Самые высшие и ближайшие к царю сановники, чины кувуклия и царские телохранители, располагались в палатах близ Хрисотриклина, или Золотой палаты, откуда выходил царь. Все придворные чины были одеты в соответствующие парадные облачения – скарамангии 336 и хламиды разного цвета и материй. В восьмом часу утра из внутренних покоев царь, облачённый в скарамангий, выходил в Золотую палату и молился пред образом Спасителя в восточной конке. К нему немедленно являлся препозит (министр двора), кланялся и, вступив в обязанности распорядителя церемонии, приказывал веститорам подать царю обшитый золотом плащ. Облачившись в него, царь, в сопровождении препозита, паракимомена, протовестиария, китонита, папия и других высших чинов кувуклия, выходил из Хрисотриклина в соседнюю палату – Сигму Триконха, где его встречали и приветствовали высшие сановники и чины царской свиты и охраны – логофет дрома, протоасикрит, протонотарий, протоспафарии и спафарии и т. д. Предшествуемый и сопровождаемый всеми этими чинами кувуклия и охраны, царь направлялся во дворец Дафны, где, прежде всего, заходил в дворцовый храм ( εκτριον) Пресвятой Богородицы, брал у препозита зажжённые восковые свечи, совершал троекратный поклон и молился, после чего кувикулярии ставили эти свечи перед иконами. Отсюда царь шёл в соседний дворцовый храм Св. Троицы, где также молился, совершая три поклона со свечами в руках, а после заходил в Крестильницу при дворце Дафны, молился перед стоявшими здесь большими и великолепными крестами и приказывал препозиту поставить свечи. В то время как царь молился в этих евктириях, придворные чины собирались в тронной палате Дафны (Августей), где и приветствовали царя, когда он входил сюда из Крестильницы. Затем царь направлялся в придворный храм св. Стефана, молился со свечами в руках и поклонялся большому и великолепному кресту св. Константина Великого и, наконец, достигал Китона (Покоя) Дафны, где и ожидал того момента, когда патриарх через своего референдария известит его о ходе службы в храме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

При всей убийственности материалов о поведении и нравах греческого православного духовенства на Востоке и при приезде его представителей в Россию Николай Федорович отнюдь не выглядит ненавистником греков, среди которых находит примеры подлинного благочестия и мудрости. Его гораздо больше занимает вопрос о том, насколько верен был признанный официальной церковью в результате реформ Никона тезис о «несостоятельности предшествующей русской церковной жизни». Изучению этого вопроса Каптерев посвятил новое многолетнее архивное исследование, первые же главы которого, как мы помним, печатавшиеся в «Православном обозрении» за 1887 год, немедленно вызвали нападки Субботина. Как ученый формулировал для себя задачу работы « Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники»? Мы можем использовать для ответа на этот вопрос свидетельство самого Николая Федоровича, опубликованное гораздо позже. «До сих пор,– иронически замечает ученый,– история возникновения у нас старообрядчества изучалась и писалась по преимуществу полемистами с расколом, которые, в большинстве случаев, изучали события с тенденциозно-полемической точки зрения, старались видеть и находить в них только то, что содействовало и помогало их полемике со старообрядцами, поставленной ими очень своеобразно. Тогдашние полемисты с расколом на вопрос, откуда и как произошли у нас искажения древних православных чинов и обрядов и каким образом эти искаженные чины и обряды попали в наши церковно-богослужебные книги, обыкновенно отвечали: древние православные обряды и чины исказило вековое русское невежество, а в наши печатные церковные книги они внесены были при патриархе Иосифе невежественными книжными справщиками Аввакумом, Нероновым, Лазарем и другими, которые, восставая потом против реформы Никона, в существе дела отстаивали только творение своих собственных невежественных рук. Между тем...– констатировал Николай Федорович – мною ясно было показано, что Аввакум, Неронов, Лазарь и другие никогда не были книжными справщиками и вообще никогда к книжной справе никакого отношения не имели... На вопрос, необходимо отсюда возникший: кто же, в таком случае, и когда испортил наши древние церковные чины и обряды, которые потом Никону пришлось исправлять, мною был дан такой ответ: древние наши церковные чины и обряды никогда никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков (при Владимире Святом.– А.Б.), только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизмененных, почему впоследствии и явилась рознь между московскими церковными чинами и обрядами и позднейшими греческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Святейшее Таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поместных Церквах (и даже в пределах одной и той же Церкви) стали оформляться отличные друг от друга чины Литургии. Существовали персидские, египетские, сирийские, западные и многие другие чинопоследования, внутри которых также наблюдались различия. Только сирийских чинов насчитывалось более шестидесяти. Но такое их разнообразие не является свидетельством разности в вероучении. Будучи едины по своей сути, они различались лишь в подробностях, деталях, образующих форму конкретного чина. Самыми значимыми были древние последования, послужившие основой для Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустог о. 1 . Климентова Литургия (ее чинопоследование находится в VIII книге Апостольских постановлений). 2 . Литургия святого апостола Иакова, брата Господня по плоти (совершалась в Иерусалимской и Антиохийской Церквах). 3 . Литургия апостола и евангелиста Марка (совершалась в Египетских Церквах). В I-II веках чины многочисленных Литургий не были письменно зафиксированы и передавались в устной форме. Но с момента появления ересей возникла потребность в письменной фиксации и, более того, унификации последований различных чинов. Эта миссия была выполнена святителями Василием Великим (ок. 330–379) и Иоанном Златоустом (ок. 347 –14 сентября 407), которые стяжали славу учителей Церкви. Ими были составлены стройные чины Литургий, называемые теперь их именами, в которых Божественная служба была изложена в строгой последовательности и гармоничности ее частей. По мнению некоторых толкователей, одна из целей при составлении этих последований состояла в том, чтобы сократить Литургию до апостольского чина, сохранив его основное содержание. К VI веку Литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста совершались по всему православному Востоку. Но современные чины святительских Литургий сильно отличаются от первоначальных. Процесс таких изменений естественен и охватывает все стороны жизни Церкви. В частности, все части чина, предшествующие малому входу, – позднего происхождения; Трисвятое добавлено не раньше 438–439 года; молитва входа заимствована из Литургии апостола Иакова; Херувимские песни («Иже херувимы» и «Вечери Твоея») введены в 565–578 годах и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В первый раз чин присоединения еретиков через Крещение, как отдельный от общего чинопоследования Крещения иноверных, встречается в " патриаршем Евхологионе " , неизвестно когда составленном, но известном уже в начале XV века - чин, помещенный в " Евхологионе " Гоара. В том же Евхологионе Гоар помещает и другой древний чин присоединения через Крещение манихеев, отличающийся от общего чинопоследования Крещения в некоторых частностях, но по своему внутреннему характеру вполне согласный с этим последним. присоединяемый по этому чину должен предварительно две недели поститься, при отрицании - произ­носить проклятие сначала на начальников ересей, а потом на их последователей, хулящих Ветхий и Новый Завет, пророков и Моисея, признающих два начала бытия - доброе и злое, поклоняющихся солнцу, звездам и т.д. В этом же чине помещается и известная молитва оглашения: " Боже великий, высокий и великоименитый... " . В рукописных славянских требниках и сборниках XV и XVI веков помещаются те же самые чины Крещения еретиков, что и в Евхологионе Гоара. Таковы чины - " о еже како достоит приимати, еже от ересей различных святей Божией апостольстей Церкви приходящих " и " како достоит приимати списанием ересь тех, иже от манихеи приходящих святей Божией соборной и апостольстей Церкви " - в рукописном требнике начала XV века и в требнике XVI века. В рукописных и печатных требниках XVII века чины Крещения неправославных и других иноверных излагаются уже гораздо полнее и подробнее. В них содержатся оглашения, молитвы, вопрошения о вере и отрицания от заблуждений. Эти чины сходны между собой по своему литургическому составу и по внутреннему характеру, различие касается содержания вопрошений и отрицаний, а также времени и места оглашения и отрицаний. Так, по чину " аще кто в ереси быв крещен сый и обратится, либо хвалисин, либо жидовин, либо кий еретик " , излагаемому в рукописи XVII века, желающий креститься встает посреди церкви и начинает проклинать все ереси, бывшие от начала и до последнего времени, затем следуют троекратные вопрошения о вере во Святую Троицу, молитвы и т.д.

http://bogoslov.ru/article/1331505

Несмотря на то что каждому священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе,— таинство Священства и некоторые священнодействия могут быть совершены только епископом: «Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мvpa и священное совершеннодействие жертвенника (т. е. освящение престола. — Ред. ) единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов» (Агеор. ЕН. 5. 5). Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме), поэтому А. б. принято называть именно указанные таинство и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и др. служб, которые связаны с участием в них архиерея. Священнодействия, совершаемые только архиереем. В визант. обряде, принятом ныне в правосл. Церкви, только епископом могут быть совершены следующие священнодействия: рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии неск. епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца (с сер. XVII в. этот чин в РПЦ, как правило, не отделяется от хиротесии чтеца; в греч. Церквах эти чины разделены — ρχιερατικν. Σ. 99–100); хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.); награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными; чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение — см. в ст. «Освящение храма») и антиминса; чин освящения мvpa (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению); чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом гос-ве); большинство действ литургических (чины шествия на осляти, пещного действа и др.) предполагают обязательное участие архиерея. Большой Требник (со ссылкой на Дионисия Ареопагита  — см. Areop. EH. 5. 5) вкратце указывает: «Три убо действа суть, от нихже ни единнаго священннкъ кроме самаго точию архиерея совершати может. Первое, мvpa свящние. Второе, жертвенника, и храма священие. Третие, рукоположение священства» (гл. 109. Л.  2 ⁄ 6 ). Порядок всех перечисленных священнодействий см. в соответствующих статьях.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

814 (Заметь), что божественные силы не только сами свободны от скверн и гнусностей, но и невосприимчивы для всякого связанного с материей мечтания, беспримесны для всякого ущерба и совершенно не знают никакого ухудшающего умаления. Понимай это так, что они не по природе неизменны, но, будучи свободны в выборе, по причине горячего желания блага склонившись к Благу, остались такими, и неизменность стала как бы их свойством. По природе ведь один Бог неизменен, будь они так сотворены, не отпал бы дьявол . Но и они все принадлежат одному равному чину. Ведь то, что по природе благо, умаления не имеет. 815 Тождественным называет этот святой их движение как неизменное и неуклонное, одинаково происходящее. Движение же у них – это деятельность уразумения, ибо они суть умы неумолчные. Отметь и выражение «в неизменности боголюбия» и прочти четвертую главу книги «О божественных именах» и восьмую главу настоящего трактата. 816 Заметь, почему эти святые чины называются созерцающими и что не через символы или образы Писания обретают они боговедение, в отличие от нас. 817 Созерцателями (теорами) называются наблюдатели (эпопты) таинств. Святым же это открывается с помощью того, что говорится о Боге в доступных чувствам формах символически, что невозможно помыслить применительно к высшим силам. И заметь, что «трисветлое созерцание» сказано вместо «триипостасная единая божественность». 818 Приобщением Иисусу он называет причастность славе и неизреченному сиянию тела Христова, ибо Он с плотью совосседает с Отцом. 819 Заметь, что уподобление Господу Иисусу теургично, т.е. делает уподобляющихся богами, так как эти чины непосредственно, минуя символы, уподобляются Христу, от Него это восприняв. 820 Заметь, что эти силы первозданны и что эти (небесные чины) обладают достоинствами Господа Иисуса Христа как силами. 821 Заметь, почему называются совершенными эти божественные силы. Искусством же разбираться в пестроте он называет изъяснение и истолкование священного предания, в чем нуждаются и меньшие чины, как он впереди говорит, и гораздо более люди. Ибо помимо толкований, толкующих многопеструю премудрость святых умозрений, невозможно их понять ни нам, ни меньшим – первых трех чинов. Почему он и говорит, что подчиненными чинами священноначальствует только каждый первый (чин), а не (какая-то) иная сила. А высочайших этих порядков иерархией священноначальствует один Бог, а не (какая-то) иная сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем дворце император получает те же Божественные почести, которыя имел Divus Август, Кесарь Римский. Его видоизмененная христианским строем жизнь течет по известному ритуалу, и в его дворцовых выходах на больших празднествах мы видим, как обряды отразили здесь особенно наглядно понимание величия царской власти. Эти обряды записаны императором Константином Порфирородным в XI веке в его сочинении «De ceremoniis aulae Byzantinae» и изучены профессором Беляевым, у которого мы и почерпаем их из его сочинения «Byzantina». iv) Праздничные выходы Византийских императоров Читая очерк праздничного выхода Византийского царя в храм Св. Софии во времена расцвета придворного блеска в XI веке, мы видим, с одной стороны, ту же адорацию древне Римского императора в новых христианских формах, а с другой стороны, иллюстрацию положения императора в Церкви как священного чина. Церемонии выходов необыкновенно пышны. В каждый такой праздничный выход ранним утром все чины собираются в Большом Императорском Дворце и располагаются в тех помещениях, где надлежало им приветствовать царя по пути его шествия в храм Св. Софии. Все чины облекались в установленные в соответствии с праздником одежды. Когда все приготовлено к выходу, император выходил из внутренних покоев в золотую палату, где облачался в золотом обшитый плащ и в сопровождении некоторых чинов отправлялся в проход 40 мучеников, где ему поклонялись и приветствовали его собравшиеся чины кувуклия, которые присоединялись к свите императора и шли с ним дальше во дворец Дафны, по пути к коему императора встречали и приветствовали высшие сановники и чины царской свиты и охраны. Предшествуемый этими чинами император заходил в дворцовый храм Пресвятой Богородицы, брал восковыя свечи у препозита и с зажженными свечами в руках совершал троекратный поклон и молился. Отсюда император отправлялся в дворцовый храм Св. Троицы, где также молился и совершал три поклона со свечами в руках. После этого император заходил в крестильницу во Дворце Дафны, молился там перед стоявшими тремя крестами и давал знак препозиту, а тот кувикуляриям, чтобы они перед крестами поставили свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Кроме монахов не велено держать в монастырях никого, по распоряжению монастырских властей. Дозволено лишь Монастырскому Приказу оставить самое малое число слуг и служебников, без которых невозможно обойтись, и то не во всех монастырях 377 ; позволялось только настоятелям и келарям иметь келейников из престарелых бельцов 378 . В женских монастырях запрещалось жить родственницам монахинь, и если они оказывались, то велено выдать их замуж по их желанию или постричь по достижении 40 лет 379 . С течением времени число монахов, найденное во время переписи, уменьшалось, пострижение вновь или вовсе не допускалось, или только с особенного разрешения Монастырского Приказа 380 , вместо убылых монахов посылались в монастыри больные и нищие, даже умалишенные и осужденные в каторгу, но не способные, к работе 381 »). После 1715 года взамен убылых монахов помещались отставные военные чины, не имеющие средств прокормления. Скоро вошло в закон, по которому увечные и больные военные чины стали пользоваться содержанием от монастырей. Для приведения в действие этого закона, велено было довести число монахов в каждом монастыре до такой нормы, по которой бы за покрытием самых необходимых расходов на содержание монахов оставался избыток от монастырских доходов для благотворительных целей. В разные времена Монастырский Приказ в разных монастырях ограничил количество монахов определенным числом 382 . По мере уменьшения этого количества помещались в монастырь военные чины. Но окончательного штата в каждом монастыре не установил Приказ и твердых оснований для определения его не выработал. Самые намерения Петра, мысль его – согласить содержание отставных военных чинов со штатом монастырей – Приказ не организовал в определенный формы для выполнения. Со времени подчинения Приказа Св. Синоду, выработались правила, по которым отставные воинские чины пользовались от монастырей содержанием. Время, впрочем, показало, что самая мысль возложить на церковь или, частнее, на монастыри содержание людей, служивших государству и в этой службе истративших все свои силы, должна быть оставлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Сделав наставление, чтобы Иисусову молитву глаголати, согласно соборному указанию, «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас; аминь,» – отцы собора, говорят далее: «но и сия молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, не прекословящим свободна есть ко читанию. Противящиеся паки сия молитвы: Господи Иисусе Христе Боже наш, узаконением, да увещаются, еже научитися чести ю благоговейно, яко отцы святыми преданную» (л. 33 ов.). – Итак отцы собора «не прекословящим», т. е. тем, кои не восстают против Св. церкви, не хулят новоисправленные чины и обряды, разрешают употреблять тот и другой обряд, ту и другую молитву. Собор так понимал и сделал такое же постановление не об одной только Иисусовой молитве, но и о прочих, так называемым, старых обрядах... «Сие есть наше толкование и заповедь (т. е. понимание и определение) и «о святом Символе, об аллилуии и о знамении честнаго животворящаго креста, о сложении перстов, и о Иисусове молитве» (л.л. 33 об. –34.). Еще яснее эта мысль, т. е. что хулы и укоризны первоучителей раскола, а не одно простое употребление обряда старого и неприятие нового, навлекли на них клятву, – мысль эта подтверждается 17 правилом собора 1667 г., – в котором читаем: «Благословихом убо, яко всякий освященнаго чина, и монахи, одеяние да носит, яко же носят вси освященнаго чина, и монахи, святыя восточныя церкве, обыче не принуждаем; но подражателей ее благословляем. Аще же кто непокорен и не хощет такова одеяния носити повелеваем, да не укоряет носящих. Аще ли кто станет укорять носящих гречески одежды, таковый аще от священнаго чина, да извержется, аще ли от мирскаго, да будет отлучен», (л. 14 и об.). Собор узаконяет для священнослужителей известную одежду, при этом благословляя тех, кои станут носить эту одежду, собор не принуждает к этому всех, но требует, чтобы те, кои не станут следовать соборному уложению не укоряли тех, кто будет исполнять соборный наказ; в противном случае, т. е. если будут укорять исполняющих соборное приказание об одежде, лицам священного чина угрожает извержением из сана, а мирянам – отлучением от церкви. На кого же здесь налагается клятва? На не покоряющихся собору. За что? Не за то, что они не желают исполнять соборный наказ об одежде, а за то, что, не исполняя сами, они исполняющих соборное уложение – укоряют, порицают. – Так и об обрядах разумей. Собор узаконоположил известные обряды, но «обаче не принуждает, а подражателей (исполнителей) благословляет. Если же кто непокорен не хочет употреблять исправленные чины и обряды, – собор повелевает, да не укоряют тех, кои будут употреблять исправленные чины и обряды. Если же кто станет укорять, хулить тех, кто принимает исправленные чины, обряды и книги, таковой подвергается клятве». –

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010