Глава XV Наша воля всегда свободная, но не всегда добрая 31 . И чтобы никто не счел, что самим людям посредством своего свободного решения ничего [не нужно] здесь делать, то вот, в псалме говорится: Не желайте ожесточать сердец ваших 155 . И через того же пророка Иезекииля сказано: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы против Меня, и сотворите себе новое сердце и новый дух, и исполните все заповеди Мои. Зачем вам умирать, дом Израилев, говорит Господь? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь и живы будете 156 . Вспомним, что Тот говорит: Обратитесь и живы будете, к Кому взывают: Обрати нас, Боже 157 . Вспомним, что Тот говорит: Отвергните от себя все грехи ваши, Кто Сам оправдывает грешника 158 . Вспомним, что Тот говорит: Сотворите себе новое сердце и новый дух. Кто сказал: Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам 159 . Итак, каким образом Тот, Кто говорит: Сотворите себе, сказал также: Я дам вам? Зачем повелевает, если Сам намеревается дать? Зачем дает, если это нужно сделать человеку? Не тогда ли дает то, что повелевает, когда помогает, чтобы тот, кому повелевает, сотворил это? Ибо воля у нас всегда свободная, но не всегда добрая. Ведь она или от праведности свободна, когда служит греху, и тогда злая; или от греха свободна, когда служит праведности 160 , и тогда добрая. А благодать Божия всегда добра, и благодаря ей становится человеком с доброй волей тот, кому прежде была свойственна воля злая. При помощи этой благодати совершается также и то, что сама добрая воля, начав существовать [в человеке], возрастает и становится столь великой, что может уже исполнять те Божественные заповеди, которые желает исполнять, если только желает вполне и совершенно. Ибо сюда относится сказанное: Если захочешь, исполнишь заповеди 161 . Так написано, чтобы человек, который хочет и не может, понял, что он еще недостаточно хочет, и обратился [к Богу] с молитвой, чтобы ему иметь такую волю, которой будет достаточно для исполнения заповедей. Ведь так оказана будет ему поддержка, чтобы мог он совершить то, что заповедано. Ибо тогда полезно желать, когда мы можем это, и тогда полезно мочь, когда мы это желаем; и что пользы, если мы желаем того, чего не можем, или не желаем того, что можем? De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XIV Предшествует ли воля верующего благодати Божией 27 .  Но когда будут изобличены, не скажу: защитники свободного решения, но скорее превозносители и ниспровергатели его, – ведь ни знание Божественного закона, ни природа, ни одно лишь отпущение грехов – все это не есть та благодать, которая даруется через Иисуса Христа, Господа нашего, причем сама эта благодать и способствует тому, чтобы закон исполнялся, чтобы природа была освобождена, чтобы грех лишился своего господства; итак, когда будут они изобличены в этом, тогда обращаются к тому, чтобы некоторым образом попытаться доказать, что благодать Божия дается по нашим заслугам. Ибо говорят: «Даже если она и не дается по заслугам добрых дел, поскольку благодаря ей мы делаем добрые дела, однако все же дается она по заслугам доброй воли, поскольку предшествует добрая воля молящегося, а ей предшествует воля верующего, так что по причине этих заслуг следует [за молитвой и верой] благодать внемлющего Бога». Дух благодати делает так, что у нас имеется вера 28 . Выше я уже рассуждал о вере, то есть о воле верующего, и показал, сколь [нераздельно] принадлежит она к благодати, так что апостол не сказал: «Я унаследовал милосердие, поскольку был верующим», но говорит: Я унаследовал милосердие, чтобы быть верующим 143 . Есть и другие свидетельства, среди которых и то, где он говорит: Думайте [о себе] со скромностью, по мере веры, какую каждому уделил Бог 144 . И это [свидетельство], которое я уже упоминал: Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, но дар Божий 145 . И другое [свидетельство], когда пишет он к ефесянам: Мир братьям и любовь с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа 146 . И то [свидетельство], где он говорит: Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 147 . Итак, и то, и другое относится к благодати Божией: и вера верующих, и терпение страдающих, поскольку и о том, и о другом апостол говорит как о дарованном. И более всего подходит сюда то свидетельство, где он говорит: Имея тот же дух веры 148 . Ведь не говорит он: «знание веры», но: дух веры, и для того говорит так, чтобы мы поняли, что вера предоставляется без наших просьб, а затем уже по ее просьбе даруется все прочее. Ибо апостол так говорит: Как призвать Того, в Кого не уверовали? 149 Итак, дух благодати способствует тому, что мы начинаем иметь веру, а затем уже посредством веры мы испрашиваем в молитве, чтобы смогли мы исполнить заповеданное нам. Поэтому сам апостол постоянно ставит веру выше закона: ибо мы не в состоянии совершить то, что повелевает закон, если только посредством веры не испросим в молитве, чтобы были мы в силах совершить это. Вера даруется Богом

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Преподобный Исаак Сирин сказал: «Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику». А авва Пимен говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Итак, если человек оставит свою волю и покорится воли Божией, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его» (Пс. 17, 30-31). Итак, мы рассмотрели понятие воли человека и пришли к выводу, что и для принятия правильного решения, и для спасения безсмертной души человека необходимо во всем искать волю Божию. Перейдем ко второй части рассматриваемой темы. II. Согласие на обработку персональных данных Веками учет людей, а также удостоверение личности человека осуществлялись по имени. И вот теперь в нашей стране происходит сбор всевозможной (в том числе самой конфиденциальной) информации о людях, которая накапливается в «базах данных», реестрах под персональным номером человека. На работе, в учебных, медицинских, нотариальных, социальных и других учреждениях, при совершении различных расчетных операций предлагают подписать «згоду» («согласие») на обработку персональных данных. При отказе дать такое «согласие» человек сталкивается с серьезными проблемами. Свободная воля человека постоянно испытывается, оказывается перед выбором в принятии решения. Преподобный Нил Синайский советует: «Исследуй конец всякого поступка прежде его начала». Апостол Павел через послание к Ефесянам наставляет нас: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес. 5, 10-11, 15-17). Обработка персональных данных неразрывно связана с тотальной кодификацией всего человечества, с присвоением каждому человеку личного номера. Это всемирный процесс, являющийся основой построения финансово-экономической киберсистемы, так называемого глобального информационного сетевого общества, в котором роль человека низведена до роли «узла» сети, «субъекта персональных данных», поставленного в жесткие условия послушания системе, ее всемирным «стандартам» и «правилам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Разгадка кажущегося противоречия между утверждениями о послушании Иисуса воле Отца и о добровольном характере Его смерти заключается в том, что у Отца и Сына – единая воля. Смерть Сына Божия является одновременно Его послушанием воле Отца и Его собственным подвигом, добровольно совершаемым ради людей. Это единство двух воль – Отца и Сына – проявляется в молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Она передана авторами синоптических Евангелий в четырех разных вариантах: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк.14:36 ); «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ); «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ); «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). При всей вариативности передачи молитвы ее содержание у всех Евангелистов оказывается одинаковым: Иисус молится Отцу, чтобы, если возможно, Его миновала чаша страданий, но при этом проявляет абсолютное послушание божественной воле. Его собственная воля сливается с волей Отчей. Распятие Господне. Икона. 2-я пол. XIV в. (собрание Вселенской Патриархии в Стамбуле) Только добровольным характером смерти Иисуса можно объяснить тот факт, что Он никоим образом не пытался смягчить остроту конфликта, возникшего между ним и фарисеями в самом начале Его проповеди. Его целью было не спасти собственную жизнь (что Он, наверное, без труда мог бы сделать, если бы захотел), а пострадать и «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Этот искупительный характер страданий Иисуса на кресте подчеркивают Евангелисты – в том числе через аллюзии на ветхозаветные пророчества о страждущем Мессии. В одном из этих пророчеств говорится: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Здесь, с одной стороны, показано безропотное послушание страждущего Мессии воле Божией, с другой – подчеркивается добровольный характер Его страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А потому должны мы твердо верить в управление Божье вселенной и в особенности в промысел Божий о человеке, и быть внимательными к себе: благодарим ли мы Бога каждый раз за все то, что Он посылает нам во все течение нашей жизни - приятное ли для нас или неприятное, но всегда приводящее нас ко спасению. А потому должны мы разумно сообразовать наши желания с волей Божьей, выражающейся в знаменательных событиях, происходящих с нами и признаваемых совершенно предающими себя в волю Божью за глас Божий, отзывающийся в их сердце. И при каждом изъявлении нам Божия благоволения или не соизволения нашим намерениям или предприятиям, должны мы смиренно и с покорным духом благодарить Бога, повторяя слова нашего Спасителя и Искупителя: Славлю, Тебя, Отче, за все, посланное мне Тобой для поддержания моей жизни, для исправления моих заблуждений и для спасения души моей. Ей, Отче! Верю я - таково было Твое благоволение обо мне. III. Воля человеческая должна сообразоваться с Божественной. М ы сказали уже, какое предуготовление полезно и успешно для согласия или, так сказать, для слияния воедино человеческой воли с Божественной. Теперь же надлежит показать в примерах и подобиях, как на самом деле та и другая воли могут совместно и законно сосуществовать. Воля Твоя, Боже - моя воля. Весьма определенно и справедливо выразился Фома Аквинатский (XIII в.) о так называемых добрых делах, что они тогда только приятны и любезны Богу, когда совершаются во всем согласно с волей Божьей: " если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Коринф. 13:3) - и все эти дела мои не будут принадлежать к добродетельным делам. Пимен, святой муж, всегда и всем давал такое наставление: " никогда не поступай по своей воле, если она противоречит воле Божественной; но да будет воля твоя всегда согласна с волей Божьей. И если желание твое действительно не противоречит воле Божьей, то Бог откроет тебе это или через Евангельское наставление, или возбудит в сердце твоем мысль подождать с приведением в дело задуманного тобой желания и предоставить его совершенно на волю Божью, говоря: если Богу угодно мое желание - оно совершится, а если неугодно - не исполнится оно: как хочет Бог, так и я. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и торжества ваши ненавидит душа Моя; они для Меня бремя, Мне тяжело нести» (Исаии I, 11 – 14). «Так говорит Иегова воинств, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и в день изведения их из земли Египетской не давал заповеди о всесожжении жертв. Но сию заповедь Я завещал им, говоря: слушайте слово Мое, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите всяким путем, который Я укажу вам, чтобы вам благоденствовать» (Иеремии VII, 21 – 23). Установленные законом обряды и жертвы сами по себе не могут никаким образом выражать волю Божию: как безусловная, эта воля не может быть связана ни с каким внешним предметом, никакое внешнее действие не может удовлетворить ее, – перед нею исчезают все различия святого и нечистого во внешних предметах и действиях. Хотя известные действия и установлены законом Иеговы, но между ними и Иеговою не может быть никакого внутреннего отношения, и если человек думает одним исполнением этих действий удовлетворить абсолютную волю, то тем самым эти действия становятся нечистыми и преступными. «Так говорит Иегова: престол Мой небо, а земля подножие ногам Моим: где же вы построите дом для Меня, и где место для Моего упокоения? ибо все сие Моя рука сотворила, чтобы все сие существовало, говорит Иегова. Закалающий вола то же, что поражающий человека; приносящий овцу в жертву душит пса; представляющий хлебное приношение подносит свиную кровь; кадящий фимиамом благословляет идола» (Исаии LXVI, 1 – 3). Но если божественная воля не может иметь никакого отдельного определенного предмета, а между тем как воля она должна относиться к чему-нибудь, то, очевидно, этим ее предметом может быть только все. Воля Божия, как абсолютная, не может что-либо исключать из себя или, что то же, хотеть чего-нибудь исключительно: не зная лишения, она не знает и зависти; она одинаково утверждает бытие и благо всех и поэтому сама определяется как безусловная благость, или любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

В этом свете слова рассматриваемого прошения из Молитвы Господней приобретают особый новый и еще более непостижимый смысл. Давайте, с учетом всего вышеизложенного, вновь вслушаемся в рассматриваемое прошение: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» . Итак, исполнение воли Божией приближает пришествие Царствия Божия в жизни каждого из нас. Прежде чем Небо и земля (невидимый и видимый миры) подчинятся воле Создателя, и мы сами должны покориться покорившему Себе все и вся. И, как я сказал, сделать это мы можем, исполняя волю Создателя. Есть ли воля Бога в том, чтобы мы веровали в Него? Конечно! Да! Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Есть ли воля Бога в том, чтобы мы надеялись на Него? Конечно! Да! Сказано: «Ибо мы спасены в надежде…» ( Рим.8:24 ). Есть ли воля Бога в том, чтобы мы любили? Конечно! Да! И еще раз – ДА! Сказано: «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор.16:14 ). Но что означают эти слова «все у вас да будет с любовью», и можно ли действительно все делать с Любовью. Обратимся к совершенствам Бога, чтобы лучше понять, как это все делать с любовью. Посмотрите на окружающий нас мир природы, разве он не свидетельствует о любви Господа к Своему творению. Преподобный Исаак Сирин восклицает: «О, какое сострадательное милосердие и богатая благость у Создателя! С какой мыслью и с какой любовью сотворил Он этот мир и привел его в бытие! На какую тайну взирает приход в бытие этого творения и к чему призвано наше общее естество! Какая любовь была источником сотворения мира! Ибо та же самая любовь, которая начала сотворение, заранее уготовала также и установление всех последующих (благ)» (38, 1). Итак, мир начинается величайшим проявлением Божественной Любви, как мы прочитали у преподобного Исаака Сирина . Сказано в Писании о благостном сотворении мира: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» ( Быт.1:31 ). В понимании преподобного Исаака Сирина цель существования тварного мира – абсолютное благо и абсолютная Любовь, обретаемая тварным миром в Боге и с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

150 . «Прежние грехи, будучи воспоминаемы в своих образах, вредят. Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну. Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай грехов по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.151,153). 151 . «Господь много любит кающегося грешника и милостиво прижимает его к Своей груди: «Где был ты, чадо Мое? Я давно жду тебя». Господь всех зовет к Себе голосом Евангелия, и голос Его слышен во всей вселенной: «Придите ко Мне, овцы Мои. Я создал вас, и люблю вас. Любовь Моя к вам свела Меня на землю, и Я все претерпел ради вашего спасения, и хочу, чтобы вы познали Мою любовь и сказали, подобно апостолам на Фаворе: Господи, хорошо нам с Тобою»» (прп. Силуан Афонский . Писания, IX.27). 152 . «Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества и не терпят обличения и позора. Таинством Исповеди решительно очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением… Исповедание грехов необходимо, чтобы надлежащим образом раскаяться в прежних грехах и для того, чтобы предохранить себя на будущее время от падения в грехе… Ничто, ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Наша воля и воля Божия 153 . «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: «да будет воля Твоя» ( Мф. 6, 10 ). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать себя и верить себе, и тогда они легко порабощают человека, [принявшего такой образ мыслей]» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 40, 124). 154 . «Великое благо – предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога… Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою» (прп. Силуан Афонский . Писания, VI.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В Книге пророка Иезекииля говорится (8-я и 9-я главы Книги Иезекииля), что самое страшное, что было с Храмом незадолго до взятия Иерусалима – пророк Иезекииль это видел – это то, как Слава Божия покидала Храм через херувимов. Затем Слава Божия возвратилась, когда Храм был освящен. О том, что Слава Божия навсегда покидает Храм Соломона, говорится в 27-ой главе Евангелия от Матфея. Слава Божия остается в Храме Тела Господня, т. е. в Церкви. Церковь есть жилище Святого Духа. Та самая Слава, которая в свое время являлась в Скинии, теперь является в нас. Но в Церкви есть еще более великая реальность, чем люди: там – Причастие, то самое Тело Господне, через которое в нас входит Слава. Главное, что есть в храме – святая Евхаристия, Причастие. Евхаристия – сердцевина Церкви. Поэтому храм называется местом особого присутствия Божьего. Где Христос – там и Слава. Господь говорит: «Я живу на высоте Небес среди ангелов». Поэтому, когда говорится «Отец наш Небесный», имеется в виду, что Он действует в Небесах. Ангелов миллиарды, но у них одна воляволя Божия. Слава Божия среди ангелов на Небесах являет себя беспрепятственно. Бог все видит и все слышит. Вездесущность Божия означает не только то, что Бог находится везде. Бог все видит, все слышит. Поэтому, как говорит святой Ириней Лионский , «Бог есть целиком око», целиком слух. Поэтому Он и называется Всевидящим Оком. И скрыться от Него невозможно. Бог имеет характер. Теперь несколько слов о характере Бога. Что такое характер? Буквально это очертание. У человека это характеристика воли, чувств. Когда мы говорим о Боге, мы говорим, что у Него есть ум, воля, чувства. Мы сотворены по Его образу. Ум Божий, однако, отличается от нашего. Бог всеведущ  – Он все знает. Ум у Бога обладает таким свойством, как всеведение. Бог знает все, «ибо если сердце наше осуждает нас, то[ кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» ( 1Ин. 3, 20 ). Бог испытывает сердца людей и воздает каждому по делам его. «И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» ( Откр. 2, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И, кажется, зачем понадобилось человеку чудо? Да и где же место чуду при человеческой самости? Но вот, когда происходит потрясение жизни, надуманной человеком, когда случается нагромождение жизненных обстоятельств, когда опрокидывается установившееся «законное» равновесие жизни, казавшееся таким устойчивым, тогда бы, кажется, всезнающему и самодовлеющему человеку и нужно проявить все свое знание, и разобраться в жизни, и исправить то, в чем была его личная погрешность. Не тут-то было! Так трудно человеку расстаться с нажитой самостью и так трудно пошевелить твердыню «законного», как он его создал, что он не желает или неспособен палец о палец двинуть, чтобы пересмотреть все жилое здание своей самости и честно решить, чего же хочет от него Бог, какая же Божия воля о жизни. Человек остается в моральном бесчувствии, маскируется полным непониманием совершающегося и, прикрывая свое нежелание двинуть пальцем, чтобы выполнить то, что от него лично требуется, поминает Бога, зовет Его и прячется за Божию волю: «Что же это такое совершается? Мне непонятна Божия воля! Господи! Да где же Ты? Яви лице Твое! Дай знамение! Прояви Твою силу!» Как будто Бог для того и существует, чтобы утверждать выдуманный самостью порядок со всей его греховностью! Человек ищет Бога и ищет чуда, не желая понять простого Божия веления, которое уже развернулось пред самыми его глазами. Человек ищет Божией воли, а Божия воля открыта, ясна ребенку! Разве это не лукавство? Разве это не искушение Бога? Не лукавство ли быть ничего не понимающим, когда Божии веленья ясны? Не лукавство ли – при таком наивном непонимании, при нежелании двинуть пальцем в смысле исправления жизни – спрашивать: «Господи! Что Ты хочешь? Яви чудо!» Не искушение ли Бога такая лукавая просьба чуда? На эту просьбу ответ был и остается один; ответ, сказанный с глубоким вздохом, ответ Божия сокрушения: «Род сей лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему». А Он (Господь) заповедал им (ученикам), говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили (ученики): это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?.. и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? ( Мк.8:15–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010