Мы, без стеснения, еще прибавим к этому, что на цареградском патриархе лежит долг не только снять «чудовищную» схизму, но и добровольно признать возобновленную болгарскую церковь в целом ее объеме, как это сделали приснопамятный патр. Фотий при болгарском князе Борисе, патр. Герман при царе Асене II и как в наше время пытался сделать, но, к сожалению, безуспешно, патриарх Григорий VI. Одним словом, если нынешний цареградский патриарх исполнит то, о чем сейчас говорено, то этим торжественно засвидетельствует, что он желает вновь вступить на ту высоту христианского положения, на которой стояли вышеупомянутые незабвенные его предшественники, и в таком случае исполнение тысячелетия памяти Фотия было бы от всего христианского мipa признано за событие, составляющее эпоху в новой истории православных церквей. 62 В заключение настоящего очерка отметим тот отрадный факт, что, не смотря на всю ненормальность отношений нынешнего болгарского правительства к России, русский язык и литература делаютъ успехи в Болгарии. Из отчетов болгарских публичных библиотек: Софийской, Филиппопольской и Варненской видно, что требования на русские книги в них занимают видное место, почти равное требованиям на болгарские книги, и превосходит требования на книги французские и немецкие. Так, в Филиппопольской (Пловдивской) библиотеке в янв.-марте 1892 г. было взято для чтения 3.290 книг, из коих было: 1.347 болгарских, 1.130 русских и 620 французских; немецких же всего 17. Между русскими книгами всего более беллетрических и исторических. В Софийской библиотеке читаются преимущественно юридические и военные сочинения. В Варненской публичной библиотеке также охотно читаются русские авторы. 63 Трудно, конечно, с точностью определить, сколько в Болгарии покупается русских книг и изданий, но говорят, будто «Нива» имеет там около тысячи подписчиков. В софийской высшей школе преподавание математики и всеобщей истории ведется на русском языке. 2. Из церковной жизни сербов 64 Православная сербская церковь в королевстве Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Воскресенском соборе с 1847 по 1928 год находилась древняя икона святой Троицы с надписями на зырянском языке, найденная в 1788 году академиком Яковом Фризом в церкви Вожемской волости в 40 верстах от города Яренска и по распоряжению Вологодского епископа Арсения в 1790-х годах перенесенная в Софийский кафедральный собор. В настоящее время эта икона является украшением коллекции древнерусского искусства Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Авторство ее приписывают святителю Стефану Пермскому. Так же в соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, прославленная в 1766 году в 12 верстах от Вологды при Богоявленской церкви на Лосте. 28 июня 1830 года в Воскресенском кафедральном соборе принял монашеский постриг будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) . В 1920-х годах собором завладели обновленцы , службы велись до 5 марта 1938 года. Закрытый собор был передан в распоряжение краеведческого музея. С 1952 года в бывшем Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья, в том числе и Воскресенский собор, отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В июне 2015 года было обнародовано Распоряжение Росимущества о передаче епархии в безвозмездное пользование Воскресенского собора города Вологды. Документ предписывает расторгнуть 26 мая 2016 года договор о совместном использовании памятника истории и культуры федерального значения " Воскресенский собор " от 13 ноября 2009 года 114 с Бюджетным учреждением культуры Вологодской области " Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " и Бюджетным учреждением культуры Вологодской области " Вологодская областная картинная галерея " и передать с 01 июня 2016 года в безвозмездное пользование Православной религиозной организации Вологодской епархии Русской Православной Церкви для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, объект недвижимого имущества государственной казны Российской Федерации - Воскресенский собор (XVI- XVIII в.)

http://drevo-info.ru/articles/13672667.h...

Вологда. Церковь Воскресения Христова на Ленивом торгу. Церковь Воскресения Христова на Ленивой площадке /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Космы и Дамиана Римских , Собора Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1753 и 1762. Год утраты:приблизительно 1937 (снесена) Адрес: г. Вологда, улица Бурмагиных, (перед д. 4) Координаты: 59.229512, 39.874823 Проезд:г. Вологда, перекресток улиц Бурмагиных и Воровского. На месте храма установлен обелиск в память 800-летия основания Вологды Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения Христова располагалась в северо-западной, самой древней части города, на Верхнем посаде, на высоком берегу реки Вологды, делающей крутой поворот. Первое упоминание об этой церкви, как и о самой Вологде, относится к 1147 году и принадлежит летописному сказанию о приходе преподобного Герасима из Киевских пределов на реку Вологду, «в великий лес». Здесь, на высоком берегу реки, в середине XII века, согласно повествованию, существовало небольшое торгово-ремесленное поселение с деревянной церковью Воскресения на Ленивой площадке. Церковь Воскресения всегда считалась самой древней среди всех вологодских церквей. С начала XVI века (1503 год) до 1588 года, то есть до освящения Софийского собора и перенесения епископской кафедры в Вологду, деревянная церковь Воскресения была кафедральным собором города и служила местом погребения первых вологодских архиереев. Так, один из епископов Пермских и Вологодских – преосвященный Киприан – был погребен в Воскресенском храме, но потом его останки были перенесены в новый Софийский собор. При Воскресенском соборе находился и архиерейский дом. После перенесения епископской кафедры в Софийский собор бесприходная Воскресенская церковь стала получать от казны средства на содержание себя и причта. В 1675 году при архиепископе Симоне храм лишился такой поддержки, так как Воскресенская церковь, имея до 23 дворов, могла уже содержаться своими средствами.

http://sobory.ru/article/?object=35523

1857. С. 135-138). К концу правления имп. Екатерины II в границах Новгородской епархии насчитывалось 22 штатных мон-ря: 4 - 1-го класса (добавился Кириллов Белозерский), 8 - 2-го (3 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, тихвинский Большой Успенский; 5 женских: новгородские Духов, Десятинный, Зверин, Сырков; тихвинский Введенский), 10 - 3-го (9 мужских: Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, устюженский Николаевский Моденский, Кириллов Новоезерский, Ферапонтов; 1 женский - Горицкий Воскресенский). Кроме того, имелось 5 заштатных мужских мон-рей (Николаевский Розважский, к которому была приписана часовня Чудного Креста на Волховском мосту, Саввин Вишерский, боровичский Духосошественский, тихвинский Николаевский Беседный, тихвинский Антониев Дымский) и Филиппова Ирапская пуст. После упразднения Олонецкой губ. и передачи большей части ее территории в состав Новгородской губ. Синод подготовил доклад, согласно к-рому церкви, «отошедшие ныне, по упразднении в 1796 декабря 12 дня губернии Олонецкой от епархии Архангельской в губернию Новгородскую» (231), предполагалось поручить в управление Новгородскому викарному епископу, «с присовокуплением ему наименования Олонецкого и Каргопольского». 5 окт. 1798 г. имп. Павел I утвердил передачу указанных церквей в управление викария, но сохранил за ним титул, «какой ныне имеет», т. е. «Старорусский» ( Здравомыслов. 1897. С. 122-123). С упразднением Олонецкого наместничества в Новгородскую епархию вошли еще 3 штатных мон-ря (Троицкий Александров Свирский 2-го класса, каргопольский Александров Ошевенский и жен. каргопольский Успенский 3-го класса) и 2 муж. заштатных мон-ря (каргопольский Преображенский и Палеостровский). В 1798 г. упразднен Ферапонтов мон-рь, а его оклад по ходатайству епископа Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) получил Преображенский мон-рь в Пензе, включенный в число штатных (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. 18500). К кон. XVIII в. изменился и состав Новгородской духовной консистории: в 1798 г. большинство в ней составляло белое духовенство (3 из 5: протоиереи Софийского и Николо-Дворищенского соборов, ключарь Софийского собора; РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 159). Три настоятеля монастырей Новгородской епархии являлись членами Синода: архим. Ириней (Клементьевский ; впосл. архиепископ) , архим. Михаил (Десницкий ; впосл. митрополит) , архим. Феофилакт (Русанов ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Выполнены работы по реставрации иконостаса. В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь. Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в Московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода . Тогда же под фреской редкого сюжета " Поминовение усопших " в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный. Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы. В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию. 6 ноября 2014 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образовано Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды. Архитектура Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина - 25,56 метра, общая высота - 59 метров. Материал стен - кирпич. В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе - высокие, в верхнем - небольшие. Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.

http://drevo-info.ru/articles/13675682.h...

Кроме архипастырей устрояли монастыри и другие лица, преимущественно монашествующие. Так основаны монастыри: Ксенофонтов, или Ксенофонтова пустынь, в 25 верстах от Новгорода, на реке Робейке, преподобным Ксенофонтом, учеником преподобного Варлаама Хутынского, скончавшимся в 1262 г.; Колмов Успенский в начале XIV в., у ручья Колмова в трех верстах от Новгорода преподобным Макарием, который называется и настоятелем и ктитором, т.е. создателем этой обители ; Шилов Покровский — в 1310 г., на правом берегу Волхова против Юрьева монастыря монахом Олонием (Леонтием) Шилом; Папороцкий Николаевский — в 1404 г., у реки Папоротны в 53 верстах от Новгорода каким-то Порфирием Кавским или Инамским; Вяжицкий Николаевский — в 1411 г., в 12 верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте Вяжище монахами Антонием и Пахомием, из которых первый был строителем, а последний — игуменом этого монастыря; Савво-Вишерский — на левом берегу реки Вишеры, в 10 верстах от Новгорода к северо-востоку преподобным Саввою, который родился в Кашине от боярина Ивана Васильевича Борозды, с юных лет принял пострижение в одном из тверских монастырей и, устроив свою Вишерскую обитель, сам жил и подвизался на столпе, сходя с него к братии только по субботам и воскресеньям . Довольно монастырей построено вообще новгородцами или людьми неизвестными. Некоторые из этих монастырей находились в самом Новгороде, на Софийской или на Торговой стороне, и именно: Лазарев на левом берегу Волхова (упоминается в 1386 г.); Николаевский на Чудинцевой улице (основан в 1390 г.); Спасский на Косьмодамианской улице (основан в 1394 г.); Евфимиин женский в Плотницком конце (возобновлен в 1414 г.) и Ильинский женский в конце Прусской улицы (основан в 1418 г.) . Другие — в окрестностях Новгорода: Спасский на Ковалеве, в четырех верстах от Новгорода к востоку (упоминается в 1345 г.); Николаевский на Лятке близ Торговой стороны (упоминается в 1364 г.); Андреевский на реке Ситенке, в четырех верстах от Новгорода к юго-востоку (упоминается в 1371 г.); Спасский на поле близ Торговой стороны (упоминается в 1378 г.); Христо-Рождественский на поле близ Торговой стороны (упоминается в 1386 г.) ; Николаевский женский на Сокольей горе, близ Торговой стороны (возобновлен в 1389 г.); Рождество-Богородицкий Лисицкий на Лисьей горе, в семи верстах от Торговой стороны (упоминается в 1392 г.); Николаевский Мостицкий, в четырех верстах от Новгорода к юго-западу, на реке Веряже (основан в 1412 г.); Воскресенский на Красном поле или на Красной горке близ Торговой стороны, у Плотницкого конца (основан в 1415 г.); Богоявленский близ Софийской стороны на Вотской дороге (упоминается в 1421 г.), и Борисоглебский на реке Гзени близ Софийской стороны (основан в 1424 г.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

за десять месяцев, кроме марта и июня 159–168): в них из русских святых помещена служба только преподобному Феодосию Печерскому . В Новгородской Софийской библиотеке есть Минеи XII в.: за май (в 4-ку, на 136 л.), сентябрь и октябрь (в лист, на 253 л.), XII–XIII вв.: за апрель (на 48 л.) и июнь (на 114 л.). В императорской Публичной библиотеке есть праздничная Минея 1-й половины XIII в. (в 4-ку, на 169 л.), заключающая в себе выбор служб на праздники сентября, октября и ноября . 7) Триоди постная и цветная. Постная Триодь на нотах XII в.— в Московской Синодальной библиотеке 319); Триодь цветная на нотах XII в.— в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре (в 4-ку, на 205 л.) и другая, также на нотах, 1-й половины XIII в.— в том же монастыре (в 4-ку, на 206 л.); Триоди постная и цветная вместе, на нотах, впрочем, без начальных листов — в Новгородской Софийской библиотеке (в 4-ку, на 187 л.) — книга писана попином новгородской церкви святых Константина и Елены Саввою, а по мирскому имени Грецином, следовательно, прежде 1226 г., когда этот Савва избран во игумена Юрьевского монастыря . 8) Праздники нотного пения и Ирмологи. Книга первого рода под заглавием «Каноны праздникам», заимствованные из Миней месячных и Триодей постной и цветной и положенные на крюковые ноты, есть в Новгородской Софийской библиотеке (в 4-ку, на 151 л.), писана в XII в. и, не имея ни начала, ни конца, содержит в себе только 26 канонов. Другая нотная книга под заглавием «Ермолой с Богом починаем» 1-й половины XIII в. находится в той же библиотеке (в 4-ку, на 154 л.) и излагает ирмосы, расположенные на восемь гласов, из Октоиха, Миней и Триодей . Ирмосов здесь вообще меньше, нежели в нынешних греческих и нашем славянском Ирмологах, но во вторых песнях — больше. Ирмосы, которых нет в нынешнем греческом Ирмологе и которые печатаются у нас обыкновенно в конце каждой песни, встречаются и здесь, хотя не все. Порядок ирмосов в каждом гласе и песни отличен от порядка нынешних греческого и славянского Ирмологов и хуже, потому что неодинаков во всех песнях.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

527 24 августа 1820 г. преосвященный писал Анастасевичу, что у него есть «только старая опись, глупая, (новгородской Софийской библиотеки), но годная к изданию в свет». Недаром Евгению хотелось иметь лучшую опись. «На вопрос наш о Софийской новгородской библиотеке, писал он тогда же и тому же Анастасевичу, отвечаю: бывший викарий, преосвящ. Амвросий по моему плану начал было описывать он: но только начал и оставил продолжать протопопу, мало к тому способному. А нынешний викарий вовсе к тому не способен». 528 Может быть, это список с «Резерва книгам русским рукописным, в Синодальной библиотеке хранящимся, вновь сочиненного» (Московская Синодальная библиотека, 968 или Рум. Музей, 220). 529 Переписка эта заключает в себе обильный и прекрасный материал для характеристики интереснейшей Румянцевской эпохи в нашей историографии. Весьма жаль, что еще до сих пор никто не воспользовался этим материалом, точно также, как и никто еще не сделал и самой характеристики, может быть, по причине усиленной охраны портфелей с Румянцевскими бумагами. 530 Извлечение из этого Описания напечатано Анастасевичем в «Отечественных Записках» (1823 г., кн. 33, 35 и 39). 531 Характерно, что вслед за настоящими «Описаниями» помещена, самим Евгением списанная, «Роспись рукописям, хранящимся в Звенигородском Саввы Стороженского монастыре, соч. П. Строевым в 1818 г». Ссылок на нас в «Словаре духовных писателей» нет; но, может быть, Евгений и ей пользовался. – Описание рукописей Воскресенского монастыря напечатано у Сахарова (стр. 1–13). 532 Между рукописями Евгения в сборнике Киево-Софийской соборной библиотеки 110, действительно, сохранился «Каталог книг, купленных в Москве канцлером графом Н. П. Румянцевым в 1820 г., в сочиненный Конст. Калайдовичем» (л. 1–12 in fol.). Заглавие это писано рукою самого преосвященного, сделавшего еще карандашом пометку: «все выписано». 533 Припомним, что с 19 декаб. 1824 г. до сент. 1820 г. м. Евгений жил в Петербурге для присутствования в св. Синоде. 534 Экземпляр, бывший у м. Евгения, хранится теперь в библиотеке Киево-Печ. лавры (, куда передан самим Евгением в июне 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Для датировки Троицкой летописи следует учесть, что изложение в ней доведено до конца 1408 г. Однако, летопись составлялась позже этого года, так как под 6900 г. в текст включено Похвальное слово Сергию Радонежскому, составленное в 1412 г. Тем не менее, работу редактора–составителя нельзя выносить за пределы 1425 г., поскольку под 6900 г. великий князь Василий Дмитриевич назван «нынешним» (Василий Дмитриевич умер в феврале 1425 г.). Более того, летопись создана до написания Жития Сергия Радонежского, т. е. до 1418 г., и заключаем это на основании слов автора (под 6900 г.) о Сергии — «не умю его житиа сказати, ни написати» (!) Таким образом, составление Троицкой летописи следует относить ко времени между 1412 и 1418 гг. Во 2 части работы были приведены данные, позволяющие считать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала. Относя составление Троицкой летописи поэтому к 1412—1414 гг., нельзя все–таки полностью исключать возможности, что некоторые сведения (например, о строительстве Благовещенской церкви в Кремле) могли вноситься и позднее (в 1416—1418 гг.) . Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI—XVII вв. Под сводом 1518 г. мы понимаем общий протограф Софийской 2–ой и Львовской летописей. Софийская 2–ая летопись представлена двумя списками: 1) РГАДА. ф. 181 (Собрание МГАМИД), 371 (30–е годы XVI в.), текст летописи начинается со статьи 6905 г.; 2) ГИМ, Собрание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 154б (50–е годы XVI в.). Софийская 2–ая летопись начинается со статьи 6900 г. (до этого года читается текст Софийской 1–ой летописи младшего извода). Софийская 2–ая летопись (по Архивскому списку) представляет свод 1518 г. не в чистом виде, а в соединении с особым изводом Типографской летописи . В Архивском списке имеются и механические вставки листов с выписками из Типографской летописи. Так, л. 12—14 и 38—39 являются вставными, все написаны одним почерком и составляли некогда одно целое, поскольку фраза на л. 14 об. непосредственно продолжается на л. 38. Указанные листы представляли часть одной рукописи, причем на л. 38 проставлен номер 18–ой тетради. На л. 12—14 помещен текст прощальной грамоты митрополита Киприана, на л. 14 об. читается начало статьи 6928 г., но текст зачеркнут кинова–рью и переписан (тем же писцом) на л. 37 об. (который подклеен к л. 38—39). Писец подгонял вставные листы к основному тексту, поэтому ему пришлось часть известий на л. 15 зачеркнуть, переписать на отдельный листок (л. 11) и подклеить к вставленным л. 12—14 (для вставок использовалась бумага самого Архивского списка).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Представитель Русской Церкви принял участие в престольном празднике Александро-Невского собора в Софии 25 ноября 2021 г. 13:54 23 ноября 2021 года, в день, когда Болгарская Церковь праздновала память благоверного князя Александра Невского, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) принял участие в престольном празднике Патриаршего кафедрального собора в болгарской столице. Торжественную Божественную литургию в Александро-Невском соборе возглавил митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний в сослужении главного секретаря Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископа Мелнишского Герасима, викария Патриарха Болгарского епископа Белоградчишского Поликарпа, ректора Софийской духовной семинарии епископа Браницкого Пахомия, протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрита Вассиана, представителя Румынской Православной Церкви ставрофорного священноэконома Нелуца Опри и духовенства Софийской митрополии. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Болгария Э.В. Митрофанова и советник-посланник Ф.С. Воскресенский. По окончании Литургии было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с богохранимой паствой, сообщает сайт подворья Русской Православной Церкви в Софии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5866188.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010