Однако Господь может иметь другой Промысл о судьбе того человека, за которого мы молимся. Господь знает о нашем ближнем гораздо больше, чем знаем мы. Он сердцеведец, Ему известно, сколько может понести человеческая душа, сколько она способна страдать — для того, чтобы терпением своим заслужить милость Божию. Воля Божия, милость Божия может излиться таким образом, что человек получит исцеление от болезни, а может излиться иначе — человек будет болеть еще тяжелее. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие — эти слова апостола Павла приводятся в Деяниях святых апостолов (14, 22). Молясь о здоровье близкого человека, нужно помнить, что болезнь — это, может быть, та самая скорбь, которая послужит его спасению. Это не значит, что в тяжелых ситуациях у нас не может быть надежды на помощь Божию. Надежда обязательно должна быть у человека. Если он не имеет надежды, он и молиться-то не будет. Когда человек молится с надеждой, он имеет правильное устроение души. Он доверяет Богу, он знает, что Господь — единственный, кто может помочь ему на самом деле. Врачи, лекарства, какие-то меры, предпринимаемые для выхода из сложной ситуации,— все это лишь средства Господней милости. Но надежда на Бога невозможна без преклонения перед Божией волей — да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли. Сам Спаситель нам в этом пример: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? — говорит Он апостолу Петру, готовому защитить Учителя от тех, кто пришел схватить Его и предать казни (Ин. 18, 11). «Неисполняющаяся» молитва, на самом деле, полезна молящемуся. Она вырабатывает в нем доверие к Богу и терпение, которого нам так не хватает. Молясь «безрезультатно», человек учится настоящей надежде на Бога, помня, что у него — и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30; Лк. 12, 7). Мы должны научиться каждое свое моление продолжать тем, чем продолжил Христос Свою гефсиманскую молитву: впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39) или — впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).

http://pravoslavie.ru/57557.html

Ольга 11 сентября 2014, 10:43 Наталия, спасибо за интересный ответ и ссылку. Пути Господни неисповедимы. " Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь.Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. " (Исаия 55:8-9) Наталия 10 сентября 2014, 23:29 2014-09-10 10:07 Ольга: Архимандрит Рафаил (Карелин): «Различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. … И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Ощественные бедствия и катаклизмы – это попущение Божие. Человек теряет то, что казалось ему самым дорогим в жизни – это попущение Божие. Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость». Наталия 10 сентября 2014, 23:13 2014-09-10 10:07 Ольга: Существует мнение о том, что спасительная Благодать подается не всем, но только одним предопределенным ко спасению. Православная Церковь исповедует учение о всеобщности Благодати и условности предопределения. О том, что Бог дарует Свою Благодать не только праведникам для совершенства, но и грешникам для обращения, свидетельствует Христос Спаситель: " не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние " (Мф. 9,13). " ... Несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых " (Мф. 18,14). Истина того, что предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению - условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли или не воспользуются они Благодатию, указывается также учением Священного Писания. Вечная участь каждого будет воздаянием за дела в настоящей жизни, что " всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла " (2 Кор. 5,10). Из слов Самого Спасителя в изображении Страшного Суда (Мф. 25, 34-36, 41-43) также ясно, что если Бог одним уготовал от сложения мира царствие, а другим огонь вечный, то потому, что одни оказались достойными царствия, а другие - огня вечного, по собственным делам своим, которые Бог от сложения мира видел и знал как уже совершившиеся, не будучи ограничен временем.

http://pravoslavie.ru/73395.html

– Мы и сейчас пошли бы в храм, если б там не было кумиров, заметил кто-то из толпы. – Вы боитесь икон, а того, что Бог говорит через прор. Аггея, не боитесь? – возразил миссионер. Последнее доказательство его произвело сильное впечатление на народ. Православные теперь увидели, а ещё более почувствовали сердцем, что не на штундовой стороне правда; все заметили, что штундисты, в начале беседы самодовольные и бойкие, теперь как-то приуныли и в возражениях ослабели. Некоторые из них ещё пытались возражать, кто текстами, кто общими замечаниями, но всё не относящимися к вопросу о собраниях. Миссионер давал им ответы, и по нашему мнению – напрасно. Не нужно было совсем допускать говорить о том, что не относится к вопросу: не идущими к делу возражениями только сглаживалось впечатление, произведённое на штундистов и на православных объяснением слов пророка Аггея и апостола Павла. Наконец, миссионер, после того как ответил на все побочные возражения, возвратился к главному вопросу и спросил штундистов: «Так вы желаете исполнять волю Божию предпочтительно перед волей человеческой»? и, получив утвердительный ответь, сказал: так знайте же, вот какова воля Божия, выраженная Спасителем и Его Апостолом: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). «И будет одно стадо» ( Ин.10:16 ). «Один Господь, одна вера» ( Еф.4:5 ). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Не ясно ли вам отсюда, пояснил миссионер, что воля Божия заключается в том, чтобы была одна вера, одно исповедание, одно стадо, и чтобы не было разделений, ересей или сект, к каковым принадлежит и ваша вера. А та воля, которую вы исполняете, выражена устами Корея, Дафана и Авирона и осуждена ап. Павлом: «собрались [они] против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня» ( Числ.16:3 ). «Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» ( Иуд.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) как крещеному человеку диавол строит козни, особенно во время поста и молитвы; 3) как Господь – кротко, точно агнец, но решительно как властелин – отвергает диавольские искушения. Проповедь о покорности воле Божией Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . Мф. 6:10 Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело – и телом, и душой – предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог , ибо совершенно вдал он себя в волю Божию. Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну ( Лк. 3:2 ). Словно невинный младенец – с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:33–34 ). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах. Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне мира сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 8 января 1. Свв. мученики Иулиан и Василисса . Происходили из благородных и богатых семей. После венчания взяли на себя обет жить девственно, как брат и сестра. Раздали всё свое имущество нищим и приняли иноческий постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но внезапно тон пророка изменился: из ходатая он превратился в обвинителя. «Ты — этот человек, — сказал он твердо. — Так говорит Ягве, Бог Израилев: Я помазал тебя царем над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и если этого для тебя мало, прибавил бы больше. Зачем же ты пренебрег словом Ягве, сделал злое пред очами Его?..» Так среди варварства, насилия и жестокости звучит голос неподкупного пророка, звучит голос Бога, открывшегося Моисею, воля Которого запечатлена в Десяти Его заповедях. Здесь обнаружилась подлинная природа теократического царства. Не воля монарха, а воля Бога есть высший закон. Никакая корона, никакое «помазание» не может служить оправданием преступлению. Нужно отдать справедливость Давиду. Иной царь, скорее всего, заставил бы замолкнуть обличителя. Но Давид искренне признал свою вину. «Согрешил я перед Ягве», — сказал он. И с этого времени, стараясь искупить свой грех, он делал все, чтобы Батшеба не несла на себе тяжести его последствий. Он поклялся, что сын, который родится у нее, будет наследником. Пророк Нафан также принял участие в судьбе этой женщины, ненавидимой женами, наложницами и сыновьями Давида, очутившейся в затхлой атмосфере дворца, полной интриг. Пророк предсказал царю бедствия, которые постигнут его за нарушение закона Божия, но в то же время подтвердил Сионский Завет и обетование. Пророчество не замедлило исполниться. Царство Давида потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Царю на время даже пришлось бежать из Иерусалима. Борьба между принцами едва не погубила государство. Многоженство, принятое в то время на Востоке, вело к непрерывным столкновениям между членами огромной царской семьи. Но когда Давид состарился настолько, что уже не мог управлять, он по настоянию Нафана провозгласил соправителем сына своего от Батшебы — Иедидию, принявшего тронное имя Соломон, что значит «миротворец». Вскоре после этого в 961 г. Давид умер. В его лице сошел в могилу один из самых одаренных и выдающихся людей Израиля. Библейское предание не исказило его образа, как это сделали поздние легенды. Писание сохранило нам его живым, во всей противоречивости его натуры и со всеми чертами человека, способного на взлеты и падения. Во многом принадлежа миру суеверий и кровной мести, миру узкому и ограниченному, он в то же время внес свой вклад в созидание народа Божия, дав ему Святой Град. Он положил основание религиозной поэзии, которая с этого времени станет лучшим выражением духовной жизни Ветхого Завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

20 ст. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Вот стих при толковании которого никак не могут толковники дать ясного и точного смысла текста. Этот стих принадлежит к одному из тех мест в посланиях ап. Павла, о которых ап. Петр выразился, что в них есть нечто неудобовразумительное. Несомненно, он имеет отношение к предшествующему стиху и имеет в виду выразить ту же мысль, т. е. что закон по своему достоинству ниже обетования. Сообразно этому стих можно понимать так: когда Господь Бог возвещал свое обетование Аврааму, Он возвещал его усты к устам, без всяких посредников и Божественная воля была высказана во всей своей полноте и имела значение для всех людей. Когда же давался закон народу израильскому, то он был дан при участии посредников (Ангелов и Моисея). И хотя и тут была возвещена та же неизменяемая воля Божия, но она открыта была как бы не во всей полноте, сообщена была народу еврейскому как бы с некоторым ограничением, именно приспособительно к характеру только народа еврейского и к исторической обстановке его существования, хотя в том и другом случае действовала одна и таже воля Божия и один и тот же Бог, ибо Бог один. Отсюда понятно, что закон стоит ниже обетования. 21 ст. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Итак, хотя закон и стоит ниже обетования, но как выражение одной и той же Божественной воли не может встать преградой на пути исполнения обетования. Другого рода дело: если бы закон мог животворить, т. е. оживлять, возрождать людей, давать им силы и крепость для этого нравственного возрождения, тогда бы действительно закон мог заменить собой обетование. Но этого-то одухотворения, оживления и не давал закон. 22 ст. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Итак, закон не одухотворял, поэтому-то Писание, а в лице его Сам Бог, свидетельствует, что все люди, не исключая подзаконных иудеев, подпали под власть греха, все повинны пред Богом. Бог попустил греху царствовать над людьми с той целью, чтобы они, познавши свою ответственность пред Богом, устремили свои взоры к обещанному людям семени, т. е. к Мессии – Избавителю, дабы обетование и все, что с ним соединялось, т. е. обильное излияние благодатных даров св. Духа, дано было, т, е. совершилось, пришло в исполнение чрез Господа Иисуса Христа и дано было только верующим во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

– «Пусть и поболтают, что я умру в августе. Пришёл в январе один и говорит мне: – Геронта, с таким кровотечением, как у тебя, умрёшь. И я ответил шутливо: – Ба! Теперь не выгодно умирать, среди зимы: в комнате-то замерзаем! Хорошо – в августе, когда будет тепло. Это сказал ему шутя, а он, понял и распространил, будто я умру в августе. Наконец, мне и пошутить нельзя!» Один монах ввиду того, что станет диаконом и впоследствии – иереем, пришёл к Старцу взять благословение и спросить, есть ли воля Божия быть ему иереем? Тогда тот сказал, что воля Божия быть ему иереем – есть, но пусть немного подождёт (и определил когда). Молодой монах сказал Старцу, что сам он не стремится стать иереем, но, поскольку старец и монастырь его настаивают, не знает, что делать. Старец сказал: – Делай послушание. И рассказал следующее событие: – «Когда я был в Конице, в монастыре Стомиос (Ετομιου), однажды ночью, когда я совершал бдение и молился, явился Господь наш в образе Епископа (т.е. был одет в архиерейские одежды) и сказал мне: – Воля Моя – станешь иереем, так же как и такой-то юноша из такой-то деревни. Но так как я хотел убедиться и человеческой логикой в истинности видения, то пошел в ту деревню, какую сказал мне Господь, и спросил, где живёт такой-то. Когда я пришёл туда, то для оправдания сказал, что случайно проходил и посетил их, чтобы немного отдохнуть. Они обрадовались. Я спросил их, имеют ли детей, и они ответили, что у них мальчик учится. Опять спросил, что он собирается делать, и те ответили, что сейчас, в последнее время, показывает склонность стать священником. Тогда я сказал им, чтобы не мешали ему и что он действительно будет иереем по воле Божией, как и было. Таким образом, я убедился, что видение было истинным. Сейчас же, недавно, пришёл епископ и говорит: – Тебе нужно стать иереем и духовником. И я сказал ему, что у меня есть препятствие. Говорит мне: – Что за препятствие у тебя? – На войне, – говорю, – я служил в пехоте и был радистом. Так я стал причиной убийства многих, потому что извещал генерала и он посылал самолёты, куда нужно, и они сбрасывали бомбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Царство Божие противоположно «миру сему» с его эгоизмом, суетой и неправдой. Мир любит только «свое» и ненавидит Царство Божие ( Ин. 15: 18 – 19; 17: 14 – 16 ). Царство Божие для мира «свет», и «мир сей» старается всеми силами загасить этот свет, чтобы не обличились дела его, ибо «они злы» ( Ин. 3: 19 – 21 ); верующие в этом мире, «как овцы среди волков» ( Мф. 10: 16 ). Но мир здесь отрицается постольку, поскольку он является ареной вражды, эгоизма; верующим не дано заповеди бежать из мира, но победить мир ( Ин. 16: 33 ), они должны быть солью земли, светом в «мире сем» ( Мф. 5: 13 – 16 ). Здесь не отрицаются и блага земные, но им указывается второстепенное, подчиненное место пред небесными благами ( Мф. 6: 19 – 34 ), ибо нельзя одновременно «служить Богу и мамоне» ( Мф. 6: 24 ). Отсюда ясно, как мало общего Царствие Божие имеет с земным государством, в образе которого представляли мессианское Царство иудеи: это нравственное царствование Бога среди людей. Это царствование Бога в общем и широком смысле определяется в молитве Господней, как осуществление воли Божественной в людях: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». В отношении к человеку воля Божия есть «жизнь» и «жизнь вечная». Об этой жизни вечной Христос Спаситель учил так: «воля Пославшего Меня Отца – есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить», но «чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» ( Ин. 6: 39 – 40 ). Сын Божий сошел с небес и вознесен на крест, «дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3: 13 – 17 ). Дарование жизни вечной является целью пришествия в мир Сына Божия; жизнь вечная – главный предмет проповеди евангельской: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20: 31 ) – такое примечание делает евангелист Иоанн в конце своего Евангелия. Можно, поэтому, с одинаковым правом сказать, что проповедь Христа Спасителя есть Евангелие Царства Божия или жизни вечной (ср. Мк. 9: 43, 45, 47 ). В чем же содержание этой «жизни»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути. Единственная благоприятная жертва Богу – дух сокрушен о своих грехах, о своем падении, о своей страстности. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (см. Пс.50:19 ). Единственное правильное настроение при молитве Иисусовой – это покаяние и сокрушение о грехах, чуждое всякого осуждения и внимания к жизни других людей. «Где мне думать о пороках или добродетелях других, когда я стражду от своих немощей и желаю от них избавиться. Я – грешник, требующий помилования от Господа». Вот настроение первоначальное и необходимое для всякого желающего приникать к молитве Иисусовой. Прекрасное врачевство «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!» Эту молитву советуется произносить раз за разом не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и стоя или сидя произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души. Оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву все-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека. Да будет воля Божия «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения... Блажен, у кого надежда на Господа Бога» ( Пс.145:3–5 ) Одна лишь надежда на Бога – вот твердое основание. Остальное все непрочно... Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное – вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа. Слава Богу за все

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010