Закрыть itemscope itemtype="" > В православной Белоруссии большой праздник День памяти Минской иконы Богородицы 26.08.2022 562 Время на чтение 6 минут Всебелорусский крестный ход завершился в Минске торжественным шествием от храма Покрова Пресвятой Богородицы к Свято-Духову кафедральному собору, передает корреспондент БЕЛТА. Всебелорусский Крестный Ход закончился шествием по центру Минска и божественной Литургией на площади около Свято-Духова Кафедрального собора, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении всех архиереев Белорусского Экзархата. День явления Минской иконы Богородицы особый не только для минчан и Минска, главным праздником которого поистине и должен стать данный день. Он может стать таковым и для всей Руси. Минская икона Божьей Матери написана самим апостолом Лукой с Богородицы и затем столетия пребывала в Константинополе и была той самой иконой, которая была направлена в дар навстречу равноапостольному князю Владимиру при его прибытии в Херсонес для принятия крещения и встречи с царственной невестой Анной. С ним она прибыла в Киев и впоследствии пребывала там до очередного разорения Киева крымскими татарами, когда она была брошена в воды Днепра, откуда чудесным образом против течения доплыла до Минска, где и остановилась, излучая свет. Этим чудом был данный явный знак некоего особого избранничества Минска – на тот момент одного из поветовых (уездных) городов ВКЛ. Вскоре после явления иконы была заключена трагическая для Белой Руси и всего Русского мира Люблинская уния, после чего Минск – хоть и вырос в статусе до центра воеводства (губернии), до самой Революции 1917 года продолжал быть небольшим городом с преимущественно еврейским и также польским населением. Однако события XX века постепенно превратили его в столицу Белой Руси, где число православных храмов после распада СССР выросло в 7 раз (а приходов – в 13) и которая в наши дни может еще исполнить свое особое предназначение для всего Русского мира Втреча крестоходцев у Свято-Духова кафедрального собора предварила Соборную Божественную литургию, которую совершает митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении духовенства Белорусской православной церкви. После Божественной литургии Патриарший Экзарх совершит молебен перед чудотворной иконой Божией Матери " Минская " в Свято-Духовом кафедральном соборе.

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

Одновременно фельдмаршалу Румянцеву приказано было, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить конфедератов. Вожаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турецкой Порте. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши. В 1772 году произошел первый раздел . Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России территории униаты массами возвращались сами в Православие. В самой Польше в 1770–1780 годы 800 униатских приходов вернулось в лоно Святой Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполитой, учреждена была православная Переяславская епархия. Но притеснения православных в Польше не прекращались. В 1789 году епископ Переяславский Виктор, утвержденный королем, был схвачен, закован в кандалы и силой доставлен в Варшаву. Многие из священников вынуждены были бежать в Россию. В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусобные смуты. Образовалась антирусская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина II опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 года принял требования России и Пруссии: состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли – Минская область, половина Волыни, Подол. Тогда же была учреждена отдельная Минская епархия. Прошло полгода – и в Польше вспыхнул новый мятеж. Ночью в Великий Четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножами тайных убийц пало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суворова. Вслед за взятием Варшавы в 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Гродненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель не досталось России – вместе с Русской Галицией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманная в Риме насильническая и авантюристическая уния, поставившая в положение париев едва ли не половину населения Речи Посполитой, обернулась для Польши потерей национального суверенитета. Цепляясь за остатки великодержавных претензий, польские шовинисты погубили свое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Возсия и возвеличися вера наша по мнозех летех пленения лестнаго и неправаго, и паки возвратися икона Минская людем православным, иже с радостию воспеша Богородице: Радуйся, Православия щите и ограждение; радуйся, отеческих уставов незыблемое утверждение. Радуйся, маловерных вразумление; радуйся, в сомнении сущим снисхождение. Радуйся, верных чад Церкве Православныя духовное услаждение; радуйся, отступников правыя веры посрамление. Радуйся, православных немолчная похвало; радуйся, гонимым за веру несокрушимое забрало. Радуйся, утесняемым скорое вспоможение; радуйся, мучеников и исповедников неизглаголанная отрадо. Радуйся, искушаемым помоще; радуйся, обуреваемым пристанище. Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего Небесная Заступнице. Кондак 7. Хотя Владыка наш и Судия Праведнейший вразумити землю Русскую за беззакония тмочисленныя, попусти мучителем гнати Церковь Православную, да вси, в покаяние пришедше, возопиим Ему: Аллилуиа. Икос 7. Новое наста испытание от Господа, егда соборный храм во граде Минске разрушен бысть от неистовых гонителей. Икона же Твоя, о Богомати, отъята и сокрыта бе от верных. Людие же православнии в сокрушении сердец возопиша к Богородице: Радуйся, во дни правосуднаго Божия посещения гнев Его отводящая; радуйся, в тяжких злостраданиях нас не оставляющая. Радуйся, лютыя крамолы обличающая; радуйся, душегубительныя учения низлагающая. Радуйся, благосердая наша вразумительнице; радуйся, непамятозлобная наша наставительнице. Радуйся, в злых обстояниих неистощимое терпение; радуйся, с правосудием Божиим смиренное примирение. Радуйся, малодушных и падших возстание; радуйся, духа уныния и боязни отгнание. Радуйся, грехов наших отпущение; радуйся, Божие к нам благоволение. Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего Небесная Заступнице. Кондак 8. Странное и ужасное нашествие иноплеменных постиже нас. Милосердием же Божиим одолев враги, людие, предстательством Богоматери, отверзоша храмы православнии и воздаша благодарение Господеви, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 8.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Екатерина в 1775 г. требовала, чтобы для прекращения споров между неуниатами и униатами составилась особая комиссия; согласилась даже на некоторые сокращения прав, отданных диссидентам. Но комиссия, по милости пропаганды, не составилась и в 1785 г. 181 Напротив, та же пропаганда в 1786 г. составила и разослала проект о мерах – преобразовать всех униатов в римлян 182 , тогда как униаты так любили унию и костел, что в четыре года (1779 – 1783) 800 приходов возвратились к православию. Конфедераты составили сейм; члены сейма были в непрерывных сношениях с французскими революционерами и образовали в Польше якобинские клубы; 3 мая 1791 г. обнародована конституция. Кровавые притеснения православным начались еще прежде того; Виктор, Епископ Переяславский, утвержденный Королем, неожиданно (18 апр. 1789) был схвачен, закован в кандалы и отвезен в Варшаву под стражу. Многие православные священники Украины вынуждены были бежать в епархию киевскую и екатеринославскую 183 . В Варшаве определено было составить для православных Польши церковное правление, независимое от Св. Синода. Следствием конституции был раздор кровных. Один брат Потоцкий сочинял и защищал конституцию, другой был непримиримым врагов ее. Образовалась конфедерация Торговицкая на кровавую борьбу с конституциею. Екатерина послала войска в Польшу, а Пруссия – свои с другой стороны. Все кончилось вторым разделом Польши. Гродненским сеймом (3 июля 1793 г.) возвращены России древние ее области – подольская, половина Волыни и минская (иначе 10 уездов киевских) с 3 миллионами жителей; тогда же образовалась отдельная епархия минская. Римлянам и униатам предоставлена была свобода совести и прав. Не прошло и полгода, как карбонары и пропаганда подняли (в марте 1794) мятеж, какого еще не было; заговорщики напали на русские отряды в Польше, когда никто не ожидал того: в Великий четверток под ножами тайных убийц в одной Варшаве пало более 2000 русских воинов. Суворов быстро рассчелся с карбонарами. Последовал третий раздел: трактатом союзников (14 ноябр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Минская епархия была оставлена во втором классе и только переименована в «минскую и литовскую», причём за нею были зачисленыи обе новоустроенные литовские губернии: Литовско-Виленская и Литовскогродненская 2642 , не имевшие на своей территории ни одной православной приходской церкви 2643 . С этих пор границы Минской епархии установились твёрдо 2644 : три губернии, заключавшие в себедвадцать девять уездов 2645 . Количество же православных приходов с каждым годом, хотя и медленно, увеличивалось. По счёту 1799 года их было уже 268 2646 , а в 1810 году 273 2647 . В 1807 году православные приходские церкви учреждены по всем уездным городам Литовско-Виленской губернии 2648 . Минская епархия со своими двумя с половиной стами приходов являлась крайне незначительной сравнительно с соседними ей. Епархия Волынская имела сначала около 1,100 2649 , а потом более 1,500 церквей 2650 ; Подольская более 1,600 2651 ; Черниговская 1,100 2652 . И только число церквей одной Белорусской епархии не доходило до 400 2653 . XI В наступавшее лето, первое после своего перемещения на Минскую кафедру, преосвященный Иов предпринял объезд своей новой епархии. Ему пришлось встретить по церквам много различных неустройств, зависевших, в большинстве, от особенных условий жизни молодой епархии. Предпринятые преосвященным меры отличались, как всегда, решительностью, быстротой и имели действительный успех. Во время ревизии преосвященный заметил, что при приходских церквах «во многих местечках и селениях» на «цвинтаре» погребаются мертвые тела без всякого порядка, так что многочисленные могилы с наваленными на них «по местному обыкновению» колодами затрудняли даже проход в церковь 2654 . Многие церкви стоят вовсе без ограды или с полуразрушившейся оградой 2655 . Внутри некоторых церквей были найдены не меньшие неустройства: иногда полное отсутствие благолепия и чистоты 2656 . Оказались священники, которые не во все воскресные и высокоторжественные дни совершали богослужение, не говоря уже об аккуратном чтении поучений народу и об обучении прихожан закону Божьего и молитвам во внебогослужебное время 2657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

60-х гг. местные власти в рамках общесоюзной кампании по борьбе с паломничествами уничтожили и др. источники. В наст. время местом паломничества стал источник с часовней во имя св. Иоанна Кронштадтского при Ксениевском жен. мон-ре в пос. Барань Борисовского р-на. В. Г. Пидгайко В. Г. Пидгайко Минская обновленческая епархия В 1922 г. М. е. признала обновленческое ВЦУ в Москве, впрочем, влияние его на церковную жизнь в Белоруссии было незначительным. Было сформировано обновленческое Церковное управление Белоруссии (ЦУБ). Первым в М. е. поддержал «Живую церковь» Холопеничский приход в Борисовском у. 6 июня 1922 г. настоятель церкви Феодор Курышев на совете прихода сделал доклад об обновленцах. В Минске с инициативой создания обновленческой группы выступил зам. начальника одной из типографий В. Трегубов, имевший духовное образование. Среди минского духовенства сторонников обновленцев не нашлось. Тогда в помощь Трегубову приехал холопеничский раскольник. За неск. недель совместной работы им удалось склонить на свою сторону свящ. Н. Кандельского, псаломщика А. Смирнова и неск. мирян. Через печать эта группа обратилась с призывом к духовенству пополнить ряды обновленцев. Однако никто из минских священников не присоединился к расколу. 7 сент. 1922 г. с целью наладить связь с центральными органами раскольников новые лидеры прибыли в Москву. Они получили должности: Трегубов стал уполномоченным ВЦУ по М. е. 10 сент. они явились к Минскому митр. Мелхиседеку и сообщили о назначениях, в силу к-рых митрополит без их согласия был «не вправе» принимать решения. Под давлением властей митр. Мелхиседек вынужден был признать обновленческих уполномоченных и включить их в состав ЦУБ. Это было условие получения гос. регистрации М. е. На практике обновленческие уполномоченные не имели авторитета, на собраниях ЦУБ вносимые ими предложения реформ получали жесткий отпор. К кон. 1922 г. в 6 уездах обновленцам удалось склонить на свою сторону 2 сельских священников, но приходские группы созданы не были.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

до своей кончины 28 августа 1955 г. В конце 50-х гг. новые гонения на Церковь разрушили возрождавшуюся систему духовного образования. Уже в 1959 г. был ограничен прием абитуриентов в духовные семинарии и академии. Молодых людей, подавших прошения о принятии в духовные школы, вызывали через военкоматы для беседы с уполномоченными совета, их не просто пытались переубедить, им угрожали, срочно отправляли на военные сборы на время вступительных экзаменов, комсомольские организации устраивали судилища и разборы, шантажировали и запугивали священников, давших рекомендации абитуриентам. Контролирующие Церковь инстанции беззастенчиво вмешивались в самый процесс обучения в духовных школах. Например, член совета Сивенков в докладной записке Карпову писал о недопустимости в кандидатских сочинениях на нравственные темы развивать мысль о долге родителей давать детям религиозное воспитание: «Эти сочинения являются прямым нарушением ленинского декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Совет практиковал выдворение воспитанников из семинарии из-за бывшего членства в КПСС или комсомоле, за первоначальное обучение в светском институте, исполнение в прошлом должности завклубом в сельсовете и т. д. Результатом принятых мер стало резкое сокращение приема абитуриентов в духовные семинарии, что должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель совета Куроедов рекомендовал Святейшему Патриарху Алексию I закрыть Киевскую, Саратовскую и Ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия в них. Патриарх вынужден был подчиниться. Минскую и Волынскую семинарии решили брать измором. В 1960 г. Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, где находилась семинария, отказывая им во временном пропуске. В 1963 г. состоялся последний выпуск: 4-й курс окончили пять студентов, больше семинаристов не осталось, и Минская семинария прекратила существование без официального закрытия. В 1962 г. настала очередь Волынской семинарии, где в канун закрытия оставалось всего 5 студентов, которых никакими способами не удавалось заставить уйти. Затем у семинарии отняли второй этаж здания, с автомашины, которая использовалась для закупки продовольствия, сняли номерные знаки. К 1965 г. Волынская духовная семинария прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

духовенства вместе с немцами, а также решить вопрос о передаче православным пустующих католич. церквей в ряде регионов БССР, особенно тех, которые в межвоенный период были отобраны у православных. В нач. 1945 г. по ходатайству архиеп. Василия Минский горсовет передал в ведение Минского ЕУ деревянный Казанский храм возле Дома правительства, при нем было разрешено разместить дом архиерея, поэтому и храм получил название домового, хотя находился отдельно от резиденции архиерея. В янв. 1945 г. архиеп. Василий обратился к Пономаренко с просьбой узаконить деятельность свечного завода при Минском ЕУ, просьба была исполнена. На 1 июля 1945 г. уполномоченным Совета по делам РПЦ по Белоруссии были «полноценно зарегистрированы» 209 приходов из 705 «фактически учтенных»; это означало, что остальные общины были зарегистрированы без настоятелей. По 12 областям Белоруссии 705 приходов распределялись следующим образом: Минск и Минская обл.- 42 прихода, Гомельская обл.-51, Витебская обл.- 25, Могилёвская обл.- 32, Бобруйская обл.- 36, Брестская обл.- 148, Пинская обл.- 81, Гродненская обл.- 74, Барановичская обл.- 98, Молодечненская обл.- 44, Полесская обл.- 23, Полоцкая обл.- 51 приход. Отдельно (как централизованные орг-ции) учитывались 3 мон-ря: мужской Жировицкий, женские Гродненский и Полоцкий. В отчете от 1 июля 1945 г. уполномоченный СД РПЦ Лобанов указывал, что ряд священников отказываются признавать власть архиерея и патриарха, только в Гомельской обл. отмечены 4 таких прихода (позже стало известно об их принадлежности к истинно православным христианам ). Также иногда службы в церквах совершали лица, не имевшие на это права, без духовного сана, напр. бывшие псаломщики или церковные старосты. Данная практика распространилась в неск. селах Минской обл. Так, в с. Бродец Березинского р-на с 1945 г. богослужения в кладбищенской часовне совершал бывш. церковный староста А. Лапицкий (по нек-рым данным, самосвятский «священник» одной из катакомбных юрисдикций). В с. Погост того же района служил самозваный «духовный старец» Х.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

К 14 сент. 1840 г. семинария переехала из Слуцка в Минск и разместилась в 3-этажном здании Минского благотворительного об-ва (1811-1839), приобретенном для духовной школы. В семинарии имелась ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В сент. 1841 г. семинария была реформирована согласно уставу 1840 г. В курс обучения вводились новые предметы: естественные науки, основы сельского хозяйства, а также медицина (в 1866 курс медицины в Минской ДС был заменен курсом педагогики). Преподавание агрономических наук (введено в 1846, отменено в 1866) совмещалось с практикой. На принадлежавших семинарии участках испытывали новые сорта зерновых, выращивали образцы луговых трав, культивировали аптечные, фабричные, огородные и др. растения. Плоды с ученического огорода поступали в семинарскую экономию, а семена продавались. В сент. 1866 г. в Минской ДС было введено преподавание педагогики, для практики студентов в нояб. 1866 г. при семинарии открылась воскресная школа, получившая позже наименование «образцовой». Особенностью семинарии стало учреждение в ней в 1859 г. 12 вакансий для новообращенных евреев с целью подготовки из них миссионеров, а также введение в 1860 г. изучения евр. языка. Важную роль в истории Минской ДС сыграл ее ректор в 1852-1866 гг. архим. Николай (Трусковский), подготовивший историко-статистическое описание М. е., опубликовавший ряд церковно-краеведческих статей. В 1855 г. Минское ДУ, размещавшееся при Екатерининском храме в Минске, было переведено в новопостроенное здание на Соборной пл. в центре Минска. 8 сент. 1860 г. открылось первое на белорус. землях жен. духовное уч-ще в мест. Паричи (ныне поселок в Светлогорском р-не Гомельской обл.), предназначенное для обучения девочек из духовного звания. В 1867/68 уч. г. 40 воспитанниц уч-ща перешли в открывшееся в сент. 1867 г. Минское жен. духовное уч-ще. Здания нового уч-ща были построены в 1863-1866 гг. на Троицкой горе в Минске, где до 1795 г. действовал Вознесенский мужской мон-рь. В сент. 1874 г. Минская ДС была преобразована по новому уставу на основаниях духовно-учебной реформы 1867 г. В соответствии с реформой было упразднено Божинское духовное уч-ще, остались 3 муж. уч-ща: Минское, Пинское и Слуцкое.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

К 1914 г. в М. е. действовали братства: минское Свято-Николаевское народное с отд-ниями, Минское Кирилло-Мефодиевское, Слуцкое Преображенско-Николаевское, Николаевское Бобруйское, Богородичное Мирское, Свято-Троицкое Даревское, Свято-Ильинское Одаховское, Богородичное Плотницкое, Рождество-Богородичное Литвянское, Покровское Койдановское, Анненское Столбцовское, Ильинское Любчанское, Казанское Негневичское, Свято-Троицкое Загорьевское, Успенское Лавришевское, Богородичное Полберегское, Свято-Михайловское Вселюбское, Спасо-Преображенское Райцовское, Варфоломея и Варнавы Тимковичское, Покровское Семежовское, Копыльское, Пинское во имя вмч. Феодора Тирона. В окт. 1907 г. начал работу Минский церковный историко-археологический комитет, имевший целью изучение церковно-религ. и общественной жизни края, сохранение памятников старины. Его основателями стали преподаватель Минской ДС Д. В. Скрынченко, директор народных уч-щ М. Н. Былов, который стал 1-м председателем комитета, и др. Деятельность комитета в основном заключалась в описании исторических памятников, церковных и монастырских архивов, в собирании фольклора, поисках предметов старины. На заседаниях комитета читали лекции по истории Минской губ. («Минск в XVII столетии», «Памятники старины», «Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории» и др.), в 1909-1913 гг. вышли 4 тома трудов комитета - «Минская старина». В 1908 г. комитет организовал церковно-археологический музей, разместившийся первоначально в 2 комнатах архиерейского дома. К 1913 г. для музея построили отдельное здание, названное Юбилейным домом в честь празднования 300-летия Дома Романовых. К тому времени собрание музея насчитывало 1717 книг и рукописей, в т. ч. Евангелие кн. Юрия Олельковича, архив слуцкого Троицкого мон-ря, а также 1284 предмета старины. Из-за нем. наступления летом 1915 г. экспонаты музея эвакуировали в Рязань и др. города Российской империи. В Минск они вернулись в 1922 г. и впоследствии составили основу собраний Национального исторического музея Республики Беларусь.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010