В статье рассматривается место логосов сущего в метафизической и космологической мысли прп. Максима Исповедника . Предлагается оригинальная авторская классификация логосов согласно трем модусам: идеальному (логос как Божественный замысел), реальному (логос как сущность вещи) и ментальному (логос как объект познания). Как Божественные замыслы, логосы вечно предсуществовали в Боге, и в соответствии с ними Бог привел все в бытие. При этом логосы никак не связаны с Божественной сущностью, но соответствуют уровню Божественных энергий и волений. Все логосы, как частные, так и общие, объединяются в Божественном логосе – Боге сыне, который является как их средоточием, так и трансцендентным первоначалом. В тварном мире логосам соответствуют заложенные в сущее формирующие принципы, которые определяют собой сущность каждой вещи и ее основные природные свойства и характеристики, а также цель ее существования. наряду с универсальными логосами существуют и логосы индивидов. Все логосы образуют онтологическую иерархию, обуславливающую собой все разнообразие тварных существ, а также их внутреннее природное единство и различные взаимосвязи между ними. Рассеянные в мире невидимые логосы могут становиться объектом разумного познания, постепенно ведя человека к богопознанию и соединению с Богом, то есть к обожению, которое есть конечная цель и Божественный замысел о тварном мире. Знаменитое учение прп. Максима Исповедника о логосах сущего (λγοι τν ντων), играющее важнейшую роль в его метафизике и космологии, давно привлекало внимание исследователей. О нем писали как отечественные ученые – С. Л. Епифанович 1 , А.И. Бриллиантов 2 , В. М. Лурье 3 и особенно В. В. Петров 4 , так и многие иностранные специалисты – И.-А. Далмэ 5 , П. Шервуд 6 , Х. У. фон Бальтазар 7 , Л. Тунберг 8 , В. Караяннис 9 , Ж.-К. Ларше 10 , Г. Каприев 11 и особенно Т. Толлефсен 12 , посвятивший анализу учения прп. Максима о логосах целую монографию, в которой он рассматривает это учение как «своего рода учение об идеях» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Вопрос: Для чего нужна исповедь? Как отличить покаяние от самоедства? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Без покаяния невозможна духовная жизнь. Для спасения и наследия вечного блаженства необходимо постоянное покаяние и исправление своей жизни. Проповедь Господа нашего Иисуса Христа началась с призыва: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Все люди грешны. Грех вошел в мир по вине прародителей (Рим.5:12), но и каждый человек, имея падшую природу, неизбежно согрешает. Первородный грех врачуется в таинстве крещения. Для освобождения же от ига личных грехов необходимо покаяние. К этому призывает Божественное откровение: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез.18:31). В ветхозаветных библейских текстах используются еврейские глаголы: шув (обратиться, возвратиться) и нахам (сожалеть, раскаиваться в чем-либо). В новозаветных священных книгах понятие покаяние выражается греческим словом метаноэйн (изменять образ мыслей). При некоторых смысловых различиях все три слова выражают сущность покаяния – отказ человека от самооправдания и перемену прежней жизни. При этом святые пророки решительно выступали против внешнего покаяния. Пророк Иоиль призывает раздирать не одежды, а сердца (2:13), а великий Предтеча Господень Иоанн предостерегает от притворного и внешнего покаяния: сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:8). Для покаяния нужна вера: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). Глубина и полнота покаяния зависят от степени устремления человека к Богу. Человек не только хочет получить от Бога прощение греховных поступков, но ищет живого реального общения с Ним, как источником всего благого. Покаяние новообращенных отличается от духовно опытных тем, что у первых главным движущим мотивом является страх наказания, а у совершенных – любовь к Богу. Совершенному мучительно и тяжело, когда неверным своим поступком он оскорбил святость Божию. О значении любви к Богу для совершенного покаяния и полного прощения грехов говорит Сам Господь Спаситель: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). Сущность нравственного переворота, совершающегося через покаяние, заключается в том, что кающийся человек центр тяжести своего бытия переносит с себя на Бога и ближних, ибо в основе любых нравственных пороков (как чувственно грубых, так и утонченных) лежит эгоистическая воля, стремящаяся к самоугождению.

http://pravoslavie.ru/6932.html

Вступление 1. Сущность ложных евхаристических учений Изложение сомнительного евхаристического учения Истоки «свежей» богословской теории История появления лжеучения Евхаристические доктрины Реформации Отношение Римской Церкви к символической и консубстанциальной евхаристическим концепциям Проникновение протестантских евхаристических теорий на православный Восток Протестантские евхаристические идеи в России Причины относительного успеха евхаристического антиреализма Методы протестантского богословствования Опасность распространения неправославных евхаристических идей Закон исключённого третьего Легенда о «католическом заимствовании» Наше отношение к средневековой католической схоластике Свойства или «акциденции»? «Наивный реализм» Ограниченность эмпирических методов исследования Философия и богословие Миф о единосущии тварного мира В чём неправы католики? 2. Учение Священного Писания и святых отцов о литургическом преложении Ветхозаветные прообразы Евхаристии Учение Христа и апостолов о сущностном евхаристическом преложении Миф о различных евхаристических позициях у святых отцов Святоотеческое учение о Таинстве Тела и Крови Христовых Преподобный Максим Исповедник и проблема евхаристического символизма Последствия причащения без надлежащей веры Мнимые возражения против пресуществления Непрерывность традиции Православная литургическая практика Свидетельства Божии о реальности евхаристического преложения 3. Терминологическая проблема Евхаристические термины Значение термина «преложение» Происхождение термина μετουσωσις и его рецепция на почве греческого евхаристического богословия 4. Богословские аспекты реального евхаристического присутствия и связанные с ним недоумения Евхаристия и Боговоплощение Идея «воипостазирования» хлеба и вина Значение Халкидонского переопределения Плоть или Тело? «Хлебе Живый» Символ или реальность? «Под образом» хлеба и вина Евхаристия как «воспоминание» Христа Докеты и Евхаристия Монофизиты и Евхаристия Пресуществление или уничтожение сущности? Откуда Тело Христово в Евхаристии? Величайшее Таинство Жертва «Бескровная» Жертва Священник – образ Христа или Его палач? Каннибализм? Сотериологическая значимость Евхаристии Церковь как тело Христово «Причастилась ли мышка?» «Непричаствуемость» Божественной сущности в евхаристическом контексте Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Глава I. Значение учения святителя Григория Паламы Значение учения святителя Григория для Православия В настоящее время издано большое количество работ Григория Паламы , а также множество исследований о его жизни и учении. Это особое Божие благословение для нашего времени. Хотя святитель Григорий жил в XIV веке, ему есть что сказать современному человеку. В его время существовали те же самые философские, богословские и даже социальные течения, что и в наши дни. XIV век имеет много общего с XX, поэтому споры, которые вел святой с философами того времени, представляют для нас большой интерес. Мы постараемся показать, какое огромное значение имели труды святого Григория Паламы для Православия в целом и для монашества и Святой Горы в частности. Огромное значение учения Паламы для Православия в важных вопросах гносеологии очевидно. Под гносеологией мы имеем в виду познание Бога и, более конкретно, путь, по которому мы следуем к богопознанию. Во времена Григория Паламы Православие переживало трудный период: возникла опасность его обмирщения под влиянием пантеизма и агностицизма. Пантеисты учили, что Бог по Своей сущности пребывает в окружающей нас природе, и поэтому через созерцание ( βλποντας) природы мы можем познать Бога. Агностики же считали, что человек не может иметь истинного знания об абсолютном Боге в силу того, что человек ограничен. Перед лицом этой великой опасности святитель Григорий Палама предельно ясно выразил фундаментальное учение Церкви о великой тайне неделимого разделения ( τς διαιρτου διακρσεως) сущности и энергии Божиих. Мы должны подчеркнуть, что это учение разработано не одним святым Григорием, но является учением Православной Церкви в целом, поэтому паламизмом его называть нельзя. Многие святые отцы говорили о различии между Божественной сущностью и энергией. Мы находим упоминание об этом уже в Священном Писании , потом – у мужей апостольских, подробную же разработку этой темы – у каппадокийских богословов. Особенно четко эта идея выражена у святителя Василия Великого , и позднее – у преподобного Иоанна Дамаскина , выдающегося догматиста Православной Церкви. Святой же Григорий, наделенный незаурядным богословским даром, наиболее полно выявил уже существующее учение и показал его практическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа He может быть состоятельным пред лицом св. отцов Церкви и учение Евномия, что имена Божии, как Божественные действия, выражают сущность Божию, в силу чего мы, по его словам, можем иметь познание о самом существе Божием. Св. Григорий Нисский и Василий Великий показали нам, что имена Божии, как членораздельные слова, не суть Божественные действия, но суть действия человеческие. Из этого явствует, что имена Божии, как действия человеческие, не могут выражать сущности Божией и дать нам познание о Божественном существе. У св. отцов Церкви есть нарочитое учение о непостижимости существа Божиего и даже о неименуемости Бога в Его существе. Означенное святоотеческое учение еще раз показывает всю ложность еретической теории Евномия, что имена Божии суть действия Божии. Итак, остановимся своим вниманием на учении св. отцов Церкви о непостижимости существа Божиего. Св. Григорий Нисский приводит такие слова Евмомия: «тем не свойственно даже нарицаться христианами, которые утверждают, что естество Божие неведомо» 894 . А также, по свидетельству святителя Григория, Евномий говорит, «что познал существо Божие, и полагает, что собственным разумом понял непостижимое для нас» 895 . Такие заявление Евномий делал на том основании, что имена Божии будто выражают сущность Божию, и в особенности имя «нерожденность», которое является, по его словам, главнейшим выражением сущности Божией и с каковым именем связаны все прочие Божественные имена 896 . Это имя и считает Евномий средством для абсолютного познания существа Божиего. Ниспровергая такие заявления Евномия, св. Григорий Нисский говорит, что в человеческой тварной природе нет силы к познанию существа Божиего, и не только человеческая, но и ангельская природа не может вместить и обнять ведением бесконечное естество 897 . «Пусть, – говорит св. отец, – хвалящиеся знанием бесконечного существа Божиего прежде ответят относительно доступного: светил небесных, земли и воздуха, созданных Богом существ, которые мы видим» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Августин (Анисимов): Россия стоит на пороге испытаний, но у нее огромный потенциал Состоялось открытие VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 22.05.2012 1165 Время на чтение 8 минут Вчера, 21 мая, состоялось открытие VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» , сообщает наш корреспондент. Конференция, организованная Деловым сообществом «ДелоРус» и Александро-Невским Братством, проходит при информационной поддержке «Русской народной линии». Форум осуществляется в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Александр Суворов» по местам Северной Фиваиды. Круиз начался с посещения Городца, где в Феодоровском мужском монастыре была отслужена Божественная литургия по архиерейскому чину. Богослужение возглавил епископ Городецкий и Ветлужский Августин. По окончанию Литургии владыка произнес проникновенную проповедь о сущности Христианства и значении жития святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «Сегодня мы должны в первую очередь сказать, а чем Христианство отличается от других религий. Мы задаемся вопросом: а где боги Египта, где боги Рима, где боги Греции? Если они реально были, то они должны остаться. Но их нет», - отметил владыка. «Сущность Христианства заключается в том, - продолжил архипастырь, - что человек настолько поврежден грехом, властью диавола и потребностями тела, живя только для их удовлетворения, что сам себя изменить и исправить не может. Это можно сделать только в соработничестве с Богом. Вторая тайна Христианства - Бог есть любовь». «Бог так возлюбил этот мир, что Сына Своего Единородного послал, чтобы каждый, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», - напомнил владыка евангельские слова. «Третье определение сущности Христианства - без Христа нет Церкви. Если не будет Будды, то буддизм останется, потому что буддизм есть только система. Сам Будда призывал не верить ни в каких богов и брать пример только с него.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/22/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОКРАТ [греч. Καρποκρτης, Καρποκρς; лат. Carpocrates] (II в.), гностик, философ-платоник, преподавал в Александрии в нач. II в. Включил в свою философскую систему элементы христианства и создал гностическое направление, в к-ром положения античной философии превалировали над христианскими. Взгляды К. известны исключительно по опровержениям полемизировавших с ним авторов: сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Климента Александрийского , Ипполита Римского , Оригена , а также из ересеологических трактатов IV в. свт. Епифания Кипрского и Филастрия , еп. Бриксийского. К. упомянут в самом раннем списке еретиков у Егесиппа (II в.), цитируемого Евсевием , еп. Кесарии Палестинской (Hist. eccl. IV 22). Сщмч. Ириней сообщает, что К. первым стал называть свою философскую систему гносисом, а последователей - гностиками (см. ст. Гностицизм ). Климент Александрийский характеризует взгляды К. как «монадический гносис» (Strom. III 2. 5. 3) в противовес доктринам Валентина и др. гностиков, поскольку идея единственного первоначала у него превалирует над другими. К. учил, что Бог - единственная неизреченная сущность, из к-рой путем эманации произошли др. высшие сущности: ангелы и силы небесные, а от них путем уже вторичной эманации - более низшие сущности, образовавшие мироздание, где души держатся в плену плоти. Цель человеческих душ - освободиться от власти этих мироначальников (архонтов) и вернуться к истинному божественному началу, к-рое выше ангелов, архонтов или судей, сотворивших материальный мир. Прямой или косвенной эманацией божества является только душа. Телесный мир - это темница души, в которую архонты заключают недовольные их правлением души в качестве наказания. Они устанавливают законы, в т. ч. и религиозные, для заключенных в плоть душ, чтобы держать их в своей власти. Одним из этих архонтов является диавол, роль к-рого в системе К. не имеет ярко выраженной негативной характеристики, он лишь один из проч. ангелов, творцов и мироначальников. Одна из основных функций диавола - надзирать за душами, чтобы они вели себя в соответствии с принципами, заданными ангелами-мироначальниками, а также за душами, заключенными в темницу плоти. Т. о., все религ. и социальные установления этого мира являются его изобретением.

http://pravenc.ru/text/1681157.html

Неделя святителя Григория Паламы О неделе Григория Паламы Неделя (т .е воскресенье) 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 31 марта 2024 года.   В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили здесь . Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом.  Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам).  Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны).  Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://predanie.ru/tema/nedelja-svjatite...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 — 28, 2001 Квинт Септимий Флорент Теруллиан Против Праксея 1 Вступление Трактат “Против Праксея” (Adversus Praxean), принадлежащий одному из самых замечательных западных христианских апологетов конца II — начала III века Квинту Септимию Тертуллиану, относится к догматико-полемическим сочинениям и представляет собой первый в истории христианского богословия трактат, специально посвященный тринитарному вопросу. Этот трактат был написан около 213 г. и направлен против ереси Праксея, который утверждал, что Бог Един не только по сущности, но и по Лицу, то есть отрицал догмат о Святой Троице. Впоследствии эта ересь получила название монархианства (единоначалия), под чем понималось учение о неразличимости Ипостасей Святой Троицы. Кроме того, ересь Праксея получила название патрипассианства , то есть учения о крестном страдании Бога Отца. Тертуллиан подробно опровергает ересь Праксея, которую он считает разновидностью иудейства, а также излагает свою точку зрения по тринитарному вопросу, которая сводится к знаменитой формуле una substantia tres personae (“единая сущность и Три Лица”). При этом сам Тертуллиан в некоторых подробностях своего учения также отклонился от церковного учения, в частности, слишком сблизив бытие Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы с творением мира и Божественным промышлением о нем (что в целом выражается у Тертуллиана в понятии икономия , то есть домостроительство). Наконец, Тертуллиан защищает монтанизм — раскольническое движение, возникшее в конце II в. в Малой Азии и быстро распространившееся и на Западе империи, сторонником которого стал он сам. Более подробно особенности богословия Тертуллиана обсуждаются в примечаниях к переводу.   Содержание трактата: Глава 1. Праксей и его ересь (§ 1); Глава 2. Символ веры, содержащий таинство домостроительства, обуславливающее наличие в Боге единой сущности и Трех Лиц (§ 2); Глава 3. Принципу монархии (единовластия) не противоречит наличие у монарха других управляющих лиц (§ 3, 4);

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

преподобный Иоанн Дамаскин Содержание    I. Святого Дионисия Ареопагита, из послания к Титу    …Итак, должно и нам, вместо народного о них [священных символах] мнения, благопристойно проникнуть внутрь [в самую сущность] священных зна­ков и не унижать их — ведущих свое начало от божественных форм и являющихся отображениями их, также и видимыми изображениями тайных и сверхъестественных зрелищ…    Толкование: Заметь, как он говорил, что не долж­но унижать изображений того, что достойно ува­жения.    II. Его же, из книги о божественных именах    …Научены и мы этому: между тем как теперь, сообразно с нашею способностью понимания [божественных] изречений и иерархических преданий, Человеколюбие посредством священных покровов, по­средством воспринимаемого чувством скрывает по­стигаемое только умом и посредством того, что существует, скрывает то, что превосходит [всякую] сущность, и то, что лишено вида и образа, облекает видами и образами, и ту простоту, которая сверхъ­естественна и не имеет формы, как наполняет раз­нообразием делимых знаков, так и изображает…    Толкование: Если Человеколюбию свойственно сообразным с нами способом облекать видами и образами лишенное образа и вида, и простое, и не имеющее формы, то почему не изображать нам, со­ответствующим нам способом, того, что сдела­лось [для нас] видимым через посредство форм и фигур, — как для воспоминания, так и для происте­кающего из воспоминания движения к соревнова­нию?    III. Святого Дионисия, епископа Афинского, из послания к Апостолу и богослову Иоанну    …Доступные зрению вещи суть поистине види­мые изображения того, что невидимо…    IV. Его же, из книги о церковной иерархии    …Но, конечно, высшие нас сущности и чины, свя­щенное воспоминание о которых я уже сделал, бестелесны, и имеющая в отношении к ним место ие­рархия как духовна, так и премирна. Иерархия же, имеющая место в отношении к нам, — мы ви­дим, — изобилует, соразмерно с нашею собственною способностью понимания, разнообразием чувствен­ных знаков, которыми мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом в соот­ветствующей нам мере и к Богу, и божественной добродетели. Первые [то есть высшие нас чины и сущности], как умы, насколько им позволено, пони­мают, мы же при посредстве чувственных изобра­жений, насколько возможно, возводимся к божест­венным созерцаниям…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3243...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010