О расстригах, пастырском выгорании и нерве церковной жизни — дискуссия Почему из Церкви уходят … священники? В чем причина пастырского выгорания? Дискуссия по итогам фильма «Расстриги». 21 января, 2013 Почему из Церкви уходят … священники? В чем причина пастырского выгорания? Дискуссия по итогам фильма «Расстриги». В исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове прошел закрытый показ документального фильма «Расстриги» , снятого шведским режиссером Эрландом Кельтером. Идея показать судьбы священников, оставивших по разным причинам свое служение, принадлежит протодиакону Андрею Кураеву, однако создатели фильма существенно отошли от первоначального замысла. На просмотр собрались настоятели московских храмов, православные журналисты и преподаватели духовных вузов. В отношении самого фильма зрители разошлись в оценках – ведь первый опыт всегда дискуссионный – однако в одном были единодушны все: обсуждение проблем пастырского выгорания, раннего рукоположения и ухода от церковного служения и от церковной жизни – необходимо. Нужно осмыслять трудный и отрицательный опыт и искать пути врачевания. Нераскрытость человеческих чувств Протоиерей Алексий Уминский основной причиной пастырского кризиса считает отсутствие рядом со священником человека, способного поделиться опытом и поддержать в трудной ситуации: «Мне пришлось служить не только в Москве и не только настоятелем благополучного прихода, но и в довольно тяжелых условиях, в начале 90-х, когда рукополагали священников, как пушечное мясо, простите меня за такое, не очень хорошее выражение. В этой ситуации человек — имеющий жизненный опыт или не имеющий жизненного опыта — остается совершенно одиноким. У него нет практически никакого доступа к своему архиерею и нет никого в окружении священника, с кем бы он мог бы просто по-человечески поделиться. Нераскрытость человеческих чувств оказывается причиной, когда священник плющится под этой тяжелейшей ношей – он совершенно один, и никому не интересен, никому не нужен, никем не замечен». Зилотство и саможаление

http://pravmir.ru/209627/

Впрочем, человек может удовлетвориться ответами, лежащими на поверхности, и решить, что теория «Большого взрыва» и рассуждения об эволюционном пути развития освобождают его от необходимости задумываться о Боге. Вот это уже по-настоящему очень и очень страшно! Такой человек, по существу, отказывается от своего истинного предназначения и начинает заботиться лишь о том, как бы прожить эту быстротечную жизнь как можно более комфортно, избежав при этом неприятностей. Во главу угла при этом начинают ставиться физическое здоровье, социальное положение, карьерный рост и материальное благосостояние. Все эти мотивации носят сугубо инстинктивный характер. Если человек отказывается от Бога, от высочайшей и безусловной ценности, доступной исключительно ему, он отказывается и от человечества в себе, выстраивая свое поведение на уровне высокоразвитого животного. По сути, он отказывается от размышлений, отказывается от боли, отказывается от страдания и в конечном итоге отказывается от любви. Человек мыслящий не может удовлетвориться простыми объяснениями. Допустим, наша вселенная возникла в результате «Большого взрыва». А что было до него? И кто этот взрыв осуществил? Иногда дети спрашивают: «А что было до того, когда появился Бог?» Им следует объяснить, что Господь был всегда, потому что Он и есть вечность, вечно живущее Существо. Некоторые готовы согласиться с тем, что «там», пожалуй, все же «что-то» есть. Но «что-то» не может обладать душой, ему не свойственны мысли и чувства. Это – всего лишь природа, совокупность стихий и физико-химических законов. К тому же не теряет своей актуальности вопрос о Создателе этой самой природы.Следующий этап в духовном развитии: над нами находится не «что-то», а «Кто-то». Но если речь заходит о Существе мыслящем, у человека возникает естественное желание познать это Существо, определить для себя Его основополагающие свойства. Вопросы эти не оставляют человека на протяжении всей его жизни, он непрестанно ищет ответы на них, хотя порой заблуждается и уходит далеко в сторону. Однако в любом смысле он не может не осознать: этот «Кто-то» бесконечно разумен, бесконечно силен, бесконечно творчески богат. Все, что мы видим вокруг: мир животный, мир растительный, мир неба, земли, воды и огня, – совершенно не случайно, в нем все оказывается взаимосвязано. Кроме того, мир неимоверно сложен, потому что каждая росинка содержит свой космос, при этом он очень гармоничен и необыкновенно прекрасен. Мы не можем не прийти к выводу, что такая красота не могла быть создана без любви. Человек и сам не в силах сотворить без любви что-либо прекрасное. Но если любви Творца хватило на целый мир, то ее не может не хватить на человека. Искать Его

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Наверное, можно не продолжать. “Тайна примирения” необычайно трезво описывает реалии духовной жизни христианина — как новоначального, так и уже много лет пребывающего в Церкви. Так, вопреки обычной практике понимания Таинства исповеди как “личного” Таинства, совершающегося отдельно от Церкви (этому способствует не вполне правильное толкование понятия тайны исповеди), отец Алексий обращает внимание на вселенскость происходящего — ведь на небесах и об одном кающемся грешнике бывает радость, — и большая, нежели о целом сонме праведников 2 . Экклезиологичность концепции покаяния в книге совершенно естественно приводит к тому, что здесь развенчиваются некоторые часто встречающиеся заблуждения, удачно и своевременно переносятся многие акценты — например, с привычного в нынешней практике “покайся, причастись и спасешься” на более редкое в реальности “кайся постоянно, ощути потребность в покаянии, а остальное сделает Бог”. Может быть, отец Алексий и не единственный, кто говорит об этом, но написана его книга чрезвычайно убедительно, и редко встречается столь удачное изложение священнического опыта, не имеющее оттенка высокомерной нравоучительности и не вызывающее тем самым отторжения. Быть может, секрет именно в том, что автор “ Тайны примирения” не отделяет себя от читателя: всё, что он говорит, он пережил сам, и поэтому щедро делится с читателем полученными выводами. Возвращаясь к Таинству исповеди, как оно описано и объяснено в книге, нужно заметить, что отец Алексий называет исповедь не просто исцелением человека, но “исцелением мира”. В его представлении покаяние как процесс переходит уже в область эсхатологии — не только Бог спасает и исцеляет мир, но и человек в синергии помогает исцелять вселенную, исправляя единственно доступное ему для исправления искажённое создание — самого себя. И поиск в человеке того, что принадлежит вечности, — это тоже дело не только Господне, но и человеческое. А предельное выражение человека в вечности — святость, которая является не самоцелью, а свойством: “человек, который сочетается с добродетелью, не исчезает, когда умирает, а даруется всему человечеству, осуществляется в человечестве через пространство, через время, через совсем иные измерения”.

http://pravmir.ru/retsenziya-protoierey-...

Притча о Страшном суде. Равенна Десять заповедей — вполне посильная вещь, доступная абсолютно любому порядочному гражданину. Кто не исполняет эти заповеди, тот просто неприличный человек. Что трудного в десяти заповедях? Исполнить их можно просто живя нормальной жизнью, а Евангелие непосильно. Но мы только тогда можем называться христианами, если берем на себя непосильное. Если человек не идет по этому пути, он никогда не станет христианином. — Но как сделать то, чего ты сделать не можешь? Как полюбить, когда в сердце нет любви? — Любовь — это дар Божий, но он всегда связан с желанием человека этот дар получить и понести. Если человек боится, как тот самый юноша, от юности исполнявший все правила, то он никуда не идет. А если он не побоится, пойдет за Христом, то потом этот дар он получит. Апостол Петр спрашивал Учителя: кто же может спастись? кому это по силам? А Христос отвечал, честно и откровенно, что человеку это невозможно, но — продолжал, — все возможно Богу. Тот, кто может безумно довериться Евангелию, не испугаться, тот встает на путь к Богу. Кто-то идет более удачно, кто-то менее удачно, кто-то страдает, что путь этот пройти не может, но все равно идет. Но по-другому не бывает. К этому пути нас призывает Христос в притче о Страшном суде. Собственно говоря, если ты во время поста берешь на себя посильные вещи, решаешься мяса не есть, вина не пить, не курить, в храм ходить по воскресеньям, причащаться регулярно,-то в этом посте нет особого смысла. Ну и что? Прошел пост, разговелись, дождались следующего… Во время поста надо с собой совершить что-то непосильное, чтобы заставить сердце свое раскрыться, почувствовать что-то важное, что ты не понимал и не чувствовал до этого. И потом, надо понять, что ты сам вообще ничего не можешь делать. С горечью и глубочайшим пониманием своей никчемности, осознать, что ты ничего не можешь — это еще одна из целей поста. — И все же, чаще всего говорится об аскетических сторонах поста. Как связаны аскеза, воздержание и путь любви?

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

А вот десять заповедей – вполне посильны, доступны любому порядочному гражданину. Кто не исполняет эти заповеди, тот просто неприличный человек. Что трудного в десяти заповедях? Исполнить их можно, просто живя нормальной жизнью, а Евангелие непосильно. Но мы только в том случае можем называться христианами, если берем на себя непосильное. Если человек не идет по этому пути, он никогда не станет христианином. Любовь – это дар Божий, но он всегда связан с желанием человека этот дар получить и понести. Если человек боится, как в притче о богатом юноше (см. Мф.19 ), то он никуда не идет. А если он не побоится, пойдет за Христом, потом он этот дар получит. Апостол Петр спрашивал Учителя: кто же может спастись? кому это по силам? А Христос отвечал, честно и откровенно, что человеку это невозможно, но продолжал, все возможно Богу. Тот, кто может бездумно довериться Евангелию, не испугаться, тот встает на путь, ведущий к Богу. Кто-то продвигается по этому пути успешно, кто-то менее, кто-то страдает, что путь этот пройти не может, но все равно идет. По-другому не бывает. На этот путь нас призывает Христос в притче о Страшном суде. Собственно говоря, если ты во время поста берешь на себя посильные вещи, решаешься мяса не есть, вина не пить, не курить, в храм ходить по воскресеньям, причащаться регулярно, то в этом посте нет особого смысла. Ну и что? Прошел пост, разговелись, дождались следующего... Во время поста надо с собой совершить что-то непосильное, чтобы заставить сердце свое раскрыться, почувствовать что-то важное, что ты не понимал и не чувствовал до этого. И надо понять, что ты сам ничего не можешь сделать. С горечью и глубочайшим пониманием своей никчемности осознать, что ты ничего не можешь, – это еще одна из целей поста. Как связаны аскеза, воздержание и путь любви? Если ты не выполняешь десять заповедей, то вообще не о чем говорить. Понятно, что это основа, на которую все опирается. Внешний, уставной пост – это опора, но она не исчерпывает смысл поста. Евангелие нам говорит о большем подвиге, прежде всего о любви. А любовь не достигается аскетическими упражнениями. Если человек постится строго, молится много, то не факт, что он через это достигнет любви. Это помогает человеку бороться, управлять самим собой. Но потом надо сделать что-то еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И этот процесс характерен не только для нашей страны. Это процесс, охвативший все человечество. Особенности современного искусства сформированы, прежде всего, системой ценностей, в центре которой – стремление к благополучию. Это, в общем, искусство пресыщенного мира, искусство сознания, которому все позволено. За современными формами искусства стоит не столько атеистическое мышление, сколько новый виток научно-технического прогресса. Атеизм XX в. рождал очень серьезные смыслы. И те же Бунюэль, Чехов, Фет и многие другие, искренне считавшие себя атеистами, обнажали свои сердце и душу, заставляя людей ужасаться, шокировали их, но тем не менее пробуждали человеческие чувства. Они заставляли думать, страдать, плакать. Порой даже испытывать чувство отвращения, как это делает, скажем, Ларс фон Триер сегодня. Но его фильмы тем не менее – это не постмодернистское искусство, это работы настоящего художника. Современные технологии чрезвычайно ускорили процесс и многое упростили. Раньше освоение творческой профессии требовало многолетних усилий, теперь можно, например, купить фотокамеру и за один день стать фотографом. Понять, что обладаешь слухом и каким-то голоском, – и начать петь, гастролировать и выступать. В этом есть свои положительные стороны – творчество перестало быть уделом избранных и приобрело массовый характер. Любому можно самовыразиться, проявиться, показать себя. Минус в том, что одновременно с доступностью снизилась планка. И дело не только в том, что можно плюнуть краской на холст и прославиться, дело в том, что искусство перестает быть призванием. Снимать, писать, рисовать, сочинять можно между делом, левой ногой, не обладая ни знаниями, ни пониманием своего уровня и места в искусстве. Более того, ценности подменяются, непрофессионализм или хулиганство объявляются концептом. Порой достаточно создать случайный «артефакт» – и ты популярный концептуалист. Всё доступно всем. Процветает искусство скандала, а не искусство идеи, искусство провокации, а не смыслов, искусство отрицания, а не познания себя и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Мы все такие: не знаем часто, что делать, не хватает сил на важные вещи, без которых на самом деле мы жить не можем, а хватает на ерунду, которая нас, наоборот, жизни лишает, ничего не понимаем, не знаем куда идти. И вот как человеку и Богу встретиться и услышать друг друга в мире, где произошла страшная катастрофа, называемая грехопадением! Мир, в котором мы живем, – это мир несовершенства. Это мир излома, мир трагичный, мир страдания, мир зла. Апостол Иоанн Богослов так и говорит, что мир лежит во зле. Потому что через грехопадение человек и Бог очень сильно разошлись в разные стороны. Человек отрекся от Бога, человек был изгнан из рая. Но непреодолимая пропасть оказалась преодолимой, потому что Бог – это любовь, и Он не может эту пропасть стерпеть. Чтобы быть доступному, понятному и видимому для человека, Бог становится человеком. Это главное догматическое учение. Понятие «догмат» кажется таким скучным и сухим, но на самом деле оно говорит об истине, это некая аксиома, знание, данное нам навеки. Итак, для того чтобы человека спасти, Бог принимает на себя всю полноту человеческой природы. Он становится сыном человеческим, он рождается младенцем в Вифлееме. Представить себе это невозможно. Как такой всемогущий Бог, сотворивший все вокруг, маленьким человечком рождается на земле, – бессильным, связанным по рукам и ногам пеленками в холодной ночи, не нашедшем места на земле, поскольку все двери для него оказались закрытыми. И вот таким образом Он приходит в мир для того, чтобы человек и Бог встретились. Не требуя от человека, чтобы он стал святым, а сам становясь человеком, принимая на себя полноту человеческой природы. А что значит полнота человеческой природы? Не просто внешность человеческую он принял на себя, иллюзорно став видимым, – он стал человеком по-настоящему. С такой же нервной системой, с пищеварением, сердце тоже стучит; потеет, устает, плачет, – об этом написано в Евангелии; у него те же чувства человеческие, но при этом он всецело хранит в себе Божественность, она не становится меньше.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

– То есть все-таки проблема «религии потребления» существует? – Существует. Она очень удивляет иностранцев, которые приезжают в Россию, потому что они нигде у себя не встречают такого количества люксовых моделей автомобилей, например, как у нас. Они с удивлением смотрят на все остальное, что связано с потреблением здесь, потому как при всем том, что это модель западного образца ведения хозяйства или состояния жизни, но очевидно, что в своей массе человек среднего класса в Западной Европе ведет себя значительно скромнее. Ему гораздо меньше нужно для жизни, он пользуется меньшим количеством навороченных вещей, чем российский человек. Там никого не задевает, если ты в каком-то обществе оказываешься с дешевеньким телефоном, никто на тебя не посмотрит с усмешкой и свысока. Люди из достаточно обеспеченных семей ездят на очень-очень простых автомобилях. Совсем недавно я пересмотрел знаменитый в свое время фильм «Спрут» про сицилийскую мафию. Не мог удержаться от смеха, глядя, на каких машинах ездят мафиози: раза два всего показали «Мерседес», а в основном машины вроде «Фиат-Поинт». Когда-то для советского зрителя все это были заманчивые «иностранные машины», для богатых людей, для очень богатых… И сейчас, как я уже заметил, за границей богатые чаще всего ездят на таких же скромных автомобилях, нередко на не очень новых, хотя могут позволить себе большее. И очень многие люди, зная, что они могут себе позволить больше, этого не делают, потому что не видят смысла. Достойная или нормальная – Мы нередко говорим, что желаем своим детям «достойной жизни», подразумевая хорошее жилье, машину, возможность путешествовать несколько раз в год… – Это нормальная жизнь, когда человек может позволить себе путешествие, позволить себе автомобиль, потому, что это стало доступным: люди стали получать более-менее адекватную зарплату за свои труды. Но есть такое, что многим хочется показать свое достоинство именно материально. Например, у меня есть возможность купить корейский автомобиль, но нет возможности купить «Ауди». Но у меня есть возможность залезть в кредиты для того, чтобы купить себе «Ауди». Машина корейская, как и машина «Ауди», так же будет ездить по Москве, с той же самой, разрешенной правилами, скоростью, также стоять в пробках и так далее и тому подобное. В общем, качество машины друг от друга не отличается кардинально. Это вам не «Запорожец» в сравнении с «Мерседесом», который будет ломаться каждые сто метров. Нет, это будет нормальная машина, просто в десять раз дешевле.

http://pravmir.ru/azartnyie-igryi-v-dost...

И вот человек дошел до края, растлил в себе личность до такой степени, что когда Господь к нему пришел, он сказал Ему: Ты мучишь меня своим приходом. Так бывает с каждым: Господь посещает нас, а нам от Его посещения страшно становиться. Господь приходит, а нам хочется дверь перед Ним закрыть, сказать: не надо, только не сейчас, Господи. Так у Августина Блаженного есть воспоминания о его греховной юности, когда он уже знал о Боге, знал о том, что Бог милует и спасает, и понимал, что единственный путь в его жизни – это путь к Богу, но, будучи связан страстями и грехами, говорил так: «Господи, спаси меня, только не сейчас». Господь посещает нас не всегда ласково, но всегда приходит для того, чтобы нас спасти. Такая Его любовь оказывается для нас переворотом всей жизни, его приход разрушает то, что мы раньше строили, выбивает подпорки, которые мы себе создали. Он их сметает, потому что все это лживо, непрочно, абсолютно ненадежно. Строить на этом невозможно. Но нам кажется, что в этот момент все рушится в нашей жизни. И мы тоже можем сказать: «Зачем Ты пришел к нам? Пришел мучить нас еще сильнее?» А на самом деле Господь пришел нас спасти. Господь пришел, чтобы все ложное и нечистое разрушить, все неправильное изменить, чтобы мы стали настоящими. Не ложными, не придуманными, не создавшими для себя и для других иллюзорный мир, а совсем настоящими — даже в своем падении, даже в своем грехе. Настоящего грешника Господь может спасти, Он для этого пришел в мир: не ради ложных праведников, а ради грешных людей, которые глубоко и правильно осознают себя перед Богом, понимают кто они такие. Легион бесов изгнал из бесноватого Иисус, вот столько страстей поработило этого человека. Каждый грех, каждая страсть настолько в нем возросли, что сделали его доступным всякой бесовской силе. Так часто прилепляется человек к какой-то страстишке, и поначалу она как бы сулит ему некую свободу. Он думает: «Позволю себе вот это по своей воле, и здесь я поступлю свободно, и тут мне никакие препятствия не помешают, никакой закон не запретит. Я буду жить сам по себе. Все, что мне препятствует, я разрушу. И это будет выражением моей свободы».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Из известных церковных деятелей мы задействовали протоиерея Алексия Уминского, работающего над комплектом по предмету «Христианская этика». Рассчитываем также, что в дополнительные материалы к предмету «Основы христианской нравственности» войдет снискавшая популярность книга протоиерея Артемия Владимирова «Моя первая исповедь». — В глаза бросается преобладание провинциальных кадров. Вы сознательно искали разработчиков подальше от столиц? — Мы не руководствовались территориальными или какими-то иными предпочтениями, стараясь привлекать лучших специалистов. Как мы знаем по опыту, в регионах множество интересных разработок, превосходящих порой столичные. Их идеи не типичны, а самобытны, отличаются оригинальным подходом. К тому же сроки конкурса сжатые: по благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурсная комиссия должна выбрать лучшие комплекты для начальной ступени в конце этого года, а для основной ступени — годом позднее. Некоторые учебники, впрочем, мы начнем печатать, не дожидаясь наступления этих сроков. Так, например, заявок на учебник по Основам христианской нравственности, помимо члена Синодальной группы петербургского священника Андрея Мекрюкова, не представил ни один из конкурсантов. Поэтому тянуть с его изданием нелогично, тем более рукопись у автора уже готова. По нашему рабочему плану мы сдаем ее в издательство в конце лета. — Каким тиражом предполагается издание комплектов? — Сейчас мы подбираем издательство. Определяющими моментами в выборе являются церковный авторитет и, конечно, условия сотрудничества. Целевого спонсора для этой работы у нас, к сожалению, нет, а затраты предстоят большие. Только в Российской Федерации около 10 тысяч воскресных школ, а ведь учебные комплекты предполагается распространять в пределах всей канонической территории Русской Православной Церкви. Думаю, самая скромная оценка необходимого тиража, если говорить о самих учебниках и о рабочих тетрадях — сотня тысяч экземпляров. Поэтому хочу со страниц ЖМП обратиться с просьбой о помощи, как к издательствам, так и к структурам, которые могли бы содействовать финансово в этом важнейшем общецерковном деле.

http://patriarchia.ru/db/text/3194266.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010