Разделы портала «Азбука веры» 1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания Бог создал человека от избытка любви , желая поделиться любовью. 2) Образ и подобие Человек создан Богом по Своему образу и подобию ( Быт.1:26 ). Развернуть таблицу Образ Божий Подобие Божие Человек сотворён по образу Бога. Уподобление человека Божественному совершенству. Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви, мудрости, добре, чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему. Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю. Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность). Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати.   3) Структура человека Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма. Дихотомия Тело Душа Сотворено Богом из «праха земного» ( Быт.2:7 ) Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению. Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. Потребности: самосохранение, продолжение рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.   Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения Развернуть таблицу Тело Душа Дух Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.

http://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml

Святой старец Николай Гурьянов говорил: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай!» Он также пояснял, что не Богу, а нам самим нужно прославление и почитание святых: «У Бога - они святы. Это нужно для нашей души, для нашего покаяния и исправления, для нравственного совершенства и духовного прозрения». Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов) в статье «Путь царский», написанной им к 400-летию Дома Романовых отмечает: «Слава Богу, сегодня из забвения восстали многие факты жизни святого Царя-Страстотерпца и ужасающие преступления его гонителей. Русские люди начинают правильно оценивать историю своей Родины». Архиепископ указывает на то, что известный в императорской России историк И.Е.Забелин уделял большое внимание историческим принципам древних греков и римлян, которые умели изображать в своих летописях лучших государственных деятелей не только в их фактической, но и в поэтической правде: «Они умели отличать в заслугах героев не только реальную, так называемую полезную сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполнения долга и подвига, что возвышало характер героя до идеала». «Судьбы и деяния царей из рода Романовых, - продолжает он, - невозможно оценить только в реальных, видимых сущностях. Именно видение только видимого позволяет нам отрицать и обличать сегодня свою историю. Созерцание же идеальных основ исторических событий обеспечивает проникновение в те глубины, где находятся общечеловеческие идеи и идеалы, которыми руководствовались в своих поступках светлые и высоконравственные созидатели жизни. История (...) дает много свидетельств тому, что народ и страна преображаются, получают новые силы в восстановлении нарушенной гармонии путем исполнении Божиих заповедей и предначертаний». Словно в подтверждение этих слов в конце апреля 2018 года в Ясеневе состоялось торжественное освящение малого храма в честь святых Царственных страстотерпцев. Храм освятил епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского монастыря Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством. С этого дня в Царском храме еженедельно совершается Божественная Литургия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/11/st...

священник Т.С.Тихомиров Деятельность приходского священника (Общий очерк) Пастырство есть основной институт. осуществляющий иерархическую функцию Церкви Христовой, имеющей пребывать до скончания века -вечно и незыблемо. Таким же точно характером вечности и незыблемости должны быть запечатлены, конечно, и самые задачи пастырства в их существе, выражающиеся в пастырском долге учительства, священнодействия и управления. Учить, священнодействовать и управлять – вот трехчастная в выражении, но единая в существе вечная задача и обязанность пастырства, предназначенного руководить жизнью пасомых в достижении ими вечного спасения. Вечное спасение пасомых – вот высшая и конечная задача и вместе цель пастырского делания. Поэтому, с точки зрения основных пасторологических принципов, не может и не должно быть никакой речи о современности или несовременности в пастырских задачах: задачи пастырства в их основаниях, сущности и цели – выше изменчивых и преходящих течений времени, вневременны и потому всегда были и будут одни и те же. Эти вечные задачи пастырства указаны нами в первой части нашей книги. Но жизнь Церкви протекает и развивается в изменчивых условиях земного существования, тесными узами связана с духом и направлением различных исторических эпох, с запросами и течениями времени, с характером и особенностями народа, с интересами и потребностями отдельных личностей и с этой стороны, в историческом процессе своего развития, представляет из себя одну из глав истории человечества вообще. Будучи вечной и вневременной в своем внутреннем существе и основах, Церковь подлежит властному влиянию изменчивого времени в своей исторической являемости, подобно всякому земному человеческому учреждению. Эта внешняя, феноменальная сторона церковной жизни, не касаясь внутренней сущности Церкви как учреждения сверхъестественного и Божественного, с необходимостью отражается на внешнем ее положении, формах существования внешних, диктуемых условиями времени, средствах и способах осуществления ее вечных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Скачать epub pdf 10. Крещение Господне. История и сущность праздника (Мф. 3:13–17) «Надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Господь наш Иисус Христос, братия и сестры, пришёл на реку Иордан, чтобы креститься, когда Ему было тридцать лет ( Лк. 3:23 ). «Закон еврейский, – говорит блаженный Иероним , – не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста». С другой стороны, только ко времени тридцатилетнего возраста Спасителя Иоанн Креститель успел открыть еврейскому народу, Кто Он, грядущий за ним Христос, и как следует приготовить путь Ему ( Мк. 1:3 ). Христос пришёл на реку Иордан из города Назарета Галилейского ( Мк. 1:9 ), где до сего времени пребывал в безвестности, занимался скромным ремеслом древодела, возрастая в премудрости и благодати, в молитвенном единении с Отцом Небесным, в созерцании тайн Божиих о спасении человека и о явлении в мир Его – Сына Божия. К этому именно тридцатилетнему возрасту можно относить полное раскрытие Божественного самосознания во Христе, когда Его человеческое сознание вошло во внутреннее единство с Божественным и стало единым, ипостасно-божественным самосознанием. Крещение Господне на реке Иордан от Иоанна так выражается в церковных песнопениях праздника. «Яко человек на реку пришел еси, Христе царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших. И видя Христа, убоялись воды. И трепетен был Предтеча, глаголя како (он) светильник просветит Света (Христа), како руку положит раб на Владыку... Освяти мене и воды, Спасе, вземляй грех мира» 117 , – говорил он Христу. В самом деле, кому же, как не Ему, – Иоанну, – следует креститься от Иисуса? И потому он удерживал Его. Но Иисус отвечает ему: Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает ( Мф. 3:15 ). Какой, братия и сестры, смысл содержат эти слова Спасителя, что значат они? Оставь ныне, – говорит Христос. Это значит отложи пока свои человеческие соображения и делай то, что тебе положено, как и Я буду делать то, что Мне должно. Теперь время не прославления Моего, а служения и уничижения. Тако подобает исполнить всякую правду, – говорит далее Христос. Исполнить правду Божию о спасении человека и правду жажды человеческого сердца этого спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: гл. 1 (Ин.14:11)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 2. 6. С. 225–240 (1-я пагин.) —225— ниям. Присоединяет именно вот что: «но как мы, – говорит, – будучи в Нём, имеем несмешанную с Ним ипостась, таким же самым образом и Сын, находясь в Отце, имеет сущность, различную от Нерождённого Бога». Что говоришь, глупец? Таким образом, не учиняет ли на Сына уже явную хулу? Разве теперь кто скажет, что мы стараемся взвалить на голову богоборцев напрасную клевету? Вот ясно не усвояют Ему совсем ничего большего пред земными тварями и приведёнными к бытию. Я, хотя и с большим отвращением к тому, что осмеливаются говорить эти жалкие люди, постараюсь показать это, опять имея в виду ту цель божественного писания, что как скоро отрицают Сына, вместе отрицают и Отца, и, в конце концов, оказываются безбожными и не имеют надежды в этом мире, по написанному ( Еф.2:12 ). Что мы говорим правильно, истинным свидетелем за нас выступить боголюбивый Иоанн, написавший следующее: «отрицающей Отца и Сына, – всякий, отрицающий Сына, и Отца не имеет, – признающий Сына, и Отца имеет» ( 1Ин.2:22–23 ). Весьма справедливо и в надлежащем соответствии с рассуждением нашим предлагает нам Духоносец своё созерцание. Так как он знал, не по названию только, но, напротив, по самой действительности, что называется быть отцом по природе, то поэтому и говорит, что один (Отец) необходимо отрицается с другим (Сыном). Ведь с тем, кто по природе есть и мыслится отцом, всегда соединяется и представление и указание на происшедшее от него порождение, и с истинно и действительно рождённым сыном мыслится и лицо родителя. Вместе с тем, как кто познает Отца, —226— он представляет, что тот родил, – а если узнает порождение, постигнет, конечно, и то, что оно родилось от какого-либо отца. Таким образом, чрез обоих (Отца и Сына) в слушателях возникает знание о том и другом. И кто отринул, что Бог есть истинно Отец, вместе должен, конечно, отрицать и рождение Сына. А кто опять не признаёт бытия Сына, тот вместе с Ним, конечно, уничтожит и знание об Отце. Когда таким образом нападающий на нас нечестивыми рассуждениями своими утверждает, что Сын имеет отличную от нерождённого Бога сущность, то разве не признаёт явно, что не существует самого Сына? А если нет Сына, то и Сам Отец уже не мыслится истинно отцом. Кого же Он будет отцом, если не родил? И мы сами утверждаем, что Сын отличается, но не от сущности, а от лица (προσπου) Отца, не как чуждый Ему по природе, что без сомнения кажется богоборам, но как существующий и мыслимый в собственном лице (νιδ προσπ) и в различии по собственному существованию (κατ δαν παρξιν τερτητι), ибо Сын есть, а не Отец. Но чтобы Он отличался (от Отца) по сущности, этого не утверждаем, но сами мы, если конечно мыслим право, никому либо из братьев не посоветуем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 34 (Ин. 3:344:6)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 5. С. 257272 (1-я пагин.). (Продолжение.) —257— гое что означает изречение: едино есма, – знает именно как Сына, а не как творение, – Сына же, разумею, из сущности Его (рожденного), а не удостоенного только одного названия сыновства. Ведает, что Он есть точный образ Его собственных свойств, так что отображается в Нем вполне и отображает в Себе неизреченно Воссиявшего из Него по природе, и как имеет в Себе Сына, так и Сам пребывает в Сыне, по тожеству сущности. Вот, еретик, уразумев это, ты освободишь себя от тяжелого недуга, а нас – от неприятности словопрений. Его же бо посла Бог глаголы Божия глаголет. Если буквально понимать это изречение, то что же опять будет досточудного в Сыне? Разве и каждый из святых не был посылаем Богом и не возвещал слова Его? Так и к священноначальнику Моисею сказано: и ныне гряди, послю тя во Египет ( Деян.7:34 ) и возглаголеши к Фараону: сия глаголет Господь ( Исх.4:22 ), – или Иеремии священнейшему: не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся, елика повелю тебе, возглаголеши ( Иер.1:7 ). Что же поэтому большего будет в Сыне по природе, говорящем слова Божии, потому что Он послан Им? Пророком, как видим, Он опять должен оказаться пред нами, и ничем другим, если будем относить эти слова только к образу Его служения. Итак, слово «посла» здесь должно разуметь или в отношении к вочеловечению и пришествию с плотью в этот мир, или же опять относить к божественному и досточудному (рождению Сына от Бога Отца). Ведь Бог не сокрыл в Себе Сына, но воссиял Его из собственной природы, как отблеск из света, по неизреченному и неизъяснимому об- —258— разу божественного рождения. Это и Сам Единородный изъяснил нам в словах: Аз от Отца изыдох и приидох (16:28). Исшел от Отца в Собственное существование Сын, хотя и в Нем по природе пребывает, – и что нам обозначает в том «изыдох», на это же указывает опять здесь слово »посла». Итак, говорит, из Отца явившееся и излученное Слово, как Бог из Бога, будет употреблять слова, подобающие Богу, а Богу подобающие слова должны быть истинными и чуждыми всякого обмана. Посему приемлющий свидетельство Спасителя запечатлел, что Бог истинен, ибо Он есть действительно Бог по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf О святом Вселенском первом соборе Предисловие Святой Вселенский [ 1 ] первый собор был созван в Никее Вифинской при Константине Великом в 325 г. по Рождестве Христовом. На нем присутствовали выдающиеся мужи: Александр Константинопольский; пресвитеры Витон и Викентий вместе с преподобным епископом Кордовы, или Кордубы, что в Испании, втроем представлявшие римского папу Сильвестра и Юлия 2 ; Александр Александрийский со своим сподвижником Афанасием Великим , в то время диаконом; Евстафий Антиохийский ; Макарий Иерусалимский; Пафнутий и Спиридон, Иаков и Максим – мужи, украшенные апостольскими дарованиями и мученическими ранами; и многие другие, по общепризнанному церковному преданию числом 318. Кроме них на Соборе присутствовало еще множество клириков, пресвитеров и диаконов. Собран же был этот Собор против Ария, который богохульствовал, говоря, что Сын и Слово Божие не единосущен Отцу и, следовательно, Он не истинный Бог , но тварь и создание [ 3 ] . Собор, продлившись три с половиной года 4 (хотя Геласий, в 256-м чтении у Фотия, говорит о шести с половиной годах) 5 , преподал общий и всем известный божественный и священный Символ нашей православной веры, в котором провозгласил Сына и Слово Божие истинным Богом, единосущным Отцу, т. е. имеющим ту же сущность и природу, что и Отец, а следовательно, ту же славу, власть, господство, вечность и все прочие подобающие Богу свойства Божественной природы. Символ гласит буквально следующее: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Единородного, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного [ 6 ] Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради, человеков, и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, вновь грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что было время, когда не было Сына, и что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности или что он преложим или изменяем, – таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь » [ 7 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Содержание Вступление Толкование на первую главу  Толкование на вторую главу Толкование на третью главу Толкование на четвертую главу Толкование на пятую главу     Вступление Жизнь каждого существа на земле ведет свое происхождение с небес. Жизнь человека происходит с неба. Корень жизни каждой человеческой сущности и всего человечества в целом – в неизмеримых глубинах неба, в трисиянных бесконечностях Пресвятой Троицы. Таинство жизни каждого существа на земле, малого и большого, простого и сложного, – явление по своей сущности святое, небесное, осмысленное и троическое. Жизнь самого микроскопического насекомого не менее таинственна и загадочна, чем жизнь соловья, голубя, тигра, льва или жизнь человеческого существа. Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим. Только образ каждой жизни дан по воле неизреченной премудрости Божией. Каждое живое существо с присущими ему формами существования свидетельствует о своей осмысленности. Чем сложнее существо, тем осмысленнее его существование. Нет сомнения в том, что человек, самое сложное существо на земле, ведет и самый сложный образ жизни. И когда человек задумывается о таинстве своей жизни, то неизбежно приходит к Богу и всему божественному. Никогда и никоим образом человек не может разобраться в собственной жизни и в жизни других существ без озарения свыше, без Бога. Все таинство нашей человеческой жизни не принадлежит нам, людям, но является достоянием исключительно Господа, Иже на небесех. Бог явился на земле как Богочеловек Иисус Христос для того, чтобы разъяснить нам таинство жизни и научить нас наиважнейшей истине: жизнь человека от начала до конца происходит от Бога, заключается в Боге, направляется к Богу и совершается ради Бога. Самый совершенный, очевидный и лучший пример, разъясняющий это таинство, – жизнь Богочеловека Христа. Его жизнь на земле – это всежизнь, поскольку в Нем каждый человек может найти всю полноту, все бессмертие, все совершенство и всю вечность жизни, а через Него и в Нем – всю осмысленность, логичность и оправданность своей жизни. Без Богочеловека Христа жизнь человека всегда остается мучительной, страшной, горестной и невыносимой неизвестностью. Радость жизни невозможна вне Его и без Него. Бессмертие жизни невозможно вне Его и без Него. Блаженная бесконечность жизни немыслима без Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

сост. А. Городков В) О Лице Иисуса Христа и о совершенном Им деле спасения. Сущность догмата о воплощении Сына Божия После того, как люди достаточно приготовились к принятию Искупителя», новый Адам исходит из девственной земли. Жена, источник проклятия, износит росу благословения. Является истинный Ной ( Быт.5:29 )... Безродный Мелхиседек ( Евр.7:3 ), рожденный без матери, рождающийся без отца, приходит наследовать царство и священство вечное. Преходит наконец долгая ночь страха и ожидания всемирного; и утренний свет проникает во мрак ветхозаветного святилища, отверстого не столько к ежедневному, сколько к вечному Востоку. Небесная манна изсыпается от стамны, ее сокрывавшей. Жезл Иессеев прозябает вместо увядающего жезла Ааронова» 566 . «По воле и предопределению Бога Отца, Сын Божий, единосущный Отцу, сходит на землю, не оставляя неба; под осенением Святого Духа, Отцу и Сыну единосущного, входит в утробу Девы, предочищенную Духом (стихир. на Благов.) Святым; приемлет человеческую душу и тело и соединяет с Собою во единое Лице Богочеловека Иисуса Христа, сохраняя свойства и действия Божества и человечества неизменными в семь соединении, дабы таким образом родиться в нашу человеческую жизнь, пройти через ее степени и состояния и через самую смерть, и все человечество, грехом падшее и тяготеющее ко аду, но прилепляющееся к воплощенному соестественностью и верою, на раменах Божественной силы восподнять и вознести выше, нежели откуда оно пало, – в небесное вечное царствие Божие» 567 . Вот сущность учения об искуплении. Иисус Христос – Бог и человек Искупитель наш «есть Бог, ибо наше воссоздание может совершиться силою единого Создателя; но вкупе и человек, дабы мы безопасно и дерзновенно приближались к Нему» 568 . «Чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий и истинный Бог» 569 ... «Священное Писание стократно и непрестанно свидетельствует о Божестве Иисуса Христа» 570 . Божество ясно просвечивало во всей жизни Христа 571 . «Рождение Иисуса Христа ознаменовано рядом происшествий, в которых вместе с глубочайшим унижением открывается Его Божественная слава»... Евангелист Иоанн «устами большого из рожденных женами провозглашал вечность Христа и Его безмерное величие» ( Ин.1:27 ) 572 . Сила Божества Христова проявилась, между прочим, в призвании Петра и Андрея, Иакова и Иоанна ( Мф.4 гл.). Не иною, кроме Божественной, может быть «сила, которая в немногих звуках слова Иисусова действует так внезапно, так сверхъестественно, так победоносно над сильнейшими естественными привязанностями, чувствованиями, представлениями» 573 . Во время призвания к апостольству Христос проявил еще Божественное всеведение 574 . Такое же свойство Он проявил и при исцелении расслабленного 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Статья посвящена концепциям «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника . Показано, что путь духовного восхождения состоит из трёх взаимосвязанных этапов: «деятельного любомудрия», «естественного созерцания» и «таинственного богословия». Последний этап, обозначаемый Максимом Исповедником различными названиями («таинственное богословие», «богословское любомудрие», «богословское тайноводство», «таинственное созерцание» и др.), означает опытное познание Бога и имеет два аспекта: катафатически-гностический и апофатическо-мистический. Первый связан с познанием Божественной Троицы или озарением ума, идущим непосредственно от Бога, а второй – с принципиальной непознаваемостью Бога по сущности. С этим связано переживание мистиком состояний «сверхумного единения», «растворения» и «обожения». Первое означает экстатическое состояние, в котором прекращается всякая мыслительная деятельность ума, происходит его «упрощение» и соединение с Богом в совершенном неведении. Следствием этого у Максима Исповедника является представление о полном «растворении» души в Боге, которая целиком переходит в Бога без потери самой себя. Такое состояние рассматривается как всецелое «обожение», в котором человек по благодати становится всем тем же, что и Бог, кроме тождества сущности. В этом состоянии во святых проявляется одна лишь Божественная энергия, и их человеческие черты целиком превозмогаются Божественными. Хотя отдельные вопросы мистики выдающегося византийского христианского мыслителя св. Максима Исповедника (580–662) затрагивалась в работах многих отечественных и иностранных ученых – С.Л. Епифановича 1 , И.-А. Далмэ 2 , П. Шервуда 3 , Х.У. фон Бальтазара 4 , В. Фёлькера 5 , Л. Тунберга 6 , Х.-М. Гарригеса 7 , В. Караянниса 8 , Ж.-К. Ларше 9 , В.В. Петрова 10 , Г. Каприева 11 и др., вместе с тем до сих пор ни в отечественной, ни в мировой науке не существует специального исследования по данной теме. О недостаточной изученности мистики св. Максима говорит и тот факт, что в новейшем «Оксфордском руководстве по Максиму Исповеднику » 12 , написанном ведущими мировыми специалистами, где подробно рассматриваются все нюансы биографии, наследия и учения выдающегося византийского богослова, отсутствует специальная глава, посвященная его мистике. Более того, лишь немногие исследователи обращали внимание на особые термины, используемые Максимом Исповедником для описания состояний мистического соединения человека с Богом 13 . В нашей статье мы сосредоточимся на концепциях «единения», «растворения» и «обожения», играющих ключевую роль в мистико-аскетическом учении св. Максима. Но прежде, чем обратиться к анализу соответствующей терминологии византийского мыслителя, кратко рассмотрим его учение о пути духовного совершенства, завершающегося мистическим соединением с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010