В Малороссии, оставшейся под польским владычеством, положение православных не изменилось. Православные храмы отнимались и передавались униатам. Существует цифра, что в одном 1776 году было отнято 800 церквей. Для управления православными приходами в польских владениях был назначен новый Переяславский епископ Виктор (Садковский), ревностный защитник Православия. В Варшаве намечалось создание церковного управления, независимого от Синода, подчиненного Константинопольскому патриарху, но внутренние неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела ко второму ее разделу (1793 г.). К России вернулись: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась самостоятельная Минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были свобода совести и прав. В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание под водительством Костюшки. В Варшаве за одну ночь было убито более 2.000 русских. В этом же году Варшава была штурмом взята Суворовым. В 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России были присоединены Литва и Курляндия. Австрии досталась Галиция. ...Принцип веротерпимости, положенный в основу политики Екатерины II, позволил католической белорусской епархии быть даже в более выгодном положении, чем православная (католический епископ получал средств в десять раз больше православного). В 1790 году в Белоруссии были учреждены еще три католические епархии. Католические монастыри сохранили свои владения и после того, как православные подверглись секуляризации. Униатская церковь в Белоруссии была устроена в виде Полоцкой архиепископии. ...Поскольку уния все более склонялась к чистому католичеству, то многие униаты готовы были отойти от нее. Нужен был только толчок. В начале марта 1768 года униатские епископы подали королю заявление о возвращении к греко-российской Церкви (после переговоров с императрицей). Епископ Георгий поставил об этом в известность обер-прокурора Мелиссино. Решение задержалось на много лет. Тем не менее, более 130.000 человек возвратилось в Православие, не ожидая формального согласия российского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не оставляли в покое и уже зачисленных учащихся и студентов. Так, 6 ноября 1959 г. Святейший Патриарх в беседе с Карповым жаловался на то, что в Киевской семинарии воспитанников вызывают на беседы и «они приходят измученные, обессиленные» 896 . Контролирующие Церковь инстанции беззастенчиво вмешивались в самый процесс обучения в духовных школах. Например, член Совета Сивенков в докладной записке Карпову писал о недопустимости в кандидатских сочинениях на нравственные темы развивать мысль о долге родителей давать детям религиозное воспитание: «Эти сочинения являются прямым нарушением ленинского декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 897 . Совет практиковал выдворение воспитанников из семинарии из-за бывшего членства в КПСС или комсомоле, за первоначальное обучение в институте, исполнение должности завклуба в сельсовете и т. д., и в том числе, что особенно странно, за несоблюдение установленного церковной властью порядка приема, например за отсутствие рекомендации правящего архиерея. Результатом принятых мер стало резкое сокращение приема абитуриентов в духовные семинарии, что должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель Совета Куроедов рекомендовал Святейшему Патриарху Алексию I закрыть Киевскую, Саратовскую и Ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия; Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала Ставропольская семинария, которую слили с Саратовской, при этом из четырех принадлежавших ей зданий было оставлено одно. Протест Патриархии со ссылкой на постановление Совнаркома от 22 августа 1945 г. о предоставлении Церкви частичных прав юридического лица на приобретение и владение имуществом последствий не возымел. Совет разъяснил, что данное постановление предусматривало исключительно целевое владение имуществом, а поскольку семинария закрывалась, то ее здания, купленные Ставропольской епархией у частных лиц или построенные на свои средства, безвозмездно переходят в государственную собственность; заодно конфисковали и семинарский грузовик. Несколько позже закрыли и Саратовскую духовную семинарию. В том же 1960 г. прекратила свое существование Киевская семинария. Минскую и Волынскую семинарии решили брать измором. В 1960 г. Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, где находилась семинария, отказывая им во временном пропуске. В 1963 г. состоялся последний выпуск – 4 курс окончило 5 студентов, больше семинаристов не осталось, и Минская семинария угасла без официального закрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17) Минская Св. Николая Преображенско-Николаев 19) Могилевская Богоявленское Успенское-Пустынское 21) Московская Св. Петра митрополита Кирилло-Мефодиевское Марии Магдалины 24) Нижегородская Кирилло-Мефодиевское 25) Новгородская Св. Софии 26) Оренбургская Михаила Архангела 27) Орловская Петропавловское 150000 Св. Кукши 29) Пензенская Иннокентиевское Св. Стефана 31) Подольская Св. Алексеевское Св. Михайловское Св. Николая и Ефросиньи Св. Владимира 35) Полтавская Спасо-Преображенское Св. Николаевское Петропавловское Спасо-Преображенское Успенское Христа Спасителя 124460 41) Рязанская Св. Василия 42) С.-Петербургская Св. Сергия и Германа 43) Симбирская Св. Николая 44) Смоленская Преп. Авраамия 45) Ставропольская Андреевское 46) Тамбовская Казанско-Богородичное 100000 47) Тульская Иоанна Предтечи 148640 48) Уфимская Троицкое Св. Андреевское 147000 Крестовоздвиженское Св. Богородицкое 52) Черниговская Св. Михаила Св. Димитрия 54) Ярославская Св. Димитрия 55) Иркутская Св. Кирилла и Мефодия 56) Камчатская Пресвятыя Богородицы 57) Томская Св. Димитрия 58) Туркестанская Казанско-Богородичное 666371 491594 II. Братства, указавшие сумму, на которую ими продано или роздано книг. Местонахождение Наименование Сумма, на которую продано в рублях Сумма, на которую роздано книг и проч., в рублях 1) Владимирская Александро-Невское 2) Вологодская Всемилостивого Спаса 3) Костромская Феодоровско-Сергиевское 4) Литовская Св. Духовское 5) Минская Св. Николая 6) Рижская Св. Николаевское (Эзель) 7) Саратовская Св. Креста 8) С.-Петербургская Пресвятой Богородицы 9) Тамбовская Крестовоздвиженское 10) Тверская Св. кн. Михаила 11) Херсонская Св. Андреевское 12) Холмско-Варшавская Св. Никольское (Замостье) 13) Ярославская Св. Димитрия 14) Грузинская (Баку) Кирилло-Мефодиевское Расходуя ежегодно весьма значительные суммы денег на распространение, а также и на издание полезных книг для народа, братства должны были озаботиться устройством, как центральных, так и окружных книжных складов и библиотек с читальнями при них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 1992 г. в Минске, Заславле и Полоцке состоялись торжества по случаю 1000-летия учреждения Полоцкой кафедры, в которых приняли участие представители 7 Поместных православных Церквей. В 1993 г. широко праздновалось 200-летие Минской епархии. В июне нынешнего года пройдут торжества, связанные с 1000-летием Туровской епархии. Соответствующими деяниями Синода Белорусского Экзархата были причислены к лику святых угодников Божиих: в 1992 г. архиеп. Могилевский и Белорусский Георгий (Конисский), в 1997 г. настоятель Свято-Покровского храма д. Корма Гомельской епархии о. Иоанн Глушкевич (св. прав. Иоанн Кормянский), в 1999 г. прославлены как новомученики 23 клирика Минской епархии, совершавших свое служение и мученически пострадавших в XX в. 2. Возникла острая нужда в большом числе образованных и подготовленных кадров священнослужителей. Для подготовки кадров духовенства с 1989 г. действует Минская Духовная Семинария, расположенная в Жировичском Свято-Успенском ставропигиальном мужском монастыре. При семинарии действует регентская школа. Ряд предметов преподается на белорусском языке, на котором учащиеся также могут писать курсовые и дипломные работы. С 1995 г. начала работу Минская Духовная Академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минске действуют Школа звонарей и иконописная школа. В 1996 г., с благословения Церкви, на минском предприятии «Отменное литье» начали отливать колокола, которые поступают в приходы и монастыри Белорусского Экзархата. При храмах БПЦ действует более 400 воскресных школ. В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске впервые среди стран СНГ был открыт богословский факультет, деканом которого стал Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. С 1995 г. специальность «Теология» получила государственную квалификацию. Факультет теологии ныне преобразован в Институт теологии, который функционирует при Белгосуниверситете, являясь одним из многочисленных проектов Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла». Среди них – строительство Реабилитационного центра, организация ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтений, летнего богословского лагеря, проведение международных конференций, осуществление благотворительных и экологических программ, издательское дело, воскресная школа и др. Центр развивает контакты с ведущими христианскими организациями в СНГ и за рубежом в области образования, социального служения и экологии. Развивая связи между церковными учебными заведениями Поместных Православных Церквей, Патриарший Экзарх в течение последних лет организовывал визиты в Беларусь предстоятелей Русской, Антиохийской, Польской, Украинской, Чешской Православных Церквей, которым в Минской Духовной Академии вручались дипломы Почетных членов.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-b...

Жировичский Успенский ставропигальный мужской монастырь 20 мая 2020 г. 09:34 С Днем рождения, святая обитель! Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю 500 лет Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сегодня сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировицкой иконы Божией Матери. Его история неразрывно связана с историей Беларуси. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь разделил вместе со своей паствой два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. В его стенах в разное время жили выдающиеся церковные деятели, подвижники благочестия и будущие новомученики: митрополит Иосиф (Семашко), священномученик Петр (Полянский), священномученик Гермоген (Долганов), преподобномученик Серафим (Шахмуть)2, митрополит Антоний (Мельников), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и многие другие. Благодаря их молитвенному подвигу и смирению в обители никогда не прерывалось преемство монашеской традиции и духоносного старчества. Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. В начале 1990-х годов в обители возродилась Минская духовная семинария и была учреждена Минская духовная академия, подготовившие новые поколения белорусского духовенства. Отвечая на вызовы времени, монастырь занимается сегодня и социальной работой. Рядом с обителью, в деревне Сосновка, открыт реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Анастасис», а для занятий иппотерапией больным ДЦП детям обитель предоставляет лошадей из своего хозяйства.   Сегодня Жировичский монастырь посещает до 50 тыс. паломников в год, не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Среди молящихся у лика Пречистой Девы, молебны Которой совершаются ежедневно, можно встретить даже представителей других конфессий. И побывав в этом уголке Белой Руси, в сердце сами собой рождаются слова благодарности Богу и Пресвятой Богородице за ту молитвенную радость и благодать, которую испытывает здесь душа. С 500-летним юбилеем, святая обитель!

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

Между тем католическая шляхта, недовольная уступчивостью короля, открыла конфедерацию в городе Баре, которая подняла восстание против короля в защиту привилегий католического населения. Король обратился с просьбой о помощи к правительству России. Восставшие конфедераты развязали террор против православных на Украине. Убивали женщин, детей, стариков, мучили священников и монахов. Ответом на резню конфедератов явилось крестьянское восстание гайдамаков, которые сурово расправились в Умани со своими притеснителями. Екатерина II увидела в восстании гайдамаков не столько дружественное России православное национальное движение, сколько крестьянский бунт и распорядилась подавить восстание. Одновременно фельдмаршалу Румянцеву было приказано, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить и конфедератов. Вожаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турции. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши. В 1772 г. произошел первый раздел. Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России территории униаты массами возвращались сами в православие. В самой Польше в 1770–1780 гг. восемьсот униатских приходов вернулось в лоно Православной Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполитой, была учреждена православная Переяславская епархия. Но притеснения православных в Польше не прекращались. В 1789 г. епископ Переяславский Виктор, утвержденный королем, был схвачен, закован в кандалы и силой доставлен в Варшаву. Многие из священников были вынуждены бежать в Россию. В начале 1790-х гг. в Польше начались новые междоусобные смуты. Образовалась антироссийская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина II опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 г. принял требования России и Пруссии: состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли – Минская область, половина Волыни, Подолье. Тогда же на этой территории была учреждена отдельная Минская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1848 г. в М. е. действовали 32 церковные школы, в которых обучались 562 учащихся, в 1861 г. в 580 школах насчитывалось 8702 учащихся. Число церковноприходских школ сократилось после издания в 1874 г. «Положения о начальных народных училищах», по которому церковные школы стали переходить в ведение Мин-ва народного просвещения и переименовывались в народные училища. К нач. 80-х гг. XIX в. число церковноприходских школ уменьшилось до 114. 1874-2016 гг. 26 сент. 1886 г. при Минской ДС было учреждено Кирилло-Мефодиевское братство для оказания материальной помощи беднейшим воспитанникам. В 1902 г. в братстве состояли 296 чел. В янв. 1904 г. при Пинском ДУ открылось братство в честь Казанской иконы Божией Матери для оказания материальной помощи воспитанникам и для содействия их умственному, религиозно-нравственному и эстетическому развитию. В 1905 г. в Минской семинарии произошел бунт, во время к-рого учащиеся разгромили канцелярию, квартиры ректора и инспектора, устроили пожар в семинарском корпусе. Учеба прервалась на 3 месяца, значительная часть учеников была отчислена. Сложный период семинария пережила в годы первой мировой войны. В сент. 1914 г. большую часть семинарского корпуса занял лазарет духовно-учебных заведений Российской империи им. прп. Серафима Саровского. Уроки проходили в Минском ДУ, в архиерейском доме и в Екатерининской 2-классной церковноприходской школе. В сент. 1915 г. в связи с наступлением нем. армии занятия в семинарии прекратились, имущество было эвакуировано. В дек. 1915 г. учебный процесс возобновился, но проходил нерегулярно. Осенью 1916 г. занятия в разных классах начались в разное время и продолжались для каждой группы по 1 месяцу. Общее число воспитанников составляло 208 чел. с учетом поступивших из др. семинарий. В сент. 1917 г. начало занятий было отложено, в окт. в здании семинарии расположился 1-й Революционный полк им. Минского совета. Занятия возобновились 8 янв. 1918 г., ввиду обстоятельств военного времени учащимся предписывалось привозить с собой продукты; в том же году Минская семинария была закрыта. Среди выпускников семинарии были священномученики еп. Иоанн (Пашин), протоиереи Василий Измайлов , Владимир Зубкович , Владимир Пастернацкий , Иоанн Воронец , Леонид Бирюкович , Михаил Плышевский , Порфирий Рубанович и Сергий Родаковский , священники Валериан Новицкий, Владимир Талюш, Димитрий Плышевский, Иоанн Вечёрко, Николай Мацкевич, первый рус. консул в Японии востоковед И. А. Гошкевич, академики Е. Ф. Карский и В. В. Пашкевич, профессора КДА И. И. Малышевский и В. З. Завитневич , профессора-медики Ф. И. и И. Р. Пастернацкие, писатель и этнограф П. М. Шпилевский, И. П. Боричевский, С. Г. Рункевич и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В нач. июня 1923 г. в Минск прибыл Сергий (Иванцов), решительно начавший проводить в жизнь постановления собора, прошедшего в мае в Москве, в первую очередь о переходе на григорианский календарь в богослужении. Это вызвало волну негодования, мн. верующие в деревнях перестали посещать богослужения. Вскоре Сергий запретил в служении известного минского свящ. Лавра Васюковича, возглавившего действия по срыву выступлений Введенского. БЕУ запретило Васюковича в священнослужении, позже он был выведен за штат. Эти действия не поддержали большинство членов епархиального совета. На съезде духовенства еп. Сергию заявили о том, что, идя на встречу пожеланиям верующих, духовенство отказывается от общения с ним. В праздник Воздвижения Креста Господня Сергий смог войти в собор только с помощью милиции, но провести богослужение ему не удалось, т. к. верующие заперли его в ризнице. Обновленческий епископ распространял лживые сведения о митр. Мелхиседеке, что окончательно оттолкнуло минскую паству от обновленчества. Сергий был вынужден уехать из Минска в Кострому. Кафедральный собор перешел в ведение тихоновского церковного управления. Минская раскольническая община, не имея храма, проводила службы в бывш. покоях игумении Преображенского мон-ря. Сначала во главе общины стоял свящ. Михаил Соколовский, затем свящ. Владимир Соловьёвич. По настоянию минских раскольников обновленческий синод командировал в Минск «епископа» Александра Щербакова в апр. 1925 г., но в окт. следующего года он уехал в Витебск, после чего остался открытым вопрос о регистрации общины. Активные «живоцерковники» стремились провести в Минске учредительный съезд, но их усилия были напрасными. Для исправления ситуации в Москву за рекомендациями отправились прот. Петр Шимкович и секретарь Трусевич. Было принято решение о проведении заседания в сент. 1925 г. в Смоленске. Открыл собрание «архиепископ Смоленский» Алексий (Дьяконов). В Минское ЕУ избрали 5 чел. После обсуждения вопроса о постоянном пребывании епископа в Минске приняли компромиссное решение о том, что «архиепископ» Алексий возглавит Смоленскую и Минскую кафедры.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010