Афанасий Великий



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Сотериология святого Иринея Лионского - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... здесь в его эсхатологию, которой посвящены заключительные главы его трактата «Против ересей». Органическую связь своей сотериологии с эсхатологией св. Ириней, как обычно, основывает на Священном Писании, главным образом на 15-й главе первого послания св. апостола Павла к Коринфянам, которую он неоднократно цитирует в относящихся к этой теме главах своего основного трактата. Учение св. Иринея об окончательной, в эсхатологическом плане, победе над смертью, так же как и его учение о богопознании, получило дальнейшее, более полное раскрытие в истории восточного святоотеческого богословия. Св. Афанасий Великий, например, говорит, что Церковь Христова помазана «на Царство Небесное, чтобы соцарствовать с Ним, Богочеловеком, истощившим Себя за нее и воспринявшим ее через приятие рабия зрака» 161. То, что относится к Церкви в целом, относится также и к отдельным ее членам, которые тоже должны быть воскрешены и вознесены к Отцу и обожены. По отношению к ним Христос является «Первенцем». Поэтому Он, Который «воскресил из мертвых и вознес к Себе тело Свое, а потом воскрешает и члены тела Своего, да им, как Бог, дарует все, что Сам принял, как человек» 162. Ту же мысль о постепенном ... далее ...
15 мая 2013 - Православный Церковный календарьИскать в Источникеazbyka.ru
... в том случае, если идущий по тропинке станет осуждать в своем сердце того, кто идет по шоссе, или наоборот. Оба пути благословенны, и если выбравшие их живут по Богу, то оба эти пути могут привести в рай. Проповедь дня Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.) Господь говорил своим ученикам: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» ( Мк. 13: 11 ) . И вот, Апостолов привели в синедрион. Старейшины... Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Св. Афанасий великий, ныне прославляемый, родом из Александрии, был наставлен в мирской и в христианской мудрости и потому еще в сане диакона, бывши на 1-м вселенском соборе, явил в себе ревнителя православия и сильнаго обличителя еретиков. Возведенный 28-ми лет в епископы Александрии, он всю жизнь провел в борьбе с арианами! Когда основатель ереси... Проповедь священника Иоанна Павлова. Как нам известно из истории, святой князь Владимир, креститель Руси, приняв христианство, совершенно изменил свою жизнь: из дикого необузданного язычника он стал праведником и подвижником. Сам обретя путь ... далее ...
Основы древнецерковной антропологии Том I. Сын ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нам чины. Другим же оком созерцаем Славу святого естества Божия, когда благоволит Бог ввести нас в духовные таинства, и в уме нашем отверзает море веры» 682. Еще два свидетельства о непосредственном созерцании Сына-Слова и Отца относятся к более позднему времени, к XIII и XV вв. Симеон Новый Богослов говорит: «Зрю свет, которого нет в мире; зрю свет в келлии, сидя на одре; внутрь себя зрю Творца Мира» 683. Нил Сорский говорит: «Живущий в небесах есть и в моем сердце, здесь и там зрится мною… и с естеством моим соединяется по существу» 684. Другой метод теогнозии – через самого себя.) Афанасий Великий говорит, что «Бог познаваем, так как живет в духе человека» (Постановление Никейского Собора) . По Иустину Философу, есть в духе человека око ума, непосредственно видящее Бога 685. О методе самонаблюдения и самопознания говорит Василий Великий: «Точное наблюдение самого себя дает достаточное руководство к познанию Бога» 686. То же и у Климента Александрийского, Феофила и Оригена. Можно прийти к созерцанию Бога и «через уразумение свойств творений Божьих», по Максиму Исповеднику, и это созерцание сопровождается чувством неизъяснимого блаженства 687. Христианские ... далее ...
Афанасий Великий, Архиепископ александрийский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Великий, Архиепископ александрийский, отец православия Афанасий греч. бессмертный) Великий, архиепископ александрийский, ревностный защитник православия во время арианских смут, стяжавший себе имя «Отца православия». Его могучий нравственный облик, озаренный светом Божественного учения Христова, как скала возвышается над мятущимся морем ересей того времени и как яркий маяк руководит верных в тумане сомнений и колебаний. В эпоху падения веры, равно как и во времена религиозных волнений и страстей, св. Афанасий может служить примером горячего верования, и идеалом кротости и терпимости там, где дело может обойтись без строгости и суровости. Он беззаветно борется с бурными волнами разных ересей. Бывают моменты, где он, можно сказать, остается почти один против всего мира, и весь мир идет на него. Но стихает гроза, и св. Афанасий тотчас опускает пылающий меч своего огненного слова и умиротворяет громы своего красноречия, поражающего еретиков. Он кротко увещевает их покаяться, он снова становится терпеливым к немощам и слабостям, хотя не на йоту не уступает им. О жизни св. Афанасия до 326 г. история знает очень мало. Родился он в Александрии в 293 г., как это доказал проф. ... далее ...
Учение Оригена о Святой Троице, Часть 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... существовал столь же мало, как и мир до сотворения 182. То бесспорно, что эти писатели в своём учении о Слове отправляются от представления о нём как том свойстве духовной природы Отца, в силу которого Он есть существо разумное: отделить от Бога Его Слово значит представить Бога существом неразумным (??????) . Слово, таким образом, есть свойство или деятельность (как????????) духовной природы Отца. Этим, по-видимому, сказано и то, что Слово – неипостасно, безлично. Нельзя отрицать, что такое воззрение на Слово несвободно от подобной опасности 183. Но не забудем, что и «отец православия» Афанасий Великий стоял за это воззрение и был ревностным защитником ипостасного бытия Слова 184. Следовательно, предполагаемая опасная сторона этого воззрения не составляет его необходимой принадлежности. Если же обратимся к самим рассматриваемым писателям, то не найдём у них ничего такого, что? приводило бы их к отрицанию ипостасности Слова в первом моменте Его бытия. Мысль, что????? ?????????? может быть и ипостасью, представляется удобоприемлемой. Однако же и в этот, вторичный момент Своего бытия Слово не перестаёт быть в Отце как Его свойство: разумность природы Бога по-прежнему ставится ... далее ...
Лекции по истории Древней Церкви, Раздел 7 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... обстоятельств церковной жизни запада. В отношениях восточных и западных церквей исторически установилось неравенство, и лишь в пользу одного Рима. Замечательно, что случаи вмешательства запада в церковные дела востока были еще и до Льва Великого, и его предшественники находили возможным отправляться прямо от второй посылки, не нуждаясь в полных воззрениях Льва. Для запада идеи папизма были фактами, а для востока лишь красивыми риторическими фразами. Первый случай папского вмешательства был при Афанасии Великом, но и этот случай был таков, что дело началось прямо со второй посылки. Афанасий Великий должен был удалиться из Александрии, иначе его вытеснила бы вооруженная сила. В Риме он не походил на просителя, что видно из его энциклики, где он не считает себя подлежащим суду Рима; он просто уведомил папу о факте своего изгнания и говорил, что если бы новый александрийский епископ прислал грамоту общения, то епископы должны ее разорвать. В то же самое время на востоке произошли весьма важные обстоятельства. В надежде на симпатии императора Константия, восточные собрались в начале 340 года на собор в Антиохии и на место удалившегося Афанасия избрали какого-то каппадокийца ... далее ...
Жизнь после смерти, Часть 5 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... вам Царство ( Мф. 25, 34 ) . Это означает, что они еще не наследовали его сразу по исходе души из тела. Иначе, если бы они наследовали его, то не нужно было бы воскресение тел, пришествие Судии и страшное и всемирное судилище 156. Апостол Павел также пишет: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5, 10 ) . Это означает, что до этого судилища, на котором мы предстанем перед Христом, пока душа живет без тела, «никто не получает того, что сделал посредством тела» 157. Святитель Афанасий Великий на вопрос, получают ли праведники после исхода души из тела блага, а грешники – муку, отвечает: «Никак. Но та радость, которую ныне имеют души святых, есть частичное воздаяние, также как и та скорбь, которую имеют грешники, – есть частичная геенна» 158. И святитель Марк приходит к выводу, что ни праведники не получают в совершенстве те вечные блага, ни грешники не получают совершенное осуждение и не отосланы еще в геенну. Ведь до воскресения тел они еще несовершенны «и как бы рассечены пополам как лишенные тела». Только по входе душ в нетленные тела они воспримут награды и ... далее ...
Книга о ЦерквиИскать в Источникеazbyka.ru
... хора. Однако и после пришествия Спасителя псалмы сохранили свое значение. Сам Господь пел их. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в паломничество в Иерусалим на Пасху. От Назарета до Иерусалима по дороге паломники пели псалмы восхождения ( 120-134 ) . Во время проповеди Господь приводит в своих речах больше цитат из Псалтири, чем из других книг Ветхого Завета. После Тайной вечери Господь вместе с учениками пел псалмы, когда они вместе шли в Гефсиманский сад. Христианская Церковь с самого начала своего существования включила псалмы в богослужение. Святой Афанасий Великий писал о Псалтири: “Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто ... далее ...
Премудрость нашего спасения, Глава 8 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... милости, проистекающей от Троицы, ради хваления, одинакового с ангельским, ради исповедания Бога Единого в Троице. Потом читают преподанную Господом молитву, изъяснение которой мы, по возможности, представим в другом месте (и многие изъяснили смысл этой Божественной молитвы, особенно же святой Григорий Нисский) . Когда священник окончит молитву ради славословия, тогда говорят двенадцать раз: «Господи, помилуй», в соответствии с двенадцатью часами дня. Далее трижды говорится: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», как поёт Давид и как научает делать это при начале наших молитв Афанасий Великий, чем выражается, что един только вечный Царь наш – Христос со Отцом и Духом. При этом мы совершаем поклоны в знак того, что мы рабы Божии, и читаем псалмы по уставу. 270. О пятидесятом псалме Прежде всего читаем пятидесятый псалом, который есть песнь исповедания и умилостивления, который молит о помиловании согрешившего и о том, чтобы не отступил от него Дух Святой, но чтобы через сокрушение и смирение сердца ещё более обновился в нём. Потому-то этот псалом мы читаем и в начале многих пений, так как он как бы говорит о судьбе Адама и всего нашего рода, и Церкви от язык, ... далее ...
Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... пишут: «сколько нечестив разбивающий таинственную чашу, и таким образом погрешающий против крови Господней, столько же и даже еще более нечестив тот, кто, вопреки церковному уставу, объявит о семи таинствах перед оглашенными и язычниками, потому что 11 не должно выставлять тайны на позор перед непосвященными, чтобы не посмеялись язычники по неведению и не соблазнились оглашенные, став пытливыми ». Таким благоговейным вниманием едва ли бы окружали древние христиане совершение таинства, если бы не видели в нем действительного присутствия Христа Иисуса! Таким образом, по нашему мнению, св. Афанасий Великий разделяет веру церкви в реальное присутствие тела и крови Христа в евхаристии. Защитники же взгляда, что св. Афанасий был символистом в учении о таинстве евхаристии, обыкновенно указывают на известное послание его к епископу Серапиону о Святом Духе. В этом месте, по-видимому, весьма благоприятствующем такому представлению и, нужно сознаться, довольно трудном для объяснения, св. автор, касаясь беседы Христа Спасителя о вкушении верующими Его плоти, говорит, между прочим, что и здесь, подобно тому, как у св. Марка, Христос приложил к себе два эпитета: плоть и дух; и слово – ... далее ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"