Киевское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 1924 – 05.1926 – Афанасий Молчановский 4249 Скопинская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Скопин (Рязанская область). Рязанское викариатство. Упразднена в 1936 г. 1926 Смарагд Яблоков1 07(20)10.1928 17(30)07.1930 Авраамий Чурилин2 21.01(03.02)1933 04(17)09.1935 04(17)09.1935 11(24)09.1935 Александр Торопов3 11(24)09.1935 07(20)02.1936 Отсутствует страница 452 Именование – по г. Слободск 4250 (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1921 г. 23.08(05.09).1918 07(20)05.1919 Алексий Кузнецов (окт. 1918) 01(14)08.1921 Сщмч. Виктор Островидов Слуцкая В 1785–1793 гг. г. Слуцк (Минская губерния) был местом пребывания епископа Переяслав-Хмельницкого. Упразднена в 1793 г. Основана в 1912 г. Минское викариатство. 1678 11.03.1912 04.04.1913 Сщмч. Иоанн Поммэр 04.04.1913 17.11.1917 Феофилакт Клементьев 13(26)06.1919 Мелхиседек Паевский Николай Шеметило 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 Слуцкая, белор. Основана в 1923 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 1923 Слуцкая, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство. Упразднена в 1933 г. 28.09(11.10)1926 02.1931 Савватий Зосимович 10.1931 19.03(01.04)1933 Савватий Зосимович, паки Смоленская Точная дата учреждения неизвестна (не позже 1101 г.?), но можно предположить, что Смоленская кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» – митрополит Св. Михаил. В 1135 г. смоленский князь Роман грамотой утвердил основание епархии, но считать эту дату датой первого основания невозможно. Скорее, эта знаменитая грамота утверждает («уставляет») устав епархии, ее незыблемый статус, ранее часто нарушаемый. Есть ряд свидетельств, что епископы были и ранее 1135 г. В частности, Ипатьевская лет. сообщает: «В лто s. х . в се же лто Володимеръ заложи церковь оу Смоленьск сто . Бц камну епискупью» («В год 1101. В этот же год заложил Владимир (Мономах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Феодор Кривонос и Татьяна Дашкевич Скачать epub pdf От авторов-составителей Блаженная Валентина Минская (Валентина Феодоровна Сулковская 1888 – 1966) канонизирована как местночтимая святая 6 февраля 2006 года – ровно через сорок лет после смерти. Более тридцати лет старица пролежала в немощи. В ее молитвенном уходе из жизни эаживо было явлено, как «в немощи человеческой сила Божия совершается». Ее житие – непрестанная молитва . Продолжается оно и теперь, уже в горнем мире. Могилка святой блаженной Валентины близ ее родной деревни Коски – место паломничества и молитвы. В народе с любовью называют свою помощницу Матушкой Валентиной. Детские годы блаженной 1. Святая блаженная Валентина Минская происходила из двух благочестивых священнических родов: Свирских и Чернявских. В жилах материнского рода текла также благородная кровь богобоязненных князей Свирских. Века горячей молитвы и служения у престола дали почву для рождения удивительной девочки, прославившей свой род высочайшим из человеческих талантов: святостью. В 1888 году, 7 апреля по старому стилю, в селе Коски, что в семи верстах от местечка Станькова, в доме священника Феодора Иосифовича Чернявского, раздался первый плач новорожденной. В семье настоятеля Станьковского Свято-Никольского храма и Станьковского прихода уже было две девочки – Анна 1882 и Ксения 1886 года рождения. Теперь родилась третья. Девочку крестили в Свято-Никольской церкви и нарекли Валентиной. Отец Феодор служил настоятелем храма, главного в Станьковском приходе. В его священнической стезе было несколько храмов. Феодор Иосифович Чернявский окончил Минскую Духовную Семинарию в 23-летнем возрасте. В 1873 году Епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) рукоположил его в иереи. Он женился на Софии Петровне Чернявской, которой к тому времени исполнилось 19 лет. Молодая чета уехала на Полесье, на место службы отца Феодора. Какое-то время он был священником церкви села Качановичи Пинского уезда, а затем – в села Достоево, оба эти сели находились в пределах Пинского уезда. Вскоре в молодой семье появился ребенок. Первенец Иван умер в младенчестве. В 1885 году батюшка перевез семью на новое место службы: в Станьковский приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ст., публ., примеч.: Г. Э. Щеглов//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 3(40). С. 99-116; Конфессиональная политика в БССР в 1945-1965 гг.: (На примере правосл. Церкви)/Сост.: Т. В. Опиок. Могилёв, 2012. Морозько Е. В. Минская правосл. епархия в социально-культурной жизни Беларуси (1861-1905 гг.). Мн., 2012; Миронов А., свящ. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Мн., 2015. Архитектура Правосл. церкви, находящиеся на исторической территории М. е., представляют широкий архитектурно-стилистический диапазон. Древнейшая церковная постройка епархии - храм XII в. на Замчище в Минске (согласно данным археологии, храм не был достроен; сохр. руины на глубине 2 м), к-рый является примером развития местной архитектурной школы. Существенным его отличием от церквей XI-XII вв., в частности, ц. Св. Софии в Полоцке как наиболее влиятельной и географически близкой является компактный 4-столпный объем. Для композиции минского храма, с одной стороны, свойственна своеобразная изоляция подкупольного пространства, о чем можно судить по несовпадению осей подкупольных опор с членениями внутренних поверхностей стен (лопаткам) и по Г-образному сечению самих опор (такая форма столбов - единственный сохранившийся пример в древнерус. архитектуре). С другой, план сооружения демонстрирует стремление преобразовать 3-апсидную алтарную группу, хорошо выраженную в интерьере, в 3-лопастную кривую снаружи и т. о. добиться большего единства и монументальности архитектурного облика. Особенностью церкви также являются сравнительно толстые стены. В наст. время место храма обозначено рисунком плана, к-рый является частью мемориального комплекса с памятной стелой в честь 200-летия М. е. Храм Преображения Господня в Заславле представляет собой памятник оборонно-культовой архитектуры Ренессанса. Он находится в историческом центре города, на месте городища, окруженного рвом и оборонительным валом. Построен в 1577 г. кн. Иваном Глебовичем как кальвинист. храм, позже был переосвящен в католич. ц. арх. Михаила. В 1676-1832 гг. при храме существовал доминиканский мон-рь, основанный Казимиром Яном Сапегой и его супругой Кристиной. По объемно-пространственной композиции церковь представляет собой протяженный прямоугольный в плане объем под высокой двускатной черепичной крышей, зал храма перекрыт крестовыми сводами. К главному фасаду в XVII в. пристроена 5-ярусная башня-колокольня. Под церковью устроена 2-камерная крипта, перекрытая цилиндрическими сводами. Оборонительный характер создавался за счет бойниц, располагавшихся в верхней части сооружения. В 1865 г. храм был переосвящен в православную Спасо-Преображенскую ц. В 1996-2000 гг. был восстановлен после пожара.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

«У Бога мертвых нет»: Неизв. страницы из истории Минской епархии (1917-1939 гг.). Мн., 2007; он же. Белорусская Православная Церковь в ХХ ст. Мн., 2008; Завальнюк У. М., свящ., и др. Kahфecii на Бeлapyci: (Канец XVIII-XX ст.). Мн., 1998; Гapбihcki Ю. У. Бeлapyckiя pэлiriйhыя дзеячы XX ст. Мюнхен; Мн., 1999; Bepaшчariha А. У., Гурко А. В. Гicmopыя kahфeciй Бeлapyci: Mihyлae i сучаснасць. Мн., 2000; Антоник В. К., прот. Минская ДС в годы ее первого возрождения//Тр. Минской ДА. 2002. 1. С. 25-44; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002; Янушевич И. И. Политика Советского гос-ва по отношению к РПЦ в 1917-1927 гг.: (На мат-лах Беларуси): Канд. дис. Мн., 2002; он же. Взаимоотношения гос-ва и Правосл. Церкви в Беларуси: Периодизация и содержание (1917-2003 гг.)//Bechik дзярж. ун-та. 2005. 2/3(21). С. 26-31; он же. Развитие конфес. ситуации в Беларуси в межвоенный период (1921-1939 гг.)//Осень 1939 г.: Коренной перелом в судьбе белорусского народа: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию воссоединения Зап. Беларуси с БССР, 24-25 сент. 2009 г. Брест, 2009. С. 205-211; Правящие архиереи Минской епархии (1793-2003). Мн., 2003; Силова С. В. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно, 2003; она же. Крестный путь: Белорусская Православная Церковь в период немецкой оккупации 1941-1944 гг. Мн., 2005; Aфahaciй (Мартас), apxien. Матэрыалы да ricmopыi Беларускай Царквы. Жыpobiцы, 2004. С. 50-133; Горбацкий А. А. Старообрядчество на белорусских землях. Брест, 2004; Суханович Н., диак. Минская ДС: История и современность (1793-2003 гг.): Канд. дис. Жировичи, 2004; Гpыцkebiч А. Царква Бeлapyci гады Bялikaй Айчыннай вайны//Бeлapycki ricmapычhы чaconic. 2006. 5. С. 12-17; Л. У. Рэпрэсаваныя свяшчэнна- i Бeлapyci, 1917-1967: Энцыкл. дabeдhik. Мн., 2007. 2 т.; Щеглов Г. Э. Серафимовский лазарет при Минской ДС в годы Первой мировой войны (1914-1917)//Тр. Минской ДА. 2008. 6. С. 63-74; Автономия Белорусской Православной Церкви 1922 г./Вступ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

17(30).09.1935–09(22).10.1935: Аркадий Ершов Мелекесская (обн.) 30 .03(12.04).1924–25.04(08.05).1925: Сергий Сердобов 25 .04(08.05).1925–29.10(11.11).1927: Георгий Лапшин 21 .05(03.06).1925–1928: Георгий Лапшин, паки 12(25).03.1928–05.1929: Николай Соколов Мелитопольская 1925–12(25).09.1929: Сергий Зверев Мелитопольская (обн.) 1925–1926: Иов Сахновский 09 .1926–09.1927: Михаил Митрофанов –07(20).06.1935: Афанасий Вечерко Мензелинская 19 .09(02.10).1923–20.10(02.11).1923: Ириней Шульмин 15(28).10.1923–01(14).05.1925: Иоасаф Рогозин 1926–1928: Ириней Шульмин, в. у. 1928–1929: Ириней Шульмин, паки Мингрельская см. Гурийско-Мингрельская Минская 06(19).07.1916–1921: Георгий Ярошевский 1919–1923: Мелхиседек Паевский 1921–1922: Владимир Кириллов 1923–09(22).12.1925: Мелхиседек Паевский, паки –30.06(13.07).1927: Мелхиседек Паевский, в третий раз 30 .06(13.07).1927–30.08(12.09).1927: Арсений Смоленец, в. у. 10 .1927–10.1930: Павел Вильковский 30 .11(13.12).1930–1935: Феофан Семеняко –1933: Феодосий Вощанский, в. у. 1936–1936: Иоасаф Жевахов 11 .1936–16(29).10.1937: Модест Никитин –1941: Николай Ярушевич 1942–05.1942: Пантелеймон Рожновский 1942–1944: Филофей Нарко, (окк). 09 .1944–31.12(13.01).1946: Василий Ратмиров Минская (григ.) 09(22).12.1925–1926: Мелхисадек Паевский Минская (обн.) 1922–29.08(11.09).1924: Серафим Мещеряков 1923–1924: Сергий Иванцов 1925–1927: Даниил Громовенко 1926(?)–1927: Владимир Кириллов 1927(?)–09(22).03.1928: Иосиф Кречетович 1929–1934: Даниил Громовенко, паки 1934–02(15).04.1938: Пётр Блинов Минусинская 06(19).03.1923–1933: Димитрий Вологодский 03(16).09.1933–20.04(03.05).1934; Дионисий Прозоровский 11(24).07.1935–1937: Димитрий Вологодский. паки Минусинская (обн.) 08(21).11.1922–23.12(05.01).1925: Иннокентий Орефеев 23 .12(05.01).1925–07 (20).12.1927: Александр Четыркин 21 .11(04.12).1927–1934: Александр Турский 03 .1934–09.1934: Михаил Вяткин 1934–1935: Сергий Баженов Михайловская 31 .07(13.08).1911–26.05(08.06).1917: Амвросий Смирнов 26 .05(08.06).1917–1917: Павел Вильковский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

12 июня 1792 г. В. был переведен из Варшавы в Ченстоховскую крепость, 21 июля того же года по ходатайству рус. посла Я. И. Булгакова освобожден, в сентябре полностью оправдан. В марте 1793 г. он прибыл в Слуцк, к тому времени присоединенный к России в результате 2-го раздела Польши. Восстановил деятельность консистории, возобновил учебный процесс в семинарии, к-рая с 13 апр. именовалась Минской, располагаясь в Слуцке. На территориях, присоединенных к России в 1793 г. в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен В. с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. Мн. приходы новой епархии не имели священников, мон-ри были разорены. В. обратился в Синод с просьбой прислать из соседних епархий - Киевской, Черниговской и Новгород-Северской - иеромонахов и монахов. Просьба была удовлетворена. Большую роль в подготовке правосл. пастырей для храмов епархии играла Минская ДС. При посещении укр. приходов в 1794 г. В. издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. За неполных 6 мес. воссоединилось ок. 1,1 млн верующих (к окт. 1794 в Брацлавской и Изяславской губерниях к Православию присоединились 1332 прихода, к марту 1795 их число возросло до 1607). Во время пребывания В. на Украине Минская епархия расширилась за счет территорий, присоединившихся к России в результате 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и населенных преимущественно католиками и униатами. 12 апр. 1795 г. вышел указ о выделении из Минской епархии Брацлавской епархии и об учреждении Житомирского вик-ства. В. был дарован титул «архиепископ Минский и Волынский», кафедра из Слуцка переместилась в Минск, в 2 бывш. униатских мон-рях в Минске разместились архиерейский дом и правосл. Петропавловский мон-рь. В Минской губ., где униатская Церковь была хорошо организована в адм. отношении, возвращение униатов в Православие проходило медленнее и в меньших масштабах, чем на Волыни и в Подолье, к кон. 1795 г. процесс воссоединения практически остановился.

http://pravenc.ru/text/158548.html

22. Ровенская и Острожская… 23. Сарненская и Полесская… 24. Симферопольская и Крымская 25. Сумская и Ахтырская. 26. Тернопольская и Кременецкая 27. Тульчинская и Брацлавская 28. Харьковская и Богодуховская 29. Херсонская и Таврическая. 30. Хмельницкая и Шепетовская (до 1993 г. – Хмельницкая и Каменец-Погдольская)… 31. Хустская и Виноградовская 32. Черкасская и Каневская 33. Черниговская и Нежинская 34. Черновицкая и Буковинская 23. 416–3 Белорусский Экзархат 1. Брестская и Кобринская 2. Витебская и Оршанская 3. Гомельская и Жлобинская (до 1992 г. – Гомельская и Мозырская) 4. Гродненская и Волковысская 5. Минская и Слуцкая (до 1992 г. – Минская и Гродненская; до 1989г. – Минская и Белорусская). 6. Могилевская и Мстиславская 7. Новогрудская и Лидская 8. Пинская и Лунинецкая (до 1990 г. – Пинская и Брестская). 9. Полоцкая и Глубокская (до 1992 г. – Полоцкая и Витебская) 10. Туровская и Мозырская 23.416–4 Православная Церковь в Казахстане 1. Асанайская и Алма-Атинская (до 1999 г. – Алма-Атинская и Семипалатинская; до 1991 г. – Алма-Атинская и Казахстанская). 2. Уральская Гурьевская 3. Чимкентская и Акмоленская 23. 416–5 Православная Церковь в Латвии 1. Рижская 23. 416–6 Православная Церковь в Литве 1. Виленская и Литовская 23. 416–7 Православная Церковь в Молдове. 1. Единецкая и Бричанская 2. Кагульская и Каушанская… 3. Кишеневская 4. Тираспольская и Дубоссарская 23. 416–8 Эстонская Апостольская Православная Церковь . 1. Таллинская 23. 416–9 Православная Церковь на территории Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана. 1. Ташкентская и Среднеазиатская 23. 417 Из жизни зарубежных учреждений Московского Патриархата 1. Западноевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария)… 2. Среднеевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Австрия, ГДР, Западный Берлин, ФРГ) 3. Экзархат Центральной и Южной Америки (до 1990 г. ) 4. Православная Церковь в Австрии (до 1990 г. в составе Среднеевропейского Экзархата) а) Венская и Будапештская епархия (до 2000г. – Венская и Австрийская)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пензенская Пензенская Саратовская Смоленская Казанская Вологодская Рязанская Вятская Якутская Московская Тверская Вологодская Тверская Казанская Калужская Воронежская Тамбовская Московская Ярославская Пензенская Тамбовская Владимирская Воронежская Казанская Вологодская Владимирская Калужская Тамбовская Тамбовская Ярославская 1786 год Богословский-Козелецкий Черниговская Богуславский-Николаевский Киевская Виноградский-Успенский-Ирдынский Киевская Георгиевский-Белиловский Георгиевский-Лебединский Киевская Жаботинский-Онуфриевский Киевская Ильинский-Троицкий-Болдинский Киевская Мотронинский-Троицкий Черниговская Мошногорский-Вознесенский Киевская Никодимова-Троицкая-Каменская Киевская Николаевский-Каташинский Черниговская Николаевский-Лебединский Черниговская Николаевский-Медведовский -Пустынный Киевская Преображенский-Ржищевский Киевская Пустынно-Николаев.-Самарский Рыхловский-Пустынно-Николаевский Киевская Троицкий-Чигиринский-Скитский Екатеринослав. Черниговская Киевская 1795 год Благовещенский-Богоявленский-Друйский Виленская Борколабовский-Вознесенский Братский-Богоявленский-Полоцкий Могилевская Братский-Богоявленский-Могилевский Витебская Буйницкий-Свято-Духов Могилевская Воскресенский-Дисненский Воскресенский-Шкловский Могилевская Дерманский-Троицкий Виленская Загаецкий-Иоанна Милостивого Могилевская Иоанно-Богословский-Грозовский Волынская Кронский-Троицкий Волынская Кутеенский-Богоявленский-Оршанский Минская Кутеенский-Успенский-Оршанский Виленская Мазаловский-Спасо-Преображенский Могилевская Марков-Троицкий Николаевский-Бельский Могилевская Николаевский-Грозовский Могилевская Петропавловский-Старчицкий Преображенский-Невельский Витебская Преображенский-Бершадский Гродненская Преображенский-Головчинский-Меджибожский Минская Преображенский-Грановский Минская Рождество-Богородицкий-Коржовецкий Витебская Симеоновский-Берестейский Подольская Спасо-Преображенский-Дятловичский Подольская Спасо-Преображенский-Охорский Сурдегский-Духов Подольская Троицкий-Дрогичинский Подольская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перечень упраздненных мон-рей на территории Минской обл. см. в ст. Минская митрополия . Лит.: Собрание древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Мн., 1848; Зеленский И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. штаба. Ч. 2. СПб., 1864. Т. 15: Минская губ.; Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; он же. Ист.-стат. сведения о чудотворных иконах и благочестивых обычаях в Минской епархии. СПб., 1864; Шеметилло В., свящ. Краткие сведения о рус. расколе в Минской губ. и о мерах по ослаблению его//Минские ЕВ. 1870. 3. С. 65-72; Чистович И. А. Очерк истории западнорусской Церкви. СПб., 1884. Ч. 2; Рункевич С. Г. Кирилло-Мефодиевское братство при Иоанно-Богословской ц. Минской ДС//Минские ЕВ. 1886. 20. С. 472-477; он же. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893; он же. Краткий ист. очерк столетия Минской епархии (1793 - 13 апр. 1893). Мн., 1893; Вержболович М. И. История Минской ДС. Вып. 1: Дореформенный период (1785-1817). Мн., 1893; Вып. 2: (1817-1840). 1896; Вып. 3: (1840-1874). 1901; Черницын А. Краткий очерк состояния церковноприходских школ и школ грамоты Минской епархии за 1-е 10-летие их существования. Мн., 1895; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Мн., 1903; он же. Личный состав епархиального управления, епархиальных учреждений, духовно-учебных заведений, мон-рей, духовенства и учащих в церковноприходских школах Минской епархии. Мн., 1904; Памятная книжка Минской губ. и календарь на 1915 г. Мн., 1914; Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1956; Кароткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992; Велисейчик А., свящ. История Минской ДС с 1945 г. по наст. вр.: Дипл. раб. Жировичи, 1996; Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951). Киевец, 1996; он же. Жития священномучеников Минской епархии: 1-я пол. ХХ в. Мн., 2002; он же.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010