Самые ранние изображения ангелов сохранились в росписях рим. катакомб, на рельефах саркофагов IV в. и в древнейших мозаичных ансамблях Рима, однако идентифицировать М. на них невозможно. Наиболее распространенный тип изображения М. в христ. искусстве - он в паре с арх. Гавриилом предстоит в молении Божией Матери или Спасителю. Чаще всего М. изображали в зеленом хитоне с клавом и в красном гиматии с тавлионом. На древнейших изображениях М. представлен в поклонении Божией Матери с Младенцем Христом. В ряде случаев изображения архангелов не имеют надписей, как, напр., на энкаустической иконе Божией Матери Милосердной (Madonna della Clemenza) VI-VIII вв. из базилики Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме ( Бенчев. 2005. С. 214-215); на некоторых памятниках сохранившиеся надписи отличаются крупным размером и декоративным характером, как напр., на мозаике в апсиде ц. Панагии Ангелоктисты в Кити (Кипр; 2-я пол.- кон. VI в.; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 49-51. Fig. 17). В дальнейшем тема поклонения Спасителю и Божией Матери постоянно присутствует в иконографии М., о чем свидетельствуют многочисленные монументальные и станковые произведения. К этому же типу можно отнести его изображения в составе Деисусов. В рус. искусстве изображения М. в торжественном молении ко Христу представлены в деисусных чинах, чаще всего в полуфигурных ( Высоцкий чин ), нередко и в ростовых, как напр., в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XIV в.). Один из самых знаменитых образов небесного архистратига в рус. искусстве - икона из деисусного Звенигородского чина (нач. XV в., ГТГ) - по мнению мн. исследователей, мог быть создан прп. Андреем Рублёвым (хотя документальных сведений об этом не сохр.). Икона М. из деисусного чина собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (мастерская Дионисия, 1502, ГТГ) представляет М. в рост, шагающим вправо, в руках у него жезл (мерило) и медальон (зерцало, сфера, диск) - наиболее частые его атрибуты.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

На иконе Божией Матери «Знамение», с 14 клеймами чудес, происходящей из Ново-Голутвина монастыря в Коломне (1-я пол. XVIII в.; ГМЗК; см.: Полякова. 1999. С. 228-229. Кат. 45), наиболее подробно показаны участники исторических событий. М. А. изображен молодым княжичем, круглолицым, с усами, но без бороды, с пышной шапкой темно-русых волос, то в короне, то в княжеской шапке, в разных княжеских одеяниях. Во 2-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает дружину биться с новгородцами») М. А.- персонаж 2-го плана, он только присутствует при разговоре отца с боярами и воеводой. Он стоит за боярином, близко к отцу, руки в жесте беседы, на нем длинный малиновый кафтан и золотая шуба с белым мехом, на голове серебряная корона. В 3-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает сына Мстислава возглавить поход против Новгорода») представлены 2 молодых князя в коронах, доспехах, красных плащах и сапогах, стоящие перед блгв. кн. Андреем. Один с короткой бородой, в серебряной короне, со скипетром в руке (вероятно, это кто-то из князей-союзников), другой только с усами, в золотой короне, склонившийся перед Владимирским князем (очевидно, М. А.). В 4-м клейме («Осада Новгородского кремля») изображено неск. князей на фоне поля с шатрами, вдалеке за рекой виден детинец. Безбородый М. А.- в золотой шапке, отороченной красно-коричневым мехом, и в длинной красной шубе с белым мехом по краям, впереди группы князей. В 6-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, во время молитвы слышит повеление вынести икону Божией Матери «Знамение» из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поставить на стену города») круглолицый М. А. в золотой шапке, длинном темно-зеленом кафтане с широким золотым оплечьем и золотисто-желтом плаще (в правой руке скипетр) сидит за столом в шатре вместе с 2 князьями. В 10-м клейме («Икону Божией Матери «Знамение» выставляют на городскую стену; осаждающие готовятся к штурму Новгорода») написана большая группа князей, смотрящих на стены Новгородского кремля (М. А., возможно, на 1-м плане спиной к зрителю, лицом в профиль). В 11-м клейме («Суздальцы пускают в икону Божией Матери «Знамение» стрелы «яко дождь», и икона отворачивается от осаждающих») М. А. изображен у правого края, опять почти спиной к зрителю, на нем золотая шапка, отороченная белым мехом, и длинная красная мантия на горностаевом меху, в левой руке - стрела из колчана. Вероятно, он представлен и в 12-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, снимает облачение и собирает в него слезы Богоматери»), где суздальцы уже «начаша друг друга сещи и на смерть предавати» (М. А. в красном берете с пером и в красной рубахе, поверх которой надеты пестрые доспехи и такие же узкие штаны, заправленные в черные сапоги).

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Старорусская икона Богоматери Прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое. 17 мая, 2014 Прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое. 17 мая Церковь отмечает день памяти Старорусской иконы Божией Матери. Христос – возросший Младенец, Отрок на руках Своей Матери. Они вместе взирают на тайну – и касание  Отрока щеки, по созвучию греческих слов, говорит о тайне и молчании. Двенадцатилетний Отрок, Который удивлял знатоков Закона (Лк.46-47), созерцает тайну творения Своего с Матерью Своей, слагающей все слова Его – и само молчание Его! – в сердце Своём (Лк.2:51). На Отроке белый хитон, украшенный разбросанным по всей его ткани символами троичности – Христос открывает творению Своему тайну Единого Бога в Трёх Лицах, сверх-единство Бога, Творца мира. И нога Его обнажена, обнажено бедро Его – ибо Он тот, Кто боролся с древним Иаковом (Быт.32:24-25) теперь благословил мир, омытый и обновленной Кровью от ребра Его. И ворот хитона – с разрезом, повторяющим начертания буквы Y  в слове IXTYC,  древнем кратком символе веры христиан эпохи гонений – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Вырез хитона – словно знак ударения над греческим словом   ΧΘΣ. На Отроке – гиматий, плащ ярко-красной охры. Обычно гиматий символически изображает «божественные энергии» (по слову свт. Григория Паламы) Христа Богочеловека и изображается синим, как символ непостижимой бездны. Но здесь Отрок, открывающий в Себе людям Творца мира, в красном гиматии – Он Предвечный Младенец, на Чьей Жертве зиждется мир… На других изводах Христос облечен в золотые ризы —  как знак Его грядущего Воскресения из мертвых, знак того, что над Распятым смерть по Восстании Его не властна будет, и не будет властна она на теми, кто в Нем, кто с Ним, кто – «новая тварь» (2 Кор. 5, 17 ) Прекрасная и Пречистая Матерь Его, чей мафорий темно-красных охристых тонов, «исткала плоть Ему от пречистых кровей Своих», для того, чтобы Он обновил юность мира, одряхлевшего от грехов.

http://pravmir.ru/starorusskaya-ikona-bo...

Он родился в 1670 году у церковного дьячка в селе Красном Арзамасского уезда. Его родители были благочестивы и добродетельны. Отец окончил жизнь в Арзамасском Введенском монастыре схимонахом Феофаном. От чтения житий преподобных отцов, просиявших в монашестве, в душе юного Иоанна рано возгорелось желание последовать их примеру. В этом намерении он был укреплен особым откровением свыше. Однажды он увидел во сне икону Богородицы, стоявшую на воздухе, которая как бы нисходила на храм, ликом обращенная к нему, и призывала его к себе. Это видение было принято им как зов Господа и Пречистой Его Матери к подвигу в образе иноческом, но молодой человек вскоре забылся. Христос, избравший его, не попустил совершенно увлечься суетой мира и вновь призвал Иоанна. «Время тебе, о душе! -услышал он голос, говорящий ему. – Время тебе обращения и исполнения твоего обещания: Господь во всем благом будет тебе помощник». Страх и трепет объяли сердце его, и с того времени он начал стараться исполнить обещание. Он находился в недоумении, куда ему обратиться, но после долгой молитвы направился во Введенский монастырь в Арзамасе, где 6 февраля 1689 года на 19-м году от рождения принял на себя ангельский образ через пострижение от руки строителя того монастыря иеромонаха Тихона. По возвращении в Санаксары опять возбудилось в нем прежнее желание удалиться в Саровскую пустынь. Весной 1692 года он прибыл на «Старое Городище» с мирянином Андреем, жившим в Спасском монастыре Арзамасского уезда. Поселившись в прежнем шалаше, они с усердием начали рубить лес и строить келью. Так прожили они вместе несколько времени, а за жизненными припасами ходил в селения Андрей. В одно из таких путешествий случилось с Андреем, вероятно, какое-либо несчастье, и он не возвратился к Исаакию. Таким образом последний остался в пустыни один и начал копать в горе пещеру. Дабы ободрить и утешить Исаакия, Господь направил к нему в сожительство друга его – монаха Палладия. Вдвоем стало легче бороться с трудностями и лишениями пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе 30.03.2014 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря . Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.03.2014 21:18:25

http://drevo-info.ru/news/16883.html

Святейшему Патриарху Алексию передан образ Божией Матери «Достойно есть» 6 ноября 2007 г. 17:50 6 ноября, в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» , в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке протоиерей Владимир Клюев, сотрудник ОВЦС МП, назначенный 12 октября указом Святейшего Патриарха настоятелем Казанского прихода в столице Кубы Гаване, и В.В. Карклиньш, генеральный директор ООО «Мастерстрой», преподнесли Святейшему Патриарху Алексию список иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Список иконы Божией Матери «Достойно есть» был написан в 1853 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и передан в благословение московской Ново-Алексеевской женской обители, о чем свидетельствуют надпись и дата на иконе. Список сделан с одной из величайших святынь Афона, хранящейся на горнем месте собора Протата в Карее — административном центре Святой Горы. До революции принесенный в Москву образ находился в храме в честь преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе. После разорения обители икона была сохранена православными верующими. Недавно, при поддержке благотворителей, икона была приобретена в Пензе. Принимая святыню, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Спасибо тем, кто помогает Церкви возвращать ее святыни, утерянные в годы гонений. Церковь возрождается, и все больше утерянных святынь возвращаются в восстановленные монастыри и храмы». Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/318149.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010