Можем предположить, что здесь, при Зографской обители, какое-то время мог подвизаться еще в начале XVII в. выдающийся украинский подвижник, полемист и духовный писатель старец Иоанн Вишенский, поскольку описанная местность своей пустынностью вполне соответствует устремлениям строгого аскета, каким был старец Иоанн. Возможно, сохранившиеся воспоминания о знаменитом борце с Брестской унией послужили причиной того, что именно это место было выбрано запорожцами для новой обители. По словам Сергия (Веснина), проэстосы Зографского монастыря в 1847 г. рассказывали ему, что скит «Черный Выр» «оставался в постоянном ведении и власти малороссиян» 68 . Архивные материалы свидетельствуют о тесных связях насельников «Черного Выра» с Запорожской Сечью. Так, в сентябре 1756 г. в Киевской губернской канцелярии был допрошен монах Афонского Черновырского скита Иов (в миру Яков Максимович Бутенко), который вместе с запорожцами прибыл в Киев на богомолье. Из материалов допроса мы узнаем, что с 25-ти лет он проживал на Запорожской Сечи, где и познакомился с основателем и скитоначальником упомянутой афонской обители, бывшим бунчуковым товарищем, а тогда уже афонским иеросхимонахом Григорием (Голубенко). Вместе с ним Яков Бутенко из Сечи отправился, как сказано в материалах допроса, «прямо морем в Афонские горы для получения монашеского чина; и за прибытием своим в Афонские горы пошел он прямо зреченым иеросхимонахом в скит, называемый Мавровыр, где жил светским повтора года в послушании разном при келии оного иеросхимонаха. Потом же пострижен он Яков в монашеский чин тем же иеросхимонахом Григорием, яко он того скита начальником, прошлого 1755 году апреля, а какого числа не упомнит, в церкви Рождества Персвятой Богородицы с наречением имени Иов, и поживши в том скиту при том же начальнику год целый, пошел сего 1756 году апреля на светлой седмице с тем же начальником иеросхимонахом Григорием в Росию. Прибывши в Сечь, остался он Иов в Сечи ради переставления печей куринных, он же иеросхимонах оставив его Иова в Сечи поехал в Малую Росию. Он же Иов, поживши в Сечи недели зодве, пришел с казаками в Киев и шел же он на перевоз Кременчуцкий и дан был ему в Сечи пашпорт» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недвижимое имущество братства составляли братский дом, в к-ром проходили общие собрания, здания, где жил церковный причт, располагались богадельня, школа, типография. Братские церковь или мон-рь являлись братским имуществом только в том случае, если эти здания были построены за счет членов братства, а не просто переданы ему в попечение. Братство было обязано заботиться о храме, ремонтировать и возобновлять его в случае пожара или др. разрушения, украшать по мере возможности и снабжать необходимыми богослужебными принадлежностями. Наличие собственного храма не считалось обязательным, братство могло владеть приделом в церкви или часовней. Братство должно было оплачивать причту заупокойные службы, молебны и чтение помянника; в отдельных братствах духовенству давали «милостыню» на большие праздники и «на богомолье». Если братство владело всем храмом, то братский священник являлся настоятелем; если же братству принадлежал придел, оно нанимало отдельный причт. Устройство богадельни («шпиталя»), к-рая являлась средством социального страхования преимущественно для самих братчиков и членов их семей, занимало важное место в деятельности братства. В крупных объединениях «шпиталь» состоял из 3 отд-ний: гостиницы, отд-ния для нищих, калек и сирот и дома для престарелых. Функции дома для престарелых выполняли также братские мон-ри. Формы проявления благотворительности включали в себя пожизненное проживание в мон-ре (богадельне), освобождение от уплаты за обучение ребенка в школе. Вопреки распространенной т. зр. масштаб благотворительности правосл. объединений был весьма скромным и несопоставимым с помощью, к-рую предоставляли католич. союзы. Важнейшим направлением деятельности братств и наиболее действенной мерой борьбы против перехода православных в католицизм, протестантизм и унию являлась организация школ (см. Братские школы ). Наиболее известными были львовская, виленская, киевская и луцкая школы, уч-ща существовали также при небольших сельских союзах. Ряд братств получил право на создание типографий ( Львовское Успенское , Виленское , Могилёвское, Киевское ). Братства выпускали учебники, полемические произведения, богослужебные и четьи книги, братские документы, постановления Соборов Западнорусской митрополии. После 1596 г. основными направлениями деятельности братских типографий стала борьба с Брестской унией и выпуск богослужебной лит-ры. (Низкий спрос на правосл. лит-ру и книги на «простой мове» делал их издание нерентабельным, тираж наиболее известной львовской «Грамматики» не был распродан и 20 лет спустя после ее издания.)

http://pravenc.ru/text/153359.html

Очевидно, что все это – следствие нового цивилизационного поворота, который произошел на наших землях в период между сер. XIII и сер. XVIII вв. В исторической литературе чаще всего можно встретить мнение о том, что изменение конфессиональной, а вместе с ней и цивилизационной ситуации произошло в Польско-Литовском государстве после заключения Брестской церковной унии в 1596 г. С этим нельзя согласиться. Брестская уния представляла собой не начало, а завершение католической экспансии сначала в ВКЛ, а затем и в Речи Посполитой. После унии 1596 г. католичество на белорусско-украинских землях достигло пределов своего расширения. Далее ему оставалось лишь освоение приобретенного, что и случилось к сер. XVIII в. Следовательно, новый цивилизационный поворот произошел ранее заключения Брестской унии. Он связан с тем событием, которое открыло католичеству путь на белорусско-украинские земли. Без сомнения, таким событием стало утверждение на престоле ВКЛ католической династии в кон. XIV – нач. XV в. После этого наступление Рима на каноническую территорию Русской Церкви, правовая дискриминация православных церковных институтов, вытеснение Православия из жизни общества оказались неизбежными. Процесс выдавливания белорусского народа из пределов русского духовного и культурного мира был инициирован правителями-католиками, продолжался несколько столетий, за которые прошел ряд этапов. Он носил конфликтный характер, вызвал ожесточенную межконфессиональную борьбу, и завершился очередным цивилизационным поворотом: во вт. пол. XIX в. Белоруссия в составе Российской империи вновь возвращается в русский историко-культурный мир, что было связано с общим воссоединением белорусских униатов с православными по итогам Полоцкого объединительного Собора 1839 г. Исчезновение унии в 1839 г., с одной стороны, было обеспечено российской властью, но, с другой стороны, явилось следствием не искорененного унией православного мироощущения белорусов, их понимания своего единства с православной Россией, а также ответственного отношения к духовному благу народа со стороны униатского клира – митрополита Иосифа (Семашко), архиепископов Антония (Зубко) и Василия (Лужинского), представителей наиболее энергичной и образованной части униатского духовенства. Последовавшее за воссоединением белорусских униатов с православными восстановление позиций Православной Церкви и, как следствие, сокращение влияния на них полонизма, вернули белорусов к их духовным истокам и послужили толчком для развития самобытной белорусской культуры и возникновению в наши дни суверенной белорусской государственности.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/20/religi...

«Православных людей более всего беспокоят не экономические трудности, - говорится далее. - Евросоюз, который по всему миру насаждает антихристианские идеологемы, уже и сейчас навязывает Украине ювенальную юстицию, «гендерное равенство», то есть равенство прав извращенцев с нормальными людьми, а через свои «образовательные» программы и ересь экуменизма и т.п. После подписания соглашения, когда будет образован Совет Ассоциации с огромным преобладанием голосов европейских правительств, эти безобразия будут насаждаться железной рукой. Все эти условия прямо, или косвенно, прописаны в условиях вступления в ассоциативную связь с Украиной. Брюссель занимается международным бандитизмом, спонсируя террористические движения по всему миру, особенно - в Сирии, где финансируемые Евросоюзом боевики ведут тотальный геноцид христиан. А в странах ЕС проводится более «мягкая», но не менее эффективная политика вытеснения христиан: там ведутся судебные гонения за ношение нательных крестиков, вытесняются церковные образовательные программы из школ и вузов, священников уже начинают штрафовать, и даже сажать в тюрьмы, только за именование гомосексуализма грехом». «Мы не фигурально выражаемся, - уверяют авторы обращения, - когда называем Ассоциацию с ЕС унией с Евросодомом. Было предательство Православия в унии Люблинской, Брестской, а теперь вот мы на пороге «унии содомской». Неужели такое будущее Вы хотите для Украины - этой колыбели Русского Православия? Молимся, чтобы это было не так. Вы, Виктор Федорович, находитесь перед выбором света или тьмы, Христа или антихриста, Церкви или содома, верности православному русскому выбору святого князя Владимира или его предательству. Уважаемый Виктор Федорович, к сожалению, встав на путь гибельной Ассоциации с «Евросодомом», Вы вступили в союз с «оранжевой» оппозицией, которая Вас всегда ненавидела, и готова подставить в любой момент. Все так называемые гарантии «Евросодома» не стоят ничего. Что сделали с тем же Каддафи, которому Саркози был должен за свое президентство? С другой стороны, те, кто агитирует за «Евросодом» вступили в противоборство с нравственными ценностями Святой Матери-Церкви. Вспомните наказ Вашего духовного отца, схиархимандрита Зосимы (Сокура), призывавшего держаться Русской Церкви и Святой Руси! Святейший Патриарх Кирилл, руководствуясь учением святых, провозгласил курс на единство Русского мира. Это несет и духовную пользу, поднимая нравственность, это и экономически выгодно. Недаром же говорится в Писании: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/21/vy...

Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком мон-ре, святой написал «жалобный лист» к Пресв. Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов, и молил Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо было подписано многими людьми, А. положил его у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери . В 1637 г. святой отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви. Не имея выданного королевской канцелярией паспорта, А. с огромными трудностями сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были кратко изложены обстоятельства, приведшие А. в Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с пожеланием водрузить его «на хорогви военные в помножене православной веры». Получив богатую милостыню от царя, А. 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий мон-рь. В 1640 г. А. стал игуменом брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря и начал активную деятельность по восстановлению прав брестского правосл. братства и возвращению захваченных униатами храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см. Брестская уния ) проклята «вечне». На сейме в Варшаве в сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер отказались заверить королевский привилей печатями, без чего он не имел законной силы, поэтому А. в 1643 г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление на А. произвели встречи с недовольными унией горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел А. при помощи Купятицкого образа жаловаться королю на притеснения, чинимые православным, и пригрозить Божиим гневом за насаждение унии. На сейме А. выступил с жалобой на бесправное положение православных в Польше и раздал знатным членам сейма списки с Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим требование искоренить унию и «успокоить» правосл.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Это противостояние, проходившее на фоне непонимания верующими различий между православием и унией, сохранения ими православного мироощущения, не только критически ослабляло греко-католичество, но и способствовало возникновению уникальных исторических условий, в которых униатские священнослужители начали без враждебности относиться к православию. В результате началось сближение униатского духовенства с православным. Его возглавил униатский епископ Иосиф (Семашко). Итогом этих процессов стал Полоцкий Собор 1839 г., на котором униатское духовенство добровольно объявило о прекращении действия Брестской церковной унии и своем возвращении вместе со всем народом к православной вере. С разрывом церковной унии белорусский народ вернулся к своим духовным истокам, процессы латинизации и полонизации остановились. Можно говорить о том, что до 1839 г. Беларусь формально представляла собой католическую страну. После 1839 г. она стала страной православной. Рассматривая действия Ватикана, направленные на возвышение и укрепление позиций белорусской неоунии, следует отметить следующее. На встрече предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Вениамина с архиепископом Клаудио Гуджеротти и апостольским нунцием в Беларуси архиепископом Анте Йозичем, прошедшей 30 июня 2023 г. в Минском епархиальном управлении, был обозначен православный взгляд на белорусскую неоунию, которая возникла в 1990-м г. Этот взгляд состоит в том, что современная Белорусская греко-католическая церковь не является правопреемницей тех униатских структур, которые в полном составе добровольно перешли в православие в 1839 г. При таком подходе белорусские неоуниаты представляют собой группу католиков, которым нравится восточнохристианский православный обряд (иначе – византийский обряд), и они его практикуют в своей повседневной религиозной жизни. В этом случае неоуниаты не могут претендовать на религиозно-культурное переформатирование белорусского общества и государства, а следовательно, они не могут поколебать межконфессиональный мир, сложившийся в Республике Беларусь.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/22/beloru...

Юго-Западная Русь, вошедшая с XIV века в состав Великого княжества Литовского, а затем в состав польского государства Речь Посполита, испытывала сильнейшее католическое влияние и давление со стороны польских властей. Живя обособленно, эта часть некогда единой Руси была занята своими насущными проблемами – борьбой с навязыванием унии, а затем с уже состоявшейся в 1596 году Брестской унией, отстаиванием прав православного населения, апологетической полемикой с католиками и униатами, да и просто физическим выживанием в католическом государстве. Так что не сразу было обращено внимание на то, что народ в качестве душеполезного чтения пользуется западными мартирологами, переведенными на польский язык и подвергшимися обработке католическими авторами, а также стихотворными житиями католических святых, написанными простым и понятным языком. Ревностный поборник просвещения святитель Петр (Могила), занимавший Киевскую кафедру в 1632–1647 годах, в числе значительных своих деяний озаботился написанием и изданием Житий православных святых. Задумав сделать новые переводы греческих жизнеописаний, он выписал с Афона корпус Житий святых, составленный преподобным Симеоном Метафрастом (Х в.). Кончина святителя Петра помешала осуществлению этих планов, но его начинание подхватил и продолжил Иннокентий (Гизель; ок. 1600–1983), с 1656 года архимандрит Киево-Печерской лавры К уже имеющимся материалам, собранным святителем Петром (Могилой), он испросил у патриарха Московского Иоакима Минеи-Четьи святителя Макария. Книги, содержавшие первые три месяца, ему были высланы, но военные смуты в Малороссии помешали заняться этим важным делом. Работа началась лишь при преемнике архимандрита Иннокентия архимандрите Лавры Варлааме (Ясинском), приложившем все свои силы к осуществлению этого труда. Находясь на хлопотной должности, архимандрит Варлаам при всей своей учености и желании заняться собиранием Житий, не решился взяться за дело сам. Он стал искать человека образованного, но менее занятого. Выбор его пал на настоятеля Никольского Крупицкого монастыря в Батурине иеромонаха Димитрия, сына известного киевского сотника и мецената Саввы Туптало. Сам Димитрий к этому времени был известен в православной среде своим искусством говорить проповеди так, что слова его растапливали лед в сердцах людей. Обители Малороссии, Белоруссии, Литвы соревновались между собой в стремлении пригласить к себе известного проповедника. Рассказывая о празднуемом событии или святом, иеромонах Димитрий всегда делал акцент на нравственном приложении того, что несет в себе это событие или же пример святого. Очевидно, именно это качество, в сочетании с высокой образо-ванностью, привлекло внимание архимандрита Варлаама к личности молодого настоятеля батуринского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/5829017

Брестская уния 1596 г. являлась не общецерковным, а региональным феноменом и была призвана не обеспечить восстановление церковного единства, утраченного в результате раскола Христианского мира в 1054 г., а подменить собой православие, вытеснив его из религиозной жизни белорусско-украинского населения в Польско-Литовском государстве. Брестская уния раскола паству Киевской митрополии на сторонников греко-католичества и тех, кто сохранял верность православию. Распространение унии, поддержанное правящими кругами государства, католическим клиром латинского обряда и всем католическим шляхетским обществом страны, встретило стойкий отпор православного народа и духовенства, сопровождалось многочисленными фактами насилия над свободой совести людей. Порожденное Брестской унией противостояние на религиозной почве нередко перерастало в кровавые столкновения, оно ослабляло Речь Посполитую, способствовало нарастанию в разных сферах государственной жизни кризисных явлений. В конечном итоге церковная уния стала одним из факторов падения этого государства в последней четверти XVIII в. Несмотря на сопротивление православных навязыванию униатства, на рубеже XVII – XVIII вв. уния сумела занять широкие позиции, значительно потеснив православие. К последней четверти XVIII в. до 80% белорусов оказались греко-католиками. В это время деятельность унии сопровождалась латинизацией церковной жизни народа и полонизацией униатского духовенства, что постепенно вело униатское церковное объединение к перерождению в разновидность Польского Костела. С вхождением белорусско-украинских земель в состав Российской империи в период с 1780 по 1839 г. униатское церковное объединение оказалась в сложном положении. С одной стороны, оно лишилось поддержки правящих кругов государства, которым пользовалась в Речи Посполитой; с другой стороны, в унии начали нарастать кризисные явления, одним из проявлений которых было противостояние между униатским приходским духовенством, старавшимся остановить процессы латинизации и полонизации унии, и польским католическим клиром латинского обряда, который совместно с униатским базилианским монашеством вел дело к поглощению унии Польским Костелом.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/22/beloru...

2. Ватикан поддерживает Унию Несмотря на то что Ватикан лицемерно «осуждает» Унию как метод соединения Церквей (Баламандское соглашение, §1), он подтверждает ее тем, что признает существование униатских общин (§31), всячески усиливая их присутствие и деятельность на канонических территориях Православных Церквей. Поэтому мы спрашиваем себя: до каких пор мы, православные, будем продолжать богословский диалог, терпя это чудовищно ненормальное положение вещей? Католики (не считая достойных похвалы исключений, когда они, в отличие от Ватикана, не согласны с Унией) непоследовательно осуждают Унию как метод прошлого и, в то же время, признают униатские общины. Как возможно осуждение Унии и одновременная поддержка униатских общин, которые делают Унию реальностью на сцене современной истории? Прошлая неприглядная деятельность папской Унии известна. Напомним, что, используя политическую и военную беспомощность Восточной империи после тяжелого венецианского владычества, паписты заложили первое основание Унии, подчинив православных греков решениям папского Лионского собора (1274) при императоре Михаиле Палеологе и патриархе Иоанне Векке. Вторым серьезным основанием стало известное тираническое требование Папы Евгения IV, чтобы находившиеся в затруднительном положении восточные христиане полностью подчинились Ферраро-Флорентийскому собору (1439). Кроме того, со времени Брестского собора (1596) иезуиты делали Унию великим искушением для православной Восточной Церкви подобными по своему коварству методами. Уния стоила жизни Патриарху Кириллу Лукарису, привела к низложению многих патриархов, отторжению из недр Церкви великих общин на Украине, в Трансильвании, Далматии, Антиохии и вызвала жестокие гонения на православных в этих и других областях, контролировавшихся турками . В тот же исторический период организуемая папами униатская пропаганда развивается в два этапа: сначала как деятельность отдела папской курии Propaganda Fidei (Пропаганда Веры), а затем в виде строительства школ (главенствующее место среди них занимает Коллегий св. Афанасия в Риме), руководимых папскими миссионерами с целью не столько обращения в Унию отдельных лиц, сколько изменения всего мировоззрения православных при помощи латинофильской деятельности многих выпускников таких школ.

http://pravoslavie.ru/37012.html

В XV и XVI столетиях в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцское и Жешовское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли ее в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон». В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельского сейма получила свое завершение. Если до сих пор Польша и Литва находились лишь в конфедеративном союзе и имели свои отличные границы управления, то теперь Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Западной Украины начало испытывать систематический гнет католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими воззрениями, ставил выше всего интересы Римского престола. Важнейшей своей целью король считал приведение всех своих подданных к подножию папы. Для достижения этой цели он применял всевозможные средства – и принудительные, и поощрительные. Правление Сигизмунда III сопровождалось целой эпопеей преследований и страданий православных верующих. Изменившие Православию получали различные льготы, допускались к государственным должностям. Оставшиеся же верными отцовской вере подвергались унижениям. Не лучше обстояло дело и с православной иерархией. К концу XVI века большая ее часть во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой приняла провозглашенную на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православный народ мужественно встал на защиту своей веры и борьбу с Брестской унией. В это время создается немало было полемических сочинений, направленных на защиту чистоты веры от посягательств со стороны инославия и прежде всего латинян. Весьма важную роль в защите Православия против распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой тесные союзы городского населения. В соответствии с принятыми уставами главнейшим своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, учреждение типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010