XVI в. (СПГИАХМЗ); здесь у него длинная и остроконечная борода, платье зеленого цвета под темной мантией. В рус. росписях 70-80-х гг. XVII в. его фигуру можно встретить в храмовой декорации работы ростовских мастеров: в Воскресенской ц. (ок. 1670) в Ростове, в Успенском соборе (1684) Троице-Сергиевой лавры, в Преображенском соборе (1689) Новоспасского мон-ря ( Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи. М., 2015. С. 325). В лицевом подлиннике 1-й четв. XVII в. из собр. С. Г. Строганова под 15 мая (Строгановский иконописный лицевой подлинник кон. XVI-XVII в. М., 1869) святой изображен в монашеских одеждах - в длинной мантии, концы к-рой перевязаны узлом на уровне коленей, с куколем на плечах; его борода длинная, до середины груди, заостренная, с 2 выделенными прядями. Святой поднимает благословляющую правую руку на уровень груди перед собой, левая опущена. Завязанная узлом у колен мантия, как особенность облачения, упоминается в описании иконописных подлинников начиная со 2-й четв. XVII в. (Софийский список Новгородской редакции - «сед, аки Власий; о коленях мантия узлом завязана, ряска дымчатая»; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 102). В подлиннике сводной редакции XVIII в. эта деталь одежды П. В. описана иначе: «...мантия узлом связана по концам» ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 99). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. описание П. В. более пространное (уточняется, что он «вельми стар, лицом блед от пощения и благообразен»), в него включены краткие сведения из Жития святого: об обстоятельствах пострижения, об основании и о многочисленности 1-го мон-ря, о явлении ангела как указания на высшую ступень монашеского подвига, о схимничестве ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 345). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1731) П. В. описан как старец с плешивой головой и бородой, разделенной на 5 прядей (Ерминия ДФ. § 13. 7. С. 170). В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев привел описание внешности П.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

   Там же немного далее.    1) Дивен Бог во святых... 2) Покой Господи... 3) Слава... 4) И ныне...    По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни.    В ирмологионе 1045 ирмосов.    Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть.    В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей.    В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания.    Напр. при двух святых в Великом Посте на тех песнях, где есть трипеснец.    Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.    Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия, имеют в каждой песни ирмос и 4 тропаря. Так же Воскресные Троичные каноны. Но в самом конце Октоиха указывается: на повечерии такожде канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. Также должно петь канон и на воскресной полунощнице. О полунощнице с каноном, какова воскресная, в старинных записях служб говорилось: полунощницу поем молебном (Чиновник Новгородского Софийского Собора), т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

архиепископ Антоний (Амфитеатров) (27.10.1815–20.11.1879) Догматическое богословие Основы православия Пастырское богословие Письма, слова, речи архиепископ Антоний (Амфитеатров) Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук. Биография До пострижения Яков Гаврилович Амфитеатров , родился 15-го октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском Заводе, где отец его был священником, умер 8-го ноября 1879 года. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академии по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а в 1841 году, кроме того, инспектором Киевской семинарии. В 1845 году Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 года за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия. В 1848 — 1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди и состоял членом Санкт-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Священным Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу Олонецкому. В январе 1851 года Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Вратского Богоявлевского монастыря. 30-го марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиривского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, а 16-го апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Труда положено было на увещание очень много. Иногда ему приходилось проводить целые ночи за убеждением упорствующих, иногда – выбывать в их дома, чтобы там лучше повлиять на них. Приходилось действовать не всегда одними научными доводами в пользу истинности православной церкви. Когда эти доводы оказывались недостаточно убедительными для униатских иереев, – выдвигались аргументы другого рода. Витебско-Задвинского благочинного Клодницкого заставили слушать вразумление Лужинского, сознать неосновательность учения римской церкви, чистосердечно выразить свое сочувствие делу воссоединения и выдать подписку.. «опасности за некоторые беспорядки в его благочинии», сделавшиеся Лужинскому известными 460 ; на других имело «влияющую силу архиерейство Лужинского, почти с неограниченной властью над духовенством» 461 . Как бы то ни было, из подвергавшихся убеждениям Лужинского 462 , очень немногие отказались выдать подписки. В Лепельском уезде таких оказалось 18: два благочинных: Лепельский – Точицкий и Бабыничской – Иаков Никонович, протопресвитер, священник Чашницкой церкви Захария Марковский и 15 священников; в Суражском – настоятель Тадулинского монастыря Сил Буковский 463 ; из Витебских градских –священники: Троицкой церкви – Богданович, Никольской – Кулик и Заручево-Воскресенской – Стратонович 464 ; в Дриссенском – трое: священники Освейской, Стрелковской и Церковнянской церквей 465 . Упорствовавшие были наказаны: два Лепельских благочинных и протопресвитер Марковский были отрешены от мест, a 15 священников отправлены в Полоцк для обучения, под руководством прот.Конюшевского, служению по московскому служебнику; Витебские градские и Дриссенские были преданы консисторскому суду 466 . Но устремив всю свою энергию на добывание подписок, пр.Василий во время ревизии не уделил достаточного внимания преобразованиям церквей, согласно постановлению 7-го февраля. Правда, 28-го августа, находясь в пути, он сообщал Хованскому о своих распоряжениях по этому предмету. «Находясь в Могилевской и Витебской губерниях для посещения церквей и монастырей, я входил», – пишет он, – «в ближайшее обозрение употребляемых церковных одежд по примеру заведенного порядка в Софийской Полоцкой кафедральной церкви, найденные римские диаконские ризы велел переделать на стихари, где же таковых при сельских церквях не было, велел по возможности, соответственно нуждам, приобресть; сосуды, свойственные римлянам, оставить без употребления и следовать неукоснительно обрядам гр.-восточной церкви в богослужениях и поучениях: а вместе с сим удостоверился, пока предпринимаемые Коллегией и митрополитом меры не будут введены, дотоле духовенство без книг богослужебных и особого наставления будут оставаться в недоумении греческих обрядов 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Люди боялись, что огонь из этого облака уничтожит город, однако Господь внял их молитвам и помиловал нечастных, прекратив бедствие. Позднее они узнали, что землетрясение было и в иных городах, а турецкий город Солониха (Салоники.– С. Ш.) полностью уничтожен. А. И. Соболевский, считал этот текст переводом с печатного летучего листа и даже приводил возможный источник. Казакова доказала, что указанный Соболевским в качестве оригинала документ рассказывал о том же событии, но для русского текста оригиналом он не является. Исследовательница предположила, что кто-то из новгородских купцов в Колывани записал этот рассказ у очевидцев землетрясения. К сожалению, данное предположение невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку вполне вероятно, что протограф этого рассказа просто не сохранился или пока не найден. Им вполне мог стать летучий листок, составленный в Таллинне. О. Л. Новикова связывает распространение сочинения в русской книжности с деятельностью Новгородского архиепископа Феодосия (занимал кафедру в 1542–1551 гг.). Его стараниями сочинение попало в Новгородскую вторую и Воскресенский список Софийской второй летописи (в последней рукописи оно находилось среди дополнительных статей). Покинув архиерейскую кафедру, Феодосий поселился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Вместе с ним появилась в обители и рукопись памятника, с которой сняты копии для сборников Нифонта Кормилицына (ум. ок. 1561 г.) и Вассиана Кошки (ум. 1568 г.). Учитывая как время архиерейства Феодосия, так и датировку рукописей, с уверенностью можно сказать, что в Россию новость попала непосредственно по следам события. В сборнике Нифонта Кормилицына рассказу о землетрясении 1542 г. предшествует «Сказание о трясении Цареградском» в 1509 г. (полное заглавие «В лето 7018 месяца декабря индикта 13, что сталося Божиа звод и пущение в Цариграде, по греческому, в Константинополе. Поведал государю его милости королю полскому, а великому князю Литовскому Жигимонту наперце его о турцех тако») Оно было опубликовано в недавней работе А.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

На ярусе звона колокольни сохранился уникальный исторически сложившийся действующий набор из 24 колоколов XVII–XIX веков. Над ярусом звона на четырёх сторонах колокольни расположены циферблаты действующих часов с золочёными стрелками и римскими цифрами. После надстройки в 1870 году вид колокольни практически не изменялся, исключая последовавшую в конце XIX века смену на белую окраски её стен (первоначально они имели светло-розовый цвет). Из числе переделок можно назвать закладку двух дверных проёмов, находившихся в интерьере на втором ярусе, на уровне верха крепостной стены, через которые осуществлялся проход сквозь колокольню из архиерейских покоев в Воскресенский собор. В 1980-е годы на ярусе звона была устроена деревянная решётка, ограждающая винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку, ограничивающая доступ к колоколам. В 1958 году главу колокольни заново вызолотили, золото для этих целей было выделено согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота». В 1967 году отремонтированы и вновь запущены бездействовавшие длительное время куранты. В 1980–1981 годах главу вновь вызолотили сусальным золотом, потратив 1 кг 200 г драгоценного металла. В 2001 году проведены реставрационные работы, связанные с ремонтом фасада. В 2018 году были проведены наружные противоаварийные реставрационные работы на барабане и крестах колокольни, произведена смена настила на площадке колокольного звона, заменён ряд деревянных элементов конструкций. В 2019–2020 годах реставрировались интерьеры колокольни: окрашены стены в интерьере, отремонтированы основная и винтовая лестница и рамы окон, палатка с действующим часовым механизмом сделана доступной для осмотра. В 2021 году за проект реставрации и приспособления колокольни на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2021» авторский коллектив АУК ВО «Вологдареставрация» награждён Бронзовым дипломомфестиваля в номинации «Реализация».

http://sobory.ru/article/?object=00233

Я сказал, что не писал доселе, все не мог решиться, чтобы дело не испортить. Но, сказал я, если Николай Петрович будет вынужден удалиться из Ташкента, можно ли рассчитывать на место в Казанском округе? – Он ответил, что даст Вам место с полным удовольствием, и что он и тогда жалел о Вашем отъезде, думал дать Вам место в своем округе. Тут я вставил такое замечание, что-де нет худа без добра, – Η. П. зато теперь получил о магометанстве и магометанских народах понятие основательное, полнее и глубже. Это – говорит – так. В конце концов он сказал такое соображение: за полученные усиленные прогоны и денежный пособия Вы должны прослужить известное число лет, и если раньше оставите тамошнюю службу, то должны будете заплатать. Поэтому следовало бы дотянуть назначенный срок. Но-де иметь дело с начальником, которого нельзя уважать, хуже каторги для искреннего человека, – поэтому, быть может, Н. П. окончательно невозможно жить там, то ему (т. е. Вам) всегда будет в округе место. А кстати, мне в ответе на письмо мое с заявлениями Софийского, Позднева и Агрономова (я писал от 30 декабря, по получении Вашего письма, чтобы они просились в край) Кун от 21 января, уведомляя меня, что сделает представление графу, и просил, нет ли еще желающих из числа академистов, между прочим упомянул, что он останется в Петербурге до 1 апреля, а потом отправится в Ташкент. Так Вы, Николай Петрович, мужайтесь, имея на крайний случай заручку в Казани. – Но, Николай Петрович, я вот что соображаю. Κ. П. Кауфман к Вам, видимо, расположен, а Ваш Н. А. Воскресенский такое произвел на генерал-губернатора впечатление своим киргизом, и Κ. П. 2-то января продержал его у себя весьма любезно около 2 1 / 2 часов. Это ведь что-нибудь значит. Очевидно, Κ. П. должен понять, что Вы вполне подходите под его идеи патриотических понятий и направлений, да и Ваши воспитанные и вызванные из Казани деятели похожи на Вас, следовательно, в случае нападения на Вас со стороны Купа Κ. П. должен оказать Вам всякую поддержку; для Куна схватка с Вами будет неудобна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

365 , и так называемая Воскресенская летопись, начинающаяся той же летописью и доведённая по одним спискам до 1541г., по другим до 1560г. 366 . Представляется некоторая вероятность усвоять инициативе митрополита Макария Софийский Временник, именно – думать, что он составлен по инициативе Макария, когда тот был архиепископом Новгородским. (Свод надписывается: „Софейскый времянник, еже нарицается летописание русьскых князь” и пр. Если бы он был составлен не по поручению Софийской власти, т. е. архиепископа Новгородского: то с какой стати назывался бы Софийским? Но в 1538г. архиепископом Новгородским был Макарий). (Составлен был в XVI веке и ещё один летописный свод, несколько предупредивший все три указанные выше. Это так названная (от своей небольшой части) Тверская летопись, составленная в 1534г. 367 одним Ростовским книжным человеком, начинающаяся подобно трём предыдущим сводам первоначальной летописью и доведённая до 1499 года). В правление митрополита Макария, по его замышлению и приказанию, был составлен у нас первый опыт настоящего руководства к истории России гражданской и вместе церковной. Это так названная его Степенная книга. В летописях наших, ведущих свой рассказ погодно или год за год и не делающих никакого частнейшего разделения (разбивки) этого последнего. Кроме того, что выставляют годы, читателю нет возможности обозреваться и припоминаться в событиях, так что, прочитав в них погодный рассказ о правлении какого-нибудь князя, он должен для достижения сейчас указанной цели сам составлять себе таблички, росписи событий. Одной из задач своей Степенной книги Макарий и поставляет то, чтобы дать в ней историю России, в которой можно было бы обозреваться и припоминаться: повествование ведётся в ней хронологически, как и в летописях, но каждое событие составляет в ней особую рубрику и книге предпосылается подробное оглавление всех этих рубрик, так что читатель получает в ней руководство к истории, возможно конспективным образом изложенное. В летописях церковная история почти что совершенно отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

784 Своё дозволение епископу ставить священников и диаконов в новгородскую епархию Фотий даёт спустя 8 с половиной месяцев после того как избран был новгородцами преемник Евфимию (Евфимий 2-й, избран 13 Ноября 1429 года): ясно, что он не торопился ставить этого преемника (которого и не поставил до своей смерти, случившейся 1 или 2 Июля 1431 года). 785 Событие относят к 1375 году все летописи, за исключением 3 Новгородской, которая относит его к 1376 году. Карпа называют простцом летописи 3 Новгородская, 1 Софийская и Воскресенская, диаконом – 4 Новгородская летопись и списание на Стригольников св. Стефана Пермского, о котором ниже. По Никоновской летописи, казнь состояла в том, что еретики брошены были в воду (с моста в Волхов, что у новгородцев соответствовало римскому сбрасыванию с Тарпейской скалы). 787 В старое время не брили у нас бород (за исключением некоторых людей, служивших разврату педерастии, т. е собственно андрорастии, мужеложства), но цирюльники нужны были для подстригания волос на голове и для подбривания затылков (как у щёголей в простом народе это делается и до настоящего времени). В Москве в XVII веке был в торговых рядах особый стригольничий (стригый) ряд, – Забелина Домашний быт русских царей, I, 434 и 496. В конце XVI века упоминается придворный стригольник, – Дополнение к Актам Истории т. I стр. 195 col. 1 (В Азбуковнике, помещённом у Калайдовича в Ио. Экзархе, стр. 193: жидовское слово «бритва» по-русски значит «стригольник».– Название Вшивых горок, существующих у нас по городам, как даёт знать Олеарий, происходит от того, что летом цирюльники занимались на них своим ремеслом и что они устилались толстым слоем волос, в которых скрывались давшие название горкам насекомые, – Чтения Общества Истории и Древностей 1868 года 1868 года книга 3, стр. 111). Как мы сказали, Карп мог заниматься ремеслом стригольничества и будучи диаконом, ибо в то время взгляд на занятия приличные и неприличные для лиц духовных был иной, чем теперь, и далеко не столько строгий. А могло быть и так, что он поставлен был в диаконы из стригольников и что после того он удержал название стригольника, как прозвание. (А, наконец, могло быть, как это принимается иными за вероятнейшее, что он был стригольником или цирюльником только духовным, для выстрижки у лиц духовных темени, о чём см. 1т. 1 половина, стр. 476. Электронная версия – абзац сноски прим. корр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В кратких летописцах временники излагаются в сокращенном виде избранных мест, перечней и проч. Материалы, из которых составлены древние летописи, или отдельные временники, суть сказание и повести, монастырские и церковные записки и дневники, веденные может быть., при дворах удельных князей и частными лицами. Все означенные материалы вошли в состав и слились с изложением известных нам древних временников: так точно, как последние в 15, 16 и 17 столетиях включены в огромные фолианты (книги в размер листа), известные под именем летописных сборников. Существование этих первобытных материалов, сохраненных летописями по большей части в их древнем виде с древними словами и выражениями с архаизмами наречий, современных писателям, есть одно из важных доказательств достоверности отечественного бытописание. В 16 веке летописи отечественные получили характер официальный. При Московском царском дворе они стали составляться, по повелению царской власти, из постановлений правительства, донесений воевод и других, доводимых до сведение общенародного известий. В состав полного собрания русских летописей вошли летописи: Лаврентьевская, или Несторова по Лаврентиевскому списку 12 , Троицкая, Ипатьевская с Густинскою, первая, вторая, третья и четвертая Новгородские, Псковская, Софийская, Воскресенская, Патриаршая, несколько разрядов Московских и Западнорусских летописей, Сибирские и краткие летописцы. Вчитываясь в сии драгоценные сердцу памятники отечественной истории, кроме удовольствие, почерпаемого в сведениях о минувших судьбах России, чувствуешь особенную приятность для души от самого тона и духа сказаний летописцев: это дух и тон библейский. Как святая Библия счастливые времена богоизбранного еврейского народа объясняет его благочестием, несчастные нечестием: так точно и благочестивые наши древние летописцы благоденствие и бедствие Руси производят от тех же причин. Вера, неверие, православие, раскол, добродетель, грех – вот главные начала, от которых по замечанию временников проистекали такие, или другие последствие в истории нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010