Преподобный отец наш Ахила диакон (XIV b.), возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным, почивающим в Дальних пещерах). Память преподобного Ахилы совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Январь, 8 Або Тбилели (Тбилисский), мученик Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в XIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучал грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он принял святое крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Он часто призывал святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя. |
Есть и другие краткие упоминания о Никейском Соборе, в роде, как речь Григория, пресвитера Кесарийского, о 318-ти отцах. Все это собрано в одном образцовом издании: Patrum Nicaenorum latine, graece, coptice, arabice, armenice sociata opera ediderunt И. Gelzer, H. Hilgenfeld, Q. Cuntz. Adjecta et tabula geographica (Leipzig. 1898). На русском языке есть сочинение Розанова. О характере специально сообщений Евсевия много говорит историк О. Зек (О. Seeck), в общем отрицательно относящийся к нему/. Арий, быть может, ливиец родом, образование получил в школе мученика Лукиана. В Александрии он появляется во время Галериева гонения. Его ревность в вере делает его сторонником ригористичного Мелетия, епископа Ликопольского, противника епископа Петра Александрийского (300-310 г.) по вопросу о принятии падших в Церковь. Однако, по Созомену, он скоро покинул Мелетия и присоединился к епископу Петру, которым был поставлен во диаконы. Но когда последний отлучил приверженцев Мелетия от Церкви и не признал их крещения, то Арий восстал против этих суровых мер и сам был отлучен Петром. После мученической кончины Петра (310 г.) он соединился с Церковью Александрийской, при новом епископе Ахиле. По Филосторгию, Ахила сделал Ария пресвитером и, после его смерти († 311 или 313 г.), он будто бы считался кандидатом на Александрийскую кафедру. По Геласию Кизическому, наоборот, преемник Ахилы, епископ Александр (с 311 или 313 г.) поставил Ария в пресвитеры и определил к одной городской церкви, называвшейся Гавкалийской. По Феокриту, Арию было поручено заниматься толкованием Священного Писания. Он был почитаем епископом Александром. Уважение к нему со стороны благочестивых женщин засвидетельствовано епископом Александром. По внешнему виду, Арий был высок, худ, как аскет, серьезный, но приятный в обращении, красноречив и искусен в диалектике, но также хитр и честолюбив; Он был человек с мятущейся душой. В общем Арий рисуется натурою богато-одаренною, хотя и не чуждою недостатков. Очевидно, последующие поколения, по замечанию Лоофса, ничего дурного не могли бы сказать о нем, если бы он, ставши уже старым (γερων, по Епифанию) не сделался виновником спора, который навсегда обратил его имя в синоним ужаснейшего отступления и проклятия. |
2. Авва Витим рассказывал: «Шел я однажды в Скит, и дали мне несколько яблок для старцев. Я постучался у кельи аввы Ахилы, чтобы дать ему Но он сказал: «Право, брат, не желал бы я, чтобы ты стучался теперь, хотя бы у тебя была и манна, — да не ходи и в другую келью». Итак, я возвратился в свою келью, а яблоки отнес в общую трапезу». 3. Однажды авва Ахила, в Скиту, пришел в келью аввы Исаии и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исаия спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исаия отвечал: «Прости мне, авва! Резал я ветви, и настал жар; я взял в рот кусок с солью, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Потому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» — Тогда старец сказал: «Пойдите, посмотрите на Исаию, как он хлебает похлебку в Скиту!» Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет! 4. Один старец пришел к авве Ахиле и видит: авва изо рта своего выбрасывает кровь. Старец спросил его: «Отец, что это такое?» Ахила отвечал: «Это — слово брата, оскорбившего меня; я старался ничего не говорить ему; молил Бога, чтобы слово оскорбления было взято у меня. И слово в устах моих сделалось подобно крови. Я выплюнул его и стал спокоен, забыв оскорбление». 5. Авва Аммой рассказывал: «Пришли мы однажды, я и авва Витим, к авве Ахиле и услышали, что он рассуждает о сих словах: не бойся, Иакове, идти во Египет (Быт 46,3). Долго он рассуждал о сем. Наконец мы постучались. Он отворил нам и спросил: “Откуда вы?” Боясь сказать: “Из Келлий”, — мы отвечали: “Из горы Нитрийской”. Он спросил опять: “За каким делом вы пришли ко мне из–за такой дали?” — и ввел нас. Мы увидели, что он ночью вил большую веревку, и просили его сказать нам что– нибудь. Он сказал: “С вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них! Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю; потому тружусь и делаю по силам моим”. |
26. иеродиакона Иакова (Макеева), скитоначальника Савватиевой пустыни Соловецкого ставропигиального монастыря, (19 августа); 27. диакона Димитрия Диденко, клирика Свято-Троицкой Сергиевой лавры, (3 сентября); 28. диакона Романа Богдасарова, исполняющего обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, клирика храма святителя Николая на Трех Горах, (27 сентября); 29. диакона Владимира Галкина, клирика храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке, (29 сентября); 30. иеродиакона Антония (Скорика), насельника Донского ставропигиального монастыря, (23 октября); 31. диакона Димитрия Сафонова, заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, (25 октября); 32. иеродиакона Луки (Филатова), насельника Данилова монастыря, (27 октября); 33. диакона Александра Колокольчикова, учащегося Московской духовной академии, клирика Покровского храма при МДА, (3 ноября); 34. диакона Даниила Торопова, клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, (6 ноября); 35. диакона Петра Михалева, учащегося Сретенской духовной семинарии, (10 ноября); 36. диакона Сергия Шевченко, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда, (17 ноября); 37. диакона Александра Бованенко, учащегося магистратуры Сретенской духовной семинарии, (20 ноября); 38. диакона Николая Голованова, выпускника Московской духовной семинарии, (24 ноября); 39. диакона Романа Смирнова, учащегося Московской духовной академии, (2 декабря); 40. иеродиакона Серафима (Шарапова), насельника Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря, (6 декабря); 41. диакона Иоанна Новикова, учащегося Николо-Угрешской духовной семинарии, (19 декабря). Освящения, совершенные Патриархом в 2013 году: 1. освящение закладного камня в основание часовни свв. Петра и Февронии при Покровском монастыре (8 марта); 2. освящение закладного камня в основание храма Державной иконы Божией Матери в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме (18 мая); |
диакона Александра Лисовского, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке (10 марта); иеродиакона Наума (Саломатина), клирика Заиконоспасского монастыря (17 марта); протодиакона Александра Михеева, клирика храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (24 марта); диакона Евгения Суслова, клирика храма Живоначальной Троицы в Останкино (31 марта); иеродиакона Силуана (Волобуева), насельника Заиконоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы (14 апреля); протодиакона Андрея Марущака, клирика Храма Христа Спасителя (в ночь с 4 на 5 мая); диакона Максима Крижевского, клирика храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево (6 мая); иеродиакона Аполлинария (Панина), учащегося Московской духовной академии (7 мая); иеродиакона Иова (Чернышева), насельника Николо-Угрешского монастыря (22 мая); иеродиакона Иакова (Макеева), скитоначальника Савватиевой пустыни (19 августа); диакона Романа Богдасарова, исполняющего обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, клирика храма святителя Николая на Трех Горах (27 сентября); диакона Владимира Галкина, клирика храма преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, в Котловке (29 сентября); диакона Димитрия Сафонова, заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (25 октября); диакона Александра Колокольчикова, учащегося Московской духовной академии, клирика Покровского храма при МДА (3 ноября); 21. диакона Даниила Торопова, клирика храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Большой Ордынке (6 ноября); диакона Петра Михалева, учащегося Сретенской духовной семинарии (10 ноября); диакона Сергия Шевченко, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда (17 ноября); диакона Александра Бованенко, учащегося магистратуры Сретенской духовной семинарии (20 ноября). диакона Николая Голованова, выпускника Московской духовной семинарии (24 ноября); |
10. диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при Центральной клинической больнице ОАО " РЖД " (6 мая); 11. диакона Сергия Куксова, сотрудника личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси (3 июня); 12. диакона Николая Куренкова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (8 июля); 13. диакона Георгия Михайлова, студента Московской духовной семинарии (12 июля); 14. иеродиакона Валериана (Кузьменко), насельника Троице-Сергиевой лавры (18 июля); 15. диакона Сергия Петрова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (21 июля); 16. диакона Павла Целищева, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (22 июля); 17. протодиакона Александра Агейкина, клирика Храма Христа Спасителя (при совершении таинства хиротонии отец Александр был возведен в сан протоиерея с возложением креста с украшениями) (9 сентября); 18. диакона Бориса Осипова, клирика храма Живоначальной Троицы при бывшем Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) (23 сентября); 19. диакона Бориса Думу, клирика храма Покрова Божией Матери при Московской духовной академии (18 ноября); 20. иеродиакона Герасима (Войцеховского), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (25 ноября); 21. диакона Михаила Ильина, клирика храма святителя Николая Чудотворца в Зеленограде (2 декабря). Освящения, совершенные Патриархом в 2012 году: 1. 29 января – великое освящение храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в г. Москве; 2. 26 февраля – великое освящение храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше в г. Москве; 3. 1 марта – чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское г. Москвы; 4. 27 марта – освящение закладного камня на месте строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского в районе Нагатинский Затон г. Москвы; |
7. иеродиакона Родиона (Ларионова), помощника ректора Московской духовной академии, клирика академического храма в честь Покрова Божией Матери, (8 марта); 8. диакона Александра Лисовского, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, (10 марта); 9. диакона Николая Конюхова, учащегося 5-го курса Сретенской духовной семинарии, (14 марта); 10. иеродиакона Наума (Саломатина), клирика Заиконоспасского монастыря. (17 марта); 11. диакона Игоря Борило, клирика подворья Антиохийского Патриархата в Москве, (23 марта); 12. протодиакона Александра Михеева, клирика храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, (24 марта); 13. диакона Евгения Суслова, клирика храма Живоначальной Троицы в Останкино, (31 марта); 14. иеродиакона Илария (Ануфриева), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание иподиакона Его Святейшества, (7 апреля); 15. иеродиакона Силуана (Волобуева), насельника Заиконоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы, (14 апреля); 16. диакона Димитрия Сафронова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой Горе, (28 апреля); 17. иеродиакона Силуана (Никитина), насельника Сретенского ставропигиального монастыря, (4 мая); 18. протодиакона Андрея Марущака, клирика Храма Христа Спасителя (5 мая); 19. диакона Максима Крижевского, клирика храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево, (6 мая); 20. иеродиакона Аполлинария (Панина), учащегося Московской духовной академии, (7 мая); 21. иеродиакона Иова (Чернышева), насельника Николо-Угрешского монастыря, (22 мая); 22. диакона Андрея Щенникова, клирика храма священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе, (13 июня); 23. диакона Александра Акулина, клирика храма Космы и Дамиана в Космодемьянском, (17 мая); 24. диакона Антония Смирнова, учащегося магистратуры при Сретенской духовной семинарии, (7 июля); 25. иеродиакона Афанасия (Иванова), учащегося I курса аспирантуры Московской духовной академии, (21 июля); |
относительно женского диаконата. Во-первых, комиссия отмечает, что до последнего времени Англиканская Церковь не смогла предложить женщинам адекватное служение, что вызывает чувство неудовлетворенности у женщин, имеющих подходящую квалификацию, и в целом ослабляет Церковь. Во-вторых, комиссия вновь указывает на двусмысленность положения диаконис : согласно материалам Ламбетской конференции 1920 г., диаконисы обладают «священным саном», но Ламбетская конференция 1930 г. уже так не считает; диаконисы при подготовке к ординации собирают те же документы, что и диаконы; чин ординации диаконисы имеет очень близкое сходство с чином рукоположения диакона, при этом реальные функции диаконисы практически не отличаются от функций, которые исполняют церковные работники-миряне. Исходя из возникшей двусмысленности, а также опираясь на историческое рассмотрение понятия «священный сан» в Церкви Англии, комиссия считает, что решение Ламбетской конференции 1930 г. о диаконисах как об особом чине sui generis было ошибочным. Комиссия полагает, что основной причиной как исчезновения чина диаконис в древности, так и его возрождения в XIX в. является изменение условий жизни в обществе. Так как очевидно, что в XX в. в обществе происходят значительные изменения, Церковь обязана предложить женщинам адекватное церковное служение, а не просто сохранять древний чин диаконисы как некий анахронизм. В качестве предпочтительного пути комиссия называет реформирование сана диакона в Англиканской Церкви, с тем чтобы сделать его доступным как для мужчин, так и для женщин, — в этом случае чин диаконисы следует упразднить как избыточный . Следует сказать, что в этот период диаконское служение в Англиканской Церкви в целом переживало определенный кризис. Служение диакона стало восприниматься здесь не как самостоятельное служение, а как промежуточная остановка на пути рукоположения в сан священника. Более того, в чине рукоположения диакона, использовавшемся в Церкви Англии вплоть до XX в., говорилось о диаконстве как о низшем, младшем чине (inferior office) и высказывалась надежда, что данный кандидат сподобится в дальнейшем послужить Богу в более высоком сане . На качественно более низкое достоинство диакона по сравнению с саном священника указывает также отсутствие в чине рукоположения диакона особой молитвы призывания Святого Духа (Veni Creator Spiritus) и ряд других особенностей чина . Чаще всего священнослужители в Англиканской Церкви проводили в сане диакона всего несколько дней, после чего принимали рукоположение в сан священника. Более длительный срок служения в сане диакона был связан исключительно с возрастным цензом или же с недостаточным уровнем образования либо знаний клирика, но даже в этом случае, как правило, не превышал одного года . Таким образом, к середине XX в. диаконат в Церкви Англии фактически перестал существовать как полноценное служение и назрела потребность его реформирования или возрождения. |
33. архимандрита Серафима (Домнина) во епископа Кузнецкого и Никольского (12 сентября); 34. архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского и Верхнеуральского (11 октября); 35. архимандрита Филарета (Конькова) во епископа Барышского и Инзенского (28 октября); 36. архимандрита Василия (Данилова) во епископа Котласского и Вельского (18 ноября); 37. архимандрита Филарета (Гаврина) во епископа Бежецкого и Весьегонского (25 ноября); 38. архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого (2 декабря); 39. архимандрита Паисия (Кузнецова) во епископа Яранского и Лузского (6 декабря); 40. архимандрита Гедеона (Губки) во епископа Георгиевского и Прасковейского (13 декабря); 41. архимандрита Даниила (Кузнецова) во епископа Уржумского и Омутнинского (23 декабря). Иерейские хиротонии: диакона Павла Карева, выпускника Московской духовной академии, временного клирика храма Спаса Преображения на Песках (1 января); 2. диакона Иоанна Бокова, клирика храма св. блгв. кн. Евфросинии Московской в Котловке, сотрудника Административного секретариата Московской Патриархии (6 января); 3. диакона Владимира Ласкина, клирика храма Преображения Господня в Старом Беляеве (18 января); 4. диакона Бориса Зыкунова, клирика храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище (19 января); 5. диакона Михаила Ахламова, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (17 марта); 6. диакона Сергия Казакова, клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (18 марта); 7. иеродиакона Онисима (Бамблевского), студента Московской духовной академии (24 марта); 8. диакона Алексия Юсупова, студента Московской духовной академии (25 марта); 9. диакона Виктора Крючкова, клирика Донского ставропигиального мужского монастыря, ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (14 апреля); |
Там же. Алексеев В.В., Нечаева М.Ю . Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Екатеринбург, 2000. Ч. 1. С. 209-349; Нечаева М.Ю . От «великого князя» до «архиепископа». Эволюция самозванца Михаила Поздеева в контексте церковной среды//Религиозное многообразие Уральского региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2014. С. 168-181; Слесарев А.В . Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач)//Сектоведение. Альманах. Жировичи, 2012. Т. 2. С. 112-147; Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство//Религия в Украине. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 05.07.2012). Шумило . В катакомбах… С. 115-116, 134-135, 140-141. Справка из Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г.//Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке (ААС РПЦЗ, Нью-Йорк). Шумило . В катакомбах… С. 181-182, 199-201. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//Архив Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (АДСМММ). Прошение Викентия Чекалина на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия от 17 июля 1989 г.//ААС РПЦЗ, Нью-Йорк. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 36 от 17 февраля 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина сторожем Тульского епархиального управления. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 162 от 17 июня 1983 г. диакону Виктору Чекалину. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Письмо епископа Тульского и Белевского Германа 150 от 15 июня 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина штатным диаконом Богородице-Рождественского храма г. Белев. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 254 от 29 августа 1983 г. диакону Виктору Чекалну. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Копия письма Патриарха Московского и всея Руси Пимена епископу Тульском и Белевскому Герману 1274 от 23 августа 1983 г. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. |
| |