Зарождение григорианского раскола. Образование ВВЦС 22 декабря с согласия ОГПУ в московском Донском монастыре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание десяти архиереев. Остальные епископы Русской Церкви либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать. Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, образовали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) , председателем которого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления Русской Церкви находится в каноническом и молитвенном общении с патриаршим местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора Русской Церкви. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны православной Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении патриаршего местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском монастыре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В конце 1925 - начале 1926 года ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 января 1926 году получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Официальная регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с государственными властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

В хорошем настроении я отправился к брату Льву Захарьевичу на Петровку, где и ночевал. Это было, кажется, в среду. В четверг я явился в канцелярию Синода, встретил митр. Крутицкого Петра и прочел на его лице великое смущение, но о причине его и не подумал. Задним числом мне выдали письменное приглашение в Москву для хиротонии — официальное за номером, датой и печатью. Здесь я встретился с преосвященным Владимиром, который когда-то в дни моей молодости епископствовал в Соединенных Штатах, а потом, когда я был в Воронежской семинарии преподавателем Св. Писания, был викарием в Воронеже у епископа, впоследствии архиепископа, Анастасия (Добрадина), и наконец, архиепископом в Екатеринбурге. Он удивился, как я решаюсь ехать в Петропавловск: «там ведь пожар» — сказал он. Он разумел восстание против большевиков и их тамошние репрессии. Я об этих репрессиях ни от кого ничего не слыхал, но сведения вл. Владимира по проверке оказались непреувеличенными и точными: расстрелы и тюрьмы. Я собирался просить митр. Крутицкого оказать содействие тому, чтобы мне изготовили архиерейскую грамоту поскорее, дабы можно было после хиротонии 7/20 января сразу же выехать из Москвы в Петроград. У меня очень мало было денег. Получилось другое. Выехать-то я выехал, да только без архиерейской грамоты. Перехожу к главному. Когда шло заседание 3/16 января 1924 г. Синода с присутствием на нём Е. А. Тучкова, я в мантии сидел в приемной Патриарха, где был и Соколовский — секретарь Тучкова и агент ГПУ. На чьи-то вопросы очень общего характера Соколовский всё время молчал, я стал давать детальные ответы: я был не в меру откровенен, хотя и правдив, конечно. Тут был архим. Анемподист, эконом Святейшего и епископ Екатеринославский Иоанн. Я рассказывал о своих Петроградских проповедях против большевиков, о своих выступлениях против безбожников на диспутах. К концу своих разглагольствований не менее часа полтора я заметил крайнее возбуждение на лицах слушателей кроме, конечно, Соколовского, которые очень уклончиво стали отвечать мне. Всё было испорчено. После заседания Синода Тучков и Соколовский уехали в ГПУ, а я после «наречения» — домой на Петровку. Дорогой Соколовский, очевидно, рассказал Тучкову о моих подвигах с моих же слов и они из ГПУ послали агента в Донской монастырь арестовать меня. Мой адрес по Москве не был никому известен — три дня я имел право жить без прописки. В Донском монастыре меня, конечно, не нашли, хотя перерыли весь монастырь, пригрозили арестом кому нужно и кому не нужно, и уехали. Полагая, что я днем был в отлучке, агенты ГПУ ночью снова ворвались в Донской монастырь, снова все помещения обыскали, грозили коменданту расстрелом и т. д. — и уехали «с носом». Вот источник смущения, когда я на следующий день явился в патриаршую канцелярию для переговоров об архиерейской грамоте.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Павел Соколов – костромской. Михаил Ремезов – пензенской. Иван Иловайский – той же. Савва Оболенский – тульской. 40 Тимофей Красноцветов –калужской. Николай, в монаш. Евставий, Романовский – вифанской. Гавриил, в монаш. Гурий, Старицын – пермской. Николай Цветаев – ярославской. Даниил Гедеонов – тульской. 45 Павел Беляев – вятской. Василий Георгиевский – владимирской. Петр Островский – тамбовской. Василий Орфеев – той же. Павел Цветков – владимирской. 50 Николай Богословский – московской. Николай Орлов – вифанской. Филипп Орловский – казанской. Десятого курса (1832–1836) Магистры: 1 Николай Руднев – из московской Семинарии. Афапасий Ефимовский – московской. Иеромонах Агавангел Соловьев – Владимирской. Александр Терновский – вифанской. 5 Дмитрий Гусев – рязанской. Андрей Иорданский – нижегородской. Василий Арзамазов – тобольской. Николай Надеждин – рязанской. Иван Головин – тульской. 10 Андрей Аристов – ярославской. Василий Аманский – рязанской. Евгений Щепетев – тульской. Егор Добромыслов – вифанской. Иеромонах Василий Кашеляевский – тамбовской. 15 Василий Остроумов – тамбовской. Иеромонах Порфирий Соколовский – нижегородской. Ипполит Подбельский – оренбургской. Семен Орлов – рязанской. Иеромонах Александр Сервицкий – владимирской. 20 Михаил, в монаш. Митрофан. Стеженский – казанской. Кандидаты: Михаил Маиевский – костромской. Иван Воскресенский – ярославской. Василий Зубков – пермской. Ефрем Сатурнов – пензенской. 25 Иеромонах Николай Богословский – орловской. Иван Лавров – ярославской. Михаил Соловьев – владимирской. Николай Смирнов – ярославской. Димитрий Венцевский – саратовской. 30 Андрей Капацинский – владимирской. Василий Каменский – тамбовской. Димитрий Селецкий – ярославской. Иван Кунаев – вифанской. Александр Доцилевский – Владимирской. 35 Христофор Бальбуциновский – казанской. Алексей Страхов – калужской. Никанор Романов – вятской. Павел Бехтерев – той же. Афанасий Падарин – той же. 40 Евгений Вознесенский – вологодской. Димитрий Оссианов – тамбовской. Петр Беляев – московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Это был третий по величине храм Империи. Внутри собора, кроме главного алтаря, имелись два придела: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящён 16 февраля 1897 года) и преподобного Сергия Радонежского (освящён 9 марта 1897 года). Росписи собора (после его освящения) по сплошному золотому полю производились художниками высшей школы. В их числе состоял профессор живописи Петербургской академии художеств Владимир Маковский. Он исполнил основные иконы главного иконостаса. В нижнем ярусе его располагались иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем и двух Архангелов – Михаила и Гавриила. Над ними четыре медальона: князь Владимир, преподобный Макарий Египетский, святитель Митрофан Воронежский, священномученик диакон Вениамин. Имена этих святых были выбраны не случайно. Оренбуржцы хотели отблагодарить этим тех оренбургских епископов, усилиями которых осуществилась постройка храма. Владыка Митрофан первым высказал мысль о строительстве собора, Вениамин освятил место для собора, Макарий заложил собор, Владимир освящал приделы. В верхней части иконостаса находилась большая икона «Троица» и «Тайная вечеря». Все иконы, написанные Маковским, исчислялись суммой в 20 000 рублей. Общая стоимость же собора (с оградой) в итоге составила около 420 тысяч рублей. Некоторые работы кисти Маковского сохранились, сейчас они украшают храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Оренбурге – два изображения Воскресшего Иисуса Христа, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», «Моление о чаше». Перед иконой Николая Чудотворца висела позолоченная лампада – подарок императора (в то время цесаревича) Николая Александровича во время посещения им Оренбурга в 1891 году. Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир (Соколовский), епископ Оренбургский и Уральский, через «Оренбургские епархиальные ведомости» выразил искреннюю благодарность всем гражданам Оренбурга за пожертвования на украшение живописью кафедрального собора, поступившие по подписному листу в сентябре 1898 года. Список пожертвователей состоял из 106 фамилий.

http://sobory.ru/article/?object=35460

Вахтанг Кипшидзе: Если человек придерживается атеистических убеждений, то это не оскорбляет ничьих чувств 16 мая, 2017. Вахтанг Кипшидзе Председатель Синодального отдела Московского Патриархата ответил на реплику Владимира Познера 16 мая. ПРАВМИР. Русская православная церковь уважает достоинство любого человека, заявил заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в ответ на реплику Владимира Познера. «Мы исходим из того, что если человек придерживается атеистических убеждений, то это не оскорбляет ничьих чувств. Мы всегда выступали за открытый и честный диалог в том числе и с атеистами. Диалог с ними строится на уважении достоинства как верующих людей, так и неверующих. Верующие и неверующие люди обладают достоинством, поскольку человек сотворен по образу и подобию божьему», — цитирует Кипшидзе РИА Новости . Он подчеркнул, что церковь никогда не ставила под сомнение принцип светскости, который существует в российском обществе. По его словам, приговор Соколовскому вынесли не потому, что он придерживается атеистических убеждений, а потому что его высказывания в отношении верующих людей унижает их достоинство. Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, в свою очередь, в ответ на просьбу прокомментировать обращение Познера к Патриарху, назвал слова Познера довольно странными. «Владимир Владимирович Познер всегда производил впечатление умного человека, несмотря на его известные всем нерелигиозные убеждения. Мне очень не хотелось бы изменять свое отношение к нему как к человеку глубокого интеллекта. Потому что, конечно, эти заявления звучат довольно странно», — сказал священник. Ранее журналист Владимир Познер с экрана телевизора обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и президенту России Владимиру Путину с вопросом, нарушает ли он Уголовный кодекс, заявляя, что является атеистом. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать заявление Познера.

http://pravmir.ru/vahtang-kipshidze-esli...

С особым трепетом размышляю я сегодня о своем служении в богоспасаемом граде Воронеже под архипастырским омофором митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Здесь, у мощей Воронежского Первопрестольника Митрофана, святителей Тихона и Антония, священномученика Петра, обращаясь к их молитвенному предстательству, я постоянно назидаюсь уроками их жития, служения и подвигов. Я искренне признателен Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию, который даровал мне личный пример сердечного отношения к каждому человеку. Владыка научил меня ценить чужой труд, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Матери-Церкви, помощником Святейшего Патриарха и верным гражданином нашего земного Отечества. Большое духовно-символическое значение имеет для меня то, что избрание мое епископом произошло в стенах древней Киево-Печерской лавры. Вместе со святителем Антонием (Смирницким), призванным на Воронежскую кафедру из Лавры преподобных Антония и Феодосия, мне хочется сказать: «От нового Афона, святой горы Печерской, где Матерь Божия селение Свое положила, я, недостойнейший, быв воззван на пастырское служение в сих благословенных пределах, в которых многие пастыри, яко светила, просияли» . Эта связь с Киев-градом дорога для меня и потому еще, что согласно церковному преданию, пребывал здесь и мой святой покровитель апостол Андрей Первозванный: «Мати Сион — псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским» (Акафист св. ап. Андрею Первозванному, икос 9). Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Прошу принять мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы ныне оказали мне недостойному, ибо сегодня избранием Вашим и Священного Синода мне предстоит стать епископом Острогожским. Воронежские викарии с титулом Острогожский начинают свою историю в 1841 году при святителе Антонии. Для меня важно быть достойным преемником четырнадцати своих предшественников, среди которых духовные писатели, просветители и миссионеры епископы Иринарх (Попов), Елпидифор (Бенедиктов), Макарий (Троицкий), Владимир (Соколовский), святитель-исповедник митрополит Владимир (Шимкович).

http://patriarchia.ru/db/text/1625396.ht...

К концу XIX века немало русинов выехало на заработки за границу, в первую очередь в Канаду, США, страны Латинской Америки. На чужбине было основано много новых приходов, братств, приютов. В 1889 году греко-католический священник Алексей с Пряшевщины вступил в острый конфликт с управляющим епархией Сент-Пола и Миннеаполиса католическим архиепископом Джоном Айрлендом . Причиной конфликта было стремление американских католических епископов передать духовное руководство над греко-католическими верующими из Австро-Венгрии польским католическим ксендзам. Это делалось для того, чтобы окончательно окатоличить иммигрантов-русинов, а униатских священников вынудить вернуться в Старый свет. Питтсбургский епископ даже заявлял, что женатый священник «не может быть не только хорошим, но и вообще католиком» . Отец Алексей Товт Следствием этого конфликта стало то, что отец Алексей Товт после совещания с паствой послал коллектора И. Млынаря в Сан-Франциско к православному епископу Владимиру (Соколовскому) . «Не вічно ж будемо чужим єпископам кланятися, підемо до руського», – заявил на совещании один из прихожан. Но, к удивлению Млынаря, епископ Владимир не допустил его к причастию, объяснив, что он не православный, а католик. Этот ответ удивил коллектора, и он написал отцу Алексею Товту письмо, в котором задавался вопросом: «Якой же мы веры? Нас учили – и вы учите, – что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не допустил – отогнал мене до католического бискупа. Якая же тота наша вера? Мени говорят, же я униат; який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал?» В феврале 1891 года отец Алексей Товт сам отправился в Сан-Франциско и обратился к епископу с просьбой принять его вместе с приходом в лоно Православной Церкви. 25 марта 1891 года епископ Владимир отслужил в Миннеаполисе литургию, которая положила начало истории Православия среди эмигрантов из Австро-Венгрии . Греко-католические епископы: Мукачевский Юлий Фирцак и Пряшевский Иоанн Валий – 12 февраля 1893 года отправили в США послание «Сыновьям нашим возлюбленным, живущим в Америке». Они выражали сожаление о том, что не могут в полной мере обеспечить духовное окормление эмигрантов, и предлагали верующим исполнять обряды и совершать таинства у римо-католических священников (там, где не было греко-католических пастырей). Кроме того, епископы наказывали пастве держаться в стороне от отца Алексея Товта . Мы привели здесь эти факты по той причине, что уже в конце XIX – начале ХХ века значительная часть эмигрантов вернулась на родину, принеся туда с собой и Православие. Из трех центров, где в начале ХХ века началось православное движение, два из них – села Бехерово и Великие Лучки – были непосредственно связаны с США.

http://pravoslavie.ru/56626.html

Раскол Булдовского, поддерживаемый властями, имел прочные позиции в Донбассе. В дек. 1925 г. в Луганске состоялся 1-й окружной съезд духовенства и мирян «соборно-епископской» юрисдикции, на к-ром присутствовали 59 делегатов из 20 общин. Собор провозгласил своим архиереем архиеп. Иоанникия (Соколовского) и пригласил его переехать в Луганск. Окружной съезд лубенцев в Артёмовске в 1925 г. собрал 34 делегата. 12 февр. 1926 г. Луганский окружной админотдел передал лубенцам Казанский храм в Луганске. В сент. 1926 г. власти пытались передать этому расколу Петропавловский храм в Каменнобродском предместье Луганска. Архиеп. Иоанникий приехал, чтобы принять храм, но тихоновцы не пустили его, после чего Иоанникий уехал из Луганска. В 1927 г. власти выдворили из храма тихоновскую общину и передали его булдовцам. Рубеж 20-х и 30-х гг. XX в. в Донбассе был отмечен острым противостоянием обновленцев и булдовцев, при этом влияние последних в регионе снижалось, очевидно, из-за прекращения гос. поддержки их деятельности. В дек. 1929 г. в Луганске закрыли 2 храма булдовцев - Преображенский и Петропавловский на Каменном Броде. Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г. Новый кафедральнй Свято-Владимирский собор в Луганске. 1995–2006 г. Фотография. 2014 г. Для противодействия раскольникам в авг. 1923 г. было образовано каноническое Луганское окружное церковное управление, главой которого стал благочинный прот. Василий Сахновский, служивший в Никольском уездном соборе в Луганске (в окт. 1925 власти передали собор обновленцам). В 1925 г. викарий Днепропетровской епархии Александровский еп. Стефан (Адриашенко) назначил благочинным Луганского окр. и главой церковного уездного управления прот. Симеона Шалкинского, служившего в храме в с. М. Вергунка (ныне в черте Луганска). В марте 1927 г. прот. Симеон был арестован по обвинению в организации нелегального окружного управления. В 1926-1927 гг. Луганский окр. подчинялся еп. Макарию (Кармазину) , которого на время ареста замещал прот. Кирилл Перевозников из Днепропетровска. Освободившись из тюрьмы, прот. С. Шалкинский вновь возглавил Луганский окр., о чем свидетельствует его письмо экзарху Украины митр. Киевскому и Галицкому Константину (Дьякову) от 20 нояб. 1933 г. Возглавляемый им Вознесенский приход в М. Вергунке оставался единственной в регионе общиной РПЦ до закрытия храма в февр. 1935 г., когда Шалкинского вынудили снять с себя сан. В сент.-окт. 1927 г. был разогнан Успенско-Серафимовский Раздабаровский женский мон-рь близ г. Сватово. В 1929 г. закрыты Покровский собор в Старобельске и Никольский собор в Луганске.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010