Уния была компромиссом между православием и католичеством, компромиссом, быть может, придуманным, но уже взошедшим в жизненный обиход, равно как и позднейшее единоверие, измышленное митр. Платоном и бывшее компромиссом между старообрядчеством и господствующей церковью, сделалось с течением времени народным достоянием для тех, предки которых склонились к единоверию. Преемник Екатерины принял некоторые меры к прекращению того, что проф. Козлович называл «мелкими злоупотреблениями» 16 при обращении униатов в православие. «Умная система управления» Екатерины, заключавшаяся в насильственной русофикации, заменилась попыткой установить известный Status quo, сводящийся к тому, что было учреждено 6 римско-католических епархий и 3 униатских: полоцкая (Белоруссия), брестская (Литовская и Минская губ.), луцкая (Украин. губ.). В этой реставрации, приведшей, по мнению церковных историков, к тому, что «православная пропаганда по делу об униатах была приостановлена», проф. Козлович видел «мрачное зло для западной России, совершенное под влиянием обласканных Павлом «латинян»... Обрусители считали, что у них «право» на унию, «латиняне», в свою очередь, предъявляли на нее свои права. И те и другие мало считались с унией, как явлением бытовым. Очень далек был от беспристрастия, вытекающего из признания права религиозного самоопределения, конечно, и сан законодатель. Беспристрастие Павла вытекало из иных побуждений. Он «глава церкви, папа и все, что угодно», в своем государстве. Абсолютистская тенденция влекла Павла на путь охранения истины православия и истины католичества. 17 Уния была чем-то промежуточным, лишь временным компромиссом, что с достаточной отчетливостью проявилось в указе 26 февраля 1797 г., гласившем, что униаты суть «присоединенные к православным или католикам, а не сами по себе». Может быть, в Западном крае законодательная практика времен Павла и, склоняя, была признать за католиками большие права на унию, так как униаты были подчинены учрежденному в 1798 г. департаменту римско-католического вероисповедания. Высшее униатское духовенство относилось к этому подчинению весьма не сочувственно, и под его давлением создан был иной порядок униатского церковного управления: в 1804 г. в центральную римско-католическую духовную коллегию были введены и представители от униатских епархий, а затем по записке архиеп. полоцкого Игнатия Лисовского, поданной кн. A. И. Голицыну, занимавшему в то время пост синодского обер-прокурора, 16 июля 1805 г. в римско-католической коллегии был образован особый униатский департамент. Таким образом, государство как бы признало самостоятельное существование вероисповедания, именуемого унией. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В то же время известно, что Острожский первоначально также высказывал убеждение в возможности заключения унии, о чем он писал 21 июня 1593 г. Ипатию Поцею (54). Но совершенно очевидно, что князь подразумевал под унией совсем не то, что задумали епископы Киевской митрополии. Острожский видел в унии процесс достижения подлинного церковного единства, а не подчинения Киевской митрополии власти Папы Римского. Князь Константин подходил к решению этой проблемы с позиции, которая в гораздо большей степени соответствовала православному пониманию экклезиологии: не соглашение епископов, затеваемое втайне от народа церковного, но гласное соборное обсуждение этого вопроса с участием всех Восточных Патриархов и Православных Церквей Московской Руси и Молдо-Валахии, итогом которого должна была стать не простая смена юрисдикции с константинопольской на римскую, но фактически воссоздание положения, существовавшего в Церкви до раскола 1054 г. Таким образом, во Львовском соборе 1595 г. следует видеть не акцию возглавляемой Гедеоном Балобаном группы духовенства, имеющей целью перехватить у епископов инициативу в деле устроения унии, но попытку положить в основание унии совершенно иные принципы, радикально отличающиеся от позиции западнорусских архиереев. Именно это в итоге определило радикальное размежевание православных Речи Посполитых на сторонников и противников Брестской унии 1596 г. В своем Окружном послании от 24 июня 1595 г. князь Острожский отмечал, что епископы, тайно сговорившиеся между собой о заключении унии, тем самым попрали принцип соборности, лежащий в основе бытия Православной Церкви. «Што бои мать бытии паче сего безстуднейши и беззаконнейши, яко еже шести или седми злонравным человеком злодейски соизволившимся и пастырей своих святейших патрыярхов, от них же поставлены суть, отвергшеся, нас всех правоверных, властне, яко безсловесных собе вменяющее, по своей воли смеюще от истинны отрывати и з собою в пагубу съотводити?» (55), — гневно вопрошал князь Константин. Завершая рассмотрение вопроса об отношении западнорусских православных епископов к унии накануне Брестского собора 1596 г., следует отметить, что позиция Полоцкого архиепископа Григория Загорского уже целиком и полностью определялась порядком вещей, сложившимся к середине 1595 г., когда он получил в управление Полоцкую епархию.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Возвращение в лоно Матери-Церкви на Львовском Соборе 1946 года оторванных от нее верующих Галичины и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Он был выразителем желания греко-католического духовенства и мирян возвратиться к Православной вере своих праотцев, к вере святого равноапостольного князя Владимира. Борьба за Православие продолжалась на протяжении всей 350-летней истории. Но особенно сильным это движение стало в конце XIX и в начале XX столетий. При этом происходило оно как на территории нашей страны, так и за ее пределами, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Одержанная советским народом победа над фашистской Германией создала благоприятные условия для церковного воссоединения греко-католиков, потому что только в условиях освобождения было возможно порвать с Брестской унией 1596 года, навязанной нашим предкам – украинцам и белорусам, единокровным братьям русского народа. Тридцать лет – небольшой период в истории Церкви, но и за этот отрезок времени в условиях церковного единства было много сделано для укрепления православной само сознательности в наших западных епархиях. Мы с благодарностью отмечаем плодотворную деятельность незабвенного протопресвитера Гавриила Костельника, который потрудился «даже до смерти». Его талант и кипучая энергия в большой степени определили решение Львовского Собора, который выразил давние желания верующих людей Галичины. Сегодня мы также вспоминаем труды Преосвященного Макария, архиепископа Львовского и Тернопольского (позже Предстоятель Польской Православной Церкви), Преосвященных епископов Антония (Пельвецкого) и Михаила (Мельника), многих клириков и мирян, которые послужили Святому Православию. Я хотел бы отметить старание в утверждении Православия ныне живых и здравствующих Преосвященных архипастырей Украинского Экзархата: митрополита Львовского и Тернопольского Николая, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Иосифа, архиепископа Житомирского и Овручского Палладия (прежде Львовского), архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория; деканов и рядовых священников, которые много потрудились для православного единства в условиях воссоединения на земле галицкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-прежнему православных выручала близость Молдавии и Валахии, куда зачастую отправлялись для поставления в священный сан ставленники из Западной Руси. Но все более ощущалась потребность в восстановлении полноценной иерархической структуры и возобновлении православной Киевской митрополии, что само по себе явилось бы огромной моральной победой православных над униатами. Постепенно стал вызревать план воссоздания православной иерархии в Речи Посполитой, большую роль в оформлении и реализации которого сыграло реестровое казачество во главе с гетманом Петром Сагайдачным. Именно он выступил инициатором приглашения в Киев пха Иерусалимского Феофана, прибывшего на Русь для того, чтобы испросить милостыню у царя Михаила Феодоровича. Возвращавшийся 1620 из Москвы, где он принял участие в поставлении на пшество Филарета Романова, Феофан, имел полномочия от КПлского пха совершить в Речи Посполитой деяния, необходимые для нормализации там церковной жизни, поврежденной Брестской унией. Феофан получил от короля Сигизмунда III разрешение совершить инспекторскую поездку по православным мрям, приходам и братствам Западной Руси. В марте 1620 Феофан прибыл в Киев. Его приезд необычайно воодушевил православных, которые стали стекаться в Киев со всей Западной Руси в надежде, что появление здесь Пха изменит к лучшему их положение в Речи Посполитой. Пх Феофан утвердил своими грамотами уставы новообразованных братств, в том числе - Могилевского, Слуцкого, Луцкого, а также подтвердил все ранее дарованные права прежних братств. И вот, наконец, православными верующими было принято решение ходатайствовать перед Феофаном о поставлении нового православного мта Киевского и епов - взамен уклонившихся в унию. Сагайдачный при этом выступил гарантом того, что за свои действия Феофан не будет подвергнут преследованию со стороны польских властей. Казачество обещало охранять пха и обеспечить ему беспрепятственный выезд с территории Речи Посполитой. Феофан дал свое согласие на возобновление иерархии Киевской митрополии в день престольного праздника Киево-Печерской Лавры - Успения Пресвятой Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

152 Имеется в виду т. н. «эллинизм» или «эвгрецизм» (он же – «греко-христианский синтез»). – Прим. пер. 153 Всемирный Совет Церквей был учреждён только в 1948 г. В те годы, о которых пишет отец Епифаний, самой крупной и активной международной экуменической организацией была протестантская комиссия «Вера и церковное устройство», ставшая впоследствии составной частью ВСЦ. – Прим. ред. 154 Официальный акт филаретовского синода от 3.10.1951 уверял: «Наша Церковь сохраняет старый стиль и считает введение нового стиля ошибкой. Несмотря на ото, следуя курсу приснопамятного патриарха Тихона, мы ни разу не прервали духовного общения с каноническими Церквами в которых был введён новый стиль...» (См.: ежемесячный журнал «Ортодоксос паратиритис», печатный орган Греческой Церкви Истинных Православных христиан, май-июнь, 1970). – Прим. авт. 155 Другой официальный акт от 15. 09. 1963 подтверждал, что филаретовский синод без колебаний послал наблюдателей на созывавшийся тогда Ватиканский собор: «В ответ на приглашение Ватикана, – пишет один из их числа, – наша Церковь послала трех наблюдателей: епископа Женевского Антония, протоиерея Изефа Троянова из Лозаннской церкви, и меня, Сергея Кротова, мирянина, преподавателя Международного Римского Университета». (Там же.) – Прим. авт. 157 Поскольку врата ада не способны одолеть Вселенской Церкви, верный Православию епископат пребудет в ней, пусть и в малом числе, до скончания века. Но «на местах» вполне возможны уклонения от истины всех архиереев до одного. Однако в таких случаях, т. е. когда в той или иной Поместной Церкви иссякает православная иерархия, оставшиеся верными Христу клирики, монахи и миряне всё же не могут восхищать прав собора. Они должны обращаться за судом и помощью в другую Поместную Церковь , не заражённую лжеучением. Так поступали в подобных ситуациях святитель Афанасий Великий и преподобный Максим Исповедник , от лица православного народа своих Церквей апеллировавшие к соборам Церкви Римской (при святых папах Юлии и Мартине). Так поступали и лишившиеся собственной иерархии борцы с Брестской унией, обращавшиеся за поддержкой к Константинопольскому патриархату (в лице патриаршего экзарха архидиакона Никифора, а позже – имевшего особые полномочия от Вселенского престола патриарха Иерусалимского Феофана). Иного выхода в подобных случаях быть не может, т. к. Церковь немыслима без епископата и, соответственно, никакие полноценные соборы без участия иерархии невозможны. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

154 При существовании в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога» являлось некоторого рода повторением, которого и старались избежать отцы II Вселенского собора, когда опустили последнее изречение. 155 Слова «прежде всех веков», заменившие изречение Никейского символа «из сущности Отца», с исчерпывающей определенностью указуют на предвечное рождение Сына Божия, тогда как выражение Никейского символа: «рожденный от Отца, то есть из сущности Отца» и «единосущный Отцу» «могли приводить к мысли, что сначала последовало рождение Сына от Отца, и потом бытие Его с известными свойствами». 156 Таким образом деятельность отцов II Вселенского собора, как видно, не была отменой или изменением по существу Никейского символа, но лишь более полным и определенным раскрытием содержавшегося в нем учения, и сами отцы правилом постановили: «да не отменяется символ веры трехсот осминадесяти отцов, бывших на соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен». 157 Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5 и 6 составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г.) от лица Константинопольской Церкви к Антиохийскому епископу Мартирию. 158 Сведения о жизни святого Афанасия почерпаются из его записок, называемых «Диариуш», о кончине его – из особой повести, составленной учениками святого, послушниками Брестского монастыря, а также из краткого жития, составленного на польском языке в 1666 году. Память его празднуется также 5 сентября. 160 Здесь разумеются Восточные патриархи, в тесном союзе с которыми пребывала Юго-Западная Церковь того времени. Представители двух патриархов – Константинопольского и Александрийского присутствовали на Брестском соборе. 161 Вместе с унией на Юго-Западе Руси вводился и новый, Григорианский календарь, получивший свое название от папы Григория XIII, который особой грамотой в 1582 году ввел его на Западе; Восточная Церковь пользуется старым, Юлианским календарем, который теперь разнится (отстает) от Григорианского на тринадцать дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

162 В надгробном стихотворении святому Афанасию, который скончался в Бресте, сказано, что он «забит на своей отчизне»; это свидетельство (середины XVII века) можно понимать в смысле указания на рождение преподобного в Бресте или его окрестностях (см. след. примеч.). 163 Филипповичи (фамилия святого Афанасия) – мещане, уминаются в актах города Берестья (Бреста) в 1637 году и могли быть родственниками преподобного. 164 В сохранившихся до нас записка, или «Диариуше»; во вносных значках приводятся отрывки из записок святого Афанасия. 165 Берестейская школа – была заведена по благословенной грамоте епископа Владимирского и Брестского Мелетия (Хрептовича) 6 июля 1590 года. Отнята униатами в 1597 году. 168 По другому известию, Луба жил семь лет в монастыре у святого Афанасия и там учился у него грамоте. 169 Виленский Свято-Духов братский монастырь основан в 1609 году. Имел большое значение в борьбе Православия с унией. – Кутеинский-Богоявленский основан в 1623 году. – Межигорский-Спасо-Преображенский возник в XIII столетии, находится в двадцати верстах к северу от Киева, на правом берегу Днепра, в долине между возвышенностями. Все три монастыря существуют в настоящее время. 170 Дубойский монастырь близ города Пинска Минской губернии. Когда основан – неизвестно. В 1636 году монастырь захвачен униатами. В настоящее время не существует. 171 Орден иезуитов основан испанцем Игнатием Лойолой и в 1540 году утвержден папой Павлом III. Его задача – борьба с протестантами и другими врагами Католической Церкви. 172 Купятицкий монастырь, теперь не существующий, находился в Пинском уезде Минской губернии. Монастырь основан на месте, где 15 ноября 1182 года явилась икона Божией Матери, по имени ближайшего села, называемая Купятицкой. (Об этой иконе Богоматери см. ниже.) 174 Общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем юго-западе Руси, а не в одной определенной местности или повете. 181 Павлюк Карп Павлович Гудзан – казацкий предводитель, крещеный турок. Восстание его началось в 1637 году. 6 декабря этого года разбит поляками, в феврале 1638 года – казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1895 г. на акте в СПбДА,- «О русском землевладении в Северо-Западном крае со времени присоединения его к России» (СПб., 1895). Его работа «Инвентарный вопрос и начало крестьянской реформы в Белоруссии» была предназначена для сб. «Белоруссия» (1917) Белорусского вольно-экономического об-ва, членом которого ученый состоял. Ж. описал период с 1839 до 1857 г.- начало реформ. Для Белорусского об-ва Ж. в последние месяцы жизни составил библиографию по белорус. истории (на основании изд.: Finkel L., Sawczycski H. Bibliografia historyi polskiej. Kraków, 1891. Cz. 1; 1895. Cz. 2; 1906. [Cz. 3]; Dodatek 2. Zesz. 1: Obejmujcy lata 1901-1910. Kraków, 1914), завершив выписки накануне кончины. В 1916 г. Ж. трудился в комиссии Гос. думы по делам православной Церкви. В 1917-1918 гг. историк принимал участие в работе всех сессий Поместного Собора Православной Российской Церкви . Будучи членом комиссии по вопросу о введении нового стиля, Ж. придерживался мнения о невозможности немедленного перехода на григорианский календарь. 30 нояб. 1918 г. Ж. был избран членом-корреспондентом АН по Отделению рус. языка и словесности. По возвращении из Москвы в Петроград 10 янв. 1919 г. Ж. обратился в Публичную б-ку с просьбой определить его на службу в бывш. б-ку СПбДА, 23 янв. был назначен на должность «начинающего научного сотрудника» в Рукописном отд-нии, 1 мая назначен научным сотрудником. В том же году Ж. скончался, его могила утрачена. Б-ка ученого в 1921 г. была приобретена для Минского ун-та, в устройстве к-рого Ж. принимал участие; в наст. время находится в фондах Гос. б-ки Белоруссии. Ист.: РНБ ОР. Ф. 341. Д. 468; Ф. 354. Д. 55; Ф. 558. Д. 86, 120, 121; Ф. 574. Оп. 2. Д. 65; Ф. 874. Оп. 1. Д. 33; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97. Оп. 1. Д. 63, 64. Соч.: Письмо Яна Абрамовича виленскому воеводе Х. Радзивиллу 10 дек. 1593 г.//Виленский вестн. 1897. 221; Брестский Собор 1591 г.: (По новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 45-71 (отд. отт.: СПб., 1907); Кн. Константин Константинович Острожский в борьбе с церковной унией//ПрибЦВед.

http://pravenc.ru/text/182349.html

18. Мартиниан. 19. Вассиан, хиротонисан в 1487 году митрополитом Киевским Симеоном, по смерти которого участвовал в избрании на его место митрополита Макария, убитого впоследствии татарами; присутствовал на Виленском соборе в 1509 году 18 января; упоминается ещё в 1511 году. 20. Иона, упоминается в 1513 году. 21. Пафнутий, упоминается в 1514 и 1525 годах. 22. Геннадий, упоминается в 1540 году. 23. Иоанн Борзобогатый (Красевский), упоминается в 1548 и 1566 годах. 24. Феодосий, упоминается в 1566 и 1568 годах. 25. Даниил, упоминается в 1568 году. 26. Мелетий Хрептович-Богуринский, хиротонисан в 1570 г, из архимандритов Киево-Печерской Лавры; он и будучи епископом, удержал за собою почётное титло архимандрита Печерского, по желанию братий, признательной к нему за его ревностное содействие к возвращению Лавре древних её преимуществ и впредь надеявшейся на защиту его, как человека рода знатного. В 1590 г. 26 октября, незадолго до своей кончины, он для поддержания православия, которому в то время угрожала уния, учредил в г. Бресте при приделе Борисоглебской Николаевской церкви церковное братство со школой. Умер во Владимире в 1592 г. 27. Леонтий Карпович, хиротонисан в 1616 г. из архимандритов Виленского Св.-Духова монастыря (он был его строителем и первым настоятелем). Ревностный защитник православия в борьбе с унией. Его сочинение «Обличение на унию», где он описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 г. Умер в 1620 г. Блаженная кончина его была оплакана в прекрасной беседе Мелетия Смотрицкого – «Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, еп. Владимирского и Берестенского» 19 . (Вильно, 1620 года). 28. Иосиф, по другим – Иезекииль Курцевич, хиротонисан в 1620 г. в Киеве иерусалимским патриархом Феофаном. Это был последний православный Владимирский епископ и-то, можно сказать, только титулярный, потому что, вследствие усиленных гонений со стороны польского правительства и униатов, не мог жить в своей епархии. Умер в России 20 . Кроме Владимирской епископской кафедры, существовала на Волыни ещё другая также самостоятельная епископская кафедра в г. Луцке. О ней Волынский летописец (Ипатьевский список.) упоминает под 1288 и 1289 гг., когда говорит о жизни Галицко-Волынского князя Владимира Васильковича, но имён первых епископов Луцких не сообщает. Епископы этой кафедры именовались епископами Луцкими и Острожскими. Известны следующие православные епископы Луцкие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

198 Иннокентий Гизель († 1684 г.) – известный проповедник и писатель южнорусский, автор первого учебного руководства по русской истории. 200 Арест Афанасия вызывался не столько его борьбой с унией, сколько политическими причинами. Около этого времени Русское правительство осведомилось о существовании в Польше самозванца, названного выше Лубы; в 1644 году о Лубе говорил с преподобным Московский посол, желая узнать, именует ли себя царевичем его бывший воспитанник. В письме Лубы, переданном Афанасием послу, нашлись указания, что он зовет себя царевичем, и Московское правительство потребовало выдачи самозванца. Король и сенаторы защищали его, но, наконец, вынуждены были отправить его в Москву для допроса. Боясь, что Московское правительство не отступит от своих требований о выдаче Лубы, польские власти арестовали святого Афанасия в надежде, не тронет ли участь игумена царя и бояр и не отнесутся ли они поэтому мягче к судьбе Лубы. На арест могло иметь влияние и то, что польское правительство подозревало, не Афанасий ли указал Московскому послу на забытого в это время самозванца. 201 Развитие и доказательства этой мысли вызваны тем, что иезуиты утверждали, будто Русь приняла Святое Крещение от латинских проповедников и в древнейшие времена стояла в зависимости от Римского папы. 202 Повесть эта за свою краткость, теплоту и силу помещается здесь почти целиком, в переводе на великорусское наречие. 203 В мае 1648 года умер Владислав IV и было объявлено бескоролье, на время которого обычно учреждались по воеводствам каптуровые суды, или временные судилища, ведавшие уголовные дела, касающиеся шляхетского (дворянского) сословия. 204 Рождественский Брестский монастырь существовал уже в конце XV столетия. В конце XVI века, во время смуты после введения унии, им овладели униаты. Указом короля Владислава IV монастырь был снова возвращен православным. Теперь не существует. 209 По сказанию древнего краткого жития, святой Афанасий был усечен мечом во главу, и, когда его вели на казнь, он обратился к православным с увещанием стоять за истинную веру и предсказывал торжество Православия в Западном крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010