В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 18 августа 2020 г. 20:09 18 августа 2020 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан ; епископ Козельский и Людиновский Никита ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Иосиф (Королев) , насельник Пафнутьева Боровского мужского монастыря Калужской епархии , избранный епископом Тарусским, викарием Калужской епархии; архимандрит Амвросий (Федукович) , насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса, избранный епископом Тракайским, викарием Виленской епархии ; архимандрит Артемий (Кузьмин) , клирик Ростовской епархии , избранный епископом Таганрогским, викарием Ростовской епархии; духовенство г. Москвы.  Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и Камерный хор Храма Христа Спасителя (регент С.Н. Соколовская).  Прямую трансляцию богослужения осуществляли телеканалы «Союз» и «Спас» .  По завершении богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником:  «Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!

http://patriarchia.ru/db/text/5678362.ht...

Определены лауреаты творческого конкурса II фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 2 ноября 2006 г. 14:23 Московская обл., 2 ноября. 1 ноября на заключительном пленарном заседании II международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в пансионате «Лесные дали» под председательством руководителя Издательского отдела протоиерея Владимира Силовьева выработан итоговый документ форума. Этот документ будет оглашен сегодня во время торжественного акта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который наградит лауреатов творческого конкурса «Вера и слово». Имена тех, кто занял первые места, пока не названы. 2 и 3 места и обладатели специальных призов уже определены. В различных номинациях призерами стали:  «Свет Православия» (о роли и месте Православия в современном обществе): — Лариса Первозванская, журнал «Наследник» (г. Москва) — 2 место; — редакция журнала «Новый ковчег» (г. Белгород) — 3 место.  «Образ любимой России» (о патриотизме и исторических судьбах Родины): — телепрограмма «Миряне», ГТРК Адыгея — 2 место; — Михаил Шнурников, телепрограмма «Отчий Дом» (г. Краснодар) — 3 место.  «Радость нашей веры» (о евангельских ценностях, святынях и молитвенном делании): — Анна Любимова, главный редактор Интернет-журнала «Православие и мир» — 2 место; — Наталья Соколовская, православная газета «Логос» (г. Якутск) — 3 место.  «Лики Православия» (о замечательных людях Православной Церкви): — информационно-аналитический портал Саратовской епархии — 2 место; — редакция газеты «Спас» — 3 место.  «Призвание» (о миссионерской деятельности и социальном служении Православной Церкви): —  монахиня Агриппина Григорьева, корреспондент ГТРК «Калуга» —  2 место; —  телестудия «Преображение» (г. Кострома) — 3 место. Один из тех, кому будут вручены специальные премии, — главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр Раков. Он награжден «За вклад в развитие православной журналистики». «Чувствуется, что фестиваль обретает силу, — подчеркнул Александр Раков в интервью корреспондету портала Патриархия.ru, — но хочется, чтобы было больше специальных секций. Ибо православная журналистика сегодня — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и Интернет-издания, и пресс-секретари епархий… Цель у нас у всех одна, а специфика— разная. Нужно дать возможность участникам фестиваля по всем сложившимся направлениям обменяться опытом».

http://patriarchia.ru/db/text/156820.htm...

Домовой церкви нет, других церквей в приходе нет. Опись церковного имущества состоялась в 1889 г. за шнуром и печатью консистории. Церковно-приходорасходные книги за шнуром и печатью Консистории 1904 г. При церкви имеется библиотека, в которой 250 томов, 189 названий, все эти книги духовно-нравственного содержания, одобрены Св. Синодом и духовной цензурой. Храм вел и обширную просветительско-образовательную деятельность. С 1868 г. в с. Григоровка существовало начальное народное училище, которое с 1880 г. содержится на средства товарищества «Владимир Алексеев». В нем в 1908/9 уч. году обучалось мальчиков - 69, девочек 48. С 1 ноября 1894 г. открыта в деревне Ледном церковно-приходская школа, в ней в 1908/9 уч. году училось мальчиков 42, девочек 23. В 1902/3 уч. году открыто начальное народное училище при фабрике Южно-Русской Промышленности, в нём в 1908/9 уч. году обучалось мальч. - 30, дев. - 20. Церковь ежегодно расходует: 1) На содержание духовных учебных заведений и обще епархиальные нужды 200 руб. 50 коп.; 2) На содержание хора певчих до 450 р.; 3) На покупку просфор 50 р.; 4) На содержание церковно-приходской школы 100 р. Указом Духовной Консистории от 20 мая 1896 г. за 4423 и на наем церковного сторожа 144 р. 5) На жалованье о. Благочинному 30 р. Каменый храм был построен при свящ. Федоре (1766 г.р.). Нигде не обучался. В этот храм определен 1818 г. Рукоположен Феоктистом Белгородским, на этот приход определен преосв. Еп. Павлом Слободско-Украинским и Харьковским. Целая эпоха связывается со служением в этом храме священника Михаила Соколовского (1834 г.р.). Он служил с 1855 г. и почти дожил до самой революции. В 1914 г. он еще служил в этом храме. О. Михаил родом из Безлюдовки, духовного звания. Окончил Харьковскую Духовную семинарию 15 июня 1855 г. по второму разряду. Рукоположен во свящ. с. Голубовки Лебединского уезда 6 ноября 1855 г. Перемещен в Григоровку по прошению 25 ноября 1855 г. Состоял помощником благочинного 3-го округа. Состоял законоучителем Григоровского начального училища, Леднянской церковно-приходской школы, начальником народного Училища при Фабрике Южно-Русского Товарищества канатной и пеньковой промышленности, состоял Членом благочинного Совета и цензором поучений 2-го Харьковского Округа.

http://sobory.ru/article/?object=03848

Назначенный 22 апреля 1858 г. ректором вновь открытой Томской семинарии, архим. Вениамин 31 мая выехал из Казани. На новом месте он обнаружил прекрасные качества своего ума и даже изменил своему обычному формализму, за что скоро и поплатился... Кроме обязанностей ректора и профессора богословских предметов, архим. Вениамин с августа 1860 г. «нес сверхдолжные труды по преподаванию некоторых наук» и в продолжение шести месяцев читал воспитанникам воскресные лекции (в одном из классов пред началом богослужения). Отзываясь на запросы времени, он в том же году, по предложению директора народных училищ, разрешил 18 старшим воспитанникам и преподавателю иером. Сергию заниматься в только что открытой воскресной школе 2 . Из писем к Вениамину узнаем, что в 1861 г. он возбудил перед казанской академией вопрос о замене нотных классов русской грамматикой, к чему там относились несочувственно; что в подведомом Томской семинарии Красноярском училище он распорядился сократить уроки (вместо двух часов до полутора и оканчивать их в час дня) и говеть ученикам во все посты и позаботился об увеличении средств на содержание училища... В интересах поднятия религиозной стороны в семинарской жизни архим. Вениамин устроил семинарскую церковь и организовал в ней ежедневное богослужение с помощью иеромонахов Владимира и Иакова (инспектора и преподавателя). Но самое устройство церкви, сбор пожертвований на нее и расходование собранных сумм (свыше 1600 р.) он вел единолично, без соблюдения установленных канцелярских правил. Одновременно с устройством церкви заведено было при Томской семинарии общежитие, которым заведывал инспектор, иером. Владимир, который по доверию к нему правлении семинарии и преосв. Парфения вел дело тоже без внимания к канцелярским требованиям. Иначе взглянул на действия ректора и инспектора новый епископ, преосв. Порфирий (Соколовский, с 1860 г.), отличавшейся приверженностью к формализму и беспокойным характером. Подпав под влияние иером. Сергия (Васильевского), преподавателя семинарии, большого интригана, и некоторых других лиц из духовенства, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

После кончины Патриарха И. пытался, ссылаясь на «волю народа», добиться от Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) отмены распоряжений свт. Тихона, однако митр. Петр оставил наложенное запрещение в силе. 15 апр. в Москве на собрании архиереев у митр. Петра И. подал «докладную записку» о том, что он не подчиняется наложенному на него запрещению и вступает в управление Екатеринославской епархией «с разрешения гражданской власти». 23 апр. в Екатеринославе И. объявил благочинным о своем вступлении в управление епархией и потребовал от них под угрозой привлечения к ответственности «игнорировать совершенно» все указания Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) и управлявшего епархией в его отсутствие викарного Александровского еп. Стефана (Андриашенко). 19 мая 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) запретил И. в священнослужении «в пределах всея православныя Российския Церкви» вплоть до канонического суда над ним. Вскоре И. присоединился к автокефалистскому лубенскому расколу. 4-5 июня 1925 г. он принял участие в организованном Лубенским еп. Феофилом Булдовским «Всеукраинском Церковном Соборе» в Лубнах, где стал одним из сопредседателей. Был утвержден «правящим архиепископом Екатеринославским и Донецким и временно управляющим Харьковской епархией». Фактически И. подчинялось от 30 до 40 приходов. В лит-ре (см., напр.: Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 22) И. часто отождествляется с «епископом Иоанникием» - участником совещания 10 архиереев во главе с архиеп. Григорием (Яцковским) в московском Донском мон-ре 22 дек. 1925 г., положившего начало григорианскому расколу. Однако в тот момент И. уже носил титул архиепископа, что было бы отражено в учредительных документах епископов-григорьевцев, претендовавших на высшую церковную власть. Видимо, переход И. из лубенского раскола в григорианский произошел позднее. В кон. 1925 г. 13 укр. архиереев подписали определение о лишении инициаторов лубенского раскола, в т. ч. И., священного сана и об отлучении их от Церкви. 5 янв. 1926 г. это решение было подтверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В марте 1926 г. И. вместе с Булдовским обжаловал это решение в григорианском Временном высшем церковном совете (ВВЦС). 8 марта архиеп. Григорий (Яцковский) отменил наложенные на И. и Булдовского запрещения. Однако до сер. 1926 г. григорианскую Екатеринославскую епархию возглавлял признававший в это время ВВЦС архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов).

http://pravenc.ru/text/577990.html

И здесь, на Холмщине, как и во Пскове, молодой архиерей стал всеобщим любимцем. «Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом... В сане епископа он еще больше углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины своим архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа» 603 . Но епископское служение в качестве викария Люблинской епархии продолжалось недолго – в декабре 1898 года его направляют в далекую Американскую епархию в сане епископа Алеутского. С собой епископ Тихон взял брата – отца уже не было в живых. Епископское служение в Америке святителя Тихона продолжалось почти девять лет – с 1898 по 1907 год. Большое внимание святитель уделял все усиливавшейся волне славянской эмиграции в Америку. В одной из своих проповедей он отмечал: «Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, и мы теперь не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь . Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждом, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление ко всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение...» 604 Именно поэтому святитель уделял немало внимания тому, чтобы подготовить пастырей из числа американских граждан. С этой целью он преобразовал миссионерскую школу в Миннеаполисе в Духовную семинарию. Этот шаг вскоре привел к тому, что отпала необходимость присылать священников из России. Новые переселенцы оседали в основном в восточных штатах Северной Америки, тогда как епископская кафедра находилась в Сан-Франциско. Поэтому святитель Тихон предпринял ряд шагов, в результате которых кафедра была перенесена в Нью-Йорк. В епископском служении он продолжил деятельность своего предшественника – епископа Владимира (Соколовского), начавшего присоединение к православию униатов. За время святительства преосвященного Тихона к православию присоединилось 32 карпато-русских прихода. Благодаря усилиям епископа Тихона близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем устроена школа-приют для сирот. Немало усилий приложил святитель для перевода богослужебной литературы на английский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. Кн. вторая. – Москва, 1987 г. Это село было в Сычевском уезде, затем в Вяземском районе, а ныне Гагаринского района. Как только не называли это село: и Василёво, и Василевка. Исторически же это село называлось Васильевское. В 1680 году здесь был построен каменный храм во имя Благовещения Божией Матери. Второй каменный храм в селе был построен в 1770-е годы и освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в стиле барокко. У церкви была стройная колокольня - с двумя восьмериками на четверике, с высоким остроконечным шпилем, которая сохранилась до настоящего времени. Оштукатуренная колокольня была выстроена в архитектурном стиле переходным от барокко к классицизму. В 1830-е годы в храме Благовещения служил священник Василий Соколовский, а в 1840-е годы настоятелем храма был священник Андрей Заболотский. С конца XVIII века вблизи села размещалось имение дворян Повалишиных. Усадебный комплекс был выстроен в стиле классицизма. В настоящее время сохранилась лишь колокольня, храм был разрушен. Каплинский Владимир. Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии Из переписной книги Вяземского уезда 1666 года: Волость Потаповская, село Васильевское, у речки у Сежи и по обе стороны речки Осмы, а в селе церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы, строения великого Государя. А в церкви Божия милосердия образов: Образ Благовещения Пресвятые Богородицы, прикладу 6 алтын 4 деньги, Образ Чудотворцы Николы Явленского, Образ Святые Мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, прикладу 2 алтына, Образ Пресвятыя Богородицы одигитрия, прикладу алтын, Образ всех святых, Образ святаго чудотворца Николы Можайского. Деисус 9 икон, 4 свечи восковых местных, да свеча меньшая поставная. Паникадило деревянное. Двери царские с сенью да за престолом: Образ пресвятые Богородицы Умиления в окладе, венец басемной, цата резные позолочены. Да по другую сторону образ Николы Чудотворца Явленского в окладе. Крест запрестольной, на нем написано Воскресение Христово, да распятие. Да на престоле ж крест. Сосуды церковные белые. Два кадила. Да на престоле ж Евангелие печатное, евангелисты серебряные, Псалтырь со воследованием, Шестоднев, Апостол тетр, Минея общая, Треод постная, Треод цветная, Часослов, Потребник, Служебник печатные. Да вкладчиковых: Евангелие толковое, Минея общая большая с празники.

http://sobory.ru/article/?object=07003

В 1862 году крестьяне выбрали для нее самое высокое в селе место в двух верстах к западу от действующей Успенской церкви. Сразу же начались хлопоты по ее возведению. Храмозданная грамота была выдана воронежским архиепископом Иосифом 25 сентября 1862 года. Строительство велось семь лет. Летом 1869 года церковь освятили во имя святой живоначальной Троицы. Ее строительство обошлось сельскому обществу в тридцать тысяч рублей. Сумма по тем временам большая. В отличие от Успенской в архиве не сохранилась фотография Троицкой церкви. Однако точно известно, что она была меньше старой по размерам. Есть ее описание, которое дает возможность представить ее внешний облик. Троицкая церковь имела вид продолговатой палаты, увенчанной одной главой. Иконы здесь имелись обыкновенного русского письма. Среди них ни древних, ни редких не имелось. Кроме основного Троицкого, в церкви были два придельных престола во имя Покрова Пресвятой Богоматери и в память Тихона Святителя Задонского. Вот почему долгие годы советского периода в бывшем приходе козловчане отмечали престольные праздники - Покров и Троицу. Местность, где когда-то располагалась церковь, и теперь называют. «Троицкое». Это название прочно закрепилось в сознании людей, как память о прошлом. С первого года строительства церкви в 1862 году в нее назначили настоятелем Василия Алексеевича Лебединского, родившегося в 1829 году в слободе Калитва, ныне Россошанского района. Его старший брат Иван(1822-1893) учился вместе с известным воронежским поэтом И.С. Никитиным. Позже Иван Лебединский станет митрополитом Московским под именем Леонтий. Высокопреосвященный Леонтий подарил Троицкой церкви, где служил брат, часть икон и богослужебных книг, о чем прихожане долго вспоминали с большой благодарностью. В 1895 году отец Василий в память о скончавшемся брате Леонтии на собственные средства построил деревянное школьное здание, недалеко от церкви. Осенью того же года здесь начались занятия. Два учителя раздельно обучали мальчиков и девочек. По этому случаю осенью 1896 года из Воронежа в Козловку прибыл викарный епископ Владимир (Соколовский). При большом стечении жителей села он освятил новую школу. Сельское общество решило выделять на ее содержание по сто рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=57999

В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось „поновление двух иконостасов и всех икон церкви“. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы - во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой " Знамение " , - устроенные в трапезной купцом С. П. Евфимовым и " тщанием прихожан " . В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный рядом с храмом по " образцовому " (типовому) проекту в начале XIX столетия. В храмовой ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники - Григорий Григорьев, протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин, благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина. При очередном ремонте в 1872 году " усилиями церковного старосты В.О. Ухина " возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским) . В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков. В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский . Церковь была закрыта и превращена новой властью в конюшню. В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы . Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Ижогин . В 1926 году священники Петр Новосельцев (1883 - 1937), Павел Пашин и Павел Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом.

http://drevo-info.ru/articles/13679518.h...

Диаконом, поступивший к сей церкви через год по ея основании Петр Дмитр. Михайловский. В 1901 году на 2-й Тверской-Ямской улице, было устроено подворье Валаамского монастыря, Финляндской епархии, и при нем сначала часовня (в 1901 г.), а затем и церковь (въ 1903 г.), во имя Св. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В 1902 г. на 4-й Ямской улице (Пыхов пр.), сооружен был Дворянский пансион, при нем храм во имя Свят. Николая Чудотворца. Священником и законоучителем при сей церкви с её основаниями состоит о. Феодор Митроф. Мальцев. В 1892 году потомственным почетным гражданином А. И. Золотарским усердием его и на собственные средства сооружен был храм при приюте для вдов и сирот нашего приходского попечительства, на КамерКолежском валу. Храм этот посвящен Св. Александру Архиепискому Константинопольскому (память его празднуется 2 июня), имя которого носил строитель его (А. И. Золотарский, скончавшийся 2 сентября 1909 года). Эта церковь состоит приписной к нашей Василие Кесарийской церкви, и богослужение в ней совершается причтом сей церкви. Таким образом, в приходе нашем в настоящее время находится пять домовых церквей (не считая церкви при Фирсановской богадельне Человеколюбивого Общества– в Грузинах, в Соколовском пер.,– примыкающей к нашему приходу. Долгое время при сей церкви священствовал умерший 26 янв. 1912 года о. Матвей Тихонов Разумовский), из них 4 церкви с самостоятельными принтами, и одна (при приюте приходского попечительства),– приписанная к вашей церкви.– В скором же времени предполагается в нашем приходе устройство нового храма (в правой Ямской слободке), на земле пожертвованной для сей цели обществом ямщиков нашей слободы, который предположено сделать приходским. Главным источником средств для построения сей церкви служит пожертвование благостным нашим Владыкою Митрополитом Владимиром из завещанного ему капитала (Ермаковыми). Много содействовали в пожертвовании ямщиками земли для сей церкви о. II. П. Поспелов, – свящ. Вас. Кес. церкви, Волостной старшина Ямских обществ Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010