Художественный образ Никольской церкви во многом уникален для новгородского зодчества: симметричное расположение лопаток на фасадах, значительный наклон наружных стен, возможно, барабан конусовидной формы подчеркивали устойчивый вертикализм построения архитектурных масс этого, в общем, не очень высокого храма. Черты, характерные для новгородской архитектуры этого времени (плановая структура, характер трактовки интерьера с замкнутыми западными угловыми компартиментами и открытыми восточными, отчасти расположение окон), сочетаются в Никольской ц. с ярко выраженными раннеготическими деталями: стрельчатыми окнами, порталами, нишами, использованием пережженного кирпича в кладке, семилопастными готическими арками, а также восьмискатным завершением фасадов. Большинство из новых архитектурных форм, с к-рыми мы впервые (из сохранившихся памятников) сталкиваемся в ц. Николы Белого, стали постоянно использоваться в новгородской архитектуре сер. XIV – XV вв., в том числе семилопастная арка, пояс поребрика, перспективные порталы; стрельчатые формы проемов и ниш – обычное явление в новгородской архитектуре сер. XIV – 1-й четв. XV в. В то же время, не все эти формы новгородцы сразу активно использовали. Так, наиболее яркая отличительная черта храма – восьмискатное завершение фасадов – применялась в новгородской архитектуре XIV–XV вв., очевидно, крайне редко. Некоторые элементы архитектуры Никольского храма позднее не встречаются: многочисленные окна на восточном фасаде и связанная с этим система освещения восточной части здания, стрельчатые формы ниш в пастофориях и пр. Копорье в 1297 г. было мощной крепостью, обладавшей замкнутыми криволинейными стенами, рассчитанными на ведение фронтальной стрельбы (исследования О. В. Овсянникова). Средистенных башен в крепости не было, их функции выполняли уступы преграды, с которых, вероятно, велась фланкирующая стрельба. Все новгородские летописи сообщают о закладке в 1302 г. каменного Детинца в Новгороде. О характере этих работ существует несколько предположений. А.А. Строков и В.А. Богусевич считали, что в 1302 г. новгородцы заменили деревянные стены каменными примерно на две трети в наиболее слабом и опасном в случае военных действий участке – со стороны рва и Софийской стороны. При этом часть стен, примыкающих к Волхову (между Владимирской и Борисоглебской башнями), оставалась деревянной вплоть до 1331 г. (строительство «стены архиепископа Василия»). По мнению М. Х. Алешковского, в 1302 г. в камне были выстроены только проездные башни, причем как раз те, у к-рых незадолго перед этим, или несколькими годами позже, были построены надвратные церкви — Воскресенская (1296), Спасская (1297), Покровская (1305), Владимирская (1311). Из этих построек археологически изучены только ворота под последними двумя церквями.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил Воскресенский и Софийский соборы Вологды 17 июня 2018 г. 21:51 17 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Кирилл в сопровождении губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова и митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия посетил Воскресенский собор в Вологодском кремле. С декабря 2016 года собор, сооруженный во второй noлobuhe XVIII века, вновь является действующим кафедральным собором Вологодской епархии . У входа в собор Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал настоятель Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды протоиерей Алексий Ольховников. В храме Святейший Владыка поклонился хранящимся здесь святыням. В соборе находятся честные мощи святителя Антония, епископа Вологодского (+1558), часть мощей святителя Маркелла, архиепископа Вологодского, перенесенная из Соловецкого ставропигиального мужского монастыря  по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, а также частицы мощей святителей, исторически связанных с Вологдой: святителя Игнатия (Брянчанинова) и святителя Иннокентия Херсонского. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел иконостас собора, воссозданный по дореволюционному образцу, и выразил благодарность благотворителям, поддерживающим ремонтно-реставрационные работы. Далее Святейший Патриарх Кирилл, губернатор О.А. Кувшинников и митрополит Игнатий посетили Софийский Успенский кафедральный собор в Вологодском кремле. Храм построен в 1568-1570 годах по распоряжению Ивана Грозного по образцу Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле. Предстоятель Русской Церкви осмотрел Софийский собор и обратился к присутствующим со словом, в котором отметил удивительную красоту древнего храма. «Дай Бог, чтобы эти стены наполнялись молитвой, духовной жизнью, чтобы здесь всегда собирались жители Вологды», — пожелал Святейший Владыка. «Прекрасно сохранившиеся фрески, замечательный собор, украшение Вологодской епархии и града Вологды. Помогай вам Бог все это хранить», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5222769.ht...

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Воскресенский кафедральный собор (Нарва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский кафедральный собор (Нарва) Воскресенский собор — кафедральный собор в Нарве, относится к Нарвской и Причудской епархии Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Содержание История [ править править код ] Воскресенский собор построен в городе Нарве в 1890-1896 годах. Первые сведения об идее сооружения отдельной церкви для рабочих Кренгольмской мануфактуры православного вероисповедания имеются в архивных документах ещё за 1872 год. Однако, в силу исторических причин, к её реализации оказалось возможным приступить лишь в 1890 году. Огромную роль при этом сыграл эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской. Строительство церкви осуществлялось целиком на средства Кренгольмской мануфактуры, которая выделила на постройку в общей сложности более пятисот тысяч рублей. Храм возведён в районе Иоахимсталь на земле, пожертвованной почётным гражданином Нарвы Иваном Карловичем Прове, который выкупил её на личные сбережения. Торжественная закладка храма, приуроченная к официальной встрече в Нарве двух императоров - российского Александра III и германского Вильгельма II, была совершена 5 августа 1890 года преосвященным Арсением, епископом Рижским и Митавским, в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, а также великой княгини Ксении Александровны, великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны, великих князей Николая Николаевича (старшего) и Александра Михайловича и многих других высокопоставленных лиц. Первый камень в фундамент положил сам император Александр III. Освящение храма состоялось 17 ноября 1896 года. В этот день архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) освятил главный престол во имя Воскресения Христова. Архитектурное решение храма восходит к византийской культурной традиции, и в плане он имеет вид греческого креста. У Нарвского собора, подобно Софийскому собору в Константинополе, есть центральный купол, главенствующий в пластике объёма здания и создающий просторный и величавый интерьер, являющийся совершенно уникальным элементом в архитектурном облике города.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

6. Воздвиженская. Близь нынешней Воздвиженской улицы, по правую сторону Троицкий церкви, от валу к Волхову. 7. Лукина или Лучанская. С нынешней большой Власьевской улицы, чрез Грядинскую, мимо бывшей церкви Св. Луки Евангелиста. 8. Козорогов переулок. Был в конце нынешней Власиевской улицы к земляному валу. Вновь прибавившиеся концы VI. Неровской За городом 1. Татарская. 2. Петровская, прежде именовавшаяся Панская. Простиралась вниз к нынешней церкви Петра и Павла. 3. Новая 4. Лазарева. 5. Никольская. 6. Глотовская 7. Савина. VII. Петровской   1. Петровская. От реки Волхова к Петропавловской нынешней церкви.   2. Чудская. На Спасской улице. 3. Зверинцова. 4. Новая Кузнецкая. VIII. Людин Где ныне церковь упраздненного Воскресенского монастыря, и там же были церкви Воздвиженская и Лукинская, за Троицкою Ямскою, по левому нагорному берегу Волхова. Заполья Концов Софийской стороны 1. Козмодемьянское. 2. Черковское. 3. Прусское. 4. Легощенское. 5. Росткинское. 6. Яневское. 7. Воздвиженское. Примечание В последствии времени, от запустения и перестройки города некоторые из вышеупомянутых улиц уничтожились, а вместо их, по описи второй Ревизии 1744 года значатся новые улицы: 1) на Софийской стороне в Гончарском конце: Колорская Слободка за Белою Башнею, улица Варварейская, малая Луканская, новая Московская Треть, а в Неровском Конце: Спасская и Духовская Слободка за Земляным валом; 2) на Торговой стороне в Славенском Конце Бардовской и Егорьевской переулки. По переписным книгам Новгорода, писанным 1607 года, значилось в сем городе тяглых дворов на Софийской стороне 386, а в них тяглых людей 478 человек; да на Торговой стороне тяглых дворов и мест 1 532, из коих жилых дворов только 1 112, а в них тяглых людей 1 355 человек. Всего в 1607 году было в Новгороде тяглых жилых дворов 1 498; а в них тяглых людей 1 833. Сколько ж было сверх того нетяглых дворов и людей, не означено. По переписным книгам Новгорода, писанным в 1627 году, показано на Софийской стороне только 83 тяглых дворов, и в них 82 человека; а на Торговой стороне тяглых и нетяглых дворов 646, и людей в них 768 человек. Всего в Новгороде 729 дворов (не считая 105 пустых мест), а людей тяглых 850. Следовательно, от 1607 года убыло дворов 769, а тяглых людей 983; сверх сего еще нетяглых дворов убыло 362.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Воскресенском кафедральном соборе Твери открылась выставка Богородичных икон собрания Новгородского музея 23 декабря 2021 г. 12:47 21 декабря 2021 года в Воскресенском кафедральном соборе города Твери открылась благотворительная выставка икон «Радость и прибежище всем христианам. Образ Богородицы в памятниках иконописи Новгородского музея». На выставке представлены цифровые копии икон XII-XIX веков из Новгородского музея-заповедника. Перед открытием выставки митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Воскресенском соборе Божественную литургию. Архипастырю сослужили и.о. настоятеля собора иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Дроздов, протодиакон Роман Соколов, диакон Иоанн Зорин. За богослужением знаменным и византийским  распевами пел большой мужской хор под руководством Алексея Замотаева. Митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитвы, а также вручил награду. Медали прп. Нила Столобенского III степени был удостоен первый иподиакон главы Тверской митрополии Александр Шкурметов за своевременную первую помощь и госпитализацию пострадавшего в ДТП человека. А. Шкурметов стал очевидцем происшествия по дороге в Нило-Столобенскую пустынь 19 декабря сего года. Перед открытием выставки митрополит Амвросий прочитал молитву на освящение икон, представленных на выставке, и окропил их святой водой. Затем архипастырь обратился с приветствием: «Несмотря на то, что Новгородская область находится рядом с Тверской областью и граничит с ней, не все были в Новгороде и не все видели Новгородский Софийский собор и те замечательные иконы, которые были созданы нашими предками и среди которых в основном преобладают Богородичные образы. Это свидетельствует об особом почитании в древней Руси, на земле Великого Новгорода Пресвятой Богородицы и особенно древнего образа " Знамение " , с которым связано спасение Новгорода. Я благодарю сердечно епархиальный Фонд святого благоверного князя Михаила Тверского и ваших соработников, устроителей этой выставки, всех, кто создал эти замечательные копии для того, чтобы привести их в Тверь, показать людям, помолиться перед ними. Сегодня параллельно такая же выставка икон XIII-XVI вв. открывается в Вознесенском соборе нашего города, а затем, через какое-то время, эти выставки, открывающиеся здесь, в Воскресенском соборе, и сегодня в Вознесенском соборе, поменяются местами, и таким образом и прихожане, и гости, и паломники двух этих храмов смогут увидеть копии замечательных, всемирно известных шедевров, созданных русскими иконописцами, икон, перед которыми молились многие поколения наших предков».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом. Там бывали пожары весьма часто, большею частию касавшиеся только некоторых частей города, и истребляли церкви целыми десятками. Например, в 1297 г. сгорело 24 церкви, и именно 12 — на Торговой стороне и на одном только Неревском конце Софийской стороны — 10. В 1340 г., когда пожар охватил обе стороны города, сгорело 50 церквей. В 1379 г. на восьми сгоревших улицах Софийской стороны (а всех их было на этой стороне двадцать девять) сгорело 12 церквей. В 1385 г., когда сгорела вся Торговая сторона, на ней сгорело 26 каменных церквей и 6 деревянных. В 1399 г., когда на той же Торговой стороне погорели концы Плотницкий до Федорова ручья и весь Словенский, обгорело 27 церквей каменных и 1 деревянная. В 1405 г. на Софийской стороне в одном Людином конце и Прусской улице сгорело 5 деревянных церквей и обгорело 12 каменных. В 1407 г. на той же стороне в Неревском конце и Легощей улице сгорело 6 деревянных церквей и обгорело 12 каменных. В 1419 г. в Словенском и Плотницком концах Торговой стороны обгорело 24 каменных церкви . Но если часто упоминают местные летописи о церквах сгоревших или обгоревших в Новгороде, то еще чаще они говорят о церквах обновленных или вновь сооруженных разными лицами. Из числа Новгородских владык: Климент воздвиг Воскресенскую церковь на кремлевских воротах (1296); Давид — церковь святого Владимира, князя киевского, на других кремлевских воротах (1311); Василий — Входоиерусалимскую в кремле как придел Софийского собора (1336) и Благовещенскую на Городище, или Рюриковом городе, в двух верстах от Новгорода (1342); Моисей — церковь святого Прокопия на княжем дворе (1359) и Благовещенскую на Михаиловой улице, на Торговой стороне (1362) ; Алексий — Христо-Рождественскую в архиерейском доме на сенях (1362); Иоанн II перестроил Воскресенскую церковь на кремлевских воротах (1398); Симеон создал церковь святого Петра, митрополита Киевского, или Московского, на воротах архиерейского дома (1416) и святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором (1416); Евфимий I — Спасскую церковь в кремле за Софийским собором (1424–1427) . Наконец святой Евфимий II соорудил шесть церквей: святителя Иоанна Златоуста на воротах архиерейского дома (1436), святого Петра Московского на других воротах того же дома, взамен прежней разрушенной (1437), святой Анастасии за Софийским собором (1340), святых Бориса и Глеба на старой основе в кремле (1441), святого Николая Чудотворца на своем дворе (1442) и святого Евфимия домовую (1447) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Вологда. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воскресенский собор построен в 1770 г. В нём сейчас картинная галерея Вологодского музея-заповедника. Стоящая рядом колокольня (1659 г.) исторически принадлежит расположенному неподалеку Софийскому собору. Перестроена в 1869 - 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта в псевдоготических формах. Воскресенский собор расположен возле современного входа на территорию Вологодского кремля (Областной краеведческий музей). Со времени первоначального устройства Софийского собора до конца XVIII столетия не было при нем теплого собора и богослужение отправлялось в нем круглый год. Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже именуемый Воскресенским. Он был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом. Для нового теплого собора избрано было место на юго-восточном углу высокой каменной стены, окружающей архиерейский дом, в расстоянии от Софийского собора к югу около 20 сажен. Для пополнения средств к постройке собора преосвященный Иосиф получил разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен первоначального Вологодского кремля, ограждавшего некогда внутреннюю часть города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя, вероятно, в память первого в Вологде кафедрального собора. В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося еще модным в Вологде в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=00234

Думаю, и приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, что текст из «Сказания о Борисе и Глебе» — это сокращенный и слегка отредактированный вариант текста, легшего в основу статьи 1072 г. Воскресенской летописи. Откуда же сообщение о перенесении мощей Бориса и Глеба в 1072 г. попало в новгородские летописи? «Сказание о Борисе и Глебе», принявшее известный нам (т.е. уже отредактированный) вид после 2 мая 1115 г. отпадает, поскольку само является по отношению к Воскресенской и Софийской летописям вторичным. Не могло оно быть заимствовано и из статьи под 1072 г. «Повести временных лет», поскольку оба сообщения отличаются текстологически, к тому же, как уже говорилось, сама статья 1072 г. из «Повести временных лет» появилась в летописи только после 1115 г. По наблюдению А.А.Шахматова, высказанному в «Разысканиях...», новгородские летописи пользовались южно-русским (киевским) источником, написанным до 1115 г. Если это не первая (т.е. Несторова) редакция «Повести временных лет», в которой не было еще сообщения о перенесении мощей Бориса и Глеба в 1072 г., то что же? Единственно возможным источником как для Воскресенской, Софийской и других сходных с ними новгородских летописей, так и для «Сказания о Борисе и Глебе», принявшего известный нам вид после 1115 г., могло быть только существовавшее самостоятельно «Сказание о гибели Бориса и Глеба», написанное прочерниговским автором во время княжения в Киеве с 22 марта 1073 г. по 27 декабря 1076 г. черниговского князя Святослава Ярославича. Тогда получает правдоподобное объяснение упоминание в нем Черниговского епископа Неофита в сане митрополита. Как известно, Киевский митрополит Георгий, присутствие которого на торжествах 1072 г. отмечено всеми источниками, в конце 1072 — начале 1073 г. отправился в Константинополь (о чем сообщают и «Повесть временных лет», и «Чтение» Нестора) и в дальнейшем уже на Русь не возвратился. Его преемник Иоанн II приехал в Киев только в 1077 г. Стало быть, когда в Киеве княжил Святослав, митрополичья кафедра пустовала.

http://pravoslavie.ru/63278.html

В 1921 г. Вологодский еп. сщмч. Александр (Трапицын) под давлением властей и агитаторов обновленского толка вынужден был уйти на покой, в 1923 г. он был арестован и сослан. Кафедру занял еп. Александр (Надеждин), в нояб. 1922 г. присоединившийся к обновленчеству . Обновленцы захватили Софийский собор, 1 авг. 1922 г. открыли епархиальное управление, в 1922-1923 гг. издавали в Вологде журнал. Приходы, сохранившие верность Патриарху св. Тихону, перешли под временное управление викарного Вельского еп. сщмч. Николая (Караулова) . 29 марта 1925 г. состоялось собрание вологодского духовенства и мирян, верных канонической Церкви, на к-ром Вологодским архиепископом был избран Сильвестр (Братановский) , управлявший В. е. до 1928 г. После перевода архиеп. Сильвестра на Калужскую кафедру В. е. возглавил архиеп. Амвросий (Смирнов) , арестованный в 1931 г. С этого времени епархией в течение 2 лет управлял Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников ; 4 апр. 1933 возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским, через 4 месяца переведен в Новгородскую епархию). Последний предвоенный Вологодский еп. Георгий епархией фактически не управлял, в сент. 1940 г. был уволен на покой. До 1945 г. Вологодская кафедра не замещалась. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. В 1923 г. в Вологде была зарегистрирована 41 община. Вскоре началась масштабная кампания по закрытию храмов: в нач. 1924 г. были закрыты Софийский собор, в к-ром предполагали устроить филиал антирелиг. музея, Спасо-Всеградский собор, Иоанно-Предтеченская Рощенская, Никольская Сенноплощадская и Афанасиевская (через нек-рое время разрушенная) церкви и еще 12 храмов и 3 часовни. 19 дек. 1924 г. в стенах упраздненного Кириллова Белозерского мон-ря был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В эти же годы были разрушены первые храмы. Все религ. общины Вологды должны были в срочном порядке ремонтировать храмы, в противном случае либо договор на пользование церковным имуществом расторгался, либо община должна была «добровольно» отказаться от храма. В 1928 г. в Вологде под разными предлогами было закрыто 5 церквей, с марта 1929 по март 1930 г.- 32 храма, в 1932-1937 гг. было снесено 6 храмов. К 1938 г. Патриаршей Церкви принадлежали кладбищенские нижний храм Рождество-Богородицкой ц. и Лазаревский храм, обновленцы служили в Воскресенском соборе, в кладбищенской Введенской ц., часть к-рой использовали также григорианцы, и в верхнем храме Рождество-Богородицкой ц. 5 марта 1938 г. были закрыты обновленческие Воскресенский собор, Введенская ц., 2 дек. 1938 г.- холодный храм (2-й этаж) ц. Рождества Богородицы, вскоре и Лазаревская ц. К 1940 г. в Вологде действовал только храм в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010