Горе нам, если придет оно, это Царство славы, если Он Сам, Сын Человеческий явится во славе Своей принять Свое Царство, а мы оказались бы лжецами, не оправдавшими нашей жизнью то, что так часто произносили устами! В таком случае сама эта молитва , которую мы так часто читаем, и все те души, к которым могло бы прийти Царствие Божие, но не пришло по нашей вине, выступили бы свидетелями против нас и тяжко бы обвинили бы нас перед Престолом Судии. О, сохрани нас от сего, Милосердный Отец наш Небесный! Удали от нас все, что мешает нам принять Тебя и Святого Твоего Духа в сердца наши! Сотвори нас орудием Твоей благодати, дабы Царство Твое приближалось и распространялось по всей земле, и через нашу жизнь и служение излей Пресвятого Твоего Духа на всяку плоть, дабы наступило Твое Царство, открылся день Твоей славы, дабы и мы сподобились примкнуть к многочисленному хору небожителей и воспеть: «Аллилуиа!», – ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:6–7 ). «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр.11:15 ). Аминь. Беседа четвертая. О третьем прошении Молитвы Господней Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли... Мф.6:10 Что воспели Ангелы Божии во святую ночь Рождества Христова? «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»( Лк.2:14 ). Это отвечает трем первым прошениям Молитвы Господней. Ибо слава, приличествующая Вышнему Богу, состоит именно в благоговейном прославлении Его имени; и мир на земле настает тогда, когда приходит Его Царство и люди делаются человеками благоволения не иначе и не прежде, как по исполнении того, о чем просим в третьем прошении. О чем же просим в этом прошении? Хотя благая и милостивая воля Божия совершается вообще и без нас, без нашей молитвы, но в третьем прошении мы просим, чтобы она исполнялась так же и у нас на земле, как она исполняется на Небе. Волю Бога мы называем здесь благою волею, и это совершенно верно, воля благая есть только Божия воля. Мы называем ее еще милостивой, и это опять совершенно верно, ибо она есть воля такого Бога, Который по Своей милости и нас хочет сделать снова добрыми, Который «всем человекам хочет спастися и в разум истины прийти». Таково решение Его Божественной любви, которое принял Он перед сотворением мира и которое сможет осуществиться Им по исполнению времени. Этого Он желает нам и к этому направляет Он Свою промыслительную деятельность, хотя бы мы об этом Его и не просили. Почему же мы должны просить Его и просить неотступно, чтобы эта Его добрая, милостивая воля исполнялась нами и в нас, во славу Его и во спасение наше?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ответ на возражение 2. Акт познавательной способности происходит постольку поскольку познанная вещь находится в познающем, тогда как акт желающей способности направлен на вещи, как они есть сами по себе. Но все, что может иметь природу сущего и истины, реально существует в Боге, хотя и не все оно существует в сотворенных вещах. Следовательно, Бог знает всю истину, но не желает все благое, за исключением желания Им самого Себя, в Котором реально существует все благое. Ответ на возражение 3. Первая причина может встретить препятствия для своих следствий в связи с порчею вторичной причины только в том случае, если она – не всеобщая первая причина, заключающая в себя все [остальные] причины. В противном случае следствие неспособно покинуть [назначенный ему] порядок. И так обстоит дело с волей Божией, о чем было сказано выше. Раздел 7. Изменчива ли воля Божия? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что воля Бога изменчива. Ибо сказано Господом: «Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6, 7 ). Но у того, кто раскаивается в содеянном, воля изменчива. Следовательно, воля Бога изменчива. Возражение 2. Далее, сказано от лица Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его, – но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер. 18, 7,8 ). Следовательно, воля Бога изменчива. Возражение 3. Далее, что бы ни делал Бог, Он делает это добровольно. Но Бог не всегда делает одно и то же, ибо в одном случае Он повелел соблюдать Закон, а в другом – повелел этого не делать. Следовательно, воля Бога изменчива. Возражение 4. Кроме того, как было показано выше, то, чего желает Бог, Он желает не необходимым образом. Значит, Он может одну и ту же вещь как желать, так и не желать. Но то, что может склоняться к любой из двух противоположностей, изменчиво по субстанции, а то, что может как находиться в каком-либо месте, так и отсутствовать, изменчиво по месту. Следовательно, [подобным же образом и] Бог изменчив в том, что касается Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Иисус Христос совершил в Иерусалимской горнице с учениками Своими заключительную ветхозаветную Пасху и установил величайшее Таинство, преподав Своим ученикам в снедь Пречистое Свое Тело и Честную Свою Кровь под видом хлеба и вина для теснейшего с Ним единения и получения блаженной жизни вечной, а также для всегдашнего памятования о Нем в настоящей жизни. Затем пошел по обыкновению на гору Елеонскую с учениками и, придя на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию (всю полноту страданий и искупительной смерти) мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении (подвиге), прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк. 22, 39–44 ). Нет лучшей, нет поистине кратчайшей, нет совершеннейшей, Богу благоприятнейшей и человеку полезнейшей, кроме этой единственной молитвы: не моя воля, но Твоя да будет; не как я хочу, но как – Ты; буди воля Господня! И тогда, если бы и вселенная разрушилась. Некоторая набожная женщина 50 имела обыкновение повторять трижды в день по триста шестьдесят раз молитву: «О, мой возлюбленный Иисусе, да будет воля Твоя!» Святой Кассиан предлагает вопрос: что значит прошение в молитве Господней: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»? – и решает этот вопрос так: прошение это означает не иное что, как то, чтобы люди были подобны Ангелам 51 ; и как воля Божия последними исполняется беспрекословно на небе, таким же образом и на земле живущие да выполняют не свою личную волю, но Божию. Означенное выше прошение молитвы Господней никто не может произносить от чистого, искреннего сердца пред Богом, кроме того только, кто сердцем верует и устами исповедует, что Бог Единый устраивает все в мире бываемое, как доставляющее нам благополучие, так и поражающее нас многоразличными бедами, и что Он промышляет о спасении и благе каждого из нас заботливее, старательнее и больше, чем каждый из нас о себе самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Поэтому необходимо потребовать от еретиков, если, конечно, они в состоянии это сделать, определенного ответа на следующие вопросы: «Каково определение истинного единосущия? Каково определение полного совершенства? Каково определение души разумной и каково — души неразумной? Что есть плотская воля, что воля душевная и что воля божественная?» И если они смогут дать эти определения соответственно святым отцам, а не соответственно эллинам (πατρικως και ουχ ελληνικως), то тем самым будут и опровергнуты. Ибо в таком случае они явят безупречную единосущность Бога Слова с Отцом, а также представят Его безупречным и совершенным Человеком, доказав единосущность души и тела Его с нашими». Потому что [Апостол] Павел часто называет грех «плотью», говоря: «Плоть и кровь не наследуют Царствия Божия» (1 Кор. 1 5:50), «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8) «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал. 6:8) и «если живете по плоти, то умрете» (Рим. 8:13). Однако он называет «грехом» плоть, а не естество плоти. Поэтому и является [после Своего Воскресения] Христос, Который, посрамляя [неверующих], изрекает: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет как видите у Меня» (Лк. 2 4:39). И святые отцы определяют плотскую волю как чуждую и неподобающую Христу, а плотское и страстное действие греха, [согласно им] не является естественным и богозданным и не есть непорочное и безупречное естественные действие и воля, [созданные] по образу и по подобию Божию. Но те, которые подлинно одержимы диаволом, разжигаются и воспламеняются до безумия плотию, возбуждаются, оскверняются и пачкаются плотскою волею, — они не в силах различить, что есть чуждая [изначальной природе человека] и лукавая воля и противоестественное действие, а что есть богозданная и богодарованная, разумная и желающая воля, присущая душе [изначала], и что, наконец, есть ее животворящее действие, сочетающее воедино тело. Они, как сородичи и ученики Мани, отвергают волю боготварного человеческого естества и [таким образом], подобно манихеям, порицают нашу боготварную плоть, посрамляют наше богодарованное разумное желание, благодаря которому мы, устремляясь к Божественному, обретаем спасение; подобным своим учением они воздвигают вражду на Создателя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Рубрики Коллекции Воля Божия – что это? 2 мин., 01.09.2009 Поделиться Часто говорят, что «на все воля Божия» — в том числе на болезни, войны и тому подобное. Надо ли тогда лечиться или, например, защищать свою страну, ведь это значит выступать против воли Божией? Выражение «воля Божия» может относиться к двум явлениям, которые следует различать, — к Божьему Промыслу и к Божьему Закону. Промысел означает, что у Бога есть замысел в отношении как мира в целом, так и отдельных народов и даже отдельных людей. Хотя бесы и злые люди могут противиться Его воле, Бог заранее знает о том, как они себя поведут, и учитывает это в Своем замысле. Например, Иуда предал Спасителя по своей злой воле — это был его собственный греховный выбор, но Бог знал, что Иуда так поступит. Он знал, как поступят римские и иудейские власти, первосвященник, Пилат, воины и все остальные, и включил все эти события в Свой предвечный замысел о спасении мира. Таким образом, и те, кто противится Богу (даже страшные злодеи, вроде Гитлера), в конечном итоге служат исполнению Божиих замыслов. В книге Деяний святых Апостолов, например, верующие обращаются к Богу с молитвой: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян 4:24-28). Христианин может быть твердо уверен в том, что, как бы силы зла ни противились Богу, последнее слово всегда остается за Ним и что в Его замысле даже трагические и мучительные события послужат ко спасению Его верных. Воля Божия также может означать «Божий закон» — те обязанности, которые Бог возлагает на нас. Как говорил К. С. Льюис: «Добрый человек служит Богу как сын, злой — как орудие». Никто не может разрушить замысел Божий, но мы выбираем, по какую сторону этого замысла мы находимся, подобны ли мы Иуде или апостолу Петру, унаследуем ли мы в конечном итоге спасение или погибель.

http://foma.ru/volya-bozhiya.html

Но мы должны оказывать Богу совершенное послушание, должны всегда и во всем исполнять волю Божию. Этому научает нас Сам Господь, повелевая просить в третьем прошении, чтобы воля Божия совершалась на земле так, как совершается она на небе. На небе воля Божия совершается святыми Ангелами и блаженными человеками. Относительно Ангелов истина эта показана нами еще при изложении учения об Ангелах. Ее выражал уже псалмопевец Давид в следующих словах: «благословите Господа все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». Равным образом и о блаженных человеках в Откровении Иоанна говорится: «они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его». Значит, Ангелы и святые люди, все без изъятия, всегда и во всем исполняют волю Божию. Подобным же образом должны исполнять волю Божию и мы на земле. Но, к сожалению, на земле воля Божия не исполняется так. Поэтому, естественно, возникает вопрос, отчего же происходит то, что воля Божия исполняется на земле не так, как она исполняется на небе? Из священной истории мы знаем, что Бог, при сотворении человека, даровал ему все силы, нужные для того, чтобы исполнять волю Божию. Между тем человек злоупотребил этими силами и согрешил. Но это он сделал не сам по себе, а по обольщению дьявола. История этого обольщения известна, и мы не будем повторять ее. Здесь мы заметим только, что сей же дьявол, через которого вначале грех вошел в мир, служит и ныне причиною того, что воля Божия не исполняется на земле так, как исполняется она на небе. Это мы подтвердим примерами. По свидетельству Евангелия сатана дерзнул искушать ко греху даже Спасителя мира. Он же не оставлял без искушения и святых апостолов. По отношению к Иуде Искариотскому искушения его имели успех, ибо сей несчастный ученик предал Господа именно по внушению дьявола, как свидетельствует о сем евангелист Иоанн. Из слов Спасителя Самого мы знаем также, что сатана хотел увлечь к падению и других апостолов, особенно апостола Петра. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя», – таковы эти слова Спасителя. Таким оборазом, Адама и Еву сатана прельстил к нарушению воли Божией, Иуду – к предательству Господа, а всех учеников он хотел отклонить от веры в Спасителя. Всюду поэтому дьявол действует как противник Божий и враг святого царства Его. Из притчи же о сеятеле и семени мы знаем, что и ныне он взимает слово Божие из сердец верующих, чтобы они не уверовали и не спаслись. Как вначале грех вошел в мир через сатану, так и ныне сатана же является виновником греха. Вот почему апостол Иоанн свидетельствует: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола». Где именно этот злой враг имеет силу, там действуют вопреки воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Вот что надлежит держать в своей памяти при рассмотрении вопроса о свободе человеческой воли и воли Божественной. Неизвестный . Я все еще не могу понять, какое отношение все эти предварительные рассуждения имеют к самому вопросу? Духовник . Подожди. Ты сейчас поймешь это. Вот ты привел слова Спасителя из 6-й главы Евангелия от Матфея: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф. 6, 25 ). Но закончил их только стихом 32-м: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». А дальше? Почему ты на этом остановился? Ведь слова, приведенные тобой, совершенно неотделимы от следующего 33-го стиха: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Как часто люди ропщут, что не исполняется обетование Спасителя – все, что ни попросите во имя Мое, дастся вам. Помня лишь одну часть обетования: «все, что ни попросите, дастся вам», забывая условие этого исполнения «во имя Мое». Апостол говорит таким людям: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак. 4, 3 ). Так же и в вопросе о воле Божией в нашей жизни и о промыслительном о нас попечении. Для того, чтобы воля Божия во всей полноте содержала жизнь нашу, надо искать Царства Божия и правды его – и тогда все остальное приложится. Если перенести этот вопрос в сферу формально-логическую, можно сказать, что поскольку человек сохраняет свою свободу и не поддается игу рабства – его воля совпадает с требованием воли Божией. Неизвестный . Но ведь жизнь слагается из действий не только моей воли. Допустим, моя воля будет свободной и совпадет с волей Божией, а как же воля разбойника? Ведь она тоже определяет мою жизнь. Как же быть с его злой волей, как понять ее действие на мою жизнь? Как ее примирить с Промыслом? Духовник . Да. То, что сказано мною, этого вопроса не разрешает. Пока мы говорили только о том, ограничивает ли Божественная воля волю человеческую и тем делает ли ее «несвободною»? И на вопрос этот ответим: нет, не ограничивает – истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека – такой свободный, то есть в Боге живущий, человек прежде всего ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

По воле Бога, руками Божиими был сотворен человек ( Пс.118:73 ). Сын Божий стал Сыном Человеческим во исполнение воли Отца ( Ин.3:16 ). О Себе Иисус говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Послушание воле Отца было основной движущей силой земной миссии Сына Божия. Исполняя это послушание, Он добровольно претерпел страдания и смерть. Прошение о воле Божией, которое Спаситель включил в молитву «Отче наш», направлено на то, чтобы научить людей подчиняться ей. Эта воля совершается на небе, то есть в ангельском мире – там, где никто ей не противится. Христианин молится также о том, чтобы она совершалась на земле, в человеческом сообществе. Это не противоречит тому, что у каждого человека есть своя воля и что в молитве к Богу он может просить, о чем хочет, как и Сам Иисус просил о том, чтобы, если возможно, чаша страданий миновала Его. Но, подобно Иисусу, верующий в Него должен подчинять свою волю Божией воле: изложив свое желание в молитве к Богу, он должен смиренно ожидать Божьего ответа и принять его таким, каким он будет. В Первом послании Иоанна говорится: «...когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). Из этого можно заключить, что, если человек в молитве просит чего-то не по воле Бога, Он может и не послушать такую молитву. Иисус не призывает Своих учеников к пассивному ожиданию исполнения воли Божией: Он призывает их быть соработниками Бога в исполнении Его воли. В этом – кардинальное отличие христианского подхода к жизни от того мироощущения, которое выражено в распространенной поговорке: «На всё воля Божия». Воля Божия – отнюдь не «на всё»: есть воля Божия на добро, но нет воли Божией на зло и грех . Совершая грех, человек идет против воли Бога, вступает в конфликт с этой волей. Все события человеческой истории подразделяются на две категории: те, которые происходят по воле Божией, и те, которые совершаются вопреки воле Божией. Последние Бог «попускает», но не благословляет и не одобряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот что надлежит держать в своей памяти при рассмотрении вопроса о свободе человеческой воли и воли Божественной. Неизвестный. Я все еще не могу понять, какое отношение все эти предварительные рассуждения имеют к самому вопросу? Духовник. Подожди. Ты сейчас поймешь это. Вот ты привел слова Спасителя из 6-й главы Евангелия от Матфея: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Но закончил их только стихом 32-м: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». А дальше? Почему ты на этом остановился? Ведь слова, приведенные тобой, совершенно неотделимы от следующего, 33-го стиха: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Как часто люди ропщут, что не исполняется обетование Спасителя: все, что ни попросите во имя Мое, дастся вам. Помня лишь одну часть обетования: «все, что ни попросите, дастся вам», забывая условие этого исполнения «во имя Мое». Апостол говорит таким людям: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3). Так же и в вопросе о воле Божией в нашей жизни и о промыслительном о нас попечении. Для того чтобы воля Божия во всей полноте содержала жизнь нашу, надо искать Царства Божия и правды его – и тогда все остальное приложится. Если перенести этот вопрос в сферу формально-логическую, можно сказать, что, поскольку человек сохраняет свою свободу и не поддается игу рабства, его воля совпадает с требованием воли Божией. Неизвестный. Но ведь жизнь слагается из действий не только моей воли. Допустим, моя воля будет свободной и совпадет с волей Божией, а как же воля разбойника? Ведь она тоже определяет мою жизнь. Как же быть с его злой волей, как понять ее действие на мою жизнь? Как ее примирить с Промыслом? Духовник. Да. То, что сказано мною, этого вопроса еще не разрешает. Пока мы говорили только о том, ограничивает ли Божественная воля волю человеческую и тем делает ли ее «несвободной»? И на вопрос этот ответим: нет, не ограничивает – истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека – такой свободный, т. е. в Боге живущий, человек, прежде всего ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Да будет воля Твоя на земле, как на небе Вопросы для понимания Почему Христос учит своих учеников молиться об этом? Что это значит — «на земле, как и на небе»? Разве не все в мире происходит по воле Божией? Что здесь имеется в виду под волей Божией? В чем состоит воля Божия? Понятие воли Божией имеет как минимум три аспекта, об одном из которых мы часто забываем. Первый аспект – это жизненные обстоятельства, которые нам посылаются и на которые повлиять не в человеческих силах, мы можем их только принять (далеко не все обстоятельства нашей жизни, даже неприятные нам, именно таковы). Этот аспект пересекается с пониманием воли Божьей как предначертанного нам пути, и граничит с понятием судьбы. Именно для того, чтобы узнать волю Божию в этом смысле некоторые люди ездят к старцам. Впрочем, здесь легко впасть в нехорошее состояние гадания о будущем, которого христианам надо избегать. И третий аспект, о котором как раз мы часто забываем, это воля Божия в нравственном смысле. Ее легко узнать – открываешь 10 заповедей или Нагорную проповедь и вот она, воля Божия, — но трудно исполнить. Но это самый важный аспект, от которого во многом зависят два остальных. Потому что и наш жизненный путь зависит от того, исполняем ли мы ту волю Божию, которую узнали через Писание, живем ли мы по вере или руководствуемся чем-то другим (жизненный путь человека, изменившего своему супругу, и человека, не поддавшего искушению, будет разным). Из Писания мы учимся правильному отношению к разным вещам, которое тоже меняет наш жизненный путь. Но далеко не все готовы принять Бога и Его волю и исполнять её. В противном случае на Земле уже царило бы Царство Божие. Прочитайте отрывки из апостольских посланий 11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. 13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

http://bible.predanie.ru/da-budet-volya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010