Как и то, что приводит к нему. Надо понять причину, приведшую к этой беде. Понять: почему именно с этим человеком такое случилось. Каков его характер и как ему помочь… Мы все созданы друг для друга и талантами своими должны друг дружке помогать. У тебя должен быть дар врачевания душ человеческих… А у тебя — нехватка времени…». Надо отдать должное священнику: тот задумался, вздохнул и попросил старца простить за дурацкий вопрос. Но не все были так умны и совестливы как тот священник. Отца Леонида, с его другом и учителем старцем Антонием уже вынуждали уйти из монастырей именно за это долгое и каждодневное общение с ищущими совета и помощи людьми. Негодование настоятелей было стандартным: «если ты монах, то и молись в тишине своей кельи, спасая душу, а не высовывайся куда не просят!». Но старцы считали себя обязанными служить людям и в монашеском чине. Подолгу стояли к ним огромные очереди, люди шли к ним за советами в делах больших и малых, важных и только казавшимися важными… Не всегда старцы были ласковы с приходящими. Иногда доходило и до суровой отповеди…Но сотни и сотни людей, которым помогли советы монахов, своими рассказами притягивали уже тысячи… Какому настоятелю нужны такие беспокойные насельники? Редкому! Только в Свирском монастыре Леонид с Антонием и могли общаться с людьми без жалоб со стороны братии и нареканий начальства. По душе пришлись они здесь, или как говорится: «ко двору». Словно недостающий кусочек мозаики встал на свое место и завершил картину. Отец Антоний стал в последнее время совсем стар и часто болел, выходя из своей кельи все реже и реже… Леонид ухаживал за ним, не перепоручая это келейникам, хотя у старца уже был свой ученик. Молодой офицер, закончивший инженерное училище, мог бы сделать блестящую карьеру, дотянувшись до чинов немалых, если б не повстречал как-то в Москве старца Леонида, и все чины мира показались ему уже бросовыми…Эта встреча перевернула его жизнь и покачала дорогу совсем иную. Звали молодого офицера Дмитрием Брянчаниновым, и, невзирая на многочисленные сложности и препятствия со стороны родственников и начальства, он все же проявил волю, сменив мундир на платье послушника (В будущем этого юношу ждала удивительная судьба, и данное впоследствии ему в постриге имя, известно практически каждому православному христианину, как и имя его учителя… Но это уже совсем другая история…).

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Молитва: «Боже, Отец всемогущий, по милосердию к человеческим болезням и прегрешениям, пославший Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в уничижении человеческом, чтобы раною тела Его исцелилась рана плоти и души нашей: излей на вещество это освящение для всякого спасения и врачевство, обретаемое от него благочестивой верой. Пусть помазанная им плоть освободится от всякой болезни. По силе благословения Твоего, всякой отогнанной пагубе и всякой удаленной болезни, да, получит вера плод прошения, плоть милость здравия. Освящение Святого Твоего Духа и благость святых Твоих Космы и Дамиана да наполнят душу изобилием благословения, и тела да получат врачевание спасения». Благословение того же: «Всемогущий Боже, благослови и освяти это помазание, приносящее силу всякого здравия, и излей на него от уст Твоих приятные благовония. Сохрани это помазание, Господи, ароматами освящения: пусть все больные получат лекарство здравия; все помазуемые им приимут прощение прегрешений, милость Твоего благочестия, врачевство здравия. Аминь». После этого диакон делает отпуст: «Месса исполнена. Во имя Господа нашего Иисуса Христа да изыдем с миром». В приведенном праздничном освящении помазания обращает на себя внимание уже само освящаемое вещество. Оно называется здесь «помазанием» (unguentum), а не елеем, и именно потому, что освящаемое вещество представляет смесь елея, приятных благовоний (ладана) и ароматов. Характерно и то, что приятные благовония и ароматы в молитве на благословение помазания представлены освящающими это вещество. Такое сочетание веществ и характер их взаимоотношения придают рассматриваемому освящению несколько необычный вид. Между тем, несомненно, что здесь мы имеем дело с освящением помазания для . больных, и сакраментальное назначение его трудно отрицать. Но чем объяснить тогда примесь к елею посторонних веществ и их значение? Возможно, что эти особенности определились под влиянием местных обычаев заклинания и благословения елея для обычного домашнего употребления, при котором к освящаемому елею легко могли найти доступ посторонние вещества 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Оскорбил ли ты ближнего? Восприимешь должное. Восхитил ли что у низших, прибил ли бедного и лицеприятствовал на суде, или бесчестил, озлословил, оклеветал, оболгал, злоумышлял на чужие браки, преступил клятву, преложил пределы отцов, входил в имущество сирот, обижал вдов, настоящую сладость предпочел обетованным благам? Получишь достойное возмездие за все, ибо еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет ( Гал. 6:7 ). Равным образом, если и доброе что сделано тобою, и за то получишь воздаяние многократное, ибо сказано: иже воздаст коемуждо по делом его. Помни о сем воздаянии во всю жизнь и избежишь множества грехов. Начальник спросил: что же должен я делать, авва? Старец ответил: помышляй о вечных, бесконечных и неизменных благах, о том, где нет ночи и нет сна – сего образа смерти; где нет яств и пития – сих служителей нашей немощи; и нет ни скорбей, ни болезней, ни врачевания, ни судов, ни торгов, ни богатства – сего начала зол, предмета войн и корня вражды; где страна живых – не умерших грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе. Тогда начальник воздохнул и сказал: поистине, авва, так есть, как ты сказал. И получив великое назидание, отошел в дом свой, благодаря Бога. 92. Авва Памво послал ученика своего в город Александрию продать рукоделие. Во время шестнадцатидневного пребывания в городе, как сам говорил нам сей ученик, рукоделие продал он в нарфике церковном, в храме святого Марка, видел последование служб православной церкви и заучил тропари. Когда он возвратился, старец спросил его: вижу, сын мой, что ты смущен. Не случилось ли с тобою какого искушения в городе? Брат ответил: поистине, авва, в нерадении иждиваем мы дни свои в пустыне сей, ибо не поем ни канонов, ни тропарей. Когда был я в Александрии, видел там, как поют чины церковные, и стал сильно скорбеть, почему и мы не поем канонов и тропарей? Старец сказал ему: увы нам, сын мой, что приблизились дни, в кои монахи оставят твердую пищу, изреченную Духом Святым, и изберут себе последования с песньми и по гласам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Последний, по поводу обращенных к нему от разных начальствующих лиц военного ведомства ходатайств, просил св. Синод об отчислении некоторых церквей из епархиального в ведомство обер-священника. При этом Державин, между прочим, объяснял, что все церкви, о перечислении которых он ходатайствовал, в составе своих прихожан имеют одних только военных чинов, священнослужители тех церквей получают жалованье из военного департамента или содержатся от состоящих при тех церквах военных команд, и сами те церкви содержатся, и украшаются на счет тех же источников. Приводя сии основания к перечислению таких церквей в ведомство обер-священника, протоиерей Державин указывал и на то, что «по обстоятельствам предлежит необходимость предоставить места при таких церквах многим священнослужителям, которые продолжают службу в армейском ведомстве от 20 до 30 лет и которые в определении на эти места могли бы найти постоянное пристанище и спокойствие, и взамен пенсионов, всеподданнейше испрашиваемых им в награду трудов, подвигов и изнурений, получать безбедное содержание, а в болезненном положении, по преклонности лет и безмездное врачевание». Указывая на сии соображения и основываясь на Высочайших указах об учреждении должности полевого обер-священника, Державин просил св. Синод: «не благоугодно ли будет повелеть: те неподвижные военные церкви, при которых состоят одни военно-сухопутные и морские чины и при которых священно-церковнослужители получают жалованье от военных департаментов, или содержатся от воинских команд, исключив из епархиального ведомства, предоставить оные управлению обер-священника армии и флота, и таким постановлением дать способ успокоить отличившихся в армии долговременной службой и подвигами священнослужителей, открыть возможность вознаградить заслуги их без отягощения казны и устранить для обер-священника затруднения в действиях его по управлению делами относительно воинских команд, чрез существование при тех ведомствах его священнослужителей» 15 . По представленной к делу ведомости всех церквей, остававшихся в епархии и подлежавших перечислению в управление обер-священника, насчитывалось до 28, а в заведовании обер-священника находилось до 35 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

При инертности, неподвижности, близорукости и розни старших митрополитов прочие члены были беспомощны, чтобы достичь в синодальной работе чего-либо путного. Кроме того, рознь между митрополитами простерлась и на прочих членов, [...] Члены Синода раскололись на распутинцев, антираспутинцев и нейтральных. Атмосфера недоверия царила в Синоде. Члены Синода подозревали и боялись друг друга. И походил наш Синод на тот воз, который везли лебедь, рак и щука. Скажу теперь о деловой работе Св. Синода. Заседания проходили по понедельникам, средам и пятницам от 11 до 1 ч. дня. В экстренных случаях назначались заседания и в другие дни, иногда и в вечерние часы. Домой члены Синода обычно никаких дел с собой не брали и ими дома не занимались. Поступившие в Синод дела предварительно переваривались в синодальной канцелярии и уже в переваренном виде докладывались секретарями и обер-секретарями этой канцелярии на заседаниях Синоду. На заседания члены Синода прибывали без лент, но обязательно со звездами на груди и занимали по старшинству места по обеим сторонам длинного стола, стоявшего против портрета государя, перпендикулярно внутренней стене, посреди огромною продолговатого зала. Центральное, высокое с короной кресло под царским портретом я. Как предназначенное для государя, всегда оставалось незанятым. Обер-прокурор со своим товарищами садился за столом, стоявшим около задней стены; управляющий синодальной канцелярией и его помощник – за другим столом, недалеко от входа в зал. Докладчик становился на кафедру у самого синодального стола против портрета Государя. Как обер-прокурор, так и прочие чины, являлись на заседание обязательно в мундирах со старшими орденами и при звездах, у кого они были. Словом, внешняя сторона синодальных заседаний в отношении благолепия и торжественности не оставляла желать ничего лучшего. Дело, вероятно, не пострадало бы, если б этой торжественности было немного и меньше. Деловая же сторона синодальных заседаний была куда слабее. [...] Ослепленные блеском сиявших на груди звезд, убаюканные сытостью и великолепием своих кафедр, усыпленные окружавшею их лестью и низкопоклонством, одни из синодальных членов страшились заглянуть на изнанку жизни с ее плесенью, затхлостью и гнилью, а другие просто ленились пошевелить мозгами. Жизнь кипела и бурлила, события зрели и развивались, церковное дело ждало оживления, с одной стороны, врачевания. С другой синодальная коллегия держала себя как уверенная в бесконечности своего благополучия. Только обеспокоенный этим Тверской архиепископ Серафим от времени до времени напоминал о необходимости скорейшего разрешения шумевшего тогда и в обществе и в Государственной думе приходского вопроса. Ни от кого из других синодальных членов за эти полтора года мне не пришлось услышать ни одно заявления о других назревших серьезных церковных вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, силы каждого эмирата в отдельности уступали могуществу Романии, но для достижения поставленных целей не требовалось иметь большое войско. Достаточно подвижные отряды могли вторгаться на территорию христиан, захватывать пленных, грабить и опустошать города и деревни, уходя обратно до того, как в регион приходила императорская армия. Византийским ответом стало усиление боеспособности пограничных фемных контингентов, организация защиты особо важных укреплений и особая манера ведения войны, описанная в трактате «О боевом сопровождении». Провозглашаемым же врагами лозунгам борьбы за ислам было противопоставлено усиление идеологической работы с воинами и развитие своей концепции «христолюбивого воинства», защищающего от врага народ и его веру. Совершенно естественно, что это сближение происходило и со стороны религиозной традиции: все чаще появлялись специальные чины и последования, призванные обеспечить успех войска в бою. В «Тактике» этот раздел необходимых для стратига дисциплин помещен наравне с иными разделами знания, призванными послужить делу победы – после архитектоники (науке о построении укреплений) и астрономии (в данном случае призванной предсказывать природные явления от дождей до землетрясений), перед иатрикой (искусством врачевания ран) и логистикой: «Дело иератики – твердо проникнувшись Божественным началом и действуя во благо Ему, неустанно исполнять войско высшим законом Христианской веры и с помощью святого слова, священнодействий, молитв и других увещеваний обращать его к Богу, к пречистой Матери Его Богородице, к святым Его служителям. В ответ Бог проявит свою милость, и благодаря вере в спасение своих душ стратиоты будут готовы как можно более стойко перенести предстоящие опасности» 286 . Анонимный трактат X века требует, чтобы стратиг заботился о том, чтобы его подопечные, призванные к столь высокому служению, получали заслуженное уважение гражданских лиц и были защищены от произвола чиновников: «Мне стыдно говорить, что эти люди, которые ставят служение святым императорам, свободе и защите христиан превыше собственной жизни, подвергаются побоям; а занимаются этим сборщики податей – ничтожества, не приносящие никакой пользы обществу, а только лишь притесняющие и подавляющие бедных людей… воины, которые являются защитниками и первыми вслед за Богом спасителями христиан, которые, если так можно выразиться каждых день своей жизни отдают за священных императоров, не должны подвергаться унижениям со стороны фемных судей, лишаться имущества, наказываться плетью, а тем более… заключаться в оковы и колодки, подобно рабам» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так велико значение храма! Так благодетельно устроение его! Воодушевляйтесь, храмоздатели! Тут будут просвещаться духовною мудростию, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию и общиться с Небом. Действия сии будут совершаться в других; но плоды их и воздаяния за них будут отражаться и на вас и тем умножать цену труда вашего. Сознайте благодетельность сию и вы, имеющие пользоваться сим храмом, — и воздайте трудившимся в создании его благодарностию и молитвою за начавших, продолжавших и доведших до конца святое дело сие. Те же и другие, поймите, однако ж. Первое. Что храм не для себя самого сооружен, а для вас; не для того, чтоб стоять и красоваться, а чтоб вас в себе всегда иметь; не для того, чтоб быть свидетелем вашего благочестия прошедшего, а быть возбудителем, питателем и хранителем вашего благочестия непрестающего. Если храм пуст, когда бы следовало ему быть пол ну, то всуе трудились созидавшие его (Пс.126,1; ср.: Иер.51,58; Гал.4.11). Не забывайте же бывать в храме сем всякое воскресенье и праздники, а кто может — и во всякий другой свободный день. Второе. Если храм Божий назначается для духовного просвещения, врачевания, питания и духовного общения, то старайтесь так посещать храмы, чтоб действительно в них просвещаться духовною мудростию, врачевать свои немощи душевные, питать жаждущий дух свой Небесною благодатию и восходить до ощутительного общения со святыми и всеми отшедшими. Для сего внимайте всему здесь читаемому, поемому и действуемому и ревностно исполняйте все чины и порядки, к каким призываетесь вы в храме и чрез храм, — разумею — всякого рода молитвования церковные, святые посты, говение и особенно Исповедь и Причащение. Исполняйте все сие неопустительно, и не внешно только, но сердцем и умом, с верою и благоговением. Действуя так, вы действительно всегда будете являться просвещенны, здравы духом, насыщенны и небошественны. Третье. Храм создан или храм посещен — не думайте, что тем уже все и исполнено. В храм приходят, чтоб получить силы; силы получаются, чтоб действовать ими; действовать же надобно по заповедям. Так в связи с храмозданием и храмопосещением должно состоять ревностное исполнение заповедей. Не об одном том ревнуйте, чтоб исполнить все церковное, но и о том, чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма, — быть кроткими, миролюбивыми, непересудливыми, трезвыми, трудолюбивыми, взаимоуслужливыми, целомудренными, уступчивыми, терпеливыми, смиренными — словом, украшенными всякою добродетелию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Характер особых церковных степеней в ААЦ носят ученые степени вардапета (на рус. часто переводится как «архимандрит», хотя вардапет скорее то же, что кандидат богословия) и верховного вардапета. Правом присвоения этих степеней обладает только епископ, имеющий степень верховного вардапета; степени присвояются путем особого рукоположения. Вардапет может замещать пустующую епископскую кафедру и пользоваться всеми адм. правами епископа (но не может рукополагать клириков; рукоположения в этом случае совершают по просьбе вардапета епископы соседних епархий). Вардапетом, епископом и католикосом могут стать только безбрачные священники. Чинопоследования рукоположений содержатся в особых книгах (Маштоц дзернадрутеан). Др. священнодействия Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) С большой торжественностью совершается раз в неск. лет чин освящения мира, к-рое в ср. века в Армении изготовлялось на основе кунжутного, а не оливкового масла (за недостатком последнего), с добавлением нектара из 40 видов цветов; ныне миро варят на основе оливкового масла. Чин освящения храма в арм. традиции имеет тесные параллели с визант. ( Findikyan. The Armenian. P. 75-121), в его составе ( Conybeare. P. 1-25) - следующие основные части: 1) служба накануне дня освящения; 2) обряды входа в храм; 3) установка верхней доски престола; 4) омовение престола; 5) помазание св. миром престола и храма (внутри и снаружи); 6) облачение св. престола; 7) заключительные обряды; 8) совершение литургии в новоосвященном храме. К освящению храма или его частей также относятся чины закладки церкви, освящения врат храма, купели, переосвящения оскверненной церкви или церкви с разрушенным престолом, благословения церковных фресок ( Conybeare. P. 1-3, 26-35); вероятно, перенесения св. мощей (Ibid. P. 242-243). Существуют чины освящения потира и дискоса, облачений, литургических книг, била, напрестольного креста (освящение 2 последних предметов сопровождается помазанием св. миром - Ibid. P. 35-53). Чин пострижения в монашество и сопутствующие чины встречаются в рукописях (Ibid. P. 136-164), но в совр. Маштоце и на практике чины пострижений отсутствуют; сохраняется только институт безбрачного духовенства (часть к-рого проживает в мон-рях). Отпевание священников в ААЦ отличается от отпевания мирян, в частности, тем, что тело усопшего священника помазывается св. миром (Ibid. P. 119-135, 243-293). В Маштоце содержится также целый ряд др. чинов (напр., Причащения больных и умирающих, освящения воды, различных благословений). Жертвоприношения

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Всех ликов, или чинов, Ангельских, по счету святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, девять: " Сии же девять чины разделены суть на три иерархии, по три чины в себе содержащие: высшую, среднюю, низшую " . В высшей иерархии шестокрылые Серафимы, многоочии Херувимы и Богоносные Престолы; в средней — Господствия, Силы и Власти; в нижней — Начала, Архангелы и Ангелы. Сонм Ангелов многочислен, но известны личные имена только восьми из них: 1) Михаил — " тот, кто как Бог " ; 2) Гавриил — " муж Божий " , или " крепость Божия " ; 3) Рафаил — " врачевание Божие " ; 4) Уриил — " огнь Божий " , или " свет Божий " ; 5) Салафиил — " молитвенник Божий " ; 6) Иегудиил — " славитель Бога " ; 7) Варахиил — " благословение Божие " ; 8) Иеремиил — " возвышение Божие " . Подробнее см.: Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. 25 Ср.:4 Цар. 6, 15–17. 26 Ee. 2, 10. 27 N?.:Io. 19, 14 28 N?.: Деян. 5, 20. 29 Ni.: Деян. 10 30 ?en. 13, 3. 31 ?en. 13, 28. 32 Чис. 13, 29. 33 Aoi?. 3, 11 34 In. 113, 12 35 N?.: 1 Oa?. 17, 11. 36 Ni.: In. 135, 19–20. 37 Ni.: ?en. 13, 23. 38 ?en. 13, 29. 39 ?en. 13, 29. 40 Ee. 12, 32. 41 Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817) — основатель династии Карагеоргиевичей, правивший Сербией с 1808 г. по 1813 г. 42 Милош Обилич ([?]–1389) — сербский воевода, одна из центральных личностей народного эпоса, символ чести и подвига. 43 Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) — американский философ, эссеист, поэт. Родоначальник трансцендентализма. Основные идеи: социальное равенство людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе. 44 Декарт Рене (1596–1670) — французский философ, математик, физик, физиолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела, " мыслящей " и " протяженной " субстанции. Общая причина движения, по Декарту,— Бог, сотворивший материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

После омовения рук император входил в портик Золотой Руки, где происходил первый прием высших чинов: император занимал особое возвышенное место; сзади по сторонам его в определенном порядке стояли чины кувуклия, а также почетная стража. По знаку императора препозит становился перед ним, кланялся ему и, обернув руку хламидой, делал знак одному из остиариев, стоявших с золотыми жезлами, чтобы он вводил сановников. Сановники вводились по отделам, по чину и рангу должности. Они падали ниц перед императором, если это было не воскресенье, и становились на свои места с двух сторон, образуя перед императором два ряда. Проф. Беляев полагает, на основании изучения этой разстановки по сочинению императора Константина Порфирородного «De ceremoniis aulae Byzantinae», что разстановка духовных чинов при соборном служении более или менее скопирована с разстановки чинов царского синклита, ибо состав Патриаршего синклита во многом напоминал царский синклит, и Церковь усвоила много подробностей в своих обрядах из придворных обрядов, которые она застала уже готовыми и сформировавшимися. Когда все чины, поклонившись императору, занимали свои места, препозит, сделав императору обычный поклон, возглашал: «Повелите». Все чины провозглашали: «На многия и счастливыя времена да продлит Бог праведное Ваше Царство». После этого возгласа все чины шли в следующее дворцовое помещение – в онопод в том порядке, в каком стояли перед императором: младшие чины впереди, дальше от императора, старшие ближе к нему. К чинам, вошедшим в онопод вместе с императором, присоединялись чины, стоявшие здесь с царским оружием, и другие. Император, войдя через медную дверь в онопод, становился на высоком пороге этой двери, чины же при появлении императора падали ниц, и после возгласа «повелите» восклицали: «На многие счастливые годы да продлит Бог Царство Ваше». Возглас этот произносил здесь церемониарий по знаку препозита, получавшего знак от императора. Проф. Беляев говорит, что в оноподе этот возглас произносился всегда церемониарием, а не препозитом и силенциарием, как в других помещениях: также при архиерейском служении возгласы и ектении говорятся поочередно священниками и дьяконами в иерархическом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010