Судя по данным этого документа, не в апреле, а в июне под 14 зарегистрировано, что «у приходского диакона Леонтия Максимова родился сын Иоанн 26 июня, молитствован и крещен приходским священником Симеоном Силиным 29 июня 1826 года» (там же, л. 568-об.). Известно, что «восприемниками были тарусский купец Филипп Васильев и сельца Рослякова из дворян девица Елизавета Егорова, при крещении был причетник» (там же, л. 568-об.). Запись подписана по всем требованиям того времени священником Симеоном Силиным и диаконом: «Диакон Леонтий Максимов руку приложил» (там же, л. 580-об.). Каким образом закралась в документы ошибка, повторяемая во всех публикациях – можно только предполагать... Детство Иоанна, сына диакона Леонтия, прошло в с. Опочне при указанной Владимирской церкви. Как вспоминали современники, «ему еще пятилетнему мальчику за его любовь к церковности, местные крестьяне предсказывали, что будет он «большим попом». Этот рассказ в свое время был помещен и в словаре Родосского, как указывалось – со слов самого Янышева (КЦОВ, 1909, 4, стр. 4). В семье дьякона Леонтия было три сына: Максим, Иоанн, Димитрий, дочь Надежда. Все братья Янышевы учились в Калужском Духовном училище, а потом в семинарии. Но позже, в 1852 году, как указывается в архивных документах, младший брат Димитрий уже носил фамилию Вишняков в силу бытовавших тогда традиций разнофамильности в духовенстве (ГАКО, ф. 33, оп. 3, ед. хр. 232, л. 20-об.). В дореволюционных публикациях значится, что отец Иоанна Янышева перешел в черное духовенство. Материалами ГАКО подтверждается этот факт: в 1842 году, овдовев, дьякон Леонтий ушел в монастырь, оставив детей своих на попечение приемника по службе и мужа дочери Надежды – диакона Павла Петровича Олерова: «Отношение...Консистории, от 17 июня 1842 г. 3052, коим уведомляется, что новорукоположенный с. Опочни диакон Павел Олеров обязался содержать детей тестя своего, уволенного от должности того же села диакона Леонтия Максимова, а своих шурьев учеников: среднего отделения семинарии Максима, низшего отделения Ивана и первого приходского класса Димитрия Янышевых (ГАКО, ф. 65, оп. 5, ед хр. 57. Журнал КДС за 1842 г., тетрадь 38, л. 129). Иоанну было в ту пору 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Кроме того, есть сомнение, что Кедрин изменил слово «Асийский» на слово «Карийский», когда узнал, что бывший дьякон Лев стал митрополитом Карий. Введение Кедрина точно передает текст Скилицы. Почему же в таком случае Кедрин, во всем рабски следующий Скилице, вдруг решился его исправить? Кедрин использовал не дошедшую до нас раннюю рукопись Скилицы. Но введение Скилицы сохранилось только в более поздней рукописи – Куаленовой 136. Эта рукопись начала XII в. во многих местах позволяет стилистически выправить и дополнить ту, которая служила прототипом для Кедрина. В последующих рукописях (например, в Венской) этих поправок и дополнений нет. Особенно важно, что в рукопись 136 включены две дословных больших вставки из «Истории» Льва Диакона – описание внешности Никифора (III, 8) и внешности Цимисхия (VI, 3). Отсюда напрашивается вывод: Куаленовую рукопись нельзя считать первоначальной. Основная рукопись – та, которую использовал Кедрин. В Куаленовой же рукописи переписчик смело делает поправки и вставки. Но это означает, что слова «Лев Асийский» есть правка писца рукописи 136, внесшего их вместо слов «Лев Карийский». Почему же сделана такая правка? Причина была совершенно определенной: у Скилицы не использован Лев Диакон, и Лев Карийский ничего общего со Львом Диаконом не имеет. В Куаленовой же рукописи уже имеются вставки из Льва Диакона, и поэтому вместо незнакомого для переписчика Льва Карийца внесено имя Льва Асийца, которое, безусловно, означало Льва Диакона. При таком понимании Лев Диакон и митрополит Карии не идентичны. Но, конечно, только дальнейшие успехи эпистолографии смогут дать достоверные факты из поздней биографии Льва Диакона. Считалось, что Лев Диакон является автором особого энкомия в честь архистратига Михаила на день его празднования 8 ноября. Но, согласно Панайотакису, имя «Леон» написано в заголовке энкомия ошибочно вместо Панталеон, так как подобный энкомий в честь архистратига Михаила известен как сочинение Панталеона (вторая половина XI в.). Возможно, дальнейшие публикации в области эпистолографии церковных деятелен Византии вскроют новые факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сие основано на истине духовных видений, и полезно в том отношении, что в изображении многих лиц, составляющих сложную историческую икону, зритель удобно отличает лице святое от несвятого, и сим облегчается уразумение всего изображенного. При посещении мною некоторых новых и возобновленных церквей усмотрено мною; что на некоторых иконах сего не соблюдено, и благочинными не обращено на сие внимания. Посему подтвердить благочинным, чтобы внимательнее смотрели за соблюдением в иконописании церковного предания, правильности и приличия“. 116 . Резолюция от 10 января на консисторском определении по делу, начатому по прошению прихожан Богорождественской, в Столечниках церкви об отведении от сей церкви диакона Иоанна Андреева Руднева за грубое его обращение с ними: донос на диакона Руднева пяти человек прихожан, обвиняющих его в дерзости, грубости, брани и самовластии, признать недоказанным и отведение его ненужным: „1) Нельзя не обратить, между прочим, внимания на то ясное обличение несправедливости доноса, что церковный староста Герасимов говорит, что говорил прихожанам об уменьшении усердия к церкви со времени поступления к ней диакона Руднева: и в то же время говорит, что доказательств на сие представить не может. Уменьшение усердия к церкви должно иметь последствием уменьшение церковного дохода. Итак, старосте ближе других можно было бы указать на сие, если бы донос был справедлив. Определение консистории утверждается. 2) поскольку диакон оказывается правым, а донос бездоказательным: то дела сего —73— в послужной список его не вносить. Потому что если бы допустить несправедливым и бездоказательным доносчикам положить хотя легкое пятно в послужном списке невинного: это было бы для тех выигрыш, а для сего не заслуженная неприятность». 117 . Резолюция от 18 января на консисторской справке диакона Димитрия Феодорова Нечаева, бывшего при Вознесенской, г. Коломны, церкви об определении его на какое-либо диаконское место: «Диакон Нечаев в 1846 году, за нетрезвость, обнаруженную в праздник в церкви, отрешен от Вознесенской церкви и назначен к определению в село, о чем духовному правлению предписано 2 мая того года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—96— Николая чудотворца свою ругу, а списаньице когда-то до открытая мощей утратилось. Сам составитель жития князя Андрея не придает ходившим рассказам полной веры, ибо говорит: «глаголют же о сем князе Андрее в повестех нецы сице..., аще истинна суть (повести), един Бог весть» 1319 . Обращаемся ко второму случаю. Когда-то до 1544-го года в селение Боровичи, ныне уездный город Новгородской губернии, находящийся на реке Мсте, принесло весной на льдине гроб с телесными останками неизвестного человека 1320 , который, явившись во сне некоторым жителям Борович, называл себя Иаковом. Гроб с телесными останками или мощами поставлен был в нарочно устроенную часовню, жители Борович начали иметь к мощам веру и от них начали совершаться чудеса. В 1544-м году архиепископ Новгородский Феодосий, вероятно, быв вызван просьбою к нему жителей Борович об установлении празднования Иакову, как святому, послал в Боровичи соборного Софийского священника и диакона «смотрети у часовни мощей Иаковлих и о чюдесах испытати многими людьми и священники». Получив от священника и диакона составленный ими «обыск» или акт свидетельствования мощей и дознания о чудесах (он от 2-го июня 1544-го года) 1321 , архиепископ обратился с спросом к митрополиту Макарию, как поступить. Митрополит прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их «те честные и святые мощи пренести и близь стоявшия новае (новые) церкви (т. е. церкви, стоявшие близь часовни, в которой лежали мощи Иакова) Сшествия Святого Духа положити у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити». Получив грамоту митрополита, архи- —97— епископ послал в Боровичи (6-го октября 1544-го года) игумена Антонова монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказала им: «изо окрестных мест согласити (им) к собе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пети понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близь новае церкви Сшествия Святого Духа положити у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его преже сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будут мощи его на верху земли стояли, и ныне их на верху земли положити, а раку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставити, да и гробницу над ним устроити и обедню служити по нем соборне».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В один из дней на освящение воды на отца Василия просто «напал» один из наших старых знакомых, который ушел в Зарубежную Церковь; начал его обличать, что он еретик, что Московская Патриархия такая-то и такая-то, и прочее — вся эта «песня» зарубежников… И на меня накинулся тоже. Я к отцу Василию: так, мол, и так… А он мне: «Ты старайся с ним не разговаривать. Он и на меня напал: ты, говорит, вообще в прелести. Ладно, говорю, в прелести я, так в прелести…» Отец Василий как раз в это время снимал фелонь, и такая радость была у него на лице написана, что, мол, еще и обругали, как хорошо… Хотя вслух он этих слов не говорил: «Слава Богу, что меня обругали. Какая благодать!» Нет, от него такого нельзя было услышать никогда. Это было бы смиреннословием. Как-то отец Василий служил Литургию без диакона. Сначала я не обратил внимания, что диакона нет. За Часами надо было следить, постоянная забота — Апостол объяснять, быть на клиросе, то есть приходилось успевать повсюду. Когда чтение Часов приближалось к концу, стало ясно (может быть, потому, что каждение задерживалось), что диакона не будет. Смотрю, отец Василий никак не реагирует и никаких действий не предпринимает для того, чтобы как-то поправить ситуацию. Я спросил: «Батюшка, Вы говорили благочинному?»— «Ну, скажи ты». Но где было искать диакона, когда уже 6-й Час заканчивается?! Отец Василий сам вышел, покадил, сам отслужил Литургию, и было видно, что он исполняет диаконскую службу с удовольствием. Еще было как-то. Захожу в алтарь и вижу, что отец Василий зажигает лампадки на семисвещнике. Говорю: «Батюшка, давайте я помогу Вам», — а он: «Не лишай меня удовольствия такого…» Для него так дорого было все это — зажигать лампадки, убирать нагар с фитиля. Однажды мне пришлось проявить настойчивость по поводу служения Литургии в храме Илариона Великого в один из дней памяти великомученика Георгия — 16 ноября. После того, как этот храм освятили и положили под престол часть мощей великомученика Георгия, у нас возник обычай служить в этот день в храме Иллариона Великого. Со временем об этом обычае стали забывать, и тогда мне пришлось проявить настойчивость, чтобы эта служба там состоялась… Потом на исповеди говорю: «Батюшка, я проявил некоторую настойчивость и не знаю, хорошо ли я сделал: вроде бы дело хорошее, но пришлось спорить». А он с такой блаженной улыбкой отвечает: «Так вот кому я обязан этой радостью — служением Божест

http://pravmir.ru/ob-otce-vasilii-roslya...

Но если при этом он не отступит, но будет продолжать священнодействие, то сделает еще лучше, ибо если и убиен будет тогда, то примет венец мученический. Таким же точно образом должен поступать священник, если бы во время совершения литургии он узнал каким-либо образом, что его хотят убить во время священнодействия, он должен совершать службу, хотя бы и действительно пришлось ему быть убитому; ибо тогда он удостоится венца мученического. § 120. Если во время совершения литургии загорится церковь , или начнет разрушаться от бури или от чего-либо иного, то священник не должен прекращать литургию, но, захватив сохранно из церкви св. дары вместе с антиминсом, пусть вынесет оные из церкви и, заготовив на другом безопасном месте свободный стол, пусть совершит и окончит на нем священнодействие, начав с того места, на котором остановился. Статья 4 Решение дальнейших вопросов, относящихся к совершению литургии, но не предусмотренных в Учительном Известии. Можно ли двум или нескольким священникам служить соборно литургию без, диакона? Какие действия опускаются диаконом на литургии, когда он служит, но не причащается? Можно ли диакону раздроблять св. дары во время причастного для причащающихся? Может ли диакон раздавать на обедне антидор вместо священника? Можно ли предоставлять, получение антидора свободному разбору предстоящих, а также как быт, если в храме случится народу много, а антидора будет мало? Если несколько диаконов (причащающихся) служат, на одной и той же литургии, то который из них должен потреблять св. дары по окончании литургии, и может, ли когда священник, потреблять св. дары вместо диакона ? Можно ли допускать диакона к участию в отправлении литургии и если он по какой-либо причине не успеет к началу обедни? Как смотреть на омовение рук, совершаемое священниками в некоторых местах на обедне пред причащением св. тайн? О преклонении верующих под св. чашу во время литургии и о закрытии царских врат при окончании богослужения. § 121. Случается нередко, особенно в селах, что священники отказываются от соборного служения литургии за неимением диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Весьма естественно, если под актами соборных «заседаний» не подписывались те, кто не имели права «сидеть» на соборе Диаконы состояли в свите епископов или из заместителей-пресвитеров и были исполнителями приказаний собора, не членами его 155 . И сам Афанасий в. в сане диакона сопровождал своего «папу» Александра на никейский собор и присутствовал на его заседаниях 156 ; однако в сохранившихся списках отцов никейских мы напрасно стали бы искать имени диакона александрийского Афанасия эти списки, составленные на основании подписей под соборными определениями, дают moльko nomina episcoporum. U пропуск имени Льва диакона совершенно понятен в данном месте. Иное дело nocлahuя Sancma synodus u Quoniam semper: эmo были частные [maximum – только официозные] письма, ее) А что Фридрих не прав, когда на основании имени диакона Льва зaчucляem Quod semper b cepuю Symmachiana, эmo показывает и список «имен епископов, которые присутствовали на сердикском соборе и подписались под его npurobopoм (in judicio)», приложенный к nocлahuю Quod semper. B этом списке перечислены только 59 епископов; все же пресвитеры и диаконы, не исключая и Архидама и Филоксена, опущены вовсе. Конечно abmop Symmachiana he потерпел бы такого обращения с папскими легатами и римскими кардиналами и дополнил бы этот древний каталог именами Архидама, Филоксена и Льва и таким образом удостоверил бы существование этого последнего, в создании которого он – по Фридриху – так заинтересован. ff) Можно сказать даже более: на основании того факта, что диакон Лев упоминается и bAcma Sixmi – Causa Polychronii, следовало бы сделать то заключение, чmo Quod semper c эmuмuSymmachiana he имеет генетически ничего общего, и это по двум основаниям,  αα) Невозможно предположить, что abmop Quod semper был так безнадежно бездарен, что не понял, что диакон Лев, no Symmachiana buдhый церковный деятель при Cukcme III (432 – 440 г.), не мог быть диаконом и сто лет тому назад при Юлии I (337 – 352 г.). Следовательно литературное тождество этих двух диаконов немыслимо,  ββ) Но нельзя допустить даже и рабского подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Теперь я постараюсь объяснить тебе постепенно священные обряды, употребляемые Церковью при рукоположении своих служителей, и прежде всего, скажу несколько слов о причетниках, которые, не составляя еще собственно священного чина, при­званы предварительно на служение Богу, чтобы из числа их посвящались впоследствии Диаконы и Пресвитеры. Посему когда, во время служения архиерейского, приводятся к его кафедре, посреди цер­кви, избранные в должность причетников, то сперва постригают им власы, в знак посвящения Богу, а потом облекают в белый стихарь, одежду чистоты духовной. В первенствующей Цер­кви между ними находились, не только чтецы и свещеносцы, по-нынешнему псаломщики и пономари, но и заклинатели, которых должность исключи­тельно состояла в чтении заклинательных молитв, против духов нечистых и над болящими. Высшая из приготовительных степеней цер­ковного служения и ближайшая к священству, есть степень иподиакона, предназначенная для того, что­бы в некоторых случаях, в служении архиерейском, заменять Диакона. Избранный приводится также на средину церкви, к сидящему Архиерею, и два Диакона или иподиакона, всегда находящиеся при особе Святителя на литургии, по его благосло­вению, возлагают крестообразно орарь на нового служителя Христова, дабы препоясать его сим знамением силы и готовности к служению. Святитель осеняет, крестным знамением, главу его, произнося молитву посвящения, и тотчас, для введе­ния в новую должность, дают ему как служи­телю, держать умывальницу и лентион, во время умывания рук архиерейских. Чин хиротонии Диакона и Пресвитера совер­шается почти единообразно, в общем и открытом ходе обрядов, но с важным различием в молитвах и словах тайнодейственных, и не в оди­наковое время литургии. Диакон рукополагается по освящении даров, в знак того, что он может только служить таинству, совершаемому Епископом или Пресвитером, но не имеет власти действо­вать, а Пресвитера посвящают тотчас после вели­кого входа, чтобы он сам участвовал в приношении бескровной жертвы. Он, и на великом входе, предварительно идет пред Св. дарами, покровенный воздухом, в знамение благодати Духа Святого, готовой его осенить. Более же двух посвящений, одного Диакона и одного Пресвитера, по уставам Соборов Вселенских, не бывает на одной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ ЧАСОВ Священник облачается в епитрахиль и поручи для изнесения святого Евангелия, затем – в фелонь; диакон облачается в стихарь. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон – кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой. Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ. На 3 и 6 часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся. На 9 часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (по Уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону). По прочтении святого Евангелия на 9 часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть» царские врата открываются, и священник творит отпуст (после отпуста царские врата снова закрываются). ЧИН РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ВЕЧЕРНИ, СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается днем и отдельно от утрени праздника, для того чтобы совершить ее наиболее торжественно. Для этой же цели рождественская вечеря обычно соединяется с продолжительной Литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня не соединяется с Литургией, а совершается днем самостоятельно. В этом случае Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника, а великие часы переносятся на пятницу. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста – в свое время, и затем особо служится рождественская вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Первым иерархом новоучрежденной епархии с 1261 по 1269 год был епископ Митрофан, затем он “пострижеся в схиму”. А с 1269 года управлял епархией епископ Феогност. В августе 1276 года он был в Константинополе и там на Соборе представил некоторые свои недоуменные вопросы для соборного обсуждения и решения. В старой исторической литературе, например, у историка митрополита Московского Макария (Булгакова), есть сообщение, что этот Собор проходил во время Всероссийского Митрополита Максима в 1301 году, но это неверно. Тексты деяний этого Собора изданы в шестом томе “Русской Исторической Библиотеки” 1 и датированы 1276 годом. Большинство вопросов епископа Феогноста вызвано теми новыми для русского духовенства условиями, в которых оно оказалось в иноверной и иноземной Орде. В ответах Собора сквозит полное понимание сложности обстановки, в которой находилась названная епархия. Приведем некоторые из них. Вопрос 6: Аще ли приключится святителю служити Литургия, а не будет диакона, а попов будет много, лзе ли ему служити? Ответ. Аще будет нужа, а не будет диакона, да поет с попы. Вопрос 7: Аще будут попове мнозе вместе, а не будет диакона посреди их, достоит ли им служити? Ответ. Достоит; един от них поп ектению молитв, в олтаре стоя, а вон не выходя. Вопрос 9: Аще приключится человеку в велицей болести, а въсхошет в черньци, а не будет игумена, лзе ли епископу пострищи его? Ответ. Не токмо епископу, ино и попови и диаконови; аще не будет попа и диакона, а при смерти, да и причетник пострижет. Последнее процитированное постановление Патриаршего Синода — очень важное решение, свидетельствующее о многом. Русские люди, пребывая годами в тяжелой неволе, сохраняли свою верность вере отцов и в конце своей жизни хотели уйти в иной мире в ангельском чине. Изучая древние синодики, можно обратить внимание на то, что в записанных родах много монашеских имен. Таким образом, эта благочестивая традиция сохранялась и в последующее время, причем Константинопольский Собор, идя навстречу стремлению благочестивых людей, допустил совершение пострижения принимающих монашество даже причетником. Это правило действовало, очевидно, только в древности и в пределах Сарайской епархии 2 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010