Ответ. Того, что хочет Бог, много. Иного хочет по долготерпению и благости, и это есть благо и называется благим; иного же по гневу за грехи наши, и это называется злом. Ибо говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» ( Ис. 45, 7 ), не то злое, за что бываем наказаны, но то, чем бываем вразумляемы. А вразумляющее и чувством скорби приводящее к обращению служит во благо. Поэтому чего хочет Бог по долготерпению и благости, того и нам необходимо должно хотеть и тому подражать. Ибо говорит: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ). И апостол говорит: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас» ( Еф.5, 1–2 ). Но что насылает по гневу за грехи наши и что, как сказал я, на том основании, что возбуждает чувство скорби, называется злом, того, без сомнения, не должно нам делать. И когда есть воля Божия, чтобы люди нередко гибли от голода, от язвы, от войны или от чего иного подобного, нам нет надобности служить сей воле. Ибо в подобных случаях Бог употребляет и служителей злых, по сказанному: «послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов» ( Пс.77, 49 ). Поэтому сперва должно искать, что есть благая воля Божия, потом, когда узнаем благую волю, должно исследовать, угодна ли Богу сия благая воля. Ибо на иное, само по себе взятое, есть воля Божия, и воля благая, но когда это делается или не тем лицом, или не вовремя, то не бывает уже благоугодным Богу. Например, была воля Божия и воля благая, чтобы кадили Богу, но не благоугодно было Богу, чтобы делали сие Дафан и Авирон. И еще: есть воля Божия и воля благая, чтобы творили милостыню, но если делают сие ради прославления от людей, то это уже не благоугодно Богу. И еще: была воля Божия и воля благая, чтобы ученики «что на ухо» слышали, проповедали «на кровлях» ( Мф.10, 27 ), но чтобы говорили о чем-нибудь прежде времени, сие не благоугодно было Богу. Ибо говорит: «никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мф. 17, 9 ). И вообще всякая воля Божия благая тогда и благоугодна, когда исполняется в ней сказанное апостолом: «все делайте в славу Божию» ( 1Кор. 10, 31 ), и: «только все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14, 40 ). Но опять, если на что есть воля Божия, и воля благая, и воля угодная, то и в сем случае должно не беспечности предаваться, но подвизаться и заботиться, чтобы сие было совершенно и без недостатков, в мере как самого дела, точно ли согласно оно с заповеданным, так и силы совершающего дело. Ибо сказано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10, 27 ), как и Господь научил в Евангелии от Иоанна ( Ин. 23, 34 ). Да и всякую заповедь люби, как написано ( Втор. 6, 6 ). Ибо сказано: «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так» ( Мф.24, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Там – радость о каждом кающемся грешнике, в котором благая, милостивая воля Божия достигает здесь, на земле, своей победы, и он из слуги сатаны делается рабом Бога, наследником Его Царства, человеком благоволения Божия. Вот почему мы и просим, чтобы воля Божия и насельниками земли осуществлялась так же, как и насельниками неба, так же полно и беспрекословно, так же непрестанно я добровольно, с таким же преданным детским сердцем, которое исполняет волю Бога, не спрашивая, почему это нужно, а исполняет только потому, что это воля Бога. Но так, таким именно образом воля Божия на земле еще не совершается. Такими добровольными, беспрекословными, неутомимыми, детски верующими и благодушно-терпеливыми орудиями Его Божественной воли мы еще не показываем себя. Почему же нет? А потому, что на земле еще господствует злая богоборная воля, которая упорно противится и противодействует славе имени Бога и пришествию Его царства, злая, противобожественная воля вне нас – воля мира и воля диавола, и злая противобожественная воля внутри нас – воля нашей плоти. Эти три врага нашего спасения составили совет между собою и стараются вовлекать нас всегда в похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, в покой, и негу, и в бегство от креста. Потому-то так и тяжело нам отдавать нашу волю в волю Божию, по этой воле жить и поступать. Потому-то так часто у нас и бывает, что, когда мы говорим устами своими: «Отче, да будет воля Твоя» , сердце говорит другое и просит: «Нет Отче, не Твоя, но моя да будет воля!» Благодарение Богу! Из Его, собственного слова и Евангелия мы знаем, что Его благая и милующая воля состоит в том, чтобы разорять злые советы и побеждать злую волю, укреплять чад своих в добре и сохранять их в Его учении и Его вере до конца их жизни. А если так, то мы не должны, мы не вправе сомневаться в том, что Он услышит нас, когда мы молимся Ему, говоря: да будет воля Твоя! Они, эти враждебные Ему мир и диавол, составили совет и собрались против Господа и Его помазанника, но Он говорит им: «замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Поиск воли Божией — это очень серьезно. Иногда нам кажется, что воля Божия недоступна для нашего понимания, что ее надо всегда и обязательно искать где-нибудь у старцев, что воля Божия — это некий секрет и тайна. А она на самом деле никакая не тайна; Господь нам постоянно хочет эту Свою волю открыть, это мы сами глуховаты ислеповаты… Воля Божия заключается в спасении человека; Господь говорит, что нет Его воли на то, чтобы кто-нибудь в этом мире погиб. И что значит искать волю Божию? …У одной девушки обнаружили огромную раковую опухоль. А ей 19 лет, она замуж собиралась, у нее жених, после Пасхи должны были повенчаться… а после Рождества оказалось, что эта опухоль проросла в легкое. И она восприняла это как-то удивительно по-христиански, как волю Божию. И можно только поражаться, как этой девочке хватило духа, радости, крепости духовной — молиться, нести молитвенное Правило, терпеть ужасные процедуры — и не унывать, не впадать в отчаяние. Вот так вот — была возможность жить, и все было хорошо, казалось, по воле Божией — и храм, и жених православный, — и вдруг оказалось,что воля Божия совсем в другом. Мы не знаем, куда Он ее поведет, и она не знает, но она готова полностью отдаться в руки Бога… И когда мы просим — да будет воля Твоя, то мы именно этого просим. Митрополит Антоний очень тонко заметил, что обычно мы, когда говорим да будет воля Твоя, на самом деле хотим, чтобы наша воля совпала с волей Божией; мы, так сказать, мечтаем, чтобы нам было удобно, чтобы наша воля и воля Божия в этот момент совпали, и думаем, безумцы, что поступаем по воле Божией… А на самом деле, когда мы просим, чтобы была воля Божия, мы просим, чтобы Господь дал нам сил этой воле не сопротивляться, полностью довериться Его водительству, Его замыслу о нашем спасении, полностью довериться тому, что Он — наш Отец. Хлеб наш насущный даждь нам днесь… Дети тут сказали, что здесь мы просим, чтобы наша обычная жизнь тоже как-то устраивалась, чтобы Господь нас кормил, поил и одевал. И это, конечно, отчасти правильно. Но вот святые Отцы толкуют это прошение как прошение евхаристическое. Именно поэтому молитва Отче наш звучит во время Евхаристии, перед самым причащением Святых Христовых Тайн. Когда мы говорим Хлеб наш насущный даждь нам днесь, мы вспоминаем слова, сказанные Господом: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4). Я сейчас не буду развивать тему Евхаристии, потому что у нас будет целое занятие, посвященное этой проблематике — причащению подростков.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Воля Твоя мудра, ясна и свята. Твоя воля сдвигает небеса, так почему бы той же воле не сдвинуть землю, которая в сравнении с небесами подобна капле перед океаном? Твоя воля мудра. Я слушаю голоса прошлого, гляжу на небо и знаю, что звёзды движутся, как двигались тысячелетиями, всегда тем же путём, и приносят, когда нужно, лето и зиму. Ты никогда не устаёшь, творя с мудростью, Отче наш. Никакой пустоте нет места в Твоём плане. Ты так же мудр и добр сейчас, как и в первый день творения, и завтра будешь таким же, как сегодня. Твоя воля свята, ибо мудра и свежа. Святость неотделима от Тебя, как от нас воздух. Что-либо не святое может подняться до небес, но ничто не святое никогда не спустится с неба, с Твоего престола, Отче. Мы молимся Тебе, Святой Отец наш: сделай так, чтобы поскорее настал день, когда воля всех людей будет мудра, свежа и свята, как Твоя воля, и когда все творения на земле будут двигаться в согласии со звёздами на небе, и когда наша планета будет петь в хоре со всеми Твоими удивительными звёздами: Господи, научи нас! Боже, веди нас! Отче, спаси нас! Святитель Антоний, митрополит Сурожский Когда мы говорим: «Да будет воля Твоя», это значит, что мы берём на себя труд познавать эту волю, жить этой волей, проводить её в жизнь. А воля Божия – спасение мира; воля Божия – всё, что содержится в понятии: жертвенная, крестная, отдающая себя, уязвимая, беззащитная любовь – ради того, чтобы другой человек мог жить, ожить, вырасти в полную меру. Вот некоторые черты этих первых прошений, но в совершенстве эти первые прошения может произнести только Господь. Он нам говорит, что «Царство Божие внутри нас» ( Лк.17:21 ). В Нём полнота Царства Божия. В нас мы его должны водворить; мы должны Христа посадить на престол внутри себя, чтобы Он был Царём и Господом всей нашей жизни: мыслей, чувств, желаний, движений, действий. Но Он может сказать полностью: «Да будет воля Твоя», потому что: «сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Эти прошения – чисто сыновние, и мы можем в них участвовать, настолько, насколько мы тесно и глубоко связаны с Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   Возбудив в нас перед этим любовь к будущему и желание царства и пронзив нас этим желанием, Он заповедует говорить: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Дай нам, Господи, говорит, подражать жизни небесной, чтобы и мы желали того же, чего желаешь Сам Ты; помоги нашей воли немоществующей и хотя желающей исполнять дела Твои, но удерживаемой немощью плоти; простри руку стремящимся идти, но принуждаемым хромать; душа легка (дух бодр), но ее обременяет плоть; та быстро стремится к небесному, а эта тяготеет к земному; но при Твоей помощи и невозможное будет возможным; «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».     Св. Кассиан. Не может быть молитвы выше той, которою мы желаем, чтобы земное удостоилось сравниться с Небесным. Ибо что значат слова: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», как не то, что «да будут люди подобны — Ангелам, и, как сии исполняют волю Божию на Небе, так и все живущие на земле да творят не свою, а Его волю. (Другая мысль) И этого прошения никто не может произнести с полным чувством, кроме одного того, кто верует, что Бог все, что кажется нам несчастием или счастием, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе.     Блаж. Августин. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Служат Тебе Ангелы на небе, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небе, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтобы быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми.    Когда говорим: «да будет воля Твоя», то испрашиваем себе у Отца небесного самого повиновения воле Его, чтобы она также и нами была исполняема, как исполняется на небесах Ангелами Его.    «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»; т.е., как в отношении к Ангелам, сущим на небе, есть воля Твоя, чтобы они всячески к Тебе прилеплялись и Тобою наслаждались, так что никакое облако заблуждения не затемняет их премудрости и никакая скорбь не возмущает их блаженства: так да будет и во святых Твоих, сущих на земле, по телу из земли сотворенных и хотя в небесное жилище, но от земли, имеющих быть взятыми. — «Да будет воля Твоя» можно разуметь и так: да будет оказываемо повиновение повелениям Твоим; а: «и на земле, как на небе» — так: как Ангелами, так и людьми. Ибо что тогда бывает воля Божия, когда исполняются повеления Его, это сам Господь показывает, когда говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин.4:34). И еще: «сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Итак, которые творят волю Божию, в тех и бывает воля сия; потому что делают то, чего хотет Бог, т.е. действуют по воле Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

игумен Амвросий (Диденко) Да будет Воля Твоя, яко на небеси и на земли Пресвитер Тертуллиан Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божией, но молим, да исполняется воля Его во всех нас. Но чего другого хочет Бог, как не того, чтоб мы шествовали по заповедям Его? Почему молимся, чтоб Он указал нам волю Свою и подал силу исполнить ее, да явимся спасенными и на небесах и на земле. Ибо сущность Воли его есть спасение тех, которых Он усыновил. И то есть Воля Божия, что Господь совершил проповедью, деяниями и страданием. Так Сам Он сказал, что творит не свою, но Отца Своего волю. ( Ин.6:39 ) И нет сомнения, что все, что Он делал, делал по воле Отца. И теперь он нас приглашает последовать примеру Его и пребывать в воле Божией даже до смерти. Но чтоб мы могли сие исполнить, имеем нужду в воли Божией (в благоволении Его и помощи). Почему говоря да будет воля Твоя – выражаем желание: да совершается она в нас, в уверенности, что в воле Божией, ничего нет для нас худого, хотя бы пришлось и пострадать ради нее. И Господь наступлением страданий, желая показать немощь человеческой плоти и во Своей плоти, сказал: «Отче, мимо неси от Мене чашу сию! но тотчас присовокупил: Обаче не Моя воля, но Твоя, да будет» ( Лк.22:42 ). Он Сам есть воля и сила Отца и, однако же, благоволил предать Себя воле Отца, в показание необходимости предлежащего страдания. Ориген Так как мы, молящиеся, пребывающие ещё здесь, на земле, знаем, что воля Божия исполняется всеми небожителями, то и молимся о том, чтобы она и на земле во всём была исполняема точно таким же образом. А это будет тогда, когда ничего мы не будем делать вопреки воле Божией. Если же воля Божия и нами на земле столь же точно будет исполняема, как это происходит на небе, то будем мы походить на небожителей, потому что, подобно им, тогда мы будем носить в себе образ небесного ( 1Кор.15:49 ), то есть Христа, Который во всем послушен был воле Небесного Отца( Ин.4:34; 5:30 ), и наследуем Небесное Царство ( Мф.7:21 ); а когда мы переселимся на небо, тогда опять наши потомки на земле будут молиться, чтобы им походить на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Здесь есть еще одно обстоятельство. В Библии зачастую слово “премудрость” встречается в разных смыслах. Скажем, Соломон в молитве просит у Бога премудрости. Какой премудрости просит Соломон? Если вы вчитаетесь в эту молитву, то поймете, что речь идет об искусстве управления царством. Это искусство управления – как бы одна из низших ступеней понимания премудрости. Но когда мы говорим о премудрости Божией, то часто речь идет о промыслительной деятельности Божией в этом мире, особенно о промыслительной деятельности Сына Божия в этом мире. Одно из имен Сына Божиего – Премудрость. Есть еще и такой оттенок библейский в понятии премудрости, который, как правило, указывает на Промысл Божий в этом мире. Несколько цитат. Пс.103:24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал ты премудро; земля полна произведений Твоих”. 1Кор. 1:23–24 – “Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”. 1Кор.2:7 – “проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей”. Рим. 11:33 – “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” О      премудрости Божией писали очень многие свв. Отцы. Новый Завет , Евангелие, послания апостолов – это, по сути дела, премудрость, данная Богом людям для того, чтобы они нашли правильные пути к спасению. Цель человеческой жизни – это спасение. И средство к достижению этой цели – это Новый Завет, который мы ежедневно читаем. Воля Божия и ее свойства: свобода, святость, всемогущество, всеправедность Следующее свойство – воля Божия. В нашей обычной жизни на волю Божию мы ссылаемся гораздо чаще, чем на какое-то другое свойство: На всё воля Божия”, “Да будет воля Твоя”. Во всяком случае, о воле Божией мы говорим чаще, чем о том, на что бесконечно надеемся, – о милосердии Божием. “Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли” – это утверждение существования воли Божией. Но еще более важным для нас является выражение: “Обаче не Моя, но Твоя будет воля” – так говорил Господь перед Своими крестными страданиями. Это то, чем мы обосновываем наличие двух воль у Иисуса Христа – воли Божией и воли человеческой. Конечно, воля человеческая это “не хочу смерти”, но – “Да будет воля Твоя, а не Моя”. То есть должна быть исполнена воля Божия, а не человеческое хотение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

4, 29) нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему (104, 203). Воля Божия открыта в слове Божием (104, 348). " Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли " . Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: " Будь верен до смерти " (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог " хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: " Да будет воля Твоя " . Святитель Тихон Задонский (104, 348). Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, нечего бояться, и забыли (Мф. 8, 23-25). Так бывает и в житейском и духовном планах. Подымется буря бед или страстей-мы обыкновенно тревожимся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей. А Господь шлет нам урок: " Маловерные " (Мф. 8, 26). И справедливо. Нельзя не обратить внимания на происшедшее, но всегда можно сохранить разумное спокойствие. Прежде всего, посмотри, чего хочет от тебя Господь,- и смиренно покорись под крепкую руку Его. Не мятись, не суетись, укрепи веру, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: " Погибаю! " , а с преданностью взывай: " Господи! если хочешь можешь. Но да будет не моя, а Твоя воля " . Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю (107, 167- 168) " Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией - всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод (107, 166-167).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

    Тертуллиан. Взываем, «да будет воля Твоя», не потому, чтобы мог кто либо помешать быть воле Божией, но молим, да исполняется воля Его во всех нас. Но чего другого хочет Бог, как не того, чтобы мы шествовали по заповедям Его? Поэтому молимся, чтобы Он и указал нам волю Свою и подал силу исполнять ее, да явимся спасенными и на небесах и на земли. Ибо сущность воли Его есть — спасение тех, которых Он усыновил. И то есть воля Божия, что Господь совершил проповедью, деяниями и страданием. Так сам Он сказал, что творит не свою, но Отца Своего волю (Ин.6:39). И нет сомнения, что все, что Он делал, делал по воле Отца. И теперь Он нас приглашает последовать примеру Его, и пребывать в воле Божией даже до смерти. Но чтобы могли мы это исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении Его и помощи). Почему говоря: «да будет воля Твоя», выражаем желание, да совершается она в нас, в уверенности, что в воле Божией, ничего нет для нас худого, хотя бы пришлось и пострадать ради ее. И Господь перед наступлением страданий, желая показать немощь человеческой плоти и во Своей плоти, сказал: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» (Лк.22:42). Но тотчас присовокупил: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Он Сам есть воля и сила Отца, и однако ж благоволил предать Себя воле Отца, в показание необходимости предлежащего страдания.     Св. Киприан Карфагенский. Говоря: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», — не с тем, чтобы Бог вследствие нашей молитвы делал что хочет, но чтобы мы могли делать угодное Ему. Ибо кто же воспрепятствует Богу делать угодное Ему? Но так как диавол полагает нам препоны в оказывании духом и телом полного повиновения Богу, то мы просим и молим, да будет в нас воля Божия. А чтобы она была — необходимо изволение Божие, т.е. Божия помощь и защита; потому что никто не крепок собственными силами, а всякий находит безопасность только в Божием снисхождении и милосердии. Да и Господь, показывая человеческую немощь, которую Он носил в себе, говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», — а затем, подавая ученикам пример, чтобы они исполняли не свою волю, но Божию, прибавил: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное? – Очень многое чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «Да будет воля Твоя», и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «Да будет воля твоя, пожалуйста». Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу. Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ), говорит Иисус Христос . Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же. Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:12–17 ). Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–39 ). Его воля и в этом: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас ( Лк.6:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010