После провозглашения многолетия императору, все собравшиеся в оноподе чины шли в консисторий, причем одни шли через правую и левую боковыя двери, другие через среднюю дверь. Войдя сюда, чины становились в иерархическом порядке в два ряда перед возвышением, которое занимал император. Впереди стоявших чинов находился жезл Моисея, принесенный из храма Св. Феодоры, и крест Св. Константина из храма Св. Стефана. Когда император становился на возвышение, все чины повергались перед ним ниц; тогда препозит по мановению императора делал, после поклона ему, знак одному из силенциариев, и силенциарий, поклонившись императору, возглашал: «Повелите». Чины произносили: «Да продлит Бог Царство Ваше на многие счастливые годы», после чего направлялись к выходу из консистория и переходили в триклиний кандидатов, где императора ожидал клир Храма Господа с кадилом и ризничий с крестом, подносивший его для целования. Отсюда император, предшествуемый синклитом и сопровождаемый кувуклием и телохранителями, отправлялся в помещение первой школы, где три раза поклонялся, имея зажженную свечу в руке, серебряному кресту, после чего шел в палату экскувитов со всем синклитом, кувуклием и телохранителями. Тут стояли в два ряда знаменоносцы с знаменами и певчие, которые при входе императора в палату пели особыя песнопения полатыни, в соответствии с праздником. В праздник Рождества они пели: De Maria Virgine natus est et Magi de Oriente cum munerilus adorant, после чего следовал припев: Christus Deus noster conservet imperium vestrum per multos annos et bonos. Встречаемый и провожаемый соответствующими празднику песнопениями и многолетиями, император со знаменами впереди, предшествуемый синклитом, направлялся в лихны, поклонялся трижды со свечами в руках стоявшему там серебрянному кресту и становился так, что, окруженный кувуклием и телохранителями, он был видим собравшимся в трибунале: димам ипподрома, послам, знатным иностранцам, городским цехам, представителям города. Перед тем, как император становился в лихнах на свое место, певчие димы Венетов, если выход был в праздник Рождества Христова, пели: «Звезда солнце предвещает в Вифлееме Христа, восшедшего от Девы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Старообрядцы возразят, что на соборах отменены некоторые чины церковные, а потому переменена и вера. Но так рассуждать могут только самые невежественные из старообрядцев, которые не могут понять, что вра, по слову апостола Павла, есть уповаемыхъ вещей невидимыхъ ( Евр.11:1 ). А церковные чины и обычаи, как видимая вещь, не есть вера. Но так как вера или тот или другой догмат христианской веры иногда можно выразить различными внешними знаками и обрядами, то естественно, что обряд не есть нечто неизменяемое, неприкосновенное, а напротив, по усмотрению святой церкви может подлежать изменению, и действительно, изменялись очень многие чины и обряды. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать со вниманием «Кормчую книгу», из которой видно, что святая церковь на вселенских и поместных соборах отменяла не только какие-либо обряды, но даже апостольские правила (см. у нас статью 32). Если же православная церковь , по сознанию самих старообрядцев, «в догматах богословия не погрешает», то тем более усугубляется вина противников церкви, предков нынешних старообрядцев, которые устно и письменно проповедывали «яко ересьми многими и антихристовою скверною осквернены церкви и чины, и таинства, и церковная» (Деяния собора 1667 года, лист 2 об.). На таких-то вот непокорников и хулителей и произносится соборами суд отлучения от церкви. Ибо «имать церковь и достоинство отъ Христа, – говорится в Малом катихизисе, – яко не токмо простыхъ людей наказуетъ, но и клириковъ, епископовъ же и большихъ, на собор вселенскомъ по винамъ ихъ подъ влагати и отлучати, яже сама едина сущи столпомъ и истины» (лист 25; у Озерского часть 1, с.26). Преподобный Иосиф Волоцкий в книге своей: «Просветитель» пишет: «аще кто обезчеститъ образъ царевъ, главною мучится: кольми паче Небеснаго Царя, или святыхъ или церковь кто обезчеститъ, которыя муки достоинъ есть? – по божественнымъ правиламъ зд главною да казнится и вчному да предастся, по смерти же с и съ распеншими Христа рекшими: кровь его на насъ и на чадхъ нашихъ, въ огнь вчный да осудится» (Слово 7). Вот как строго святые отцы судят хулителей церкви, с каковыми имел дело и собор 1667 года 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

– Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год. – Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы – в качестве пенсии. – При увольнении в запас чины, награжденные знаком 2 степени, представлялись к званию подпрапорщика (или ему соответствующего), а награжденные 1-й степенью представлялись к такому же званию при награждении. – При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени одновременно жаловался следующий чин. – Нижние чины, имеющие Георгиевский крест 3 и 4 степеней, при пожаловании медалью «За усердие» представлялись к шейной серебряной медали, а имеющие Георгиевский крест 1 и 2 степеней – к золотой шейной медали. – Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только по суду. – В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно. Георгиевская медаль Георгиевская медаль была учреждена 10 августа 1913 года вместо медали «За храбрость», учрежденной в 1878 году, и причислена к Военному Ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Изменение статута медали было вызвано изменением свойств боя на суше и на море и, в особенности, с чрезвычайным развитием техники военного и морского дела, а также для отличия тех нижних воинских чинов, деяния которых не подходят под требования статута Георгиевского креста и лиц, не принадлежащих к составу армии и флота. Георгиевской медалью могли быть награждены: 1. В военное время. – Нижние воинские чины за проявленные ими подвиги мужества и храбрости в военное и мирное время. – Лица, не имеющие воинское звание и даже не принадлежащие к составу армии и флота, но лишь за отличия, оказанные в бою против неприятеля. Георгиевская медаль имела четыре степени: – Первая степень: золотая медаль, носимая на груди на Георгиевской ленте, с бантом, на лицевой стороне которой изображение Императора Николая II; на обратной стороне медали указана степень и номер медали и надпись «за храбрость».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Основанием разделения ангелов на степени и чины служит различие совершенств богосозданной природы ангелов, иначе – большая или меньшая крепость духовных сил их, полученных при творении. Указание на это можно видеть в словах апостола Павла о Сыне Божием: Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все (следовательно, и другие, кроме исчисленных, ангельские, степени) Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). Если созданы чины ангельские, значит разделение на чины не явилось когда-либо после. Посему Церковью было осуждено мнение Оригена , будто все ангелы первоначально по своей природ и силам были равны и будто степени между ними явились после того, как некоторые из них пали. 107 Сообразно с совершенствами богосозданной природы и положением разных ангельских чинов в небесной иерархии отцы церкви представляли их ведение и взаимные отношения. «Ангелы видят, поколику вмещают, и архангелы, сколько в состоянии видеть, говорит св. Кирилл иерус., престолы же и господства видят больше в сравнении с первыми, но меньше в сравнении с достоинством Божиим», т. е. не постигают самого существа Божия. 108 Просвещаются они, по словам св. Григория Богослова , «соразмерно с их естеством и чином». 109 «Престолы, херувимы, серафимы поучаются от Бога, как высшие и ближайшие к Богу, а от них поучаются и нижние чины.» говорит св. Афанасий. 110 «Просвещают они друг друга, рассуждает св. Иоанн Дамаскин , по преимуществу чина или естества. 111 Такое учение вошло и в Православное исповедание веры (отв. на вопр. 20), в котором говорится: «они (ангелы) поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших». Сообразно с этим, должно думать, совершаются и тайны священноначалия в мире ангельском, но в точности об этом знает один Бог, виновник их иерархии, знают также и они сами. 112 В виду различной крепости духовных сил и совершенств ангелов, некоторые из отцов церкви различным степеням ангелов назначали и различные небеса. 113 III. В св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом всякие споры и недоумения священников были разрешены; алтарный мятеж был прекращен. Виновники возмущения остались без наказания, потому что во главе их стоял Леонтий – духовный отец самого настоятеля. Но чтобы и вперед не происходило подобного рода недоумений, взаимных укоризн и вражды, столь соблазнительных для прочей братии, Варфоломей со священниками и дьяконами тем же «излюбвым приговором» от 16 февраля взаимно обязали друг друга не вводить в богослужение «никаких ново вводных чинов под опасением «смирении монастырским жестоким смирением». «А кто будет от нас священников и дьяконов», говорится в приговоре 16 февраля, «какие вводить ново вводные чины без государева указу и без святительского веления, или друг друга укорять ново вводным в чины, а подлинно не доведет, и тех смирять монастырским жестоким смирением; а буде я, архимандрит, стану преввращать чины церковные и вводить чины новые без государева указу и без святительского веления и им священникам и дьяконам мне о том говорить безстудения, а где я, архимандрит, не послушаю, и им на меня писать к великому господину преосвященному митрополиту, кто будет в великом Новгороде; а буде мы священники и дьяконы, умысла каким умыслом, и не с общего совету, или друг друга послушан, на государя отца своего, архимандрита Варфоломея, станем писать в великий Новгород преосвященному митрополиту, кто будет в великом Новгороде, и про наши какие затейные умыслы и письма до-пряма сыщется, и ему отцу вашему, архимандриту Варфоломею за те затейные умыслы и письма нас смирять монастырским жестоким смирением без пощады и отлучать от божественной службы» 216 . V. Положение дела с 1663 до 1666 г. – Спокойствие и тишина в монастыре при старых церковных порядках. – Подметные письма от мятежников с целью возмущения братии. – Вызов Варфоломея в Москву и посланная с ним к царю первая Соловецкая челобитная о старой вере. – Раскаяние Варфоломея и некоторых монахов из его партии. Результатом «излюбного» приговора 16 февраля 1663 года было некоторое спокойствие в монастыре, продолжавшееся до вызова в 1666 году архимандрита Варфоломея в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Православная Церковь присоединяет себе иноверных возрастных людей не всех одинаковым образом, но иначе тех, кои не были крещены (иудеев, магометан), иначе крещенных, но не помазанных св. миром (лютеран, некоторых католиков и др.), иначе крещенных и миропомазанных, но не принадлежащих к Православной Церкви. Чины, как принимать тех и других, содержатся в книге, называемой: «Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви». В 1895 году издана Св. Синодом первым тиснением книга под заглавием: Книга чинов присоединения к Православию. В ней содержатся следующие чины: како приимати приходящих к Православной Церкви от римско-латинского вероисповедания; от армянскаго; от лютеранскаго; от реформатскаго; от иудейския веры; от магометан; от язычества 260 ; чин, како миром помазати к православной вере приходящих и церкви соборней соединяющихся. За сим издана 2-я часть книги: «Книга чинов присоединения к православию». В книге находятся чины: а) приходящим от духоборцев; б) от молокан уклейнцев; в) от молокан Донского толка; г) от штундизма; д) от младоштундистов (духовных;) е) от хлыстов; ж) от скопцов. Отдельною книжкою напечатан в Москве в 1891 году чин, како приимати от раскольников в соединение с Православною Церковию приходящих. В 1898 году особою книжкою напечатан чин, како приимати приходящих к Православней Церкви от несторианского вероисповедания. Этот чин также находится в книжке: «Присоединение к Православной Церкви из несторианского вероисповедания епископа Супурганского Ионы и других, состоящих при нем, клириков». Чин был напечатан и в Церковных Ведомостях 1898 года, 13. И отдельно были прежде напечатаны чинопоследования: 1) како приимати от раскольников в соединение с Православною Церковию приходящих; 2) о том, как принимать в православную веру приходящих от латинства, от армян и лютеранского и реформатского исповедания; 3) о принятии от иудейской веры, от магометан и от язычества. Последование молебных пений Книга молебных пений содержит в себе последования и чины для молебных пений. Некоторые из них находятся и в Большом Требнике. В последованиях есть каноны, именно: в последовании молебна во время брани против супостатов, – молебна благодарственного, – молебна во время бездождия, – безведрия. В чинах молебных пений нет канонов. Последование в Неделю Православия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Дозволено лишь Монастырскому Приказу оставить самое малое число слуг и служебников, без которых не возможно обойтись, и то не во всех позволялось только настоятелям и келарям иметь келейников из престарелых В женских монастырях запрещалось жить родственницам монахинь, и если они оказывались, то велено выдать их замуж по их желанию или постричь по достижении 40 С течением времени число монахов, найденное во время переписи, уменьшалось, пострижение вновь или вовсе не допускалось, или только с особенного разрешения Монастырского вместо убылых монахов посылались в монастыри больные и нищие, даже умалишенные и осужденные в каторгу, но не способные к После 1715 года в замен убылых монахов помещались отставные военные чины, не имеющие средств прокормления. Скоро вошло в закон, по которому увечные и больные военные чины стали пользоваться содержанием от монастырей. Для приведения в действие этого закона, велено было довести число монахов в каждом монастыре до такой нормы, по которой бы за покрытием самых необходимых расходов на содержание монахов оставался избыток от монастырских доходов для благотворительных целей. В разные времена Монастырский Приказ в разных монастырях ограничил количество монахов определенным По мере уменьшения этого количества помещались в монастырь военные чины. Но окончательного штата в каждом монастыре не установил Приказ и твердых оснований для определения его не выработал. Самые намерения Петра, мысль его—согласить содержание отставных военных чинов с штатом монастырей—Приказ не организовал в определенные формы для выполнения. Со времени подчинения Приказа Св. Синоду, выработались Правила, по которым отставные воинские чины пользовались от монастырей содержанием. Время впрочем показало, что самая мысль возложить на церковь или частнее на монастыри содержание людей, служивших государству и в этой службе истративших все свои силы, должна быть оставлена. В круг деятельности Монастырского Приказа при устройстве штатов в каждом монастыре входила забота о том, чтобы совершилось преобразование в самой внутренней жизни монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

В заключение почитаем нужным сказать,· что хотя к концу средних веков список церковных чинов сделался гораздо полнее списков прежних, однако число оффикиалов не соответствовало числу чинов, и многие чины были не заняты. Если правда, что список чинов, помещённый пред большим списком Кодина, принадлежит Кодину же, как гласит надписание; то нет другого средства объяснить численную разность между этими списками, как только предположением, что малый список содержит в себе только те чины, которые во время Кодина были заняты, а большой — все вообще чины. Малый список Кодина содержит в себе только 32 чина, тогда как в большом списке помещено 45 чинов. Предположение это подтверждает сам Кодин. «Прежде, — говорит он, — церковь имела у себя архидиакона, а ныне нет; архидиакона имеет только императорский клир. Равно и протопсальта нет в церкви, а только один доместик, тогда как императорский клир имеет у себя и того и другого. Причина не известна» . Можно догадываться, что причиной уменьшения оффикиалов при великой церкви было желание императоров византийских, чтобы их придворный клир был больше клира патриаршего. Третьяков И.И. О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века//“Православный Собеседник”, 1868. Ч. II. c. 39–81. Примечания:  Слово φφκιον в приложении к церковным чинам в первый раз употреблено в 7м правиле шестого вселенского собора: μεμαϑκαμεν ν τισ τν κκλησιν διακνους τυγχνειν φφκια κκλησιαστικ χοντας. Но здесь с этим словом соединяется понятие о должностях, относящихся собственно к внешнему церковному управлению, как видно из слов правила: πειδ τν κατ τν κσμον ξιωμτων κρεττονα ξιματα πνευματικ (или, как выше сказано, φφκια) πιστμεϑα, т. е. ибо мы ведаем, что достоинства, или должности духовные (как напр., богослужебные и пастырские должности пресвитера) важнее должностей, относящихся к миру (какова напр., должность эконома, относящаяся к внешнему служению Церкви). Книг. правил л. 80, 81. СПб. 1839. Но впоследствии, именно в средние века, со словом φφκιον соединялось понятие о чинах церковных вообще, какие бы должности ни имели эти чины. Во всех списках чинов эти последние называются φφκια. Так список чинов, приписываемый Кодиву, имеет следующую надпись: Το σοφωττου Κουροπαλτου… περ τν φφικων τς μεγλης κκλησας. Byzant. scriptor. tom. XVIII, pag. 1.

http://azbyka.ru/o-chinah-patriarshej-ko...

Т Типикон ( греч, τυπικν – образ, тип) – 1. Богослужебный устав, сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. 2. Богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб, в том числе описание воскресных всенощных бдений, порядок соединения изменяемых и неизменяемых частей богослужения, указания о совершении храмовых праздников, а также правила о постах и правила монастырского общежития. Трапезная (от греч. τρπεζα – стол, еда) – здание в монастыре, в котором монашествующие собираются для принятия пищи; известны Т. палаты и специальные Т. храмы. Требник – богослужебная книга, содержащая чинопоследования частного богослужения (требы). Различаются Т. большой, малый и дополнительный. В большом Т. изложены последования таинств и служб (погребение усопших, освящение воды, пострижение в монашество), а также: молитвословия на разные житейские обстоятельства (освящение помещений, плодов земных и различных предметов, испрашивание благословения Божия, отгнание злых духов и многое другое), чины принятия Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее, чины на освящение храма, Номоканон (собрание канонических правил, в основном касающихся порядка исповеди и устанавливающих епитимии за различные грехи), Месяцеслов и алфавитный указатель имен святых. Т. малый содержит извлечения из большого Т. последований тех треб, которые приходится совершать чаще других. Т. дополнительный содержит чины освящений храма и храмовых предметов (богослужебные сосуды, священные одежды, иконы, иконостас, колокол, крест на храме, крест, носимый на груди), сюда входят также чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонных зелий и др. Требы – богослужения, совершаемые «по требованию», т. е. в особых случаях, по просьбе одного или нескольких верующих. В число Т. входит совершение таинств (кроме Евхаристии и Хиротонии), а также других молитвенных последований (отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение и т. п.). Чинопоследования Т. содержатся в Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

аном. IV, 2. Сн. Ориг. О начал. I, 5; блаж. Феодор. и Феофил. На Еф 1, 22). Основанием разделения ангелов на степени и чины служит различие совершенств богосозданной природы ангелов, иначе — большая или меньшая крепость духовных сил их, полученных при творении. Указание на это можно видеть в словах апостола Павла ο Сыне Божием: Тем создана быша всяческая… аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая (следовательно, и другие, кроме исчисленных, ангельские степени) Тем и ο Нем создашася (Кол 1, 16). Если созданы чины ангельские, значит разделение на чины не явилось когда-либо после. Поэтому церковью (на V Вс. Соб.) было осуждено мнение Оригена, будто все ангелы первоначально по своей природе и силам были равны и будто степени между ними явились после того, как некоторые из них пали. Сообразно с совершенствами богосозданной природы и положением разных ангельских чинов в небесной иерархии отцы церкви представляли их ведение и взаимные отношения. Просвещаются они, по словам св. Григория В. «соразмерно с их естеством и чином» (Сл. 28). «Престолы, херувимы, серафимы поучаются от Бога, как высшие и ближайшие к Богу, а от них поучаются и низшие чины», говорит св. Афанасий. «Просвещают они друг друга, — рассуждает св. И. Дамаскин, — по преимуществу чина или естества». Такое учение вошло и в Православное исповедание веры» (отв. на вопр. 20), в котором говорится: «они (ангелы) поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших». Сообразно с этим, должно думать, совершаются и тайны священноначалия в мире ангельском, но в точности об этом знает один Бог, виновник их иерархии, знают также и они сами. (О неб. иер. VIII, 1; IX, 2).   III. B Св. Писании, кроме упоминания ο девяти чинах ангельских, усвояются некоторым из ангелов, — наивысшим, — собственные имена. Имена указывают прежде всего их занятия, но вместе дают видеть и свойства этих ангелов. Св. Писание указывает таких имен пять (два — в канонических и три — неканонических книгах), а два имени указываются Преданием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010