Вологды, на берегу реки Тошни, и поэтому называется также Тошенскою. Празднуется этой иконе 13 августа, а также в неделю Всех святых. Матерь Божия Семистрельная изображена на иконе в величину менее натуральной, без Предвечного Младенца, одна, пронзённая семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. О первом прославлении этой иконы сохранилось следующее сказание: некоему крестьянину Кадниковского уезда, много лет страдавшему общим расслаблением и болезненною хромотой, был сон, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдёт на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец в третий раз помилосердовали о нем и впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашёл святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону омыли от сора и птичьего налёта, покрывавших её. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление. Много прошло после этого времени, об этой иконе опять не было известий, до 1830 года, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегали к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Её иконы, Семистрельную и Семиградскую, обнесли их кругом города в торжественном крестном ходе. Видимо ослабели заболевания, и скоро холера совершенно прекратилась. С того времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных. Живопись на сей иконе весьма древняя, по преданию – около 500 лет, как то подтверждают многие знатоки живописи. Написана она на холсте, наклеенном на доске; живопись прекрасно сохранилась. В Вологде, в приходской церкви преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, находится список с этой иконы, также прославившийся чудесами. 13.08. Минская 80 Минская Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

        " Посмотрите, насколько живо православие в Беларуси. Сколько нас собралось! Посмотрите, сколько сейчас народа идет. Колонна растянулась на несколько километров. Идет несколько тысяч " , - поделился впечатлениями с корреспондентом БЕЛТА руководитель оргкомитета крестного хода Сергей Мелешко. Из Заславля вышли примерно 400 человек, а в Минске присоединились несколько тысяч верующих. Сергей Мелешко признался, что сейчас, когда крестный ход завершился, сердце наполняет тихая радость. Он отметил, что было нелегко. " Вечером приходим к месту ночлега, некоторые люди даже до трапезы дойти не могу. И думают, как они завтра пойдут. И начинается молитва, начинаем идти и эти люди вновь идут до вечера. Вечером умирали, а утром воскресали и шли дальше " , - сказал он. Второй день оказался самым сложным: верующие прошли 46 км.         Очень большую поддержку участникам шествия оказал приезд митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В четвертый день молитвенного шествия, 22 августа, владыка возглавил крестный ход, пройдя с верующими несколько километров. Крестный ход начался 19 августа в праздник Преображения Господня от Свято-Успенского Жировичского монастыря. Крестоходцы за восемь дней посетили 18 храмов в четырех епархиях и прошли около 250 км.     В Минске сегодня, в День обретения Минской иконы Божией Матери, проходят торжества, приуроченные к празднованию 1030-летия православия на белорусских землях и Году исторической памяти. Для гостей праздника среди прочего будут работать выставка-ярмарка " Кладезь " , мастер-классы народных ремесленников, фотовыставка " Связь времен " к 1030-летию православия на белорусских землях (Верхний город). Всем желающим будут предложены обзорные экскурсии по историческим местам города " Минск православный " .   Организаторы торжеств - Минская епархия Белорусской православной церкви, Свято-Елисаветинский женский монастырь, Минский городской исполнительный комитет.   Минская икона Божией Матери - одна из главных и наиболее почитаемых православных святынь белорусской земли, согласно преданию была обретена в 1500 году на водах Свислочи. С тех пор икона неотлучно пребывает в Минске. Прихожане всегда относились с большим благоговением к святому образу, сумели сберечь его во время гонений на веру и в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где и находится по сей день.-0-

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

В 1918-1919 гг. были закрыты все духовные уч-ща М. е.: женские Минское и Паричское, мужские Минское, Слуцкое и Пинское (последнее, упраздненное после закрытия поляками в 1919 пинского Богоявленского муж. мон-ря, в нач. 20-х гг. XX в. возродилось на краткое время как псаломщическая школа для новообразованной Полесско-Пинской епархии, но позже было закрыто под давлением польск. властей), прекратила работу 2-классная псаломщическая школа при Минском архиерейском доме. В период немецко-фашистской оккупации в Минске были открыты пастырские курсы. Возрождение духовной школы в Белоруссии стало возможно в 40-х гг. XX в. По постановлению СНК СССР от 23 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось организовать на территории Белоруссии богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения для 25-40 чел. Минский архиеп. Василий (Ратмиров) поручил свящ. Виталию Боровому сформировать и 25 нояб. 1945 г. открыть на территории Жировицкого мон-ря богословско-пастырские курсы, ректором которых стал архим. Митрофан (Гутовский), о. Виталий был назначен инспектором. Первый набор составил 12 чел. пожилого возраста, зачисленных после собеседования, без вступительных экзаменов. В 1947 г. Минский архиеп. Питирим (Свиридов) преобразовал курсы в Минскую ДС, ректором остался архим. Митрофан, в 1953 г. ставший викарием М. е. В 1953-1956 гг. ректором был прот. Иоанн Сокаль (впосл. еп. Иннокентий), в 1956-1963 гг.- архим. Антоний (Мельников). Условия жизни в семинарии в первые годы были непростыми: тесные помещения, скудное питание. Со временем для нужд семинарии на средства Патриархии возвели одноэтажный, затем 3-этажный корпус. Преподавательскую корпорацию Минской ДС составили выпускники дореволюционных ДА, богословского фак-та Варшавского ун-та 30-х гг. XX в. и выпускники возрожденных в советское время духовных академий. Учебный комитет при Синоде неоднократно указывал др. духовным школам, что педагогический процесс в них должен быть налажен по образцу Минской ДС. В период антирелиг. кампании, начавшейся в 1958 г., Минская семинария стала испытывать серьезные материальные сложности и все более усиливающееся давление гос.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Приложение к 649 Алфавитный список духовенства, членов IV Государственной Думы 845 По состоянию на 28 ноября 1912 г. Имярек, церковный сан От какой губернии (города) избран Пермская 2. Альбицкий о. Александр Нижегородская Воронежская 4. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский Г. Одесса Пермская 6. Борзаковский о. Иоанн Черниговская 7. Вельский о. Александр Нижегородская Бессарабская 9. Будилович о. Александр Седлецкая и Люблинская Пермская 11. Гвоздев о. Иоанн Вологодская 12.Гепецкий о. Николай Бессарабская Гродненская 14.Дроздовский Иоанн, священник. Полтавская 15.Евладов о Венедикт Оренбургская 16.Зверев о. Петр Орловская 17. Знаменский о. Михаил Тульская 18.Караваев о. Иоанн Вятская 19. Карпинский о. Иоанн Волынская 20. Крылов о. Симеон Самарская 21. Лаукайтис о. Иосиф Сувалкская 22. Лачинов о. Михаил Тамбовская 23. Лентовский о. Владимир Пензенская 24. Лотоцкий о. Анания Волынская Орловская 26. Маньковский о. Григорий Подольская 27. Мацеевич о. Станислав Виленская 28. Медведков о. Сергий Симбирская 29. Мешковский о. Алексий Курская 30. Митроцкий о. Михаил Киевская 31. Населенко Памфил, священник Киевская 32. Немерцалов Вениамин, священник Самарская Волынская 34. Околович о. Константин Минская 35. Ольховский Федор, священник Витебская 36. Остроумов о. Стефан Рязанская 37. Покровский о. Павел Орловская 38. Попов Владимир, протоиерей Подольская 39. Попов о. Димитрий Вологодская Вятская 41. Попов о. Тихон Воронежская 42. Рудич о. Калинник Подольская 43. Смирнов о. Александр Казанская 44. Спасский о. Владимир Курская 45. Станиславский о. Алексий Харьковская 46. Сырнев о. Сергий Вятская 47. Трегубов о. Александр Киевская 48. Филоненко Феодор, протоиерей Подольская 49. Юзьвюк о. Владимир Виленская 50. Якубович о. Вячеслав Минская ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 572. Л. 125, 5758. Машинопись. Подлинник; Справочный листок Государственной думы. СПб., 1912. 7. С. 26; 8. С. 413. 650. Обращение Петроградского, столичного духовенства к народу 48 марта 1917 г. Православное петроградское духовенство обращается с призывом: в эти великие дни желанного и выстраданного народом политического обновления всем гражданам Российского государства следует объединиться с новым правительством, избранным Государственной Думой, и всеми силами и средствами ему содействовать. В этом быстром и всеобщем объединении единственный путь, с Божией помощью, к прочному умиротворению взволнованной страны и верный залог победы над внешним врагом. Православные русские люди, не медлите исполнить ваш священный долг перед Родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два года у власти уже не было Хрущева. Начиналась ранняя духовная весна ХХ века. Как ростки подснежников в мерзлой почве, в глубинах народа поднимались те, кто сохранил в душах веру и остался христианином в годы борьбы зла с Добром. Сегодня – совсем другое время. Мы открыто исповедуем Бога и признаем себя ведомыми и покрытыми Его святым Промыслом. «Вот, идут, идут – инвалиды и здоровые, вдовцы и вдовицы, сироты, разные-разные, просят помолиться...» – словно слышится голос матушки Валентины и сегодня. С отходом матушки Валентины в вечность ничего не изменилось. Люди идут к ней на могилку. С дороги на Дзержинск хорошо видно, как течет людской ручеек к этому чистому источнику благодати на кладбище у деревни Коски. Едут к ней организованными автобусами, каждое воскресение, в любую погоду, идут крестным ходом паломники … Она приглашала к ней приходить и обещала свою помощь. Нет счета исцелениям, устройству бытовых, служебных дел, помощи в семейных неурядицах, полученных на этой святой могилке. Но это – совсем уже другая книга, которая обязательно будет написана. «Господь даровал нам еще один светильник благочестия в сонме угодников Божиих», – с такими словами обратился к верующим митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, во время церемонии канонизации новой белорусской святой. Матушку Валентину канонизировали как местночтимую святую. Теперь число белорусских святых достигло 55-ти. Валентина Минская – первая в истории Белорусской православной церкви, причисленная к лику святых в чине блаженной. Решением Святого Синода Белорусской православной церкви празднование церковной памяти блаженной Валентины Минской установлено по юлианскому календарю 24 января (6 февраля) – в день ее кончины и в день Собора белорусских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Святая блаженная мати Валентина, моли Бога о нас! 1 Граф Эмерик-Захарий-Николай-Северин фон Гуттен-Чапский был видным российским вельможей. Участник Крымской войны 1854 года, был Новгородским вице-губернатором, Санкт-Петербургским вице-губернатором, камергером императорского Двора, председателем Тюремного комитета и Лесного комитета Министерства государственных имуществ Российской империи при Александре II. В 1879 году из-за разногласий с императором ушел в отставку и обосновался в родовом имении Станьково. Будучи католиком, выстроил несколько православных храмов..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возможность возрождения Духовного образования появилась после 1943 года. Новая духовная школа началась в форме пастырско-богословских курсов и богословского института. Вскоре «под руководством митрополита Ленинградского Григория (Чукова) был разработан план перехода на традиционную систему духовного образования. Предполагалось преобразовать богословский институт в духовную академию, а богословско-пастырские курсы в духовную семинарию. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения должна была в целом повторить старую академию. В отличие от дореволюционной семинарии, соединявшей в себе общеобразовательную среднюю школу с богословско-пастырской, новая не ставила цели давать своим воспитанникам полное среднее образование. Обучение в духовной семинарии и академии были рассчитаны на четыре года». 494 15 июля 1946 года пастырско-богословские курсы в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе были преобразованы в духовные семинарии. 31 августа 1946 года Московские духовные школы были преобразованы в Московские Духовную академию и семинарию. В этом же году открылась Ленинградская Духовная академия. 495 Однако во время хрущевских гонений на Церковь с 1960 по 1965 год началось закрытие духовных школ. Окончательная расправа с семинариями начинается в 1960 году. Дела о духовных учебных заведениях заведенные за 1960 год полны постановлений руководителей Совета по делам РПЦ о недопущении того или иного кандидата в семинаристы уже после их принятия семинарским начальством. В 1960 г. закрывается Ставропольская духовная семинария, что было довольно нелогично. Этому акту предшествовала пропаганда в печати – с доносами, с письмами колхозниц, работников швейной фабрики, группы студентов университета – против Саратовской, а не Ставропольской семинарии. И вдруг в 1960 году закрывается не маленькая Саратовская семинария, а гораздо большая и более благоустроенная Ставропольская, официально сливавшаяся с Саратовской. При этом Ставропольская семинария имела 4 здания, купленные у частных лиц и построенные Церковью, за что епархия уплатила 1 300 888 рублей. Теперь власти отобрали 3 из 4 зданий. В том же 1960 г. закрылась Киевская и немного позже Саратовская семинарии. 496 Минскую и Волынскую семинарии решили брать измором. В 1960 году Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, где находилась семинария, отказывая им во временном пропуске. В. 1963 г. состоялся последний выпуск – 4 курс окончило 5 студентов, больше семинаристов не осталось, и Минская семинария угасла без официального закрытия. К 1965 году Волынская духовная семинария прекратила свое существование. 497

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси гонения практически прекратились. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году. В 1990-х годах Жировичский Успенский монастырь посетил потомок того самого Александра Солтана, которому пастушки 550 лет назад принесли явленную в ветвях дикой груши икону Богородицы. По молитвам к Божией Матери происходят от Неё чудесные исцеления. В монастыре ведётся летопись с записями Её благодатной помощи. Люди благодарят Божию Матерь за исцеление от различных недугов, в том числе и онкологических заболеваний. Известно также огромное количество примеров помощи супружеским парам в разрешении от бесплодия. Одно из доказательств Покрова Божией матери над Своей обителью - события Великой Отечественной войны. За всё время на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, хотя храмы с куполами и крестами были хорошо заметны с воздуха. Согласно народному преданию, когда советское командование в 1944 году отдало приказ уничтожить монастырь, поскольку он был стратегически важным объектом, никто из лётчиков не смог его найти. Они летали над местом, где на картах был отмечен монастырь, но не видели его. Монастырь обстреливали артиллеристы, предполагая, что на колокольнях находятся немецкие снайперы, но ни один выстрел не достиг своей цели, хотя вокруг монастыря были воронки от снарядов. Чудотворная Жировичская икона Пресвятой Богородицы пребывает в Успенском соборе, в первом ряду иконостаса, справа от Царских врат, где она доступна для поклонения верующих. К юбилею в монастыре, благодаря государственной инвестиционной программе, сделан капитальный ремонт первого братского корпуса. Это самое древнее монастырское здание середины XVIII века. Реконструировано здание колокольни. Проведён косметический ремонт в Успенском соборе с восстановлением утраченных резных позолоченных деталей в иконостасе. Россией в дар монастырю передана звонница из 12 колоколов, отлитых воронежскими мастерами. На большом колоколе (4,5 тонны) отлиты слова: " Попечением презиента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко " .

http://sobory.ru/article/?object=09617

В отличие от России, власти Беларуси никак не ограничивали посещение богослужений; все указания носили рекомендательный характер. Но людей на службах стало намного меньше, а сами богослужения (в особенности на Страстной седмице) были сокращены. В брестской церкви Рождества Христова, куда я ходил с супругой на пасхальную службу, молящихся было, наверное, раза в два меньше, чем год назад. Кстати, это был один из храмов, где на ночной Литургии строго соблюдались санитарные нормы, в том числе правила причащения (лжица протиралась после каждого причастника). Правда, число молящихся не позволяло соблюдать социальную дистанцию, но всем прихожанам у входа раздали медицинские маски. Мера, конечно, строгая и в чем-то необычная (если сопоставить со всеми прошлыми годами), но, думаю, вполне оправданная. К сожалению, эпидемиологическая ситуация в Беларуси продолжает ухудшаться: решение властей отказаться от всеобщего карантина всё-таки дает о себе знать, число заболевших стремительно растет. Закрыты на карантин некоторые известные монастыри (например, Жировичский в Гродненской области), а также духовные школы – Жировичская (Минская) семинария и Минская духовная академия. Среди моих знакомых – верующих людей – тяжело заболели несколько человек, попав в больницы с воспалением легких. Но тесты на COVID-19 делают далеко не всем, поэтому реальные масштабы эпидемии остаются неизвестными. Отрадно, конечно, что в этой непростой обстановке у жителей Беларуси, в отличие от многих россиян, осталась возможность бывать в храмах, молиться и причащаться. Отрадно, что опасность вируса понимают многие члены Синода БПЦ, призывая ко вполне адекватным и необходимым мерам при совершении богослужений, Таинств и обрядов. Но печалит другое: парадоксальные, не всегда внятно объяснимые шаги светской власти. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юлия 14 июня 2020, 18:38 Если бы у нас в Беларуси приняли адекватные меры - карантин - и закрыли бы церкви, возможно, моя мама была бы жива... Дмитрий 1 июня 2020, 09:53

http://pravoslavie.ru/130793.html

420 На другой же год по воссоединении униатов стали перечислять церкви из одной епархии в другую и начали к униатским епархиям, по возможности, применять правило, соблюдаемое по отношению к древлеправославным, чтобы пределы епархии совпадали с пределами губерний и чтобы архиереи имели пребывание в губернском городе. Поэтому отчислены были от литовской епархии к минской – церкви, состоящие в Минской губернии, а от минской к литовской – находящиеся в Гродненской губернии и Белостокской области; от белорусской к минской – церкви, состоящие в Минской губернии; от белорусской к литовской – церкви Виленской губернии; далее – от белорусской к могилевской – церкви, находящиеся в Могилевской губернии, и, наконец, от могилевской к полоцкой (или белорусской) епархии – церкви Витебской губернии. 421 Таким образом, в 1840 году были организованы и устроены четыре западные епархии, состоявшие почти исключительно из воссоединенного из унии народонаселения, именно: литовская, полоцкая, минская и могилевская. Первая из них была образована из губерний Виленской и Гродненской и области Белостокской, получила в иерархическом порядке 2-й класс и заняла место после херсонской; архиерею её Иосифу присвоено название архиепископа литовского и впленского; местопребыванием ему назначена Вильна; Свято-Троицкий виленский монастырь, возведенный в первый класс, отдан в распоряжение литовского архиепископа, как священно-архимандрита монастыря. 422 Полоцкая епархия ограничена была пределами Витебской губернии; она была оставлена в 3-м классе, архиерей её получил название полоцкого и витебского, вместо белорусского, как назывался до воссоединения униатский архиерей, и вместо полоцкого и виленского, как назывался древлеправославный. 423 Минская епархия ограничена была пределами Минской губернии, архиерей её, вместо прежнего названия минского и гродненского, получил наименование минского и бобруйского. При этом произошла также перемена и в викарных архиереях: так как у литовского архиерея, по указу 1828 г., положено быть двум викарным епископам, из коих один именовался брестским, а другой пинским, а между тем, по новому распределению границ западных епархий, Пинск вошел в состав епархии минской и следовательно викарий литовского архиепископа носил бы имя, взятое от города другой епархии, что было бы несообразно с каноническими правилами, то, для устранения этого, оставлен был до времени при литовском архиепископе один викарий с названием брестского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010