Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

18. Заботливость преосвященного Никанора о лавре, как управляющего Волынской епархией Хотя со времени назначения преосвященного Никанора архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским местопребывание его было большей частью в Варшаве, и он приезжал только в летнее время месяца на три в Волынскую свою же паству: но по обычной неусыпной его заботливости вверенная ему, как священноархимандриту, Почаевская лавра, не менее, как и прежде, благоустроялась и постепенно приходила в состояние лучшее. В последние шесть лет – (с 1843 по 1848 гг.) архипастырского его управления Почаевской лаврой она приобрела следующие предметы: В 1844 году в пещере, где почивают в драгоценной, пожертвованной графиней Орловой серебряной раке нетленные мощи угодника Божия, преподобного Иова, на лаврские деньги устроен благолепный балдахин с двумя спереди колоннами, покрытый массивно листовым золотом. Жительницей г. Киева Марией Компанцевой пожертвована шитая на красном полубархате золотом плащаница. В 1845 году из полученных из Екатеринбурга тяжеловесных камней – топазов, аметистов и аквамаринов – сделана риза на чудотворную икону Почаевской Божией Матери. Соответственно достоинству ризы устроены к той же иконе короны на главу Богоматери и младенца Спасителя, украшенные бриллиантами и сапфиром, коими были усыпаны фермуар и серьги, скрытые было базилианами и в 1831 году случайно найденные. Из ожерелья и браслет, найденных после базилиан, и хранившихся в ризнице, устроен наперсный крест с золотой на верху коронкой. Устроена в 600 р. с. митра, шитая на золотом глазете, найденным после базилиан жемчугом, с прикупкой части оного. Пожертвованы самим преосвященным Никанором в лаврскую ризницу следующие вещи: панагия с серебряной позолоченной цепью; наперсный серебряный позолоченный крест, с такой же цепью; наперсный крест из топазов и аметистов; митра, шитая на серебряном глазете золотом и блестками; архиерейская мантия; полное архиерейское облачение из золотой парчи с зелеными разводами; несколько палиц, сулков и орлецов; напрестольное в богатом окладе Евангелие, напрестольный крест и кадильница.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Впрочем, самого князя можно было бы назвать патриотом выборочным: во всей истории русского народа он выделяет лишь проявления «вольности», чаще всего осуществляющей себя в смутах и в колебании государственных устоев: «— Вольности я вижу во всех попытках Новгорода и Пскова против Грозного!.. — заговорил князь с ударением.— Вольности проснувшиеся вижу в период всего междуцарствия!.. Вольности в расколе против московского православия!.. Вольности в бунтах стрельцов!.. Вольности в образовании всех наших украйн!..» (6, 301). Этот выборочный патриотизм противопоставляется Писемским (в чём он не оригинален) так называемому «казённому патриотизму». Признаки такового писатель указывает своеобразно. Среди персонажей романа появляется время от времени Николя Оглоблин, дурак и пошляк совершенный. Но он же и пламенный патриот, что подчёркивается выразительными штрихами. В кабинете Оглоблина: «портрет Государя в золотой раме, а кругом его на красном сукне, в виде лучей, развешены были разного рода оружия: сабли, шашки, ружья и пистолеты». И здесь же— «висел в углу старинный и вряд ли не чудотворный образ Казанской Божией Матери, с лампадкою перед ним. Николя был очень богомолен и состоял даже в своём приходе старостой церковным» (6, 340-341). Происходит косвенная компрометация Самодержавия и Православия, основ русской национальной идеи, исподволь внушается, что любовь к этим понятиям может быть лишь у столь неполноценных особей. Польский же патриотизм Писемский не желает даже косвенно запятнать: когда обнаруживается воровство Жуквича, присвоившего деньги, собранные для польских эмигрантов, то сразу выясняется, что этот господин вовсе не поляк, а «жид перекрещённый» (6, 449). Должно всё же признать, что Писемский не даёт окончательных ясных оценок изображённому им. Он как бы сам растерян перед увиденным. Несомненно у него одно: мрачный взгляд на жизнь, в которой побеждает пошлость «идущих по течению». Так ведь и читателю, мыслящему согласно ли, вопреки ли автору, тоже отрады мало. Вот воспротивилась этому течению Елена— а что могла дать она жизни? Да, она «говорила и поступала так, как думала и чувствовала», но в её думах и чувствах не было Бога, а на ненависти к России тоже ничего доброго не создать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Люди вокзалов» с радостью расширили бы географию работы, но волонтеров маловато — постоянно на дежурства выходит менее двадцати человек. Если вы хотите помогать бездомным не в одиночку, а в веселой молодежной и православной компании — заходите на собрание группы каждый понедельник в 20.30 в трапезную храма Покрова Божией Матери в Красном Селе (Нижняя Красносельская ул., 12) или в ЖЖ-комьюнити ludi_vokzalov. Иван НИКИФОРОВ Фото: Павел СМЕРТИН Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 июня, 2021 11 июня, 2021 30 марта, 2024 13 июня, 2022 20 февраля, 2022 13 сентября, 2021 5 сентября, 2021 3 сентября, 2021 2 июля, 2021 15 июня, 2021 11 июня, 2021 30 марта, 2024 13 июня, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99

http://pravmir.ru/pravo-na-prazdnik/

Алексей, по воспоминаниям однокашников, держался в стороне от бойких советских девушек, вообще был самым прилежным и тихим учеником. Разве что пошалят с мальчишками, возвращаясь из школы, – покидаются сумками с тетрадками. А так, было не до развлечений – очень тяжело жили. Надо было постоянно помогать надрывавшимся на работе родителям. Дома по хозяйству – на огородах да с живностью, а как посевная, или сбор урожая, или еще какие трудоемкие работы – так дети вместе со взрослыми работали на колхозных полях. Отец Илий (Ноздрин)      Довоенное детство было голодным. Батюшка вспоминает: мама раз в год на Пасху яйцо одно даст – вот и все! А остальное время в году малыши только о том и мечтали, чтобы хоть хлеб был на столе. А военные детские годы суровыми были и подавно. Детей тогда на поля разве что колоски собирать отправляли: Орловщина была оккупирована немцами, но и после освобождения все запасы отправляли на фронт. Голодали и после войны, когда страна отстраивалась и возрождалась: из деревни снова высасывались все ресурсы и отправлялись на строительный «фронт» городов. Отец Афанасий Иванович Ноздрин умер во время войны в госпитале во Владикавказе (по данным Минобороны, 16 декабря 1941 г.) Уже в наши дни батюшка Илий установил на месте его захоронения поклонный крест. А тогда, в 1947–1948 гг., старшие братья помогали маме, она осталась одна поднимать четверых детей. Отправились как-то Иван и Алексей в Брянск на разовый заработок, работали за хлеб. А на обратном пути на вокзале в Орле уснувших от изнеможения братьев обокрали. Вот беда-то была… Как мама дома ждала работников с пропитанием! Вернулись домой ни с чем. Стал Алеша молиться у Казанского образа Матери Божией, что был у них в красном углу. А потом не выдержал, вышел из дома, а у них сразу за огородом – железнодорожное полотно, идет по нему и плачет. Вдруг видит: чистый рушник, а на нем каравай белого, что по тем временам была большая редкость, душистого, да еще и горячего хлеба! – Это Матерь Божия послала в утешение, – говорил потом батюшка Илий.

http://pravoslavie.ru/103303.html

И в брёвнах, и в рёбрах Как вернуть долг, взятый поколениями предков из неисчерпаемого, казалось, источника? Осознавая трагичность всей ситуации, всё больше горожан, почти каждый второй из которых – потомок сельских жителей, чувствовали свою вину перед деревней. Словно вернувшийся со «стороны далече» блудный сын перед могилой отца или пышущий здоровьем крепыш – перед инвалидом-калекой. Но как можно вернуть долг, взятый поколениями предков из неисчерпаемого, как когда-то казалось, источника? Возможно ли это? Есть ли способ не просто навестить порой уже рассыпавшиеся в прах родовые дома или поросшие бурьяном могилы дедов-прадедов, но помочь тем, кто каким-то чудом остаётся жить в тех, часто сказочно красивых, краях? Этот способ нашли и довели до ума организаторы и участники всероссийского проекта, переросшего уже в настоящее общероссийское движение – «Общее Дело: возрождение деревянных храмов Севера». Действительно, именно на русском Севере каким-то чудом лучше всего сохранилась та утраченная в иных местах культура, тот русский дух, который, конечно, должен пахнуть непременно деревом, лесом: хорошо протопленной от русской печи бревенчатой избой, жаркой баней с берёзовым веничком, поленницей свеженаколотых дров или, на худой конец, берестяной солонкой, звонкой кленовой ложкой, лыковым плетёным коробом или корзиной для грибов-ягод... И обязательно – старинной иконой в красном уголке! И хотя «Бог не в брёвнах, а в рёбрах», именно деревянные храмы (которые лучше всего сохранились как раз на Севере) во многом остаются хранителями и носителями тех сакральных, потаённых глубин, той настоянной веками народной мудрости, которая веками питала душу русского народа. Поэтому на эти храмы и их защитников и обрушился всей мощью удар захвативших власть в России в 1917-м году богоборцев, перерожденцев и откровенных русофобов. Они и подстрекаемые ими, ожесточившиеся сердцами русские (русские ли?) люди и рушили, обезглавливали, приспосабливали под амбары, конюшни и клубы церкви. О том, что именно деревянные храмовые сооружения до сих пор ненавистны силам тьмы, свидетельствует и недавний поджог продолжателями их дела – сатанистами – деревянной церкви Успения Божией Матери XVIII века в Кондопоге...

http://pravoslavie.ru/115556.html

Архив Пн В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме 30 марта 2014 г. 14:53 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; архиепископ Саранский и Мордовский Зиновий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный Богоявленского округа г. Москвы; протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря ; духовенство г. Москвы. За Литургией молилась старшая сестра Алексеевского женского монастыря монахиня Ксения (Чернега) . На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов и благотворители храма. Пели хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов) и хор храма преподобного Алексия, человека Божия (регент — О.В. Строева). На малом входе в связи с назначением главой Мордовской митрополии ( определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г.) Предстоятель Русской Православной Церкви возвел Высокопреосвященнейшего Зиновия, архиепископа Саранского и Мордовского, в сан митрополита. Во внимание к пастырскому служению и трудам по воссозданию порушенной святыни настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе протоиерей Валерий Привалов был удостоен Святейшим Патриархом права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3614757.ht...

Архив Пн В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме 30 марта 2014 г. 18:48 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  архиепископ Саранский и Мордовский Зиновий ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный Богоявленского округа г. Москвы; протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник  Алексеевского ставропигиального женского монастыря ; духовенство г. Москвы. За Литургией молилась старшая сестра Алексеевского женского монастыря  монахиня Ксения (Чернега) . На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов  и благотворители храма. Пели хор  Данилова монастыря  (регент — Г.Л. Сафонов) и хор храма преподобного Алексия, человека Божия (регент — О.В. Строева). На малом входе в связи с назначением главой  Мордовской митрополии  ( определением  Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г.) Предстоятель Русской Православной Церкви возвел Высокопреосвященнейшего Зиновия, архиепископа Саранского и Мордовского, в сан митрополита. Во внимание к пастырскому служению и трудам по воссозданию порушенной святыни настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе протоиерей Валерий Привалов был удостоен Святейшим Патриархом права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3615617.ht...

Храм Алексия Человека Божия в Красном селе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Храм Алексия человека Божия построен в Красном селе в 1853 году, в одном из старейших подмосковных поселений, существовавшем уже в XII—XIII веках. Первые летописные упоминания о Красном селе относятся к 1480 году. Село было расположено у древней Стромынской дороги. Эта дорога шла из Москвы через сёла Преображенское и Черкизово в село Стромынь (Ногинский район Московской области) и далее на Владимир и Суздаль. Своё название село получило по расположенному в нём Великому (Красному) пруду, площадь которого равнялась площади Московского Кремля (23 га). К началу XVII века село становится большим и густонаселённым. В записях шведа Петра Петрейя, побывавшего в Москве в 1608—1611 годах, говорится, что «близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное В середине XVIII века село входит в черту города и становится окраиной Москвы. В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село был переведён Алексеевский монастырь. Первым храмом монастыря стала местная приходская церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1841 году в ней был освящён придел в честь преподобного Алексия человека Божия. Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря являлся храм Алексия человека Божия. В Алексеевском монастыре это был, построенный в 1634 году, двухшатровый храм — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году, во время подготовительных работ, предшествовавших строительству Храма Христа Спасителя. Алексеевский храм, 1882 год В 1853 году в самом центре монастырских земель Ново-Алексеевского монастыря был построен храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал известный московский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Алексия_Ч...

Наиболее ранние изображения Божией Матери в изводе «М.», восседающей на престоле, датируются VII в. и сохранились в апсидах егип. монастырских храмов и часовен. Образ «М.» может быть небольшим по размеру, вписанным в маленькую нишу, как в монастыре св. Иеремии в Саккаре: в келье 1725 и капелле А (Коптский музей, Каир); в мон-ре аввы Аполло, в нише кельи 30. Образ может быть монументальным: Божия Матерь окружена фигурами ангелов и святых, стоящих в архитектурных декорациях, арках, увешанных светильниками,- как, напр., в сев. нише церкви в Красном мон-ре близ Сохага; в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в росписи одной из колонн часовни. По мнению Т. Ф. Мэтьюса и Н. Мюллера, появление образа «М.» в нишах егип. келий и монастырских храмов демонстрирует связь с личным почитанием образов Божией Матери и отчасти указывает на продолжение местных традиций. Образ «М.», сидящей на престоле в окружении ангелов, или в нише, рядом с к-рой стоит апостол (Ее образ подписан по-гречески: «Святая Мария»), сохранили миниатюры арабо-копт. иллюминированных кодексов IX-X вв. (NY Morgan. 612. Fol. 1v, 892-893 гг.; 574. Fol. 1v, 887-898 гг.; Lond. Brit. Mus. Orient. 6782. Fol. 1v, 989-990 гг.). Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Некоторые исследователи визант. иконографии, напр. Н. П. Кондаков, считали, что иконография «М.», появившаяся в Египте, была неизвестна в Византии, но популярна на Западе и вошла в круг правосл. сюжетов лишь в позднее время благодаря итало-критским влияниям и через заимствования из западноевроп. живописи ( Кондаков. 1914). Однако уже В. Н. Лазарев показал, что, хотя памятников с изображением Божией Матери в изводе «М.» могло не существовать в столичном искусстве, они получили достаточное распространение на византийской периферии ( Лазарев. 1971). Э. Катлер, отметив факт упоминания извода «М.» в византийских сочинениях, пришел к выводу, что иконография «М.» была хорошо известна в К-поле ( Cutler. 2000. P. 168). Свидетельство того, что образ «М.» имел хождение в доиконоборческий период, содержится в 1-м послании в защиту иконопочитания (кон. 20-х гг. VIII в.) Григория II, папы Римского, к византийскому имп. Льву III Исавру. Среди образов, присутствующих в церкви и вызывающих «сердечное сокрушение» молящегося, автор упоминает «изображения чудес Господа Иисуса Христа, а также изображения святой Его Матери, имеющей на руках питающегося млеком Господа и Бога нашего» (ДВС. Т. 7. С. 18). Извод «М.» в тексте ставится в один ряд с такими распространенными в храмах изображениями, как циклы чудес и Страстей Господних, образы ангелов, ветхозаветные сюжеты.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010