При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием. С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев). С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма - придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма! Низкий поклон всем, кто принимал и принимает участие в возрождении Христорождественского собора. Использованы материалы из информационных листков, вывешенных в храме История собора Рождества Христова уходит корнями в 990 г., когда на месте, которое тогда называлось Никольский погост, был построен первый деревянный храм на Александровской земле – церковь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00772

1. Иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний о. Антоний (Смирнов) судовой священник минного заградителя «Прут», посмертно. 2. Благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. Сергей (Соколовский). 3. Священник 9-го драгунского Казанского полка о. Василий (Шпичек). 4. Иеромонах о. Амвросий (Матвеев) 3-го Гренадерского Перновского полка, посмертно. 5. Священник 5-го стрелкового Финляндского полка о. Михаил (Семенов). 6. Иеромонах о. Филофей (Антипочев) 209-го пехотного Богородского полка. Пропал без вести. 7. Иеромонах о. Евтихий (Тулупов) 289-го Коротоякского полка, посмертно. 8. Священник 42-й артиллерийской бригады о. Виктор (Кашубский). 9. Священник 217-го Ковровского полка о. Владимир (Праницкий). 10. протоиерей 6-го Финляндского стрелкового полка о. Андрей (Богословский); 11. протоиерей 154-го пехотного Дербентского полка о. Павел (Смирнов). Хотелось бы подробно вспомнить подвиг хотя бы одного из этих святых героев. История не знает начала жизненного пути военного православного священника о. Евтихия (Тулупова) — иеромонаха Богородицкой-Площанской пустыни, Брянского уезда, Орловской губернии. Он во время войны служил военным священником в 289-м Коротоякском полку 73-й пехотной дивизии. Ему уже было много лет, он не обладал ни большим ростом, ни особой физической силой, но отличался удивительной добротой и постоянной милосердной заботой о своих воинах. В его части служила санитаркой известная русская певица Надежда Плевицкая, которая в мемуарах писала о нем: «…Врачи выбивались из сил, и руки их были в крови. Не было времени мыть. Полковой священник, седой иеромонах, медленно и с удивительным спокойствием резал марлю для бинтов… среди крови и стонов иеромонах спокойно стал мне рассказывать, откуда он родом, какой обители и как трудно ему было привыкать к скоромному. Мне показалось, что он умышленно завёл такой неподходящий разговор. «А может он придурковатый?» – мелькнуло у меня, но, встретив взгляд иеромонаха, я поняла, что лучисто-серые глаза его таят мудрость. Руки мои уже не дрожали и уверенно резали марлю, спокойствие передалось от монаха и мне». 9 июля 1915 года русские части попали в окружение.

http://pravoslavie.ru/71412.html

О миссионере не забывают и в московском Спасо-Андроником монастыре, где служил еще один сотрудник Русской духовной миссии в Японии – иеромонах Владимир (Соколовский), затем ставший архиепископом Екатеринославским. Он был и последним настоятелем Спасо-Андроникова монастыря перед его закрытием. В России до недавнего времени был лишь один храм во имя архиепископа Николая – это восстановленная в 2003 году церковь на родине миссионера в деревне Береза Тверской области. Двухъярусный храм в дер. Береза Тверской обл. Нижний храм освящен во имя Николая Японского С Рождества Христова 2005 года тропарь святителю поется еще в одном посвященном ему храме, расположенном в цокольном этаже строящейся церкви в честь Собора Московских святых (Москва, Бибирево). Настоятель строящегося храма иеромонах Сергий (Рыбко) рассказывает, что с юности очень любил читать труды святителя Николая и всегда восхищался его апостольским подвигом. Самоотверженное полувековое пастырское служение миссионера с 1861 года способствовало возведению в нехристианской стране почти 200 православных храмов, открытию почти 300 приходов и крещению десятков тысяч человек. Святитель Николай с помощью своего соратника Павла Накаи перевел Священное Писание и основной круг богослужения на японский язык. И только несколько лет назад отец Сергий узнал, что он является земляком миссионера: деревня Береза находится совсем недалеко от его малой родины, также расположенной в Тверской области. Несколько месяцев назад в ходе поездки по храмам и монастырям России в Бибиреве побывала регент храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Нагоя (Западно-Японская епархия) матушка Мария Мацусима. «Во время богослужения я смотрела на большую икону святого равноапостольного Николая, и в какой-то момент мне показалось, что я нахожусь у себя на родине, в Нагоя, а не в Москве», – вспоминала она. «Японской страны просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире», – обращаются к святому на каждом из четырех крупнейших островов Японского архипелага, в маленьком приходе в Березе и в столичном храме в Бибиреве и молят о становлении Православия и в Японии, и в России и о скорейшем завершении строительства храма в честь всех московских святых – будущего крупнейшего православного прихода и миссионерского центра на севере нашей столицы.

http://pravoslavie.ru/2934.html

в Крестовой ц. Екатеринбурга возведенная в сан игумении. Только одна из первых сестер - М. И. Бородина, пришедшая в общежитие в 1884 г.,- дождалась офиц. учреждения мон-ря и монашества. 14 февр. 1905 г. в Скорбященской ц. постриг Бородиной с именем Миропия совершил настоятель Верхотурского мон-ря игум. Евгений (Кибардин). 26 мая 1905 г., в день торжественного открытия монастыря, еп. Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) был заложен, а 9 дек. 1913 г. еп. Митрофаном (Афонским) освящен собор в честь Вознесения Господня (архитектор - главный губ. инженер Е. И. Артёмов). Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Симеона Верхотурского освящен 31 мая 1915 г. еп. Серафимом (Голубятниковым), дата освящения левого - во имя прп. Серафима Саровского - неизвестна. Собор построен из кирпича, поставлен на подклет. Четверик основного объема увенчан 5 луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный барабан значительно шире и выше остальных. С востока к четверику примыкает сложной формы алтарная часть, состоящая из 3 апсид. С запада основной объем продолжен притвором, на к-ром, вероятно, предполагалось поставить колокольню. Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорированы «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником. Между лопатками - тройное окно, обрамленное аркатурой на фигурных, перехваченных дыньками колонках. Храм возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Уральское Горное управление предоставило 400 куб. саж. дров для обжига кирпича. К 1910 г. в Н. С. м. проживала 101 насельница, в т. ч. игум. Мария, 3 монахини, 7 послушниц; 30 сестер несли послушание в белошвейной мастерской, 6 - в живописной, 3 - в переплетной, 8 - в цветочной, 5 - в портняжной, 3 - в чеботарной, 2 - в чулочной, 3 - в ткацкой, 6 - в одеяльной; 6 сестер неустанно, по очереди, читали Псалтирь, остальные занимались др.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

В нач. 90-х гг. Киреев участвовал в переписке относительно небольшой общины амер. старокатоликов в Дайксвилле (шт. Висконсин, США), принятой в Православие в мае 1891 г. Алеутским и Аляскинским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) , к-рый временно разрешил сохранять в общине богослужения по зап. обряду до окончательного определения Святейшего Синода (в общине совершали старокатолич. мессу на франц. языке). В 1892 г. приход посетил преемник еп. Владимира на Алеутской кафедре еп. Николай (Зиоров) , продливший временное разрешение совершать в общине богослужения по зап. обряду. В 1893 г. глава общины пресв. Ж. Р. Виллат вернулся в старокатоличество, в связи с чем рассмотрение Святейшим Синодом этого дела было прекращено (по нек-рым данным, часть общины продолжала оставаться в Русской Церкви до нач. XX в.). Др. примером кратковременного присоединения старокатоликов к Православию с сохранением зап. обряда является приход в Лондоне во главе с англ. старокатолич. еп. А. Г. Мэтью, принятый Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и числившийся в 1911-1912 гг. в составе Антиохийского Патриархата. В нач. XX в. неск. клириков и мирян Епископальной Церкви США вновь выступили с инициативой воссоединения с Православием при сохранении англикан. богослужения. В 1904 г. Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) направил Святейшему Синоду запрос относительно богослужебного использования англикан. чинов в присоединяемых к Православию епископальных общинах. В том же году синодальная Комиссия по старокатолич. и англикан. вопросам признала невозможным совершение литургии и др. таинств в правосл. Церкви по «Книге общих молитв», указав, какого рода изменения должны быть в нее внесены для правосл. богослужебного использования (Замечания об амер. «Книге общих молитв». 1904. С. 787-807). В Сербской Православной Церкви вопрос о правосл. приходах зап. обряда был поднят в связи с принятием в Православие бывш. католиков из т. н. моравского крыла Чехословацкой Церкви во главе с пресв. Матеем Павликом (см. Горазд (Павлик) , сщмч.). В марте 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви разрешил временное сохранение зап. обряда в присоединяемых приходах этой группы, отметив необходимость постепенного перехода на визант. обряд. Месса, которую служили в общинах, возглавляемых еп. сщмч. Гораздом, представляла собой переведенную на чеш. язык пресв. К. Фарским редакцию рим. мессы (eský misál. Praha, 1919. Т. 1) с добавлением эпиклезы из анафоры свт. Иоанна Златоуста после установительных слов; Евхаристия совершалась на опресноках ( Бурега. 2004. С. 253). В июне 1922 г. еп. сщмч. Гораздом вместо зап. мессы в общинах был введен чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы рим. обряда. В приходах действовал зап. календарный стиль (в т. ч. в отношении празднования Пасхи). В Польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

При этом мы твёрдо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах: каковы так называемая синодальная Церковь , антониновщина, самосвятчина и т. п. и крепко стоять на основе Слова Божия и священных канонов Святой Православной Церкви. Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти Правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа в меру наших сил, разумения и возможности. Сообщая о сем всем верным чадам Святой Православной Церкви Российской, мы просим их молитвенной помощи нам в подлежащем нам подвиге благоустроения дел церковных по заповеди апостола: «Молитеся о нас, уповаем бо, яко добру совесть имамы во всем добре хотяще жити... Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, творя в вас благоугодное пред Ним Иисусом Христом, Ему же слава во веки. Аминь» ( Евр.13:18, 20–21 ). Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский и Ирбитский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский викарий Московский. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий, управляющий Царицынской епархией. Архиепископ Константин [Булычев]. Владимир [Соколовский-Автономов], архиепископ Екатеринославский и Новомосковский. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Ириней [Шульмин], епископ Елабужский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской. Мелхиседек [Паевский], епископ Минский, митрополит Белорусский. Православный Церковный Календарь на 1927 г. Изд. E. Н. Львова Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

169 Осенью 1891 г. во всех обширных скотных постройках ютилось всего 6 голов скота, а потом из них осталось только две лошади. Если к этому прибавить таковое же количеств коров, то, кажется, это будет возможный предел скромного и неизбежного домоводства малоштатного монастыря. 170 Примечание редакции. Церковно-приходская школа Кизического монастыря в настоящее время помещается в особом новом двухэтажном деревянном доме, находящемся рядом с главным входом в обитель. 172 В этом Высочайшем указе Императрицы Екатерины II, между прочим, говорилось: «К немалому удивлению нашему усмотрели мы… изпровергающие наши богоугодные намерения, которые мы для пользы церкви и народа по благочестию нашему предприняли». 173 Евмений и Иоанникий были участниками в делах миссионерской новокрещенской конторы в качестве сотрудников Димитрия Сеченова и Вениамина Пуцек-Григоровича, бывших впоследствии митрополитами. Евмений Соколовский был прежде учителем Казанской духовной семинарии, в мире назывался Филиппом (см. записки А. Можаровского стр. 26), а Иоанникий прежде был протоиереем Владимирского собора (см. о новокрещ. Конторе соч. священника Е. Малова , Казань. 1878 г. стр. 148). 175 Архимандрит Вениамин для записи движения сумм завел книгу. К 1 апреля 1853 года в ней значилось всего 617 р. наличными и 12177 билетами, кои почти все он и сдал преемнику своему 30 июня того же года. 177 От Преосвященного Сергия осталась книга Общества трезвости, в которой записались после него иеромонахи: Евстратий, Гурий, Филарет и Прокл, послушники: Макарий, Василий, Василий Козмодемьянский, Владимир Цветков, Иван Кафаров, Иринарх Колесников, Димитрий Соколов, Александр Иванов , Адриан Петров, Петр Розов, Арк. Покровский, Фадей Кузнецов, а также иеромонахи Спасского монастыря: Гермоген, Феоктист и другие. 178 Инструкции эти сохранялись в черновом виде в архиве Спасского монастыря, а потому трудно с уверенностью сказать, что-бы они были в действии. 179 Примечание редакции. Псаломщическая школа в 1894 г. была закрыта; здания ее переданные Епархиальному духовенству, пустуют. Земля, отведенная для этой школы, в настоящее время передана Церковно-учительской школе, выстроенной в 1907 г. на казенные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

До свт. Тихона Алеутскую и Аляскинскую кафедру занимали пять епископов: Иоанн (Митропольский, 1870—1877), Нестор (Засс, 1878—1882), Владимир (Соколовский, 1887—1891), Николай (Адоратский, 1891) 152 , Николай (Зиоров, 1891—1898). 23 декабря 1898 г. в кафедральном храме в Сан-Франциско владыку Тихона встречал его предшественник — еп. Николай (Зиоров), который, вручив ему посох свт. Иннокентия, сказал: «Приими же от меня непосредственно сей жезл, который некогда с таким достоинством носил приснопамятный Иннокентий, просветитель Алеутский. Да будет и Твое служение в стране сей также многоплодно и благоплодно, как и служение сего Святителя!» С. 57—59]. «Я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам, людям мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными» С. 50—53] — таково было первое слово владыки Тихона к своей новой пастве. Вверенная владыке Тихону епархия была самой большой по площади епархией РПЦ. Она простиралась от востока до запада, с севера на юг, обнимая собой практически весь континент Северной Америки. И исторически, и географически епархия делилась на две части: на Алеутские острова и Аляску, где паства в основном состояла из коренного населения, и на восточные (континентальные) штаты, где большинство прихожан были выходцами из Старого Света, иммигрантами. На рубеже XIX-XX вв. США стали одной из ведущих мировых держав, с мощной промышленностью и крепким сельским хозяйством, развитой банковской системой. Мосты, железные дороги, телефон, телеграф, пшеница, хлопок, кукуруза, радиоприемники, товары из синтетики и пластмасс, наконец, доступные для среднего американца автомобили — все это прессой облекалось в форму «американской мечты» и манило к себе тысячи людей со всех континентов. Ежегодно в Америку иммигрировали более миллиона человек, и каждая нация привозила с собой язык, культуру и веру 153 . Религиозная свобода, закрепленная в Конституции 1791 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010