Палатина, Фирмиана и Рустика в Пикодимии. Иерон. Рабан и др. 42 мучеников в Персиде. Иерон. Аввы Батла. Абис. у Люд. Муч. Саннудия Багензенского при Максимине. Копт. 1425 (Сие имя 2 янв., 2 ноябр. и др.). Аввы Кирилла, Евгения и Аркадия. Копт. у Порф. 11. Многих мучеников в Антиохии при Максимиане, из коих одни медленно сожигаемы были на жаровне, у других сожигаемы были правыяруки. М. Р. Гая, Филома еписк., Вандида, Валера, Кирилла, Петруна. Маркиана, Сика (Сиципа), Пипериона (Перона) и других 15. Рогата и Виндея в Александрии. Иерон. Филиппа муч. и отца Хаела (Михаила). Копт. 1338. (У Порфирия память Ахлии). Сарры монахини. Копт. 1425 (М. Гр. 13 июля). 12. Егдона (или Егдуния) пресвитера и 7 в Никодимии в Вифинии. М. Р. Иерон. Петрода пресвитера в Смирне. Иерон. Илии муч. города Ахиаса. Абис. у Люд. (вместо Еносба-Ахнас город, сн. 12). Евтихия, Максима, Ругина. Мария, Смарагда, Илария, Евенгола, (Венгелузия), Кирина, Мареаса, Пестория, Евгения, мучч. в Никомидии. Иерон. (из дружины 20,0 у нас 28 дек.). Зона еп., Александра диакона, Дуна, Неона диакона, Иулия. Ориона диакона, Гая мучч. в Александрии. Иерон. Петрония еп., (Петуна еп.), Модеста, Домициана, Евстазия, Зосимы пресвитеров, Карпа, Фирма или Конфирма, Павла, Македония, Патрикия, Фелициона, Иовениона, Илария, Концесса и Василиссы в Азии. Иерон. и др. Илии муч. Копт. 1286. (Сн. 11 мар.). 13. Македония пресвитера, Патрикии супруги его, Модесты дочери его, Кириона или Киона пресвитера, Сатурнина, Ианнуария, Сальвияили Сильвия, Петрония, Модестина, Зосима, Евстазия пресвитера, Василлы, жены его, Еппепода диакона и других двух в Никомидии. М. Р. Иерон. У. А. Р. Н. Тевсеты, Горреса ее сына, Феодоры, Нимфодоры, Марка и Арабии, Иулия еп., Алексаедра, Пиона или Пиция, Марии и других двух, Диона, Трабии, Кварты, Мисифея, Нимфадобы, Ариабы, Пена, Парты, Виктурина в Никее. Первые 6 брошены в огонь. М. Р. Иерон. У. А. Н. Александра, Диона (Дионы) в Солуни. Иерон. Евфразии, Домитиана, Македония, Патрикии, Луки, Дуония, Домитиана другого, Скаллерии, Пакты, Пиония, Фронима, Каллида, Диония, Северина, Петруна отрока, Салвиана, Иулиапа, Феликса, Илария, Концесса, Марциала мучч. в Никомидии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

подписывали Священно-церковно служители села Июльского Покровской церкви: Священник Павел Ушнурский, Иерей Александр Никулин, Диакон Михаил Ергин, Псаломщик Александр Зубарев, Псаломщик Николай Покровский. Вот некоторые сведения о настоятеле и строителе нового каменного храма: «Священник Павел Васильевич Ушнурский сын диакона, родился в селе Ясашной Лудяны, Нолинского уезда – 1868 г., август. По окончании курса в Вятской Духовной Семинарии уволен со свидетельством 2-го разряда в 1891 г. принят учителем в Нолинском Земском училище 1891 г. 15 октября. Должность учителя проходил в означенном училище до 1892 г. июня. Резолюцией Преосвященного Сергия определен на диаконское место к Малмыжскому Богоявленскому собору в 1892 г. август. Рукоположен в сан диакона Преосвященийшим Сергием в 1892 г. октября 19. Резолюцией Преосвященого Сергия определен на Священническое место к Покровской церкви села Июльское в 1894 г. июня. Рукоположен в сан Священника Преосвященнийшим Алексием 1894 г. 31 июля. Состоит законоучителем в церковно-приходском училище села Июльского 1894 г. 10 октября. Имеет медаль и свидетельство за всеобщую народную перепись от 30 марта 1897 г. за Был депутатом на Сарапульском Училищном съезде в 1899-1901 г.г. Грамоту имеет в целости. Вдов» (из архива. Метрическая книга за 1900 г.) На 1926 год часовни имеются в следующих деревнях: Кварсинской, Гольянской, Успенской, Лягушино, Молчанах, Владимирском, Пустополье, Хорохорах. На территории церкви есть три захоронения: священника Покровской церкви - о. Павла (Ушнурского) и его супруги, а также диакона Андрея (Полегаева), вот сведения о нём из метрической книги 1915 г.: «Его Преосвященству Преосвященнейшему Амвросию епископу Сарапульскому просфорницы села Июльского Сарапульского уезда вдовы Марии Корчагиной прошение. Имею честь покорнейше просить Ваше Преосвящениство разрешить причету с. Июльского похоронить заштатного диакона села Июльского Андрея Полетаева, умершего 1 ноября сего 1915 года, в церковной ограде означеного села.

http://sobory.ru/article/?object=02843

Но кому и над кем позволялось совершать это пострижение? Цареградский Собор дал Феогносту такие ответы: а) если человек в великой болезни захочет в чернецы, а не случится игумена, то хотящего может постричь не только епископ, но и священник, и диакон; а если не будет ни священника, ни диакона, то при смерти пусть пострижет даже причетник; б) если епископ пожелает постричься в схиму, а не будет игумена, тогда по нужде пострижет другой епископ. Митрополит Киприан учил: мирянину-попу не годится постригать в чернечество — чего сам не имеет, как может дать другому? Не годится постригать человека при смерти, когда у него язык уже отнялся. Равным образом не схимнику не годится постригать в схиму; разве только случится нужда и болезнь, а схимника-попа не будет, тогда ради нужды может постричь и не схимник. Если чернец не успеет пред смертию постричься в схиму, то класть схиму на мертвого не годится. Как наречь нового чернеца при пострижении, именем ли того святого, в день которого он постригается, или его мирским именем, это зависит от воли игумена, а узаконенного правила на это нет. Самый же чин пострижения для чернецов и черниц один и тот же . О самом совершении богослужения или известных частей богослужения теми или другими священными лицами были такие вопросы Феогноста и ответы Цареградского Собора: «Если святителю случится служить литургию, а не будет диакона, только много священников, можно ли ему служить? Если будет нужда, да служит и без диакона с священниками: один из священников пусть говорит ектению внутри алтаря. Если будут многие священники вместе, но не будет диакона, должно ли им служить или нет? Должно, только один из них пусть произносит ектению, стоя в алтаре, а не выходя из него. В какие дни в году должно святителю читать Евангелие? Четыре раза в лето: в Великий Четверток Страстной недели, в день Пасхи на литургии и на вечерни и в первый день сентября... Если не случится епископа в городе, можно ли игумену воздвигать крест? Этого не возбраняют правила Феодора Студийского.

http://sedmitza.ru/lib/text/435909/

На это от Пафнутия были возражения; но арх. Антоний не принял их и остался в той же уверенности. В настоящее же время отказываться от всего этого есть его собственная воля. Отзыв. 9) Обвинение взводится на нас о рукоположении на преждеосвященной литургии священника, то в этом обвинении сознаемся мы, что действительно в сем случае неправильно поступили. Ибо в данном нам чиновнику из митрополии, определяется на преждеосвященной поставлять одного диакона, а мы по забвению однажды священника рукоположили. Итак, сию ошибку хотя и не оправдываем мы, но только кажется нам, что в обвинении приведенные слова церковных учителей не могут вполне соответствовать нашей ошибке, потому что в оных пишется тако: «и без литургии не подобает хиротонисати кого». Следовательно, по сему все равно, как священника, так диакона рукополагать не подобает; а потому и не могут к преждеосвященной литургии, на которой дозволяется рукополагать диакона, относиться. Замечание. «Церковный чин и правление действуется Духом Святым» ( Василий Великий , кн. 3, о святем дусе), «о хранении коих всею силою и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу (во еже) твердо соблюдать я, да ничто же от них преступаемое, … в муках онех изыскано будет» (Корм. л. 25). «В небрежении же полагающим священные и божественные правила грозное прещение анафемы возглашается» (Корм. л. 641). Пафнутий, со страхопочитанием благоговея к церковным чиноположениям и имея в виду определение божественных учителей церковных: Дионисия Ареопагита , Гавриила Пентапольского и Симеона Фессалонитского, гласящее: «Развращаяй (предание), новосечет, новосечаяй же, не последует церкви, и без литургии же не подобает хиротонисати кого, тако бы прияхом, и божественный сие повелевает Дионисий, апостольский преемник, всем чрез священнодейство и общение таин Христовых совершатися, … Не тако хиротонисан, и невем еже что сей не почину совершивыйся будет. Не многие епископы купно, или презвитеры, или диаконы хиротонисати, но епископа, и презвитера, и диакона, и сих коегождо в приличном месте и учиненном».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

После всего этого закрываются царские врата и задергивается завеса, что символизирует собой закрытие Гроба Господня большим камнем, наложение печати и приставление стражи ко Гробу. Вместе с этим это показывает, что прославленного состояния Богочеловека во время Его страданий и смерти люди не видели. После каждения Св. Даров священнослужители взаимно просят друг у друга молитв о себе, чтобы быть достойными совершить великое таинство. Священник, отдав кадильницу и опустив фелонь (в древности фелонь спереди была длиннее и перед Великим входом подымалась и пристегивалась на пуговицы, тут она опускалась), преклонив главу, говорит диакону: « Помяни мя, брате и сослужителю». На это смиренное прошение диакон говорит иерею: « Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Потом диакон, преклонив и сам главу и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит священнику: « Помолися о мне, Владыко святый». Священник говорит: « Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя» (Лук. 1, 35) «Диакон ответствует: « Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего» (Рим. 8, 26) « Помяни мя, Владыко святый». Священник благословляет диакона рукой, произнося: « Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон отвечает: « Аминь» и, поцеловав руку священника, исходит из алтаря северными дверями для произнесения следующей по окончании пения Херувимской просительной ектении. (В Архиерейском Чиновнике, при служении архиерея, указывается другой порядок обращения архиерея к служащим и диакону и ответы диакона). Если священник служит один без диакона, то он несет потир в правой руке, а дискос в левой и произносит сам все обычное поминовение полностью. При архиерейском служении, архиерей перед началом Херувимской, по прочтении тайной молитвы, умывает в царских вратах руки, отойдя по прочтении Херувимской песни к жертвеннику, совершает сам для себя Проскомидию, поминая всех архиереев, всех сослужащих, которые поочередно подходят и целуют его в правое плечо, произнося: « Помяни мя, преосвященнейший владыко, такого-то». Архиерей не выходит сам на Великий вход, а принимает в царских вратах сначала дискос от диакона, а потом потир от старшего священника, причем сам произносит все поминовение, разделяя его на две половины: одно произнося с дискосом в руках, а другое — с потиром в руках. Духовенство тогда обычно никого отдельно не поминает, только иногда диакон в начале поминает служащего архиерея. При архиерейском служении царские врата и завеса (от начала литургии) не закрывается, а остается открытыми до самого причащения священнослужителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Права К.-диакона переходить с одной диаконии на другую, а также по истечении 10 лет в чин К.-пресвитера были закреплены Кодексом канонического права 1917 г. (CIC (1917). 236 § 1). В то же время такие переходы не являлись обязательной практикой, и нередки случаи, когда оптация К.-диакона в К.-пресвитера совершалась до истечения 10 лет или когда К. оставались в чине диакона пожизненно. С 70-х гг. ХХ в. все К.-диаконы после 10 лет пребывания в этом чине стали возводиться в К.-пресвитеров; новая практика была зафиксирована в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC. 350 § 5). В случае перехода К.-диакона в чин К.-пресвитера в качестве титулярного храма за ним может быть сохранена его прежняя диакония как исключение (pro illa vice). К.-диаконы, получившие по истечении 10 лет достоинство К.-пресвитеров, имеют преимущество по старшинству над К.-пресвитерами, возведенными в кардинальское достоинство позже них (CIC (1917). 236 § 2; CIC. 350 § 6). Коллегию К.-диаконов возглавляет К.-перводиакон. До нач. XII в. 1-й среди К.-диаконов именовался архидиаконом (archidiaconus), но уже во 2-й пол. XII в. это титулование было заменено титулом «перводиакон» (prior diaconorum, primus diaconus). Должность предполагает исполнение ряда важных обязанностей: К.-перводиакон по окончании конклава торжественно объявляет urbi et orbi (городу и миру) имя того, кто избран новым папой (CIC (1917). 239 § 3; CIC. 355 § 2), возлагает паллий на новоизбранного папу во время папской инаугурации (апостольская конституция папы Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 - AAS. 1996. P. 342), возлагает паллий на митрополитов и др. иерархов или передает его их представителям, замещая Римского папу (CIC (1917). 239 § 3; CIC. 355 § 2). К.-перводиакон вручает паллии митрополитам и иным иерархам в своей часовне. До 1978 г. К.-перводиакон совершал папскую коронацию, возлагал на голову папы тиару с чтением молитвы: «Accipe tiaram tribus coronia ornatam et scias te esse patrem principum et regum, rectorem orbes et in terra vicarium Domini nostri Jesu Christi, cui est honor et gloria in saecula saeculorum.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

На мнение викарного епископа Дмитровского Иннокентия о возможности молодого диакона посвятить в священнический сан Филарет Московский отвечает: «Диакона произвести сомнительно; ибо не имеет тридцати лет...» Особо строго относится митрополит к лицам, не прошедшим курс богословских наук: «Диакон только 25-ти лет ( Резолюция на прошении диакона о рукополож ении в о священники - А. К. ). Богословскаго учения не слушал. И по летам и по закону 6 декабря 1829 года произведен быть во священника не может. Объявить ему, что за такия не дельныя прошения бранят и наказывают» . Или ответ еще на одно прошение, только теперь уже прихожан: «Диакон не имеет еще 30 лет и недоученный. Объявить о сем месте окончившим семинарский курс» . Совершенно не допустимым святитель видит, чтобы хиротония выступала в качестве решения материальных проблем семьи. К примеру, на просьбу испытывающих крайнюю материальную нужду диакона с семейством о произведении его во священство свт. Филарет на основании закона категорически отказывает этому клирику как не имеющему богословского образования, облекая свой отказ в достаточно жесткосткую форму: «Диакон не имеет права по закону ибо не слушал Богословскаго учения. И напрасно думает он, будто можно получить священство потому, что у него худа печь» . Эта резолюция не является единичной, аналогичные ей встречаются неоднократно , ибо отражают четкую позицию Святителя по возрастному вопросу, которая, как следует из делопроизводства самых разных лет, не претерпевает эволюции с течением его архипастырского служения. Примечателен случай поставления пастыря для верующих, перешедших из старообрядческой среды, произошедший в 1854 году. Отклоняя предлагавшуюся прихожанами единоверческой Церкви кандидатуру из выпускников духовной школы (не достиг еще 30 лет) на избрание в священники, свт. Филарет Московский пишет: «Хотя же и в прежния времена были, и ныне есть примеры снисхождения, по которому без предосуждения рукополагаются в пресвитера недостигшие тридцатилетнего возраста; но сие снисхождение неудобным признается приложить к единоверческой церкви, дабы ея прихожане, приверженные к особенным ея правилам и обрядам, не получили повода к опасению, что данныя им правила могут быть изменены. Напротив того начальство долгом поставляет наблюдать, чтобы данныя единоверческой церкви правила соблюдаемы были во всем неизменно» .

http://bogoslov.ru/article/314672

О том же идет речь во 2-м правиле 2 Вселенского Собора, 13-м и 14-м правилах Антиохийского Собора. Рукоположение в епископскую степень, согласно 1-му апостольскому правилу, совершается собором архиереев: «Епископа да поставляют два или три епископа». Вопреки этому канону в Католической церкви папа усвояет себе право единолично рукополагать епископов. Это представляет собой, по сути дела, implicite (скрытое) притязание на то, что папство – иная степень, высшая относительно епископской. Пресвитера и диакона поставляет один епископ: «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ» (апост. 2). 19.4.Условия действительности акта поставления. При совершении самого акта хиротонии требуется, чтобы, во-первых, он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, который призван свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении. Ныне это свидетельство выражается символически – пением слова «аксиос» хором от лица народа. Второе условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней в канонах не определен. Вместе с тем в них предусмотрено, чтобы кандидат на более высокую степень успел обнаружить способность к занятию ее достойным исполнением своего служения на низшей степени (Сард. 10; Двукр. 17). Вальсамон в толковании на 17-е правило Двукратного Собора отмечал: «…рукоположение на каждую степень по необходимости (то есть по нужде) должно совершаться через семь дней». Практике, однако, известны случаи, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше (особенно часто при посвящении диакона в пресвитеры). Хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, к определенной церкви – это третье условие. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения. 6-е правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

921. Чтобы испытать преподобного Максима , архиерей поменялся со своим диаконом одеждой; но преподобный, увидев Владыку (в одеждах диакона), просил его благословения и сказал, что он видел, как они поменялись одеждой Архиерей Троянопольский пожелал видеть преподобного Максима и беседовать с ним. В сопутствии своего диакона прибыл он на Святую Гору. Чтобы увериться в справедливости молвы о прозорливости преподобного Максима, архиерей сказался диаконом, а своего диакона облек в архиерейские одежды. Когда таким образом явился к преподобному архиерей в виде диакона, прося позволения видеться с ним троянопольскому Владыке, преподобный отвечал: “Не искушай моей худости, святой Владыка, но благослови меня. Прости меня, – продолжал он, – я видел, как вы с диаконом поменялись одеждами.” Архиерей попросил прощения у преподобного и возвратился от него с великой пользой для своей души. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 334). 922. Святой Нифонт рассказал брату все, что случилось с ним в дороге См.. также: Вера . Один из иноков Лавры преподобного Афанасия, питая чувство любви к святому Нифонту, послал ему через своего друга сосуд с елеем. Случилось, что тот, кто нес этот дар, споткнулся на пути и упал. Другие вещи, что были при нем, разбились, а сосуд с елеем остался цел. Когда брат принес и отдал преподобному этот сосуд, Нифонт с улыбкой сказал: “Видишь, как сильна вера брата, пославшего елей. Вера его и тебя избавила от беды, и сосуд с елеем сохранила в целости, хотя все другое и разбилось.” Прозорливость Нифонта поразила брата, которому святой рассказал все, что случилось с ним на пути, и брат прославил Бога. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 368). 923. Преподобный Елеазар предузнал кончину игумена Иринарха и выехал к нему; Иринарх же, в свою очередь, узнал, что Елеазар отправился к нему Каких духовных даров достигли соловецкие подвижники, обнаружилось при следующем обстоятельстве. Когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: “Друг мой и собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает, мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых.” Иринарх же на смертном одре перед соловецкой братией произнес: “Брат мой духовный Елеазар сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых.” (Соловецкий патерик. С. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Во время Литургии мы прославляем преимущественно Спасителя, умершего на кресте для нашего спасения. Если мы в это время, отложив всякое житейское попечение, углубимся в молитву и размышление о Спасителе, то это будет самым лучшим для Него почтением и прославлением: ибо так чтят и славят Его Ангелы. Этому учат нас последние слова Херувимской песни: «Яко да Царя… чинми». Уясните поболее слова: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чин-ми». Что значат слова «подымем» и «дориносима»? «Подымем» в переводе с церковнославянского – поднимем. «Дориносима» значит «носимого на копьях». Слово «дориносима» составлено из двух слов: греческого «дори», что значит «копье», и русского «носить». Выражения «подымем» и «носимого на копьях» заимствованы от обыкновения древних римских воинов при провозглашении нового императора поднимать и носить его на щите копьями. Когда говорится об Иисусе Христе, что Его дориносят Ангелы, то это значит, что Ему служат, Его прославляют Ангелы. Когда говорится об Иисусе Христе, что мы Его поднимем, то это значит, что мы Ему воздадим честь и славу, Его прославим. Во время великого входа, в образе Даров, Его поднимают и переносят с жертвенника на престол – на дискосе (блюде) на голове диакон несет Агнец, и народ в это время наклоняет головы, как бы принимая участие в этом несении. Что означает великий вход? Вход этот изображает шествие Спасителя на страдание и смерть, саму смерть и погребение. Кого изображают на входе священник и диакон? Священник и диакон изображают тут Иосифа и Никодима, которые сняли тело Христово со креста и положили во гроб. Что означает на входе воздух на плече диакона, покровы на потире и дискосе и кадильница в руках диакона? Воздух на плече диакона и покровы на дискосе и потире изображают погребальные пелены. Кадильница, которую диакон держит в руках, изображает ароматы, принесенные Никодимом на погребение Господа. Что означает, по совершении входа, снятие дискоса с головы диакона и постановление его на престоле и за-творение, даже закрытие завесою Царских врат?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010