> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Афанасий Великий

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Феодор., вы гневаетесь! Это отдельная мысль: негодуете, видя, что восстающие на вас благоденствуют; но не согрешайте, не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы то все происходит без порядка и управления. По Исидору, гневайтесь, но не греховным гневом – не из мщения за мнимые оскорбления, но когда идет дело или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обидимых. Пс. 7: 14. Стрелы своя сгораемыми содела. По общему мнению Василия Вел., Афан. и Феодор., под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигает, говорит св. Василий, плотская любовь, любострастие, гнев и пр. Пс. 9: 22. Призиравши во благовремениих, в скорбех, то есть когда особенно нужна помощь. Евр. 4: 16. Ст. 25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет. По Феодор. и Иерон., изъясняется так: сильный хотя восторжествует над всеми, но и сам не избежит челюстей смерти и, подобно другим, сойдет в могилу. Ты видишь жестокую скорбь, которую наносят ближним нечестивые; Ты все видишь и в Твоей воле как нечестивый – он не избежит суда Твоего, так и нищему Ты покровитель. Ст. 36. Взыщется грех его и не обрящется: то есть нечестивый не ... далее ...
Историческое обозрение священных книг Нового ...Искать в Источникеazbyka.ru
... время набегов своих на Малую Азию и другие области Римской Империи и между которыми много было также и священников. Строгость жизни этих христианских пленников и особенно совершаемые ими во Имя Христово исцеления разных недужных и больных производили глубокое впечатление на полудикий и воинственный народ, а вследствие этого и проповедь их имела быстрый успех. 389 В числе епископов, присутствовавших на Первом (Никейском) Соборе и подписавшихся под его определениями, значится также имя и митрополита Готфского – Феофила (Theophilus Gothorum Metropolis, Theophilus Bosphoritanus) . 390 Св. Афанасий Великий в сочинении «О воплощении Слова» не только называет Готфов обратившимися ко Христу, но и хвалит их мученичество за Христа 391. Таким образом, еще в начале IV века христианство окончательно утвердилось между Готфами. Но особенно замечательным в истории христианства между Готфама был именно IV век. После Феофила епископом Готфским сделался Ульфила (7 388 г.) , имевший огромное не только духовное, но и гражданское значение среди своей обширной паствы; ему главным образом Готфы обязаны своим духовно-христианским просвещением, так как он, во-первых, изобрел для них собственный ... далее ...
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это значит, на каком основании сыны человеческие противополагаются нечестивым? Какой именно смысл слов: по высоте твоей умножил еси сыны человеческие? Наконец, какая связь между сими изречениями: окрест нечестивии ходят, по высоте твоей умножил еси сыны человеческие? В настоящем псалме св. пророк жалуется Господу на оскудение преподобных или благочестивых людей, то есть честных, правдивых, оплакивает ослабление истины среди человечества и умножение лести и неправды, которая, без сомнения, гонит и теснит благочестивых. Потом утешает благочестивых, возвещая им, что Бог потребит нечестивых, и, чтобы надежда благочестивых была тверже и живее, он передает им слова Самого Бога. Я воскресну, говорит Господь, положуся во спасение. Пророк с благоговением внемлет сему гласу Божию и, обращаясь к народу, мысленно говорит ему: слышите ли, что говорит Господь? Он обещает спасти благочестивых; обещает Сам сделаться краеугольным камнем сего спасения, и я не обинюсь о нем, то есть я совершенно уверен в сем, я буду с дерзновением проповедовать сие спасение, которое Господь обещает благочестивым, потому что слово Божие чисто, в нем нет ни лести, ни обмана. Таково значение слова сего: не ... далее ...
Собрание древних литургий восточных и западных. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... достойно и справедливо». 80 Дрей (S. 125) указывает на сходство последней фразы, об образе происхождения всего от Бога, с выражениями об этом предмете, обычными во времена господства гносиса, и видит, между прочим, и в этом одно из доказательств глубокой древности настоящей литургии. Подобного рода указаний можно сделать и еще несколько. Само собою разумеется, что сходство выражений отнюдь не предполагает в настоящем случае тожества понятий. 81 Подобное выражение есть и у св. Иусгина Мученика. Оно не есть непременно еретическое, а имеет и православный смысл, как это прекрасно объясняет св. Афанасий Великий в 3-м слове Против ариан. См. : Творения святых отцов, ч. 2, с. 463 и сл. Тем более должно заметить это же самое относительно последующего изложения учения о божестве Единородного Сына Божия. В конце II или в III столетии такого рода выражения были совершенно чужды арианского смысла и весьма целесообразны в борьбе Православной Церкви с ересями. 82 Пс. 73, 15, по переводу 70 толковников. 83 Есть также чтение: στρατιῶν αἰωνίων, то есть, воинств вечных. 84 Свт. Иоанн Златоуст в беседе 2-й на Второе Послание к Коринфянам говорит: «Благодарим за вселенную и общие блага»; в ... далее ...
Толкование на Псалмы, Псалом 16 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... т. е. принадлежит Давиду или внушена ему Св. Духом. С Евр. : «Молитва Давида». Псалом выражает мольбу человека, угнетенного врагами и находящегося в сильной скорби. Толкователи ( св. Афанас., бл. Феод. и др. ) думают, что псалом сей написал Давид среди сильнейших гонений Саула. «Гонимый Саулом, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих», говорит бл. Феодорит. Бл. Иероним и Августин видят в сем псалме мольбу Иисуса Христа и Его св. Церкви о помощи среди гонений. – «Псалом сей поется от лица человека совершенного по Богу», говорит св. Афанасий. 1. Услыши Господи, правду мою. Правдою, говорит бл. Феодорит, здесь называет не совершенную добродетель, но справедливое прошение. Другие переводчики, замечает сей учитель, не присовокупили местоимения: мою; Симмах и Феодотион перевели: Господь правды, а Акила: «услыши, Господи, праведного». – «Упоминает здесь, – говорит св. Афанасий Ал., – псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому, что выдает себя за праведника; но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины, гонимый Саулом: то услыши и исполни мое прошение» (Св. ... далее ...
История чинов хиротесий Православной Церкви — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Египте, но и в Сирии, в Армении, в Италии и Венеции. Такая распространенность сильно беспокоила Византию, которая, стремилась к унификации на Востоке и подавлению местных богослужебных чинов. Уже в VIII–IX вв. Литургия ап. Марка активно вытеснялась византийским чином святителя Иоанна Златоустог о и вскоре, по настоянию Константинополя, была запрещена. В современном виде она, конечно, не была написана самим апостолом и не может быть признана той самой Литургией, которую совершал в Александрии святой Марк. По этому чину совершали Евхаристию знаменитые Александрийские святители: свв. Дионисий, Афанасий Великий, Кирилл и др. Самое древнее упоминание о ней содержится у Эдесского епископа Иакова (вторая половина VII в.) . [14] Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва. М., «ДАРЪ», 2007. 1024 с. С. 406. [15] Церковь всегда относилась с особой осторожностью к выбору лиц для замещения степеней клира. Каноны неоднократно предписывают перед рукоположением производить тщательное исследование веры и жизни избираемых, что наглядно видно в данном чине. [16] По некоторым чиновникáм, после этого ставленник целовал руку епископа и, получив от него ... далее ...
Толкование на Псалмы, Псалом 67 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Давид прилично относит их к своему времени в виду врагов, которых ему надлежало покорить, и которые были вместе врагами Божиими, особенно если при этом было действительно перенесение ковчега на Сион. Св. Афанасий и бл. Феодорит под врагами разумеют демонов, а под воскресением последний – не только прекращение Божия долготерпения, но и воскресение Христово. 3. Тако да погибнут грешницы, – враги, ненавидящие Господа, ст. 1. Так перевели, уверяет бл. Феод., и прочие переводчики, так называет их Еврейский текст и Сирский переводчик, и под нечестивыми разумеет не людей, а демонов, враждующих на людей. «Как дым рассеевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню, так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку») Бл. Феод. (. С Евр. : «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия». 4. А праведницы да возвеселятся. «Когда демоны будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы и прославят спасшего Бога») Бл. Феод. (. С Евр. : «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». 5. Путесотворите возшедшему на запады:) (, ... далее ...
Полемические сочинения, Часть 6 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 343 « 344. 42 Видишь ли ты, что причащающиеся боготворящей энергии сообразны Святому Духу, или ты думаешь, что «сообразные» [сказано] вместо «соприродные» (συμφυεῖς) , и они будто бы соединяются по сущности с Духом? Но такая [мысль] исполнена нечестия. Ибо обоженные причащаются Божественной благодати и славы, но не сущности, и таким образом облекаются в Божественный образ. [Апостол] говорит: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (ртаррфоирба) в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 345. Таким же образом о причастности Духу говорит и великий Афанасий: «Оно (богослов говорит о триипостасном Божестве) являет один и тот же облик – Отца, созерцаемого в Сыне, и Сына, мыслимого в Духе и причащаемого человеком; „ибо мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ " " 346. Видишь ли ты, что облик – это и Божественная слава, в которую преображается (μεταμορφοῦται) человек по­средством причастия? И еще он говорит: «Един вид триипостасного Божества – тот, который был явлен и патриарху Иакову. В Писании сказано: „Взошло солнце, когда он проходил Вид Божий» 347. Святые пророки, созерцая это и ... далее ...
Толкование на Псалмы, Псалом 101 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... С Евр. : «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле». Т. е. в несчастии и горе я проводил время уединенно, без сна, как одинокая птица на кровле. 9. И хвалящии мя мною (на мя) кленяхуся. Т. е. «ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде, потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие»! (Бл. Феод.) . «Друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль» (Св. Афан.) . С Евр. : «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною». 10. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. С Евр. : «Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами». Т. е. покрытый пеплом, от сильной горести, от страшного гнева Твоего, Господи, я не различал пепла от хлеба, слез от воды, мешал то и другое, и таким образом ел пепел как хлеб, пил слезы с водою. Указывается на обычай, по которому пораженные сильным несчастием покрывали свою голову пеплом, сидели одиноко и плакали, причем не замечали, как пепел мешался с хлебом и слезы с питием. «Пророк указывает, – говорит св. Афан., или на бедстия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким ... далее ...
Собеседование православного с варлаамитом - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ни [сами] мы не называли [сущностью], ни от отцов научились [называть их так] применительно к Богу, и также не сущностными различиями, поскольку не много божественных сущностей. Но мы навыкли от отцов, что у единой и простой сущности святой и покланяемой Троицы есть много энергий, и что все они – нетварные. Так что и ты, если хочешь быть благочестивым, то нетварность, безначальность, бестелесность, благость, творческое [начало] и тому подобное не называй ни сущностными различиями в Боге, ни качествами, но и не сущностями, а тем, что окрест сущности, поскольку сам Дамаскин и прежде него великий Афанасий, перечислившие все таковое, говорят, что это не природа, а то, что окрест природы 83. А великий Василий назвал их не воипостасными энергиями Духа, извечно Ему присущими 84. Также и в другом месте он говорит: «слыша о Благодетеле, Судии, Благом и Праведном и обо всем ином, тому подобном, мы научились различиям энергий; а природу Действующего мы отнюдь не можем познать через уразумение энергий» 85. 36. Впрочем, что они и нетварны, и не неотличимы, как утверждают эти, от сущности, ясно и из того, что ты сейчас привел, ибо сама безначальность и нетварность не тварна, хотя и не ... далее ...
  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера