2121. ЕЕ ЖЕ. Конференция в Минске. – 1999, 5, 54. 2122. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: О заседаниях Синода Белорусской Православной Церкви с информацией о состоявшейся канонизации 23 священномучеников как местночтимых святых Земли Белорусской и о представлении к канонизации епископа Феодосия (Ващинского), архиепископа Павлина (Крошечкина), епископа Александра (Раевского). –2000, 2, 4. 2123. ИЗ ХРОНИКИ Экзархата: 1991, 2, 35. 1. Брестская и Кобринская 2. Витебская и Оршанская 2124. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Архиерейского Собора РПЦ от 11 июня 1992 года: 1. Открыть Витебскую епархию. 2. Об именовании Преосвященных этой кафедры “Витебский и Оршанский”. – 1992, 8, VIII. 3. Гомельская и Жлобинская (до 1992 г. – Гомельская и Мозырская) 2125. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19 и 20 июля 1990 года: Об открытии Гомельской епархии. – 1990, 10, 5. 2126. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Архиерейского Собора РПЦ от 11 июня 1992 года об именовании Преосвященных Гомельской епархии “Гомельский и Жлобинский”. – 1992, 8, VIII. 4. Гродненская и Волковысская 5. Минская и Слуцкая (до 1992 г. – Минская и Гродненская; до 1989 г. – Минская и Белорусская) 2127. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 февраля 1992 года: Определить титул митрополита Минского “Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит”. – 1992, 4, X. 2128. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 1, 36;3, 27;12, 36. 1985, 1, 30. 1986, 9, 22;10, 29. 1988, 3, 31;4, 32;5, 30;9, 60;10, 34;11, 29. 6. Могилевская и Мстиславская 2129. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 июля 1989 года: О восстановлении Могилевской епархии. – 1989, 10, 2. 2130. ПРОКОФЬЕВА И. Празднование 200-летия со дня кончины святителя Георгия Конисского в г. Могилеве. – 1995, 12, 41. 7. Новогрудская и Лидская 2131. ГОРДУН С., прот. Первое собрание духовенства Новогрудской епархии. – 1993, 2, 69. 8. Пинская и Лунинецкая (до 1990 г. – Пинская и Брестская) 2132. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 июля 1989 года: О восстановлении Пинской епархии. – 1989, 10, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из других местночтимых икон Богоматери, известных под наименованием «Страстной», упомянем об иконе, находящейся в городе Орле, в храме архангела Михаила, и о другой, хранящейся в городе Коломне Московской губернии в часовне, на Поповской улице. Все эти иконы — точные снимки с той древней чудотворной иконы Богородицы, которая в настоящее время находится в Московском Страстном монастыре. Икона «И Тебе Самой душу пройдет оружие» В Калужской губернии, в соборном храме города Жиздры, хранится весьма древняя чудотворная икона Божией Матери. В соборной описи эта икона значится под названием «И Тебе Самой душу пройдет оружие», но в народе она известна под именем «Страстной», хотя изображение ее очень отличается от иконы Богоматери, носящей такое наименование. Божия Матерь на Жиздринской иконе изображена в молитвенном положении: одной рукой Она поддерживает лежащего у Ее ног Богомладенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в Нее мечей. Чудесные знамения, которые совершаются от Жиздринской иконы Пресвятой Богородицы, записываются при соборе священнослужителями. Минская икона Предание говорит, что Минская икона Божией Матери написана св. евангелистом Лукой. В конце X века она была перенесена великим князем Владимиром Равноапостольным вместе с другими св. иконами из греческого города Корсуня или Херсонеса в стольный град Киев. В Киеве Минская икона Богоматери была поставлена во вновь построенной церкви во имя Рождества Богородицы, которая чаще всего называлась просто Десятинной. В ней образ Богоматери хранился более пятисот лет и за все это время неоднократно прославлялся чудесами. Около 1500 года возникла война Шахмат-Гирея, хана заволжских татар, с Махмет-Гиреем, перекопским ханом. В это время на Киев напали татары и разграбили его. Подверглась разграблению и Десятинная церковь: один татарин сорвал с хранившегося в ней чудотворного образа Богоматери все драгоценные украшения, а саму икону бросил в волны реки Днепра. Казалось, что святыня Десятинной церкви навсегда уничтожена рукой святотатца-татарина.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Для написания диссертации на ученую степень кандидата богословия Степан Рункевич избрал тему по истории Минской епархии. Согласно академическим правилам студенты на третьем курсе представляли избранные ими темы кандидатских сочинений в Совет академии на утверждение. Рункевич сформулировал название своей работы как: «История Минской епископии до учреждения Полоцкой епископии» 79 . Исследование должно было охватывать период существования Минской епархии от начала ее учреждения в 1793 году до 1833 года – восстановления Полоцкой кафедры. Минская епархия в своем историческом развитии представляла много особенностей в сравнении с другими епархиями. Учрежденная именным указом императрицы Екатерины II 13 апреля 1793 года для областей, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой, Минская епархия вскоре включила в себя и другие обширные территории, отошедшие к России по третьему, окончательному разделу Речи Посполитой. Так Минская епархия оказалась самой большой по размерам из всех епархий, когда-либо существовавших в России. Воссоединение с Православной Церковью полутора миллиона западнорусских униатов, происшедшее в 1794–1795 годах, сделало епархию еще большей и по числу приходов и по числу прихожан. Уже в 1795 году возникла необходимость выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (впоследствии Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую), которая в 1799 году также стала самостоятельной. А в 1833 году с восстановлением Полоцкой кафедры от Минской епархии была отделена, в состав вновь учрежденной, Виленская губерния. Вот именно этот исторический отрезок времени и положил Рункевич в основу своего исследования. Период этот был еще совсем мало изучен, а между тем по своей оживленности и насыщенности историческими событиями представлялся весьма интересным и важным для истории Русской Церкви. М.О. Коялович как научный руководитель одобрил решение своего воспитанника. Он высказал пожелание о более тщательной и широкой разработке этой темы в дальнейшем, выразив готовность оказывать со своей стороны внимание и помощь. Заявленная тема была утверждена Советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 2000 г. учрежден студенческий ж. «Ступени», в 2003 г. начал работу церковно-археологический кабинет. С 2004 г. при семинарии действует молодежное миссионерское братство в честь прп. Евфросинии Полоцкой. 13 июня 2008 г. состоялось освящение семинарского храма во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 2013/14 уч. г. Минская ДС перешла на Болонскую систему обучения по программе бакалавриата. Минское ДУ было учреждено постановлением Синода РПЦ от 30 окт. 1988 г., открылось в Минске 10 янв. 1989 г. как годичные курсы псаломщиков при Минском ЕУ. Первый выпуск состоялся 10 янв. 1990 г., когда курсы окончили 46 чел. С 1998 г. уч-ще осуществляет подготовку специалистов по 3-годичной программе. В 1993 г. при Европейском гуманитарном ун-те в Минске начал работу богословский фак-т, преобразованный впосл. в Ин-т теологии при Белорусском гос. ун-те. В 1996 г. учреждена Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. При Минском ЕУ были созданы школы катехизаторов и звонарей, в 2014 г. они вошли в состав Минского ДУ (отд-ния катехизаторов и звонарей). В М. е. издаются церковные журналы: «Ведомости Минской митрополии» (ежеквартальное издание, до 2016 «Минские ЕВ»), «Ступени» (межвузовское издание Минской ДС), (церковно-историческое издание), «Врата небесные» (духовно-просветительское издание) и церковные газеты: слова», «Воскресение», «Преображение». 15 приходов М. е. имеют свои газеты и листки. Действуют несколько правосл. издательств, видное место среди которых занимает Издательство Белорусского Экзархата. Ежегодно проводятся Минские епархиальные чтения, конференции и семинары. В епархии работает Информационно-консультативный центр им. прп. Иосифа Волоцкого, занимающийся проблемами нетрадиц. религиозности. Открыты б-ки, иконописные студии, столярные, швейные и золотошвейные мастерские, монастырские кузницы, мастерские по камню, керамические и скульптурные мастерские, свечные производства, реставрационные мастерские и др. Ежегодно накануне праздника Сретения Господня проводятся съезды православной молодежи.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

2 марта 1990 года в Московской духовной академии был возведен в сан игумена с возложением креста с украшением, 3 марта зачислен в число братии Жировицкого монастыря, а 20 марта направлен ректором в возрождённую Минскую духовную семинарию. 2 сентября 1990 года отец Константин был возведен в сан архимандрита. Он участвовал в Поместных соборах Русской Православной Церкви 1988 и 1990 годов. Архиерейскую хиротонию отца Константина во епископа Новогрудского викария Минской епархии 16 июня 1991 года в день памяти святых в земле Белорусской просиявших возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Жировицком монастыре, где находилась Минская духовная семинария. В феврале 1992 года была возрождена древняя Новогрудская епархия в Гродненской области и к ректорским обязанностям присоединились труды управляющего епархией с титулом Новогрудский и Лидский. При этом, во время ректорства владыки Константина, Минская семинария первой в Русской Церкви перешла на пятилетнее образование по новым программам и получила признанный государством статус ВУЗа. Были открыты заочное и регентское отделения. В октябре 1995 года на XV Генеральной Ассамблее Синдесмос, которая проходила на Кипре в Киккском монастыре. Минская семинария, которую представлял епископ Константин, была принята полноправным членом этой организации. Владыка также добился того, что все закрытые православные храмы и весь семинарский корпус, несмотря на сильное сопротивление, были возвращены Церкви и при нём было начато строительство новых храмов. С 26 февраля 1994 года - член Синодальной богословской комиссии, с 5 мая 1995 года - член специальной рабочей группы по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. Постановлением патриарха Алексия и Священного Синода от 17 июля 1996 года, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира епископ Константин был назначен ректором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, епископом Тихвинским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

http://ruskline.ru/author/_/goryanov_kon...

От священноцерковнослужителей требовался точный счёт потерянных ими вещей и, когда счёт представлялся, выдавалась сумма денег, вполне погашавшая понесённый урон 3217 . Консистористы сначала не были включены в число лиц, вспомоществуемых пособием, но потом и им отпущена была крупная сумма 3218 . Крупные награды получили лица, сберегшие соборную ризницу: священник кафедрального собора Стефан Бирюкович 400 рублей, дьячёк Александр Пигулевский 260 рублей и пономарь Семён Вашич 200 рублей 3219 . Над теми, кто в тяжёлые для России минуты оказался на стороне её врагов, висел теперь меч Немезиды 3220 . Но всемилостивейший государь всем даровал полное прощение. И только епископ Дедерко, поспешивший переделать по своему вкусу не принадлежавший ему минский архирейский дом, теперь должен был на свой счёт привести его в прежний вид, истратив, таким образом, совершенно непроизводительно крупную сумму 3221 . Мало по малу всё успокоилось. Всемирная буря разрешилась в заключённый 8 ноября 1815 года «всеобщий мир» 3222 . Жизнь вошла в обычную колею. После волнения, произведённого двенадцатым годом, Минская епархия зажила ровной, спокойной жизнью. Вдвинутая преосвященным Иовом в обычные рамки жизни российских епархий, Минская епархия как бы остановилась в своём развитии, и после двенадцатого года, во всё дальнейшее время до самого конца рассматриваемого периода, Минская епархиальная жизнь не представляет событий, которые, при местном характере, имели бы выдающееся значение. Административное разделение и управление епархии оставалось прежнее: консистория, шесть духовных правлений и два благочинных – Минский и Игуменский. Некоторую особенность составляло разве то, что новоучреждённые соборы в Гродне и Дисне и приходская Кронская церковь , вероятно, вследствие своей отдалённости и уединённости от православных центров, сами по себе составляли административные единицы, не будучи подчинены ни духовным правлениям, ни благочинным, и получали указы непосредственно из консистории 3223 . В 1818 году, по ходатайству преосвященного Анатолия, на постройку дома для Речицкого духовного правления было отпущено 1,200 рублей и эта сумма, с отпущенными ранее 600 рублях, давала возможность возвести вполне приличное для духовного правления помещение 3224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В самом деле, тот, кто вздумает основать на соч. Дюканжа обзор религиозных сооружений Византии, хотя бы и не в историческом порядке, будет принужден принять огромное их число даже для древнейшей эпохи. Между тем, как отчасти известно и что легко заключить, так наз. монастыри к IV – V веках и даже позднее (приблизительно до окончания иконоборческой эпохи) были не что иное, как те же дома, но завещанные частными людьми религиозным общинам, и едва ли даже во всех таких домах были церкви, часовни или какие – нибудь молельни. Многие из них были также подворьями для разных иностранцев и странноприимными домами, так как список собственных xenodochia – правительством учрежденных приютов слишком не велик, чтобы в этом числе удовлетворять нуждам громадного приморского города и столицы всего христианского Востока. Что все неизвестные по времени основания и именам их основателей монастыри были не велики, и не заключали в себе притом особозамечательных храмовых построек, видно из того, что византийские Историки и описатели с особенным вниманием указывали и описывали все сколько – нибудь выдающиеся обители. Наконец, большинство этих выдающихся монастырей и сохранилось предпочтительно перед церквами, потому что попечение религиозных общин о своих зданиях, при известном авторитете монастырей в Византии, было более действительно, и, главное, постоянно, чем заботы приходов, частных лиц и даже правителей о церквах. До начала VI века мы знаем (по именам) следующие монастыри в Византии: Константина Великого в участке Аркадия (близ форума), Константа, Аэция в Петрионе, Кира en to_v Анастасия у водопровода, Валента, Евдоксия, Аймона патриция при Льве Макеле, далее во имя Иова, Ионы, Антония (большой монастырь), Авраамия или Авраамитов 76 , св. Дометия мученика 77 , св. Евфимия 78 , св. Евсевия 79 , Павлина, Георгия в Ксилокерке, Ап. Петра, Валенти и Даудата тож, муч. Кириака два монастыря внутри города и за Золотыми воротами (при Льве Макеле), Кирика и Иулиты. Монастыри Феодора Египтянина (четыре, из них два в Петрионе), Феодота, Авива, Афима, Самуила (два katèa tèon Skéuqhn, en Quka_v) Венания, Кийюма, Исаакия, Мары, Марка, Матроны, Максима, Максимины, Неона, Олимпия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1742 См. «Ист. стат. опис. Мин. епархии» арх. Николая о количестве отнятых церквей с 1706 по 1765 г.; стр. 39, 40. См. подробное исчисление 128 православных церквей и монастырей, отнятых и обращенных в унию с 1734 по 1743 г., в Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV, стр. 448, а также реестр составленный в 1747 г. епископом Иеронимом Волчанским, в соч. Бантыша-Каменского, Ист. изв. об унии, прилож. II. 1743 См. покровительственные декреты польских королей Августа II от 1720 г. и Августа III в 1735 г. в Вилен. Арх. Сб. т. IV, 57. 1744 См. эти буллы, индульгенции, декреты в т. XVI Вилен. Акт. стр. 146 и послед. См. также письмо кардинала Валенти к Сапеге от 1740 г., Вилен. Арх. Сб. т. III, 102. 1747 См. подробности в записке поданной еписк. Георгием Конисским польскому королю 29 июля 1765 г.: в этой записке содержатся также возмутительные факты о насилиях над православными со стороны униатов и иезуитов: Докум. объясн. ист. зап. рус. края, стр. 373. См. заявление о страданиях православных там же, стр. 419. 1748 Вил. Акты, т. VIII, стр. 609–624; в этом документе говорится о мучениях священника Андрея Крушиновского, о неистовствах миссионера Овлочинского, о принуждении семидесяти человек православных дворян к отступлению от веры и других печальных случаях. См. там же заявление диссидентов от 1766 г. (стр. 625). См. также памятную записку Слуцкого духовенства от 1768 г., причем оно ходатайствовало о разрешении ему и братствам сытить мед в храмовые праздники, и о воспрещении жидам препятствовать исполнению этого старого обычая: Вил. Акты, т. XII, стр. 237. См. также Вил. Арх. Сб. т. X, стр. 311 и след. 1749 Особенно тяжелые подробности приводятся в названном историческом сборнике о сожжении униатами в 1766 году жителя м. Млиева Даниила Кушнера; см. II т. Арх. ю.-з. России, стр. CXXXIX и документы на стр. 382 и 393. Страдания Даниила, Холм. календ. 1885. 1750 Витеб. Стар. т. V, стр. CXVIII. См. о присоединении земель к России в 1772 г., тот же сборник, т. I, стр. 197 107). См. манифест 14 декабря 1795 г. в Вил. Акт., т. IX, стр. 573.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ начинал верить обманщику. Митрополит Гермоген, будучи уже семидесятилетним старцем, начинал тревожиться за все то, чему отдал лучшие годы своей жизни и деятельности. Он, умудренный книгами и опытами, видел в лице самозвванца отраву для Руси, православия и торжество католичества. Действительно, по смерти Бориса, начались такие ужасы, которых не пересказать одним словом. Приверженцы самозванца задались целью уничтожить весь род Годуновых: сына Бориса царя Феодора Борисовича умертвили отвратительным образом. Тело Бориса выкопали из могилы в Архангельском соборе, положили в простой гроб и похоронили в Варсонофьевском монастыре на Сретенке. Но каково было все это переживать митрополиту Гермогену, близко принимавшему к сердцу события, происходившие в Москве. Оно болело своей русской душой, и сохранил мир среди раздора вверенной ему паствы. Когда же вынужден был проявить твердость своих убеждений, то был не уступчив и несокрушимо тверд, так что современники видели в нем непреоборимого пастыря и обличителя мятежников за их христианоборство. Не прельстило Гермогена сенаторское звание, данное ему Лжедмитрием и сидение в сенате (преобразованном из боярской думы) рядом с лжецарем, и не поколебало его глубоких родных убеждений. Он первый из русских архипастырей выступил на защиту православия, обнаружил непоколебимое мужество и самоотвержение, когда зашла речь о женитьбе самозванца на католичке Марине. Лжедмитрий просил благословения венчаться на ней без принятия его св. крещения по-православному. Лжепатриарх Игнатий и другие церковные власти молчали, только один Гермоген смело ответил: «Православному царю непристойно брать замуж неправославную, вводить ее во святую церковь , и строить римские костелы. Не делай так царь. Из прежних русских царей никто так не делал, а ты хочешь сделать!» Его слова поддерживал епископ Иосиф; Гермоген стал требовать оставления католичества и крещения будущей царицы прежде венчания. В противном случае, говорил он, брак будет беззаконным. Эта прямота привела в ярость самозванца, он выслал Гермогена из Москвы обратно в Казань и ему угрожало лишение сана. В какой монастырь ссылался святитель, неизвестно. Между тем, по приказанию царя и лжепатриарха, в Москву прибывали иезуиты, совершали в Кремле латинское богослужение, старались всеми способами распространить в России римскую веру; а царь беспрестанно сносился с папою и с польским духовенством. Разумеется, римские католики были в восторге от успеха самозванца, полагая, что, наконец, достигли цели, к которой так давно и так ревностно стремились. «Святой отец в восхищении от успешных дел Димитрия, – писал к нунцию кардинал Валенти, – и благодарить Бога, Который, среди трудов его, соблаговолил утешить его надеждою видеть обращение московских схизматиков к вере истинной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010