Зимой 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) заявил, что постановка нарушает права верующих людей. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон – Там используется не по назначению церковная символика. Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона, – заявил он. Митрополит обратился в прокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить новосибирскую трактовку «Тангейзера», однако правоохранители не нашли в ней признаков уголовного преступления. Административное производство об умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания прекратил суд. Однако скандал вокруг «Тангейзера» привел к отставке директора Новосибирского театра Бориса Мездрича, фактической отмене постановки и началу дискуссии о том, какое именно искусство должно финансироваться государством из бюджета. Епископ Тихон (Шевкунов) – Церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор даже для либералов, господа, – высказался о ситуации вокруг «Тангейзера» епископ Тихон (Шевкунов). Еще одно нашумевшее дело по 148 статье касалось фраз «Боха нет» и «Библия – сборник еврейских сказок», которые житель Ставрополя Виктор Краснов использовал в споре в социальной сети «Вконтакте». Его оппоненты обратились в правоохранительные органы, однако, хотя эксперты признали высказывания Краснова оскорбительными, в 2017 году суд прекратил дело за истечением срока давности. Это решение и приговор по делу «ловца покемонов» Романа Соколовского вызвали заочную дискуссию между известным телеведущим Владимиром Познером и деятелями православной церкви. Владимир Познер – Я, как известно, атеист. Следовательно, считаю, что Бога нет. Я не то чтобы бегаю кругом и кричу «нету, нету» с утра до вечера, но и не скрываю своих убеждений. Я хотел бы получить исчерпывающее разъяснение: исповедуя этот взгляд, я нарушаю Уголовный кодекс РФ? Может быть Патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что Бога нет? – спросил Владимир Познер в своем блоге .

http://pravmir.ru/ya-ateist-narushayu-li...

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. 7 марта 1955 г. А. был освобожден из инвалидного дома и поселился в г. Тутаеве у своего давнего знакомого исп. Георгия Седова , к-рый способствовал освобождению А., заявив себя опекуном владыки. К этому времени относятся 2 письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха (Молитва всех вас спасет. С. 414-419). 24 окт. 1955 г. А. переселился в пос. Ст. Петушки Владимирской обл. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год), помимо А. в работе комиссии участвовали протопресв. Н. Ф. Колчицкий , проф. Н. Д. Успенский , доцент А. И. Георгиевский , свящ. П. Соколовский, свящ. С. Орлов, инспектор Ставропольской ДС проф. Д. П. Огицкий , А. В. Ведерников . В последние годы А. вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Похоронен на Старом кладбище Владимира. Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. А. был причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 окт. 2000 г. состоялось обретение мощей святого, к-рые 29 окт. крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий мон-рь Владимира. О. В. Косик А. - гимнограф и книжный справщик Создание новых служб После того как определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. было восстановлено празднование дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, А. совместно с проф. Тураевым подготовил текст службы на этот день, основываясь на службе, созданной в кон. XV - 1-й пол. XVI в. иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием . А. и Тураев существенно переработали службу инока Григория и дополнили ее новыми текстами. Новая служба была напечатана гражданской графикой в 1918 г., в 1930 г. переиздана слав. графикой в Париже, в 1946 г. только что созданное Издательство Московской Патриархии выпустило 3-е издание службы. Из него по цензурным соображениям были исключены песнопения, к-рые могли бы напомнить о гонениях на Церковь в XX в.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Еп. Макарий (Кармазин) управлял К. е. до янв. 1925 г. с небольшими перерывами, когда он на краткое время подвергался арестам. Ему удалось наладить тайную систему епархиального управления, в к-рую были включены почти все благочиннические округа, что позволило противодействовать расширению влияния обновленцев. Впосл. «уполномоченный представитель Софийской старославянской общины г. Киева» Владимир Воловик на допросе свидетельствовал: «Деятельность епископа Макария была чрезвычайно реальна и действенна. Еще будучи в Киеве, параллельно с деятельностью руководящих ячеек епископ Макарий создал т[ак] н[азываемую] пятерку общекиевского масштаба из Н. В. Кривицкого, А. Г. Феоктистова, Волошинова, М. Н. Петренко, И. П. Мельникова. В задачи этой пятерки входила координация всех киевских групп» (цит. по: Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000. С. 338-339). Ключарь Мало-Софийского собора прот. Александр Должанский был особенно близок к еп. Макарию и еп. Сергию (Куминскому) и часто ездил в Харьков, Полтаву, Москву с особыми поручениями. Киевский прот. Владимир Демьяновский в 1923-1924 гг. пытался наладить отношения еп. Макария с еп. Георгием (Делиевым), находившимся в Тараще. 25 марта 1924 г. патриарх Тихон назначил Иоанникия (Соколовского) , Екатеринославского архиеп., временно управлявшего Харьковской епархией, своим «уполномоченным представителем на Украине» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 27). Постановлением патриарха и Синода от 1 февр. 1924 г. архиеп. Иоанникию благословлялось организовать новый «Украинский собор (синод) православных епископов» (ГА Харьковской обл. Ф. Р-845. Оп. 2. Д. 822. Л. 29). Однако эти решения еще больше запутали укр. церковную ситуацию, т. к. вскоре после смерти патриарха Тихона архиеп. Иоанникий присоединился к автокефалистскому лубенскому расколу и претендовал на полученные им «особые полномочия от патриарха Тихона». В нач. 1924 г. патриарх Тихон, чтобы защитить Киево-Печерскую лавру от притязаний обновленцев, объявил ее патриаршей ставропигией. Против этого шага выступил еп. Макарий (Кармазин), в 1924 г. киевский прот. Евгений Капралов вместе с еп. Сергием (Куминским) по просьбе еп. Макария ездил в Москву, чтобы урегулировать вопрос о ставропигии лавры, но безрезультатно.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

«Свою обжитую и привычную резиденцию, затерявшуюся в кривых переулках Самотеки, – Троицкое подворье, Святейший патриарх Тихон вынужден был покинуть в самом начале мая месяца 1922 года. Последняя литургия в Крестовом Сергиевском храме совершена была им 1/14 мая 1922 года. Это было воскресенье. Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся Патриарх, в сослужении подворской братии совершил божественную литургию – просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре пребывавший на покое престарелый архиепископ Владимир (Соколовский), замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь-миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя Слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно – проститься... Взглянув в глаза друг другу и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны. После сего, безмолвно и поспешно архиепископ Владимир покинул Св. алтарь и вышел с подворья, чтобы более никогда здесь уже не появляться. Святейший остался один. Через несколько дней (6/19 мая 1922 г.) и Святейший Патриарх Тихон покинул подворье, где им было пережито столько великих, светлых и горестных событий! В 4 часа пополудни, благословив случайных богомольцев и кое-кого из оставшейся братии, в сопровождении архимандрита Анемподиста (Алексеева), Святейший Патриарх сел в пролетку извозчика и в предшествии ставрофора с крестом (на другом экипаже) тронулся навсегда из своего подворья на новое место жительства (в Донской монастырь) и навстречу многим страшным тяготам, ожидавшим его впереди... Недаром, видно, в его первосвятительской жизни, ему неизменно и постоянно предшествовал крест... Все архивы Церкви, дела и личные вещи Святейшего, – все было оставлено на Троицком подворье – перешло к обновленцам, т.е. этот святой уголок Москвы, превратился в очаг адской злобы и ненависти, клеветы и провокаций, прославился на весь мир своими сатанинскими коварными выступлениями против Православной Русской Церкви и ее Главы – Святейшего Патриарха Тихона!..» Финансовые взаимоотношения с подворьями у Лавры были довольно сложными. На свое содержание они получали деньги почему-то от Перервинского монастыря. С другой стороны, они сами в казначейство Лавры приносили какой-то доход. 96 Духовники Лавры

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 1946 году Японская Православная Церковь перешла в юрисдикцию Американской митрополии Русской Православной Церкви за границей. Однако часть верующих возглавляемая сначала епископом Николаем (Оно), затем – священником Иоанном Такаи, а несколько позже – епископом Николаем (Саяма) осталась в подчинении Русской Православной Церкви. Некоторое время спустя эти приходы стали подворьем Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии. Настоятелем подворья в 1970–1991 годах служил епископ Николай (Саяма), принявший постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а затем отправившийся в паломничество в Палестину. “В августе 1962 года по приглашению Матери-Церкви о. Антоний [Такаи] вместе с некоторыми своими соотечественниками посетил Советский Союз, – сообщает Журнал Московской Патриархии. – Святейший Патриарх Алексий тепло принял о. Антония, отечески беседовал с ним о церковной жизни в Японии и наградил орденом св. кн. Владимира II степени. Гости ознакомились с жизнью Русской Православной Церкви, встречались с многими видными церковными деятелями. Во время пребывания делегации в Москве о. Петр Саяма в Свято-Троице-Сергиевой Лавре принял иноческий постриг с именем Николай. На обратном пути на родину о. Антоний и его спутники побывали в Святой Земле, где посетили многие священные места. В Иерусалиме о. Антоний был принят Блаженнейшим Патриархом Венедиктом и имел возможность ознакомиться с жизнью Православной Церкви на Среднем Востоке” 66 . Сейчас викарий Московской епархии, архиепископ Раменский Николай – старейший архиерей Русской Православной Церкви Московского Патриархата и старейший православный священник Японии: в ноябре 2004 году в монастыре святой Софии в префектуре Тиба торжественно отмечался 90-летний юбилей Владыки. епископа Сэндайского Серафима (Цудзиэ), регента хора Благовещения Пресвятой Богородицы в Нагоя матушку Марию Мацусима, председателя Императорского Православного Палестинского общества Николая Николаевича Лисового , аспиранта Принстонского университета Илью Николаевича Харина, автора жизнеописания священномученика Андроника (Никольского) Виктора Андреевича Королёва и автора жизнеописания архиепископа Владимира (Соколовского) Ольгу Владимировну Никифорову за неоценимую помощь при поиске первоисточников для данной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В 1932-1934 гг. духовенство служило молебны о спасении от голода, совершало панихиды. Религ. общины ходатайствовали перед сельсоветами о разрешении крестных ходов на поля и по селам для молитв о дожде. Эти действия расценивались представителями власти как «контрреволюционные вылазки» с целью усилить недовольство советским строем. Священник с. Дахталия Крыжопольского р-на Андрей Иващенко в 1932 г. раздавал детям в селе сухари, за что был осужден на 3-летнее тюремное заключение. За «антисоветскую деятельность» были осуждены священники Владимир Перегуда, Степан Соколовский, Петр Яницкий, Феоктист Михальский, Павел Висалевский, Владимир Переверзев и др. В 1933 г. кафедральным городом правосл. Подолья стала Винница, Винницкую кафедру возглавил еп. Александр (Петровский) , из-за давления властей служивший не в Виннице, а в Литине. С появлением канонического архиерея «тихоновское течение» в Подолье активизировалось, верующие начали обращаться к властям за разрешениями проводить богослужение. В 1934 г. еп. Александр являлся членом Временного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). В 1937 г. архиерей был переведен в Харьковскую епархию, 5 апр. того же года Винницким архиепископом стал Иннокентий (Тихонов) , 29 окт. он был арестован и в нояб. расстрелян в Виннице. Крепость в Каменце-Подольском. Фотография. 2008 г. Крепость в Каменце-Подольском. Фотография. 2008 г. 1 янв. 1935 г. в Каменец-Подольском р-не насчитывалось 8 общин РПЦ, 46 обновленческих приходов, 2 автокефалистские общины. В 1935 г. число священнослужителей в районе значительно уменьшилось вслед. проведенной НКВД чистки приграничной полосы (в 1932 Винницкий областной отдел ГПУ указывал, что Винницкая обл. занимает одно из первых мест на Украине по «засоренности контрреволюционными элементами»). Духовенству предписывалось в 10-дневный срок выехать из Каменец-Подольского р-на. Почти все 54 священника, живших в районе в нач. 1935 г., в течение года либо уехали, либо были арестованы, либо высланы. Продолжил служение 1 священник (правосл. каменец-подольский благочинный Тихонович), 7 иереев остались без приходов. В нач. 1936 г. в Каменец-Подольском р-не действовали 5 правосл. общин. 16 февр. 1935 г. обновленческий митрополит всея Украины Пимен (Пегов) был уволен с поста главы Украинского синода. Пимен вернулся в РПЦ, после принесения покаяния в 1935 г. он был поставлен архиепископом Подольским и Брацлавским, вскоре арестован, скончался в тюрьме.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 20.04.1879, Москва - 10.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), архим. Из семьи служащего при Голицынской больнице. Окончил 2 класса городского уч-ща, после чего обучался сапожному мастерству. Работал мастером, по собственным словам, «до двадцати одного года у разных хозяев». Ок. 1900 г. вступил в Берлюковскую во имя святиеля Николая Чудотворца мужскую пустынь В 1912 г. пострижен в монашество с именем Иоасаф. В мае 1914 г. сдал экзамен Можайскому еп. сщмч. Димитрию (Добросердову) и был рукоположен во диакона еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре . Перешел служить по приглашению еп. Димитрия на московское подворье Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1918 г. переведен в Никольский единоверческий монастырь в Москве . Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. В 1921 г. Богородским еп. Никанором (Кудрявцевым) рукоположен во иерея и в том же году мобилизован в тыловое ополчение. Вскоре И., как специалист по пчеловодству, был освобожден от военной службы, работал в Московском земельном отделе пчеловодом, помощником заведующего на ферме «Бодрое детство». В 1922 г. командирован в Уфимскую губ. для покупки воска, где встретился с архим. Антонием (Миловидовым) , настоятелем единоверческого Воскресенского мон-ря в Златоустовском у. Уфимской губ. От него И. получил предложение служить священником в Уфимской губ. И. отказался, т. к. состоял на службе, но не исключил такой возможности в будущем. В 1923 г. И. был назначен заведующим пасекой. В конце того же года пасека была ликвидирована. И. вернулся в Никольский мон-рь, к-рый был превращен в дом коммуны радиозавода. Вакансии священника в мон-ре не было, И. служил сторожем и работал в саду.

http://pravenc.ru/text/578062.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КУЗНЕЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Николаевич Кузнецов ( 1871 / 1873 - 1918 ), священник , священномученик Память 18 сентября , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1871 или 1873 году. Окончил учительскую семинарию и первоначально занимался преподавательской деятельностью в народном училище села Горбуновского Камышловского уезда. В феврале 1898 года был рукоположен в сан диакона епископом Екатеринбургским Христофором (Смирновым) и направлен для служения в Выйско-Николаевский собор Нижне-Тагильского завода . Во время служения в Выйско-Никольском храме отец Алексий преподавал в церковно-приходской школе этого храма. В отчете Екатеринбургского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ епархии за 1900-1901 учебный год эта школа была отмечена в числе лучших по успешности преподавания в ней, а имя диакона Алексия Кузнецова числилось в списке учителей, которые отличались " особенною преданностью школьному делу и опытностью и наиболее успешною деятельностью " . В сентябре 1909 года рукоположен в сан священника архиепископом Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) и определен для служения на второе священническое место к Иоанно-Богословской церкви Верхне-Салдинского завода . С этого времени до своей мученической кончины отец Алексий совершал служение в этом храме, настоятелем в котором был другой будущий священномученик – отец Петр Дьяконов . Состоял членом Нижне-Салдинского миссионерского комитета Верхотурского уезда. В селе было много сектантов и раскольников, и поэтому, видимо, там был создан особый Миссионерский комитет. В 1917 году, примерно через месяц после установления в Петрограде советской власти, в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а вскоре были организованы также Социалистический союз рабочей молодежи и Союз учащейся молодежи. В самом начале 1918 года был национализирован металлургический завод.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

Архиерейское богослужение в Великий Вторник в Храме Христа Спасителя 27 апреля 2021 года 27 апреля 2021 года, во вторник Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Воскресенский Дионисий  совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве. Его Высокопреосвященству сослужили:  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Камерный хор Храма Христа Спасителя (регент С.Н. Соколовская). На телеканалах  «Союз»  и  «Спас»  шла прямая трансляция богослужения. Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков  Московской городской епархии , Патриарших подворий вне города Москвы, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения наперсного креста золотого цвета права ношения набедренника От имени Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Воскресенский Дионисий поздравил награжденных и пожелал им помощи Божией в трудах на благо Церкви Христовой.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри Владыко Человеколюбие на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй». После сугубой ектении митрополит Дионисий вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Куксов, клирик Храма Христа Спасителя. В завершение богослужения владыка Дионисий обратился к верующим с архипастырским словом.  Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

в) Эмигранты из Украины (преимущественно из западной части и так называемой Карпатской Руси). Основной причиной их эмиграции обычно считается экономическое стремление к обретению земель в Канаде и в США, однако для их эмиграции были и определенные политические и религиозные причины. В числе политических причин можно назвать противостояние полонизации с одной стороны и русификации — с другой (по­скольку эта часть населения обладала определенным национальным (в частности, языковым, обрядовым и др.) своеобразием и стремилась сохранить его). По религиозной принадлежности эти украинские эмигранты были частью православные, частью католики восточного обряда (униаты). Первые нередко вступали в противоречие с католическим окружением, вторые — как с православной (поскольку они официально считались православными, но отказывались принимать таинства Православной Церкви), так и с латинской католической иерархией, поскольку далеко не все представители традиционного (латин­ского) католичества признавали правомерность как самого использования восточного обряда, так и некоторых его особенностей (в частности, женатого духовенства). Приехав в США и Канаду, они также встретились с неприятием со стороны местных иерархов Католической Церкви, что стало одной из причин массового обращения этой части эмиграции в Православие. Другой, более важной причиной обращения послужила большая миссионерская работа, проводимая православными в Америке. Этой работе оказывали особое содействие бывшие тогда правящими архиереями в Америке епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский, в Америке с 1887/1888 по 1891 годы), принявший в Православие эту группу верующих, наследовавший ему на этой кафедре епископ Николай (Зиоров, 1891–1898) и архиепископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Бела­вин, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, причисленный позднее к лику святых; 1898–1907). Обосновавшись в Америке, эта группа эмигрантов оказывала большое содействие становлению православных общин в США и Канаде. Из ее среды вышли многие видные епископы, священники и богословы Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America), до настоящего времени играющие ведущую роль в руководстве этой Церковью. В качестве примеров современных потомков этих эмигрантов можно назвать предстоятелей этой Церкви Высокопреосвященнейших Феодосия и Германа, митрополитов всея Америки и Канады, заведующих канцелярией Православной Церкви в Америке протопресвитеров Даниила Губяка (бывшего впоследствии настоятелем Московского подворья Православной Церкви в Америке, ученика и последователя видного американского православного богослова протопресвитера Александра Шмемана) и Родиона Кондратика, ответственного секретаря Православной Церкви в Америке по связям с общественностью протоиерея Григория Гавриляка и многих других.

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010