Адрес: Россия, г.Вологда, ул.Набережная 6 армии, д.105 Телефон: +7 (921) 235-12-58 Сайт: http://inzlat-vol.cerkov.ru/ Подробнее... Музеи и достопримечательности [ править править код ] Архиерейский двор («Кремль») [ править править код ] Архиерейский двор, одна из достопримечательностей Волгды, находится возле Софийского собора. В XVII в. был выстроен каменный ансамбль архиерейского двора, здания которого вместе с Софийским собором составляют так называемый «Вологодский кремль». Это экономский корпус (ок. 1650), Симоновский корпус с Христорождественской церковью (1670), надвратная церковь (1680), Иосифовский корпус (ок. 1770), Гаврииловский корпус (все корпуса названы по именам архиереев, строивших их), Воскресенский собор (1776) и др. Воскресенский собор раньше был кафедральным, в нем в 1831 году был пострижен в монашество святитель Игнатий Брянчанинов . Соединённые между собой здания архиерейского двора образуют два прямоугольных уютных дворика со скамейками. Историко-архитектурный музей-заповедник [ править править код ] Сейчас почти все здания двора используются музеем. В числе наиболее уникальных собраний музея – коллекция образов, писаных и резных, рукописной книги, лицевого шитья, вологодского кружева, северной черни, резьбы по бересте. Коллекция икон музея – одна из сильнейших в стране. В их числе – чудотворная икона Димитрия Прилуцкого и знаменитый Киликийский крест из Прилуцкого монастыря. Адрес: ул. С. Орлова, 15. Тел.: (8172) 72-25-11 , 72-22-83. Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пн., Вт. Сайт: http://www.vologdamuseum.ru/ Проезд из Москвы/из Санкт-Петербурга [ править править код ] Проезд из Москвы С Ярославского вокзала до Вологды отправляется около 8 поездов в сутки. В том числе ночные. Среднее время в пути – 8 ч. Поезд «Москва-Лабытнанги» не рекомендуется. На машине по М8 400 км – примерно 6,5 ч. Проезд из Санкт-Петербурга Более 10 поездов в сутки. В пути – около 13 ч. На машине по М18, после Иссада – А114. 658 км, 9,5 ч пути. Прочая информация [ править править код ] Куда дальше из Вологды [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

К 1764 г., при строительнице Наталии, мон-рь содержал себя за счет 22 четвертей пахотной земли и сенокосных угодий на 400 копен. При утверждении штатов в указанном году Н. П. м. был упразднен как безвотчинный. Петропавловский храм обращен в приходский и вскоре приписан к Воскресенскому мон-рю на Мячине. В кон. XVIII в. деревянная ц. прп. Иоанна Лествичника и др. деревянные постройки были разобраны за ветхостью. В XIX в. при Петропавловской ц. было открыто городское кладбище. Реликвии В юго-зап. углу Петропавловской ц. находилась медная побеленная рака над мощами под спудом прп. Харитины , кнж. Литовской. Из сохранившейся надписи-граффити на стене храма известно, что она была настоятельницей Н. П. м. и скончалась 5 окт. 1492 г. (дата может быть неточной из-за 2 последних недописанных цифр). Тем не менее мощи преподобной не указаны в 2 росписях «новгородской святыни», относящихся ко времени митр. Киприана (Старорусенкова (Старорусенникова)) (1626-1634) ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 218-224). В ризнице обители хранилось Евангелие 1721 г., пожертвованное генерал-адмиралом Ф. М. Апраксиным. Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище, памятник архитектуры кон. XII в., сохранилась, несмотря на нек-рые перестройки, почти в полном объеме. Она представляет собой 4-столпный 3-апсидный одноглавый храм с 3 порталами, позакомарным покрытием и лестницей на хоры в зап. стене. Церковь выстроена на булыжном фундаменте почти целиком из тонкого кирпича (плинфы) с поочередно заглубленными и выступающими рядами, что сближает ее с киевскими храмами кон. XI в. и полоцкими XI-XII вв. Не исключено, что строили церкви мастера, приглашенные из Юж. Руси. Вероятно, при восстановлении после швед. оккупации стены, столпы, арки и своды укрепили кирпичными прикладками, к-рые существенно исказили облик интерьера, затеснили пространство (прикладки датируются по возрасту строительного материала в широких пределах - XVI-XVII вв., возможно даже XV в.). Предположительно в этот же период устроено межэтажное перекрытие, уничтожены хоры, сделаны крыльца, ведущие на 2-й этаж. В кон. XVIII-XIX в. храм перестраивался: один боковой портал заложен, др. превращен в окно, мн. древние окна заложены или переделаны, пробиты новые широкие проемы, стены надложены, устроены карниз и 4-скатная кровля.

http://pravenc.ru/text/2577783.html

Архиерейский двор в Вологде назывался Софийским, а служившие епископам бояре, дворяне и дети боярские - софиянами. Они подчинялись тиуну, к-рого избирали с благословения архиерея на 1 год. Помимо владений кафедры в Вологодском у. софияне управляли селами и деревнями, принадлежавшими вологодскому архиерейскому дому за пределами В. е., в частности подмосковными селами Городище и Никольское. Вологодским архиереям служили князья Дябринские, дети боярские Патрикеевы, Немцовы, Палицыны, Брянчаниновы, Ефремовы, Болтины, Озеровы, Кудрявцевы, Рагозины, Хомутовы и др. В нек-рых случаях вологодские владычные дети боярские призывались на царскую службу, напр. в Смутное время . В XVI в. Вологда стала одним из важнейших центров торговли хлебом в России, здесь собирали значительные пошлины с рус. и иностранных купцов, частично эти средства поступали архиерейскому дому и местным мон-рям. Митрополичьи земли на территории Великопермской и Вологодской епархии в XV - нач. XVII в. В Вологодском у. имелись мон-ри и владения, принадлежавшие епископским кафедрам Вел. Новгорода, Ростова и Перми и митрополичьему дому. В нач. XVI в. митрополичьи земли находились в вол. Тошня, в Воскресенской трети за митрополичьим домом числилось 9 деревень Спасо-Каменного мон-ря с центром в дер. Родивоново, «что Спас у Вондожского озера». На черносошных землях вол. Уфтюга, принадлежавших вел. князю, стоял митрополичий мон-рь с церквами в честь Преображения и во имя вмч. Димитрия Солунского, в вол. Лежский Волок на черносошных землях, бывших также во владении вел. князя, находился митрополичий Преображенский мон-рь, в Ильинской трети на черносошных землях вол. Сянжема стояла митрополичья Спасская ц. (Там же. 170. С. 157). В Тотемском у. также находились владения митрополичьего дома, затем Всероссийских Патриархов. 20 июня 1467 г. вел. кн. Иоанн III выдал митр. Филиппу I жалованную и несудимую грамоту на Воскресенский муж. мон-рь «на Пеняге», грамота была подтверждена 21 марта 1475 г. митр. Геронтию (АФЗХ. Ч. 1. 315-316. С. 270-271). В марте 1504 г. вел. кн. Иоанн III выдал митр. Симону новую жалованную и несудимую грамоту на митрополичьи владения и людей в В. е. Грамота предусматривала, что великокняжеские наместники из Вологды, а также волостели и их тиуны из Тошни не имеют права судить митрополичьих людей, «опричь душегубства и розбоя с поличным». Митрополичьих людей ведал митрополичий приказчик. Грамота неоднократно подтверждалась в правление вел. кн. Василия III Иоанновича (в 1506, 1512 и ок. 1522 - Там же. 313. С. 269). 5 янв. 1585 г. от имени царя Феодора Иоанновича в Вологду была послана грамота губным старостам, городовым приказчикам и др. приказным людям о невзимании с вотчин митрополита (позднее Патриарха), с владений митрополичьих мон-рей и детей боярских денежных пошлин. Данный акт был подтвержден в 1587, 1598, 1607 и 1613 гг. (Там же. Т. 3. Дополнения. С. 363-364).

http://pravenc.ru/text/155162.html

По царскому заказу был построен Троицкий собор Клопского мон-ря (видимо, 1569) - 4-столпный 3-апсидный 3-главый храм, имевший сложные композицию и объемно-пространственное решение. К основному четверику с 3 сторон примыкали пристройки: с запада - паперть, с севера и юга - сдвоенные приделы, с юго-запада - колокольня с шатровым приделом. Образцом для композиционного решения Троицкого собора, вероятно, послужила новгородская ц. вмч. Никиты. Соборы Сыркова и Клопского монастырей, ц. вмч. Никиты могут быть рассмотрены в контексте московского зодчества этой эпохи, они мало связаны с новгородской традицией. Общим для этих памятников является ряд конструктивных и декоративных черт: палаточное покрытие, килевидные формы завершения арочек и ниш, 8-угольные ниши на фасадах, аркатура на апсидах и др. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Новгороде и на Новгородской земле были построены трапезные палаты с каменными храмами: Троицкая ц. Духова мон-ря (вероятно, 1557), Воскресенская (Никольская) ц. Воскресенского мон-ря на Красном поле (сер. XVI в.), ц. прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре (1550-1552). Это сложные по плану и объемно-пространственному решению многоэтажные постройки, в к-рых крупная трапезная палата, часто имевшая дополнительные пристройки (келарскую палату, сени), была соединена с отдельным церковным объемом. В сер. XVI в., вероятно, была основательно перестроена звонница Софийского собора, возведенная, видимо, в 1439 г. (здание сохр., но было реконструировано в кон. XVII в.). На подворьях мон-рей и в частных усадьбах в Новгороде были возведены неск. каменных палат, они не сохранились и археологически не изучены. В эти годы возводили церкви и на Новгородской земле, о чем свидетельствует ряд сохранившихся или исследованных археологами построек (ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в урочище Каменные Поляны 50-60-х гг. XVI в., собор Рождества Пресв. Богородицы Коневского мон-ря 3-й четв. XVI в. и др.). Особый интерес представляет строительство в Соловецкой обители; мастера из круга новгородских зодчих в 1552-1557 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесов. Позднее для нее изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой теплого Воскресенского собора (1772-1776) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на 3 месяца киот переносили в холодный Софийский собор. Икона «В. с. Р.» (27,0 ´ 22,5 см; доска слегка покороблена и повреждена в нижней части) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим», но отличается нек-рыми особенностями извода: Богоматерь изображена в короне, в правой руке держит скипетр с крестом, в левой - хоругвь, над ней - Нерукотворный образ Спасителя. После закрытия собора в 30-х гг. XX в. икону перенесли в храм на Богородском кладбище. Лит.: Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радости», находящейся в Вологодском кафедр. Софийском соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг.//Вологодские ЕВ. 1865. Приб. 22. С. 843-853; 23. С. 893-910; 1866. 2. С. 49-56; 3. С. 82-94; Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указ. на ее церк. древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1874. С. 4. Икона «В. с. Р.», находившаяся в тюремной церкви, написана, очевидно, во 2-й пол. XVIII в. Первоначально была установлена в часовне, в ограде вологодской тюрьмы, куда не было доступа арестованным. В 1822 г. икону как храмовый образ перенесли в новую тюремную церковь и открыли доступ к ней всем желающим. В 1824 г. тюрьма и церковь были переведены на новое место; в 1860 г. церковь расширили, посторонних пускали только по воскресным и праздничным дням. Икона широко почиталась в связи с поздним преданием о том, что она принадлежала кн. Иоанну Андреевичу (в монашестве Игнатию), сыну угличского кн. Андрея Васильевича, бывшего по воле дяди, вел. кн. Иоанна III, 32 года в заточении в Прилуцком мон-ре. Предание появилось, очевидно, в связи с тем, что икона среди др. вологодских святынь принимала участие в крестном ходе в Прилуцкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе. В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др. Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963). Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре. Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).

http://pravenc.ru/text/77518.html

Однако следует отметить, что вскоре после «ликвидационного собора» на мн. деятелей УАПЦ обрушились репрессии в рамках сфабрикованного властями «дела Союза освобождения Украины», суд по к-рому заседал весной 1930 г. Со стороны УАПЦ главным обвиняемым стал «всеукраинский благовестник УАПЦ» и председатель идеологической комиссии ВПЦР Чеховский. Также были репрессированы и. о. главы ВПЦР и глава издательского отдела УАПЦ прот. Леонид Карпов, Шевченковский еп. Евфимий Калишевский, зав. ризницей Софийского собора прот. Георгий Красицкий, прот. Д. Ходзицкий и др. Не позднее 12 июня 1930 г. начал работу т. н. Всеукраинский церковный временный организационный комитет во главе с настоятелем бывшего кафедрального храма УАПЦ, Воскресенского собора в Харькове, «епископом» Иоанном Павловским. Этот комитет, координировавший работу ряда бывших автокефалистских общин, полностью согласовывал свою деятельность с НКВД (ЦДАВО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 212). Павловским и его окружением была начата подготовка к восстановлению централизованной структуры УАПЦ. В дек. 1930 г. прошел 2-й чрезвычайный собор УАПЦ, провозгласивший создание новой структуры во главе с «митрополитом» Иоанном Павловским. В. Г. Пидгайко Раскол Тарнавского-Бржосновского (Братство «Деятельно-Христова Церковь») Во время пребывания Мороза во главе ВПЦР (1919-1924) по инициативе ГПУ УССР внутри движения автокефалистов была создана новая организация в форме братства, которая сначала регистрировалась под названиями «Церковь живая» (февр. 1920) и «Церковь работающих» (1920-1921), а позже была зарегистрирована под названием «Деятельно-Христова Церковь». Инициаторами создания братства стали Мороз и прот. Константин Янушевский. После на удивление быстрой регистрации органами власти «Деятельно-Христова Церковь» получила в пользование Свято-Михайловский Златоверхий собор. На Великом Никольском собрании УАПЦ 25-30 мая 1924 г. образование этого братства было признано опасным и вредным. 11 сент. 1924 г. «Деятельно-Христова Церковь» выпустила воззвание с клеветой на «митрополита» и др. деятелей УАПЦ, несмотря на то что на службах они продолжали поминать имя главы УАПЦ. Воззвание было подписано председателем братства бывш. «епископом» Белоцерковским УАПЦ В. Бржосновским, «епископом» П. Тарнавским, прот. К. Янушевским. «Дияльники» заявляли о скорой катастрофе УАПЦ, потому что она никогда не будет зарегистрирована, и предлагали как единственный способ спасти ее прихожан, духовенство и епископат немедленный переход в уже зарегистрированную «Деятельно-Христову Церковь». Также руководство «Деятельно-Христовой Церкви» безуспешно пыталось объединиться с обновленческо-синодальной церковью.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1-й пол. XVI в. в Вел. Новгороде литье К. производилось эпизодически, из-за временного прекращения импорта меди и олова. Наиболее известна отливка в 1530 г. благовестника в 250 пудов для Софийской звонницы, связываемая летописцем с рождением Иоанна IV. Ликвидация дефицита цветных металлов к сер. XVI в. стимулировала появление в городе во 2-й пол. XVI в. стабильного колокольного производства. Сохранилось 3 К., отлитые новгородским мастером Иваном: один - в 1554 г. для Знаменского собора и 2 - в 1565/66 г. для ц. Вознесения на Прусской ул. Вероятно, Иван возглавлял артель при ц. Благовещения на Городище. В те же годы в Новгороде К. отливала артель братьев Поберешковых. Сохранился К. их работы 1562 г. для Воскресенского мон-ря (на Мячине или на Красном поле). Во 2-й пол. XVI в. в Новгороде семейные артели работали, как правило, при к.-л. храме, а мастера-одиночки выходили из многочисленного разряда ремесленников и территориально группировались в одном районе. Известны новгородский колокольник Нечайко († 1570/71), и мастер Тимофей Новгородец, выливший в 1597 г. К. для Нередицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . Колокол из новгородской ц. Вознесения Господня на Прусской ул. 1565/66 г. (НГОМЗ Колокол из новгородской ц. Вознесения Господня на Прусской ул. 1565/66 г. (НГОМЗ Спецификой новгородских литейщиков было изготовление небольших К. для местных нужд. Для отливки крупных благовестников обычно приглашали мастеров из др. городов. В 1555 г. псковичи Михайловы по заказу архиеп. Вел. Новгорода и Пскова Пимена (Чёрного) отлили 500-пудовый благовестник для Софийского собора. В 1570 г. в результате разгрома Новгорода Иоанном IV этот К. вместе с мн. др. в качестве трофея вывезли в Москву. Пименовский К. повесили на церкви-колокольне прп. Иоанна Лествичника, а взамен него по царскому указу московский литейщик Иван Афанасьев в 1571 г. отлил в Александровой слободе новый К. Этот же мастер вылил в Новгороде К., к-рый в XIX в. под названием «Медведь» находился на колокольне «Иван Великий». В посл. четв. XVI в. в Новгороде интенсивность производства К. снизилась по той же причине, что и в Пскове.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

От действительного члена, дворянина Ив. Кас. Суручана: 50 бронзовых монет, 11 тессер, 10 наконечников стрел, свинцовая гирька, 10 гвоздей, – найденных на месте древней Ольвии; глиняный кувшин, 3 глиняных раскрашенных кувшинчика, 3 стекляных сосуда, из Керчи (древней Пантикапеи). От члена-корреспондента, чиновника канцелярии киевского генерал-губернатора, А. Ф. Новицкого: изображение святителя Николая в холсте; литографическое изображение коронации Государя Императора; шиферная пряслица, найденная в Киеве; 2 печатные книги; 1 турецкая и 3 русские ассигнации; 1 медаль и 3 жетона; 1 электровая босфорская монета; 70 серебряных и 126 бронзовых и медных монет римских, византийских, западно-европейских, русских и преимущественно греческих колониальных с берегов Черного моря; 1 еврейская рукопись; гравированный план Константинополя. От священника с. Огиевки, бердичевскаго у., Киевской губ., П. Кудряцкого: Евангелие Почаевской печати 1780 г., в лист. От воспитанника первой Киевской Гимназии Н. Г. Захариевского: архаическая глиняная головка от женской статуэтки, найденная в земле близь Киево-Софийского собора: 15 серебряных и 10 бронзовых и медных монетъ древне-римских, западно-европейских и русских. От Императорской Археологической Коммиссии: 30 восточных серебряных монет сассанидских, табаристанских, абассидских и др., из клада, найденного в 1875 г. в с. Яриловичах, Городницкого уезда, черниговской губернии. От почетного члена, г. Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева : медный позолоченный напрестольный крест, с эмалированными изображениями и надписью на обороте «Ерусалим»; 28 таблиц акварельных снимков с Фресок, открытых во Владимирском кафедральном Успенском соборе в 1882 г., и Фотографических видов сего собора; «Снимки с рукописей Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки», Москва, 1876 г.; «Сборник палеографических снимков с древних грамот и актов, хранящихся в Вилевском Центральном Архиве и Вилеинской Публичной Библиотеке Вильна, 1884 г.; «Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице, С.-Петербург, 1884 г.; гальванопластический снимок с золотой монеты Константина Великого ; 40 бронзовых хорошей сохранности монет членов Фамилии и родственников Константина Великого «Труды IV археологического сьезда (в Казани), Казань, 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сочинение это представляете собою сборник 15-ти, более или менее обширных, исследований относительно такого же количества церковных служб, ныне уже не совершаемых или вышедших из употребления. Службы эти следующие: 1) Молитва егда поставят митрополита первее во граде, 2) Чин действа в неделю Вай, 3) Чин летопроводства, 4) Чин пещного действия, 5) Чин действа страшного суда, 6) Чин за приливок о здравии царя, 7) Чин омыти мощи святых или крест мочити, 8) Последование о причащении св. воды великого освящения на Богоявление, 9) Чин на освещение церкви, егда пес вскочит в церковь , или от неверных войдет кто, 10) Молитва по рождении младенца об очищении дома и бывших в нем людей, 11) Молитва на пострижение власом отрочати в первое острижение его, 12) Молитва одеяти главу девице брачней 13) Чин о братотворении, 14) Чин бываемый о коем либо христолюбце, иже добрым произволением пришедшу где в обитель и просящему быти духовным братом там сущим братиям в той святой обители, и 15) Чин о хотящем затворитися. К каждому из исследований приложен текст составляющей предмета его службы в одной или нескольких редакциях. Тексты берутся частью из старопечатных книг, русских и югославянских, каковы: Венецианский молитвослов 1570 г., Московские требники 1625, 1639 и 1651 гг., Требник Петра Могилы и др., частью из рукописей, каковы: Устав Воскресенского монастыря XVII в., Устав новгородского Софийского собора XVII же века и Синодик того же собора XVI в. Напечатанные тексты, взятые из весьма редких книг и рукописей, служат как бы базисом исследований; но что касается самых исследований, то в них автор пользуется и другими текстами, старопечатными и рукописными, хотя далеко не в той мере, в какой мог бы, имея под руками богатые хранилища рукописей в Петербурге. Общий характер наследований – историко-археологический. Относительно каждой из следуемой службы намечаются вопросы: о начале ее и происхождение, о переменах, который происходили в ее составе, об условиях ее существования в известное время в том или ином виде; и об обстоятельствах, вызвавших выход ее из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010