219 Рункевич С.Г. Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 29 с. 220 Лопухин Александр Павлович , профессор (1852–1904) – библеист, переводчик, издатель. Сын священника Саратовской епархии. Образование получил в Саратовской дух. семинарии и С.-Петербургской дух. академии (1875–1879). Еще студентом поместил в «Христианском чтении» крупный труд о «Ветхозаветных пророках». В 1879–1882 гг. псаломщик-миссионер при новооткрытой русской церкви в Нью-Йорке, где статьями в «Oriental Magazine» знакомил американцев с русской церковно-религиозной жизнью. В это же время в «Церковном Вестнике» публикуются его письма под названием «Жизнь за океаном». В 1882 г. вернулся в Петербург и защитил магистерскую диссертацию: «Римский католицизм в Сев. Америке» (СПб., 1881). За неимением в академии свободной кафедры остался в ней секретарем Правления и Совета. С 1883 г. читал сравнительное богословие, а с 1885 г. занял кафедру древней общей гражданской истории. Осуществил переводы нескольких сочинений Фаррара и др. западноевропейских писателей. Издал ряд трудов по библейской истории. Ему принадлежит осуществление мысли об издании полного собрания творений свт. Иоанна Златоуста . С 1892 г. редактировал «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». 221 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)//ХЧ. – 1917 (январь–февраль). – С. 85–86. 222 Рункевич//Энциклопедический словарь. Т. 53 «Розавен – Репа». [Репринт. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 1890 г.]. – «ТЕРРА " -«TERRA», 1992. – С. 289–290. Читать далее Источник: Минская Духовная Академия им. Святителя Кирилла Туровского. Минская Духовная Семинария им. Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867—1924) : Жизнь и служение на переломе эпох. Минск «врата» 2008. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сегодня Белорусская православная церковь является экзархатом Русской православной церкви, предстоятель которой служит наместником Московского Патриархата. Кафедра Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого, размещается в Свято-Духовом соборе г. Минска, где хранится святыня – Минская икона Божией Матери. Древняя Белая Русь сохранила немало православных реликвий, старинных обителей и мироточивых икон в круговерти жестокого времени. Сегодня они наполняют духовной радостью сердца всех верующих. Белорусская земля во все времена полнилась и чудесными явлениями, которые продолжаются сегодня. Многие паломники приезжают поклониться уникальным крестам-валунам, растущим прямо из земли в древнем Турове. Здесь же в храме в честь Всех Святых хранятся чудотворные каменные кресты, приплывшие, по преданию, из Киева. Древний Туров стал местом упокоения и святителя Кирилла Туровского , известного своим красноречием. А сколько целительных святых источников хранит благодатная белорусская земля! Можно долго рассказывать о древних белорусских храмах и монастырях, хранящих драгоценные святыни или тесно связанных с национальной историей. Но укажем лишь на некоторые из них, наиболее известные. Это Жировичский Успенский монастырь, на протяжении многих веков являвшийся средоточием духовной жизни Белой Руси; древняя Борисоглебская церковь XII в. в Новогрудках, перестроенная в XVII в.; Вознесенский монастырь в селе Барколабово (Минская область) с чудотворным образом Божией Матери, подаренным монастырю в 1659 г. князем Пожарским; Богоявленский Кутеинский монастырь в городе Орша, где печатник Спиридон Соболь в 1631 г. выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; Богоявленский монастырь в Полоцке, где преподавал в школе Симеон Полоцкий, ныне монастырь утрачен, а в остатках зданий жилого корпуса размещаются теперь музеи. Это крупнейший в Белоруссии Глубокский собор Рождества Богородицы XVIII в., о котором французский император Наполеон, пораженный его красотой и архитектурной гармонией, сказал в 1812 г.: «Сожалею, что не могу взять его с собой в Париж; собору NomreDamehe стыдно было бы иметь его в соседстве». В этом храме особо почитается список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», подаренный афонскими монахами. Это Никольский собор XVII в. в Могилеве, внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных объектов Европы в стиле барокко. Отметим Свято-Преображенский храм XVIII в. в Ракове, где находится почитаемый список иконы Божией Матери «Акафистная» со святого Афона, с частицей Животворящего Креста Господня, и Тупичевскую чудотворную икону XVII в., находящуюся вАлександро-Невском кафедральном соборе г. Мстиславля. Почитается могила и новопрославленной святой блаженной Валентины Минской, недавно канонизированной церковью.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

ВЦУ в Москве было недовольно работой ЦУБ. Неск. раз вносилось предложение о ликвидации белорус. автономии. В окт. 1922 г. под давлением Москвы был создан новый орган управления - Белорусское епархиальное управление (БЕУ). К нач. 1923 г. оно было сформировано и утверждено Московским ВЦУ. Среди 8 членов епархиального управления только трое во главе с Трегубовым являлись «живоцерковниками». Этим объясняется, почему плохо шла работа по расширению раскола в Белоруссии. Категорические требования уполномоченного ВЦУ Трегубова о проведении постановлений обновленческого характера по разным причинам отклонялись. О сложившихся отношениях в новом церковном управлении было доложено в Москву: «Епархиальное управление в период двухмесячной работы выявило себя не как обновленческое. Оно продолжает игнорировать распоряжения ВЦУ и уполномоченного по Минской епархии и до этого времени ведет противообновленческую работу, не давая возможности развернуться прогрессивному движению на селе». В нач. 1923 г. стали активно готовиться к предстоящему собору раскольников в Москве. Духовенство М. е. не проявило к этому событию интереса, чему способствовала позиция митр. Мелхиседека, не желавшего поддерживать раскол. 10 апр. 1923 г. митрополита арестовали и выслали в Москву. На собор от М. е. были выбраны 4 делегата, но поехали двое - свящ. Никольский из Мозырского у. и член ЕУ В. Соколов. Постановления Московского собора не внесли успокоения в жизнь епархии. Воспользовавшись арестом митр. Мелхиседека, 15 мая 1923 г. на Минскую кафедру Московское обновленческое ЕУ назначило еп. Могилёвского Сергия (Иванцова). Духовенство развернуло кампанию по возвращению в Белоруссию митр. Мелхиседека. Заявление с подписями клириков и мирян через А. И. Введенского , приехавшего в авг. 1923 г. в Минск, чтобы поддержать обновленческого епископа, требовали передать в ВЦУ. Введенского не допустили к служению в соборе. Минская паства объединилась вокруг еп. Филарета (Раменского). О сложившейся обстановке уполномоченный ВЦУ писал: «В тихом Минске православные верующие с особой злобой и диким фанатизмом встретили зарождающееся обновленчество, считая его одним из проявлений Октябрьской революции».

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

верст. Епархии: литовская, могилевская, минская и витебская, приписываемые к округу одного же духовного суда, имеют 54 уезда и занимают 266.345 кв. верст, не считая при этом долженствующей сюда же принадлежать варшавской епархии. Епархии: харьковская, воронежская и донская имеют 30 уездов и занимают пространство в 242.173 кв. версты. Все эти пространства таковы, что только одним точным их показанием, без дальнейших разъяснений, возможность и состоятельность мысли об учреждении окружных судов взамен судов епархиальных в каждой епархии – подвергается сильнейшему сомнению. Почти каждая епархия наша обширнее целого Греческого королевства (44.044 кв. версты), имеющего 24 епархии и 24 епархиальные суда. В „Московских ведомостях” осенью 1872 г. напечатан, очевидно сообщенный из сфер интересующихся делом, план разделения Русской церкви на восемь духовно-окружных судов. Эти восемь судов, будто бы, были предположены в городах: Киеве, Москве, С.-Петербурге, Вильне, Казани, Тобольске, Одессе и Тифлисе. К киевскому округу приписано будет 7 епархий, к московскому – 14, к петербургскому – 5, к Виленскому – 7, к казанскому – 10, к одесскому – 8, к тобольскому – 10 и к тифлисскому – 7. По этому разделу пространства духовно-судебных округов представляются в следующем виде: с.-петербургский духовно-судебный округ (без Финляндии, епархии: с.-петербургская, новгородская, псковская, олонецкая и архангельская) занимает пространство в 959.423 кв. версты; московский (епархии: московская, смоленская, калужская, тульская, рязанская, владимирская, ярославская, костромская, нижегородская, тверская, вологодская и воронежская) – в 818.944 кв. версты; киевский (епархии: киевская, волынская, черниговская, орловская, курская, харьковская и полтавская) – в 326.698 кв. верст; казанский (епархии: казанская, вятская, пермская, симбирская, самарская, саратовская, астраханская, пензенская, тамбовская, уфимская и оренбургская) – в 1.345.372 кв. версты; виленский (епархии: литовская, витебская, минская, могилевская, рижская, не считая варшавской) – в 348.398 квадратных верст; одесский (епархии: херсонская, кишиневская, подольская, екатеринославская, донская, ставропольская и таврическая) – в 442.044 квадратные версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Давшино (юго-западная часть Пошехонского у.), сделанная жителем этого селения по наблюдениям 1840-х. «Благотворительность, – писал он, – обнаруживается в готовности помочь ближнему и советом, и делом, ссудить его нужным, также в милосердии к бедным, в подаяниях. Некоторые из здешних жителей погребают за свой счет умерших в крайней нищете и делают иногда по них поминки. Гостеприимство выражается в том, что во время праздников здешние жители угощают всех гостей, как родных, так и чужих, и даже часть таких, которых не знают по имени; впрочем, они даже и не заботятся узнать их имена». В подаче милостыни и, шире, – в оказании помощи вообще, особое место занимало представление о важности соблюдения тайны. Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. Иначе доброе дело может не быть зачтено на небе, т. к. дающий получил уже награду на земле. Эта евангельская истина органично вошла в массовые народные воззрения и прославлялась, в частности, в тайной милостыне. М. Громыко Мина – светлые очи Народное название дня мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (IV в.), 10/23 дек. На св. Мину молились за исцеление от глазных болезней. В народе говорили: «Св. Мина болящим очам дает просветление. Со св. Мины – нас тьма мимо. Со св. Мины – с очей пелена». Считалось, что св. Мина не только исцеляет глазные болезни, но и учит людей различать добро и зло, духовный свет и дьявольскую тьму, не поддаваться бесовским искушениям. Минская икона Божией Матери Чудотворная святыня Руси. Минская икона была принесена вел. кн. Владимиром из Корсуни (Херсонеса) и поставлена им в Десятинной церкви (Х в.). Здесь она прославилась чудесами. В 1240 Киев был сожжен монголо-татарами. Тогда же погибла и Десятинная церковь . Икона сохранилась. Впоследствии она могла находится в Киевском Софийском соборе. В 1482 Киев снова подвергся разорению от татар. Один из врагов снял с иконы все украшения, а сам извод бросил в Днепр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше). В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским. В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше). В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским. В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов. В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря. В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше). В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше). В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше). В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими. В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими. В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими. В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Выход из тяжелого финансового положения «архиепископ» Даниил видел в переводе Белорусского синода из Могилёва в Минск. Противником этой идеи был «Могилёвский митрополит» Иосиф (Кречетович). 18 февр. 1927 г. вслед. конфликта с Иосифом «архиепископ» Даниил был переведен на Смоленскую кафедру, «митрополит» Иосиф стал управляющим Могилёвской и Минской епархиями. Громовенко писал в обновленческий синод в Москве о том, что «Могилёвский митрополит» желает полной независимости Белорусской Церкви от Московского синода; в письмах Введенскому он сообщал, что на епархиальных собраниях в Могилёве критикуется «обновленческое богословие» Введенского. Обновленческое руководство приняло решение, несмотря на финансовые трудности, устроить Белорусский синод в Минске, «митрополиту Могилёвскому и Белорусскому» Иосифу было послано предписание «воздержаться от крайне сепаратистских тенденций, во власти которых он оказался в последние дни», вскоре он был переведен на Симферопольскую кафедру. В марте 1928 г. в Минск вернулся Даниил Громовенко, получивший титул «митрополит Белорусский и Минский». В июле 1928 г. в Минске прошло 1-е заседание синода. В 1929 г. в Белоруссии служили 504 обновленческих клирика, в т. ч. 11 «епископов», 413 священников. Обновленческая Минская епархия в 1930 г. была малочисленной: 12 приходов имели священников, 13 приходов не были замещены, к 1930 г. прекратили существование 7 общин. В 1932 г. в епархии было 23 прихода, служили 7 священников. В Минске обновленцы занимали кафедральный Петропавловский собор и Преображенский храм. «Митрополит» Даниил отмечал, что «у них самая пролетарская, бедняцкая община». В 1929 г. в Минске состоялся очередной пленум раскольников. В мае 1932 г. в Москве праздновался 10-летний юбилей обновленцев. «Митрополит» Даниил, будучи в Москве на торжествах, пытался обратить внимание Российского обновленческого синода на бедственное положение белорус. обновленцев, но, вернувшись, так отозвался о московских синодальных коллегах: «Это люди собственного интереса и личного благополучия».

http://pravenc.ru/text/2563280.html

3408. ТИХОН (ВОЙТКЕВИЧ), монах. (Одесский Успенский монастырь). Некролог. – 1989, 10, 32. 3409. ФЕОФАН (ГАЛИНСКИЙ), архим. (заместитель председателя ОВЦС). – 1986, 7, 24. 3410. ФЕОФАН (ОБМОК), архим. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1986, 4, 39. 3411. ФЕОФАНИЯ (БОБЕР), игумения. (К назначению настоятельницы Свято-Николаевского монастыря в г. Мукачево). – 1985, 5, 21. 3412.ФЕОФИЛ (POCCOXI), схиархим. (Наместник Киевской Китаевской Свято-Троицкой пустыни). Некролог/Протопресвитер М. Стаднюк. – 1997, 7, 36. 3413. ФИЛАРЕТ (КАРАГОДИН), архим. (К назначению наместника Одесского Успенского монастыря). – 1989, 9, 26 3414. ФИЛАРЕТ (КУЛЕШОВ), иером. (настоятель Свято-Николо-Чернеевского монастыря).Защита докторской диссертации/Прот.С. Цупер. – 1998, 8, 51. 23.55–3 Белое духовенство А 3415. АБРАШИН А., прот. (г. Москва). Некролог. – 1998, 5, 56. 3416. АМБАРЦУМОВ Н.Е., свящ. (г. Ленинград). Некролог. – 1987, 12, 37. 3417. АКИМОВ А., прот. (г.Москва). Некролог. – 1987, 9, 39. 3418. АКИНФИЕВ М.Ф., прот. (Рязанская епархия). Некролог. – 1984, 4, 28. 3419. АЛБУ И.Т., прот. (Одесская епархия). Некролог. – 1984, 5, 37. 3420. АЛЕКСЕЕВ П.А., прот. (Чебоксарская епархия). Некролог. – 1985, 9, 26. 3421. АНТИПОВ В., прот. (Рижская епархия). Некролог. – 1986, 12, 40. 3422. АРГЕНТОВ И., прот. (Горьковская епархия). Некролог. – 1987, 9, 39. 3423. AYXIMUK А., прот. (Оренбургская епархия). Некролог. – 1989, 7, 32. 3424. АФАНАСЬЕВ Г., прот. (г.Москва). Некролог. – 1995, 12, 49. 3425. AXIДOB Г., прот. (Пермская епархия). Некролог. – 1987, 1, 28. Б 3426. БАЗИЛЕВИЧ Б., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1988, 1, 31. 3427. БАКУН Н.Н., прот. (Волынская епархия). Некролог. – 1985, 6, 27. 3428. БАЛАШКО С., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1989, 2, 37. 3429. БАРДЫГА А., протодиак. (Одесская епархия). Некролог. – 1988, 7, 41. 3430. БАРЩЕВСКИЙ Е., прот. (Киевская епархия). Некролог. – 1988, 10, 43. 3431. БАХАРЕВ Б.А., прот. (Калининская епархия). Некролог. – 1984, 8, 33. 3432. БАХАРЕВСКИЙ А., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1986, 10, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Ситуация с непризнанием дипломов связана с тем, что наши семинарии (Минская и Витебская) и академия (Минская) не аккредитованы, поэтому они не выдают дипломов государственного образца. Но я здесь вижу и плюсы, и минусы. Плюсы — в том, что мы сами формируем свою учебную программу таким образом, как она выстраивалась в течение предыдущих десятилетий, даже столетий. Как Церковь считает нужным, так она и выстраивает учебную программу. Если наши школы будут аккредитованы, то усилится влияние светской школы на духовные учебные заведения. Полагаю, от этого будет больше минусов, чем плюсов. В Беларуси в целом сложилось очень хорошее положение. Люди, желающие получить диплом государственного образца, могут идти в Институт теологии при БГУ или в какой-нибудь другой университет или институт. Но если человек желает послужить Церкви, без оглядки направо или налево, желает всего себя посвятить служению Богу и Церкви, то можно служить и без диплома государственного образца. Главное, чтобы у человека было искреннее желание служить Богу, Церкви и людям. Сегодняшнее положение в Беларуси, на мой взгляд, самое благоприятное. И что-то менять еще, добиваться… Да, мы пытались получить аккредитацию духовных школ и признание наших дипломов, но поняли, что в Беларуси этого делать не следует. У нас сегодня больше свободы в составлении учебных планов и преподавании богословских дисциплин студентам. Чтобы Вы меня правильно поняли, приведу лишь один пример. В случае получения аккредитации Министерство образования будет строго контролировать наш учебный процесс. А это значит, что наша духовная школа должна будет больше ориентироваться на светские учебные заведения. В учебную программу будут вводиться светские предметы, а богословские будут плавно выводиться. Видя всю опасность для духовной школы от возможной аккредитации, мы совершенно ответственно говорим, что сегодня нас вполне устраивает сложившееся положение в Беларуси. — Есть еще и другие моменты, на которые я бы хотел обратить внимание. Например, в Беларуси по-прежнему сохраняется достаточно либеральное законодательство в области морали и нравственности. Не удалось добиться принятия более строгих законов по отношению к абортам; более того, если женщина беременеет через несколько месяцев после родов, то ей, как правило, предлагают сделать аборт (порой запугивая болезнями, осложнениями). В Беларуси легальны различные виды игровой деятельности, например, казино. Отсутствуют нормативно-правовые акты, аналогичные российскому закону о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Скажите, пожалуйста, не считаете ли Вы необходимым, возможным и целесообразным предпринять какие-то меры для того, чтобы попытаться изменить белорусское законодательство, сделав его более христианско-ориентированным?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5477210...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010