С 90-х гг. XX в. начался новый этап в правосл. церковной архитектуре М. е. В объемно-пространственной композиции мн. храмов были продолжены традиции ретроспективного стиля, основанные на использовании форм и элементов древнерус. зодчества, напр. владимирской архитектуры XII в. (ц. прп. Евфросинии Полоцкой в Минске, 1990-1995; ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске, нач. 90-х гг. XX в.), московской архитектуры XVI в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Крупцах в Минске, 2005-2007; ц. Св. Духа в пос. Гатово Минского р-на, 1999-2005). Минские храмы-памятники в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1996-1998) и во имя Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших (1996-2008; входит в комплекс Дома милосердия) - примеры использования традиций шатрового зодчества. Минская ц. Св. Троицы в Севастопольском парке (2000-2009) напоминает образцы церковного зодчества Русского Севера, храмы Оптинских старцев в микрор-не Малиновка (2003) и свт. Николая Чудотворца в микрор-не Шабаны (90-е гг. XX в.) продолжают традиции полесской школы деревянного зодчества. Архитектура храма свт. Николая Чудотворца в микрор-не Сокол в Минске (2004) повторяет ретроспективно-рус. стиль 2-й пол. XIX в. Предпринимаются также попытки синтеза древней строительной традиции и современных стилевых направлений (ц. в честь Минской иконы Божией Матери в Минске, 1994-2000; ц. прп. Иоанна Рыльского, 2000; ц. прав. Софии Слуцкой в Минске, 2000-2007; ц. Св. Духа в пос. Самохваловичи Минского р-на, 1993-1999; ц. в честь Державной иконы Божией Матери в минском Елисаветинском мон-ре, 1999-2004). В совр. деревянном зодчестве также интересны опыты создания оригинальной композиции (ц. Воздвижения Креста Господня в дер. Королёв Стан Минского р-на, 2000-2007; ц. Рождества Христова в дер. Новоселье Минского р-на, ок. 2002; и др.). Мн. существующие, строящиеся и проектируемые храмы являются частью цельного архитектурно-художественного ансамбля минского Дома милосердия (1995-2002, архит. Л. Н. Погорелов), в основе плана к-рого лежит очертание Евфросинии Полоцкой, преподобной, креста - национального символа Белоруссии. В верхнем конце креста возведена домовая ц. во имя праотца Иова, ее интерьер украшен росписью, отражающей историю правосл. Церкви на территории Белоруссии в ликах ее святых и правосл. храмах Минска.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

10 окт. 1978 г. на Минскую кафедру был назначен митр. Берлинский и Среднеевропейский Филарет (Вахромеев) , Патриарший экзарх Средней Европы, с приходом которого началась активизация жизни М. е., а затем и ее полномасштабное возрождение. Несмотря на недовольство местных чиновников, митр. Филарет использовал все возможные поводы для посещения даже самых удаленных приходов, где совершал богослужения. Сразу же после вступления на Минскую кафедру митр. Филарет начал решать кадровую проблему, выдавал рекомендации и направления всем желающим учиться в духовных школах. В результате число учащихся в духовных школах РПЦ из Белоруссии увеличилось в неск. раз. Архиерей рукополагал в священный сан людей, много лет служивших псаломщиками или певших в хоре, но не имевших духовного образования. Он ежегодно собирал рукоположенных за истекший год священников в Жировицком монастыре и проводил с ними краткосрочные пастырские курсы, привлекая к преподаванию священников, получивших высшее духовное образование. В храмах республики был возобновлен колокольный звон. В 1980 г. во епископа Пинского, викария М. е., был рукоположен архим. Афанасий (Кудюк) , благочинный Жировицкого мон-ря. В апр. 1984 г. было установлено празднование Собору Белорусских святых (в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), 4 апр. 1987 г. в новопостроенном здании Минского ЕУ был освящен домовый храм в честь Собора Белорусских святых. Ежегодно в Жировицком мон-ре под председательством митр. Филарета стали проходить встречи-семинары духовенства, на к-рых обсуждалась идея возрождения духовной школы в Белоруссии. В 1981-1989 гг. митр. Филарет был председателем ОВЦС. Частые визиты в М. е. иностранных гостей способствовали ослаблению давления властей на Церковь и предотвращали попытки закрыть храмы в епархии. В рамках межхрист. контактов в мае 1982 г. в Минске состоялась Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В 1988 г. в М. е. прошло празднование 1000-летия Крещения Руси. К этому времени в БССР осталось 369 действующих православных храмов. С 1989 г. шло активное возрождение церковной жизни. Из М. е. были выделены епархии: Полоцкая, Пинская, Могилёвская (1989), Гомельская, Брестская (1990), Новогрудская, Гродненская (1992), Туровская, Витебская (1992), Борисовская (2014), Молодечненская (2014), Слуцкая (2014). В 1989 г. был учрежден Белорусский Экзархат, объединивший все епархии на территории Белоруссии, в 2014 г. была создана Минская митрополия , объединившая епархии в границах Минской обл.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Молодежные братства М. е. стали инициаторами создания Объединения православной молодежи Беларуси. Осуществляется миссионерское служение в Вооруженных силах, духовное окормление людей, находящихся в заключении. Свящ. Гордей Щеглов Святыни и крестные ходы в М. е. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Особо почитаются чудотворные иконы Божией Матери: Минская (с 1945 в минском Свято-Духовском кафедральном соборе), Раковская (в Преображенском храме в пос. Раков Воложинского р-на), Ново-Сверженская (оригинал не сохр., копия находится в Успенском храме в дер. Нов. Свержень Столбцовского р-на), список Крупецкой иконы (в Покровском храме бывш. с. Крупцы, ныне в черте Минска), чтимые списки Жировицкой иконы, из к-рых до 1917 г. прославился чудесами образ в Ляданском Благовещенском мон-ре. В качестве местночтимых известны образы Пресв. Богородицы Старчицкий (ныне в дер. Октябрь Солигорского р-на) и Горбацевичский (в с. Горбацевичи Бобруйского р-на). В 2012 г. была прославлена Забельская чудотворная икона Божией Матери в Рождество-Богородичном храме в с. Греск Слуцкого р-на. До 1917 г. были местночтимыми иконы Божией Матери: Клецкая (в Воскресенском храме в Клецке), Логойская (из упраздненного мон-ря в Логойске), Велятицкая (в Преображенском храме в с. Велятичи), Каменская (в Преображенском храме в с. Камено), Казимировская (в Успенском храме мест. Казимирово), Дудичская (в Покровском храме в с. Дудичи), Оссовская (в Преображенском храме в с. Оссов). Привлекал паломников почитаемый образ свт. Николая Чудотворца в Николаевском храме в с. Песчанка Минской губ. (ныне Пуховичского р-на Минской обл). В 50-60-х гг. XX в. почитались св. источники в селах Зембин Борисовского р-на, Горно Плещеницкого р-на, Доросино Любанского р-на, Пахомово Вилейского р-на, Раков Воложинского р-на, Острово Молодечненского р-на. В 1960 г. в с. Острово источник, расположенный рядом с церковью, был засыпан торфом по указанию областного уполномоченного СД РПЦ, в нач.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

  28 мая – 02 июня г Москва, ПКиО «Сокольники» Фестивальная площадь, временный павильон       17.      Свято-Елисаветинский женский монастырь в г.Минске, Минская епархия, Белорусская Православная Церковь МП «Кладезь» в рамках духовно-просветительской программы «Единая Вера – единая Русь Святая»    православная выставка-ярмарка изделий мастерских   Свято-Елисаветинского женского монастыря     31 мая – 13 июня   г. Москва,  Центр московского долголетия «Бибирево» СВА (территория перед Центром)     ул. Пришвина, д.12, кор.2     20. 1    Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минске,     Минская епархия,   Белорусская Православная Церковь МП «Кладезь» в рамках духовно-просветительской программы    «Единая Вера – единая Русь Святая»    православная выставка-ярмарка изделий мастерских   Свято-Елисаветинского женского монастыря   05 – 11 августа г. Москва, ООО «ВДНХ», Павильон 18 «Республика Беларусь»         21.   ООО «Ставрос»      Православная ярмарка и православный фестиваль «Артос»   20 – 25 августа г Москва, ПКиО «Сокольники»   Фестивальная площадь, временный павильон        23.          ООО «Покровский выставочный центр» (ИП «Егоров М.В.»)   «По завету князя Даниила» православная ярмарка   07 – 12 сентября г. Москва ТЦ «РМ», 1-я Останкинская ул., д. 55        2 5.   ООО «ВК София»   «Звон колоколов» православная ярмарка    24 – 29 сентября г. Москва ТЦ «РМ»,   1-я Останкинская ул.,                 д. 55        28.   ООО «Ставрос»     Православная ярмарка и   православный фестиваль «Артос»   08 – 13 октября г Москва, ПКиО «Сокольники»   Фестивальная площадь, временный павильон          29.          ООО «ВК София»   «Звон колоколов» православная ярмарка    22 – 27 октября г. Москва ТЦ «РМ», 1-я Останкинская ул., д. 55       30.    АНО «Центр содействия церковному искусству во имя св. Филарета Московского», при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив,  РАХ, МСХ   «Видеть и слышать» Фестиваль  православного искусства      27 октября – 04 ноября   г. Москва,

http://gymnasia-radonezh.ru/museum

09(22).11.1933–1934: Антоний Панкеев 1934–1942: 09(22).06.1942–1943: Панкратий Гладков Белгородская (григ.) Иероним Борецкий Алексий Белгородская (обн.) 05(18).06.1924–12(25).01.1925: Николай Рубцов 14(17).07.1925–29.08(11.09).1925: Адриан Компанийцев 1925–1930: 1930–06(19).03.1931: Алексий Щербаков 06(19).03.1931–04.1931: Димитрий Крылов 11(24).03.1931–21.06(04.07).1931: Иоанн Симонов 07 .1931–02.1932: Викентий Никипорчук 02 .1932–03.1933: Алексий Щербаков, паки Белебеевская 22 .07(04.08).1924–1924: Пётр Савельев Белевская 05(18).04.1920–02(15).01.1923: Игнатий Садковский 1923–1935: 09(22).05.1935–12.1937: Никита Прибытков Белевская (обн.) 1934–: Арсений Краснов Белокопытская 1926–: Макарий Звездов Белорусская см. Минская Белорусская (обн.) см. Минская (обн.) Белостокская 03(16).06.1907–1924: Владимир Тихоницкий 1924–1945: 1945–09(22).06.1948: Тимофей Штретер Белоцерковская 1921–1924: Димитрий Вербицкий Белоцерковская (обн.) 1924–03.1926: Павел Циприанович 1926–1926: Владимир Дубчук 1926–1928: Иов Сахновский 10 .1928–1934: Павел Циприанович, паки Белоцерковская (укр.) Владимир Бржосновский Георгий Тесленко – 1942: 11(24).05.1942–09(22).07.1942: Мануил Тарнавский Белыничская (белор.) 1923–1927: Николай Судзиловский Белыничская (обн.) 1925–1926: Гавриил Свидерский Бельская 03(16).04.1916–19.08(01.09).1917: Серафим Остроумов 1917–1921: 17(30).04.1921–1922: Сергий Королев Бельская (обн.) 31 .03(13.04).1924–1928: Николай Строганов 1928–1930: 16(29).01.1930–04(17).09.1935: Димитрий Селезнёв Бендерская см. Белгород-Днестровская Бердичевская (обн.) 1922–: Александр Чехановский 1924–1934: Александр Чекановский, паки 1925–1925: Андрей Одинцов –1935: 08 .1935–27.01(09.02).1938: Мелетий Фомин Бердичевская (укр., окк.) 26 .11(09–12).1941–1942: Леонтий Филиппович Бердянская (обн.) 10 .1924–02.1925: Михаил Митрофанов 03 .1925–06.1925: Михаил Митрофанов, паки Березовская 16(29).07.1917–1923: Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14).08.1923–10(23).07.1924: Иоанн Братолюбов Берлинская и Германская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Антиох. – правила Антиохийского Собора (341 г.) Ап. – правила святых Апостолов ББИ – Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея Василия Вел. – правила святителя Василия Великого Гангр. – правила Гангрского Собора (ок. 355 г.) Двукр. – привила Двукратного Собора (861 г.) ЖМП – Журнал Московской Патриархии Изд. – Издательство Карф. – правила Карфагенского Собора (419 г.) 285 Лаод. – правила Лаодикийского Собора (ок. 343) ЛДА – Ленинградская духовная академия МинДА – Минская духовная академия МДА – Московская духовная академия МинДС – Минская духовная семинария ПСТБИ– Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет пэ – Православная Энциклопедия РПЦЗ – Русская Православная Церковь Заграницей РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата РСХД – Русское Студенческое Христианское Движение РХД – Русское Христианское Движение РЮО – Республика Южная Осетия Сердик. – правила Сердикийского Собора (343 г.) Соф. – правила Софийского Собора (861 г.) ССПЦ – «Свободная Сербская Православная Церковь » Трулл. – правила Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) Собора (691–692 гг.) УАПЦ – «Украинская Автокефальная Православная Церковь » УПЦ КП – «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» УПЦ МП – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата PG – Patrologia Graeca PL – Patrologia Latina SC – Sources Chrétiennes. 1 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 2002. – С. 88; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1917–1997: В 2-х ч. – Ч. 2. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 161. 2 Глубоковский Н.Н. Указ. соч. – С. 89; Добромыслов В.П. Макарий Булгаков , митрополит Московский как расколовед: В 2-х ч. – Ч. 1. – Рязань, 1900. – С. 1–101; Кузоро К.А. Преподавание истории и обличения церковного раскола на миссионерских отделениях духовных академий и семинарий второй половины XIX – начала XX вв.: по архивным данным/Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции (21–23 ноября 2009 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2009. – С. 43–48; Синицына Н.В. К истории раскола последней трети XVII в. (Соловецкое и Московское восстания)/ Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. Кн.7. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 501; Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный: сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века. – М.: ПСТГУ, 2007. – С. 252–253.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

С новыми областями Минская епархия могла разрастись до необыкновенных размеров. По своей территории и числу церквей она превосходила бы все тогдашние русские епархии. Минская епархия и без того оказывалась в исключительных условиях, а по территории, числу церквей и внутренней жизни представляла собой ненормальное явление. Она требовала от епископа Виктора необыкновенной энергии. При всей энергии и знании дела он, однако, не мог справиться со всеми делами по своей епархии, касавшимися, главным образом, воссоединения униатов, о чем сам доносил Св. Синоду. Правительство вполне понимало положение епископа Виктора. Поэтому Императрица лично назначила особую «комиссию» для выработки мер «к лучшему успеху дела воссоединения». Комиссию составили митрополит новгородский Гавриил (Петров), канцлер граф Александр Андреевич Безбородко и генерал-губернатор Минской, Изяславской и Брацлавской губерний Тимофей Иванович Тутолмин. Комиссия обратила свое внимание на епархиальное устройство областей, отошедших от Польши к России, где шло воссоединение униатов. Имея в виду множество церквей Минской архиепископии, она сначала предполагала определить в Изяславскую губернию только викария Киевской митрополии «для удобнейшего исполнения церковных дел на месте». С таким мнением не согласился митрополит Гавриил. «В рассуждение весьма обширного расстояния новоприсоединенных мест, простиравшегося от Курляндии до Волыни и по другую сторону по Днепру в Подолию», он находил необходимым дать особого викария минскому архиепископу. Перевод Киевского викария в Подолию он считал невозможным в виду того, что в Киевской епархии, «яко не малочисленной церквами», при слабом здоровье Киевского митрополита необходим постоянный викарий, который жил бы в Киеве без отлучки. При дальнейшем обсуждении вопроса Комиссия выработала сложный проект, которым, между прочим, из наличного состава Минской епархии выделялась одна самостоятельная епархия и учреждалось особое викариатство Минской епархии. Местная кафедра второго класса, степенью под Новгород-Северской, проектировалась для Брацлавской губернии с титулом для архиерея «брацлавский и подольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 60-х гг. XX в. была предпринята попытка научной реставрации иконы, в 1968 г. икона была укреплена. В 1991-1992 гг. по благословению митр. Филарета реставратором П. Г. Журбеем была выполнена консервация образа с расчисткой поздних неумелых поновлений и с воссозданием утрат слоев XVII-XIX вв. (записи в дневнике работы Журбея см.: Солодкина Л. Путь жизни//500-летие явления Минской иконы Божией Матери. Мн., 2000. С. 45-55). Произведенное в ходе работы рентгенологическое исследование иконы показало наличие древней живописи. «На снимках выявлены два ранее написанных лика Божией Матери. Расположение и очертание глаз не совпадают; не совпадают также расположение и очертание носа, губ, подбородка… Лик сдвинут левее, что придает правильность и округлость форме древней прориси» (Там же. С. 54, под 18 марта) ; «…рентген… выявил значительную сохранность первого слоя… не тронуты Лики Божией Матери и Младенца Христа, а также Их руки. Древняя живопись находится под темной олифой, благодаря чему сохранилась… » (Там же. С. 55, под 11 апр.). По итогам исследования иконы были сделаны 2 реконструкции ее первоначального облика (авторы Журбей и П. А. Жаров), которые послужили основой для создания «списков» М. и., напр., иконы для храма-часовни в честь Минской иконы Божией Матери в Минске. Несмотря на то что изображение М. и. не представлено в лицевых Сводах икон Божией Матери XVIII-XIX вв., даже в широких по составу икон вариантах (напр., на гравюре Е. Н. Долгова со 160 образами Пресв. Богородицы - см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1218. С. 483-485), можно говорить о локальном распространении списков чудотворного образа в кон. XVII-XVIII в. Такие черты иконографии, как наличие державы в левой руке Богомладенца, а также Его облачение в виде светлого перетянутого в поясе хитона и темного гиматия, позволяют относить к вариантам М. и. иконы Божией Матери «Одигитрия Минская» из с. Вербовичи Наровлянского р-на Гомельской обл. (резная; кон. XVII в., хранилась в Белорусском Гос. музее, утрачена в нач.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

Минская епархия, при её образовании в 1793 году, была поставлена высочайшим указом «по штату во втором классе» 1756 . По этому штату, имевшему высочайшее утверждение с 1764 года, для епархии второго класса полагалось: при архиерейском доме – эконом, духовник, два крестовых иеромонаха, ризничий – он же и казначей, при нём копиист; два иеродьякона, два келейника и до шестидесяти человек «дворовых людей»; при кафедральном соборе: протопоп, ключарь, три священника, протодьякон, два дьякона, два иеродьякона; в штатном монастыре: восемь поддьяков первой станицы, восемь второй и восемь третьей, два псаломщика, два пономаря, четыре звонаря, три сторожа и одна просвирня; число монашествующих не было определено. Каждое из указанных лиц пользовалось правом получать известное определённое содержание. Вся сумма, отпускавшаяся из казны для епархий второго класса – 5,500 рублей, распадалась по расходованию на следующие группы: 1) архиепискому жалование 2,200 р.; 2) его домовый штат – 212 р. и собор 420 р.; 3) низший монастырский штат – 560 р.; 4) уплата подушного сбора с 60 человек прислуги при архиерейском доме – 182 р.; 5) содержание консистории 675 р.; 6) починка всех вообще церковных или монастырских, а также архиерейских зданий и церквей 500 руб.; ризница – 300 р 1757 . Высочайшим указом 17 января 1768 года архиереям было предоставлено по их усмотрению держать число лиц низшего разряда – «по штату, или с уменьшением», как они найдут для себя более удобным, – «только бы каждый, который в службе оставлен по усмотрению архиерейскому, не менее того жалованья получал, которое по штату на его звание положено» 1758 . Новоучреждённая Минская епархия, получая повышение по классу – из коадъютория она делалась епархию второго класса, – в то же время должна была потерпеть ущерб в своём содержании, так как для епархий второго класса положено было содержание 5,500 рублей, а преосвященный Виктор, будучи коадъютором Киевским, получал 5,900 рублей 1759 . Но именной высочайший указ 13 апреля 1793 года предусмотрел эту несообразность и оставил за преосвященным Виктором прежнее содержание 1760 . И, действительно, за всё время своего пребывания на Минской кафедре преосвященный получал 5,900 рублей в год 1761 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Минская епархия состоит ныне в большей половине из воссоединённых церквей и народа; как кафедральный собор, так и семинария, принадлежат теперь столько же воссоединённым, как и древлеправославным – и в соборной, и в семинарской церкви служит как одно, так и другое духовенство. В таком точно смысле должно принимать и кладбищенскую Минскую и некоторые другие древлеправославные церкви, в которых по местному положению отправляется богослужение как для древлеправославного, так и для воссоединённого народа. По сим причинам, я не обинуясь утвердил распределение, сделанное Минскою консисторией, священных облачений, пожертвованных Московским купцом Мазуриным, по которому некоторое число риз отдано в кафедральный собор, семинарскую и кладбищенскую Минские и некоторые другие бедные древлеправославные церкви. К сему я побуждался ещё и тем, что собор и семинарская церковь бедны священными облачениями, и что все воссоединённые церкви снабжены уже ризами из пожертвованных Московскими купцами. Уведомляя о сём ваше сиятельство, вследствие отношения вашего, от 24 истекшего июня за 4228, долгом поставляю присовокупить, что произошли бы весьма невыгодные толки, если бы ныне взять обратно облачения, отданные в Минский собор, семинарскую и кладбищенскую тамошние, равно в некоторые другие древлеправославные церкви, и потому я считаю нужным ожидать на сие нового отзыва вашего сиятельства. Минской консистории, от 14 июля за 1042, о помещении в Слуцкий монастырь для испытания иеромонаха бывшего базилианского, а после бенедиктинского ордена Фелициана Колонтая, пожелавшего присоединиться к Православию На прошении Несвижского бенедиктинского монастыря иеромонаха Фелициана Колонтая, бывшего прежде в базилианском ордене под именем Филарета, о возвращении просителя в сей орден, ныне соединённый с древлеправославным монашеством, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Проситель через переход из базилиан в Римский обряд обнаружил уже некоторое легкомыслие. Посему имеет консистория Минская поместить его на некоторое время в Слуцкий Святотроицкий монастырь под начало тамошнего эконома и, соответственно донесению сего духовного о поведении и образе мыслей просителя, представить мне своё заключение насчёт присоединения его к Православию. Литовской консистории (секретно), от 17 июля за 1073, с препровождением ведомостей о Латинских приходах по Литовской епархии и о рассылке оных по благочиниям, для наблюдения, чтобы Латинские ксёндзы не совращали Православных

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010