– Может быть, и будет Воля Божия тебе остаться здесь?! – Я не знаю. Видишь ли, когда умирал мой старец, я спросил его как мне дальше жить. И он мне ответил: «Когда будешь жить один в своей келье – тебе нет благословения принимать другого брата.   Но если Господь даст тебе знать, что ты имеешь нужду в ученике, то это значит, что Его Божественный Промысел меняет твою жизнь. Можешь принять ученика…». Давай сделаем так: я помолюсь Человеколюбивому Богу, чтобы Он открыл мне Свою Святую Волю. И сделаем, как Бог решит… Тем не менее, старец решил еще раз испытать молодого монаха и сказал ему: – И все же я по тебе хорошо вижу, что ты и сам не захочешь пребывать со мной до конца, как просишь. Ты же не знаешь, что я – человек жестокий и гневливый. Я часто гневаюсь так сильно, что могу иной раз и палкой отлупить… Илларион же, будучи просвещен Богом, когда услышал это, наоборот, возгорелся еще большей решимостью. Он понял, что старец говорит так испытывая его произволение. – Неужели возьмет?! – ликовал молодой монах. Иллариону достаточно было одной фразы «…возможно, и будет Воля Божия…». Он более не стал дожидаться и вышел из келлии старца. Сердце его выпрыгивало из груди! Куда ему было идти?! Только в одно место – в келью к духовнику. Он пришел к духовнику о. Парфению и рассказал всю беседу: – Отец Дионисий из скита св. Димитрия сказал, что, возможно, и будет Воля Божия… Парфений же всей душей хотел помочь молодому монаху: – Послушай-ка, да ведь Дионисий – мой лучший друг! Поверь мне, это поистине боголюбивый человек. Как только я встречу его, я поговорю с ним о тебе. Раз ты уже почувствовал, что есть Воля Божия, и он хочет тебя принять, – я его упрошу… Да будет с вами Бог! – Да будет благословенно! Илларион взял также благословение двух отцов, с которыми жил. Сердце его скакало, он даже не мог стоять. Он уже не шел – он парил подобно орлу, раскинувшему крылья в воздушных потоках... Молодой монах ходил по горам Капсалы и пел: – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное!»

http://isihazm.ru/?id=200

Но этот мир, повредившийся в своих основах, восстановляется, «спасается» кенозисом Сына и Духа Св., боговоплощением Сына и сошествием в мир Духа, через которых открывается и действует в мире Отец. Это действие Его есть как бы вдвойне кенотическое. Бог терпеливо применяется к немощи мира и ждет свершенья его спасения, Своего воцарения в нем, доколе в долгом и трагическом мировом процессе оно совершится. Лишь когда (Сын) все покорит Ему (Богу и Отцу), «ибо Ему (Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор. 15. 25 ), тогда Он «предаст Царство Богу и Отцу» (24). «Когда же все покорит Ему, тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог ( θεος=Отец) все во всем» (28), да исполнится во всем откровение Отца Сыном и Духом Святым. Но до этого покорения Бог не есть все во всем, как бы не владеет Своим же творением. Что это значит? Бог сотворил мир всемогуществом Своим и премудростью Своей, потому творение – совершенно, «добро зело», оно адекватно мысли Творца. Но так как в замысел творения входит и его самобытность и самоопределение, то в отношении к этой самозаконности творения и его свободе, склонившейся в сторону небытии и зла в том метафизическом событии, которое мы называем первородным грехом, воля Божия не осуществляется в своей полноте, как взаимодействие Творца с творением. Поэтому и молимся Отцу: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Бог относится к миру, взаимодействуя с ним, Своим промышлением о нем, но в этом промышлении Бог удерживает Свое всемогущество ради собственных путей мира в его свободе. В мире нет адекватности между волей Божией и путями мира, хотя премудрость Божия в конечном итоге овладевает этими путями, ибо мир бессилен противиться до конца мысли Божией о нем, и воля Божия в нем совершается и совершится (иначе тщетна молитва Сына, которой Он научил нас, братий Своих, сынов Божиих: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»). Поэтому и исторгается боговдохновенный вопль молитвенного изумления перед путями мудрости Божией у апостола, немеющего в недоумении перед одним из самых непонятных событий – судьбах Израиля, его избрании и отвержении, ожесточении и конечном спасении: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11. 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Отвергнуться себя нелегко человеку плотскому, мирскому; он и не решится на это, а, скорее, решится следовать своей плоти и крови, до конца пить чашу наслаждения земного. Господь и предупреждает: если хочешь спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, откажись от своей воли грешной и неустойчивой и во всем подчинись воле Божией, всегда святой и благой. Тогда ты всецело сочетаешь себя Христу, потому что нельзя соединиться Христу, источнику благости, с человеком злым, недоброжелательным, неправедным, лицеприятным; какое общение света со тьмою, у Христа с сатаною (ср. 2Кор. 6:14, 15 )? Никакого (9). Волю Божию творить должно со всем усердием и желать этого, стремиться к тому со всем жаром; ибо в исполнении ее наш живот, покой, радость, слава, блаженство, сила. Да будет воля Твоя, – научил нас молиться Господь! И как Он исполнял и исполнил ее в совершенстве! «Вот Я иду... исполнить волю Твою, Боже мой», – говорит Он словами Писания ( Пс. 39:8, 9 ). И как Он учил нас исполнять в точности волю Божию! «Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк. 3:35 ). А как у нас мало заботы и старания творить волю Божию! Каждый творит свою глупую, растленную, развратную, слепую, пагубную волю. Гордец – свою, злой – свою, пьяница – свою, корыстолюбец – свою, завистливый – свою, блудник – свою. А воля Божия есть живот наш, блаженство наше вечное, святость наша. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Фес. 4:3 ) (9). Научись всецело предаваться воле Божией – в счастье и несчастье, равно как после греха, когда скорбь и теснота сердца, по закону правды Божией, делают прискорбной и трудной жизнь твою, для того чтобы ты возненавидел грех и всем сердцем любил добро, и когда ты право течешь и не поддаешься греху – благословение Господне бывает на главе твоей и в сердце твоем. Будь как дитя, искренно любящее своих родителей, которое, право ли, неправо ли перед ними, всегда отдается на их волю, зная наверное, что с ним всегда будет поступлено отечески, с любовью (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда иудеи спросили Христа о воле Божией, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Все, что мешает верить в Иисуса Христа, есть нарушение воли Божией. Поэтому те люди, которые не веруют во Иисуса Христа, нарушают волю Господа. Также воля Божия в том, чтобы мы воздерживались от блуда и чтобы не злобились. Таким образом, Православие и все заповеди Христа есть постулаты воли Бога. Чтобы узнать, противоречит ли какое-либо наше действие воле Бога, нужно задать себе два вопроса: 1) Противоречит ли задуманное мной действие вере во Христа или нет? 2) Противоречит ли оно Господним заповедям? И если некое наше планируемое действие противоречит вере во Христа и заповедям, то оно заведомо против воли Божией. Воля Божия узнаваема из Священного Писания Как научиться понимать волю Божию? Святой Антоний Великий говорил: «Для того, чтобы не ошибиться, нужно никого никогда не осуждать и на все, что делаешь, иметь свидетельство Священного Писания». Чтобы правильно понимать Священное Писание , его нужно читать с молитвой, как говорит апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не сообразовываться – значит не иметь с этим веком общей схемы действия, не думать так, как думают все, а мыслить библейскими, постоянными категориями. Чтобы знать волю Бога, мы должны проигнорировать мнение окружающих, отбросить «идола толпы», как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон. Мы должны обновлять интеллект, преобразовывать, изменять способ мышления – это сознательная работа, которую должен проводить каждый христианин с момента своего Крещения. Все наши мысли должны быть проверяемы и очищаемы Богом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески, поменять способ мышления. Силы на этот процесс у каждого православного есть, они даются в момент крещения, миропомазания: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ); «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). У каждого православного христианина заложены в сердце дары Святого Духа, к Которому и нужно обращаться, чтобы Он преобразил наш разум. Слово Божие необходимо понимать так, как понимали его святые отцы, как понимает его Православная Церковь , а не так, как хочется нам. Необходимо исследовать Священное Писание, как поется в первом псалме: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод» ( Пс.1:2–3 ). Необходимо вникать в закон Божий, размышлять, вчитываться, всегда опираясь на святых отцов. Как узнать волю Бога, если Священное Писание об этом не говорит?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Уважаемый Василий! Вы правы, Б.Г., как личность не заслуживает такого внимания вокруг своей персоны. Но я говорю о другом. Меня, да и Вас уважаемый Василий, должна больше волновать дальнейшая " судьба " пострадавших от него адептов. Если мы называем себя Христианами, вот о чём следует беспокоиться: " Борис Гребенщиков является кумиром, образцом и примером для подражания для многих наших соотечественников и любой его поступок или высказанное им мнение реверберируется сотнями тысяч колебаний в душах этих людей " " Позвольте, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонниках Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались. " (А. Дворкин) Если мы говорим, что на всё воля Божия и молчаливо стоим в стороне и не делаем ничего для спасения и вразумления этих людей, чтобы они успели обратиться к Богу и покаяться, тогда мы соучавствуем в их гибели. (Иезекииль 33:8) - Когда Я скажу беззаконнику: " беззаконник! ты смертью умрешь " , а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. ЧТО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ. Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле. Таких Господь хранит особенным Своим Промыслом, и ничего с ними не случается без воли Божией. Но нужно правильно понимать волю Божию: действие воли Божией есть содействующее, а есть попускающее. Эти понятия нужно различать и их нельзя смешивать. Воля Божия содействующая — содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает. (исходя из того, что существует свободная воля человека. Человек сотворен по образу и подобию Божию, неотъемлемое право человека - свобода выбора между добром и злом, светом и тьмой.)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2365

Таким образом, если воля Божия не исполняется в мире столь же совершенно, как она исполняется на небе, то это происходит от дьявола, мира и нашей собственной плоти. И если бы мы могли представить себе все неисчислимые нарушения воли Божией, которые проистекают от этих врагов наших, то ужаснулись бы и глубоко почувствовали бы всю важность молитвы: «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». После всего сказанного понятно, чего, собственно, мы должны просить для того, чтобы воля Божия совершалась в нас. Мы должны именно просить, чтобы Бог разрушал все злые наветы, которые врагами нашего спасения выставляются против нас. А что Бог действительно разрушает все подобные наветы, это подтверждается бесчисленными примерами. Так, сатана хотел отклонить от веры апостола Петра, но это ему не удалось. Ирод хотел умертвить Петра, и заключил его в темницу, но Бог разрушил этот злой совет его. Многие иудеи хотели умервить также апостола Павла, когда он в последний раз посетил Иерусалим, но Бог не допустил их до сего. Но нет возможности перечислить все те случаи, когда Бог разрушал злые советы людей нечестивых и направлял все сообразно со Своею благою волею. Истинный христианин во всякое время может сказать врагам своим то, что некогда говорил Иосиф братьям своим: «вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро». На себе самом он испытывает, как истинно слово пророка Исайи: «замышляйте замыслы, но они рушатся, ибо с нами Бог». Кто имеет глаза, чтобы видеть, тот должен признать, что в мире этом рядом с Царством Божиим существует царство зла, лжи и заблуждения. Все, принадлежащие к этому царству тьмы, восстают против Бога, не желая, чтобы святилось имя Его святое и приходило Царство Его. Но имеющие глаза, чтобы видеть, должны признать также и то, что Бог никогда не оставляет верных Своих, но всегда спасает их от всякого зла. Верно то, что воля Божия совершается нередко там, где мы этого и не замечаем. «Ибо по воле Своей Он действует как в Небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

30. Ин. 1:30 . Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Ин. 1:15, 27 Сей есть Тот и пр.: см. прим. к ст. 15. Троекратное повторение указания на превосходство пред Иоанном Иисуса (ст. 15, 27, 30.) для доказательства народу и ученикам, что не он, Иоанн, а Иисус из Назарета есть Мессия. 31. Ин. 1:31 . Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Ин. 1:33 ; Мф. 3:14 ; Ин. 1:7 ; 1Пет. 1:20 Я не знал Его: или лично не знал Его; или не знал, что Он есть обетованный Мессия, зная Его лично; или – достоверно и точно из особенного откровения не знал, что Иисус из Назарета есть Мессия. Склоняются и на то, и на другое, и на третье предположение, но вероятнейшим представляется первое, что Иоанн вовсе не знал лично Господа (ср. Злат.). Ев. Лука говорит о Иоанне: младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ), т. е. в пустынях южной части Палестины, на западном берегу Мёртвого моря. Господь же Иисус воспитывался и жил в Назарете Галилейском, т. е. в северной части Палестины, и ниоткуда не видно, что они, хотя и родственники, посещали один другого и знали друг друга. Такова была воля Божия, чтобы они не имели между собою человеческого соглашения до времени их явления на их великое дело (ст. 33). Вероятно, что от родителей своих, пока они были живы и он не удалился ещё в пустыни, Иоанн слышал о рождении Мессии от Девы Марии; вероятно, и Господь Иисус от пречистой Матери Своей слышал об обстоятельствах рождения чудного младенца от сродницы её Елисаветы. Но воля Божия была для них, без сомнения, выше естественного желания видеться, а воля сия была такова, что Иоанн при крещении только Мессии должен был узнать Его (ст. 33). – Чтобы Он явлен был: чтобы Иисус из Назарета торжественно провозглашён был Мессиею, давно ожидаемым и теперь пришедшим, и – не прежде, как именно в это время Мессия должен был быть явлен Израилю, – такова была непостижимая для ума человеческого воля Божия. До сего времени, до 30-летнего возраста, Он жил как частный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

говорил Христос, уча в молитве учеников Своих предавать себя воле Божией. И Сам, молясь о мимоитии от Него чаши страданий, говорил: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Воля Божия в Откровении изображается по существу своему необычайно свободною, по нравственному направлению всесвятою, по силе всемогущею, и потому наказывающей зло и направляющей добро или – всеправедной по отношению к тварям разумно свободным – требующею от них святости. 1 . Свобода воли Божией состоит не только в том, что Бог в своих определениях и действиях совершенно не зависит от чужой воли или сторонних принуждений, побуждений и влияний, но и в том, что основание всех своих действий имеет в Самом Себе. Воля Божия автономна – Бог Сам для Себя законодатель. Он живет на основании Своих, собственных внутренних определений, на основании совершеннейших идей Своего разума. Воля Божия определяется к действованию только сама собою, независимо ни от чего постороннего, поэтому она вполне и совершенно свободна. Никакой борьбы, никаких колебаний в выборе каких -либо различных побуждений – что наблюдается в человеческой воле, – в Боге нет, – поэтому она высочайше свободна. Такою и изображает ее Откровение. Так, Бог сотворил мир не по внешней или внутренней необходимости, а единственно по своему изволению: «Бог наш на небесе и на земле творит все, что захочет», – говорит Псалмопевец ( Пс. 113:11 ). В промышлении о мире также проявляется свобода воли Божией: «по воле Своей (Он) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал» ( Дан. 4:32 ). Самое искупление людейсовершено по предвечной воле Божией, ибо Отец Небесный «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Ефес. 1:5 ). Возрождение и освящение человека также есть дело исключительно воли Божией, о чем так говорит апостол Иаков: Бог «восхотев родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» ( Иак. 1: 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что действительно таков смысл слов Иисуса, видно из последующего разъяснения: » Ибо... если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф. 5, 20 ); если вы, подобно книжникам и фарисеям, будете стеснительные или строгие для себя заповеди называть малыми и не считать грехом нарушение их, то не войдете в Царство Небесное». Под словом закон евреи разумели законы, в которых изложена воля Божия, объявленная и внушенная людям, а также все изданные Моисеем законы, которыми управлялись они как члены религиозной и гражданской общины. Словом, ветхозаветный закон вмешал в себе законы Бога и законы людей. Законами Самого Бога мы считаем десять синайских заповедей, а также внушенные людям при сотворении их заповеди: люби Бога! люби ближнего! и трудись! 25 Все же прочие законы, содержащиеся в книгах ветхого завета, изданы людьми. Законы Бога, в которых выражена Его воля, вечны и неизменны. Воля Божия не подлежит никаким колебаниям, никаким изменениям; она постоянна и вечна, как вечен Сам Бог. «Скорее (сказал Христос) весь мир пропадет, уничтожится, чем изменится в чем-либо воля Божия». Вот об этой-то воле Божией, о законах, в которых она выражена, и говорил Христос, когда успокаивал ревнивых книжников и фарисеев: Не думайте, что Я пришел нарушить закон . Про законы же, изданные людьми и, главным образом, Моисеем, Господь при другом случае сказал, что закон и пророки имели значение лишь до Иоанна ; с сего же времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него ( Лк. 16, 16 ), то есть: до Иоанна люди могли спасаться точным исполнением требований всех ветхозаветных законов, но с появлением Иоанна, а тем более Христа-Мессии, для вступления в Царство Божие, а затем и в Царство Небесное, недостаточно праведности, основанной на законах и пророках, а необходимо точное исполнение заповедей Христовых, необходимо усилие над самим собой, необходимо самоисправление, духовное перерождение. Не смея, таким образом, смешивать законов Бога с законами Моисея и прочих еврейских законодателей, мы при изложении Нагорной проповеди будем каждый раз задаваться вопросом: не отменяет ли новая заповедь Христова синайские заповеди, а также закон о любви к Богу и ближним? Что же касается законов, изданных людьми, то мы таким вопросом по отношению к ним задаваться не будем, потому, что Нагорной проповедью все они для нас, христиан, отменены (см. выше, с. 242).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В Небесном Царстве исполняется воля Божия. Подчиняющиеся ей не теряют свободы, а обретают ее. Воля Божияволя Любящего Отца, воля Того, кто знает все: и прошлое и будущее. Мы просим, что бы и на земле все совершалось по воле Божией, что бы мы сами научились не противиться ей. Хлеб наш насущный Под этими словами понимается все необходимое для нашей жизни: пища, одежда, кров над головой; все то, без чего нельзя прожить на земле. Мы не просим о роскоши, о богатстве, а только о самом необходимом. Даждь нам днесь («днесь»- сегодня. Нужно научиться жить в настоящем времени, сегодня). И остави нам долги наши (т.е. прости нам наши грехи), яко же и мы оставляем должником нашим (как и мы прощаем тем, кто обижает нас, причиняет нам зло). Надо обязательно задуматься над этими словами! Если мы не прощаем наших обидчиков — и Бог не простит нам наших грехов. Наверное, в тот момент, когда мы говорим эти слова, нужно постараться вспомнить нет ли у меня непрощеных должников? Не таю ли я злобы на кого-нибудь? жажды мщения? Если я вспоминаю о том, что не простил кого-то, нужно остановиться и мысленно это сделать и помолиться об этом человеке. И не введи нас во искушение («не введи нас в непосильное испытание») Хотя Бог никого не искушает — мы искушаемся сами своим пристрастием ко греху — но из-за нашей гордости и самомнения Бог может отступить от нас. Господь кроток и смиренен и не насилует нашу свободу. Если мы отворачиваемся от Него, Он оставляет нас. Господь учит нас не бояться признать нашу немощь, напоминает о необходимости исповедовать ее перед Ним и просить Его об избавлении от испытаний, превышающих наши силы и от искушений, которые являются следствием наших грехов. Но избави нас от лукаваго Этим словом мы называем дьявола за его лживость и лукавство. Из-за наших грехов мы попадаем под его власть. Только Бог может избавить нас от его сетей. Если молитва «Отче наш» читается в присутствии священника, то он говорит возглас: Яко (ибо) Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/shkola-molitvy/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010