Диаконы у сиро-халдейцев совершенно необходимы, так как ни евхаристия, ни крещение не могут быть совершены без них, и кроме того им принадлежит определенная часть во всяком богослужении. Отсюда диаконов в сиро-халдейской церкви много, и рукополагаются они в раннем возрасте,– так что почти каждая деревня имеет, по крайней мере, одного диакона. Те деревни, в которых нет диакона, пользуются диаконом из соседней деревни. Священник также не может совершать евхаристии без диакона, как и диакон без священника, хотя если служат два священника, один может служить в качестве диакона. Диакон, в сущности, не более, как аколуф; на практике ему никогда не позволяется крестить, и только в недавнее время, в равнине Урмии, епископы стали позволять более ученым диаконам произносить проповеди . Таким образом, по-видимому, нет оснований, почему диаконы не должны бы быть рукополагаемы в слишком юном возрасте. Рукоположение их не служит препятствием к их мирским занятиям или ко вступлению в брак. Едва ли есть такой диакон, который бы не работал сам на поле или не занимался каким-нибудь промыслом. В оправдание этого они указывают на примерь ап. Павла. Диаконство не считается простой ступенью к священству. У сиро-халдейцев рукоположение во священника считается великим шагом. Человек часто остается диаконом в течение всей своей жизни, и часто не повышается и даже не ищет возведения на высшую степень. Добрый, старый рабан Ионан, умерший диаконом, обыкновенно говорил, что он не достоин рукоположения в сан священника. Обязанности диакона состоять в том, чтобы помогать священнику при служении литургии, произносить молитвы, а также ектении. Сиро-халдейский диакон также зажигает свечи и совершает каждение, ударяет в цимбалы, отдергивает завесу, произносить «мир вам» от лица священника народу; он может также делать священные хлебы для освящения и для антидора, и приготовлять чашу, хотя все это собственно делается священником; он убирает святилище и «украшает алтарь»; читает «Апостола» в тех, впрочем, редких случаях, когда он читается вообще, льет воду на руки священника при умывальнике; и один диакон, облачаясь в священные одежды, держит в руках большую тарелку для священника при причащении народа, причем другой держит самую чашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

Во время всенощной камнем разбили стекло в окне Собора, чего давно уже не было. К счастью, ночной дворник Василий, во время службы охраняющий Собор, успел схватить одного из пяти шедших вместе и бросавших камни; попался на этот раз взрослый, которого можно принудить заплатить за разбитое; до сих пор попадались больше дети, ниже возраста для законных требований; кажется, попавшийся – приказчик из какой-то лавки; его сдали в полицию. 3/16 декабря 1900. Воскресенье. Утром, пред обедней, говорят мне, что «диакон Стефан Кугимия захворал». А другой диакон – и вместе проповедник в квартале Сиба – Яков Мацуда иногда не является к службе. Думал я, что придется о. Семену Юкава говорить на Литургии ектении вместо диакона, а мне читать Евангелие. К счастью, Мацуда явился служить. Но это подало мне мысль поставить еще диакона для Собора, чтобы не оставаться иногда без диакона на службе, что Собору совсем не было бы прилично. Просматривая список всех служащих Церкви в Токио, я остановился на катехизаторе в Асакуса, Петре Уцида: ему уже за тридцать лет, кончивший курс Семинарии, имеющий уже двоих детей, служивший доселе беспорочно, обладающий порядочным голосом. Велел о. Семену прийти ко мне после Литургии, переговорил с ним, как с духовником Петра Уцида и имеющим его у себя под рукою на службе; о. Семен не сказал ничего противного поставлению Уцида во диакона, кроме того, что он иногда груб в своих шутках. Потому сказал я о. Семену прислать ко мне Петра Уцида во вторник в два часа, сообщив ему конфиденциально, для чего он призывается, для того, чтобы дать время обдумать и решиться. Первое, что требуется, – это твердое желание и решение служить Церкви всю жизнь – имеет ли он его? И прочее. О. Семен продиктует ему, что нужно обдумать, с призыванием Бога в помощь, прежде чем прийти ко мне. – Потом позвал я о. Павла Сато, ныне поправляющегося от паралича, спросить, не знает ли он какого-либо препятствия к поставлению Уцида во диакона для Собора. Он тоже не нашел ничего, а он духовник семинаристов и должен знать их хорошо. Больше спрашивать некого; выбора здесь не требуется, ибо ставится диакон для Кафедрального Собора. Итак, если со стороны самого Петра Уцида не найдется препятствий, то он и будет поставлен диаконом, с тем, конечно, чтобы продолжал по-прежнему состоять катехизатором в Асакуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу ( Деян.7, 8 5, 12, 34–40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , Григорий Великий . Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89). Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак. 2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко» Архиерейское благословение Троекратное шествие вокруг престола Пение тропарей Преклонение правого колена пред святым престолом Возложение края омофора на главу хиротонисуемого Архиерейское благословение Возложение руки архиерея на главу посвящаемого Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…» «Кирие элеисон» Две молитвы Мирная ектения Разрешение препоясания Возгласы: «Аксиос» Возложение ораря и надевание поручей Вручение рипиды Целование с диаконами Причащение Святых Таин Ектения: «Прости, приимше…» Потребление Святых Даров. 3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».

http://azbyka.ru/diakon

48) По смыслу Служебника диакон обязан при этом целовать благословляющую руну иерея (Ц.В. 1890, 2), да и вообще не следует диакону уклоняться при богослужении от целования руки иерея, когда последний что-нибудь преподаёт ему (Ряз. Е.В. 1896. 13). 49) Если иерей совершает литургию в соучастии диакона, то он в этом возгласе останавливается на словах: «ныне и присно»; а диакон после сего, обращаясь пред алтарем к иконе Спасителя, произносит: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», а затем доканчивает возглас иерея словами: «и во веки веков». 50) Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Ц.В. 1900, 23). По свидетельству известного русского паломника А.Н. Муравьева, бывшего в Константинополе при патриаршем служении в неделю православия 12 марта 1850 г., возглашение: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», произнес сам патриарх с высоты горней кафедры, подняв свои взоры и руки к небу (подр. см. Волог. Е.В. 1886, 11; Рук. д.с.п. 1886, 42). 51) После возгласа пред иконою Христа Спасителя: «Господи, спаси благочестивые», диакон «наводит (орарем, предподнятым правой рукой) ко вне стоящим, глаголя велегласно: и во веки веков», т.е., произносит эти слова, обратившись лицом к предстоящему народу – к западу, оборачиваясь же к предстоящему народу, делает всем своим корпусом оборот на правую сторону; при этом, конечно, для диакона естественнее произвести полукруговое движение правой рукой, приподнятой вверх с орарем, по направлению от южной – левой стороны к северной – правой, по какому направлению он, обыкновенно, совершает каждение пред народом предстоящим; обратное движение правой рукой для диакона было бы неестественным (Рук. д.с.п. 1889, 18). – Пение «Трисвятого» на литургии св. Василия Великого должно предваряться возглашением диакона слов: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», и произнесением слов: «и во веки веков» (хотя в чине этой литургии точно не указано на возглашение: «Господи, спаси благочестивые», и не объяснено, чтобы диакон при произнесении заключительных слов последнего возгласа пред пением «Трисвятого», делал лёгкое движение рукой в виде полукруга, обратившись лицом к народу), потому что возглашение «Господи, спаси» и т.д., и произношение слов: «и во веки веков», совершаемое диаконом на литургии и притом с известными действиями, находятся в тесной связи с пением «Трисвятого», которое полагается не только на литургии св. Иоанна Златоуста , но и на литургии св. Василия Великого (Рук. д.с.п. 1886, 13; Ц.В. 1890, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2. Посвящаемый в диакона преклоняет пред престолом и дарами одно колено в знак того, что принимает бремя служения еще неполное… 3. После того он припадает к св. трапезе челом между дланями, возлагаемыми на ней крестообразно – выразительный знак самопреданности, покорения разума вере и смиренной готовности к принятию благодати, даруемой свыше… 4. Трижды троекратно совершается крестное запечатление диакона и всех рукополагаемых вообще – архиерей запечатлевает его трижды, что служит началом посвящения и рукоположения, потом в другой раз трижды – по призывании Божественной благодати; наконец в третий раз, когда совершится рукоположение, – эти запечатлением прославляется и действует Святая Троица… 5. После рукоположения диакона архиерей воздвигает его (образ действия благодати) и возлагает ему на плечо орарь…, который уподобляется ангельским крыльям, как принадлежность ангелоподобного служения во Христе диакона, и молитва окрыляет душу… 6. Новопосвященный диакон получает и рипиду, знаменующую, по серафимскому на ней изображению, предстояние перед престолом Божиим перед которым трепещут ангельские силы… II (1) Посвящение во пресвитера мало чем отличается от посвящения в диакона. При посвящении в степень иерея новопоставляемый имеет во время великого входа при херувимской песне, покров на главе, закрывающий его лицо… Этим символизируется, по-видимому, что жизнь избранного на священнослужение должна быть жизнью, сокровенною со Христом в Боге, а взор его, отвлекаясь, как покровом, от внешнего мира, обращается к Единому Богу… По троекратном обхождении престола, становясь по правую сторону престола и преклоняя к нему руки и главу, он преклоняет оба колена в знак большей трудности пресвитерского служения, сравнительно с диаконовским. 2. Принимаемый в лик пресвитерский, обводится вокруг св. трапезы троекратно с целованием ее, чем выражается символически посвящение себя проповеданию Святой Троицы Единосущной, поклонение святому имени Господню и Кресту Христову, и вечный союз с воплощенным Словом. Крестообразное хождение вокруг св. престола имеет, несомненно, и отношение к предстоящему для пресвитера служению великой тайне, на святой трапезе совершающейся…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Вопрос. Аще приключиться святителю служити литурьгиа, а не будеть диакона, а попов будет много, лзе ли ему служити? Ответ. Аще будеть нужа, а не будеть диакона, да поет с попы. (Странный вопрос Феогноста Сарайского: можно ли служить епископу без диакона. Как понимать, что епископ мог не иметь диакона? По-гречески даже πολλακις). Вопрос. Аще будуть попове мнози вместе, а не будеть диакона посреди их, достоить ли им служити? Ответ. Достоить; един от них поп октению молвить, в алтари стоя, а вон не выходя. Вопрос. Аще забудеть презвитер влити вина или воды в потир и упомнить среди службы, починати ли ему опять, или по ряду тако пети? Ответ. Да когда въспомянеть и влиеть вино и воду, да съвершаеть службу: опять не починаеть. Вопрос. Подобает ли, свящав трапезу, преносити от места на место, и на ней литоргисати? Ответ. Подобает, занеже по нужи есть. Ходящии людие не имеють себе упокойна места; но стрещи с страхом и трепетом: в чисте месте поставити ю, и служити на ней. Вопрос. Аще мышь начнет агнець, достоить ли им служити, или ни? Ответ. Достоить, хотя бы четвёртая часть осталася, и тем служити. Вопрос. Подобаеть ли сухою стафилиею служити, или ни? Ответ. Аще не будеть где вина в которой земли отнюдь, да изгнетуть новую стафиль, и служить, а не сухую; аще ли иметь служити, грех имать от Бога”] 694 . [Митрополит Киприан в ответах своих игумену Афанасию между прочим касается того же вопроса, о котором говорит и Владимирский собор 1274г., именно о совершении диаконами проскомидии, и решает его отрицательно: „дьякону нельзя проскомисати: слуга бо есть попу, а не ровень”. Здесь же он очевидно по поводу существовавшего обычая служить литургии и не на вине пишет: „еже кроме вина служити божественая литургиа, се безаконие велико есть: прием бо, рече, Господь наш Иисус Христос от плода лозного чашу, и благословив и освящь, дасть своим святым учеником и Апостолом, рек: пийте от нея вси. Сего ради, аще кроме вина иным нечим служити, съпротивник есть Господнего указаниа: кровь бо и вода истече от ребр Господних; сего ради и мы, вино и воду вливающе, служим”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

священника Игнатия Якимова (†1918) священника Иоанна Бояршинова (†1918) священника Константина Широкинского (†1918) священника Константина Юрганова (†1918) священника Льва Ершова (†1918) священника Михаила Денисова (†1918) священника Михаила Накарякова (1866–1918) священника Николая Гашева (1869–1930) священника Николая Мациевского (†1919) священника Николая Онянова (†1918) священника Николая Рождественского (†1918) священника Николая Яхонтова (†1918) священника Павла Анишкина (†1918) священника Павла Соколова (†1918) священника Петра Вяткина (†1918) священника Петра Кузнецова (†1919) священника Петра Решетникова (†1918) священника Симеона Конюхова (1853–1918) священника Феодора Антипина (†1919) диакона Александра Ипатова (†1918) диакона Аркадия Решетникова (†1918) диакона Василия Воскресенского (†1918) диакона Василия Кашина (†1918) диакона Григория Смирнова (†1918) Александра Зуева (†1918) Афанасия Жуланова (†1918) от Петербургской епархии: протоиерея Философа Орнатского (1860–1918) протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885–1937) Николая Орнатского (1886–1918) Бориса Орнатского (1887–1918) от Рязанской епархии: протоиерея Александра Туберовского (1881–1937) протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862–1937) протоиерея Евгения Харькова (1891–1937) протоиерея Константина Бажанова (1879–1937) протоиерея Михаила Дмитрева (1873–1937) священника Гавриила Масленникова (1871–1937) священника Николая Карасёва (1901–1937) священника Николая Пробатова (1874–1918) Александры Устюхиной (1882–1937) Анны Ивашкиной (1894–1948) Виктора Краскова (†1918) Григория Берденева (1890–1937) Дорофея Климашева (1869–1937) Евдокии Мартишкиной (1880-?) Евсевия Тряхова (1870–1937) Лаврентия Когтева (1880–1937) Михаила Якунькина (1878–1937) Петра Гришина (1870–1937) Татианы Бякиревой (1890–1948) Татианы Егоровой (1879–1937) Феклы Макушевой (1901–1954) убиенных в 1918 году мирян: Наума, Иоанна, Алексия, Андрея, Иоанна, Космы, Василия, Агафьи, Павла, Павла, Филиппа. от Самарской епархии: архиепископа Самарского Александра (Трапицына; 1862–1938)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2818 Итак, на возвращение Иоанна в Антиохию после шестилетнего аскетического подвига нужно смотреть не как на уступку тяжелому физическому недугу, но, как на завершение его многолетнего подвига и последний акт продолжительного и весьма важного периода его жизни – периода подготовления его к великому пастырскому служению и к осуществлению тех высоких задач служителя Божия, какие он носил в ясно сознаваемом им идеале. 2819 —197— По возвращении в Антиохию в конце 380, или в начале 381 г. Иоанн был поставлен в сан диакона Антиохийской Церкви. Посвящение его несомненно было совершено воспитателем его юности Мелетием, который, по смерти Валента в 378 г., по указу Грациана, преемника Валента, возвратился из изгнания в Антиохию. Таково ясное свидетельство об этом достовернейшего биографа Златоуста Палладия. 2820 Поставление во диакона было несомненно не позже февраля 381 г., так 12 числа этого —198— месяца Мелетий отправился в Константинополь для присутствования на втором вселенском соборе, откуда и не возвращался, так как умер в Константинополе во время соборных заседаний. 2821 Давно знавший своего чтеца-отшельника, Мелетий с восторгом принял его в свои архипастырские объятия и, зная его подготовленность к церковному служению, но вместе и его смиренное уклонение от видных церковных должностей, поставил его во диакона Антиохийской Церкви. И мы видим, что Иоанн, прежде долго и упорно отклонявшийся от церковного служения, теперь смиренно принимает сан диакона. Очевидно, продолжительный аскетический искус создал в нём психологическую возможность примирить ясно сознаваемое личное недостоинство с высотою пастырского идеала. Горячая любовь к страждущим ближним, решимость всецело отдать себя священному служению были встречены архипастырским призванием и Иоанн покорился. По возвращении в отечество, говорит Дамаскин, Златоуст принимает степень священства и, как благодарный сын, своею деятельностью отдает награду своей матери-кормилице. 2822 Не долго пришлось служить Иоанну в сане диакона при поставившем его в эту священную степень епископе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1267 Молитва: «Боже, духов», находится в Служебнике – в службе литургии и в Требнике – в Последовании погребения. 1268 В книге: «Последование парастаса» находится такое указание: А идеже нет диакона, поют певцы: Рабу Божию, имя рек, усопшему или: рабе Божией, имя рек, усопшей, или: Рабом Божиим, имя рек, усопшим вечная память. Но такое пение певцов бывает тогда, когда панихида поется не только без диакона, но и без иерея (см. далее). 1269 Панихиды по случаю особых событий в императорской фамилии могут быть совершаемы и до получения о том указа Св. Синода, при требовании отправления со стороны гражданского начальства, когда последние получат извещение прежде, чем духовенство; но в таких случаях гражданское начальство должно сообщить церковным причтам надлежаще засвидетельствованные копии с полученных телеграмм. При совершении же в таких случаях панихид должно применяться к общей форме и событию, по которому совершается панихида. В другой раз, по получении указа Св. Синода, панихида не совершается, если она раз совершена была по требованию гражданского начальства. О затруднениях, могущих встретиться по поводу этого, доводится немедленно до Св. Синода (Указ Св. Синода 1867 г., февр. 23, 10). 1270 Возглас по ектении: Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущым во гробех живот даровавый, истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матере и т. д. 1271 На вопрос: могут ли священники без диакона соборне совершать панихиду, также и другие службы? Ответ находился сперва отрицательный. Митрополит Киприан писал (1390–1415 г.) игумену Афанасию: «Панихида пети многим попом без диакона нельзе, но единому попу; аще ли будет диакон, то многим попом нети, а диакону початн, яко же и на всяком правиле церковном» (Акты Истор., τ. I, 253. См. из Воронежск. Епарх. Вед., Полтавск. Епарх. Вед., 1872 г., 16, о соборном служении священников без диаконов). Но, очевидно, ответ должен быть отрицательный в том лишь случае, если имеется в виду, что один священник, при многих других, намерен исправлять должность диакона, не совершая при этом ничего, что следует совершать священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но апостолы также сказали, что диаконы нужны, чтобы им самим беспрепятственно молиться и проповедовать слово Божие; и в этом другое назначение диакона – быть защитой, поддержкой молитвы священника. В алтаре он будет стоять рядом со священником и заботиться, чтобы священник мог молиться нерассеянно, не отвлекаясь вещами материальными, мог стоять перед Богом, вознося молитвы Церкви. И в своем качестве диакона Дэвид будет приносить Богу молитвы святых, призывая всех вас, всю собранную здесь общину отождествиться с этими молитвами, воз нести ваши сердца ввысь, влиться в величественный поток молитвы, устремленной к Богу. А священник будет в это время стоять в алтаре, молясь, дабы благодать Божия снизошла на Святые Дары и на собравшийся народ, сообща совершая таинство, в котором активна вся Церковь , а ее представляет действие диакона, которого вы послали в алтарь: мирянин в Царстве Божием и священник. И мы должны и будем молиться, чтобы благодать Божия пребыла с Энтони и с Дэвидом, чтобы они возрастали, становились все более самоотверженными, все более прозрачными, все более гибкими в руках Божиих, чтобы быть Его словом, Его действием, Его присутствием и Его любовью среди вас. Поддерживайте их всей вашей заботливостью, всем вниманием, и так, нося тяготы друг друга, вы исполните закон Христов. Аминь. Рукоположение отца Михаила Фортунато 20 (Лондон, 28 декабря 1969 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Совершилось таинство Церкви – силой, благодатью, нашествием Святого Духа, верой народной, молитвами Церкви. Да будет крепко и благословенно твое священство и любовью, и верой, и ожиданием Церкви родной. И эта икона, эти цветы, которые были подарены тебе сегодня, являются живым свидетельством народной любви и народного доверия твоему священству. Пусть этой молитвой, и этой любовью, и этой верой в тебе окрыляется твоя жизнь священническая. А весь народ Божий – с каким ожиданием, с какой надеждой смотрит он на священника! Священник – это человек, которого Бог позвал по имени и дал благовествовать Евангелие, проповедовать слово истины, давать новую жизнь в таинствах: Евангелие как добрую, животворящую весть о том, что человек не оставлен Богом, что Бог верит в него, а не только любит. Любить можно и тех, в кого больше не веришь, любить можно и с болью сердечной о том, что всякая надежда вымерла, что осталась только любовь. А Бог не только любит нас, но верит в нас: Он поверил в нас, когда послал Своего Сына умирать на Кресте, чтобы мы жили; верил Он, что не напрасна будет эта смерть, что она будет принята, и те, кто потерял веру в себя, найдут ее в этой Божественной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010