Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

     Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившего на Руси образец святогорского подвижничества, эта традиция дала обильные всходы и плоды, так что впоследствии украсила Афон и Русь именами великих старцев-отшельников. Выдающимся святогорским старцем-пещерником был знаменитый борец с Брестской унией Иоанн Вишенский, который свои полемические послания с призывами твердо держаться православной веры писал на Украину из пещерного затвора на Святой Горе. Из описаний киевского монаха и паломника Василия Григоровича-Барского мы знаем, что в середине XVIII в. на Святом Афоне высоко в горах и лесах подвизалось много русских отшельников и пустынников. Эта традиция сохранилась и в XIX – ХХ веках. Начинали с пустыннического жительства на Афоне как преподобный Паисий Величковский, так и духовник всех русских святогорцев старец Арсений. Его ближайший ученик – старец Иероним (Соломенцов), прежде чем принять духовное руководство в Русике, также долгое время подвизался в уединении. В XIX в. при Русском на Афоне Свято Пантелеимоновом монастыре подвизался схииеромонах Мефодий, бывший насельник Соловецкого монастыря. Затем, по благословению старцев Русика, он восстановил отшельническую келлию св. Григория, где и поселился для уединенного жития и непрестанного молитвенного делания. Он часто скрывался от людей под огромным камнем в пещере, куда уединялся для молитвы. Недалеко от Ватопедского монастыря, в пещере у моря, подвизался русский схимонах Севастиан. Современники о нем вспоминали, что «жил он как птица, в совершенном нестяжании. В келье ничего не имел. Пропитание получал от рукоделия и всегда пребывал весел и радостен. О земном никакого не имел попечения, но весь был погружен во Едином Боге». Другой русский сиромаха – схимонах Феоклит жил в искусно высеченной пещере высоко в прибрежной скале, состоящей из двух отделений, где его однажды пытался навестить Великий Князь Алексей Александрович Романов при посещении им Святой Горы в июне 1867 года. Проезжая Афон вдоль берега, он обратил внимание на пещеру и пожелал осмотреть ее, но на этот раз обитателя ее не было дома — он ушел за пропитанием в Руссик, и вход в пещеру был замкнут.

http://pravoslavie.ru/98293.html

Михновка. Сретенский женский монастырь. Храмы монастыря: Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В период возрождения Православия в Украине после Брестской унии в 1596 года в Михновке в 1642 году на средства местного жителя ротмистра королевской гвардии, войскового Владимирского, депутата выборного сейма 1632 года, члена Луцкого Православного Братства Филона Яловицкого, был построен Свято-Сретенский храм и открыт мужской православный монастырь. Это был период активного возрождения Православной Церкви в Украине после попытки ликвидировать ее унией 1596 года в Бресте. Михновский монастырь был одним из островков благочестия в этом Волынско-Полесском крае. Здесь сохранились Богослужебные книги, в одной из которой сохранилась дарственная надпись 1647 года, работала иконописная мастерская известных монахов-иконописцев, работы которых известны по всей Волыни. С приходом богоборческой советской власти в Западную Украину многие храмы и монастыри были закрыты. Не миновала и участь сей обители. Первоначально власти монастырь зарегистрировали как приходскую церковь, а затем в 1962 году, несмотря на статус памятника республиканского значения, ее закрыли, а храм преобразовали под склад. Часть церковных икон: " Преподобного Онуфрия Великого”, " Святителя Николая Чудотворца”, " Великомученика Георгия Победоносца” разместили в музейных экспозициях в городах Луцка и Львова. Только в 1996 году местная власть вернула Украинской Православной Церкви все постройки и всю прилегающую территорию. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 3 мая 1996 года, ходатайством архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта(Солодухой), был основан Свято-Сретенский женский монастырь в селе Михновка Камень-Каширского района. Давняя мечта жителей сел Видричей, Михновки, Бузаков сбылась. Основательницами женской обители при древней Свято-Сретенской церкви стали две насельницы Зимненского Свято-Успенского Святогорского женского монастыря — инокини Анна (Селиверстова) и Варвара (Коваль), которые приняли монашеский постриг с именами Серафима и Амвросия в честь великих угодников Божиих — преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского.

http://sobory.ru/article/?object=26562

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

С.В. Шумило Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Следует заметить, что при Зографском монастыре на Афоне издревле подвизались не только болгары, но и русины, в частности, выходцы из Украины. Так, знаменитый украинский полемист и подвижник, борец с Брестской унией старец Иоанн Вишенский, известный также как «Иоанн Русин» († 1620-е гг.), подвизался в пещерах Зографского монастыря. И именно отсюда он отправлял в Украину многие свои послания, подписывая их: «Писано во Святой Горе, в монастыре Зограф» 34 . По мнению ряда исследователей, с Иоанном Вишенским, вероятно, связано и появление в библиотеке Зографа каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом Вишненским 35 . Исследователи истории Зографа отмечают, что со второй половины XVI в. в числе братии болгарского святогорского монастыря присутствовало значительное количество иноков украинского происхождения 36 . Украинские и белорусские монахи в конце XVI – начале XVII вв. переписывали в Зографе церковно-учительную и антикатолическую литературу для отправки на родину. Известен украинский список Торжественника в двух томах, присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же старцем Иоанном 37 . Щедрыми жертвователями Зографского монастыря были украинские гетманы Иван Самойлович, Иван Мазепа, кошевой атаман Войска Запорожского Петр Калнышевский, полковник Василий Кочубей и многие другие представители знатной украинской казачьей старшины, что зафиксировано в помянниках Зографской обители 38 . В частности, ценным источником о таких связях является хранящийся в библиотеке Зографа «Русский помянник», состоящий из 116 бумажных листов 39 . Помянник охватывает период с 1639 г. до русско-турецкой войны 1877–1878 гг. 40 .По мнению Н. Мердзимекиса, этот документ представляет собой уникальный памятник, свидетельствующий об очень тесных отношениях Зографской обители с Украиной и Россией и способный пролить свет на доселе не известные факты из истории монастыря 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии. Часть 3 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 3 Собор Киево-Братского Богоявленского монастыря в Киеве (фото начала ХХ в.) Продолжение. Начало см. здесь и здесь. В начале XVII в. православные братства по-прежнему играли исключительно важную роль в религиозной жизни Западной Руси. Они продолжали деятельность, начало которой было положено задолго до унии и которая фактически компенсировала собой бездействие коррумпированного епископата. После 1596 г., когда в Православной Церкви Западной Руси осталось всего лишь два архиерея, этот опыт оказался еще более востребованным. По-прежнему главным стрежнем деятельности братств являлись издательское и школьное дело. В период борьбы с унией возникает и ряд новых братств. В их числе - Киево-Богоявленское, особенно знаменитое своей школой. Православное братство в Киеве возникло скорее всего в 1590-е гг. Однако заметное влияние на церковную жизнь Западной Руси оно начинает оказывать лишь после того, как в 1615 г. был основан Братский Богоявленский монастырь. Он был возведен на земельном участке на киевском Подоле, который подарила братчикам Елизавета (Галшка) Гулевич. Супруга Мозырского маршалка Стефана Лозки, Галшка в первом браке была замужем за Христофором Поцеем, сыном будущего униатского митрополита. В отличие от семьи Поцеев, в которой господствовали униатские настроения, Галшка оставалась верна Православию. По этой причине она серьезно рассорилась с родней первого мужа. Возможно, что передача собственного наследственного владения под православный монастырь мыслилась Галшкой Гулевич как своего рода компенсация за урон, нанесенный православным киевлянам со стороны ее свекра - униатского митрополита Ипатия, захватившего в Киеве ряд храмов.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Новодворская (Суражская) " Описания иконы Описание иконы Новодворская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в [...] Икона Новодворская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси около 1320 года, когда он ещё жил на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец. Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – " СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ УТОПАЮЩИХ " (ЛЕНЬКОВСКОЙ) В советское время икона была утрачена. В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему нахо[...]

http://pravicon.com/icon-213

Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Свято-Духовский монастырь — православный мужской монастырь, расположен в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы. Содержание История [ править править код ] Храм на месте казни Виленских мучеников [ править править код ] После казни в 1347 году мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (ныне Вильнюс), где казнили преступников, эта земля стала чтиться православными. Через два года, христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда, Иулиании, выпросили себе для молитвы горку - место казни святых. Здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Ее престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи. Троицкий монастырь и православное братство в борьбе с унией [ править править код ] На 1585 год эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 году окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения Православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил " сие угодное Богу Братство " и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм. К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был " отлучен от Церкви " епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

На Украине 10-серийный фильм об истории Русской Православной Церкви продается без серии, посвященной борьбе с унией 31 августа 2005 г. 15:54 На интернет-сайте одного из киевских супермаркетов размещена информация о продаже DVD с многосерийным документальным телесериалом «Земное и Небесное» об истории Русской Православной Церкви от Крещения Руси и до наших дней. Масштабный телепроект российской студии «Остров» создан при участии Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия». В роли ведущих в сериале задействованы известные творческие личности Алексей Петренко, Станислав Любшин, Федор Бондарчук, Владимир Ильин, Юрий Шевчук и др. Однако в Киеве сериал продается как состоящий из 9 фильмов на двух DVD, хотя изначально фильмов было 10. Отсутствует четвертый фильм под названием «Братство», который посвящен тяжелым для Православия на Западной Украине годам – периоду возникновения и становления Брестской унии 1596 г., предыстории этих событий, православным братствам на территории Галичины и, отчасти, последствиям, к которым привела уния на сегодняшний день. Как выяснилось, решение о невключении в украинскую версию сериала фильма «Братство» было принято руководством ООО «Cbim розваг» — эксклюзивного дистрибьютора телесериала на территории Украины, причем принималось это решение, по словам директора компании Вадима Романенко, непросто. По его мнению, серия эта, которую ведет Алексей Петренко, достаточно интересная и хорошо сделана (как и все остальные), но, считает Вадим Романенко, в ней есть некоторое сгущение красок в освещении отношений между православными и греко-католиками, и «в нашей ситуации... подливать масла в огонь к существующей проблеме было бы не совсем этично». Кроме того, как отметил г-н Романенко, так как каждый из фильмов представляет собой отдельную историю, исключение четвертой серии не нарушает хронологии фильма. Нет здесь, по его словам, и нарушения прав потребителя, поскольку на обложке готового продукта, реализуемого в Украине, написано «9 фильмов»; это решение также согласовано со студией-производителем. Он отметил также, что в Украине на сегодняшний день сложилась ситуация, когда уже нельзя вести себя без оглядки на Запад Украины и на восприятие отдельных людей в Киеве, и предложил именно в этом контексте воспринимать решение о невключении четвертой серии. Стоит упомянуть также, что, хотя у компании «Cbim розваг» есть права на телевизионный и кинотеатральный показ сериала, поставить его в телевизионный эфир, по словам Вадима Романенко, не удалось: телекомпании отказываются делать это, исходя из каких-то своих соображений (возможно политических), но мотивируют отсутствием эфирного времени. День/Седмица.Ru/Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37972.html

Г. детально исследовал положение правосл. мещанства в городах Зап. Украины (прежде всего во Львове) и показал, каким значительным ограничениям оно подвергалось со стороны католич. польско-нем. патрициата. Именно в этих условиях города стали «первыми очагами организованной борьбы за национальные права». Чрезвычайно резко исследователь оценивал результаты польск. церковно-культурной политики на укр. землях в период их вхождения в Речь Посполитую, когда правосл. Церковь оказалась в «чрезвычайно затруднительном положении... едва терпимого или даже преследуемого исповедания». Результатом данной политики явилась, в частности, «национальная апостазия представителей украинской и белорусской аристократии» (История украинского народа//Укр. народ в его прошлом и настоящем. С. 178, 206). По мнению Г., резко негативные последствия для национального развития имело утверждение в Зап. Украине Брестской унии 1596 г. , к-рое «знаменовало полное банкротство национальной жизни... Это была победа не просто над исповеданием (Православием.- И. Г.), но и над национальными традициями, над всею самостоятельностью народа» (Там же. С. 306). Исследователь писал о «безвыходности позиции Брестской унии» (Icmopiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 11). Основная вина за заключение унии лежит, по мнению Г., на укр. правосл. архиереях, составивших «заговор владык» и действовавших «самовольно, без участия Церкви» (История украинского народа. С. 212). Он также отрицательно оценивал деятельность греч. иерархов на Украине, способствовавших усилению самостоятельности братств, что ослабило позиции архиереев и подтолкнуло их к признанию главенства папы Римского. Огромное позитивное значение для национальной истории, по мнению Г., имела борьба с унией. Он писал об объединении укр. народа во главе с казачеством в защиту правосл. Церкви «на общей почве национальных интересов, воплощавшихся для современников в интересах национальной православной Церкви и связанной с ней национальной культуры» (Там же. С. 231). Г. высоко оценивал значение правосл. деятелей, полемистов, боровшихся с унией, в частности архим. Елисея (Плетенецкого) и др., к-рые подготовили укр. общество к освобождению от польск. гнета. Признавал заслуги Киевского митр. свт. Петра (Могилы) в организации церковной жизни, но считал, что его деятельность «сворачивала украинскую культурную жизнь на чуждую ей дорогу» (Icmopiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 99), подразумевая лояльность Киевского митрополита к польск. властям и отказ поддержать казаков. О митр. Сильвестре (Коссове) , преемнике митр. Петра, Г. писал, что тот не проявил «солидарности с великим восстанием» под предводительством Б. Хмельницкого . Вхождение Киевской митрополии в 1686 г. в состав Московского Патриархата историк считал одной из главных причин, приведших к утрате автономии и к русификации населения Украины.

http://pravenc.ru/text/168213.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010