще усреднить путь, который, как кажется, делает твою духовную жизнь безопасной.

http://blog.predanie.ru/article/tyazhest...

Церковное собрание В древности литургией называли построение храма или корабля. Люди собирались и всем миром делали дело, которое без общего участия делаться не могло. 23 октября, 2012 В древности литургией называли построение храма или корабля. Люди собирались и всем миром делали дело, которое без общего участия делаться не могло. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Читая писания апостольских мужей, например, священномученика Иринея Лионского или священномученика Игнатия Богоносца, мы обращаем внимание на то, что авторы неоднократно подчеркивают: «Где епископ — там Апостольская Церковь». Церковная община, возглавлявшаяся епископом, представляла собой поместную Церковь; такие Церкви существовали практически в каждом полисе. При этом в те времена христиан было немного. По существовавшим тогда правилам епископа можно было поставлять в общину, состоявшую хотя бы из двенадцати человек. С самого начала распространения христианства установлено, что единственным настоящим совершителем Литургии может быть только епископ, потому что именно он возглавляет Церковь. В первые три века так дело и обстояло. Литургия в древней Церкви была соборной: в городе обычно совершалась только одна Литургия, потому что там был лишь один епископ. Как написано в Деяниях святых апостолов: «Все же верующие были вместе» (Деян. 2: 44). Литургия всегда совершалась на рассвете в воскресенье, в память о Воскресении Христовом. Воскресенье не было тогда выходным днем, языческий мир жил совсем по другому календарю. Конечно, совершенно немыслимо представить себе, чтобы кто-то пришел на Литургию и не причастился: они ведь ради этого и собирались, а богослужение лишь предваряло причащение верующих Святых Христовых Таин и было введением, духовной подготовкой человека к совершению таинства. Не все христиане могли всякий раз прийти на воскресную службу, поэтому нередко они уносили с собой Причастие в виде запасных Даров. Причащать верующих могли не только священники, но и дьяконы, и дьяконисы. (Существовало такое особое служение в раннехристианской Церкви, которое нельзя рассматривать как некий священный сан. Были при храмах честные вдовицы, которые по благословению епископа могли ходить со Святыми Дарами в тюрьмы и больницы и передавать их страждущим для причащения. Они же крестили женщин, а сами имели право причащаться в алтаре). Кроме того, по существовавшей тогда традиции христианин после каждой Литургии уносил домой Святые Дары и начинал каждый новый день с причащения Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/cerkovnoe-sobranie/

Новости 2 сентября, 2011 Патриарх Сербский Ириней принял участие в ежегодной встрече преподавателей религиозных дисциплин Сербский патриарх Ириней впервые принял участие во встрече преподавателей религиозных дисциплин, который прошел в храме святого Василия Острожского в Белграде. 2 сентября, 2011 Кортеж патриарха Кирилла попал в ДТП в Иркутске Кортеж, в котором передвигался патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вечером в пятницу в Иркутске попал в ДТП. Пострадавших нет. 2 сентября, 2011 В Подмосковье до 5 сентября можно поклониться мощам великомученика Димитрия Солунского Встречая мощи святого митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий напомнил, что «Веками русский народ чтил святого великомученика Димитрия Солунского и обращался к нему с молитвой, но это он делал мысленно, зная о его чудесах и его чудесной помощи». 2 сентября, 2011 В Румынии проходит семинар по борьбе с алкоголизмом Священники, психологи и социальные работники из Тыргу-Муреш, Констанца, Бакэу и Залэу участвуют в семинаре для специалистов Центра святого Димитрия в Клуж-Напока, проходящем в монастыре Благовещения Тиса Сильвестри с 30 августа по 2 сентября. 2 сентября, 2011 Компания " Донской табак " приостановила производство скандальных сигарет Компания «Донской табак» приняла решение временно снять с производства сигареты, чье оформление и реклама вызвали возмущение общественности 2 сентября, 2011 Кипрский архиепископ Хризостом: имущество Церкви доступно для страны и народа Архиепископ Кипрский Хризостом заявил, что в случае необходимости все имущество Церкви будет доступным для страны и народа. Однако при этом архиепископ отметил, что эта доступность средств Церкви не значит, что их можно попросту растранжиривать. 2 сентября, 2011 Протоиерей Алексей Уминский: никто не должен сталкиваться с недоброжелательностью в храме Много или мало – 8% и 11%? Таких цифр вообще не должно быть. Никто не должен встречать недоброжелательное отношение, приходя в храм. 2 сентября, 2011 Андрей Кондрашов: я встречал людей, вера которых была поколеблена из-за разочарований в священнослужителях

http://pravmir.ru/category/news/page/534...

Очень много для начинающих миссионеров значили и живые примеры епископов, священников, церковных педагогов. Это интеллигентные, вежливые, открытые, внимательные, доступные, уважающие чужое мнение люди. Я говорю о митрополите Антонии Сурожском, об уже упомянутых протоиерее Глебе Каледе, протоиерее Борисе Ничипорове, о протоиереях Федоре и Николае Соколовых, протоиерее Вячеславе Резникове, о протоиерее Алексии Уминском, об игумене Петре (Мещеринове), о священнике Игоре Кирееве, о Л.В. Суровой, об И.Н. Мошковой, О.М.Потаповской и многих других. Начинающих миссионеров вслед за о. Василием Зеньковским учили, что «Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни. Никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни». Наверное лучшей квинтэссенцией той эпохи стали слова Ирины Николаевны Мошковой, что задача миссионера и церковного работника — пробудить у человека произволение ко спасению во Христе и пробудить доверие к Церкви. Само это слово «пробудить» не имеет ничего общего с понятиями «переубедить», «запугать» и тем более «затролить». На слуху были и слова о.Глеба Каледы, что миссионер призван привести человека к радостной жизни со Христом. Почему не прижилось? К огромному сожалению, то миссионерство, которое я назвал «1.0» не прижилось. Не сложилась и профессиональная  работа с детьми, не встала на ноги и системная антисектантская работа. Это произошло, прежде всего, потому, что миссионерство, да и вся церковно просветительская работа лет десять назад подошли к такой стадии, после которой наступает либо профессионализация и развитие, либо уход специалистов и, как следствие, перезапуск и даже временное обнуление. Профессионализм требует обустроенных рабочих мест и финансирования, а так же пространства и полномочий для развития. Но миссионерство ни в те времена, ни сейчас так и не стало местом инвестирования. Оно было пущено на самотек, а значит так и осталось на любительском уровне. Вторая причина в том, что после СССР в абсолютном и относительном количестве Русская Церковь имела слишком мало активистов, преподавателей, миссионеров. Думаю на всю страну это единицы тысяч. Для сравнения на одну воскресную школу с сотней учеников и десятью преподавателями с нагрузкой 4 часа в неделю мы имеем, как минимум, три-пять общеобразовательных школ, в каждой из которых несколько тысяч учеников и десятки преподавателей с нагрузкой 30 часов в неделю каждый. Этим я хочу сказать, что развитие столь малочисленной миссии должно было быть и было очень постепенным и на первых порах его трудно было отличить от статистической погрешности, что впоследствии и было принято за безрезультатность.

http://pravmir.ru/yurij-belanovskij-prav...

Когда человек приходит за этим, церковь понятна, доступна. Единственное, надо знать, где платок надеть, как перекреститься, как и к кому обратиться, – то есть простые правила поведения в незнакомом месте. В музее такие же правила есть – сюда не садиться, пальцами в картину не тыкать. В каждом пространстве есть свои правила, если их хорошо изучить, то и с церковью проблем не будет. Ты приходишь, заказываешь, оставляешь деньги и уходишь, оно само здесь работает. Батюшка свои деньги получает, певчие свои песни поют, все хорошо. Кадила дымятся, святая вода льется непрекращающимся потоком. Большинство людей, даже церковных, считает, что церковь устроена именно так, потому что когда человек приходит в церковь таким образом, у него кроме хорошего чувства ничего не остается, если, конечно, цены не очень высокие. Бывает, что он расстраивается, потому что его тут очень «раскрутили», такое тоже бывает. Остальное – все хорошо. Знаем, когда ходить в храм, знаем, когда освящать куличи, знаем, когда крещенская вода, а когда богоявленская, и что хорошо бы воду из разных храмов взять, – все мы прекрасно знаем. Знаем, каким иконам молиться. Знаем все свойства святой воды, когда ее пить – натощак, при каких обстоятельствах. Все знаем, но не знаем главного – где тут Бог ? Есть ли Он здесь? И возникает новое общество людей, которые говорят: «Мне церковь для этого не нужна, я и без церкви Бога знаю, разве я без церкви не могу молиться Богу? Могу. Меня Бог только в церкви слышит? Нет. Зачем тогда мне церковь нужна?» Мне говорит человек, более или менее просвещенный, с высшим образованием: «Мне не нужны эти ваши записки, свечки, мне не нужна святая вода, я без нее обхожусь. Я хороший человек, я христианин, зачем мне церковь , если я читаю Евангелие дома? Я вообще очень много читаю, я очень образованный человек. И молюсь я Богу, и Бог меня слышит, зачем мне ваша церковь ? Мне покупки ваши не нужны!» А что ему на это ответишь? Кто-то скажет: «Там же есть причастие, исповедь – Таинства!» Для того чтобы объяснить человеку, что это такое, оказывается, не хватает какого-то правильного понимания, потому что для очень многих христиан Таинство Церкви – это тоже особый духовный продукт, который человек использует для себя, для своих маленьких нужд. Поэтому самое главное может быть для людей непонятно. «Если я согрешил, то я попрошу прощения у того, кого обидел. А когда у Бога попрошу прощения своими словами, Бог меня не простит? Скажите, если я искренне попрошу у Бога прощения вне церкви, это считается или не считается?» Я тоже думаю, что считается. Тогда зачем она нужна, церковь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Часто люди не понимают, что, получая помощь от святителя Николая, блаженной Матроны, от других святых, надо не только в благодарность поклониться и свечку поставить. Все-таки они для нас – правило веры и образ кротости. Благодарностью за чудо будет подражание их жизни, в каком-то, хоть маленьком, повторении их подвига. Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них в своей жизни. Но, к сожалению, человек это совсем не понимает и не чувствует. Огромное количество людей приходит к мощам блаженной Матроны – тысячи, десятки тысяч каждый день, и многие из них даже не знают, что надо ходить в храм, исповедоваться, причащаться. И почему-то никто в монастыре, получающем колоссальные доходы от паломников, не догадывается напечатать, например, некоторое количество Евангелий или хороших доступных брошюр миссионерского содержания, чтобы раздавать их приходящим, объясняя, как они должны относиться к чуду, что им следует сделать, прежде всего как они должны прийти в храм, исповедоваться. Мы все время говорим о миссионерстве, что надо идти к людям, выходить за пределы храма, церковной ограды, что надо проповедовать на стадионах... А тут никуда идти не надо, люди сами толпой идут в ограду храма. Но сознание большинства из них совсем не церковное, представление о чудесах магическое, которое они и передают друг другу в этих очередях. Например, чтобы чудо произошло, надо подойти к мощам Матроны три раза или взять святую воду в семи разных храмах. А то, что святая вода имеет отношение только к Церкви, к святости Церкви, к строю духовной жизни, что она неотделима от Церкви, это никто не хочет слышать, но и никто об этом не хочет говорить. Люди приходят, кланяются, оставляют в храме свою копейку, уходят, но остаются прежними! Чудо настоящее произойдет, если они выйдут из храма другими, если они после этого придут на исповедь, если они будут устраивать духовную жизнь, исходя из евангельского слова. Вот это будет настоящее чудо, а все остальное – это уже какое-то волшебное восприятие. Очень много магических представлений о чуде складывается в головах не только у людей, далеких от Церкви, но и у людей, которые, казалось бы, живут церковной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Сам факт канонизации того или иного подвижника вовсе не означает, что мы, православные христиане, должны безоговорочно принимать и разделять его мнения по любым вопросам, относясь к ним как к догматам. Не равнозначна канонизация и признанию абсолютной безгрешности угодника Божия. Но что же она в таком случае означает? Канонизация – это предложение Церкви каждому из нас всмотреться в жизнь святых, увидеть для себя возможность чему-то у них научиться. Например, у преподобной Марии Египетской, 47 лет прожившей в подвиге в пустыне, не надо, наверное, учиться ходить по водам «яко по суху», но можно учиться истинному покаянию. У святителя Николая Чудотворца – нежной отеческой доброте, у Иоанна Златоуста – горячей ревностной вере; у блаженной Ксении Петербуржской – безоглядному следованию за Христом, у Алексея, человека Божия, – великому смирению и огромной любви к Богу, которая сделала его способным своей жизнью принять слова Христа: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ) – наверное, одни из самых проблемных, трудных слов Евангелия. И такое живое восприятие святых и их житий естественно. Странно просить св. Пантелеймона об исцелении, забывая, что он не только целитель, но и великомученик, и не быть готовым, подобно ему, хоть чуть-чуть понести свою болезнь как крест. Образ святого, который мы встречаем в житии или видим на иконе, являет нам доступными человеческому восприятию литературными или художественными приемами человека спасенного, преображенного любовью Христовой; являет человека таким, каким он был Богом задуман с самого начала. На иконе ли, в житии ли мы видим образ уже совершенного подвига, уже свершившейся победы. Эта победа дается кровью, усилиями, очень часто – огромными внутренними страданиями (можно, например, вспомнить искушения прп. Антония Великого или прп. Марии Египетской в пустыни). Путь святых не свободен от ошибок. И когда мы видим победивших во славе, то понимаем, что этот путь – путь святости и обожения – и для нас проходим, и для нас возможен. Святые тогда могут стать для нас подобными свету маяка, на который можно идти; они «оживут» для нас, из малопонятных «сказочных персонажей» превратятся в помощников и «святых сродников наших» (как поется в песнопениях службы Всем святым, в земле Российской просиявшим).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Это третья аудиокнига сказок Натальи Абрамцевой, выпускаемая издательством «Деоника». Также как и два предыдущих выпуска сказок для добрых сердец – «Серая кошка» и «Заветное желание», - она предназначена для детей и взрослых любого возраста и для семейного прослушивания. В музыкальном оформлении сказок использованы фрагменты паваны и балета «Моя матушка-гусыня» композитора Мориса Равеля. Беседы о Ветхом Завете. Протоиерей Александр Сорокин . – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Юлия Осинская , руководитель издательского отдела радиостанции «Град Петров»//Фома. - – октябрь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 2 диска октября »). В основе цикла бесед – адаптированный для широкого круга слушателей курс лекций преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерея Александра Сорокина, автора книги «Введение в Ветхий Завет». Прекрасное знание материала, яркость и доступность изложения обеспечивают постоянный интерес слушателей к этим беседам. 5 телепередач октября: Библейский сюжет . Канал «Культура». По субботам в 10:00//Фома. - – октябрь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 5 телепередач октября »); Обращаясь к тому или иному сюжету Библии, великие художники (живописцы, писатели, поэты, философы), всегда пытались глубже понять то, что происходит с ними, с обществом в данный момент времени. В рамках цикла в октябре будут показаны программы «Тартюф, или Лицемер. Жан Батист Мольер», «Слово. Гераклит», «Книга пророка Даниила», «Даниил во львином рву. Саша Черный», и «О пяти хлебах. Карел Чапек». Православная энциклопедия . Интерактивный историко-познавательный телеальманах. Канал «ТВ-Центр». По субботам в 08:30/Представляет ведущий, протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах//Фома. - (78) – октябрь 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 телепередач октября »); Тема первой программы октября - « Что читать православным детям ». 10 октября «Православная энциклопедия» приглашает телезрителей в поездку на Енисей . Героем следующего выпуска из цикла « Человек и его вера » станет народный артист Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР и художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин , первым среди музыкантов начавший исполнять духовную музыку. 24 октября программа отправится в путешествие по Краснодарской епархии . В последнем выпуске месяца предполагается поговорить о том, какое место занимает Интернет в жизни современного человека.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

Вам не кажется, что когда мы накладываем на себя крестное знамение, мы себя перечеркиваем? Мы перечеркиваем себя ради Христа. Это значит сказать Богу: «Все мое – Твое». Если мы с Вами вспомним Евангелие от Луки, 15 главу, там звучат эти же самые слова. Старший сын подходит к отцу и говорит – как же так, ты принял этого своего младшего сына, который все расточил, а мне не дал даже козленочка. А отец ему говорит: «Сын, все мое – твое». Те же самые слова Бог обращает к нам. А мы хотим от него взять только то, что нужно сейчас нам. Мы не хотим взять от Бога все. Мы хотим только маленькое. Как младший – дай мне МОЕ. Когда мы говорим «отвергнись себя», это значит, забудь про то, что «дай мне мое». Это готовность открыться для Бога — тяжелейшая вещь, страшнейшая вещь. Открыться так, чтобы ничего своего не осталось. Чтобы все место в каждом из нас было доступно для Бога. Чтобы все для него было доступно – не какой-то отдельный участочек нашей жизни, а вся наша жизнь. Потому что он же нам всего себя отдает. А мы же, когда причащаемся, не всего Его хотим взять, а только то, что нам больше нравится. Бог у нас в послушании Сегодня послушание воспринимается нами в Церкви как исполнение приказаний, и выполнение циркулярных писем, которые сейчас, к сожалению, основная форма управления Церкви. Что такое послушание? Степенна 4 гласа на утрене звучит так: «Да будут мне на послушание Божественная твоя ушеса». Церковь говорит о Боге, что он находиться у людей в послушании. И это действительно так. Бог у нас в послушании. Он действительно нас слушает. Он постоянно нас слышит. Он на каждое «Подай, Господи» нам отвечает. Он в послушании у человека. Мы говорим о послушании в семье. Кто у кого в послушании изначально? Дети у родителей или родители у детей? Рождается ребенок в семье – только он пикнул, только вякнул, мать сразу к нему бежит. Кто у кого в послушании? И если это нормальные родители, то они вслушиваются в своих детей. Все детство – это послушание родителей детям. Потом дети взрослеют и родители начинают к ним внимательно прислушиваться: а что наши дети? Что у них сейчас на душе? Что на сердце? А что с ними происходит в подростковом возрасте? И вот это слышание другого и называется послушание. Когда родители находятся в послушании у детей, потому дети естественным образом начинают находиться в послушании у родителей.

http://pravmir.ru/audio-protoierej-aleks...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010