Через некоторое время Хрисолог получил важное послушание. Он был назначен экономом – распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра станоли хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах. Вероятно, в сане диакона Петр произнес и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин. На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. В 432 году диакон Петр был возведен в сан епископа и занял кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходили в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возвел епископ Рима папа Сикст III (432-440), которому, как пишет биограф Агнелл, во сне явился и преподал соответствующее благословение апостол Петр. По мысли хрониста, это чудесное явление – знак богоизбранности Хрисолога. В должности епископа Хрисолог управлял епархией с осмотрительностью, разбирал дела с рассуждением. В это время он приобрел три важные правовые функции: литургическую, учительную, и административно-судебную. В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершал Таинства и представлял Христа в церковной общине. В аспекте второй – проповедовал с кафедры и излагал истины христианской веры (он жил в эпоху христологических споров). Как богослов и догматист, Хрисолог раскрылся в интерпретации никео-цареградского «Символа веры». Епископ Петр создал семь проповедей, посвященных толкованию Символа, кроме того, написал слово о Воплощении Христовом и ряд проповедей о Воскресении. В административно-юридическом аспекте епископ Петр заботился о всех подчиненных ему церквах, строил в Равенне культовые сооружения, ревновал о странноприимстве, рукополагал клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

Какая цель епитимии? Епитимия имеет целью отучить грешника от дурных привычек. Так, ленивому молиться назначается молитва с определенным числом поклонов, скупому – раздача денег, невоздержанному – пост. Последование Таинства Священства Когда совершается Таинство Священства? Таинство Священства совершается, когда поставляют или посвящают в диакона, священника и архиерея. Оно всегда совершается за Литургией. Каким образом совершается посвящение во диакона, священника и архиерея? На эти священные должности обыкновенно избираются православные христиане, которые лучше других знают и исполняют учение Христово. Когда посвящается кто-либо из них во диакона и священника, то во время Литургии обводится вокруг престола и потом становится на колени перед престолом. В это время архиерей кладет руку свою на голову посвящаемого и молит Святого Духа, чтобы Он сошел на него и освятил его. В архиерея поставляют несколько, по крайней мере двое или трое, архиереев; все они кладут на голову его свои руки и молятся Духу Святому. Дух Святой сходит на посвящаемого и делает его диаконом, или священником, или архиереем и подает ему помощь в исполнении принимаемой им обязанности. После того новопосвященного облачают в священные одежды диакона, или священника, или архиерея. Что означает хождение посвящаемого вокруг престола и стояние его на коленях перед престолом? Обещание во всю жизнь свою служить Богу в священном сане. Что означает возложение руки архиерея на посвящаемого? Это и означает само посвящение, или постановление, известного лица в тот или другой священный сан. Какое самое важное священнодействие в таинстве Священства? Рукоположение и при этом произнесение молитвы Святому Духу о посвящении. О чем архиереи молятся при посвящении во диакона, священника и архиерея? Чтобы Дух Святой сошел на посвящаемых, покрыл их человеческие слабости и недостатки, освятил их и помогал им в их священном служении. Последование Таинства Венчания Как и для чего совершается последование Таинства Венчания? Жених и невеста становятся среди церкви перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие Здесь, как перед лицом Самого Христа, на вопрос священника, вслух всех, они объявляют, что вступают в брак добровольно, и дают обещание жить в любви и согласии и никогда не разлучаться. Тогда священник после известных молитв о благословении их супружеской жизни от Бога, надев на их головы венцы, благословляет их и обводит три раза вокруг аналоя. И в это время Сам Бог невидимо благословляет их на такую жизнь.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

После претворения даров епископ отделяет частицу от Агнца — Святыни Тела Христова и дает эту частицу ставленнику со словами: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и Страшное Пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Ставленник встает с правой стороны престола и держит дискос с Частицей Тела Христова. Он думает о том, что теперь его жизнь неразрывно связана со священническим служением. И что Господь Иисус Христос истяжет , то есть спросит его о том, насколько ревностно тот служил. (Потом, конечно, эту частицу раздробляют и причащаются ею, а не берут с собой.) А в это время наступает время посвящения в сан диакона. Как когда-то диаконы вели к алтарю собрата, который принял благодать священства, так теперь уже иподиаконы ведут своего собрата — иподиакона к алтарю. И того встречают у алтаря диаконы — то есть служители того достоинства, в которое он сейчас будет возведен. Ставленник во диакона также трижды обходит Престол и трижды падает ниц перед владыкой. Он также преклоняет голову к Престолу и все повторяется. «БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ИПОДИАКОНА ВО ДИАКОНА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА». И читаются молитвы, в которых епископ просит Бога даровать диакону проходить непорочно и достойно свое высокое служение. Затем рукоположенного диакона выводят лицом к народу в Царские врата и вручают ему знаки диаконского служения: орарь — ленту, надеваемую на левое плечо; поручи , символизирующие то, что теперь руками диакона будет управлять и действовать Сам Бог; рипиду — специальное опахало, применявшееся на Востоке для того, чтобы на Тело и Кровь Христову не сели насекомые. Новопосвященный диакон встает перед Дарами, покоящимися на престоле, и тихо веет. Затем священнослужители причащаются. После владыки первым причащается главный из присутствующих священник. А за ним ставленник, новорукоположенный священник.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Игумен Нестор Тркулья родился в 1899 году в Црном Луге. Окончил монастырскую школу в монастыре Раковица и принял монашеский постриг в этом же монастыре в 1924 году. В том же году рукоположен во иеромонаха. Перед началом Второй мировой войны назначен игуменом монастыря Милешева. В 1941 году расстрелян партизанами. Похоронен в монастыре Милешева. Архимандрит Серафим Дзарич родился в 1875 году в Очевине под Плевалем. Закончил двухгодичные священнические курсы в Призренской семинарии. В 1897 году принял монашество в монастыре Святой Троицы под Плевалем. В 1898 году рукоположен в диакона, а в 1900 во иеромонаха. Собрат, а затем настоятель монастыря Святой Троицы. В 1924 и 1925 гг. награжден орденами Святого Саввы IV и V степени. 1 декабря 1941 года расстрелян партизанами в Плевалях. Священник Андрия Шильяк родился в 1898 году в Плевалях. В 1921 году Закончил богословско-учительскую школу в Призрене, в 1922 году рукоположен в диакона и затем в священника. В своей миссионерской деятельности особенно проявил себя в сотрудничестве с Красным крестом, за что был награжден серебряной и золотой медалями. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Слободан Шильяк родился в 1881 году на Илиной горе под Плевалем. Закончил Призренскую семинарию. В 1903 году рукоположен в диакона и священника. Во время Балканских войн служил военным священником. Во время Первой мировой войны арестован и направлен вместе с группой известных сербов из Плеваля в лагерь Болдогасон в Венгрии. 5 декабря 1943 года расстрелян партизанами на Косанице. Протопресвитер Симо Баньяц родился в 1871 году в Горнем Рыбнике. В 1893 году закончил Рельевскую семинарию. В 1897 году рукоположен в сан священника. В 1941 году изрублен усташами. Протопресвитер Мирко Стоисавлевич родился в 1885 году в Отишиче. В 1908 году закончил семинарию в Задаре. В 1909 году рукоположен в сан диакона и священника. 30 июля 1941 года схвачен усташами, подвергнут пыткам и убит. Протопресвитер Милан Баньяц родился в 1886 году в Дрваре. После окончания семинарии в Призрене в 1910 году рукоположен в сан диакона и священника. Служил в Баня Луке. 14 июня 1941 года схвачен усташами и после зверских мучений убит. Вместе с ним пострадал священник Милан Голубович

http://pravoslavie.ru/41279.html

— поставляемая преклоняет голову (но не опускается на колени, в отличие от пресвитера и диакона), — архиерей трижды осеняет ее голову знаком креста, — а затем, возлагая руку на голову рукополагаемой, читает две молитвы (начало 1-й: Θες γιος κα παντοδναμος, δι τς κ παρθνου κατ σρκα γεννσεως ( Боже святый и всесильный, Иже по плоти рождеством еже от Девы ); начало 2-й: Δσποτα Κριε, μηδ γυνακας ( Владыко Господи, Иже жен никогдаже ); следует обратить внимание на то, что две молитвы при поставлении в византийской традиции также имеют только чины епископской, пресвитерской и диаконской хиротоний, но не хиротесий в другие церковные степени; в 1-й из молитв при поставлении диакониссы упоминается Божия Матерь и жены, просвещенные Святым Духом (не названы по имени), и содержатся прошения о принятии рукополагаемой в служение, о даровании ей дара Святого Духа и о сохранении ее в вере и непорочности; во 2-й молитве приводятся имена женщин, усердно служивших при храмах Божиих, и содержатся прошения о даровании поставляемой такого же дара Святого Духа, какой был дан св. Фиве, и о достижении новой диакониссой совершенства в христианской жизни), — перемежаемые диаконской ектенией (важно обратить внимание на то, что ее читает диакон, а не диаконисса, тогда как при поставлении диакона, пресвитера и епископа ектению читает другой, уже рукоположенный, диакон, пресвитер, епископ соответственно — этот факт прямо указывает на то, что диаконисса не имела права возглашать ектении во время богослужения), — по окончании молитв епископ возлагает на диакониссу орарь — но не так, как на диакона, а обоими концами вперед, скрывая его под мафорием (мафорий диаконисс — это или монашеский головной покров до плеч ( Троицкий . 1912. С. 194–201), или особая одежда, доходившая до пят ( Неселовский . 1906. С. 68–70)); далее литургия идет своим чередом, — а после причащения новопоставленной диакониссы епископ вручает ей Святую Чашу. Аналогичное действие происходило и при поставлении диакона, который шел с Чашей причащать народ; однако диаконисса, в отличие от новопоставленного диакона, не шла причащать кого-либо, а сразу поставляла Святую Чашу обратно на святой престол. Это вновь подтверждает то, что византийские диакониссы не обладали какими-либо самостоятельными литургическими функциями во время Божественной литургии (кроме того, можно отметить, что константинопольские диакониссы лишь поставлялись в алтаре, но обычное их место в храме Св. Софии находилось вне алтаря— см.: Taft . 1998. P. 63–70; Karras . 2004. P. 286).

http://pravmir.ru/diakonissa/

Другой вопрос: «аще будут попове мнози вместе, а не будет диакона посреди их, достоит ли им служити?» Ответ: «достоит: един из них поп ектению молвит, во алтари стоя, а вон не выходя» (Русск. истор. библ. V1, 132–133). Итак, собор иерархов в Константинополе не считает унизительным для священника произношение ектений. Но спустя одно столетие митрополит Киприан в поучении новгородскому духовенству о церковных службах дает, по-видимому, противоположное решение, когда говорит: «а что есте вопросили, аще коли диакон не пригодится, а надобе многим попом пети вместе, чтобы от попов которому младшему диаконовати; несть в поповстве ни младости, ни старости... А коли бы то было, чтобы попу диаконовати, ино будет не поп, ни диакон, того для нельзя будет так быти; поп есть поп, а дьякон – дьякон, а коли не пригодится дьякона, и поп служит один» (там же, стр. 236–237). Эти два решения признавались иногда совершенно противоположными («Руководство для сельских пастырей», «Воронежские епархиальные ведомости», «Полтавские епархиальные ведомости», 1871 г., 16, август, стр. 820, 821 и 622), но такое истолкование их едва ли верно. Иерархи Константинопольского Собора и митрополит Киприан решают разные вопросы. Первые говорят о возможности замены диакона священником, причем последний не превращается совершенно в диакона и произносит ектении не на амвоне, но в алтаре. Последний же отвечает на вопрос: может ли младший священник, хотя бы на некоторое время, например, для одной Литургии, стать диаконом, отказавшись от своих пресвитерских прав. Но полагать надо, что если бы митрополиту Киприану предложен был частный вопрос о произнесении священником ектений или о каждении, то он не ответил бы отрицательно. Обсуждая эти вопросы, мы обратились за дружеским советом к знатоку богослужебной практики отцу протоиерею К. Никольскому и получили от него следующие ответы. В практике церковной такой обычай: если два священника, без диакона, служат панихиду, то каждый из них вместо диакона произносит ектению и после нее возглас; но не бывает так, чтобы один священник произнес ектению, а другой после него возглас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению. Рукоположение во диакона 1. История установления чина Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6, 1–6 ). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы. Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства. Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора). В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу ( Деян. 7, 8 5, 12, 34–40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , Григорий Великий . Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Такое разъединение диаконата и епископата имело свои причины; их мы разъясним. Но прежде заметим, что разъединение двух родственных должностей произошло не вдруг. По-видимому, было даже время, когда диаконат мог рассчитывать, что он немного отстанет от епископата в своем развитии. Это время, впрочем, было непродолжительно. В одной фразе в Постановлениях Апостольских, фразе, носящей на себе следы древности, в таких высоких чертах описываются должности как епископа, так и диакона: «ныне, – говорится здесь, – место Аарона занимает у нас диакон, а место Моисея епископ. Итак, если Моисея Господь назвал Богом, а Аарона пророком, то и вы чтите епископа, как Бога, а диакона, как пророка его... Как Сын (Божий) есть ангел и пророк (Бога) Отца, так и диакон есть ангел и пророк епископа». 62 Судя по этим словам Постановлений, диакон имел некогда такое же значение, какое Аарон при Моисее, – следовательно, значение очень большое, – не говорим уже о других сравнениях, какие встречаем в той же тираде. Памятник середины II века – Διδαχ, исчисляя качества, требуемые от епископа и диакона, не полагает никакого различия в этих требованиях. Епископ и диакон для писателя совершенно уравниваются между собою в этом отношении. Мало того: писатель, внушая христианам отнюдь не показывать пренебрежения к епископам и диаконам, называет их одинаково лицами, достойными почтения: они – τετιμημενοι (гл. 15) – в равной степени, как те, так и другие. – Диаконы, по крайней мере в глухих провинциях, например, в Испании, успели достичь большой власти, как будто они в самом деле были уже епископами. В правилах одного древнего собора некоторые испанские диаконы названы regentes plebem. 63 Такое название очень мало приличествует диакону, каким он стал позднее. Наконец, можно указать еще на тот факт, в доказательство раскрываемой мысли, что в римской церкви в древности долго держались обыкновения ставить в епископы Рима не пресвитера, а именно диакона. 64 Но все-таки такое высокое положение диакона, доказываемое приведенными известиями и фактами, как мы говорили, было кратковременно и во всяком случае не прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Об этом говорят Сирийские Акты, между тем как его спутник, толмач, был рукоположен в диакона и пресвитера. Но о посвящении святого Ефрема молчат: похвала святителя Григория Нисского, Метафраст и Греческий Аноним; Псевдо-Амфилохий рассказывает сначала, так же как и в Сирийских Актах, что святитель Василий, хотя и предложил святому Ефрему сан пресвитера, но рукоположил его и прочитал молитву только во диакона (р. XXVI, E). A затем о переводчике и спутнике святого Ефрема (ibid, F) сказано: толмача рукоположив в диакона, а самого, то есть Ефрема, во пресвитера, отпустил с миром; некоторые думают, что святой Ефрем был пресвитером (Менологий Василия — Opp. Graec., t. I, р. XXXIV; Винцентий Белловаценцский, лат. перевод Псевдо-Амфилохия в Acia Sanct., Болландистов, под 1 февраля, t. 1, р. 76; Иоанн Трифемий, по которому святой Ефрем уже ранее был диаконом Едесской церкви и был рукоположен святителем Василием во пресвитера — Opp. Graec., t. 1, р. L). Но греческое αντου или должно относить к толмачу (то есть и его, того же самого, — во пресвитера), или же, что лучше, совсем не читать, и тогда будем иметь буквальное сходство фразы с сирийским текстом Парижских Актов (Lamy, с. 57). Поправка эта требуется и сообщением у Псевдо-Амфилохия, что святитель Василий рукоположил святого Ефрема только во диакона и прочитал диаконскую молитву. Кроме того, диаконом называют святого Ефрема: Созомен, Феодорит, Палладий, Иероним, Мартирологий Римский, Геннадий Массилиенский, Гонорий Августодунский, Сикет Сененский (все эти свидетельства приведены в Praef. Opp. Graec., t. 1, р. XXXIX-LI; ср. Assem. в Opp. Graec., t. III, p. XLV и Lamy, c. 53–55, not). O возможности посвящения в священный сан епископом другой церкви см. Созомен, История Церкви, т. VI, с. 32, ср. Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 396–398 и Комбефисия, в Opp. Graec., t. I, р. LX. С рукоположением во диакона Сирийские Акты Ватиканские (подробные) и Парижские, Псевдо-Амфилохий, Менологий Василия и Армянский Месяцеслов соединяют сказание о сверхъестественном получении святым Ефремом дара говорить по-гречески (Opp.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Верующего: Принимать участие в жизни Церкви и прихода, получать все необходимые таинства. Воспитывать детей по-христиански. Клирика: Служить Церкви и жить от Церкви. Иподиакона и диакониссы: Перед хиротонией должны решить, будут или безбрачные, или в браке, так как после получения её, каноны этого не дозволяют. Могут входить в царские врата, касаться престола и (пустых) сосудов, читать Апостол. Диакона: Служить алтарю и приходу. Читать Евангелие за литургией. Может служить за иподиакона и за псаломщика, так как в этом служении нет ничего унизительного. Пресвитера: Совершает таинства, кроме рукоположения и святого мира. Пасет свою паству, учит, наставляет, питает таинствами и словом Божиим, обличает, исповедует и отпускает грехи. Может служить за диакона и иподиакона, и псаломщика, так как для священника не может быть унизительным прислуживать алтарю, приготовлять алтарь и сосуды, читать и петь. Ведь если нет диакона иподиакона, иерей же исполняет все эти обязанности, так как чтец не имеет права делать диаконское. Так почему же иерею нельзя при соборном служении, за неимением диакона, его заменить? Облачение? Но ведь облачение диаконское ничего унизительного не представляет: это тот же стихарь-подризник, видоизменение фелони и саккоса. Орарь – тот же эпитрахиль иначе надетая, только диакон не имеет права его носить в виде эпитрахилии, а иерей не лишается права носить его по-диаконски, так как благодать диаконского посвящения с иерея не изгладилась, а только пополнилась священническою. Обычай облачаться в диаконское облачение и служить за диакона одинаково присущ как римской, так и греческой Церкви; так как благолепию службы наиболее содействуют именно диаконы, то в случае недостатка последних младше из присутствующих иереев (уже отслуживших свою обедню), служат за диаконов. В обычае же обеих Церквей, и тоже ничего не имя предосудительного, чтобы не служащие иереи (уже отслужившие раннюю) ради благолепия участвовали в полном облачении при торжественной литургии служащих священников. Они говорят возгласы, но тайных молитв не читают и ни в тайнодействии, ни в причащении, не участвуют.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010