Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 31.12.1852, с. Сенковцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 27.11.1931, Москва), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский. Из семьи священника. Окончил Полтавское ДУ, затем Полтавскую ДС (1874), в 1878 г. КазДА со степенью канд. богословия, выдержал устный экзамен на степень магистра богословия. 26 июля 1878 г. назначен смотрителем Полтавского ДУ. 29 сент. 1878 г. пострижен в монашество в с.-петербургской Александро-Невской лавре . 1 окт. рукоположен во диакона Сарапульским еп. Нафанаилом (Леандровым), 3 окт. рукоположен во иерея Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским митр. Исидором (Никольским) , 3 нояб. определен сверхштатным членом Российской духовной миссии в Японии, 14 янв. 1879 г. утвержден в штате миссии. 17 марта 1879 г. прибыл в Токио и принял заведование учебной и воспитательной частью в семинарии при миссии. Изучив япон. язык, преподавал и проповедовал на японском, ездил по стране с миссионерскими целями. В 1882 г. В. приобрел участок земли в горах недалеко от г. Одавара, в Тоносаве, где на его средства и пожертвования частных лиц была построена и 3 авг. следующего года освящена ц. во имя прп. Антония Римлянина. По благословению еп. равноап. Николая (Касаткина) В. предпринял попытку насадить иночество в Японии: с Афона был призван мон. Георгий (Чудновский), к-рый поселился возле ц. прп. Антония Римлянина и вскоре собрал вокруг себя учеников. 16 мая 1884 г. В. был возведен в сан игумена. 10 июня 1886 г., согласно прошению, В. был уволен от службы в миссии и назначен преподавателем в Холмскую ДС по кафедре церковной истории и обличения раскола. Помимо преподавания в семинарии проводил религиозно-нравственные беседы с паствой. 12 дек. 1887 г. В. был назначен, 20 дек. в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. Одной из главных задач, к-рые он поставил перед собой, было учреждение богословской семинарии для подготовки проповедников и священнослужителей. С этой целью архиерей открыл богословскую школу, воскресную школу для детей. Усилиями В. в Сан-Франциско был воздвигнут новый храм. Архиерей способствовал присоединению к РПЦ униат. общины во главе со свящ. прав. Алексием Товтом (Миннеаполис, шт. Миннесота), совершившемуся в 1891 г. и вызвавшему массовое возвращение униатов в Православие в Америке. В. ввел в Сан-Франциско богослужения на англ. языке, что стало причиной недовольства местной общины, жаловавшейся в Синод и просившей восстановить богослужения на церковнославянском.

http://pravenc.ru/text/159076.html

В 1878 году будущий выпускник Казанской Духовной академии Василий Соколовский встретился в Петербурге с Высокопреосвященным Исидором и поведал архипастырю о своем горячем желании поехать в Японию. Лично знакомый с архимандритом Николаем, владыка Исидор содействовал молодому студенту и добился ходатайства Святейшего Синода перед императором Александром II о выделении для Японской миссии дополнительной штатной единицы по сравнению с документами 1870 года 17 . В конце сентября 1878 года в Петербурге Василий Соколовский так же, как восемнадцать лет до этого Иван Касаткин, был пострижен в монахи, затем в октябре рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Потом начался долгий путь в Японию. Иеромонах Владимир (Соколовский) в 1879 году так же, как и архимандрит Николай, плыл в Японию через Константинополь и Суэцкий канал. В Константинополе он услышал колокольный звон, впервые разрешенный турками для христианских церквей. Будущему епископу Северо-Американскому и Аляскинскому, последнему настоятелю Спасо-Андроникова монастыря, а затем архиепископу Екатеринославскому 18 посчастливилось побывать и на Святой Земле. “Город Яффа – земной рай, весь утонул в пальмах, лимонных и апельсинных садах. От роду не видывал такого обилия плодов, роскоши растительной, как в Яффе, притом зимою”, – записывает он 30 января 1879 года 19 . Однако неясно, отправился ли иеромонах Владимир после прибытия в порт Яффа дальше по Средиземному морю или ему довелось посетить и Святой город. “Иерусалим в 60 верстах от Яффы”, – лишь эти слова читаем мы в письме отца Владимира 20 . В 1879–1886 годах иеромонах Владимир славно потрудился на благо Японской Православной Церкви: он преподавал в Токийской семинарии и на собственные деньги приобрел землю и возвел на ней церковь . “Владыка, будучи иеромонахом, приехал в Токио и помогал усопшему архиепископу Николаю, активно участвуя в делах Японской Православной Церкви Владыка любил Японскую Церковь : он купил прекрасный участок в Тоносава, где построил храм и дачу для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Н.М. Садуакасов проинформировал владыку о социально-экономической ситуации в Костанайской области и о завершившихся в регионе посевных работах. По окончании встречи стороны обменялись памятными сувенирами. В этот же день митрополит Александр провел встречу с президентом АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» Б.С. Мухаметкалиевым. Участниками встречи стали архиепископ Антоний и епископ Анатолий. Митрополит Александр рассказал Береке Сагатовичу о цели своего визита в Костанайскую епархию — участии в праздновании 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, отмечаемом в нынешнем году во всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Также владыка тепло поблагодарил руководителя Соколовско-Сарбайского предприятия и в его лице весь коллектив работников организации за труды по строительству Михаило-Архангельской церкви в поселке Качар Костанайской области. «Новопостроенный храм, после совершения чина великого освящения становится местом особого присутствия Божия. Искренне убежден, что воздвигнутый Вашим усердием храм, станет местом, куда в скорби и радости будут приходить люди, получать духовное утешение, учиться жизни по евангельским заповедям, исцеляться от душевных и телесных недугов. " Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал " (Еф. 6:8), — говорит нам Священное Писание. Благодарю Вас за понесенные труды и возношу молитвы новомученикам и исповедникам Христовым, просиявшим на земле Казахстана, о Вашем здравии и благоденствии Вашей семьи», — сказал архипастырь. Во внимание к трудам по строительству Михаило-Архангельского храма митрополит Александр наградил Б.С. Мухаметкалиева орденом Православной Церкви Казахстана «Алгыс» («Благодарность»). Береке Сагатович поблагодарил главу Митрополичьего округа за награду и рассказал владыке об особенностях функционирования такого промышленного гиганта как Соколовско-Сарбайское предприятие. Участники встречи посетили храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Рудный.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

А какое бы утешение старику видеть, что не одни бабы иоаннистического типа пришли помолиться с ним (как это было сегодня за малым исключением), а сошлись еще человек триста старых богобоязненных москвичей. Он видел бы в этом сочувствие к себе со стороны верующих и явился бы на ожидаемый «суд неправедный» еще более «высоким и стройным» и, безусловно, праведным». Последнюю литургию на Троицком подворье в своем любимом храме преподобного Сергия Радонежского арестованный патриарх Тихон совершил 1/14 мая... «Это было воскресенье, – вспоминает В. М. Миронова. – Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся, патриарх в сослужении подворской братии совершил божественную литургию – просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре, пребывающий на покое престарелый архиепископ Владимир (Соколовский) 66 , замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь – миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя Слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно – проститься... Взглянув в глаза друг друга и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны... После сего, безмолвно и поспешно архиепископ Владимир (Соколовский) покинул святой алтарь и вышел с подворья, чтобы более никогда здесь уже не появляться». 6/19 мая патриарх Тихон был увезен чекистами в Донской монастырь, где в небольшом домике его легче было прятать от народа. Петроградский процесс Благодаря пастырям, пытавшимся в последний момент охладить пыл своей паствы и без кровопролития отдать ненасытной власти церковное достояние, изъятие весной 1922 года в Петрограде в большинстве случаев прошло спокойно. Не обошлось, конечно, и без стычек, которые заканчивались злыми словами да ссадинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1/14 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Это было последнее богослужение патриарха Тихона перед тюремным заточением. На нем присутствовала В. М. Миронова, которая пишет в своих воспоминаниях: «Это было воскресенье. Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся Патриарх в сослужении подворской братии совершил божественную литургию – просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре пребывающий на покое престарелый архиепископ Владимир (Соколовский), замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь – миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя Слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно – проститься... Взглянув в глаза друг другу и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны... После сего безмолвно и поспешно архиепископ Владимир (Соколовский) покинул св. алтарь и вышел с подворья, чтобы более уже никогда здесь не появляться... Святейший остался один». 3/16 мая. Советские газеты публикуют письма красноармейцев и рабочих с призывами скорее начать суд над патриархом и расправиться с ним, присудив к высшей мере наказания. 5/18 мая. Заседание Политбюро ЦК РКП(б). Утверждено заключение Л. Д. Троцкого, что из одиннадцати человек, приговоренных Московским ревтрибуналом 24 апреля/7 мая к расстрелу, на пятерых (Надеждин, Соколов, Телегин, Тихомиров, Заозерский) «не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора». 6/19 мая. Патриарх Тихон перевезен чекистами из Троицкого подворья в Донской монастырь, где помещен под арестом в двухэтажном домике, рядом с надвратной Тихвинской церковью. Старший секретарь Наркомпочтель А. Зискинд отправил письменное донесение:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) , коллегиальный орган григорианского раскола (конец 1925 - середина 1940-х гг.) Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ . 22 декабря 1925 г. в московском Донском монастыре , состоялось совещание, на котором группа архиереев, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, образовали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), что фактически стало захватом высшей власти в Русской Православной Церкви и положило начало григорианскому расколу . Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли семь архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин) , Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В конце 1925 - начале 1926 годов к ВВЦС присоединились еще пять архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . Согласно «Наказу», выработанному на совещании, ВВЦС «является временным органом церковного управления Российской Православной Церкви и находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем», «ведает всеми церковными делами православных приходов по всей территории СССР с согласия Правительства оного», «ведает делами вероучения, богослужения, церковного просвещения, управления и дисциплины, согласно Слову Божию и церковным канонам», «ближайшей своей задачей имеет подготовку канонически-православного Собора... в ближайшие месяцы (не позднее лета 1926 года) в составе епископов, клириков и мирян», «имеет попечение о своевременном замещении архиерейских... кафедр и о пребывании архиереев в пределах их епархий», «обращается ко всей Российской Православной Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями и заботится об установлении общения с Православными Восточными Патриархами», возбуждает ходатайства по делам Церкви перед гос. властью. «отчетом о своей деятельности обязан Собору», «занимается текущими делами впредь до избрания Собором нового церковного управления», «может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян».

http://drevo-info.ru/articles/27035.html

После отношения моего к вашему сиятельству, от 7 июля сего года за 662, поступили ко мне ещё от следующих духовных письменные согласия на присоединение их к Православной Церкви: 1) иеромонаха Бытенского монастыря Вассиана Козаржевского, 2) иеромонаха Мелецкого монастыря Иоанна Боярского, 3) священника Ошмянского благочиния Франца Кулаковского, 4) Махновецкого благочинного и настоятеля Велико-Чернятынской церкви Феодора Кудржицкого, 5) Сквирского вице-благочинного настоятеля Корчмиской церкви Иакова Комашко; священников Сквирского благочиния: 6) Березянской Церкви Михаила Росновского, 7) Рыбчинской церкви Константина Грегоровича, 8) безместного Михаила Яцкевича, 9) тоже безместного Ефрема Грабовского, 10) предположенного к рукоположению священнического сына Якова Езерского; священников Радомысльского благочиния: 11) Борщевской церкви Феодора Мацкевича, 12) Скуратовской церкви Иоанна Загоровского, 13) Моделиовской Церкви Косьмы Буткевича, 14) Меленевской церкви Николая Буткевича, 15) Горбулиовской церкви Романа Вечорко, 16) безместного Андрея Соколовского, 17) тоже безместного Феодосия Соколовского, 18) тоже безместного Иоанна Обушинского; священников Овручского благочиния: 19) Закусиловской церкви Стефана Сокоревича, 20) Недашковской церкви Василия Марчаковского, 21) Клочковской церкви Стефана Кулаковского, 22) Овручской Заручайской церкви Сильвестра Данилевича, 23) Черенинской церкви Климентия Правосудовича, 24) Левковской церкви Григория Загоровского, 25) Готовской церкви Антония Загоровского, 26) Забродской церкви Григория Менчица, 27) Дидковской церкви Петра Комаревича, 28) Михайловской церкви Иоанна Лисицкого, и 29) Буковской церкви Николая Линевича; сверх того, без предварительных подписок приняли указ Святейшего Синода о восприсоединении Униатов и на нём расписались следующее священники: 30) Новогрудского блаточиния Маложуховицкой церкви Иоанн Волчкевич, 31) Владимирского благочиния Гораховскои церкви Василий Левитович, 32) заштатный священник при сей же церкви Антоний Лелявский, и 33) благочинный Сквирский и настоятель Сквирской церкви Филипп Комашко. Сего последнего, по дальнему пути и преклонным летам, я не вызывал в Жировицы, но дал ему поручение через его сына вице-благочинного Иакова Комашко, и он таковое исполнил с успехом, прислав подписки подчинённых ему духовных при собственноручном рапорте.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Закрыть «Не нужно трактовать это как дело Церкви против Соколовского» Владимир Легойда и игумен Серапион (Митько) прокомментировали приговор «ловцу покемонов» 12.05.2017 699 Вчера заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) прокомментировал в интервью РИА Новости приговор суда в отношении блогера Руслана Соколовского. «Мы надеемся, что этот человек все-таки воспримет такой мягкий приговор как, может быть, знак того, что в этом мире есть милосердие и что есть источник этого милосердия, Бог», — сказал игумен Серапион. По его словам, «христиане всегда призывали к милосердию, и христианин не будет желать никому мучений физических и нравственных, с которыми сопряжено пребывание человека в тюрьме. И я думаю, что суд при принятии решения по делу Соколовского тоже руководствовался соображениями гуманности». Собеседник агентства также отметил, что «существуют разные пути исправления» и что «наша система исполнения наказаний далеко не всегда человека исправляет». «Для того чтобы исправиться, нужна свобода, а не ее лишение в некоторых случаях», — пояснил игумен. Он выразил надежду на то, что Соколовский «сделает определенные выводы из произошедшего, потому что в любом случае суд вынес ему обвинительный приговор, а не оправдательный». «Насколько я понимаю, в своем последнем слове Соколовский не выражал сожаления, что он оскорбил чьи-то чувства. Думаю, что он должен сделать хотя бы какие-то выводы из этой ситуации… Но я понимаю также и то, что человек может сделать выводы только по своей свободной воле. Никого нельзя заставить исправиться, изменить себя», — отметил замглавы Синодального отдела. Отец Серапион также напомнил, что Русская Православная Церковь не была инициатором этого дела. «Надо понимать, что хотя разные представители Церкви высказывали то или иное отношение к делу Соколовского, — это прежде всего судебное дело. И мы как граждане нашего государства уважаем суд. Суд принял решение в соответствии со своей компетенцией, и у нас — у меня, по крайней мере, — нет повода сомневаться в объективности суда», — добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/12/ne...

Потом он бросает химию и принимается с таким же жаром изучать анатомию. Но скоро он бросает и занятия анатомией, перестает читать что-либо, кроме Евангелия, зачитывается и увлекается им, с увлечением и страстью старается проводить в жизнь христианские чувства любви и помощи ближнему. Может быть, и полоса религиозности минует. Но он – здоров…» c. 18]. «Итак, – подводит итог М.К. Соколовский, – Сибиряков дважды был признан здоровым. Однако и тут не успокоился градоначальник и запрашивал министра внутренних дел: выдавать ли Сибирякову капиталы, на которые наложено запрещение, указывая, что «есть основание предполагать, что часть раздаваемых Сибиряковым денег может быть направлена на противоправительственные предприятия». Однако голосу градоначальника и его неуловимому намеку на неблагонадежность Сибирякова не внял министр, предписавший тотчас сдать все капиталы Сибирякова ему по принадлежности» – подытоживает М.К. Соколовский c. 18]. Великая вера проверяется и великим испытанием – этот духовный закон осуществился в жизни Иннокентия Сибирякова в полной мере. Сенатор Лихачев ошибся: «полоса религиозности» для Иннокентия Михайловича Сибирякова «не минула», вера в Бога стала смыслом жизни этого человека, идеалом, которого неотступно искала его душа и которому этот праведник, утвердившись в зрелые годы в вере предков, оказался предан до последнего своего часа. Бесчестие, которое устроил мир сердобольным деяниям Иннокентия Сибирякова, оказалось во благо и окончательно укрепило в нем решимость уйти в монастырь, последовав примерам таких святых, как Григорий Двоеслов , Арсений Тверской и многие другие, которые тоже раздали свое имущество ради спасения души. Как уже упоминалось, в библиотеке Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря недавно обнаружена дневниковая запись времени кончины схимонаха Иннокентия (Сибирякова). Есть там и очень важное свидетельство о том, что монашеский путь не являлся только выбором сердца благотворителя, но это было небесное избранничество: «В то время, – записано в дневнике иеросхимонаха-святогорца Владимира, – явился к Сибирякову отец Давид Андреевский, с чудотворною иконою и открыл ему видение, что он должен быть монахом у них в скиту. Сибиряков ответил, что и у него есть уже стремление к этому. Вот с того момента он и поступил к ним, сначала на подворье в Санкт-Петербурге, а потом и сюда на Афон и вполне предал свою волю отцу Давиду, даже и с многомиллионным капиталом»

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010