Обедали с Преосвященным у меня в квартире. После малой вечерни я осматривал ризницу Софийского собора. В ней хранится много древних и драгоценных предметов, как, напр., облачения святителей Никиты († 31 янв. 1108 г.), Иоанна († 7 сент. 1186 г.) и Моисея († 25 янв. 1363 г.); вериги железные Св. Никиты, Моисея и Евфимия, белый клобук архиеп. Василия и много других древних священных предметов. К сожалению, по причине позднего времени, я не мог ясно многое рассмотреть. 30-го ч. воскресенье. В 9 часов слушал литургию в кафедральном соборе, которую совершал Преосв. Анастасий. Протодиакон по книге читал проповедь вместо чередного проповедника. К обеду в моей квартире приглашен был приехавший из Пб-га, для обозрения новгородских достопамятностей, молодой адъютант Военного Министра, граф Н.Ф. Гейден, староста Казанского собора в Пб-ге. Вечером ездили мы с Преосвященным в Деревяницкий женский монастырь 2974 (верстах в трех от города), где помещаются три старших класса Новгородского епархиального женского училища. Начальницею этих классов состоит игумения Валентина. Она дворянского происхождения, из Одессы, дочь атамана; в детстве воспитывалась в Женеве у бабушки; училась затем в Институте и получила музыкальное образование в Петербургской Кон- —310— 1884 г. серватории. В 1888 г. переведена настоятельницею в С.-Петербургский Новодевичий Воскресенский монастырь 2975 . Возвратившись из Деревяницкого монастыря, вечером я слушал всенощную в домовой митрополичьей церкви. 1-го Октября Праздник Покрова Пресв. Богородицы и памяти преп. Саввы Вишерского чудотворца – моего небесного покровителя. Около 9-ти часов утра я отправился из Новгорода в Савво-Вишерский монастырь. Слушал там литургию и молебен преп. Савве. По распоряжению Преосвященного Анастасия, пели архиерейские певчие. К литургии приехали из города начальник губернии А.Н. Мосолов, Директор народных училищ Ф.Н. Павлинский (бывш. Инсп. Влад. сем.), два полковника и др. После литургии все заходили к настоятелю, архимандриту Аркадию на чай и завтрак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С вокняжением в Киеве Святослав «умысли съзьдати цьрьковь камяну святыма» взамен деревянной, только год назад выстроенной Изяславом. Совершенно очевидно, что он придавал большое значение становлению культа святых Глеба и Бориса. Уже в 1073 г. он приступил к сооружению в Вышгороде грандиозного пятиглавого каменного храма-мавзолея князьям-страстотерпцам, который превосходил по своим размерам даже строившуюся в то же самое время Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря (он был на 7 м длинее её!) — крупнейшее храмовое сооружение XI-XII вв. Конечно, именно новый пятикупольный храм, в котором нашел выражение чисто русский и отличный от византийского храмовый стиль, а не одноглавая деревянная церковь, мог выразить общерусское (и общеправославное) почитание первых русских святых Бориса и Глеба. По всей видимости, именно с этой целью и задумал его строительство Святополк Ярославич, и только смерть князя 27 декабря 1076 г. помешала закончить это строительство. Стены были возведены на 80 локтей, то есть, на три метра, что свидетельствует о довольно интенсивном строительстве. По своему характеру Святослав был очень энергичным князем. За три с половиной года своего княжения в Киеве он успел сделать для Киевского государства едва ли не больше, чем его брат за девятнадцать лет. Как мы знаем, питал он интерес и к книгам, о чем свидетельствуют переписанные для него «Изборники» 1073 и 1076 гг. И только в его княжение в Киеве могло появиться проглебовское сочинение с легендой о ногте Глеба, оставленном на его, т.е. Святослава, голове — условно называемое «Сказание о гибели Бориса и Глеба». И только во время княжения в Киеве черниговца Святослава в «Сказании о гибели Бориса и Глеба» мог быть упомянут рядом с митрополитом Георгием другой — Черниговский митрополит Неофит. Из летописей известно, что Неофит был Черниговским епископом в княжение там Святослава. Но в новгородских летописях (Воскресенской, Софийской и др.) он одновременно назван и митрополитом и епископом. Это дало повод некоторым историкам предположить, что во времена триумвирата Ярославичей помимо Киевской митрополии в начале 60-х годов были учреждены еще две — в Переяславле и Чернигове, с титулярными, т.е.

http://pravoslavie.ru/63278.html

15 окт. 1990 г. вышло определение Свящ. Синода об открытии в Вологде духовного уч-ща, реорганизованного в 1994 г. К нач. XXI в. более половины духовенства епархии являлись выпускниками Вологодского правосл. ДУ. В авг. 1997 г. выпускники и учащиеся ставленнического отд-ния уч-ща совершили миссионерское путешествие по р. Сухоне, за время к-рого миссионеры окрестили 136 чел. 26 янв. 1992 г. состоялось открытие первой в епархии воскресной школы при кафедральном соборе, в 2004 г. в епархии действовали 35 воскресных школ. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. 13 июня 1991 г. из запасников Череповецкого краеведческого музея были возвращены Церкви мощи прмч. Евфросина Синоезерского , ныне почивающие в Казанской ц. в Устюжне. 12 дек. 1991 г. состоялась передача епархии икон и церковной утвари из запасников обл. краеведческого музея. В марте следующего года было освящено новое здание епархиального управления. В 1992 г. на территории В. е. действовало 65 храмов. В авг. 1992 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , Первосвятитель побывал в с. Покровском - бывш. усадьбе Брянчаниновых, родине свт. Игнатия . 10 апр. 1993 г. на Вологодскую кафедру был назначен еп. Максимилиан (Лазаренко; с 24 февр. 2004 архиеп.). В управлении епархией архиерею помогают епархиальные комиссии: по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по социальному служению, по благотворительности, по пастырской работе в ИТУ, с молодежью, в армии, по религ. образованию и катехизации, по церковному искусству и реставрации и др. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. В июле 1994 г. крестные ходы прошли в Вологде и Устюжне. В авг. того же года, после 73-летнего перерыва, еп. Максимилиан совершил Божественную литургию в Вологодском Софийском соборе. 14 авг. 1996 г. архиерей освятил верхний храм Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре, в обители открылся епархиальный церковно-археологический музей. В мае 1997 г., накануне 600-летия Кириллова Белозерского мон-ря, самая древняя часть обители (Иоанновский Горний мон-рь) была возвращена епархии, 6 окт. 1998 г. решением Свящ. Синода в Кирилловом Белозерском мон-ре возобновилась иноческая жизнь. 6 окт. 1999 г. решением Свящ. Синода открыт Воскресенский Горицкий жен. мон-рь, 26 дек. 2003 г. Павло-Обнорское подворье Спасо-Прилуцкого мон-ря преобразовано в Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. 6 марта 2003 г. освящен новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на территории жен. колонии в Вологде. 27 авг. 2003 г. заложена часовня на горе Золотуха, близ Кириллова, на месте расстрела сщмч. Варсонофия и прмц. Серафимы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (7.03.1864, с. Попудня Липовецкого у. Киевской губ.- 27.11.1937, Киев), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Из семьи священника. Окончил в 1879 г. Уманское ДУ и в 1885 г. Киевскую ДС, после чего поступил в КДА. Окончил академию в 1889 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Борьба Маккавеев с сирийскими царями, ее причины и значение в истории иудеев». Получил назначение законоучителем одноклассного и 2-классного уч-щ Мин-ва народного просвещения в мест. Смела Черкасского у. Киевской губ. С 27 окт. 1889 г. законоучитель Черкасской муж. прогимназии. 20 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был причислен к домовой церкви прогимназии. Поскольку храм только проектировался, получил временное назначение сверхштатным священником к Николаевскому собору г. Черкасс. 16 февр. 1892 г., после обращения к Киевскому митр. Иоанникию (Рудневу) с жалобой на свое неопределенное положение священника без прихода, назначен по собственному ходатайству настоятелем Воскресенского собора в г. Липовец Киевской губ. Одновременно с марта того же года являлся председателем Липовецкого отделения Киевского епархиального училищного совета. С 26 авг. 1896 г. смотритель церковноприходских школ Липовецкого у. Был автором неск. историко-краеведческих статей в журналах «Киевские епархиальные ведомости» и «Киевская старина». 7 авг. 1903 г. решением Училищного совета при Синоде назначен зав. Киевской церковно-учительской школой нового типа (располагалась на ул. Багговутовской, на окраине города). Был возведен в сан протоиерея. В дек. того же года одновременно был назначен зав. воскресной школой при храме во имя прп. Феодосия Печерского. 6 сент. 1905 г. решением Киевского епархиального училищного совета по подозрению в финансовых злоупотреблениях уволен с должности зав. Киевской церковно-учительской школой (утверждено указом Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 19 сент. того же года). Переведен на должность настоятеля Покровской ц. в с. Соломенка Киевского у. (ныне в черте Киева), одновременно являлся председателем Киево-Софийской окружной церковно-училищной комиссии. В окт. Л. выступил на Киевском епархиальном съезде духовенства с одобрением манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., что неоднозначно было воспринято делегатами съезда. В 1906 г. стал инициатором строительства храма в поселке железнодорожных рабочих Батыева Гора, входившем в состав Соломенского прихода. С 1907 до осени 1918 г. законоучитель Киевской жен. гимназии М. И. Левандовской, преподавал Закон Божий и в др. учебных заведениях Киева.

http://pravenc.ru/text/2110536.html

Формирование исповедного учета в России продолжилось в ходе петровских реформ и приобрело более широкий масштаб. Именными указами от 8 февраля и 17 марта 1716 г. и 17 февраля 1718 г. приходским священникам и поповским старостам поручалось ежегодно составлять полный список («имянные росписи», «погодные книги») исповедовавшихся, не исповедавшихся и раскольников. Копию же со списка следовало представлять в духовные правления архиереям, а также в присутственные места губернаторам или ландратам для сбора штрафных денег (с разночинцев и посадских – по 1–3 рубля, с крестьян – 5–15 копеек, в зависимости от того, в течение скольких лет пропускалась исповедь) . За укрывательство уклоняющихся от исповеди самим священникам грозили штрафы вплоть до лишения сана. Указом же от 8 февраля 1716 г. предусматривалось также переписывание приходскими священниками в своих приходах раскольников, а также их двойное подушное обложение («по чему купечество в посадах платит, а крестьяне со своих тяглых жеребьев»). Не делалось исключения и для женщин-раскольниц («вдов и девок») – их обложение определялось «вполы». Так, двойной подушный оклад для староверов был соотнесен, по сути, с размером штрафа за их отказ от исповеди в рамках официального православия. Исповедные ведомости в ГА ВО сконцентрированы в нескольких фондах. Более всего их хранится в ф. 496 (Вологодская духовная консистория). Укажем также ф. 528 (Вологодский кафедральный Софийский собор), ф. 821 (Христорождественский Грязовецкий собор), ф. 1010 (Череповецкий Воскресенский собор); объединенные архивные фонды – ф. 1057 («Церкви Олонецкой епархии»), ф. 1063 («Церкви Вологодской епархии»), ф. 1067 («Церкви Новгородской епархии»), а также фонды духовных правлений – ф. 985, 986, 1147 и др. Отдельные выписи из исповедных книг за 1721 г. имеются в уникальном ф. 1260 (Коллекция столбцов) . В ранних образцах исповедных тетрадей Вологодской епархии 1718–1724 гг. по каждому селению были выделены две группы «именных реэстров»: пришедших на исповедь и не явившихся (из-за отлучки по торговым делам, ухода «в мир покормиться» от хлебной скудости или взятия в работники в Петербург, Воронеж, Таганрог). Их самоназвание – «книги записные детемдуховным» такого-то уезда/волости/прихода «хрестьяном, кои исповедывались и Святых Таин причащались». В росписях подчеркивалась приверженность исповедующихся к официальному церковному обряду: «А о сложении перстов по свидетелству крест изображают по преданию святых апостол и святых отец во имя Святые Троицы, а не по раскольничью преданию» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Молимся, моли о нас человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость. 3. Благоверная княгиня Тверская Ксения Неизвестно её происхождение; одни считают её дочерью Новгородского посадника Юрия, другие дочерью Торусского князя, а тверское местное предание полагает, что она дочь причётника села Едимонова (в 40 вёрстах от Твери) Афанасия, бывшая невестой княжеского отрока Григория, основавшего Отроч в Твери монастырь. Она отличалась необыкновенной красотой, твёрдым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями, что видно из её управления княжеством в малолетство её сына (Михаила), родившегося по смерти отца. Летописцы называют Ксению премудрой, блаженной, преподобной и святой (Воскресенская Летопись Софийская). В церковной службе св. князю Михаилу она названа «богомудрой» (8-я песнь канона) и помещалась в числе «местно чтимых святых». В Тверском кафедральном соборе сохраняется древняя икона св. Ксении и сына её Михаила, держащих на руках храм, в ознаменование, что она была основательницей первого Спасо-Преображенского Собора в Твери: также в церкви с. Едимонова хранится древняя, аналойного размера, икона Великих княгинь Ксении и Анны Кашинской, 24 января отправляется панихида по Ксении. Её изображение находится в иконостасе Николо-Малицкого мужского монастыря, а также на стенах как кафедрального собора, так и других Тверских церквей (Никольской на площади Апостольской, в Архиерейском доме и др.). – По благоверной княгине ежегодно совершается в кафедральном соборе заупокойное служение 24 января, в день её тезоименитства. Скончалась благоверная княгиня Ксения в 1312 г., но день её кончины неизвестен. По обычаю своего времени перед смертью она приняла монашество с именем Марии. Тело её было погребено в Тверском Спасо-Преображенском Соборе. – В (рукописной) службе св. князю Михаилу Тверскому помещено несколько песнопений в честь Ксении, как святой... «Ливанскую ли гору наречем тя, богомудрая Ксения, или Сисонскую реку, добрейша сапфира и камене честного Михаила рождшую, им же просветися русская страна, и молишися о нас ко Господу». (Месяцеслов русских святых 24 января). 4. Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В копиях чудотворных И., возникших в эпоху позднего средневековья, появляются живописные воспроизведения деталей драгоценного убранства их образцов, напр. корун на списках Владимирской иконы Божией Матери ( Стерлигова. 2006); золотой ризы и венца на списках свт. Николая Чудотворца Великорецкого, особенно тех, что сделаны в Вологде, напр. икона свт. Николая Чудотворца Великорецкого с житием из вологодского Воскресенского собора (ок. 1556, ВГИАХМЗ) и из ц. Рождества Пресв. Богородицы поморской дер. Луды (сер. XVI в., АМИИ) или поясной образ святителя (частное собр.). С XVI в. чтимые И. городских и монастырских соборов стараются выделить среди др. храмовых И., напр. помещая их в местном ряду храмового иконостаса, как правило в юж. части. Так, митр. Макарий в Софийском соборе Новгорода провел в 1528 г. переустановку И. «по чину», в т. ч. древнейшие иконы 2-й пол. XI в.- «Спас на престоле» (Спас царя Мануила) и «Апостолы Петр и Павел» - были установлены напротив митрополичьего места (Воскресенская летопись//ПСРЛ. Т. 8. С. 285). В Соловецком мон-ре в сер.- 2-й пол. XVI в., судя по описям 1570 и 1582 гг., т. е. в период управления обителью игум. Филиппом (Колычевым) , письменно фиксируется почитание И., связанных с личностью основателей мон-ря; их переносят в иконостас новопостроенного каменного многопрестольного храма - среди пядниц в иконостасе оказываются И., принадлежавшие прп. Савватию, как, напр., «Богоматерь Одигитрия, со святыми на полях», а также пядницы, не имевшие дорогого оклада, но приписываемые кисти прп. Андрея Рублёва и старца Антония, названного учеником «Зосимы чюдотворца» (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 90, 92, 122). В Кирилловом Белозерском мон-ре, согласно описи 1601 г., почетное место в юж. части местного ряда иконостаса Успенского собора занимали икона Божией Матери «Одигитрия», принесенная основателем обители прп. Кириллом Белозерским (кон. XIV в. (ок. 1397), ГТГ), а также небольшой образ прп. Кирилла и икона «Успение Пресв. Богородицы», по преданию написанные прп. Дионисием Глушицким (Опись строений и имущества. 1998. С. 42-44).

http://pravenc.ru/text/389040.html

Н. отличался универсальностью дарования: расписывал храмы, писал иконы, выполнял книжные миниатюры. Наибольший вклад внес в монументальное искусство. Возглавляемая им артель участвовала в росписях Троицкого собора Данилова мон-ря (1662 и 1668; работы дважды прерывались и были закончены др. артелью). К бесспорной работе Н. и его мастеров относятся росписи купола, алтаря и сводов четверика. Уже в этом храме проявились особенности манеры письма художника, склонность к поиску интересных иконографических решений (в частности, Господь Вседержитель в куполе представлен в уникальном для этой зоны храма оплечном варианте иконографии). В 1670-1671 гг. в составе большой артели костромских и ярославских иконописцев участвовал в росписях Успенского собора в Ростове (находятся под записью). В 1672 г. предположительно артель Н. расписала Богоявленский собор в Костроме (росписи не сохр.). На основании стиля живописи артели Н. приписываются росписи Воскресенской ц. Ростовского архиерейского дома (ок. 1675) и Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (с 1822 Романов-Борисоглебск, ныне Тутаев). Хорошо сохранились поздние росписи артели Н. 80-х гг. XVII в., где особенности индивидуальной манеры ее письма выражены наиболее ярко: в ц. прор. Илии в Ярославле (1680; четверик и усыпальница Скрипиных в подклете сев. придела), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684), в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Предположительно в 80-х гг. XVII в. Н. осуществлял также росписи Софийского собора в Тобольске (не сохр.). В росписях Н. активно использовал принципы разработанной Ушаковым «живоподобной» манеры письма, адаптировав их к особенностям стенной живописи. В то же время для его произведений характерна повышенная декоративность, выражающаяся в усложненной линии рисунка, обилии орнаментики, чистом и звучном колорите. Заметные изменения были внесены Н. в систему храмовой росписи. В работах артели Н. отсутствует традиц. композиция «Страшный Суд» на зап. стене, сюжетные циклы расположены по периметру стен, среди них обязательно присутствие развернутых евангельского, Страстного и апостольского циклов, где композиции отдельных сцен восходят к западноевроп. гравюрам. Как правило, в нижнем ряду присутствует цикл, связанный с храмовым посвящением, но в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря цикл деяний Св. Троицы размещен в верхнем ряду, а в Илиинской ц. в Ярославле к житийному циклу прор. Илии добавлен расположенный ниже житийный цикл прор. Елисея.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Иерей Мирон упоминается в церковных документах с 1600 г. как настоятель ц. во имя свт. Николая Чудотворца веси Юрола на р. Пинеге (образование Юрольского прихода датируется кон. XVI в.), находившейся «в двух поприщах» от Чёрной горы. Мирон был десятским священником, т. е. осуществлял надзор за порядком в др. приходах Кеврольского у., а также собирал церковные пошлины в пользу новгородской Софийской кафедры. Согласно «Повести...», зимой 1603 г. игум. Варлааму, настоятелю церкви Воскресенского погоста (ныне дер. Кевроль Пинежского р-на), имевшему Красногорскую икону Божией Матери (см. в ст. Владимирская икона Божией Матери ), явилась во сне Пресв. Дева и повелела передать икону свящ. Мирону, поскольку «хощет Бог сею иконою прославить место Черныя Горы». Когда священник приехал в Кевроль для сбора пошлин (обычно это происходило накануне праздника Рождества Христова), игум. Варлаам вручил ему икону с повелением строить мон-рь. Мирон поставил образ в Никольском храме, поскольку подняться на Чёрную гору из-за глубокого снега было невозможно. После молебна перед чудотворной иконой исцелилась слепая девица Марфа из веси Цимола. Пресв. Дева, явившись ей во сне, настойчиво велела перенести образ на гору: «...не изволих бо в чюжем дому пребыти». Летом 1604 г. священник исполнил повеление и поставил на Чёрной горе крест и икону, «оградив ю дщицами». В течение 2 лет чудотворный образ находился здесь без всякого присмотра, только в летнее время года свящ. Мирон на склоне горы занимался земледельческими работами. В 1606 г. игум. Варлаам уговорил священника принять иноческий постриг с именем Макарий. Вскоре к М. пришел из Москвы странствующий мон. Иона. Вместе иноки начали строительство храма. М. отправился к царю Василию Иоанновичу Шуйскому с челобитной, в к-рой следующим образом объяснял необходимость создания общежительной обители: «...жили, де, по Пенеге реке все Русские люди, а постричися и прибегнути было им негде». 28 авг. 1606 г. датированы царская грамота на Пинежский Волок выборному земскому судье И.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Вскоре, по сообщению прп. Иосифа, из Литвы явились «инии жидове»: «Осиф Шмойло Скарявей Мосей Хануш» (неясно, к скольким лицам относятся перечисленные 5 имен). Алексей и Денис часто бывали у иудеев и старались укрепиться в «жидовстве», хотели принять обрезание, но наставники уговорили их не делать этого в целях конспирации. Алексей тайно принял имя Авраам, его жена получила имя Сарра ( Иосиф Волоцкий. 1882. С. 4; Источники. 1955. С. 469, 479). Алексей вовлек в ересь своего зятя Ивашку Максимова и его отца попа Максима и мн. др. людей из духовенства и мирян. Денис привлек протопопа Софийского собора Гавриила и Гридю Клоча. Затем в ересь были вовлечены: Григорий Тучин, отец к-рого имел в Новгороде большую власть, поп Григорий с сыном Самсонкой, покровский поп Василий, апостольский поп Яков, воскресенский поп Иван, борисоглебский диак. Гридя, Лавреш, Мишук Собака, зять Дениса Васюк Сухой, Юрка Семенов сын Долгого, крылошане Авдей и Степан, Овдоким Лелюша, диак. Макар, дьяк Самуха, поп Наум и мн. иные ( Иосиф Волоцкий. 1882. С. 4-5; Источники. 1955. С. 469, 479). Взгляды новгородских Ж. подробно изложены в «Просветителе». Ж. отрицали догмат о Св. Троице и считали, что «Христос еще не родился есть... а Егоже гл[агол]ют христиане Христа Бога, той прость человек есть, а не Бог» ( Иосиф Волоцкий. 1882. С. 50). Поэтому они призывали: «Подобает убо ныне Моисеев (закон.- А. А.) дрьжати и хранити, и жрьтвы жрети, и обрезатись» (Там же. С. 68). Ж. отрицали христ. таинства, молитвы, действенность милостыни, почитание креста, икон, мощей святых. Сведения о поведении новгородских еретиков содержатся в посланиях свт. Геннадия, в соборном определении о Ж. 1490 г., в 15-м Слове «Просветителя» и в «Послании о соблюдении соборного приговора» 1504 г. прп. Иосифа. Новгородские Ж., по сообщению свт. Геннадия, «молились по-жидовски», «испревращали псалмы», недостойно служили литургию, совершали надругательства над крестами и иконами (Источники. 1955. С. 310-313). На собраниях Ж. совершалось богохульство: осквернялись иконы, вино и просфоры для таинства Евхаристии (в вино вливали «скверную воду» и проч.- Там же.

http://pravenc.ru/text/182289.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010