После национализации в 1917 году банков Иван Семенович стал работать бухгалтером в государственных учреждениях города Москвы. После закрытия Новоспасского монастыря он, как и все прихожане монастыря, начал ходить в расположенный рядом с обителью храм Сорока мучеников; там ему предложили принять сан диакона. Выбор был очень серьезным, и Иван Семенович отправился в храм святителя Николая на Маросейке к протоиерею Алексию Мечеву, чтобы посоветоваться с ним и взять благословение. Отец Алексий благословил, и в 1921 году епископ Верейский Иларион (Троицкий) рукоположил его в сан диакона ко храму Сорока мучеников. При храме тогда еще существовала воскресная школа, которой диакон Иоанн стал руководить. Прослужил он здесь около года; в храме в это время начались распри, и он ушел из него. Затем служил некоторое время в Троицком храме в Котельниках. Во время служения в храме Сорока мучеников и в Троицком храме диакон Иоанн продолжал работать бухгалтером. Семья отца Иоанна, состоявшая из супруги и дочери, была дружной; все свободное время в будни они посвящали чтению духовных книг, и в особенности житий святых, читая жития на каждый день. В воскресные дни и в праздники и при любой возможности они шли в храм. В начале 1930 годов отца Иоанна вызвали в ОГПУ и сказали ему: – Вы хороший работник, мы проверили вас, мы предлагаем вам работать у нас агентом, сообщать нам обо всех, кто с вами работает. Отец Иоанн ответил на это: – Я не могу этого делать, потому что на мне сан диакона. – А вы снимите с себя сан диакона. – Бог дал, Бог с меня снимет, – ответил отец Иоанн. Сотрудники ОГПУ не стали более настаивать, и один из них сказал: – Нам бы побольше таких стойких людей. В 1937 году на диакона Иоанна донесли, что его квартиру посещает много духовенства, и к нему пришли сделать обыск и арестовать. Во время обыска у него нашли справку, что он рукоположен в сан диакона. «Ну, вот еще одно дело», – удовлетворенно сказал один из обыскивавших. На допросах отец Иоанн подтвердил, что он до сего времени носит сан диакона и не желает с себя снимать сан. А что касается обвинений в контрреволюционной деятельности, то в этом он виновным себя не признает.

http://fond.ru/foto/993/Aleksiy/

л.31 об. «Диакона Жука». л.141 об. «Васильевский диякон Жук принес писма полосмынацять тетрати, а тетрати правлены». л.142. «Писмо Климово Егорьевского диакона правлено». л.149. «Егорьевского диакона Клима». л.262. «Генварь. Писмо попа Павла Стретенского со Усохи, а ныне пашет поп Конан». л.265. «Павла Стретенского с Усохи». л.272. «Писмо попа Конона изо владычня двора». л.409. «Васка». л.413 об. «Третьяков». л.573. «Ренского? (слово наполовину срезано) писмо правлено». (А.В.Горский и К.И.Невоструев читали: «Ренскаго», ЧОИДР, 1886, стр.98). л.620. «Генварь, писмо Гаврилово правлено ко Зотови чясти достал». л.1064 об. «Генварь 6, писмо Зачацкого попа Якова». л.1072. «Вознесенского диакона Игнатия». л.1100. «Генварь 7, писмо Игнатия диакона Вознесенского и правлено», л.1144. «Синицин». л.1372. «Генварь. Священноинок Инокеньтей». Другим почерком: «Кулпа его сзятая правлена, а принес Кисель». л.1487 об. «Богослов до зде и весь 25 день». л.1488. «Писмо диакона Покровского Ивана 31 лист генварские менеи и он свою статью написал и справил по Ефрему Сирину ». л.1497. «Диакона Покровского Ивана », л.1627. «Писмо Кузме Белого правлено», л.1697. «Писмо Ситково правлено со права... конец генварские минеи он статья написал». л.1707. «Ситково». л.1731. «До зде Минея генварская». На обороте нижнего переплетного листа полууставом писца (киноварью): «Месяца генваря в 11 день прихожение преподобнаго Михаила уродиваго Христа ради». л.1, 8. Заставки в красках на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски вровень с обрезом листов. Арх. Савва. Указатель ... стр.210. (Син.179) Минея-четья, месяц Февраль, 1°, русский полуустав, разных рук в два столбца, 1025 л. Водяные знаки: 1. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 2. Перчатка под короной, Бр, 10911–10967, 1540 г. 3. Кувшин с двумя ручками и букетом трав, Бр. 12896, 1553 г. л.1–9. Указ главам к данной Минеи-четьи. Среди других житий помещены: л.143. «Житие Димитрия Прилуцкого Вологодского» составлено учеником его Пахомием, 11 февраля (ЧОИДР, 1886, кн.1, стр.123–124).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Сохранению памятников античной учености мы в значительной мере «обязаны, – как указывает В. В. Плотников, – кропотливому труду неизвестных нам монахов», которые «прилежно переписывали, вместе с творениями древних христианских писателей, и сочинения классических авторов» . На основе вышеизложенного становится очевидным: 1.3. ЛИЧНОСТЬ ДИАКОНА ОЛИМПИОДОРА И ЕГО ТВОРЧЕСТВО О жизни диакона Олимпиодора сохранилось очень мало сведений. Есть прямое упоминание о нем в Ватиканском кодексе Барберини, в котором сообщается, что он был рукоположен в сан диакона Александрийским патриархом Иоанном Никиотом, который был на кафедре приблизительно в 505–515/516 годах. Из этого можно сделать вывод, что диакон Олимпиодор родился приблизительно в 470–490 годах, а деятельность его приходится на первую половину VI века. Косвенное указание на это содержится в конце «Комментария на книгу Иова», в котором сам Олимпиодор говорит, что свои толкования на книгу Иова и на книгу пророка Иеремии он пишет по поручению Иоанна и Юлиана, известных личностей в Александрии в VI веке . Кроме того, об Олимпиодоре похвально высказывается святой Анастасий Синаит, характеризуя его как «философа, умудрившего Александрию, как ее диакона» . Творения диакона Олимпиодора представляют немалый интерес, главным образом именно потому, что доносят до нас древнецерковную экзегетическую традицию предшествующих столетий. Сохранились следующие его работы: 1. «Толкование на книгу Иова» . Это самое большое по объему творение диакона Олимпиодора. Оно дошло до нас в двух рукописных традициях, а также в катенах. Книга Иова у Олимпиодора разделена не на 42 главы, как в тексте Септуагинты, а на 33. Это преимущественно буквальный комментарий, в котором аллегория использована лишь изредка. Автор часто ссылается на толкования неизвестных экзегетов, приводя их без обсуждения . 2. «Толкование на книгу Екклесиаста» . 3. «Толкование на книгу пророка Иеремии» . 4. «Толкование на плач Иеремии» . 5. «Толкование на книгу Варуха» . 6. «Толкование на Послание Иеремии» .

http://pravoslavie.ru/64067.html

5 В день перенесения святых мощей в городе святую литургию отправлять в 7 часов. 6 Во время шествия из города крестнаго хода архиерей со служащими и прочим духовенством во всей священной одежде в церкви ожидает приближения крестнаго хода. 7 Когда оный приблизится к монастырю около полуверсты, Преосвященный шествует из церкви к святым мощам со всем духовенством таким порядком: посреди идут два диакона с кадилами, и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный, священники по два в ряд. Преосвященный позади, а перед ним два диакона с кадилами. 8 По приходе в палатку, где святыя мощи, Преосвященный начинает. «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», и все духовенство поет: «Царю Небесный»; в продолжении онаго пения, преосвященный кадит святыя мощи, потом – 9 Вземлет преосвященный с первенствующим духовенством святыя мощи, несут на сретение крестнаго ходу и чудотворнаго образа; напереди идет градский голова, коммерции советник со свечами Дмитрий Мыльников и два бургомистра городового магистрата и 20 человек лучших граждан со свечами, и по два в ряд, потом идет протоиерей – благочинный Сухих кропит святою водою все шествие священники и иеромонахи, по два в ряд, со свечами в лучшей священной одежде, за ними идут четыре диакона с кадилами и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный и два подиакона с трикириями; затем несут святыя мощи архиерей с настоятелями и со служащими, вокруг оных по сторонам же шесть диаконов свещи большия в подсвечниках несут и два диакона над мощами несут рапиды; четыре священника несут над святыми мощами балдахин, приготовленный из дорогой материи, который за ними поддерживают шестеро первенствующих граждан, а именно: г.г. Сибиряков, Мыльников, Василий Ситников, Степан Дудоровский, Дмитрий Сизых, Григории Баженов, и за святыми мощами идут граждане; в продолжение шествия, ко стретению, священники, певчие и весь клир поют: «Спаси Господи люди Твоя», потом тропарь Святителю. 10 Святый и чудотворный образ Божией Матери и кресты встречаются, пред которыми святыя мощи поставляют на постланное для того сукно; архиерей кадит образ Божией Матери обыкновенным порядком, прикладывается к оному, и отправляется лития, по окончании которой – 11 Шествует таким же порядком к соборной Вознесенской церкви, святый чудотворный образ с крестами несут пред святыми мощами и, обойдя церкви, входят во внутрь оной; во время сего шествия духовенство и певчие поют «Всемирную славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В решении второй половины вопроса о перенесении потира и дискоса, при служении нескольких священников, без диакона, мы также не согласны с автором. Если автор полагает, что «хлеб предшествует чаше» и потому дискос следует нести первому священнику, а чашу – второму, то это совсем не подтверждается Священным Писанием. Правда, в Евангелиях от Матфея и Иоанна сперва идет речь о хлебе, потом и о вине; но этот порядок не имеет обязательной силы по отношению к великому входу; а что и сами апостолы не соединяли с этим порядком особенного смысла, видно из того, что апостол Павел, в первом Послании к Коринфянам в одном месте говорит о хлебе, потом о чаше ( 1Кор. 11, 26 ), в другом же месте, наоборот, ставит впереди чашу ( 1Кор. 10, 16 ). Мы полагаем, что нельзя изменять древний обычай по личным соображениям, и если при сослужении диакона право несения потира издревле предоставлялось первому священнику, то право это принадлежит ему и при отсутствии диакона; он же вместе с тем должен нести и дискос на голове. При таком порядке сами собою решаются казуистические вопросы иерархического местничества и чинопочитания и устраняется необходимость введения в церковную практику новых порядков. Второй из предложенных автором вопросов – о каждении – явился под влиянием той же неправильно истолкованной идеи о правах и преимуществах иерархических степеней. Если не унизительно для священника произносить, за отсутствием диакона, ектении, то не унизительно и кадить первому священнику, хотя бы остальные сидели. Сам архиерей, после малого входа, «кадит и сущия во алтари, стоя пред святою трапезою». При излишней ревности к преимуществам священника в вопросах практических придется, за отсутствием диакона, отказаться от Литургии. Около 600 лет тому назад подобные вопросы предложены были Саранским епископом Феогностом Константинопольскому Патриаршему Собору (1276 года), а именно: «аще подключит ся святителю служити литургию, а не будет диакона, а попов будет много, нельзя ли будет ему служити»? Ответ: «аще будет нужда, а не будет диакона, да поет с попы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Возвратившийся в 378 г. (по смерти Валента) к своей кафедре святитель Мелетий, без сомнения, знал о жизни своего чтеца – отшельника и ждал времени снова приблизить его к себе. Лишь только Иоанн оправился от болезни, Мелетий призвал его к себе и пожелал посвятить его в диакона. Иоанн, за несколько лет пред сим бежавший от епископства, теперь принимает смиренный сан диакона. То было делом послушания воле святителя, бывшего его наставником, и выражением решимости всецело посвятить себя священному служению, созревшей в подвигах иночества. Посвящение Иоанна в диакона последовало в начале 381 г., когда ему было 34 года. В звании диакона он пробыл пять лет. Из них менее года служил он при Мелетие, который в том 381 г. отправился в Царь-град на второй вселенский собор и там скончался. В достойном преемнике Мелетиа Флавиане Иоанн имел такого архипастыря, к которому уже давно был близок, как бывший учеником его в то время, когда, по удалении Мелетия в заточение, Флавиан и Диодор, в звании пресвитеров, оставались учителями антиохийской паствы. С преданностью исполнял Иоанн обязанности своего диаконского служения. Они были тогда не легки. Кроме служения при священнодействиях епископа, надзора за благочинием в храмовых собраниях, к должности диакона относились особенно дела церковной благотворительности и исполнение разных временных поручений епископа. „Должность, говорит по этому поводу один из биографов Иоанна, – трудная, требовавшая безотчетной покорности во всякое время, но зато самое лучшее подготовление к должности епископа и упражнению в обязанностях любви! Быть естественною опорою бедных, изучать их несчастия, видеть собственными глазами крайность нужд, находить причины тому часто в жадности и жестокости богачей, в безжалостных и несправедливых притеснениях чиновников, являться к неимущим и слабым как бы видимым орудием церкви, получать приятную склонность – быть любимым и благословляемым от тех, которые страдают; – какая роль для человека, которого сердце было так нежно и который так страстно ненавидел неправду!.. Уединение, в котором Иоанн провел несколько лет, могло охладить в нем, чрез исключительную заботу о себе и своей святости, теплоту сердца и любовь к другим. Легко забывать несчастных, когда не видишь их. Диаконство снова перевело его в среду действительной жизни и открыло его глазам ее страдания и несправедливости. Таким образом, он прошел двойное воспитание – воспитание пустыни, которая укрепляет и возвышает дух, и воспитание жизни общественной, которая показывает человеку человека и дает ему знание страстей, интересов, бедствий и пороков. Печальное знание, но необходимое для того, кто хочет иметь какое-либо влияние на подобных себе. Первое серебро, которое Иоанн отдал бедным, – это его собственное. С этого дня до самой смерти он ничего не имел; можно сказать, что это был первый бедняк в антиохийской церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

При этом случае Патриарх Кирилл, изъявляя свое сожаление о кончине блаженной памяти его родителя Патриарха Филарета Никитича, благодарил за присланную ему милостыню заздравную и на помин души усопшего и торжественно признавал, своим согласием, нового Святителя Иоасафа на Патриаршеском престоле всея России. Тут же извещал он о милостыне монастырям Афонским, как следует ее раздать и сколько их: «Буди ведомо истинно Царствию твоему, что пребывают во Св. горе Афонской двадцать монастырей, и от тех монастырей архимандриты и игумены и священноиноки приезжали сюда к нам, прося чтобы мы написали и побили челом Царствию твоему, что все они, едиными устами молят, день и ночь Господа и Бога о многолетном здравии Царствия твоего. A те монастыри пребывают все в единой подати и единой области, и тянут единую тяготу и один долг платят все двадцать монастырей: первый монастырь Великия Лавры Св. Афанасия, начальник архимандрит; Ватопедский Благовещения Пречестныя Богородицы; Хиландарский Введения Пречистыя Богородицы; Иверский Портарис-Успения Богородицы, начальник архимандрит, священников двадцать, диаконов восемь, братии четыреста; Дионисиевский Рождества Предтечи, архимандрит, осьмнадцать священников, семь диаконов, двести восемьдесять братии; Кутлумушский, игумен, двенадцать священников, четыре диакона; Дохиарский, архимандрит, шестнадцать священников, пять диаконов, сто пятьдесять три братии; Ксиропотамский, Св. четыредесяти мученик, игумен, двенадцать священников, пять диаконов, сто одиннадцать братии; Св. Георгия, архимандрит, десять священников, три диакона, сто шестьдесять братии; Русский Пантелеймон, архимандрит. Симо-Петры, Рождества Христова архимандрит, пятнадцать священников, пять диаконов, сто пятьдесять семь братии; у Вознесения в Есфигмене четырнадцать священников, восемь диаконов, триста братии; у Благовещения игумен, тринадцать священников, пять диаконов, сто пятьдесять братии; у Св. Николы Григорьевскаго монастыря, игумен, десять священников, четыре диакона, сто двенадцать братии; Св. Георгия Зографа, игумен, десять священников, четыре диакона, сто тридцать братии; у Георгия Ксенофскаго игумен, десять священников, три диакона, сто братии; в Каракальском монастыре игумен, двенадцать священников, четыре диакона, сто тридцать братии; в Ставроникитском монастыре архимандрит, десять священников, пять диаконов, сто братии; в Кастамонитском монастыре игумен, священников десять, четыре диакона, сто пятьдесять братии. А посему молим великое державное твое Царствие, да пожалуешь, пришлешь ко всякому монастырю милостыню от своей царской ненарушимой казны особно».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Готовятся кадило, свеча для священника, постилается коврик посреди храма. Малая ектения, седальны. Пономари зажигают паникадило и свечи, выходят каждый со своей стороны и становятся перед алтарем. «Хвалите имя Господне…», величание, «Ангельский собор…», каждение храма. Пономари идут в храм впереди духовенства, у иконы праздника пропуская священника и диакона. Свечи ставят за центральной иконой, сами становятся лицом друг к другу. Посреди храма подается кадило и свечи для священника и диакона, а по окончании каждения кадило и свечу диакона следует унести в алтарь. Малая ектения. «Яко благословися имя Твое…». Вместе с диаконом пономари идут в алтарь каждый со своей стороны. Степенны антифоны. В начале пения антифонов пономари выходят каждый со своей стороны с малыми свечами в руках и становятся лицом к алтарю перед открытыми царскими вратами. Во время пения «Слава, и ныне» вместе с диаконом кланяются на горнее место и священнику, затем идут впереди диакона и становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. Прокимен, «Всякое дыхание…». После «И о сподобитися нам…» идут перед диаконом и становятся справа и слева от священника. Чтение Евангелия. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «Воскресение Христово видевше…» (в воскресный день). Пономари идут в алтарь впереди диакона. В воскресенье следует перед амвоном пропустить диакона вперед, затем встать на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу, в то время как диакон на амвоне держит Евангелие. После пения «Воскресение Христово…» пономари идут со свечами в алтарь. «Слава»: «Молитвами апостолов…» и так далее. Во время пения «Воскресение Христово…» алтарник (или третий пономарь) убирает с центрального аналоя воскресную икону. «Милостию и щедротами…». Пономари выходят из алтаря каждый со своей стороны, выносят елей и кисточку для помазания народа. Канон (в это время происходит помазание народа). 1-я, 3-я песни канона, малая ектения, седальны. 4–6-я песни, малая ектения, кондак и икос. По окончании помазания пономари со свечами идут впереди священника и уносят свечи в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Произнесенная св. Патриархом Константинопольским Фотием в присутствии императора Михаила III гомилия вызывает интерес у исследователей в силу своей неординарности. Будучи написана по случаю освящения церкви Богоматери Фаросской после ее перестройки, проповедь совмещает подробное описание обновленного храма с хвалебной песнью в честь императора и его соправителя, Варды Кесаря. Портал «Богослов.Ru» предлагает читателям перевод диакона Владимира Василика так называемой десятой гомилии на русский язык с введением и подробным комментарием. В статье к. фил. н., доцента кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета, преподавателя Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии диакона Владимира Василика рассматриваются различные правовые системы, существующие и существовавшие в России и на Западе, разные аспекты прав человека, которым дается оценка с христианской точки зрения. Автор подчеркивает, что права человека берут свое начало в Библии, а также подвергает анализу общее и противоположное в светском и религиозном рассмотрении прав человека. В статье диакона Владимира Василика рассматриваются основные вопросы и события гонений на РПЦ 1950-х – 1960-х годов. В продолжение ведущейся дискуссии о современной русской идентичности, соотношении русского и советского и трагических узлах русской истории ХХ века предлагаем совместную статью диакона Владимира Василика, доцента СПбГУ, доц. СПбДА и доктора исторических наук, профессора СПБГУ Александра Леонидовича Казина. Статья является откликом на две последние статьи кандидата философских наук В.В. Грановского (Нетрадиционное трезвомыслие, Акция Священника Митрофанова) и статью кандидата исторических наук диакона Константинопольского патриархата, преп. Хайфского Университета Александра Занемонца (Русское или советское?). Продолжая дискуссию вокруг недавно изданной книги профессора протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. " Запретные " темы ХХ века», портал «Богослов.Ru» публикует рецензию доцента Санкт-Петербургской духовной академии диакона Владимира Василика.

http://bogoslov.ru/person/247786

Сошников Нестор Михайлович. Родился во Владикавказе. Псаломщик церкви Корпусного городка Харбина. Через некоторое время рукоположен во диакона к Свято-Сергиевской церкви на станции Имяньпо КВЖД. По болезни ушел за штат. Вероятно был приписан к Успенской церкви Харбина с 1926 г. Скончался 08.02.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище Харбина. Диакон Николай Алмазов Николай. Диакон при управлении главного полевого священника Квантунской армии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Диакон Николай Животков Николай Кузьмич. Служил псаломщиком-регентом в поселке Драгоценка Трехречья в 1930–1940 гг., затем рукоположен в сан диакона. Диакон Николай Чжан Николай. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Заведующий свечным заводом Православной духовной миссии в Пекине в 1950-х гг. Диакон Нила Милютин Нила. Член Пекинской духовной миссии с 1902 г. Диакон Петр Любимов Петр Павлович. Сын протоиерея Павла Любимова. В 1945 г. арестован в Харбине и переправлен в СССР. Диакон Пинна Ду Пинна. Албазинец. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Диакон Порфирий Петров Порфирий Николаевич. Родился около 1868 г. Служил в Благовещенске. Был направлен в Харбин. Служил в Свято-Николаевском соборе в 1906–1923 гг. Скончался 29.05.1931 г. Похоронен на Успенском кладбище. Диакон Сергий Павлов Сергей. Возможно, был за штатом. Пел в Свято-Николаевском соборе Харбина. Имел красивый голос, бас. Священнослужитель старшего поколения. Диакон Сергий Павлов Сергей Павлович. Служил на ст. Имяньпо (1938 г.) КВЖД, затем в Харбине. Рукоположен в сан диакона из певчих. Диакон Сергий Собянин Сергий Георгиевич. Родился около 1875 г. Прибыл в Китай из Пермской губернии. Служил в Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия в 1925–1928 гг. Скончался 16–17.11.1931 г. Диакон Стефан Мартынчик Стефан Антонович. Служил на ст. Пограничная КВЖД в 1915–1924 гг. Диакон Фалалей Мао Фалалей. Учился в миссионерской школе при Пекинской духовной миссии в 1948–1950 гг. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Скончался в тюрьме в 1968 г. Схимонах Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010