Потому что для того, чтобы это было и чтобы это осуществилось, и всегда была воля только Отца Небесного, необходимо, чтобы другая просьба – о том, чтобы чаша миновала, не осуществилась, ибо чаша эта и является искуплением для того, чтобы все опять в мире было «хорошо весьма». Это как бы подтверждение в этой молитве Господней того, что Сын Человеческий говорит сразу же после Своего человеческого, такого типично искреннего стремления к тому, чтобы человеческая Его природа не страдала. Ибо это страдание тоже есть нечто, что не есть добро, не есть «хорошо весьма». Но Он берет это страдание именно потому, что Он просит Отца, чтобы воля Его была на земле такая же, как и на небе. То есть, чтобы не было никакого греха и никакого зла. И вот Он и говорит: «но не Моя воля, но Твоя да будет». Эти слова сочетаются со словами молитвы Господней, эти слова оказываются решающими. Эти слова уже включают в себя жертвенность искупления ради любви ко всему миру. И в этом исполняется полностью во всем воля Божия, воля единая, святая, вечная, Отца, Сына и Святого Духа. Никакого зла – вот ее смысл. И однако же воля Отца оказывается, выражается в том, чтобы эта чаша не миновала, чтобы эта чаша страданий была осуществлена полностью, хотя она так сильно противоречит самой сути воли Отца на небе. Как это так, как это может быть? Потому что это здесь уже воля, которая превращается из вечной, небесной, постоянной, неизменной воли в промысл Божий на земле. Земле и земным ее насельникам от начала дана была свобода. Та самая свобода, которую выразил Своей молитвой в Гефсиманском саду Сам Сын Человеческий, ибо Ему была дана свобода просить о том, о чем Он просил. Это был свободный выбор, свободный человеческий выбор Сына Человеческого. И вот с тех пор, что совершилось творение, и дана была эта свобода творению – сначала на небе, сначала духам поднебесным, всем тем, которые населяли собою небесный мир. Эта свобода была дана им так, что они могли не по принуждению сказать «хорошо весьма», но по свободному выбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное? – Очень многое чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «Да будет воля Твоя», и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «Да будет воля твоя, пожалуйста». Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу. Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ), говорит Иисус Христос . Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же. Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:12–17 ). Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–39 ). Его воля и в этом: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас ( Лк.6:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Мы молим, чтобы воля Божия была как на небе, так и на земле; то и другое необходимо для совершенного нашего спасения. Имея тело из земли, а дух с неба, мы – и земля, и небо; посему-то и молимся, чтобы воля Божия была в том и другом, т. е., и в теле, и в духе. Ибо, между плотью и духом, когда между ними нет взаимного согласия, происходит ежедневная брань и борьба, так что мы делаем не то, что хотим; – дух хочет небесного и Божественного; а плоть желает земного и мирского. А потому, мы усердно просим, чтобы, при помощи и содействии Божием, водворилось согласие между сими мастями нашего существа; дабы через исполнение воли Божией в духе и плоти, спаслась душа, возрожденная Богом. Это ясно и очевидно изобразил Апостол Павел: плоть, говорит он, желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:16–23 ). Посему, мы ежедневно и непрестанно молим Бога, чтобы воля Его была в нас и на небе, и на земле; ибо такова воля Божия, чтобы земное уступало небесному, и чтобы духовное и Божественное всегда преимуществовало. Впрочем, братия возлюбленные, это прошение можно еще и так разуметь, что, поскольку Господь заповедует и увещевает любить самых врагов и молиться за тех, кои гонят нас ( Мф.5:44 ); то мы молимся здесь и о них, так как они еще земля, и еще не начали быть небесными, чтобы и в них была воля Божия, которую Христос совершил, спасая и восстановляя человека. Ибо, если Он учеников Своих наименовал не землею, а солью земли ( Мф.5:13 ), и, если Апостол первого человека называет перстным от земли, а второго – небесным ( 1Кор.15:47 ), то и мы, которые должны быть подобны Богу Отцу (Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), по увещанию Христову, справедливо поступаем, когда просим и молимся о спасении всех; дабы, как на небе, т. е., в нас, через веру нашу, совершалась воля Божия, чтобы быть нам небесными; так и на земле, т. е., в неверующих, была воля Божия, чтобы они, будучи земны по первому рождению, родившись водою и Духом, начали также быть небесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

" Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли«, – так говорим мы в третьем прошении молитвы Господней. Чтобы понять, что значит это прошение, скажем о том, что есть воля Божия, которая должна быть совершаема на земле. В главе 6, стихе 8 книги пророка Михея говорится: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь». В требованиях Божиих выражается воля Божия. Поэтому под именем воли Божией разумеется все, что требует от нас Бог, и что мы должны делать. Требования эти предложены нам в заповедях Божиих, содержащих в себе два вида любви, именно любовь к Богу и любовь к ближнему. Отсюда, кто от всего сердца любит Бога и ближнего своего, тот исполняет и волю Божию, тот преуспевает и в святости, о которой апостол говорит: «воля Божия есть освящение ваше». Но святыми мы становимся только тогда, когда стараемся исполнять все заповеди Божии и притом охотно и из любви к ним. Так поступал, например, Давид, который говорил о себе: «я желаю исполнять волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Что желают и имеют в своем сердце, то любят и о том думают постоянно. Поэтому Давид выражает здесь ту мысль, что он всем сердцем своим был привязан к Закону Божию и всегда думал о том, чтобы исполнять его. Так же точно должны поступать и мы. Итак, словами «да будет воля Твоя» мы просим Бога, да поможет Он нам и всем людям во всякое время охотно исполнять все заповеди закона Своего. В 1-м послании Иоанна (3 глава, 23 стих) говорится: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа». Из этих слов видно, что воля Божия состоит также в том, чтобы мы веровали во имя Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Эта же истина выражена и Самим Иисусом Христом. Так, когда иудеи спросили Его: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?», то Господь отвечал: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Еще яснее Господь выразил эту истину далее в следующих словах: «воля же Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». Вот почему словами третьего прошения молитвы Господней мы должны просить Бога также о том, да устроит Он так, чтобы мы и все люди содержали православную христианскую веру и достигли вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И не сообразуйтесь (συσχηματζεσθε) с веком сим, но преобразуйтесь (μεταμορφοσθε) обновлением ума вашего. Предлагает способ, как можно нам совершать словесное служение. Он состоит в том, чтобы мы не сообразовались с веком сим; ибо в нем ничего нет постоянного и прочного, но все временно и имеет только наружный образ (σχμα), а не сущность или пребывающее существо. Итак, не сообразуйтесь, говорит, и вы с веком сим, не имеющим постоянной сущности, то есть не помышляйте о находящемся в нем. Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, то есть всегда обновляйтесь. Ты согрешил? Душа твоя обветшала? Обнови ее. Ты отчасти исправил нравственность свою? Постарайся исправлять ее более и более, и ты станешь новым, преобразуясь всегда к лучшему. Заметь же, что мир назвал наружным образом (σχμα), означая тем его удоборазрушимость, и временность, а добродетель назвал существенным образом (μορφ), так как она имеет природную красоту и не нуждается в наружных личинах и прикрасах. Мир имеет наружный образ, чтобы ввести нас в обман, а добродетель показывает свой существенный образ без личин. Поэтому мы должны всегда преобразоваться по добродетели, обновляя себя от зла на добро и от меньшей добродетели к большей. Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. Сказав, чтобы мы всегда обновлялись, делаясь новыми, показывает, какая польза от этого обновления ума. Оно говорит, полезно, чтобы вам познавать, что есть воля Божия. Кто обветшал умом, тот не знает, в чем состоит воля Божия, не знает, что Бог хочет, чтобы мы жили в смиренномудрии, любили нищету, плакали и исполняли все прочее, заповеданное нам Богом. Напротив, кто обновлен духом, тот знает, в чем состоит воля Божия, знает точно так же, как и иудеи, держащиеся закона. Волей Божией был и закон, но не благоугодной и не совершенной; потому что дан был не как главная воля, но как приспособленная к слабости иудеев. Совершенная же и благоугодная воля Божия есть Новый Завет. Впрочем, согласно с Василием Великим [ 1 ], можешь и так понимать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Воля Божия Достигшие мужеского возраста о Христе получают непрестанную молитву, которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте и во всякое время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера, евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения. Мы обязаны направить к Богу всю волю свою. Как заботимся исполнять желания любимых нами и для этого стараемся узнать их желания, изучить наклонности, так должны поступить и относительно Бога. Мы должны тщательно и подробно ознакомиться с волей Божией. Воля Божия открыта нам в Законе Божием, который – Евангелие. «Блажен муж,» говорит пророк, «который на собрание нечестивых не ходил, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, но в законе Господнем» – «воля его и закону Его он будет поучаться день и ночь» ( Пс. 1, 1–2 ). «Не сообразуйтесь с веком сим,» завещает апостол, «но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). Узнав волю Божию, мы должны исполнить ее, потому что этого требует любовь. Она не довольствуется изучением воли любимых: она жаждет исполнять ее. Она для исполнения предается изучению, изучив, предается исполнению. Изучение и исполнение воли Божией признается верным признаком любви к Богу Самим Богом. «Кто имеет заповеди Мои, сказал Спаситель, и соблюдает их, тот любит Меня... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих »( Ин. 14, 21, 23, 24 ). Что сказать в утешение всякому, понявшему, что он и наружной жизнью, и жизнью духа ходит по волнам моря? Скажем, что он ходит по повелению Бога своего. По этому повелению ходил в наставление нам святой Петр и не утопал до того времени, до которого твердо верил, что он действует по повелению Божию. Поверим и мы, что Бог вызвал нас из ничтожества в бытие, что Он даровал и предназначил нам поприще земной жизни, заповедав на этом поприще исполнять волю Его и обетовав неусыпно бдеть промыслом Своим над верными служителями Своими. Поверим, что мы, создания Его, находимся вполне в Его воле, что без мановения этой всемогущей и всесвятой воли ничего не случается с нами. Руководимые этой мыслью, мы будем свободно и дерзновенно совершать шествие наше по морю. «Не две ли малые птицы, – сказал Господь ученикам Своим, – продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц ( Мф. 10, 29–31 ). »

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Суть преобразования общественного устройства, к которому призывает Христос, заключается, по мысли Иоанна Златоуста , в том, что «прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как если бы мы находились на небе» 32 . Слова Отца Церкви IV века перекликаются с приведенной цитатой из русского философа XX века в том отношении, что оба автора видят цель учения Христа не в переустройстве земного миропорядка, а в наполнении жизни человека новым смыслом. Невозможно землю превратить в рай путем социальных преобразований. Но земная жизнь может стать «Царством Божиим, пришедшим в силе» ( Лк.9:1 ), для тех людей, которые живут на земле по иным законам, в нравственном отношении превосходящим земное законодательство. Только следуя этим установленным Христом законам, человек может сделать землю небом. 4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» Воля Божия – одно из важнейших понятий библейского богословия. Согласно Библии, воля Божия стала причиной сотворения вселенной, солнца и луны, звезд и неба: «ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились» ( Пс.148:3–5 ). По воле Бога, руками Божиими был сотворен человек ( Пс.118:73 ). Грехопадение Адама и Евы ( Быт.3:1–7 ) стало нарушением воли Божией и причиной изгнания их из рая ( Быт.3:24 ). Однако сознание того, что воля Божия должна действовать в мире, сохранялось среди их потомков. Оно обновлялось в каждом новом поколении. Исполнять волю Божию стремились цари Израиля. Важные решения они сопровождали словами: «если на то будет воля Господа Бога нашего» ( 1Пар.13:2 ). Ожидание грядущего Мессии было ожиданием того, что «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» ( Ис.53:10 ). Сын Божий стал Сыном Человеческим во исполнение воли Отца: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). О Себе Иисус говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Послушание воле Отца было основной движущей силой земной миссии Сына Божия. Исполняя это послушание, Он добровольно претерпел страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так вот, смерть приближается к Иисусу, и Господь оказывается пред ее лицом таким же беспомощным, как и каждый из нас. Хри­стос ведь идет умирать нашей смертью! Ему как Богу смерть совершенно чужда. Как Бога она совершенно Его не может коснуться, по­тому что Он — есть жизнь вечная. Именно по­этому смерть, которую Христос принимает, страдание, на которое Он идет, могут быть только добровольными, принятыми Им ради нашего с вами спасения. «Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка) Пожалуй, следует напомнить и о том, что человеческая смерть — результат грехопаде­ния, смерть — это порождение греха, неиз­бежная расплата за него. Человек стал смерт­ным исключительно потому, что отошел от Бога, только из-за того, что он согрешил. Адам в своем первозданном, безгрешном со­стоянии не умер бы вовек: ему милостью и лю­бовью Божией изначально было уготовано бессмертие. Однако Адам и Ева избрали иной путь — путь смертный. Христос, непорочно воплотившийся от Пресвятой Богородицы Девы Марии и Свя­того Духа, не имел на Себе греха. Мы гово­рим, что Он был новым, безгрешным Адамом, а значит, смерть не имела над Ним абсолют­но никакой власти и, следовательно, Он мог ее принять только по Собственной воле, при­неся Себя в жертву во искупление наших гре­хов. Господь, Который, конечно же, не может умереть, и все же, как человек, чувствующий приближение смерти, содрогается всем суще­ством. Он, отойдя немного, пал на землю и молил­ся, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и го­ворил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, — и тут же добавил: — но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14: 35-36). Эти слова каждый из нас повторяет, чи­тая молитву Господню: «Да будет воля твоя!», потому что воля Божия — это и есть вся наша жизнь. Потому что если Он послал Сына Сво­его Единородного для того, чтобы Тот умер за нас, то Его воля — это наша вечная жизнь, это — спасение, это — Его бесконечная лю­бовь. Поэтому слова: «Да будет воля Твоя!», по сути, означают: «Да пребудет всегда лю­бовь Твоя со мной! Да будет всегда Твоя сво­бода со мной! Да будет всегда со мной Твоя покрывающая меня десница!» Вот что на самом деле означают эти слова, потому что, если сопутствует нам воля Божия, можно вообще ни­чего в жизни не бояться, можно вообще ни о чем больше не просить и ни с какой иной молитвой к Господу не обращаться. Потому что, если с нами пребудет воля Божия, с нами пребудет и Сам Бог, а вместе с Ним — и все не­изреченные блага, от Него исходящие.

http://pravmir.ru/ne-ya-li-gospodi/

Христос, непорочно воплотившийся от Пресвятой Богородицы Девы Марии и Святого Духа, не имел на Себе греха. Мы говорим, что Он был новым, безгрешным Адамом, а значит, смерть не имела над Ним абсолютно никакой власти и, следовательно, Он мог ее принять только по Собственной воле, принеся Себя в жертву во искупление наших грехов. Господь, Который, конечно же, не может умереть, и все же, как человек, чувствующий приближение смерти, содрогается всем существом. Он, «отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня», – и тут же добавил: – «но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк. 14:35–36 ). Эти слова каждый из нас повторяет, читая молитву Господню: «Да будет воля твоя!», потому что воля Божия – это и есть вся наша жизнь. Потому что если Он послал Сына Своего Единородного для того, чтобы Тот умер за нас, то Его воля – это наша вечная жизнь, это – спасение, это – Его бесконечная любовь. Поэтому слова: «Да будет воля Твоя!», по сути, означают: «Да пребудет всегда любовь Твоя со мной! Да будет всегда Твоя свобода со мной! Да будет всегда со мной Твоя покрывающая меня десница!» Вот что на самом деле означают эти слова, потому что, если сопутствует нам воля Божия, можно вообще ничего в жизни не бояться, можно вообще ни о чем больше не просить и ни с какой иной молитвой к Господу не обращаться. Потому что, если с нами пребудет воля Божия, с нами пребудет и Сам Бог, а вместе с Ним – и все неизреченные блага, от Него исходящие. Христос, как написано в одном из Евангелий, молится до кровавого пота. Вручая Себя в руки Божии, Он вручает Ему и каждого из нас, он вверяет воле Божией все человечество. Бог не может хотеть погибели, Он хочет жизни, и ради этой жизни в жертву приносится Его Единородный Сын, дабы искупить каждого из нас от власти смерти, от власти греха и от силы дьявольской. А уставшие апостолы засыпают именно тогда, когда Господь просит их: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» ( Мк. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Спаситель много раз напоминал ученикам Своим о вере. И очень часто, когда люди обращались к Нему за исцелением, спрашивал: «А веруешь ли, что Я могу это сделать?» И когда исцеление происходило, зачастую Он напутствовал исцеленного: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». Христос не говорил: «Сила Моя исцелила тебя» или «Сила Божия исцелила тебя», но — «Вера твоя спасла тебя», потому что Господь ожидает от каждого из нас твердой и крепкой веры. Господь учит нас, что если мы будет в молитве просить с верой что-либо, то обязательно это получим. Наш опыт молитвы показывает, что мы не всегда получаем то, чего просим. Так бывает по нескольким причинам: или потому, что у нас вера слабая, или потому, что мы просим того, чего не должно просить, или потому, что воля Божия в каком-то конкретном случае отличается от нашей человеческой воли. И даже если нам кажется, что мы просим чего-то, что воле Божией соответствует, Его воля может оказаться иной. Вот почему в молитве «Отче наш» Он заповедал нам прежде всех прошений ставить прошение «Да будет воля Твоя». Не моя воля, а Твоя да будет. И именно так Он Сам молился неподалеку отсюда в Гефсиманскому саду, когда говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Тем самым Он дал нам образ молитвы, которую мы должны возносить. Господь произнес эту молитву, зная, что через несколько мгновений будет арестован, а затем предан на суд и распят на Кресте. По-человечески Иисус Христос страшился смерти, и душа Его была в трепете, но Свою человеческую волю Он всецело вверял воле Божией, потому что был Богочеловеком, и Его воля никогда не могла вступить в конфликт с Божественной волей, но всегда находилась с ней в полной гармонии. И даже тогда, когда Христос знал, что Ему предстоят тяжелейшие страдания, и по-человечески скорбел и тосковал, Его молитва была именно такой, какой донесли ее до нас евангелисты: «Не Моя воля, а Твоя да будет». Господь призывает нас полагаться на Его святую волю, глубоко, искренне и сердечно верить в Него как в нашего Небесного Отца, Который заботится о нас, любит нас, а если наказывает, то не для того, чтобы за что-то отомстить, а дабы научить нас чему-то, сделать нас лучше, чище, светлее. И всякое страдание, которое Господь посылает нам, всякая скорбь и всякая болезнь посылаются ни для чего иного, как для того, чтобы укрепить нашу веру.

http://patriarchia.ru/db/text/5340058.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010