Рубрики 21 ноября 2023: Собор Архистратига Михаила 18 мин., 20.11.2022 Поделиться Содержание 21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг. Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым». Когда празднуется Собор Архистратига Михаила Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник. Что можно есть на Собор Архистратига Михаила Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу. Ангельские чины Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Архангел Михаил

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ древняя самостоятельная литургическая традиция Иерусалимской Православной Церкви , бытовавшая с IV примерно до X в. Первоначально И. б. сформировалось на основе раннехрист. практик Иерусалима, Антиохии и, возможно, Александрии. После превращения Иерусалима в IV в. в крупнейший паломнический центр христ. мира и кафедру Предстоятеля независимой Поместной Церкви И. б. получило широкое распространение в Палестине и ближайших к ней областях. И. б. оказало конституирующее влияние на развитие армянского обряда и первоначальной богослужебной традиции Грузинской Православной Церкви , а вместе с литургической практикой К-поля IV-VIII вв. образовало фундамент для развития византийского богослужения (т. е. того богослужебного типа, к-рый повсеместно практикуется в правосл. Церкви с VIII-XI вв.; см.: Пентковский. 2001); кроме того, благодаря постоянному притоку паломников в Св. град и их знакомству с И. б., оно оказало влияние и на обычаи др. Церквей, включая западную. С XI в. И. б. как самостоятельная литургическая традиция прекратило существование, а соответствующие ему богослужебные книги (и, следов., тексты чинопоследований литургии, таинств и проч., песнопения праздников и т. д.) в Иерусалимской Церкви были полностью заменены комплектом книг, принятых в рамках визант. богослужения. Предыстория О богослужении Иерусалимской Церкви в апостольскую эпоху (т. е. до разрушения города римлянами в 70 г.) сохранились лишь общие сведения. Поскольку большинство в иерусалимской общине составляли христиане из евреев, продолжавшие соблюдать закон Моисеев, их литургическая жизнь была по-прежнему во многом связана с ветхозаветным Иерусалимским храмом. Они принимали участие в храмовых молитвах (Деян 3. 1; 22. 17; ср.: 2. 42, 46-47; Лк 24. 53), жертвоприношениях и обрядах очищения (Деян 21. 15-26), но при этом держались обособленно от иудеев, регулярно собираясь в притворе (портике) Соломона (Деян 3. 11; 5. 12-13). Важное значение имели также собрания христиан, проходившие в домах верующих (Деян 4. 24-31; 12. 5, 12; ср. 1. 14, 24-25), во время к-рых совершалась Евхаристия - «преломление хлеба» (Деян 2. 46; 20. 7-11; см. статьи Деяния святых апостолов , Евхаристия ). Именно в Иерусалиме впервые отмечается появление служений диаконов и пресвитеров . Кроме того, имеются сведения о практике врачевания (см. статьи Врачевания чины , Елеосвящение ) и о совершении таинства Крещения . Первоначальные богослужебные обычаи Иерусалимской Церкви были так или иначе восприняты в общинах, основанных апостолами, т. е. во всем христ. мире.

http://pravenc.ru/text/иерусалимского ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (комментарий в русле истории) Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Диакон Михаил Желтов Водоосвящение Статья из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. На греч. – Agiasma (топ hudaton); на лат. – aquae benedictio, церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Древнейшей общецерковной практикой является водоосвящение в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященным елеем и св. миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального водоосвящения на Востоке в V–VI вв. сформировались чины водоосвящения на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского водоосвящения таковы, что оно уподобляется Водоосвящению при Крещении и называется Великим водоосвящением. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для придания ей целебных свойств; сохранился ряд молитв водоосвящения такого рода. К молитвам водоосвящения для целей врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения, а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов. Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать водоосвящение через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого водоосвящения (водосвятного молебна) и схожих чинов.

http://sedmitza.ru/text/413021.html

Глава вторая Слова св. апостола Иакова о таинстве елеосвящения (5: 14–15) и определение по ним литургической стороны этого таинства в апостольское время Слова ап. Иакова о таинстве елеосвящения при определении его литургического состава имеют большое значение. Будучи непоколебимым базисом христианской догматики при утверждении ею сакраментального характера за елеосвящением, слова ап. Иакова в то же время определяют в основных чертах и литургическую сторону последнего, намечают существенные ее элементы. Послание свое ап. Иаков писал спустя значительное время после начала своей апостольской деятельности. И Иаков, и другие апостолы ко времени написания первым послания более или менее широко развернули свое проповедническое служение, включили немалое число членов в общение со Христом в Его церкви. Естественно, что и принятие каждого нового члена в общество верующих во Христа и укрепление принятых в христианской жизни и удовлетворение их нужд вызывали необходимость сакраментальных действий над верующими, право на совершение которых было дано апостолу Спасителем. Позволительно поэтому утверждать, что и елеосвящение, назначенное для уврачевания больных, если и не было широко распространено в апостольский век, как прочие таинства, то все же и не было без употребления. Но если оно имело применение в апостольское время еще до написания св. ап. Иаковом своего послания, то с вероятностью можно полагать, что ап. Иакову при упоминании о елеосвящении предносились в памяти случаи врачевания апостолами больных в таинстве св. елея. Отсюда дальнейший вывод тот, что в словах апостола Иакова должно видеть сколько указание, как должно совершать елеосвящение в послеапостольское время, столько же и отголосок того, как совершалось сакраментальное помазание елеем больных самими апостолами. Что же в том и другом отношении дают слова ап. Иакова о елеопомазании? Апостол пишет: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение Православной Церкви ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного

http://pravenc.ru/rubrics/122648_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История формирования чинопоследований и служб ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии

http://pravenc.ru/rubrics/122750_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика Католической Церкви ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника)

http://pravenc.ru/rubrics/122794_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного от физических или душевных заболеваний, а также о прощении его грехов, к-рые могли послужить их причиной. Церковь, отдавая должное медицинской науке (ср.: 1 Тим 5. 23; Кол 4. 14; в совр. серб. Требнике имеется чин благословения на хирургическую операцию), основным и наиболее действенным всегда признавала благодатное врачевание, происходящее по молитве и помогающее одолеть даже те болезни, к-рые совр. медицина считает неизлечимыми. Чудесные исцеления, совершавшиеся Господом или Его святыми, известны во множестве, но кроме особых случаев таких исцелений Церковь знает и специальные чины, посвященные молитве об исцелении больных,- В. ч. В раннем христианстве Исцеление расслабленного. Роспись юго-зап. свода Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563–1564 гг. Исцеление расслабленного. Роспись юго-зап. свода Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563–1564 гг. По свидетельству евангелистов, Сам Господь еще во время земной жизни посылал апостолов совершать исцеления (Мк 6. 6-13; Мф 9. 35-10. 11; Лк 9. 1-6). Отправленные Им 70 учеников (Лк 10. 1, 9), вернувшись, подтвердили силу Его имени (Лк 17-20; ср.: Мк 9. 38; Деян 19. 13-19; использование имени Христа в более позднее время зафиксировано и вне христ. среды, в греч. магических папирусах). В Мк 6. 13 отмечается употребление для совершения чудесных исцелений елея, к-рый в средиземноморской культуре являлся одним из распространенных медицинских средств ( Cels. De med. 2. 14. 4; Seneca. Ep. 53. 5; Plin. Sen. Natur. hist. 15. 4; 23. 39; Philo. Somn. 2. 58; Ios. Flav. Antiq. 17. 172; De bell. 1. 657). Апостолы продолжили служение после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа (Деян 5. 16; 8. 7; 9. 34), совершая исцеления во имя Его (Деян 3. 16). Эти исцеления происходили по вере (Деян 3. 1-10; 14. 8-10), через молитву и возложение рук (Деян 28. 7-8). В Деяниях святых Апостолов сообщается, что исцеляли даже тень ап. Петра (Деян 5. 15) и одежды ап. Павла (Деян 19. 12). Ап. Павел говорит и об особых личных дарах исцелений (χαρσματα αμτων) (1 Кор 12. 9, 28, 30; ср.: Iust. Martyr. Dial. 39).

http://pravenc.ru/text/155418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОДООСВЯЩЕНИЕ [греч. γιασμς (τν δτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение . Совершение В. свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Древнейшей общецерковной практикой является В. в чине таинства Крещения , где вода предстает как вещество таинства , необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященными елеем и св. миром , служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального В. на Востоке в V-VI вв. сформировались чины В. на праздник Богоявления ; как символика, так и благодатное действие богоявленского В. таковы, что оно уподобляется В. при Крещении и называется великим В. Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для сообщения ей целебных свойств; сохранился ряд молитв В. такого рода. К молитвам В. для врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения , а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов - ср.: со следующим выражением из молитвы великого В.: «    [воду.- Ред.]...              »). Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать В. через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого В. (водосвятного молебна) и схожих чинов. На лат. Западе помимо крещального В. распространение получил чин благословения воды через чтение над ней экзорцизма и вложение в нее освященной соли ; благословенная вода широко использовалась для окроплений (в первую очередь церковных зданий и жилых помещений), а также как целебное и апотропеическое средство. Особый чин богоявленского В. на Западе не сформировался, хотя в XX в. распространилась практика в подражание вост. Церквам благословлять воду на этот праздник, но не по крещальному чину, а по обычному лат. чину благословения воды. В. для таинства Крещения

http://pravenc.ru/text/155063.html

Священный Синод принял ряд мер по врачеванию последствий церковного разделения XVII века 31 мая 2014 г. 13:39 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге, заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века, постановил ( журнал 39 ): 1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания. 2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду. 3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. 4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве. 5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений. Патриархия.ru Календарь ← 23 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3664880.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010