Преподобный отец наш Ахила диакон (XIV b.), возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным, почивающим в Дальних пещерах). Память преподобного Ахилы совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Январь, 8 Або Тбилели (Тбилисский), мученик Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в XIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучал грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он принял святое крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Он часто призывал святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Есть и другие краткие упоминания о Никейском Соборе, в роде, как речь Григория, пресвитера Кесарийского, о 318-ти отцах. Все это собрано в одном образцовом издании: Patrum Nicaenorum latine, graece, coptice, arabice, armenice sociata opera ediderunt И. Gelzer, H. Hilgenfeld, Q. Cuntz. Adjecta et tabula geographica (Leipzig. 1898). На русском языке есть сочинение Розанова. О характере специально сообщений Евсевия много говорит историк О. Зек (О. Seeck), в общем отрицательно относящийся к нему/. Арий, быть может, ливиец родом, образование получил в школе мученика Лукиана. В Александрии он появляется во время Галериева гонения. Его ревность в вере делает его сторонником ригористичного Мелетия, епископа Ликопольского, противника епископа Петра Александрийского (300-310 г.) по вопросу о принятии падших в Церковь. Однако, по Созомену, он скоро покинул Мелетия и присоединился к епископу Петру, которым был поставлен во диаконы. Но когда последний отлучил приверженцев Мелетия от Церкви и не признал их крещения, то Арий восстал против этих суровых мер и сам был отлучен Петром. После мученической кончины Петра (310 г.) он соединился с Церковью Александрийской, при новом епископе Ахиле. По Филосторгию, Ахила сделал Ария пресвитером и, после его смерти († 311 или 313 г.), он будто бы считался кандидатом на Александрийскую кафедру. По Геласию Кизическому, наоборот, преемник Ахилы, епископ Александр (с 311 или 313 г.) поставил Ария в пресвитеры и определил к одной городской церкви, называвшейся Гавкалийской. По Феокриту, Арию было поручено заниматься толкованием Священного Писания. Он был почитаем епископом Александром. Уважение к нему со стороны благочестивых женщин засвидетельствовано епископом Александром. По внешнему виду, Арий был высок, худ, как аскет, серьезный, но приятный в обращении, красноречив и искусен в диалектике, но также хитр и честолюбив; Он был человек с мятущейся душой. В общем Арий рисуется натурою богато-одаренною, хотя и не чуждою недостатков. Очевидно, последующие поколения, по замечанию Лоофса, ничего дурного не могли бы сказать о нем, если бы он, ставши уже старым (γερων, по Епифанию) не сделался виновником спора, который навсегда обратил его имя в синоним ужаснейшего отступления и проклятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. В левой руке Он держит открытую книгу с надписью: " Азъ Свьтъ мира " , десница приподнята для благословения. Как Вседержитель Мира, Он окружен небесными силами - серафимами. Их изображения также размещены в боковых куполах, в центре каждого свода на одном уровне написано слово " Свят " , которым серафимы прославляют Бога. Ближе к Христу - на парусах по традиции изображены евангелисты, но в церкви Всех Святых изображены лишь два евангелиста: на юго-западном парусе - святой Марк со львом, на северо-западном парусе изображен святой Лука с его символом быком. Два других паруса прикрыты иконостасом. На арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви. Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно, в зависимости от их рода деятельности или места, которое они занимали в истории монастыря. Так в юго-восточном оконном проеме изображены прп. Никола Святоша и Прохор Лебедник. Далее, по кругу изображены - прп. Нестор Летописец, Исаакий Затворник, Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, Марк Пещерник, Авраамий Трудолюбивый, Леонтий и Геронтий - канонархи Печерские, прп. Иеремия и Матфей Прозорливый, Иоанн и Феофил Печерские. На оконных откосах северной части храма - изображения врачей прп. Агапита и Дамиана, иконописцев Григория и Алипия, диаконов Ахилы и Анастасия. Завершают круг фигуры прп. просфорников Спиридона и Никодима. По обеим сторонам входа в церковь в полный рост размещены изображения киевского князя Владимира и составителей славянской азбуки свв. Кирилла и Мефодия. На стене алтарной части, закрытой иконостасом, размещены изображения основателей Киево-Печерского монастыря прпп. Антония и Феодосия, первых игуменов монастыря прп. Никона и Варлаама, а также прпп. Тита, Кукши, Игнатия, Поликарпа. Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.

http://sobory.ru/article/?object=05646

684 Преподобный Анастасий здесь не совсем точен. Александрийский архиепископ Петр I отлучил Ария, бывшего тогда еще диаконом, за сочувствие мелитианскому расколу, а не за триадологические заблуждения, которые он начал проповедовать позже. После мученической смерти Петра в 311 году, Арий соединился с Александрийской Церковью и был рукоположен преемником Петра Ахилой в пресвитерский сан. После Ахилы был, наряду с Александром, кандидатом на Александрийскую кафедру. Арианская смута началась уже в 318 году, когда Арий в споре со свт. Александром стал отрицать Божество Христа. 685 Согласно Арию, Бог есть замкнутая совершенная неизменяемая и неподвижная монада. Бог есть безначальный Абсолют, Который может быть только один. Только Отец безначален, поэтому только Отец является Богом в собственном смысле. Все иное – инородно Богу и имеет иную сущность, в том числе и Сын, Который рождается, то есть изменяется, а, значит, является не Богом, а тварью. Поэтому Сын чужероден и не подобен Отцу, рожден «из не сущих» (ξ οκ ντων), «было время, когда Его не было». Сын есть тварь, хотя и высшая, есть посредник Отца в деле творения, в котором нуждается абсолютно трансцендентный всему тварному Бог. Воплощение Сына – еще одно доказательство Его не подобия Отцу, ибо трансцендентный Своему творению Бог никак не может с ним соединиться. 686 Преподобный Анастасий ссылается на Символ Никейского Собора: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». К этому Символу был добавлен анафематизм, в котором перечисляются основные положения учения Ария: «Говорящих же, что «было, когда Его не было», и «до рождения Он не существовал», и что Он произошел «из не сущих», или говорящих, что Сын Божий «из иной Ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Пользуясь его отсутствием на полуострове, губернатор Бетики (с резиденцией в Кордове) Родерик занял столицу, Толедо, и провозгласил себя королем. Ахила послал против него войско, оно потерпело поражение, и Родерик остался хозяином почти всего полуострова, кроме Каталонии, оставшейся под властью Ахилы. 283 Подробные сведения о положении дел в готском королевстве Тарик, а через него и Муса, могли получить от Юлиана, который если и не был вассалом готских королей (как утверждают некоторые источники), 284 то все равно знал о событиях в соседней стране от купцов и моряков. Он полон был желания отомстить Родерику за поруганную им честь своей дочери, посланной по обычаю знати на воспитание при королевском дворе. 285 Единственным орудием мести для него могли быть мусульмане, вассалом которых он стал по заключенному с ними договору. Прыжок через море В «Книге об имамате и правлении» есть легендарный, но очень характерный рассказ о том, как к ал-Валиду одно за другим прибыли послания от Кутайбы б. Муслима и Мусы б. Нусайра о победах, 286 еще более символично известное изображение на одной из стен бани Кусайр Амра, построенной в конце правления ал-Валида, фигур четырех побежденных врагов Халифа – византийского императора, Родерика, сасанидского царя и негуса. 287 Не все они были побеждены при ал-Валиде, не все были повержены и позже, но настрой последнего пятилетия правления ал-Валида был именно таков – победа над всеми врагами. И основания для такого самообольщения были – никогда еще после головокружительных побед при Умаре мусульманские войска не одерживали таких побед одновременно на востоке и на западе. На западе Халифат достиг крайних пределов – берега Окружающего моря, за которым кончается мир. Арабская армия, избалованная легкими победами в Магрибе и богатой добычей, словно наткнулась с разбега на непреодолимое препятствие, сила инерции толкала еще вперед. Оставались острова Средиземного моря, на север от Сеуты – Пиренейский полуостров, южная оконечность которого в хорошую погоду туманной полоской проступала на краю горизонта, маня новыми победами и добычами. В июле 710 г. мавла Тарика или самого Мусы, Тариф б. Маллук (по некоторым свидетельствам, бербер), с тремя сотнями пеших и сотней конников переправился через пролив и высадился на самой южной оконечности полуострова, в месте, получившем у арабов название Остров Тарифа (Джазира Тариф), и возникший позже на этом месте город сохранил имя Тарифа (г. Тарифа в Испании). Пройдясь по побережью, грабя и убивая, Тариф возвратился с богатой добычей и с убеждением, что за морем мусульман ожидает успех и несметные богатства. 288

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Излагаемые здесь сведения о том, что делали израильтяне по смерти первосвященника Елеазара и сына его Финееса, сообщаются только в греческих списках перевода LXX и согласно с ними в древнем и нынешнем славянском переводе. Они заимствованы большею частью из книги Судей; так слова «взявши Ковчег Божий, носили с собой» или, по Лукиановским и некоторым др. спискам: ν σραηλ – «в Израиле, и Финеес...» имеют сходство с сказанным в Суд.20:27–28 , Нав.24:35 сходен с Суд.2:6 , Нав.24:36 с Суд.2:13,3:7,14 . 234 Оставаясь верными нынешнему еврейскому тексту, западные комментаторы слово «в Сихем» признают конечно изначальным, а читаемое в греческих списках «в Силом» – изменением, которое сделали греческие переводчики по нерасположению к самарийскому городу, причем ссылаются на Сир.50:28 : «глупый народ, живущий в Сикимах». Но разве у иудейских книжников, оставивших без изменения в тексте слово «в Сихем», было меньше нерасположения к самарянам, чем у греческих переводчиков, поставивших «Силом» вместо «Сихема»? 237 Мнение проф. Н. Щеголева («Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события», 1873 г., с. 100 и далее) что «богами чуждыми» названы здесь терафимы, не может быть признано за доказанное ввиду сказанного в Нав.24 о богах аморреев, которые могут входить также в понятие богов чуждых. 239 У LXX τερμινθον ( Β), τερβινθον ( Α) – «теревинфом», из чего видно, что вместо «гаалла» LXX-m читали «гаела». 240 В еврейском тексте «бемикдаш» – (буквально) «в святилище», по переводу блаженного Иеронима: in sanctuano Domini. 241 По Ватиканскому, Александрийскому, Лукиановским и некоторым другим спискам Нав.24 оканчивается словами πναντι Κυρου – «пред Господом». Это первоначальное чтение перевода LXX было дополнено в Гекзаплах Оригена через привнесение перед πναντι члена τς, относящегося к предшествующему δρυς, как переведено по-еврейски «гаалла» у Ахилы и Феодотиона ποκτω τς δρυς (Field). Это привнесенное τς изменено было в τν в тех греческих списках, в которых вместо δρυς читается τερβινθον, таким, нужно думать, путем образовалось чтение π τν τερβινθον τν πναντι Κυρου, которое находится, например, в Московской греческой Библии и с которым согласуется нынешний славянский перевод «под теревинфом, иже есть пред Господем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда авва Александр вошел к старцу и сказал ему: " Братия, пришедшие из Александрии, желают видеть тебя " ,– старец отвечал ему: " Узнай от них, для чего они пришли " . Узнав, что они идут в Фиваиду за льном, сказал об этом старцу. Старец говорит: " Истинно не увидят они лица Арсениева, ибо не для меня пришли, а по своему делу. Успокой их и отпусти с миром, а обо мне скажи: старец не может принять вас " " .Однажды местные пресвитеры пришли к монастырю, где был авва Пимен. Авва Анувий вошел к нему в келию и сказал ему: " Позовем ныне сюда пресвитеров " . Но авва Пимен не дал ему никакого ответа, хотя тот долго стоял пред ним. Авва Анувий вышел с прискорбием. Сидевшие близ старца спрашивают его: " Авва! Почему ты не отвечал ему? " . Авва Пимен сказал им: " Что же мне делать? Я умер, а мертвый не говорит " .Авва Иоанн Колов был духом горящий (Рим. 12, 11). Некто, придя к нему, хвалил его работу, а авва плел корзину и молчал. Тот опять начал говорить ему, и авва опять молчал. В третий раз авва Иоанн говорит посетителю: " Ты удалил от меня Бога с того времени, как вошел в мою келию " .Один брат пришел к авве Феодору поучиться у него сшивать корзины и принес с собой плетенку. Старец сказал ему: " Ступай и приди сюда утром " . Далее старец встал, намочил ему плетенку, приготовил образчик сшивания и, сказав: " Вот так и так делай " ,– оставил его. Войдя в свою келию, старец сел, в определенное время пригласил брата обедать и после отпустил его. Утром брат опять пришел. Старец говорил ему: " Возьми свое плетение и ступай отсюда, ибо ты пришел ввести меня в искушение и беспокойство " ,– и не позволил ему более оставаться у себя.Авва Витим рассказывал: " Шел я однажды в Скит, и дали мне несколько яблок для старцев. Я постучался у келии аввы Ахилы, чтобы дать ему. Но он сказал: " Право, брат, не желал бы я, чтобы ты стучался теперь, хотя бы у тебя была манна,– да не ходи и в другую келию " . И так я возвратился в свою келию, а яблоки отнес в общую трапезу " . Возлюби святое уединение, сколько будешь находить его возможным для себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

2. Авва Витим рассказывал: «Шел я однажды в Скит, и дали мне несколько яблок для старцев. Я постучался у кельи аввы Ахилы, чтобы дать ему Но он сказал: «Право, брат, не желал бы я, чтобы ты стучался теперь, хотя бы у тебя была и манна, — да не ходи и в другую келью». Итак, я возвратился в свою келью, а яблоки отнес в общую трапезу». 3. Однажды авва Ахила, в Скиту, пришел в келью аввы Исаии и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исаия спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исаия отвечал: «Прости мне, авва! Резал я ветви, и настал жар; я взял в рот кусок с солью, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Потому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» — Тогда старец сказал: «Пойдите, посмотрите на Исаию, как он хлебает похлебку в Скиту!» Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет! 4. Один старец пришел к авве Ахиле и видит: авва изо рта своего выбрасывает кровь. Старец спросил его: «Отец, что это такое?» Ахила отвечал: «Это — слово брата, оскорбившего меня; я старался ничего не говорить ему; молил Бога, чтобы слово оскорбления было взято у меня. И слово в устах моих сделалось подобно крови. Я выплюнул его и стал спокоен, забыв оскорбление». 5. Авва Аммой рассказывал: «Пришли мы однажды, я и авва Витим, к авве Ахиле и услышали, что он рассуждает о сих словах: не бойся, Иакове, идти во Египет (Быт 46,3). Долго он рассуждал о сем. Наконец мы постучались. Он отворил нам и спросил: “Откуда вы?” Боясь сказать: “Из Келлий”, — мы отвечали: “Из горы Нитрийской”. Он спросил опять: “За каким делом вы пришли ко мне из–за такой дали?” — и ввел нас. Мы увидели, что он ночью вил большую веревку, и просили его сказать нам что– нибудь. Он сказал: “С вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них! Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю; потому тружусь и делаю по силам моим”.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского (23 декабря). Иерейские хиротонии: диакона Павла Карева, выпускника Московской духовной академии, временного клирика храма Спаса Преображения на Песках (1 января); диакона Иоанна Бокова, клирика храма св. блгв. кн. Евфросинии Московской в Котловке, сотрудника Административного секретариата Московской Патриархии (6 января); диакона Владимира Ласкина, клирика храма Преображения Господня в Старом Беляеве (18 января); диакона Бориса Зыкунова, клирика храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище (19 января); диакона Михаила Ахламова, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (17 марта); 6. диакона Сергия Казакова, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (18 марта); иеродиакона Онисима (Бамблевского), студента Московской духовной академии (24 марта); 8. диакона Алексия Юсупова, студента Московской духовной академии (25 марта); диакона Виктора Крючкова, клирика Донского ставропигиального мужского монастыря, ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (14 апреля); диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при Центральной клинической больнице ОАО «РЖД» (6 мая); диакона Сергия Куксова, сотрудника личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси (3 июня); диакона Николая Куренкова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (8 июля); диакона Георгия Михайлова, студента Московской духовной семинарии (12 июля); иеродиакона Валериана (Кузьменко), насельника Троице-Сергиевой лавры (18 июля); диакона Сергия Петрова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (21 июля); диакона Павла Целищева, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (22 июля); протодиакона Александра Агейкина, клирика Храма Христа Спасителя (при совершении таинства хиротонии отец Александр был возведен в сан протоиерея с возложением креста с украшениями) (9 сентября);

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

26. иеродиакона Иакова (Макеева), скитоначальника Савватиевой пустыни Соловецкого ставропигиального монастыря, (19 августа); 27. диакона Димитрия Диденко, клирика Свято-Троицкой Сергиевой лавры, (3 сентября); 28. диакона Романа Богдасарова, исполняющего обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, клирика храма святителя Николая на Трех Горах, (27 сентября); 29. диакона Владимира Галкина, клирика храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке, (29 сентября); 30. иеродиакона Антония (Скорика), насельника Донского ставропигиального монастыря, (23 октября); 31. диакона Димитрия Сафонова, заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, (25 октября); 32. иеродиакона Луки (Филатова), насельника Данилова монастыря, (27 октября); 33. диакона Александра Колокольчикова, учащегося Московской духовной академии, клирика Покровского храма при МДА, (3 ноября); 34. диакона Даниила Торопова, клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, (6 ноября); 35. диакона Петра Михалева, учащегося Сретенской духовной семинарии, (10 ноября); 36. диакона Сергия Шевченко, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда, (17 ноября); 37. диакона Александра Бованенко, учащегося магистратуры Сретенской духовной семинарии, (20 ноября); 38. диакона Николая Голованова, выпускника Московской духовной семинарии, (24 ноября); 39. диакона Романа Смирнова, учащегося Московской духовной академии, (2 декабря); 40. иеродиакона Серафима (Шарапова), насельника Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря, (6 декабря); 41. диакона Иоанна Новикова, учащегося Николо-Угрешской духовной семинарии, (19 декабря). Освящения, совершенные Патриархом в 2013 году: 1.     освящение закладного камня в основание часовни свв. Петра и Февронии при Покровском монастыре (8 марта); 2.     освящение закладного камня в основание храма Державной иконы Божией Матери в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме (18 мая);

http://pravoslavie.ru/66950.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010