Введение [К Оглавлению] Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия? Слова " богослов " , " богословие " , " богословствовать " — встречаются ли они в тексте Священного Писания? — Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — " богослов " , " богословие " , " богословствовать " — не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом. Сам термин " богословие " — это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах. В христианстве возможно двоякое осмысление термина " богословие " . Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения. В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (oikonomia) греч. — искусство управления домом; oikos — дом, nomos — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие. Несколько слов о самом термине " богослов " . Насколько было почетно наименование " богослов " в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только угодника Божиих удостоены этого высокого звания.

http://sedmitza.ru/lib/text/431673/

Вступление Раздел I Церковь Церковь есть общество истинных последователей Иисуса Христа. Общество это основано на положительном вероучении и учреждениях, дарованных Его Божественным Основателем и заменило древний союз, заключенный Богом с Израилем. Оно есть новый союз или Новый Завет , то есть, новое свидетельство самого Бога об истине, на благо и на религиозное преуспеяние человечества. Ветхий Завет заключен был лишь с народом израильским, потому что целью его было, только сохранение обетования о Мессии, Который должен был произойти от этого народа. Характер Завета этого был, следовательно, преходящий и местный. Новый же Завет дарован всем народам; вот почему исключительный характер его есть всемирность или кафоличество не в том смысле, что в известное время Церковь займет большую область, или что члены её будут многочисленнее, но в том, что есть народы, без исключения, в нее призываются и что она пребудет неизменной до скончания мира. Христианское общество называлось всемирным и кафолическим даже в то время, когда число верующих было еще очень невелико. Церковь, по её всемирности, можно считать как бы составляющую одно целое во все времена, с самого учреждения, и даже в местных её собраниях, которые суть лишь различные члены того же тела. Собрания эти также называются церквами, а все вместе составляют христианское общество. Среди частных церквей некоторые вполне заслуживают это название, потому что всецело сохранили Божественное учреждение свое и вероучение. Другие же лишь относительно только можно называть церквами, потому что они, более или менее, оставили это вероучение и отказались от учреждений, составляющих сущность христианского общества, или к началам Божественным, которыми живет это общество, привмешали начала человеческие. История Церкви История Церкви имеет предметом своим Церковь в её всемирности, то есть, в том виде, как она представляется во время своего учреждения и какой она продолжает быть в течение веков. История следит за Церковью через все времена и у всех народов, удостоверяя о её тожественном, непоколебимом существовании. На пути своем история замечает изменения, какие догмат претерпел у тех или других народов, в то или другое время их существования, и по положительным фактам указывает, где находится первоначальное вероучение и учреждения, которые из частных церквей продолжают быть членами Церкви истинной, и которые из них, изменив Божественное устройство свое, лишь относительно еще имеют право называться церквами христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

ВЫСШИЙ ИДЕАЛ ХРИСТИАНСТВА. «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех».  ( Матф. 10, 32 ) Таково непреложное обещание Господа нашего Иисуса Христа. Кто исповедает Господа Иисуса Христа перед людьми, того и Господь исповедает пред Отцем Своим небесным. Иными словами: кто открыто, безбоязненно, ничего не страшась и не стыдясь, и словом и жизнью своею покажет, что он истинный христианин и даст в своей жизни добрый пример исполнения евангельских заповедей другим людям, о том и Господь Иисус Христос засвидетельствует пред Отцем Своим небесным, что это – действительно Его ученик, Его искренний последователь, и увенчает его Своей Божественной славой, к которой призываются все христиане. Истинные христиане, и словом и делом исповедавшие Христа и увенчанные за то Божественной славой, это и есть  «все святые»,  память которых Церковь празднует непосредственно после св. Пятидесятницы – в первый воскресный день после нее. Почему именно в этот день установлено праздновать память всех святых, когда-либо живших и подвизавшихся на земле? Есть несомненно много святых, безвестно подвизавшихся, о которых мы ничего не знаем. Все истинные подвижники всегда старались скрывать свои добрые дела и подвиги от людей, бегая человеческой похвалы, ибо хорошо помнили заповедь Христову о том, что всякое добро надлежит творить втайне, ибо иначе оно теряет свою цену. И если все же многих святых мы знаем, то это потому, что Сам Господь благоволил открыть нам их жизнь для нашего назидания и вразумления, как Он однажды и сказал:  «Не вжигают светильника и не поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть»   ( Матф. 5, 15 ). Тем не менее есть святые, которые остались для нас неизвестными: мы не знаем ни их имен, ни происхождения, ни местожительства, ни образа жизни, ни подвигов. Преклоняясь пред подвигами святости и нас призывая к этому, св. Церковь не хочет и их оставить без должного прославления. Тем более, что прославляя святых, воздавая честь им, мы в сущности прославляем Бога, «дивнаго во святых Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ГЛАВА IV. МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБОЖЕНИЯ Человек может уже в этой жизни реально испытать обожение. Григорий Палама , как и другие византийские мистические богословы, связывает этот опыт с практикой непрестанной молитвы, цель которой – постоянное общение с Богом и видение нетварного света. Этот свет не сотворен, он – не символ божественной славы, но нетварная, исходящая из Божией сущности естественная энергия, которая, являясь человеку и соединяясь с ним, служит самым верным свидетельством его обожения и высшей формой богопознания. Молитва В творении «О молитве и чистоте сердца» Палама пишет о двух путях соединения человека с Богом: первый – через приобщение божественным добродетелям и второй – через молитву 263 . В первом случае это соединение лишь подготавливается, но в действительности не достигается. Подлинное соединение происходит лишь в молитве 264 . В греческом языке имеется два слова со значением «молитва»: εχρη и προσευχ. Ευχ не всегда означает молитву в полном смысле слова. По замечанию Оригена , слово еи%г) указывает на обещание или клятву человека Богу 265 . Палама, говоря о молитве в гомилии о мытаре и фарисее, четко различает значения двух слов: щoa-evn – прошение или благодарение Бога, а еад – обет Богу 266 . Но в других местах, в том числе и в первой главе творения «О молитве и чистоте сердца», святитель Григорий не проводит этого различия и использует слово вместо щосгеихЬ-Е сли не знать основания, на котором строится учение Григория Паламы , можно неправильно понять то, что он говорит о способе соединения человека с Богом в вышеупомянутом творении, находящемся к тому же под явным влиянием Евагрия. Правильно утверждение, что добродетель способствует богоуподоблению и подготавливает верующего к соединению с Богом, но, говоря о том, что молитва осуществляет это соединение, необходимо сделать некоторые пояснения. Как уже отмечалось выше, соединение человека с Богом и обожение – не результат человеческой деятельности, а дар божественной благодати. Благодать таинственным образом обоживает человека, а добродетель лишь делает его способным к восприятию обожения 267 . Молитва как вид человеческой деятельности является добродетелью и не способна сама по себе соединить человека с Богом или обожить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Глава X. Святогорский томос При изучении темы «Святой Григорий Палама как святогорец» мы не можем обойти вниманием исповедание веры, которое носит название «Святогорский томос». Мы рассмотрим это исповедание в настоящей главе и покажем его значение, а также важность учения святого Григория. Введение Святой Григорий был истинным святогорцем. Он прожил большую часть своей жизни на Святой Горе, он был связан со святыми отцами, которые вели подвижническую жизнь вместе с ним, и поэтому он выразил опыт афонских подвижников, который на самом деле является опытом Православной Церкви. Как мы видим из других творений святого Григория, на Афоне жили исихасты, которые сохраняли сущность монашеской и христианской жизни, которая заключается в очищении сердца, просветлении ума и причастии Божественной энергии. Именно с этих позиций мы должны оценивать значение святогорцев в сохранении православного учения о Божественной сущности и энергиях и о причастии Божественным энергиям. В богословском споре с Варлаамом святого Григория поддерживали афонские подвижники. В этом отношении Святая Гора сыграла важную роль. «Святогорский томос» составлен самим святым Григорием. Правда, существовало мнение, что, возможно, это исповедание было написано святым Филофеем Коккином, ставшим впоследствии Константинопольским патриархом. Однако это мнение явно ошибочно 621 . Есть множество свидетельств в работах Григория Паламы , которые явно говорят о том, что он сам составил «Святогорский томос», но я приведу только одно. Монах Арсений Студит обратился к святому Григорию с просьбой разъяснить его учение по вопросам, которые волновали Церковь в то время. Григорий Палама написал, что ответ находится в его сочинениях. И естественно, среди своих сочинений он упоминает «Святогорский томос», о котором он ясно говорит: «В Святогорском томосе», который я составил два года назад, мы говорим так, слово в слово...» 622 Одного этого отрывка достаточно, чтобы доказать авторство святого Григория. По всей вероятности, он написал этот текст в ноябре 1340 года, и это исповедание сыграло важную роль на Константинопольском соборе 1341 года, созванном для захциты взглядов святого Григория. Впоследствии святитель неоднократно ссылался на этот текст 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Глава X. Стяжание мыслей и чувств правильных и святых 1. Святость святых Святость святых: мысли о своей святости – к святости прибавлять святость, во внутреннем мире утверждать веру, надежду и любовь; понятие о святости, проникновение подвижника Божественным светом благодати Какие мысли о своей святости должен иметь христианин? Откровение апостола Иоанна Богослова фокусирует внимание человека, говоря: «Святой да святится еще» ( Откр. 22, 11 ). В любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию: к святости надо прибавлять святость. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения Евангельских заповедей личность человека, его сущность будет расти, осознавать себя образом Божиим; она противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Что человек для этого роста должен делать? Для этой цели человек учится организовывать свой внутренний мир таким образом, чтобы в нем нашли незыблемое основание такие добродетели, как вера, надежда и любовь и связанные с ними святые переживания. Во внешнем же поведении найдет у него место стремление к созданию условий для молитвы, богослужения, церковной жизни, в которой святой святится еще. Что такое святость? Святость – это сердечная чистота, которая, подобно множеству цветных лучей солнечного спектра, проявляется в различных дарах Святого Духа. Исполнением чего является святость? Святые подвижники Божии образуют видимое звено между миром земным и невидимым Царством Божиим. Восходя от меры в меру, подвижники проникаются Божественным духовным светом благодати. От этого они просветляются и достигают высших состояний в познании духовных тайн, в Богосозерцании и Богообщении. Поэтому их святость – это исполнение надежды, совершение веры, преисполнение любви к Богу в Духе Его 56 . 2. Вера Вера: понятие о ней, вера органическая, искусство веры – держаться убеждений, с которыми наш разум согласился, и ежедневно возвращаться к его основным доктринам; вера религиозная, ее психологическая суть; слово Господа – закон и приказ, голос Его любви и милосердия; верующий человек, наделенный определенными качествами и доверяющий Богу, Который уже начал нас спасать, соотношение веры и добрых дел, начало дела спасения и его действующие силы, освящение и обожение человека Светом Божиим Что такое вера?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава восьмая. Имя Божие От Хорива, от неопалимой купины любовь Божия воспламенилась в явлении славы Ягве. И там же на Хориве у неопалимой купины мир приобщился тайне имени Божия. Дарование людям Своего имени явилось дарованием им Своей любви. Бог возлюбил – и открыл Свое имя. Бог возлюбил – и нарек имя Свое на возлюбленных. Как славу Ягве, так и имя Его принял для людей великий Моисей. Моисей – пророк славы Господней и имени его. Итак – богословско-экзегетический этюд о имени Господнем. 8.1. Философия и богословие имени Божия Вопрос об имени и имени Божием в особенности обсуждался многими философами и богословами. Что есть имя? Можно указать на три восходящие ступени в понимании имени. – Имя обозначает именуемого, оно является его знаком, или даже значком, иногда оно его кличка. Это напоминает условные знаки в математике или физике. Обозначим буквой «а» одну из сторон треугольника, или буквой «v» скорость движущегося объекта. В таком случае имя – это некоторое слово, служащее условным знаком для определения того или иного человека и обращения к нему. Грубо говоря – кличка. Чтобы говорить о Боге и обращаться к Нему, необходим тоже некоторый знак, имя. – Имя выражает существо именуемого, является его образом, качеством, типом. В таком случае человек через имя не только обозначает именуемого, но познает его. Так в Эдемском саду нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Здесь явно речь идет не о том, что Адам дал имена животным в смысле простого их обозначения, не клички же он давал им. Речь идет именно о выражении существа именуемых. Нарекая имена животным, человек познавал их природу. Сегодня бы сказали, что Адам осуществил грандиозное зоологическое исследование. Так и имена Божии не просто обозначают для человека Бога, позволяя ему обращаться к Нему, но свидетельствуют о Божественной природе, а также о человеческих представлениях о Боге. Имена Божии выражают сущность и свойства Божии. – Имя не только выражает, но и являет существо именуемого, онтологически связано с ним. Имя как эманация, энергия, сила и явление именуемого. Это наиболее глубокое значение имени. В таком случае произносящий имя Божие не только обозначает Того, к Кому обращается, не только выражает Его свойства, но и приобщается и таинственно соединяется с Ним. В таком случае имя Божие есть сила Божия и, соответственно учению св. Григория Паламы (XIV в.) и афонских исихастов, есть энергия Божия. Св. Григорий, помимо сущности и ипостасей Божиих, говорит и об энергии Божией, о нетварном Фаворском свете. Непостижимая тварным миром сущность Божия постигается через нетварные Божественные энергии. К нетварной Божественной энергии относится слава Ягве, к ней же относится и само имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для того чтобы понять и подлинно знать, как мог искупить Господь Иисус Христос, истинный Сын Божий, род человеческий, надо глубоко, всем сердцем веровать, что был Он истинным и совершенным Богочеловеком, что в Нем совмещались и полнота Божества, и полнота человеческой природы - совмещались нераздельно. Только при условии этой веры будем мы подлинно и истинно христианами. Почему это так? Проповедь в Неделю Торжества Православия Потому что искупить Своею Кровью первородный грех, тяготевший над родом человеческим, искупить нас всех, погибающих от власти диавола, возможно было только Богочеловеку. И это искупление совершено Крестом Христовым. Если бы Господь наш Иисус Христос не совмещал в Себе полноту Божества с истинной человеческой природой, то не мог бы Он пострадать за нас на Кресте, не мог бы Своей Плотью и Кровью сделать нас причастниками жизни вечной. Ибо если бы Он не обладал совершенным человеческим естеством, если бы Он был прежде всего и больше всего совершенным Богом, то не мог бы Он страдать на Кресте, ибо Бог бесстрастен. А если бы был Он прежде всего человеком, человеком, с которым только соединилась благодать Святого Духа, то Его крестная смерть имела бы не больше ценности в глазах Божиих, чем смерть святых мучеников Христовых. Итак, сущность Православия в том, чтобы веровать всем сердцем в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в то, что был Он истинным Богом и истинным человеком. Сатана, враг рода человеческого, знал это, и он приложил все усилия к тому, чтобы разрушить в людях веру в Господа Иисуса как Богочеловека. Чтобы достичь этой окаянной цели, он воздвигал одну за другой тяжкие ереси. Первой воздвиг он ересь Ария, пресвитера Церкви Александрийской, который учил, что Господь Иисус Христос был сотворен во времени и притом из ничего; что было время, когда Он не существовал, что не был Он единосущен Отцу, но был только первым Божиим творением и через Него сотворена вся вселенная. Таким образом, Арий отверг Божественность Господа Иисуса Христа. Много лет эта ересь смущала Церковь Восточную, много страданий претерпели отвергающие эту ересь. На Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее ересь Ария была посрамлена и установлен Символ веры, в котором утверждалась Божественность Господа Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Заключение Храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается всё домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия… правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам» 1357 . Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского выражают суть православного богослужения как школы молитвы, богословия и богомыслия. Все элементы богослужения, включая убранство храма, возгласы священника и пение хора, подчинены единой цели – настроить верующего на молитвенный лад, способствовать тому, чтобы его ум и сердце соединились с Господом. Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная Литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях, явлением трансцендентного через имманентное. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «истее» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность пережить его по-новому, а следовательно, и заново пережить встречу с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело о десакрализации Образы Победы и пришествие Наноглобализации 26.04.2020 709 Время на чтение 8 минут Источник: baltija . eu Всю Светлую седмицу пребывая в состоянии болезненном и соответствующем ему обломовском настроении; вопреки традиции, вполне у меня сложенной, не смог от постели руку поднять, чтобы написать и разослать пасхальные поздравления. Одолевали коронавирусные боязни и карантинные страхи. Самые гадкие из них – о приведении народонаселения в статус согласия с десакрализацией образов Победы в угоду соображениям личной и общественной безопасности. И, тем не менее, говорю – Христос воскресе! – Обращаясь к правоверным христианам; – Здравствуйте и радуйтесь в дни Светлой седмицы, и до самой Святой Троицы, и всегда в будущем! – Адресуя слова эти к соотечественникам, называющимся русскими, считающим себя причастными восточнославянской православной, русской цивилизации. – С Великим праздником поздравляю, крепкой Веры, неумирающей Надежды, божественной Любви желаю! – Воистину воскресе Христос! – Говорю ко христианам. – И будьте здоровы! – Желаю всем. У всякого монолитного народа и у каждой культурной цивилизации всегда были (и должны быть) свои сакральные герои и соответствующие образы Победы. Под сакральным подразумеваю как то, что проистекает из «латинской» расшифровки понятия («священное»), так и в широком толковании – имеющее отношение к посвященному божественной сущности, к собственно божественному, религиозному, небесному, выходящему за рамки обыденности. Что для ортодоксального верующего христианина есть образ Победы? – Несомненно, точно он обозначен в пасхальном тропаре: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. – Это и есть вероисповедное утверждение Победы жизни в Боге над смертью во грехе. Или другой пример. Что для рожденных в СССР есть образ Победы? Победа Великой Октябрьской социалистической революции? - Нет! Образом Победы для советского человека и для большинства русских, родившихся в 20-м веке и доживших до нынешних скорбных дней, есть Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 75-летний юбилей которой мы имели намерение масштабно отпраздновать 9 мая сего года…

http://ruskline.ru/opp/2020/04/26/delo_o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010