В Польше же продолжались внутренния смуты. Страдали при этом и православные. Многие православные священники бежали из польских владений в киевскую и екатеринославскую епархии. В Варшаве намечалось создание церковного управления, независимого от Св. Снода. Предположено было подчинить православную Церковь в Польше константинопольскому патриарху, который в 1790 г. проявил сочувствие этому. В 1791 г. состоялась в Пинске генеральная конгрегация православных. Участвовали в ней 96 представителей духовенства, шляхты и мещан. На ней присутствовали некоторые католики и униаты. Вынесено было постановление о подчинении константинопольскому патриарху. Во главе Церкви должен был стоять архиепископ, с титулом митрополита. При рассмотрении этого постановления в сейме, против него выступали более рьяные католики, но все же проект был одобрен. Возражал папский нунций. Внутренния неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела в 1793 г. ко второму ея разделу. К России вернулась остальная часть русских земель: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась отдельная минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были свобода совести и прав. В 1794 г. вспыхнуло в Польше восстание, под водительством Косцюшки. В Варшаве в Великий Четверток под ножами тайных убийц пало более 2000 русских воинов. В том же году Варшава взята была штурмом Суворовым. В 1795 г. последовал третий и последний раздел Польши. К России присоединены были Литва и Курляндия. Из русских областей досталась Австрии древняя русская Галиция. В течение XVIII в. уния все более приближалась к католичеству. В 1720 г. Замойский униатский собор с этою целью распорядился издать для униатских церквей новые служебники, исправленные на католический лад и со включением в смволе веры прибавки: и от Сына. С этого времени в униатских церквах стали понемногу уничтожаться иконостасы и появляться католические престолы, завелись исповедальни, скамьи для молящихся, органы, звонки и др. католические принадлежности. Униатские священники начали брить бороды и носить одежду похожую на католическую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кинорежиссёр Г. Рошаль вспоминал, что это был «вагнеровский парад тевтонских героев в то время, как всё более реальной была война с фашистской Германией», «торжественный парадный спектакль в фарватере советско-германских дипломатических отношений». На сей раз Эйзенштейну не повезло: спектакль, премьера которого состоялась 21 ноября 1940 г., прошёл всего несколько раз – близилась война, и на экраны опять вышел «Александр Невский» 225 . Неужели советские люди всё тогда понимали? Не всё, но многое. «Москва предвоенного времени» – говорилось как само собой разумеющееся, до начала Второй мировой войны. Поэт Павел Коган, выполняя социальный заказ, «пророчествовал»: Во имя войны 45-го года, Во имя солдатской породы, Во имя принявших твердь и вод Смерть, холод, бессонницу и бои... «Солдатской породы» он заменил после на «чекистской», так сейчас и начинается, но первый вариант был точнее 226 . После нападения Гитлера на Советский Союз Белоруссия оказалась «под немцем», и Виталий Боровой стал делопроизводителем Минской духовной консистории. (Как тут не вспомнить рассказ о человеке из Закарпатья, чьи документы регистрировали после смерти: «Родился в Румынии, учился в Венгрии, женился в Чехословакии, работал в Польше, умер в Советском Союзе». «Повезло человеку, – позавидовал кто-то, – всю жизнь путешествовал!» «Да он ни разу не выезжал из родной деревни», – сказали ему в ответ.) Осенью 1944 г. оккупационные власти намеревались депортировать его в Германию, но во время остановки поезда в Гродно Виталий с женой тайно покинули вагон и добрались до Минска. Вскоре Виталий был рукоположен во иерея, служил в Гомеле, а в 1945–1946 гг. возглавлял организацию богословских курсов в Жировицком монастыре (впоследствии – Минская духовная семинария; ныне – Минская духовная академия). В 1953 г. о. Виталий закончил экстерном Ленинградскую духовную академию – на два года раньше о. Никодима. В 1954 г. он был назначен преподавателем истории Древней Церкви, и, возможно, пути о. Виталия и о. Никодима пересеклись уже в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

13 авг. 1500 святыня явилась в Минске на р. Свислочи напротив древнего замка удельных минских князей. Горожане нашли образ по необычайному сиянию, исходившему от него, и поместили его в замковый собор в честь Рождества Богородицы. Множество паломников приходила сюда для поклонения святыне. Минская икона почиталась наравне с Виленской, Смоленской и Корсунской-Эфесской. Празднование Минской иконе Божией Матери установлено 13/26 авг. Миро (греч.: благовонное масло), вещество, освящаемое патриархом или митрополитом, используемое в таинстве миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов, при венчании Царя на царство. В Православной христианской церкви приготовление св. мира составляет предмет особой важности, так как через помазание св. миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с Православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось (до 1853) только 26, но в том же году прибавлено еще пять; таким образом, для приготовления мира использовались на 20 пуд. масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира не входит; от 2 пуд. до 30 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны: росной, простой, белый и черный, – сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилик (пахучий василек), корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, – бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—329— Мысль о назначении в Иркутск из Викариев, метит на Московского Викария, который был в Иркутске Ректором. Сочинитель, видно, надеется получить значение при сем Архиерее (На поле поперек) Кто отец Петр, или не знаю или не угадываю. 11-го Февр. По делу о наследственных облачениях, признаю, что указанная определением Св. Синода дорога ведет в лес: но надобно взять в рассуждение, 1) что Синоду трудно выговорить, чтобы облачение приобщить к наследству; ибо по древним церковным правилам церковная собственность всегда отделялась от личной; и не слыхано, чтобы омофор переходил к наследникам или наследницам: 2) что наши законы запрещают наследственные иконы продавать с публичного торга, а велят отдавать в церковь ; хотя икона может принадлежать и к домашней утвари мирянина, а церковное облачение никак. Не лучше ли так: 1 . Недоставленные племянницею вещи оставить на ее совести и ответственности, согласно с мнением Дикастерии. 2 . Наличные церковные вещи хранить в Церкви, до рассмотрения гражданского начальства о духовном завещании, при которым благоволило бы сие начальство принять в рассуждение вышеупомянутый закон. По получении решения гражданского и завещания Минская Консистория опять представит С. Синоду свое мнение. Впрочем так мне кажется, а сделать извольте как лучше. Еще забыл о Остального кандидата, кажется, надобно употребить. Дело Лапчковского дослушано; и худо говорит оно о бдительности Кишиневского Архипастыря. Доноситель жандармский офицер, кажется, сделался жертвою своего доноса безвинно, потому что Лапчковский умел поймать старшего чиновника жандармского. (На особом листе, на коем имеется надпись С. Д. Нечаева о резолюциях 11-го Февраля, Святителем Февр. 12-го написано По делу о возвращаемых из —330— Академии я исключил издержки за содержание: взыскивать и сии было бы тяжело. На прочее согласен. О членах Конференции, полагал бы я: 1 . Игнатовича утвердить, как обучавшего в Академии Еврейскому языку и награжденного за упражнение в сочинении проповедей, и следственно имеющего признаки учености, что для члена Конференции необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 - Жизнь святых — это практическое осуществление Евангелия в жизни, и каждый из нас призван к тому, чтобы жить именно так. Среди множества примеров мы обычно останавливаем свой внутренний взор на том, который нам ближе, затрагивает струны нашей души. Так Господь промыслительно действует в нашей жизни, чтобы при помощи опыта других подвести нас к правильному поступку и решению. Стояние новомучеников в верности Церкви и в приверженности правде Божией актуально. Невольно задумываешься: откуда у них взялась внутренняя сила и убежденность, чтобы выстоять в страшных испытаниях? И мы видим, как накапливался их духовный потенциал, как эта сила формировалась в обычной, повседневной жизни. И в годину испытаний они явили ее высочайшим образом. Для всех нас пример новомучеников назидателен тем, как надо использовать благоприятные жизненные обстоятельства для того, чтобы внутренне работать над собой, совершенствоваться, преодолевать свои недостатки и стремиться к водительству Святым Духом. Выстроена система духовного образования  - Каково положение духовного образования в Беларуси? Много ли людей интересуются тео­логией? Какие духовные вузы существуют?  - Запрос на духовное образование есть. Мы даем возможность молодым людям, студентам свидетельствовать о том, что есть профессии, которые связаны со служением Богу, религиозным миропознанием, взаимоотношениями между Богом и людьми. В Беларуси выстроена целая система духовного образования. Успешно функционируют Минская духовная академия , Институт теологии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, семинарии в Минске и Витебске, а также духовные училища в Минске, Слониме и Орше. Есть свои исследователи-богословы, регулярно издаются сборники научно-богословских трудов, формируются научные богословские школы, разрабатываются новые направления. Наследники князя Владимира  - Следуя заветам митрополита Филарета (Вахромеева), вы неоднократно говорили о том, что Белорусская Церковь должна быть всегда в единстве с Русской Православной Церковью. Почему вы так считаете?

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Архиерейский Собор выразил озабоченность состоянием церковной жизни в западных епархиях Украины, где предпринимались усилия к возрождению унии. Собор подтвердил определение Всеправославного совещания 1986 г., что униатская проблема является «препятствием на пути к единству» и омрачает наши отношения с Римо-католической Церковью. По постановлению архиерейского Собора был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав которого вошли Минская, Могилевская, Брестская и Полоцкая епархии. Экзархом Белоруссии стал митрополит Минский Филарет. В связи с этим Священный Синод освободил его от обязанностей председателя ОВЦС. Новым председателем ОВЦС был назначен архиепископ Смоленский Кирилл. В 2 «Журнала Московской Патриархии» за 1990 г. была опубликована статья нового председателя ОВЦС архиепископа Смоленского Кирилла, в которой остро представлены взаимоотношения Церкви с государством и обществом в прошлом и настоящем: «Для того чтобы Церковь могла осуществлять пастырское служение в обществе, необходимо соблюдать, по меньшей мере, два непременных условия. Во-первых, общество должно допускать и уважать пророческую миссию Церкви, которая предполагает противостояние греху и утверждение духовно-нравственных ценностей. Пророческое служение Церкви есть бескорыстное провозглашение правды, которое не должно и не может преследовать какие-либо скрытые политические, экономические или даже мировоззренческие интересы. Голос Церкви должен быть голосом совести, пробуждающим спящую совесть людей, формирующим систему нравственных ценностей. Во-вторых, Церковь призвана быть вне политики в том смысле, что у нее не должно быть своих собственных политических программ, а в равной мере и претензий на политической лидерство... Хорошо известно, что в течение нескольких десятилетий пророческий голос Церкви слышали немногие наши соотечественники. В обществе господствовал ложный и весьма опасный стереотип, относящий религию и Церковь к досадным «пережиткам буржуазного строя», противоречащим социалистической морали, построение нового общества связывалось с идеей искоренения «религиозных предрассудков». На этом пути использовались разнообразные методы: от репрессий и грубого администрирования до оскорбительной пропаганды и замалчивания. В результате Церковь оказалась вытесненной из общественной жизни. Ей было предоставлено узкое и неосвещенное пространство за «полями» этой жизни, призванное демонстрировать «массовый» отход граждан от религии. Видимым символом положения религии в нашем обществе был закрытый кафедральный собор в центре города и переполненная старушками маленькая церковь на городской окраине. Такая картина была призвана показать, что Церкви нет места в динамичной жизни современного общества, а значит, нет места в будущем» 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таким образом в состав этого государства постепенно стали входить не только северный части западной России, но и средняя, а также и южные области; а именно: в самом конце XIII века – Туровско-Пинское княжество, в начале XIV века княжество Витебское, а затем по смерти Даниила и Василька Романовичей Галицких Литва постепенно брала перевес на Волыни, которая вместе с Берестейскою областью, а также и Киевскими землями с Подолиею, равно и Северскою землею с Черниговом, входят при великом князе Ольгерде уже окончательно в состав Литовского государства. В половине XIV века это государство уже совершенно образовалось и оно явилось по своему пространству одной из могущественных держав на востоке Европы, так как в состав ее входили следующие губернии нынешней России: Виленская, Ковенская (коренная Литва), Гродненская, Витебская, Минская, Могилевская, часть Черниговской, Киевская, Волынская, Подольская, а при княжении Витовта (начало XV века), и Смоленская губерния. 242 Преобладающее значение в Литве русской народности и православной веры В этом новом государстве, образовавшемся из областей издревле русских, преобладающее значение даже в коренной Литве во всех отношениях имели русские племена, отличавшиеся большим умственным и техническим развитием, высшим гражданским и правовым строем, а что всего важнее, – объединенный уже несколько столетий одною православною верою. Литовцы, живя изначала с русскими в мире и согласии, охотно перенимали от них —204— веру, язык, право, письмена и обычаи, учились ремесленному и военному искусству и торговым оборотам, и делали все это вполне непринужденно, ибо русские никогда насильно не навязывали им ни свою веру, ни свою народность. 243 Литовские великие князья переносили постепенно центр своего государства все более на восток, так из Новогрудка (Литовского) в Троки, а при Гедимине – из Трок окончательно в Вильну, где они нашли население, состоявшее наполовину из русских, устроивших уже при этом государе древнейшую в городе православную церковь в честь чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 . ИЛАРИОН Рогалевский переведён в 1735 году, Марта 29, из Казанской Епархии. В 1738 году, Сентября 11, оставив Епархию, отошёл на пребывание в Киево-Печерскую Лавру. Г) Разные 28 . НИКОДИМ Сребницкий, Епископ, хиротонисан в 1738 году, Декабря 6. В 1740 году, Мая 29, именным указом велено Его перевести, в Тобольск, наименовав Митрополитом. Но 1 Сентября 1742 года переведён в Санкт-Петербург Епископом же. 29 . АНТОНИЙ Черновский в Митрополита Молдавского хиротонисан в Яссах в 1739 году. В 1740 году, оставив Митрополию, приехал в Россию, и в том же году, Мая 29, определён в Черниговскую Епархию. В 1742 году, Сентября 1, переведён в Белгородскую Епархию. 30 . АМВРОСИЙ Дубневич, Епископ, хиротонисан в 1742 году, Сентября 8, из Архимандритов Троицкой Сергиевой Лавры. В 1750 году, Февраля 23, скончался в Глухове. 31 . ИРАКЛИЙ Комаровский, Епископ, хиротонисан из Архимандритов Троицкого Ильинского Черниговского монастыря в 1752 году, Сентября 8. В 1761 году уволен на пребывание в помянутый Троицкий Ильинской монастырь, и там скончался. 32 . КИРИЛЛ Ляшевецкий, Епископ, в 1761 году, Октября 22 &91;19?], переведён из Воронежа. В 1770 году, Мая 14, скончался. 33 . ФЕОФИЛ Игнатович, Епископ, пожалован из Архимандритов Савинского монастыря в 1770 году, Сентября 22 а хиротонисан Октября 17. В 1788 году, Сентября 27, скончался 34 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, хиротонисан в 1788 году из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря. В 1796 году переведён Митрополитом в Киев. Д) Архиепископы 35 . ВИКТОР Садковский в 1796 году, Мая 13, переведён из Архиепископов Минской Епархии. В 1799 году велено ему именоваться Малороссийским Черниговским. В 1803 году, Ноября 11, скончался. 36 . МИХАИЛ Десницкий в 1803 году, Декабря 18, переведён из Викариев Новгородских, с наименованием Черниговский и Нежинский. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава XI. Епархия Минская и Литовская Епархия сия учреждена в 1793 году. Архиепископы 1 . ВИКТОР Садковский в 1793 году, Апреля 13, переведён из Переяславской Епархии. В 1795 году, Апреля 13, велено ему именоваться Минским и Волынским и иметь вместо Викария Епископа Житомирского. В 1796 году, Мая 13, переведён в Черниговскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Эти князья на территории бывшего Полоцкого княжества положили прочное основание для возвышения нового литовско-русского государства и успели остановить завоевательное движение немцев на восток. Все соседние страны стали постепенно подпадать под власть Литвы, которая возвышалась и расширялась, особенно со времени ослабления Галицко-Волынского русского центра, не столько завоеваниями, сколько добровольным подчинением русских областей, не терявших вследствие такого подчинения своей национальной самобытности, а также и путем брачных союзов литовских князей и княжон с представителями русских княжеских фамилий. Таким образом в состав этого государства постепенно стали входить не только северные части западной России, но и средние, а также и южные области; а именно: в самом конце XIII века – Туровско-Пинское княжество, в начале XIV века княжество Витебское, а затем по смерти Даниила и Василька Романовичей Галицких Литва постепенно брала перевес на Волыни, которая вместе с Берестейскою областью, а также и Киевскими землями с Подолией, равно и Северскою землею с Черниговом, входят при великом князе Ольгерде уже окончательно в состав Литовского государства. В половине XIV века это государство уже совершенно образовалось и оно явилось по своему пространству одной из могущественных держав на востоке Европы, так как в состав её входили следующие губернии нынешней России: Виленская, Ковенская (коренная Литва), Гродненская, Витебская, Минская, Могилевская, часть Черниговской, Киевская, Волынская, Подольская, а при княжении Витовта (начало XV века), и Смоленская губерния. 31 Преобладающие значение в Литве русской народности и православной веры. Литовские великие князья переносили постепенно центр своего государства все более на восток, так из Новогрудка (Литовского) в Троки, а при Гедимине – из Трок окончательно в Вильну, где они нашли население состоявшее наполовину из русских, устроивших уже при этом государе древнейшую в городе православную церковь в честь чудотв. и святит. Николая, долгое время остававшегося патроном Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

с 30.04.1830 (по др. с 1833) – Минская и Гродненская; c 04.02.1839 (по др. с 1843) – Минская и Бобруйская; с 06.04.1878 – Минская и Туровская; с 1899 г. (?) – Минская; затем Минская и Туровская, паки; Минская и Белорусская; с 1944 г. – Минская и Белорусская, паки; с 03(16)10.1989 – Минская и Гродненская (Патриарший Экзархат всея Белоруссии); с 05(18)02.1992 – Минская и Слуцкая (Патриарший Экзархат всея Белоруссии). Викарные кафедры: Каменец-Подольская, Житомирская, Пинская, Слуцкая, Петриковская (?), Бобруйская, Новогрудская, Борисовская. 13.04.1793 13.05.1796 13.05.1796 07.02.1812 Иов Потемкин 07.02.1812 30.08.1814 07.02.1816 07.02.1816 10.02.1832 17.02.1832 01.09.1834 05.09.1834 28.01.1840 28.01.1840 01.03.1848 02.1841 03.1841 01.03.1848 23.01.1868 14.08.1868 25.04.1877 16.05.1877 26.07.1880 Евгений II Шерешило 26.07.1880 21.05.1889 03.06.1889 31.08.1899 22.09.1899 29.05.1912 05.1912 11.1912 03.11.1912 06.07.1916 Сщмч. Митрофан Краснопольский 06.07.1916 13(26)06.1919 07.1923 09(22)12.1925 06.1926 30.06(13.07)1927 Мелхиседек Паевский, паки 30.06(13.07)1927 30.08(12.09)1927 10.1927 30.11(13.12)1930 30.11(13.12)1930 04.1935 15(28)10.1940 23.09(06.10)1941 20.05(02.06).1942 05.1942 03(16)04.1943 03(16)04.1943 24.06(07.07)1944 Пантелеимон Рожновский, паки 09.1944 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 08(21)05.1959 06(19)09.1960 06(19)09.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.06(05.07)1961 22.06(05.07)1961 22.07(04.08)1963 22.07(04.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 12(25)05.1965 12(25)05.1965 27.09(10.10)1978 27.09(10.10)1978 Минская, белор. Самочинная «автокефалия», индивидуально подготовленная Мелхиседеком (Паевским). 1922 Мелхиседек Паевский Минская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1926 г. 09(22)12.1925 Мелхиседек Паевский Минская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Минская; Белорусская митрополия. Викарные кафедры: Слуцкая, Мозырьская. 1922 02(15)05.1923 02(15)05.1923 01.1924 Софроний Иванцов 04.1925 06.1925 06.1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010