Попытка в 20 веке в ряде стран (Советской России, Китае, Албании и др.) построить общество, состоящее из одних материалистов, имело разрушительные и трагические последствия. Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того, душа, умерщвленная злом, – жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе неприметный для незнающих ( Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты. Том I. Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение). Как православие относится к такому понятию как «суженный», «суженная»? иеромонах Иов (Гумеров) Слово «суженный» (от слова «судить», «суждено») имеет языческие корни, ибо тесно связано с понятием «судьба», которая в мифологии большинства народов понималась как непостижимая предопределённость событий и поступков человека. В народном сознании с понятиями «суженный», «суженная» связано представление, что каждому человеку заранее предопределен или предопределена супруг или супруга. Суженого конём не объедешь (пословица). Христианское мировоззрение основано не на фатальной неизбежности будущих событий, а на воле Божией: по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» ( Пс.134:6 ; Дан.4:32 ). Поэтому самое важное и благое для человека познавать и стремиться исполнять волю Божию: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим. 12:2 . Воля Божия по существу совпадает с Его замыслом о нашем спасении: Бог хочет, чтобы все люди спаслись( 1Тим. 2:4 . По отношению к отдельному человеку воля Божия предполагает его внутреннее и внешнее движение к исполнению этой высшей воли. Человек должен внутренне сообразоваться с ней, свободно исполнить ее. Она предстает перед ним не в виде рока, но как призыв и заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Подобно разуму, и воля человека сама по себе, без содействия благодати Божией, не может склониться к вере Христовой. Вспомним, например, о том человеке, который говорил Господу: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Когда Господь сказал ему на это: «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», – то человек этот отошел от Господа. Значит, сам по себе он не имел силы отказаться от мира и последовать за Христом, ибо воля его была слишком слаба и слишком сильно была привязана к этому миру, и не допускала благодати Божией подействовать в себе. Вот почему, если апостолы последовали за Иисусом Христом, то в этом случае они были вспомоществуемы благодатию Божиею. О таком действии благодати ясно говорит Сам Иисус Христос в следующих словах: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Равным образом апостол Павел учит: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Таким образом, мы изучили сегодня, что человек сам по себе, без содействия благодати Божией, не может обратиться к христианской вере, ибо разум его помрачен и воля извращена грехом. Как человек обращается к вере христианской? Может ли он обратиться к ней сам по себе, будучи предоставлен собственным своим силам? Почему он не может обратиться к ней, будучи предоставлен собственным своим силам? 4. Благодать Божия призывает к вере Христовой Как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 2Кор.5:20 . Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Рим. 10:13 –17. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 1Тим.2:4 . Когда апостол Петр в день Пятидесятницы окончил свою проповедь о Христе, то многие из народа умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что нам делать, мужи братия?» Петр отвечал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Здесь мы хотим заметить последние слова апостола, именно что Господь Бог наш призывает и привлекает нас в Царство возлюбленного Сына Своего. Но Бог призывает нас через Духа Святого Своего, Который действует на человека и со вне, через внешние средства, каковы: проповедь Евангелия, чудеса и прочее, и изнутри, непосредственно привлекая душу человека к вере во Христа. Так это было уже в первый день Пятидесятницы. Апостолы именно проповедовали о Христе, но устами апостолов говорил Дух Святой, и Он же, вместе с тем, привлекал и всех, последовавших их проповеди. Поэтому верно то, что благодать Божия призывает нас к вере во Христа. Истину эту мы и рассмотрим теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но Царство это приходит к язычникам не иным путем, как тем, которым оно пришло и к нам, и который указывается в следующих словах апостола: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» Слова эти ясны сами по себе. Лица, отправляющиеся теперь к язычникам для проповедования Евангелия, называются миссионерами. Все они призываются на это дело Богом и посылаются церковным правительством. Благодаря им множество язычников ежегодно обращаются к вере во Христа и вступают в Царство благодати, так что скоро наступит то время, когда царство мира сделается Царством Бога и Христа. Но этому можем и должны содействовать и мы, и именно посредством молитвы и пожертвований. Итак, будем молить Небесного Отца нашего, чтобы вступили в Царство благодати все те, которые находятся еще вне его, и чтобы вместе с нами и они достигли Царства славы и совершенного блаженства верующих. Как читается второе прошение молитвы Господней? О каком Царстве Божием мы молимся здесь? Неужели не пришло еще сие Царство? Как оно приходит к нам? Молимся ли мы здесь о пришествии его только к нам одним? 8. Третье прошение О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь. Мих.6:8 . желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Пс.39:9 . А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. 1Ин.3:23 . Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро. 1Пет.4:19 . А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви. Еф.3:20 –21. Ин.13:2; 17:25 . Гал.5:17 . Во втором прошении молитвы Господней мы просим Бога, чтобы пришло Царство Его. Но Царство это находится там, где содержат православную христианскую веру и живут по этой вере. Если бы люди, во всех местах и во всякое время содержа эту веру, в то же время и в совершенстве жили сообразно с нею, тогда на земле было бы небо, ибо все были бы святы, как Ангелы на небесах. К сожалению, это бывает не так. Ибо на земле все еще господствует грех. Даже между святыми людьми нет ни одного, который был бы чист от греха. Но где грешат, там нарушают волю Божию, там делают не то, что угодно Богу, а то, что не угодно Ему. Между тем, воля Божия должна быть совершаема как нами, так и всеми людьми. Тогда только мы можем спастись, когда воля Божия сделается как бы нашею волею. Вот почему Господу было угодно научить нас молиться и о том, чтобы совершалась воля Божия и на земле, как она совершается на небе. Молитву эту мы возносим в третьем прошении молитвы Господней, к изъяснению какого прошения и приступим теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В седьмом прошении переносимся мы в Его пренебесный рай, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и где уже не постигнет нас то зло, какое ежечасно встречаем мы в сем мире. Но, дабы при изъяснении столь глубокого смысла молитвы Господней, нам самим не остаться без молитвы, произнесем с благоговением еще раз из глубины души своей сладостные слова сей святой молитвы. Вообразим, что в настоящие минуты, во всех церквах вселенной, все христиане, как бы всемирный лик сплетше, поют сию молитву. Чтобы не отстать от них, преклоним и мы грешные пред Отцем нашим небесным колена душ и сердец наших, и возопием: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение: но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Так произнесенная молитва Христова достигнет слуха Божия. Аминь. 2 Как это видел св. Григорий Богослов и молился: «Спаси меня, спаси возлюбленны Троице! Светозарные Ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный Свет Трисиянного Божества, приимите недостойнаго Григория священника!» 3 Прошения молитвы Господней изложены в нисходящем порядке, но, чтобы ясно видеть связь и последовательность их, возьмем их в порядке восходящем: живем мы в мире лукавом, во зле лежащем, где враг рода человеческого всегда пресмыкается, яко лев, рыкая, ходит иский кого поглотити, – потому молимся: избави нас от лукаваго; в мире сем подвергаемся искушениям плоти, мира и диавола, потому молимся: не введи нас во искушение; искушаемые грешим против Бога и ближних, – потому молимся: и остави нам долги – грехи – наша, якоже и мы оставляем должником нашим; желая жить, чтобы очиститься от грехов покаянием, молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь; исполнять волю Божию, молимся: да будет воля Твоя; исполняя волю Божию, надеемся получить царствие Божие, и молимся: да приидет царствие Твое; сыны царствия Божия должны быть святы, и ревновать о славе Божией, – потому молимся: да святится имя Твое. Таким образом восходим до усыновления Божия, и дерзаем взывать к Богу: Отче наш, иже еси на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Мучения, раны, бедствия, болезни обрушились на тебя? Благодари чудного Господа, Который делает тебя сильнее всего этого, благодари, поскольку Он вместе с тобой побеждает мир и все бедствия этого мира (см.: Ин. 16:33 ). За все благодарите, поскольку Господь Иисус Христос Своей истиной сильнее всякой лжи, Своей правдой сильнее всякой неправды, Своим добром сильнее всякого зла, Своею жизнью сильнее всякой смерти, Своим Божеством сильнее диавола; поэтому всегда радуйтесь, и в этой радости непрестанно молитесь, а молитвой за все благодарите, поскольку такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Воля Божия открылась через Господа Иисуса Христа и Его Святое Евангелие. Она состоит в том, чтобы всегда радоваться, поскольку во Христе Иисусе вы имеете все вечные блага, все божественные совершенства, всю полноту Божества, все необходимое для богоугодной жизни в мире сем и для блаженного пребывания в вечности. Воля Божия во Христе Иисусе состоит в том, чтобы вы стали сильнее всякой смерти, всякого греха, зла и диавола. Это достигается исполнением вашего существа всей полнотой Божества, находящейся в Иисусе Христе, исполнением всякой божественной силой, хранящейся в Его Церкви (см.: Еф. 1:22–23; 3:19 ; Кол. 2:10 ). Не сомневайтесь: вы исполнитесь полнотой Христовой, если стяжаете Его божественную правду, истину, любовь, добро, поскольку посредством всего этого Господь всем Своим существом воплощается в вас. И вы достигнете этого твердой верой в Воплотившегося и Воскресшего Господа Иисуса Христа, сильной любовью к Нему и непрестанной молитвой. Иными словами, если вы воплощаете в вашей душе чудного Господа Иисуса Христа, если живете со Святыми Таинствами и добродетелями Евангелия, если вы укрепите себя ими, то эти Таинства и добродетели исполнят вас всей полнотой Богочеловека Христа – и достигнете в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). 1Фес.5:19 . Духа не угашайте. Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В Ветхом Завете есть интересная сцена, раскрывающая суть этого вопроса. Она относится к завершению земного служения пророка Божьего Илии. Во 2–й главе 4–й Книги царств достаточно подробно повествуется, как пророк перед уходом испытывал своего ученика и будущего преемника в служении Елисея. Илия, переходя от одного места на другое, трижды требует от Елисея остаться и не идти за ним, говоря, что «Господь посылает меня». Но ученик, вопреки всем правилам послушания, каждый раз отвечает: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя!». В этом и состояло его испытание — Илия проверял его на знание самого главного правила жизни не только пророка, но и любого верующего: Бога надо слушаться больше, чем человека. Елисей, так же, как и его учитель, внимал воле Божьей, и поведение Илии показывает, что ученик испытание выдержал. Такая проверка была конкретной: была воля Божия взять Илию в особый удел «в вихре на небо». Это, конечно, знал сам Илия. Но это знали и сыны пророческие в Вефи- ле и в Иерихоне. Между ними и Елисеем каждый раз происходил примечательный диалог. Они спрашивали его: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: Я также знаю, молчите» (4 Цар 2.3). Воля Божия о грядущем вознесении Илии была открыта, согласно данному тексту, многим десяткам, если не сотням, человек. По вознесении Илии многие из сынов пророческих также увидели «и сказани: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2.15). Это значит, что воля Божия о человеке, в данном случае — об уникальной судьбе пророка Илии — открывается не одному человеку, а очень многим людям. Можно даже утверждать, что Бог желает открыть Свою волю всем людям. Но далеко не все эту волю Божию воспринимают или даже хотят воспринимать. Активное воле- излияние Господа должно быть соотнесено с желанием и большим духовным трудом, чтобы появилась реальная возможностью ее воспринять. Чем же обусловлена эта возможность? Ответ на этот вопрос также можно увидеть в приведенном выше отрывке. Сыны пророческие из Иерихона, которые были свидетелями вознесения Ильи, не поняли, что же на самом деле произошло с ним. Они просят разрешения у Елисея (признавая его, тем самым, старшим) о том, чтобы послать пятьдесят человек искать Илию на одной из гор или долин. Они не увидели духовного смысла произошедшего. Почему? Ведь они также пророки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: «...впрочем не как я хочу, но как Ты», «...да будет воля Твоя» ( Мф. 26:39, 42 ). И какова воля Божия о нас, людях? – Чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения (ср. Еф. 1:9–10 ). Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. В конечном счете это значит, что мы хотим, чтобы Бог стал соучастником в нашем грехе, в нашем грехолюбии. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, «не слышит» и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечных добротах Божиих, в бесконечной истине Божией, в бесконечной правде Божией, иными словами, в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу. 1Ин. 5:15 .  И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него. ( А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.) «Когда мы знаем, что Он слушает нас», – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности. «Потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак. 1:6–7 ). Мы выполняем волю Божию, поэтому Он исполняет нашу волю. Это евангельское правило: соблюдай волю Божию, чтобы и Он исполнил твою волю. Если того, что хочет Бог для тебя и для других, хочешь и ты для себя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Чего не хочет Бог от тебя и от других? Он нам это говорит в Своем Евангелии. Живешь ли ты согласно Евангелию? – Если да, то Господь исполнит каждое прошение твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Как пишет старец Силуан: «Ради веры вопрошающего, ответ старца или духовника всегда будет добрым, полезным, богоугодным, так как духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати. Идя к старцу или духовнику за указанием, надо помолиться, чтобы Господь через Своего служителя открыл Свою волю и путь ко спасению. И надо ловить первое слово старца, его первый намек. В этом мудрость и тайна послушания. Такое духовное послушание без возражений и сопротивления не только выраженных, но и внутренних, невыраженных, является вообще единственным условием восприятия живого предания. Если же кто воспротивится духовнику, то тот как человек может отступить». Как добавляет старец: «Дух Божий не терпит ни насилия, ни спора, и это великое дело – воля Божия». Вышеизложенное согласуется со словами прп. Серафима Саровского , который говорил: «Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство и я, не поверив его воле Божией, подчиняю своему разуму, думая, что это возможно решить своим умом, не прибегая к Богу, – в таких случаях всегда делаются ошибки». Вместе с тем не всем может дать ответ старец. Когда спрашивали старца Силуана, то он «иногда с верою и определенно говорил спрашивающему, что воля Божия, чтобы он сделал так-то, а иногда отвечал, что не знает воли Божией о нем. Он говорил, что Господь иногда не открывает Своей воли даже святым, потому что обратившийся к ним обратился с неверием и лукавым сердцем». Усвоение высшего разума Глава 18. «Богонаучение» по Святым Отцам И будут все научены Богом. Ин. 6, 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Епископ Михаил Таврический так поясняет эти слова Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Революционные потрясения необходимы нашей бессмертной душе. Они должны принять такой радикальный характер, чтобы могли быть сравнимы только с новым рождением (перерождением), о котором Сын Божий, беседуя с Никодимом, говорил: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» ( Ин. 3:3 ). По учению Православной Церкви, запечатление сего нового рождения, Рождения свыше, происходит в Таинстве Святого Миропомазания, в котором мы получаем «печати» Духа Святого. Раскрытие этих печатей, стяжание их должно быть смыслом всей жизни православного христианина. А теперь возвысим ум горе и уразумеем, что означают слова: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Православный Катехизис поясняет, что слова «да будет воля Твоя» – означают, «что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу… Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более, чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство» (409–410). Прежде всего, вновь говоря о воле Бога, надо определиться, что Он (Господь) «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Имея такое разумение о воле и замысле Творца, необходимо сему (Божественному намерению) всячески содействовать. На Небесах воля Божия всецело и безраздельно царствует и господствует. Но необходимо эту абсолютную власть Творца распространить и на земной мир. Соединить небесное и земное под одним общим управлением Бога – и есть тайна Божественного домостроительства. Сказано: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем (т.е. в Иисусе Христе – свящ. О. С.), в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Ефес. 1:9–10 ). Конечно, как мы уже говорили выше, своими усилиями мы никогда не сможем осуществить подобной удивительной симфонии между небесным и земным. Подобное совершается во Христе и Христом. Своим Богочеловечеством Он приближает небесное к земному и земное к небесному. Мы становимся деятельными участниками этой тайны, только в Нем Самом осознавая, что Церковь и есть Его Тело. Как и сказано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). Но при этом необходимы и наши собственные усилия. Сказано: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). Впрочем, всякий раз, когда мы говорим о каких угодно наших собственных усилиях в деле нашего собственного спасения, это можно делать только с оглядкой на известные слова Сына Божия: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010