Значительную остроту апологетической борьбе придала Брестская уния, в противостоянии которой особенно большую роль сыграли православные братства. При братствах сначала в Вильне и Остроге, затем в Львове, а в начале XVII в. – в Киеве велась активная богословско-полемическая и переводческая работа. Из наиболее деятельных апологетов здесь следует назвать архим. Захарию (Копыстенского) (+1626), прекрасно знавшего святоотеческие творения и боровшегося как с протестантизмом, имевшим в то время большой успех на юго-западе Руси, так и с латинской унией. Его «Палинодия», написанная в ответ на книгу униатского архиеп. Л. Кревзы «Оборона унии», была ярким самостоятельным сочинением, раскрывавшим православное понимание христианского единства. При митрополите Киевском Петре Могиле (+1647) значительно усиливается духовная и богословская зависимость православной литературы от католических источников. Основанное им училище – Киевская коллегия, была устроена по образцу латинских коллегий, что, естественно, наложило глубокий отпечаток на характер воспитания, преподавания и богословского образования ее учеников. Это сказалось и на апологетических трудах. В Киевской коллегии апологетическое богословие не преподавалось как отдельная дисциплина, но входило в состав лекций по философии, преподаваемой по католическим учебникам. Некритическое отношение к западной богословской мысли ощутимо сказалось и на «Православном Исповедании» Петра Могилы . В этом катехизисе содержатся откровенно католические идеи. Архиеп. Василий (Кривошеин ) называет его «ярко латинским документом по форме, а иногда и по содержанию и по духу» 23 . Прот. Г. Флоровский пишет: «В целом «Православное Исповедание» есть только как бы «приспособление» или «адаптация» латинского материала и изложения [к православному учению, оно]… гораздо больше связано с римско-католической литературой, чем с духовной жизнью православия» 24 . Архим. Иоанникий (Галятовский), ректор Киевской коллегии (+1688), писал не только против иезуитов и униатов («Беседа белоцерковская»; «О происхождении Святого Духа»; «Ответ» на книгу иезуита Скарги «Фундамент веры»), но и против мусульман («Алкоран разрушенный», «Лебедь»), и иудеев («Мессия правдивый»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

И все несмотря на репрессии против православных же число униатов в Вильне оставалось весьма незначительным. Поэтому большинство захваченных приспешниками Поцея храмов пришли в полное запустение и были заброшены (как, например, древнейшая в Вильне Пятницкая церковь), а то и вовсе уничтожены. Некоторые церкви впоследствии были проданы униатами и кощунственно использовались не по назначению (так, кафедральный Пречистенский собор был спустя некоторое время куплен под анатомический театр Виленского университета). Ипатий жестоко преследовал своих противников. Особую ненависть греко-католического мта вызывал такой стойкий борец с унией, как дидаскал братской школы Стефан Зизаний. Поцей ополчился против него с невероятной яростью и добился изгнания Стефана из города. Тем не менее, несмотря на репрессии, православные жители Вильны не покорялись мту-униату. Изгнанные из Троицкой обители братчики основали новый мрь - Свято-Духов, - а при нем новое братство, которые расположились на той же Остробрамской улице, что и Троицкий мрь - через дорогу от него. На эту обитель Поцей покуситься не мог, что вызывало его особую ярость, так как Свято-Духов мрь стоял на частной земле, принадлежавшей магнатам Воловичам. А частную собственность в Речи Посполитой уважали настолько, что даже король не имел права вторгаться в личные владения магнатов. Настоятелем Свято-Духовой обители стал выдающийся духовный писатель архмт Леонтий Карпович, один из главных вождей православных в борьбе против унии. Духовский мрь стал крупнейшим центром Православия в Западной Руси - он так никогда и не подчинился унии, пережив самые трудные времена в жизни Православия в Речи Посполитой и став основой возрождения Православной Церкви в Литве после ее присоединения к Российской империи. Активность Поцея в Вильне была столь велика, что в конце концов вызвала взрыв гнева православных против агрессивных действий мта-униата. На Ипатия было совершено покушение: православный по вероисповеданию гайдук ударил униатского мта саблей, но его спасла толстая золотая цепь - Поцей, защищаясь от удара, лишился лишь двух пальцев на руке, которые впоследствии были положены униатами как реликвия на престоле Троицкой церкви. Гайдука казнили.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

«И тако на степень священства возведеся (в Угорницком монастыре); но по многом же времени. серафимский на ся восприят образ, (в том же монастыре); и оттоле уже прославися трудолюбиво и добродетельное житие его... Наипаче же Константин князь Острожский и Дубенский моли игумена, да пошлет сего трудолюбца, во обитель честного и животворящего Креста Господня (в Дубне); где не по многом времени избран во игумена от братии», и т.д. Для всех этих обстоятельств достаточно не более двух-трех лет, а такой именно срок мы и получаем, полагая переход пр. Иова во обитель Дубенскую и избрание его во игумена около 1582–83 года, т.е. чрез два-три да по его рукоположении, (совершившемся, как мы сказали, примерно около 1581 года). 314 7 . Как бы то, впрочем, ни было, началось ли служение пр. Иова в сане Дубенского игумена годом раньше или позже 1582 года, во всяком случае то не подлежит сомнению, что он был уже Святокрестским настоятелем в Дубне в последние два десятилетия XVI века, и здесь проходил свое служение до первых годов XVII столетия. А при таком положении дела на его долю пришлось пережить в Дубне самое замечательное и критическое время в истории юго-западного края России. Это время церковной, брестской унии 1596 года и последовавших за тем гонений на православие и русскую народность в пределах Волыни, Подолии и Украины. Правда под защитою мужественного князя Константина Острожского († 1608) преподобный Иов мог не испытать непосредственно всех тех ужасов, коими церковная уния разразилась по своем появлении. Но все это, однако, не мешало ему принимать эти ужасы сердцем, тем более, что зло, порожденное унией, тотчас же начало проявляться так явственно и в таких поразительных фактах, что их не могли не видеть и не сознавать одни только разве мертвые, да иезуиты и обольщенная их шляхта. 8 . Преподобный Иов с полнотою глубокого сердечного чувства отнесся ко всем этим бедствиям и страданиям. «Строгий подвижник», он твердо боролся с скорбями времени, и жестокие страдания, переносимые православием от иезуитов и прельщенной ими шляхты, не только не ослабили его благочестия, напротив возвышали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Именно с тех пор в Риме якобы перестали святить воду на Богоявление и начали проверять пол у новоизбранных первосвященников . Через сочинения византийских полемистов и польских протестантов легенда об Иоанне проникает в Западную (Литовскую и Польскую) Русь. Произошло это в конце XVI столетия, когда наступление католичества, завершившееся Брестской унией, запустило очередной виток межконфессиональной полемики. Василий Суражский в книге «О единой вере» (1588) воспроизводил «антипапский» аргумент Варлаама: если верить, что никто из пап не может быть еретиком, то и ставшая папой «невоздержанная жена» не может считаться женщиной . Герасим Смотрицкий в «Ключе Царства Небесного» (1587) упрекал римских пап в том, что они не только «ереси плодили», но и «дети родили» . Его сын Мелетий Смотрицкий в полемической работе Αντιγραφη, перечисляя прегрешения понтификов, упоминает о родившем во время процессии Иоанне VIII . В антиуниатском трактате «Палинодия, или книга обороны» (1619–1622) Захария Копыстенский не без злорадства напоминает католикам, какая «на костел Римский пляга пала» — из-за отступления латинян от Бога ими владела женщина: «гды невеста папежом быти, костел Римский и духовенство его рядити посажена была, которой имя было Иоавн. Тая, гды беременнось стало и на свято некоторое до костела Латеранского шла, породила дитя, под час стья своего, при обличности всего люду». Католики к тому времени уже наслушались едких комментариев по поводу «папессы Иоанны» и придумали контраргумент — они называли это выдумкой, сочиненной их врагами-лютеранами. Чтобы выбить из рук противников это средство защиты, Захария сразу указывает, что о женщине-папе еще до всяких лютеран писал «великий ревнитель православия Варлаам Калабрийский»; упоминает он и другие источники, вроде славянского «Соборника», хранившегося когда-то в Киево-Печерской Лавре и содержащего помимо прочего сведения «о Иоанне невесте папеже Римском» — а ведь в Лавре не было «лютеранов и жадных немецких еретиков» . Этот «Соборник» до наших дней, кажется, не дошел, зато сохранилась рукопись Супрасльского монастыря 1580 г., содержащая трактаты («Обличительные списания») против иудеев, мусульман, протестантов и католиков.

http://bogoslov.ru/article/6194555

К совершению сего дела я нахожу более других соответственным вас, отец архимандрит, и по личным качествам, и по вашему положению. Как ректор семинарии и член консистории, вы легче других можете иметь доступ к местным историческим материалам, а в подчинённых ваших найдёте необходимых сотрудников. Что касается плана для руководства в сем предприятии, то таковой не может быть ныне верно составлен. Едва ли в которой-либо русской епархии происходило такое множество самых разнородных событий, как в пределах нынешней Литовской епархии, и едва ли которая из них подвергалась таким превратностям. В первых веках христианства на Руси, тут соприкасались епархии Владимирская и Туровская. Далее, в смутные времена ига Татарского и господства Литвы, здесь было пребывание Киевских митрополитов, в Вильне и Новогрудке. С возникшею Унией тут была главная опора оной и все элементы раздоров. Тут была так называемая митрополитальная Униатская епархия и епархия Брестская, в соприкосновении с Православными епархиями – прежде Могилёвскою, а после Минскою. Тут, наконец, более нежели где-либо, обнаруживались и имели успех усилия Римского духовенства на совращение и перерождение русского народа. При столь запутанных и разнородных соотношениях, прежде всего необходимо собрать материалы из столь же разнородных источников: русских, польских, латинских, печатных и письменных, а также из местных архивов епархиального и других ведомств. Тогда уже, судя по обилию или скудости материалов, по их внутреннему достоинству, можно будет указать план для составления систематического описания Литовской епархии. Посему, прилагая при сем печатный экземпляр сказанной выше записки, составленной в духовно-учебном управлении, поставляю вам в обязанность, отец ректор: 1) заняться с возможною рачительностью собранием сказанных выше материалов по статьям и предметам, указанным в записке; 2) употреблять в помощь для сего как наставников семинарии и училищ, так и других лиц духовного ведомства, могущих принести пользу в сем отношении; 3) вместе с собиранием материалов, заниматься отдельною обработкой оных по особым предметам, так чтобы они в своё время были уже готовы для поступления в общее описание епархии; 4) в случае надобности в моём содействии для истребования материалов или назначения сотрудников, докладывать мне о том каждый раз; 5) об успехе этого дела и положении оного доносить мне официально всякую треть, но кроме того докладывать как можно чаще при встречающихся новых обстоятельствах, для получения необходимых наставлений и указаний. 90. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Бибикову, от 15 сентября 1850 года за 2938, о приискании для Виленских духовных училищ и девичьего монастыря другого помещения, в замен по-миссионерских зданий

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Кроме Белорусской семинарии, учрежденной для униатов еще при митрополите Лисовском, 61 учреждена для униатов, в 1828 году, вторая – Литовская, в Жировицах Слонимского уезда, Гродненской губернии, и ректором назначен член коллегии, друг Иосифа и соученик его по Главной семинарии, протоиерей Антоний Зубко, снабженный от коллегии особой инструкцией. В Жировицкой семинарии, также, как и в Полоцкой, принят был тогдашний устав православных русских семинарий и преподавание всех общеобразовательных предметов постепенно вводилось на русском языке. Дети униатских священнослужителей получили те же права и преимущества, какими пользовались уже по закону дети православного духовенства. В Жировицкую униатскую семинарию, по внушению Иосифа и согласно с желанием лучших представителей светского клира, назначены были начальниками и наставниками, на первых порах, преимущественно бывшие воспитанники Главной семинарии, – люди, при своем высоком образовании, уже предрасположенные к православию и убежденные в его превосходстве пред унией. На образование в епархиальных семинариях – Жировицкой и Полоцкой, и в духовных училищах, устроенных в самом начале реформ, базилиане не имели уже никакого влияния; образование священников поведено в духе греко-восточной церкви и русской национальности. Основание семинарии в Жировиках удовлетворяло самой насущной потребности белого униатского духовенства обширнейшей Брестской епархии, многие годы безуспешно хлопотавшего об открытии для своих детей семинарии. До открытия этой семинарии будущие кандидаты священства получали образование в училищах при базилианских монастырях. 62 Но и в эти училища был затруднен доступ для детей бедного духовенства, потому что базилиане открывали свои школы преимущественно для зажиточного или влиятельного по своим общественным условиям светского юношества. Притоми, весьма скудное для будущего пастыря учение в этих школах было не только чисто римское, но и иезуитское. Здесь даже был принят костюм иезуитских воспитанников: плащ с капюшоном, украшенный красной лентой. На вновь основанной в Жировиках семинарии лежала задача развивать ум и мышление будущих пастырей в духе, противном латинству, т.е. постепенно сближать и роднить их с церковью православною.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Много мог бы я написать Вашей Милости, что делается в моей Брестской епископии, какое притеснение терпят христиане в некоторых местах. Я бы утешался еще тем, если бы крест этот несли с покорностью. А то ведь отпадают не по одному, а громадами, видя наше бессилие. И Бог весть, с чем мы останемся? Что касается новостей краковских, то думаю, они не верны. А если бы даже и были верны, то не думайте здесь о моей особе, ибо не только о кардинальстве или митрополии не помышляю, но часто плачусь на себя и за тот сан, который ношу, и на того, кто меня к нему направил. Особенно видя, что делается на свете. О бланкетах ни о каких не ведаю, никому их ни на что не давал. Но и я кое-что ведаю и самое верное... Если кто сам себя за святого выдает, а нас порочит, то нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (кивок в сторону митрополита). Одно знаю, что я ничего не начинал. Но если все пойдут за чем-нибудь добрым, то я не хотел бы остаться позади». Но время ускоряло события. Трусливый митрополит открылся перед Ипатием. Началась ускоренная коллаборация митрополита с Кириллом и Ипатием. У Кирилла и Ипатия было больше связей с власть имущими. Михаил Рогоза именно к ним обратился за протекцией в защите своих интересов. Ему надо было захватить Печерскую Лавру, и король охотно купил этим «задатком» митрополита, издав указ о передаче Лавры в непосредственное ведение митрополита с отставкой архимандрита Никифора Тура, в свое время тоже давшего Гедеону Болобану подпись под унией. Король свою милость митрополиту-изменнику довел до конца и добыл у папы Климента VIII подписанный указ на владение Лаврой Михаилу в случае принятия им унии. Папская бумага была датирована 4-м марта 1595 г., а 1-го июня 1595 г. мы видим уже коллективный акт с подписями митрополита, епископов Луцкого, Пинского и Кобринского архимандрита Ионы Гоголя. Это уже условия унии, а 12-го июня и сопровождающее их «Соборное Послание к папе». Вот извлечение из артикулов: «о Св. Духе исповедуем, что он исходит не от двух начал, не двояким исхождением, но исходит из одного начала, как источника – от Отца через Сына; все наши литургии – Василия Великого , Златоуста и Епифания (?) или преждеосвященных даров, все наши молитвы и все вообще обряды и церемонии Восточной церкви желаем сохранить в совершенной неизменности и совершать на нашем языке; таинство Евхаристии, как было у нас всегда, да преподается под двумя видами, равно и таинство крещения и его форма да остаются у нас, как было до сих пор без всякой перемены и прибавления; о чистилище не возбуждаем спора, но желаем следовать учению церкви (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

На локальный характер почитания преподобной как в древнейший период, так и по крайней мере до XVI в. указывает отсутствие ее памяти (даже в качестве позднейших приписок) в месяцесловах не только в пергаменных Евангелиях (даже в кодексах, созданных либо бытовавших в Полоцке, таких как РНБ. Погод. 12 («Полоцкое Евангелие»), кон. XII - нач. XIII в.; Там же. F. п. I. 17, 2-я пол. XIV в.), в Апостолах и Обиходниках XIII - 1-й пол. XV в., в к-рых рус. материал вообще скуден (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001), но и в более богатых в этом отношении списках Иерусалимского устава, Псалтирей с восследованием и Часословов XV - 1-й пол. XVI в. Имени Е. нет в месяцесловах, написанных и изданных в Зап. Руси в XV-XVI вв., напр., в месяцесловах при краковском Часослове 1491 г. и в Великом Требнике Киевской митрополии ок. 1541 г. (Б-ка Ватикана. Borg. Illir. 15; см.: Ваврик М. Цihhuй пам " ятник обрядовости Киïвськоï мumponoлii XV-XVI ст.//Analecta OSBM. 1963. Vol. 4(10). Fasc. 3/4. P. 391-460; Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската б-ка. София, 1985. С. 172). Служба Е. отсутствует в майском томе Миней служебных, переписанных в 1487-1488 гг. в Вильно по заказу маршалка Великого княжества Литовского А. А. Солтана (РГАДА. Ф. 181. 422). Пространное Житие преподобной не было включено в составленный во 2-й четв. XVI в. в Зап. Руси (в Супрасльском мон-ре или при митрополичьей кафедре в Новогрудке) 3-томный Торжественник минейный (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. 105; см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 221-228). Показательно полное отсутствие списков службы и Жития Е. в собраниях Польши, где сосредоточены по преимуществу рукописи западноукр. (галицийского) происхождения ( Naumow A., Kaszlej A. Rkopisy cerkiewnosowianskie w Polsce: Katalog. Kraków, 2004; единственный упоминаемый здесь список службы (С. 282-284; 592 - Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715) великорус. происхождения либо восходит к великорус. оригиналу). В Западнорусской митрополии вплоть до нач. XVII в. (периода, последовавшего за Брестской унией ) не сформировалось в отличие от Московской Руси понятие Собора святых. Причиной этому отчасти была концентрация большинства русских святых домонг. времени в Киеве (исключение в этом смысле составляли лишь Е. и прп. Авраамий Смоленский ).

http://pravenc.ru/text/187879.html

На списке книг 56 названий, всех же книг штук 65, – записана резолюция: Прописанные здесь книги назначаются мною для библиотеки Виленского Святодухова монастыря, который имеет принять таковые и внести в опись по принадлежности. Правлению Литовской семинарии, от 12 августа за 1042, с поручением правлению семинарии возложенного было на Ковенского епископа Филарета дела по составлению исторического и статистического описания Литовской епархии Духовно-учебное управление в особой записке изъяснило предположения свои о составлении церковно-исторического и статистического описания епархии в виде пособия для изучения истории Российской Церкви. Сии предположения одобрены Святейшим Синодом, и затем постановлено им: препроводить означенную записку ко всем епархиальным преосвященным, поручив им озаботиться собранием всех нужных для сего дела сведений, и затем составлением по ним церковно-исторического и статистического описания каждой епархии в порядке, предположенной в сказанной записке; при чём предоставить преосвященным труды по собранию и составлению означенных сведении по епархиям возложить на кого-либо из наставников местных академий и семинарий, или из лиц епархиального ведомства, известных им по своим способностям и особенно по любви к историческим исследованиям, с обнадёжением, что труды их не будут оставлены от высшего начальства без должного вознаграждения; об успехе же занятия сим делом доносить по окончании каждого года. О таковом определении Святейшего Синода г. синодальный обер-прокурор сообщил мне для зависящего распоряжения. К совершению сего дела я находил тогда более других соответственным ректора Литовской семинарии архимандрита Филарета, ныне преосвященного Ковенского, и по личным качествам и по его положению. Как ректор семинарии и член консистории, он легче других мог иметь доступ к местным историческим материалам, а в подчинённых своих найти необходимых сотрудников. Что касается плана для руководства в сём предприятии, то таковой не мог быть тогда, как и ныне, верно составлен. Едва ли в которой либо русской епархии происходило такое множество самых разнородных событий, как в пределах нынешней Литовской епархии, и едва ли которая из них подвергалась таким превратностям. В первых веках христианства на Руси, тут соприкасались епархии Владимирская и Туровская. Далее, в смутные времена ига Татарского и господства Литвы, здесь было пребывание Киевских митрополитов, в Вильно и Новогрудке. С возникшей Унией, тут была главная опора оной и все элементы раздоров. Тут была так называемая митрополитальная Униатская епархия и епархия Брестская в соприкосновении с Православными епархиями прежде Могилёвскою, а после Минскою. Тут наконец более, нежели где-либо, обнаруживались и имели успех усилия Римского духовенства на совращение и перерождение Русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Независимое положение Русской Церкви вызывало недовольство католического Рима. Стремясь расколоть единство Русской Митрополии, низложенный и изгнанный из Константинополя бывший Патриарх Григорий (Мамма) в 1458 г., нарушая церковные каноны, посвятил митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России» Григория . В связи с этим Митрополит Иона в конце 1459 г. созвал в Москве Собор русских епископов, который подтвердил, что «совершилось разделение Божиих Церквей Московской и Киевской, и от этого разделения произошла великая пагуба для Православия», и решили быть «неотступными от Святой Церкви Московской» (82, с. 40). Однако надежды Папы Римского Каллиста III, добившегося антиканонического разделения Русской Митрополии, навязать признание Флорентийской унии православному населению Киевской Митрополии не оправдались. Убедившись в неправоте унии, митрополит Киевский Григорий (1458—1472) порвал с унией и был принят (в 1470 г.) в общение православным Патриархом Константинопольским Дионисием I. Однако единство Русской Церкви было нарушено более чем на 200 лет вплоть до воссоединения Украины с Россией в 1654 г. и Киевской Митрополии с Московским Патриархатом в 1687 г. Русской Православной Церкви на Украине и в Белоруссии предстояло еще много испытаний: насильственно отторгнутые в XIV в. от братского единения с Великой Россией, эти древние православные земли становились жертвой католической экспансии. Польша не прекращала усилий навязать им унию, и в итоге на юго-западе Руси была введена печально известная Брестская уния 1596 г. Неменьшую опасность для Русской Церкви и государственности представлял иной противник, проникавший в православное мировоззрение, нравственный церковный порядок, во всю систему богословских и жизненных ценностей русского православного народа. По древнему апокрифическому преданию, червь-древоточец — единственный и незаметный враг, сумевший подточить и разрушить трон царя Соломона. Таким древоточцем на Руси в 70-х годах XV столетия стала ересь жидовствующих.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010